1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
(Лк. 5:1-11) Лк.5:1. Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
Лк.5:2. увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
Лк.5:3. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
Господь убегает от славы, а она тем более преследует Его. Когда народ теснился около Него, Он всходит на корабль, чтобы с корабля учить стоящих на берегу моря, так что все находились пред лицом Его, и никто не ушел за спину.
Лк.5:4. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
Лк.5:5. Симон сказал Ему в ответ; Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
Лк.5:6. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
А за то, что Он учил с корабля, Он не оставил владетеля его без награды. Он даже вдвойне его облагодетельствовал: одарил его множеством рыб и сделал Своим учеником. Подивись смотрению Господа, как Он каждого привлекает через свойственное и сродное ему средство, например: волхвов – посредством звезды, а рыбарей – посредством рыб. Заметь и кротость Христа, как Он умоляет Петра отплыть от земли, ибо «просил», разумей, вместо «умолял», и то, как благопокорен был Петр: Человека, Которого не видал, он принял на свой корабль и во всем ему повинуется. Когда Сей сказал ему, чтобы он отплыл на глубину, тот не отяготился, не сказал: всю ночь я трудился и ничего не приобрел, и Тебя ли теперь послушаю, и вдамся в новые труды? Ничего такого он не сказал, но напротив: «по слову Твоему закину сеть». Так Петр был тепл в вере и прежде веры!
Лк.5:7. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
За то и поймал он столько рыб, что не мог один вытащить их, а знаками пригласил и соучастников, то есть общников, бывших на другом корабле. Знаками пригласил их потому, что пораженный необычайной ловлей не мог говорить.
Лк.5:8. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
Далее, Петр в глубоком благоговении просит Иисуса сойти с корабля, говоря о себе, что он грешник и недостоин быть вместе с Ним.
Лк.5:9. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
Лк.5:10. также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
Лк.5:11. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.
Если хочешь, понимай это и в переносном смысле. Корабль есть синагога иудейская. Петр представляет образ учителей Закона. Учители, бывшие до Христа, всю ночь трудились (ибо время до пришествия Христова – ночь) и ничего не достигли. А когда пришел Христос и настал день (Рим. 13:12), то апостолы, поставленные на место законоучителей, «по слову», то есть по заповеди Его, закидывают сеть Евангелия и уловляют множество людей. Но апостолы одни не могут вытащить сеть с рыбами, а приглашают и соучастников своих, и сообщников, и влекут вместе с ними. Это суть пастыри и учители церквей всех времен; они, преподавая и объясняя учение апостольское, помогают апостолам ловить человеков. Обрати внимание и на выражение: «закинули сеть». Ибо Евангелие есть сеть, имеющая изложение речи смиренное, простое и приближенное к простоте слушателей; поэтому и говорится, что оно закинуто. Если же кто скажет, что через закидывание сети означается глубина мыслей, то и с этим можно согласиться. Итак, исполнилось слово пророка, сказавшего: «Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и они погонят их со всякой горы, и со всякого холма, и из ущелий скал» (Иер. 16:16). Рыбарями назвал он святых апостолов, а ловцами – правителей и учителей церкви последующих времен.
(Лк.5:1–11) Целую ночь трудились рыбари и ничего не поймали; но когда Господь вошел в их лодку и после проповеди велел забросить мрежу, поймалось столько, что вытащить не могли и мрежа прорвалась.
Это образ всякого труда без помощи Божией и труда с помощью Божией. Пока один человек трудится и одними своими силами хочет чего достигнуть – все из рук валится; когда приближится к нему Господь, – откуда потечет добро за добром. В духовно-нравственном отношении невозможность успеха без Господа осязательно видна: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5) – сказал Господь.
И этот закон действует во всяком. Как ветка, если не сращена с деревом, не только плода не приносит, но иссыхая и живность теряет, так и люди, если не состоят в живом общении с Господом, плодов правды, ценных для жизни вечной, приносить не могут. Добро какое и бывает в них иногда, только на вид добро, а в существе недоброкачественно; как лесное яблоко и красно бывает с виду, а попробуй – кисло. И во внешнем, житейском отношении тоже осязательно видно: бьется, бьется иной, и всё не в прок. Когда же низойдет благословение Божие – откуда что берется. Внимательные к себе и к путям жизни опытно знают эти истины.
Протоиерей Александр Шаргунов
Сегодняшнее Евангелие рассказывает о призвании Господом на служение Его учеников. Христос вышел к Геннисаретскому озеру, где трудились Галилейские рыбаки, и начал проповедовать о новой жизни, которая с Его приходом открывается человечеству. Огромные толпы народа, тесня Его, жадно слушали каждое слово. Мы можем видеть, как во все времена верующий народ жадно слушает истинную проповедь. Оставляя все дела, люди устремляются туда, где звучит подлинное слово Божие. Так много народа, что Господу как будто бы и места не остается, по крайней мере, на земле.
Среди этих огромных толп Он стоит, как бы сливаясь со всеми, так что Его не видно. Поэтому Он просит одного из рыбарей, Симона, позволить Ему сесть в его лодку и отступить немного от земли. Отступить немного от земли должна Церковь и тот, кто говорит слово Божие. Немного — чтобы было видно и слышно с земли. Видно — так, как будет видно, когда Господь будет вознесен на Крест и всех привлечет к Себе, как Он Сам говорит. Эта тайна уже присутствует здесь.
Его голос слышен, сколько бы ни было народу. «Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5:25). Мертвые глас Его услышат, и сегодня слышат, как Он Сам говорит. «Если кто имеет уши слышать, да слышит!» — как бы тихо ни говорил Христос. Какое бы ни было количество людей, весь род человеческий может слышать Его голос.
После этого Господь говорит, чтобы Симон, будущий апостол Петр, а также Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, снова возвратились к своему обычному земному делу: занялись рыбной ловлей. «Наставник! — отвечает Петр, — мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по Твоему слову закину сеть».
Труды всех людей были напрасными без Христа, как были пустыми сети апостолов. Человечество предпринимало много усилий, чтобы устроить хорошую жизнь на земле. Оно строило не одну вавилонскую башню, и, кажется, достигало уже самого неба, но все без Христа Бога. На наших глазах было строительство так называемого коммунизма, а затем последовала так называемая перестройка. Но все рассыпал, и сейчас рассыпает Господь всякий труд, который без Бога. Вся ночь строительства человеческой истории оказывается тщетной, бесплодной, напрасной.
Простые рыбаки, которые трудились всю ночь. Уставшие и разочарованные, они показывают особое послушание Христу. «По слову Твоему, - говорит Господу Петр, — закину сеть». И происходит великое чудо. Так много было уловлено рыб, что сети прорывались. Такая большая ловля, что рыбаки не могут справиться с рыбой, не могут вытащить ее и потому они машут руками тем, кто находятся на других лодках, прося помочь. И, наконец, обе огромные лодки, перегруженные рыбой, начинают тонуть.
Рыбаки знают — это же их ремесло — как дорого достается им удача. Господь показывает им, что значит весь человеческий труд. Он показывает, что значат все наши предприятия, земные замыслы, вообще вся человеческая история для того, чтобы мы увидели, что такое Его проповедь. Это не просто очень сильные, до глубин проникающие слова, но это говорит Тот, Кто является Господином всех морей, всей земли, Кто властвует над рыбами и волнами, над бурями, звездами, над всеми людьми, Он Господь Вседержитель, Который хочет дать истинную жизнь всем людям. И Симон Петр падает к ногам Христовым и говорит: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный».
Что ты говоришь, Петр! — восклицает святитель Димитрий Ростовский. — Не диавол ли такое говорит? Ты скажешь однажды такие слова Спасителю, заботясь о том, чтобы все было благополучно с Господом на земле, и Он ответит тебе: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23). Может быть, и сейчас точно так же диавол, который не может переносить присутствия Христа Бога, говорит: «Отойди от нас»? «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8:29). Или, может, как те гадаринцы, которые после исцеления бесноватого человека, говорят Господу: «Отойди от нас». Почти те же самые слова говорит Петр, только он говорит их не так.
Диавол говорит эти слова, зная, что его ждет. Гадаринцы просят: «Отойди, Господи», — потому что им жалко своих свиней. А Петр говорит, потому что он понимает свое недостоинство. Потому что от приближения к нему Бога, он видит, что человек не может устоять на этом месте и остаться живым. Он охвачен страхом и ужасом. Ему, может быть, надо было сказать: «Не отходи от меня, Господи, никогда» — как он потом скажет: «Господи! к кому нам идти?», — когда все растеряются и Господь будет говорить о том, что значит Его призвание. «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68). Но святость Петра начинается именно с того, что он имеет чувство греха. Святость всякого человека начинается со страха Божия.
Один молодой человек рассказывал, что перед крещением и даже какой-то период после он не мог войти в храм Божий — останавливался на пороге, и не мог объяснить, в чем дело. Он говорил, что ему просто страшно. «Страшно место сие, а я и не знал… Ибо Господь на месте сем», как говорит слово Божие (Быт. 28:16-17). А есть другие люди, которые, входя в храм Божий, приближаясь ко Господу и Его святыне, продолжают чуть не со смехом свой уличный разговор. Так некоторые из нас бесстрашно приближаются к Святым Христовым Тайнам, готовые причащаться и исповедоваться каждый день.
С чего начинается утрата этого страха? Каждый из нас может по своей жизни проследить, как мы участвуем в Святых Страшных Христовых Тайнах, и может видеть, как бесстрашно смотрит на святыню сегодня мир. Как хотят превратить наши храмы в такое место, которое не нужно уже взрывать и уничтожать. Их взрывали тогда, когда было страшно, что это — святыня, спасительная для многих людей. От ее присутствия люди могли снова приходить в себя и приносить покаяние Господу. А теперь они хотят, чтобы храмы просто стали чем-то вроде музеев. Как на Западе: все храмы сохранены, туда ходят экскурсии, туристам рассказывают о достижениях культуры, искусства, великолепного пения.
Обращение Петра, которому Господь сказал: «Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова» — образ того, что предстоит Петру, всем апостолам, святителям и всей Церкви. О какой глубине говорит Господь? О каком спасении множества душ человеческих?
О том спасении, которое рождается, когда человек сознает свою греховность, мучается ею, и не видит возможности преодолеть ее в себе и в окружающем мире. Вот эта глубина жизни, где даруется прощение грехов, где осознание своей греховности приводит к покаянию, открывающему Царство Христово — Самого Господа. И тогда можно все оставить, как апостолы все оставляют.
Обратим внимание на это чудо. Рыбаки, которых призывает Господь, все оставляют, чтобы последовать за Христом. Кто оставляет? Самые простые люди. Для них это во много раз труднее, чем для кого бы то ни было — оставить свой родной дом, родителей. Особо крепкими кровными узами родства связаны бывают простые люди. Так и должно быть у нормального человека. И все-таки они все оставляют: один — родной дом, другой — отца, Петр оставляет жену и все, что у него есть, и следуют за Господом, ни о чем не заботясь. О чем им заботиться? До этого они заботились всю ночь — всю жизнь — но у них ничего не было. А теперь они следуют за Христом, все оставляя, чтобы всегда быть с Господом, Который все дает, и больше, чем мы можем помыслить.
***
Протоиерей Павел Великанов
Чудесный лов рыб, о котором сегодня нам рассказал евангелист Лука, совершенно не вписывается в шаблонное представление о чуде. Казалось бы: при такой буквально с неба свалившейся удаче надо радоваться и Бога благодарить — а у Петра — парадоксальная реакция: он просит Иисуса уйти. Очевидно, что вся эта картина буквально «списана с натуры», а не придумана каким-то любителей чудотворений и иных сверхъестественных явлений.
Давайте попробуем внимательнее всмотреться в этот эпизод, чтобы понять, как такое вообще могло случиться. Судя по контексту, рыбаки уже были знакомы с Иисусом — то есть это не было первым призванием апостолов. Но при этом они продолжали своё рыбацкое ремесло — и иногда помогали Иисусу во время Его проповеди в Галилее. Поэтому на просьбу Христа они быстро откликаются — хотя, с точки зрения житейской логики, им в данный момент было вовсе не до проповеди. Ночная ловля была неудачной, наступал жаркий день, надо было скорее вымыть и починить сети. Естественно, в те времена сети были не из невесомой тонкой лески, а достаточно громоздкими и тяжёлыми — поэтому выложить их из лодки, промыть, очистить от водорослей и мусора, просушить — всё это было нелёгким делом, которое нельзя было не сделать.
Однако Симон даже не пытается спорить и возражать — а смиренно выполняет просьбу Учителя. Мы не знаем, сколько времени длилась проповедь Иисуса. Но, конечно же, это было достаточно продолжительно, может, и несколько часов. Ведь послушать Иисуса приходило множество народа со всей Галилеи — и вряд ли можно представить, что они были бы готовы проделать долгий путь ради нескольких минут назидания. Но суть не в этом. Сколько бы ни длилась проповедь — а время течёт неумолимо. Тяжёлые, грязные, мокрые сети так и висят неразрешённой проблемой в головах рыбаков. Но они молчат. И просто терпят происходящее — из уважения к Иисусу. Когда же Он, закончив проповедь, просит отплыть в глубину и бросить сети — Симон уже не выдерживает и всё-таки проговаривается: Наставник, мы ночью-то ничего не поймали — а сейчас самый день, ведь не будет ничего — но из уважения к Тебе — сделаем. Так и не промытые сети снова брошены в воду — с тяжёлым сердцем — рыбаки начинают их выбирать — и понимают, что они полны рыбой. Вскоре подплывает другая лодка, совместными усилиями выбирают рыбу, корма опускается всё ниже и уже начинает зачерпывать воду: такого улова в их жизни ещё не было!
И тут до Симон вдруг доходит, что между этим уловом и Иисусом есть прямая связь! Это не случайность — это специально Им, их Учителем, так и было задумано! Это не их заслуга — а Его, Христа, милость — которая обрушилась на них так неожиданно! И Симон падает ниц перед Иисусом со странными словами: пожалуйста, выйди отсюда, потому что я — грешный человек, и мне страшно находится рядом с Тобой, рядом с Тем, в Ком явно действует сила Самого Бога!
В жизни апостола произошло первое столкновение двух реалий: Живого Бога — и человеческих представлений о Нём. Впереди ещё будет много подобных кризисов — и через них апостолам ещё предстоит пройти. Привыкнув переживать Бога прежде всего как Власть, Суд и Силу — Симону трудно вместить, что Бог всё же в первую очередь есть Милость и Любовь. Его мозг разрывается от этого — и ничего лучшего не может предложить, как только удалить источник этого внутреннего возмущения.
Слова Христа — «Не бойся!» — обращены не только к апостолу Петру, в ужасе вжавшемуся сейчас в днище лодки — но и к каждому из нас. Не надо бояться быть ближе к Богу — Он гораздо лучше, нежели чем мы обычно о Нём думаем!
***
Священник Стефан Домусчи
Каждый из нас имеет опыт общения с людьми, которых мы уважаем. К таким людям, хочется прислушиваться, в них ощущается то, что называется «настоящим человеком». Когда мы общаемся с ними нам самим хочется быть лучше, стремиться к доброму и справедливому, чистому и светлому. Однако подобные желания совсем не обязательно нам по силам, ведь иногда, общаясь с такими людьми, мы смотрим на свою жизнь и понимаем, что многое упущено безвозвратно. Что когда-то мы впустую тратили силы, давали себе ложные обещания… Что мы могли бы быть лучше, но лучше не становимся и что до чего-то важного и настоящего мы в нашей жизни так и не добрались… Сегодняшнее чтение говорит о чем-то похожем, с присущей Евангелию глубиной.
Мы слышим о том, как Христос приходит к Генисаретскому озеру и обращается к Симону, которого потом назовет Петром как к хозяину одной из лодок, с просьбой о том, чтобы он отплыл от берега и Ему было бы удобнее проповедовать. При этом важно учесть, что Симон, судя по Евангелию от Иоанна, уже знает Христа и даже бывал у него в доме. Иными словами, Он встречает важного для себя человека, вполне возможно мессию! Он позволяет Ему войти в свою лодку, что в определённом смысле увеличивает его собственную значимость, ведь он смог хоть сколько-нибудь быть полезными.
И вот после проповеди Христос говорит Симону отплыть на глубину и закинуть сети. Он, конечно, уважаемый человек, но не профессиональный рыбак. Напротив Симон, тот кто знает толк в рыбалке, говорит ему, что они трудились всю ночь и ничего не поймали. Сети в то время были грубыми и днем рыба в них не заходила. Поймать что-либо было просто невероятно. И вот Симон, трудившийся всю ночь и уже помывший сети, говорит учителю, что только из уважения к Нему, он закинет их снова.
И что же? Мы видим, что Он получает гораздо больше, чем ожидал… получает так много, что не может осилить… Не забудем, что Симон был учеником Иоанна Крестителя. Если мы вспомним, к чему он призывал, мы поймем, что он не требовал от людей ничего сверхъестественного. Он призывал их быть честными, правильно исполнять свои обязанности, призывал их раскаяться в своих грехах… Симон мог быть его учеником и рыбаком одновременно. Одно другому не мешало. Но вот он понимает, что рядом с ним тот, кого мало просто уважать, Кто пришёл к нему и Кто позовет его за Собой. Петр был готов ко многому, неслучайно Христос выбрал его лодку, но Он не был готов к такому. Присутствие Божественной силы настолько поражает Симона, что он в ужасе говорит: Господи, выйди от меня, потому что я человек грешный! Иными словами, он говорит: Господи, я простой рыбак, я не осилю твоего вызова, не осилю того, к чему ты меня готовишь.
В ответ мы слышим слова Христа, который говорит ему: Не бойся! Отныне будешь ловить человеков! И Петр с друзьями оставляет все и идет за ним.
На самом деле, апостол пережил такой опыт, который в разной мере переживает каждый из нас. Когда мы приходим к Богу с просьбой или благодарностью, мы в определенном смысле хотим соблюсти некоторый политес. Мы входим в общение с ним и понимаем, что что-то можем от него получить, что-то должны дать взамен, и при этом должны соблюсти меру, чтобы наша жизнь в большей мере осталась именно нашей. Но Бог, при этом, не знает полумер, Богу не нужны наши подачки, Ему нужны мы сами. Выбор, конечно, остается за нами, и Он не нарушает нашей свободы… Но мы должны выбрать, остается ли Он для нас, кем-то внешним, пусть и очень почитаемым, или входит в нашу жизнь как Бог и Учитель, за Которым, оставив прошлое, мы готовы идти.
О неоскудевающей руке
(Лк.5:1–11)
Протоиерей Вячеслав Резников
Побуждая христиан давать милостыню, Апостол открывает такую закономерность: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». И указывает на Того, Кто Сам лично заботится, чтобы щедро сеющий получал достойную жатву: «Бог силен обогатить вас всякою благодатью». А насколько Он действительно «силен», видим хотя бы из сегодняшнего Евангелия.
Однажды в самом начале Своего служения Господь пришел на берег Геннисаретского озера. Народ теснил Его. Господь вошел в лодку Симона-Петра, велел немного отплыть от берега и стал учить из лодки. «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова». Это было время дня, когда рыба в тех местах не ловится. А они и в ночное, благоприятное время ничего не поймали. «Но по слову Твоему, – говорит Петр, – закину сеть». И – «поймали великое множество рыбы». Как из рога изобилия, эта рыба хлынула из бездны, и сети прорывались, и даже позвав товарищей, не могли справиться, так что и лодки их начали тонуть…
И этот рог изобилия может по воле Божией открыться в любое время, в любом месте. Ведь Бог среди нас. Многие могли бы рассказать и о чудесах в своей жизни, и о том, как щедро посеянное приносило богатые плоды. Бог хочет, чтобы мы, «всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело».
А самое первое доброе дело – знать Господа Бога и во всем видеть Его промыслительную руку. Те иудеи, которые после чудесного насыщения пятью хлебами толпой хлынули за Иисусом, сделали это «не потому, что видели чудеса, а потому, что ели хлеб и насытились» (Ин.6:26). А Петр, забыв о рыбе, в ужасе «припал к коленам Иисуса и сказал: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». И когда Господь сказал ему: «не бойся; отныне будешь ловить человеков», то Симон и его друзья, «вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним». И в конце концов получили ни много ни мало, – ключи от Небесного Царства (Мф.16:19).
Так что если хочешь пожать богатую жатву – сей щедро. А когда будет богатая жатва, то поступи хоть в какой-то мере как Петр, посвяти Богу хотя бы начатки твоих доходов, чтобы рука Божья не оскудевала для тебя, и чтобы ты всегда со священным ужасом чувствовал ее рядом.
А если просишь богатства ради самого же богатства, то и тут Господь может уступить твоей упорной воле. Но получится – как у прихотливых израильтян. Во время странствования им надоела манна, и возжелали они мяса, и стали плакать и сетовать, и вспоминать, как они ели его в Египте. И тогда Господь сказал через Моисея: «так как вы плакали вслух Господа и говорили: кто накормит нас мясом? хорошо нам было в Египте», – то и даст вам Господь мясо, и будете есть. Не один день будете есть, не два дня, не пять дней, не десять дней и не двадцать дней; но целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших, и не сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа, Который среди вас».
|