25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего.
14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
(Ин. 19:25-27,Ин. 21:24-25) Ин.19:25. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
Почему Мария Клеопова называется сестрою Матери Его, тогда как Иоаким не имел другого чада? Клеопа был брат Иосифу. Когда Клеопа умер бездетным, то, по сказанию некоторых, Иосиф жену его взял за себя и родил брату детей. Одна из них – упоминаемая теперь Мария. Она называется сестрою Богородицы, то есть родственницею. Ибо Писание имеет обыкновение называть сродников братьями. Например, Исаак говорит о Ревекке, что она сестра ему, хотя она была женою его. Так и здесь мнимая дочь Клеопы называется сестрою Богородицы по родству.
В евангелиях являются четыре Марии: одна – Богородица, которую называют Матерь Иакова и Иосии, ибо они были дети Иосифа, родившиеся от первой его жены, может быть, жены Клеоповой. Богородица называется Матерью их, как мачеха, ибо Ее считали женою Иосифа. Другая – Магдалина, из которой Господь выгнал семь бесов; третья – Клеопова, и четвертая – сестра Лазаря.
Ин.19:26. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
Он печется о Матери, научая нас до последнего издыхания прилагать всякое попечение о родителях. И смотри, тогда как тут находятся и другие жены, Он заботится об одной только Матери. Ибо на родителей, препятствующих в деле богопочтения, не должно обращать внимания, а о таких, которые не препятствуют, нужно всячески заботиться.
Так и Он, поелику Сам отходит от жизни, и Матери естественно было скорбеть и искать покровительства, поручает попечение о Ней ученику. Евангелист скрывает свое имя по скромности. Ибо если бы он хотел хвалиться, то представил бы и причину, по которой был любим, и, вероятно, она была какая-нибудь великая и дивная. Ах! как Он почтил ученика, делая его Своим братом. Так хорошо пребывание со Христом страждущим, ибо оно приводит в братство с Ним.
Подивись, как Он на Кресте все творит без смущения, заботится о Матери, исполняет пророчества, отверзает разбойнику рай, между тем как прежде распятия испытывает душевное томление, источает пот. Ясно, что последнее принадлежит человеческому естеству, а первое – силе Божеской.
Да посрамятся Маркион и все прочие, пустословившие, будто Господь явился миру призрачно. Ибо если Он не родился и не имел Матери, то для чего Он прилагает о Ней столь великое попечение?
Ин.19:27. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
Итак, ученик сей взял Марию к себе, ибо Чистая вверена чистому. Смотри, как женский пол тверд в бедах, а мужчины все оставили Господа. Подлинно пришел Тот, Кто слабое укрепляет и уничиженное приемлет.
Ин.21:24. Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
Из прочих евангелистов ни один не свидетельствовал сам о себе. Говорят, что он после всех приступил к написанию Евангелия, быв подвигнут и возбужден к тому Христом. Потому-то он постоянно упоминает о любви Его к себе, показывая причину, по которой приступил к написанию, и что Христос поручил это дело тому, которого Он любил более прочих.
И я знаю, что он говорит истину, то есть: «Что я написал, то написал с полною уверенностью, так как я был при всем, при делах и словах, при страданиях и обстоятельствах по воскресении. Посему смело и о самом себе говорю, что я истинен, и вызываю рассмотреть и исследовать каждое в отдельности событие». У нас, людей, когда мы совершенно уверены в истине, есть обыкновение не отказываться от собственного о том свидетельства. Так и апостолы говорили: «Мы свидетели Ему в том, что говорим, и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян. 5:32).
Откуда же видно, что я говорю истину, а не в угоду Учителю? Из того уже, что я многое оставил, видно, что я не хотел угождать Ему. Ибо я выставил на вид все укоризненное, не скрыв и того, что Его называли беззаконником и обманщиком, и даже бесноватым. Очевидно, я не старался угодить Ему. Ибо кто льстит, тот поступает напротив: позорное опускает, а выставляет на вид достославное.
Ин.21:25. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
Не удивляйся сказанному, что если бы писать книги о делах Иисуса, то не вместил бы их мир; но помыслы о неизреченной силе Бога Слова и сказанное прими с верою. Ибо как для нас легко говорить, так для Него легко, и даже гораздо легче, творить что Ему угодно.
Некоторые же говорят, что это по обычаю Писания сказано гиперболически; ибо у Писания в обычае употреблять гиперболы. Например: «мы видели города, досягающие до неба» (Чис. 13:29), «мы видели сынов, и были в глазах наших, как саранча» (Чис. 13:34) и тому подобное. В таком же, де, смысле и здесь сказано, что мир не мог бы вместить написанных книг.
Иначе под «миром» разумеют человека, мудрствующего мирское; дела же божественные и таинственные, совершенные Иисусом в мире невидимом и видимом, и в домостроительстве последнего времени, которое исполнено тайн, человек мирской не может понять, по сказанному: «многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Ин. 16:12).
Но будем молиться, чтобы дела и слова Господа никогда не приходили у нас в забвение, но чтобы нам всегда раскрывать сию книгу Возлюбленного и изыскивать сокровище, заключающееся в чудесах и учении Иисуса; чтобы нам, очистившись в слове и жизни, в день откровения удостоиться неизреченнейших дел и тайн, которых ныне, находясь в мире, мы не можем вместить, и соделаться совершенными в Самом Христе, Возлюбившем нас, и через возлюбленного Своего ученика просветившем нас богословием и познанием Его – Сына, и Отца, и Святаго Духа, Которому слава вовеки.
Аминь.
Протоиерей Павел Великанов
Сегодняшнее чтение из Евангелия написано апостолом Иоанном — память которого сегодня и празднует Святая Церковь. Точнее, два отрывка — в одном речь идет о том, как Спаситель на Кресте поручил Иоанну заботиться о Деве Марии, а второй отрывок — это последние строки Евангелия от Иоанна, которыми и удостоверяется авторство этого текста.
И Евангелие, написанное Иоанном, и все его послания содержат в себе одно самое главное сообщение, которое апостол хочет донести до слушателей и читателей: любите друг друга! В его житии говорится, что будучи уже совсем пожилым, он постоянно говорил окружающим одно и то же: «детки, любите друг друга!»
Для нас это кажется очень тривиальным. Ну кто же против любви? Казалось бы, все только за! Но, увы, это в теории. А на практике — да мы сами себя любить как следует, по-человечески, не умеем — что там говорить о любви к окружающим, или тем более — о любви к Богу? В нашей жизни любовь — это краткая яркая вспышка — ослепляющая, врезающаяся в память — а потом куда-то растворяющаяся. Мы даже теоретически представить себе не можем, как можно находиться в таком состоянии очень долго, тем более — постоянно. «Любовь зла», «Любовь — не тюрьма, а сводит с ума», «Не любишь — горе, а влюбишься — вдвое», — и подобных пословиц можно найти много. Одним словом, для нас чаще всего любовь — это проблема, иногда — неизбежная, которой надо переболеть — чтобы приобрести устойчивый иммунитет на будущее.
Но о такой ли любви не уставал говорить апостол Иоанн? Для него образец любви — это его Учитель и Господь, Иисус Христос. Иоанн, будучи самым юным — и при этом самым любимым учеником Христа — как никто иной знал, что такое — постоянно находится в фокусе любви другого. И эта любовь Христа была вовсе не ослепляющей вспышкой, не травмирующей другого, не загоняющего в угол обречённости. Это был тихий, добрый, тёплый и неугасающий Свет — в лучах которого хотелось находиться постоянно. Именно поэтому второй рефрен у евангелиста Иоанна — это тема света. «И свет во тьме светит, и тьма его не поглотила». Иногда мы любим цитировать слова Христа из Его прощальной беседы: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас». Мы помним о жертвенности любви Христовой — но легко забываем о другой, не очень выгодной для нас стороне: ненавязчивости Христовой любви, Его бесконечном уважении к праву другого быть плохим.
И если бы мы почаще читали Евангелие, вглядываясь, вдумываясь, а почему Христос именно так, а не иначе, поступал в том или ином случае — в наших руках было бы великолепное руководство по самому главному навыку, только ради которого нас и держат на этой земле — навыке настоящей, переступающей даже порог смерти, любви!
***
Священник Стефан Домусчи
Одно из принципиальных отличий людей от животных в том, что мы обладаем самосознанием и можем посмотреть на себя и свою жизнь со стороны. Мы часто видим, что жизнь полна сложностей… Нет, конечно, в ней есть много доброго и радостного, но человеку бывает свойственно сгущать краски. При этом люди, не обязательно воцерковленные, но хоть сколько-нибудь верующие, нередко задумываются над тем, как именно Бог участвует в их жизни.
Кто-то ждет от Него помощи, кто-то возмущается тем, что он молится, но не получает того о чем просит. Однако первое, что важно сделать, это просто всерьез задуматься нам тем, что Бог реален.
Каждый из нас, не на бегу, не вперемежку с соцсетями и суетой дней, но успокоившись, освободившись хоть на несколько минут от всего отвлекающего, должен подумать и осознать, что Бог не чья-то теория, не чудесный помощник как джин из сказки… Он Тот, кто нас сотворил. Он любит людей и о них забоится. Причем не просто каких-то людей вообще, нет. Благодаря Его дару жизни, жив я сам. Он любит меня и заботится обо мне… Он знает кто я и ради чего живу.
И вот в тот момент, когда возникает вопрос, где же Бог и, что Он для меня сделал, среди прочего, стоит вспомнить сцену из сегодняшнего Евангельского чтения. На первый взгляд она вполне бытовая и не имеет к нам прямого отношения. Но при всей своей простоте и какой-то внутренней немногословности, она может научить многому.
Во-первых, сам крест. «Когда я думаю, где Бог в моей жизни?», мне стоит увидеть Его на кресте. Да, да именно там. Бог не просто сотворил человека и наблюдает как мир, пошедший не по тому пути, корчится в муках войн и болезней… Он в этот мир вошел, вошел в опыт тех, кого ненавидят, в опыт тех, кому объявлена война, в опыт тех, кто бессилен и кому нестерпимо больно… И все, о чем мы говорим, Он сделал для того, чтобы своим воскресением избавить нас от смерти и подарить ему опыт победы. Победы не мгновенной, победы очень трудной, но такой, которая, позволяет ощутить, что ты не один и зло не всесильно.
Во-вторых, когда я смотрю на свою жизнь и думаю о трудностях, которые переживаю, мне стоит вспомнить как переносил трудности Христос? Особенно в сегодняшнем чтении… Когда человеку больно, ему свойственно думать о своей боли, когда ему голодно, свойственно думать о еде, которую о мог бы съесть… Иными словами так или иначе, оказавшись в беде, мы зачастую думаем о себе. Христос, напротив, умирая на кресте, который был одной из самых болезненных казней в истории, заботится о матери, поручая ее своему любимому ученику. Кто-нибудь скажет, что Он Бог, но на кресте Он умирает по человечеству и силы к состраданию Он находит именно человеческие…
И в-третьих, думая об участии Бога в свей жизни, мы часто ощущаем непреодолимую пропасть, которая нас разделяет. Он Бог, а мы люди, Он Творец и всесилен, а мы тварные и слабые существа. Но вот мы видим Творца висящего на кресте, видим обессиленным всесильного… Он поручает заботу о своей матери человеку, своему ученику, такому же как мы… Совсем простому и даже некнижному, но верному и любящему. И через это поручение, через доверие, которое Он выражает Иоанну, Он выражает доверие человеку… Та, которую мы привыкли называть Богородицей, может стать матерью нам, простым людям.
Слушая сегодняшнее Евангелие и думая о Христе, поручающем любимому ученику заботу о матери, мы, конечно, понимаем, что в буквальном смысле это событие историческое и ни с кем из нас произойти не может. И все же, внимательное чтение позволяет нам увидеть отблески тех событий в нашей жизни, в наших поступках, в том, к чему мы призваны.
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. О богословии
Священник Иоанн Павлов
Апостол Иоанн был любимым учеником Христа. Имя «богослов» Церковь дала ему за глубину ведения таин Божиих, которые отчасти он изложил в своих книгах – Евангелии, Посланиях и Апокалипсисе. Кроме него такое имя за всю историю Церкви получили еще только два человека: святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов.
Что такое богословие? И кто из людей может быть назван богословом? Следует сказать, что богословие бывает двух видов: школьно-книжное и духовно-опытное. Школьно-книжное богословие – это наука о Боге, система догматических знаний о Боге и делах Божиих. Православная догматика есть безукоризненная, безупречная небесная истина, основанная на Откровении Самого Господа Бога. На этой истине зиждется и утверждается наша спасительная вера, святое православие. Догматическое богословие изучают в духовных семинариях и академиях. Однако не только будущие священнослужители, но и все мы, братия и сестры, непременно должны знать хотя бы основные богословские истины, основные догматы православного вероучения.
Где их можно почерпнуть? В наше время почерпнуть их можно в книгах. Сейчас, слава Богу, издается великое множество православной литературы. Эти книги – бесценное сокровище, они есть как бы весь итог святоотеческой мудрости, – все то, что было собрано Церковью Христовой за две тысячи лет ее исторического пути. И все это сейчас для нас доступно, – святоотеческие книги издаются, и их можно купить в храмах, монастырях, книжных лавках. Такое изобилие православных книг бывало в истории очень редко или даже, можно сказать, никогда. И потому этим временем нам нужно пользоваться, им нужно дорожить, тем более, что неизвестно, надолго ли еще оно продлится. Ведь в истории порой бывают самые неожиданные повороты и перемены…
Богословие, которое мы можем почерпнуть из православных книг, является чисто теоретическим. Это просто набор догматических истин, которые нужно усвоить умом и запомнить. Существует, однако, и совсем другое богословие, другая наука о Боге – богословие опытное. Богословие опытное – это не усвоение знаний о Боге из книг или лекций, а знание Самого Бога в опыте духовной жизни. Знать о Боге и знать Бога – это разные вещи. Можно много знать о Боге, но при этом Самого Бога не знать и быть от Него далеким. Знания о Боге, приобретаемые из книг, к Самому Богу нас не приводят, они лишь указывают правильный путь, ведущий к Нему. Можно иметь высшее богословское образование, однако если при этом у нас нет опыта духовной жизни, то Бога мы знать не будем. Такое состояние святой Макарий Великий сравнивал с человеком, который много знает и говорит о меде, но самого меда никогда не пробовал. Не являются ли в этом случае все его знания бессмысленными и бесплодными?
Или другое сравнение: можно много знать о воде – какова, например, формула воды, из каких атомов она состоит, сколько в них протонов, электронов и тому подобное. Однако, если человек, зная всю эту теорию, не будет реально, в своей жизни пить воду, то он просто умрет от жажды, и никакие теоретические знания ему не помогут.
Таким образом, из всего сказанного следует, что истинный богослов – не тот, кто знает о Боге, но тот, кто знает Бога. Знание Бога можно приобрести только в опыте духовной жизни. Так учат святые отцы. Богословие должно быть прежде всего живым и действенным, а не мертвым и теоретическим. Человек, не имеющий опыта духовной жизни, является богословом несостоявшимся, хотя бы он имел диплом богословского учебного заведения. «Богословие без личного опыта, – говорит старец Паисий Святогорец, – похоже на крота, который пытается описать солнце». Знание Бога в духовном опыте сообщает нам святость и благодатные Божии дары, а потому оно бесконечно важнее, чем знание теоретическое. Святой апостол Иоанн Богослов нигде не учился и не читал много книг, однако именно он является основанием христианского богословия и отцом для всех богословов на все времена.
Мы знаем, что каждый христианин стремится спастись и войти в вечную жизнь. Но вечная жизнь как раз и заключается в живом и действенном знании Бога. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа», – говорит Спаситель в Своей молитве Богу Отцу. Каким же образом и каким инструментом возможно человеку познавать Бога? Можно ли, например, как утверждают некоторые, познавать Бога разумом – научно и рационально? Святые отцы категорически отвергают такой путь и учат, что рационально познавать Бога невозможно. По словам старца Паисия, тот, кто пытается познать Бога своим умом, подобен безумцу, который пытается увидеть Рай в телескоп. Бог и все небесное познается только в откровении и опыте духовной жизни – познается Духом Святым. Благодать Святого Духа, когда приходит в душу человека, дает ему опытное знание Бога. Без Благодати же никакое знание Бога, никакое общение с Ним невозможно. Каждый из нас настолько знает Бога, насколько пребывает в нем Благодать Святого Духа.
Итак, чтобы познать Бога, требуется стяжать Благодать. Для этого нужно много потрудиться, чтобы очистить себя от грехов и страстей. Человек, не очистивший себя, хотя бы прочитал гору богословских книг, Бога знать не будет. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», – говорит Христос Своим ученикам. Ведь не сказал Он: «Блаженны острые умом», но: «чистые сердцем». Итак, нужно очистить свое сердце от страстей – гордости, тщеславия, злобы, блуда, жадности, зависти, сварливости и тому подобного. Когда душа от этого очистится, в нее приходит Благодать, которая дает душе истинное знание Бога. Господь хочет дать нам это знание, хочет показать Себя, открыть нам Свои тайны. Однако, пока человек не очистится, Он ничего не откроет и не покажет, потому что неочищенному все Его дары будут во вред. Если же человек совершенно очистит себя, то он приемлет освящение, и ему даются великие Божии дары.
Именно за Свою чистоту Пресвятая Дева сподобилась родить Сына Божия и быть к Нему близкой, как никто другой. Также и святой апостол Иоанн ради своей чистоты удостоился быть ближайшим учеником Христа, зрителем Божиих таин и откровений. И все вообще святые угодники достигали совершенства и познания Бога именно чистотой, и ничем другим.
Таким образом, из всего сказанного следует, что есть два вида богословия – книжное, теоретическое, и опытное, практическое. Для познания Бога и спасения необходимо и то и другое. Книжное богословие указывает правильный путь, ведущий к Богу. Духовная жизнь нас по этому пути продвигает. Одного лишь теоретического богословия без духовной жизни будет для нас недостаточно: ведь без практики любая теория, пусть даже и правильная, всегда бывает бесплодной и бесполезной. «Что художник, – говорит преподобный Исаак Сирский, – который живописует на стенах воду и не может той водой утолить своей жажды, то же и слово, не оправданное деятельностью».
Итак, братия и сестры, постараемся оправдать данную нам православную веру жизнью по этой вере. Ведь истинный богослов – это тот, кто исполнил в своей жизни заповеди Христа. Кто любит своих врагов и обидчиков – тот богослов. Кто достиг чистой совершенной молитвы – тот богослов. Кто плачет о своих грехах – тот богослов. Кто много страдал ради Христа – тот богослов. Вот такому богословию и нужно нам учиться прежде всего, вот такими богословами дай Бог нам всем стать. Аминь.
|