17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,
9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,
10 в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.
11 В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,
12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.
13 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,
14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.
15 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
(Лк. 6:17-23) Лк.6:17. И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
Лк.6:18. которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
Избрав двенадцать, сходит с горы, чтобы исцелить пришедших из городов и облагодетельствовать вдвойне, именно: по душе и по телу. Ибо слушай: «пришли послушать Его» – это врачевание душ; «и исцелиться от болезней своих» – это врачевание тел.
Лк.6:19. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
Пророки и другие святые не имели силы, исходящей от них, ибо они не были сами источниками сил. А Господь имел силу, исходящую от Него, ибо Он Сам был источник силы, тогда как пророки и святые получали особенную силу свыше.
Лк.6:20. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
Лк.6:21. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
Лк.6:22. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
Лк.6:23. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их
Господь, рукоположив учеников, через блаженства и учение приводит их в более духовное состояние. Ибо Он ведет речь с обращением к ним. И, во-первых, ублажает бедных; хочешь, разумей под ними смиренномудрых, хочешь – ведущих жизнь несребролюбивую. Вообще же все блаженства научают нас умеренности, смирению, уничижению, перенесению поношений.
(Лк.6:17–23) Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их – видит, что они не представители блага, а только призраки его.
Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, – духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорбность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.
Протоиерей Александр Шаргунов
В Евангелии от Матфея заповеди блаженства представлены как «искусство жить». В Евангелии от Луки они — как неумолимое требование. В Евангелии от Матфея Господь восходит на гору, народ остается вдали, внизу. Вокруг Господа только Его ученики, которым Он наедине раскрывает глубину Своего учения. В Евангелии от Луки Господь сходит с горы, где Он молился и избрал двенадцать апостолов. Вместе они сходят вниз, «на ровное место», и их встречает множество учеников и народа. Учение Христово должно быть обращено ко всем, не только к «лучшим ученикам». Принятие его является решающим для спасения. Кроме того, в Евангелии от Матфея заповеди блаженства звучат в третьем лице: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». В Евангелии от Луки — во втором лице: «Блаженны вы». В первом Евангелии Господь возвещает Благую Весть. В третьем — суд: этот суд может быть Благой Вестью для одних, и горем для других. Как мы воспринимаем этот дар, сподобляющий нас одной чести с апостолами?
Если бы мы не знали силу любви Христовой, силу Его Слова, мы не смели бы произносить эти Его заповеди блаженства. В них — тайна Церкви, тайна Царства Небесного, тайна Самого Христа. «Блаженны нищие, блаженны алчущие, блаженны плачущие». Есть ли у нас мужество жить ради Царства Христова? Эти потрясающие слова открывают нам, что быть христианином — значит следовать за Христом. Ибо Он есть путь, истина и жизнь (Ин. 14:6). Заповеди блаженства — это то, что происходит со Христом и то, что Он хочет передать нам, чтобы в наших человеческих сердцах воссияла Божественная любовь. Заповеди Блаженства — в центре этого мира печали, несчастий и страданий. Потому что Христос оставил нам Свой мир и Свою радость. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает». (Ин. 14:27). Он дает нам этот мир и эту радость в час, когда Он идет ко Кресту и Воскресению, и когда говорит нам: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие» Он дает нам жизнь. Свою собственную жизнь. Предадим ли мы в ответ Ему себя, оттого что Он так возлюбил нас? Наша жизнь становится живою, когда в ней есть присутствие Божие, когда мы приемлем выбор, который Он сделал за нас. Только благодаря вхождению Бога в наш мир несчастья и смерти можем мы неложно говорить о блаженстве. Кто из нас понимает слова Христа, когда Он обращается к нам: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное»? В этом есть что-то совершенно противоестественное, однако здесь — сердце Евангелия, суть Христовой истины.
Приходилось ли вам встречать людей, только что переступивших порог храма, которые, когда им говорят о заповедях блаженства, отвечают: «Но я это чувствовала всегда, я именно этого всегда хотел, и вот это теперь открывается мне»? Мы должны молить Господа, чтобы Он открыл нам Свою любовь, Свой мир и Свою радость, которые Он заповедал нам иметь даже среди гонений, потому что это является главным признаком христианина. Потому что христианин — это свидетель Воскресения Христова. «Если Христос не воскрес, тщетна вера ваша, вы еще во грехах ваших». Если мы можем возвещать заповеди блаженства и жить причастием Тела и Крови Христовых, это потому что Христос воскрес. Все заповеди блаженства — следствие Воскресения Христова, и все они — как христосование Церкви посреди Пасхи: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»
Заповеди блаженства начинаются со слов: «блаженны нищие», потому что Христос явил нам прежде всего Свою нищету. Ничего не имеющий, обнаженный на Кресте от Своей славы, оставленный и преданный всеми, — среди этого предательства, среди смерти, среди этой нищеты Он в руки Отца Небесного предает дух Свой. Нет ничего более поразительного, чем это предание Господа Своему Отцу. Это то, что мы должны делать каждое мгновение нашей жизни — предавать себя воле Отчей, которая есть воля блаженства. Господь хочет нашего вечного блаженства. Может быть, кого-то удивляет, как мы смеем столь дерзновенно утверждать, что Господь хочет, чтобы мы были счастливы в этом мире, в таком, каким мы его знаем, но это так, это — абсолютная правда.
В центре нашего мира — воскресший Христос. Он избавляет нас от наших грехов, Он дает нам надежду, Он открывает нам небо. Он дает нам жизнь. Христос воскрес из мертвых, и не стало больше ничего невозможного. Если бы вся жизнь кончалась здесь, мы были бы несчастнее всех человеков. Но заповеди блаженства существуют, потому, что Христос воскрес.
Заповеди блаженства — не бегство от реальности, не сдача всех позиций перед этим жестоким миром. Это торжество Воскресения Христова в нашей жизни, которое ныне сокровенно, но раскроется в полноте в конце времен, когда Господь явится во славе, чтобы преобразить нас. Да будет Господь всегда нашим утешением, милостью и миром, приведением нас в свободу чад Божиих, предающих себя до конца в руки Его. Чтобы уже теперь мы были воскресшими со Христом!
***
Протоиерей Павел Великанов
Заповеди блаженства, которые нам только что озвучил евангелист Лука, с первого взгляда кажутся абсурдными. Но — только для нашего слуха. Для современников Христа эти благословения и проклятия были вполне в раввинистической традиции обозначения двух крайних точек — между которыми и следовало человеку выбирать, каким путём идти — путём жизни или путём смерти. В книге Второзакония описывается, как устами Моисея Бог достаточно подробно описывает последствия для каждого еврея соблюдения или же, напротив, нарушения заключённого завета. В чём же существенная разница между опорными точками Моисея — и опорными точками, которые предложил Своим слушателям Христос Спаситель?
Современников Моисея интересовали вопросы прежде всего выживания и благоденствия. В этом смысле для них Бог — не сильно отличался по своему с позволения сказать «функционалу» от иных богов — языческих — от которых прежде всего искали помощи, защиты, гнева которых боялись и пытались каким-то образом их умилостивить и заручиться их поддержкой. Конечно, для еврейского сознания Бог — иной, Он — Один, Единственный, с Ним у народа выстраиваются особо близкие отношения. Но при всём этом — даже в словах Моисея основной акцент — на житейском и материальном. Будете выполнять завет — всё у вас будет хорошо. Не захотите соблюдать заповеди — всё развалится и в итоге погибнете страшной смертью.
Речь Христа — о другом. Он, при сохранении вполне понятной для еврейского сознания «растяжки» между благословениями и проклятиями, наполняет их качественно иным содержанием. У Моисея речь о нарушениях межевых границ, об идолах, кровосмешении, то есть о конкретных ситуациях — у Христа —речь прежде всего о состояниях человека: честности, кротости, искании правды Божией, верности идеалам. И в словах проклятий — мы тоже слышим иную тональность. Здесь нет описаний ужасов и жестоких наказаний, как у Моисея — здесь принципиально иной подход. Христос всего лишь показывает, что следующий путём смерти сам для себя закрывает возможную перспективу — когда он целиком вкладывает себя в материальные ценности, удовольствия, тщеславие. Его никто наказывать и не собирается — но всё более чем серьёзно и драматично. Отказывающийся следовать путём заповедей Христа сам себя ограничивает и делает неспособным к участию в Царстве Небесном. Может ли ребёнок, который отказался из вредности идти вместе с родителями в театр, жаловаться, что из-за этих родителей теперь ему скучно сидеть одному дома? Но ведь это был его сознательный и свободный выбор! Может ли человек предъявлять претензии Богу — оказавшись за пределами Царства Небесного — когда сам отказался развивать в себе своего рода «духовный слух» — при наличии которого только и можно распознать красоту Божественной мелодии мироздания?
И вот что самое главное, что Христос Спаситель старается донести до своих слушателей: не имеет никакого значения ваше материальное благосостояние, которому вы так много уделяете внимания, ни ваше социальное положение — любой из вас, даже считающий себя самым обделённым и неудачным — имеет все возможности для того, чтобы развить в себе способность быть очень близким к Богу, стать другом Божиим, вырастить в своей душе росток новой жизни — который и после смерти останется живым. И для этого не нужны ни кровавые жертвоприношения, ни продолжительные молитвы, ни экстремальные подвиги. Требуется нечто иное — но по факту — не менее значимое для выстраивания близких отношений с Богом: научиться на самом деле любить тех, кто рядом с вами. Прощать их. Жалеть их. Миловать их. Помогать, чем только можешь. Терпеть их испорченность и порочность. Уважать их право выбора. Не осуждать за греховность. Поддерживать и утешать без всякой надежды на благодарность. Именно это для Бога и оказывается гораздо важнее, чем бесконечная вереница религиозных обрядов и ритуалов.
Помоги же нам, Господи, не забывать о том, что есть только один самый короткий путь к Тебе — те люди, которых Ты поставил рядом с нами!…
***
Священник Стефан Домусчи
Каждый приходит в Богу за чем-то своим. Несомненно, приходя в храм мы призваны уважать друг друга, особенно сознавая, что все мы, собравшиеся христиане — ученики Христовы, братья и сестры. И всё же, говоря о чем-то своём, я имею в виду, что каждый несмотря на доброе и открытое отношение к другому, приходит к Богу со своими личными переживаниями: со своей личной болью, со своей радости, со своими просьбами и благодарностями. Это не значит, что он не уважает боль или радость другого, он может сопереживать и радоваться, но почувствовать чужую боль и радость, как свои собственные, чрезвычайно трудно. Иногда разговаривая с людьми, которых привела в храм беда или даже радость, понимаешь, что вера для них — пока нечто эмоциональное и психологическое. И такая вера уже очень важна, но при этом многие понимают, что на эмоциях далеко не уедешь, так как они имеют свойство остывать или сменяться другими. И вот, тот, кто вчера приходил просить о чем-то, сегодня забыл о просьбе, потому что получил просимое. Тот, кто пришёл благодарить, завтра, когда дело его расстроилась, не благодарит, а злится и возмущается. Смотря на все это, ясно понимаешь, что вера должна быть построена на более серьезных основаниях.
В сегодняшнем чтении, Бог в лице Христа, показывает нам то, как мы должны воспринимать веру разных людей, какой бы она ни была. Если мы слушали текст внимательно, нас не мог поразить контраст, между тем, как ведут себя люди и тем, что говорит Спаситель. Перед началом проповеди, когда Он стоит на ровном месте и собирается говорить нечто ученикам, мы видим как люди из разных мест, далеких и близких, иудейских и языческих, приходят послушать его и исцелиться от болезни. Мы видим, как все тянутся, стараются к Нему прикоснуться, потому что от Него исходит сила и исцеляет всех. Для нас, читающих текст, сегодня очевидно, что эти люди пришли не столько за подвигом, не столько за тем, чтобы стать его учениками, они пришли по зову сердца, пришли из любопытства, многих привели к Нему болезни и проблемы. Зная все это, Христос обращаюсь к ученикам произносит то, что мы называем заповедями блаженств. Он говорит: блаженные нищие духом ибо ваше есть Царствие Божие, блаженны алчущие и плачущие, блаженны Вы когда вас будут ненавидеть… Кому Он это говорит? Людям, которые пришли получить от него дары. Которые далеко не все готовы быть алчущими, плачущими, гонимыми за имя Его… Но Он говорит все равно… Говорит так, что Его голос звучит в веках. Говорит потому, что они могут услышать, говорить потому, что человек пришедший с одним намерением, может уйти с другим! Христос Бог, Он знает, что в каждом человеке есть способность очнуться от постоянной обращенности на себя, от эгоизма, от себялюбия от того, чтобы видеть в мире только свои проблемы и услышав Бога, узнав Его замысел, ответить на Его призыв и пойти за Ним…
О Церкви и церквах
(Еф.1:7–17)
Протоиерей Вячеслав Резников
Одно из действий благодати Божией, «каковую Он в преизбытке даровал нам», Апостол видит в том, что Бог открыл некую «тайну Своей воли». А тайна в том, что Бог положил «в устроение полноты времен» «все небесное и земное соединить под главою Христом». И в частности соединить во Христе иудеев и язычников. Ведь то, что для нас сегодня является общим местом, тогда было поистине откровением. И евреи не могли предположить, что когда-то перестанут быть единственным богоизбранным народом. И язычники не могли помыслить, что когда-то им придется принять что-то еврейское. И поэтому когда Господь вдруг повелел апостолу Петру идти к язычнику Корнилию, это было настоящим переворотом в сознании.
Точно также для тех людей, которые однажды пришли вслед за Иисусом в пустынные места, было абсолютной тайной то, что произошло спустя несколько минут. Никто не мог и предположить, откуда «взять здесь, в пустыне, хлебов, чтобы накормить» несколько тысяч. А Господь только и «велел народу возлечь на землю», и вдруг – чудесно умножились единственные пять хлебов и немного рыбок, и все «ели и насытились», и даже «набрали оставшихся кусков семь корзин».
Господь через пророков приоткрывает будущее, но люди слышат ли этот голос? Даже на соборе в Иерусалиме по поводу принятия в церковь язычников – сначала апостол Петр сообщил о факте обращения Корнилия, и как Бог дал при этом «свидетельство, даровав им Духа Святого». Потом Павел и Варнава рассказали, «какие чудеса сотворил Бог чрез них среди язычников». И лишь после этого и Апостол Иаков привел пророчество Иеремии, что некогда будут призваны и «прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя» Господне (Деян.15:17).
А пока все должны были идти своими путями. Иудеи – беречь для всего мира веру в единого Бога. А другие народы – до конца пройти путь многобожия, чтобы с одной стороны, явить миру плоды этого пути, а с другой – показать высоту и пределы чисто человеческой мудрости.
А мы сегодня стоим перед трагическим фактом разделения людей, исповедующих имя Христово. И хотя мы понимаем, что это плохо, и даже противоестественно, но что мы, православные христиане, можем сделать? Не можем же мы, ради объединения с римо-католиками, подчиниться, вместо Христа, Римскому Папе, признав его непогрешимым наместником Христа на земле, и почитать его учительное слово наравне со словами Священного Писания. Не можем мы и ради объединения с протестантами отказаться от молитвенного общения с Божией Матерью, с Ангелами и духами «праведников, достигших совершенства» (Евр.12:23). Не можем мы отказаться ни от чего, чем живет наша Церковь вот уже две тысячи лет. Зачем прибавлять к своим и так многочисленным грехам еще и грех отступления от явной истины?
Конечно, и к правоте часто примешивается греховное чувство гордости своей правотой. И далеко не все мы делаем, чтобы облегчить им возвращение в Церковь. Конечно, не стоит спешить отправлять в ад и всякого человека, а тем более исповедующего имя Христово. Просто надо твердо и по совести, спокойно и смиренно идти своим путем, не гонясь за призраками, за суррогатами единства. Когда-нибудь Господь откроет нам и эту тайну. Может быть Он чудесным образом напитает всех любовью, как когда-то напитал хлебами в пустыне; и то, что сейчас кажется совершенно невозможным, когда-нибудь станет само собой разумеющимся, и никто не сможет поверить, что когда-то было иначе.
|