![]() |
Толкование воскресного Евангелия. Неделя 14-я по Пятидесятнице. Протоиерей Александр Шаргунов |
1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.
4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.
5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.
8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
14 ибо много званых, а мало избранных.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
23 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
(Мф. 22:1-14) Мф.22:1. Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
Мф.22:2. подобно Царство Небесное человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
Мф.22:3. и послал рабов своих звать званых на брачный пир; не хотели прийти.
Мф.22:4. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.
Мф.22:5. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
Мф.22:6. прочие же, схвативши рабов его, оскорбили и убили их.
Мф.22:7. Услышав о сем, царь разгневался и, послав войскá свои, истребил убийц оных и сжег город их.
Подобно притче о винограднике, и эта притча изображает неверие иудеев, только первая притча говорит о смерти Христа, а эта – о брачной радости, то есть о воскресении. Кроме того, обличаются здесь более тяжкие грехи иудеев, чем в первой притче. Там, когда у них требовали плодов, они убили требовавших, а здесь совершают убийство, когда их приглашают на пир. Бог уподобляется человеку-царю: Он не является таким, каков Он есть, но таким, каков Он по отношению к нам. Когда мы, как люди, подверженные немощам человеческим, умираем, Бог по отношению к нам является как человек; когда же мы становимся богоподобными, тогда Бог стоит в сонме богов; наконец, если мы живем, как звери, то и Бог оказывается для нас тигром, леопардом или львом. Бог творит брачный пир для Сына Своего, сочетавая Его со всякой благообразной душой. Жених – Христос; невестой же является и церковь, и всякая душа. Рабы, посланные сперва, – это Моисей и современные ему святые; им евреи не поверили, но огорчали Бога в пустыне сорок лет и не восхотели принять слово Божие и радость духовную. Потом посланы были другие рабы-пророки, но и из них евреи одних убили, как Исайю, других унижали, как Иеремию, которого повергли в грязный ров. Более умеренные отказались от призыва, и одни ушли на поле свое, то есть погрузились в плотскую, сластолюбивую жизнь, ибо у каждого поле – это его тело; другие удалились на торговлю свою, то есть уклонились к корыстолюбивой жизни, ибо торговцы – самый корыстолюбивый народ. Таким образом притча показывает, что от духовного брачного пира, то есть соединения со Христом и наслаждения духовного, люди удаляются всего больше из-за двух следующих страстей: или по причине сластолюбия, или вследствие любостяжательности. Пиршество духовное здесь называется обедом, а в других местах оно называется вечерей. Оно – вечеря, ибо сей брачный пир вполне открылся в последние времена, к вечеру, то есть к концу веков, но вместе с тем это и обед, потому что тайна была возвещаема и прежде, хотя и не так открыто. «Тельцы и откормленное» обозначают Ветхий и Новый Заветы. Ветхий обозначается тельцами, так как в нем приносились жертвы из животных, а Новый означается хлебным заготовлением, ибо ныне на алтаре мы приносим хлебы; их можно назвать хлебным приношением, так как они изготовляются из муки. Таким образом Бог призывает нас к вкушению благ и Ветхого, и Нового Завета. Когда же ты видишь, что кто-либо ясно истолковывает своим слушателям слово Божие, знай, что он подает хлеб духовный и им питает души простецов. Здесь ты спросишь: как это дается повеление «зовите званных», – если они званы, то зачем еще звать их? Но знай, что каждый из нас по природе призван к добру, призван разумом, своим врожденным наставником. Но Бог посылает еще и внешних учителей, чтобы они внешним словом созвали тех, кто уже зван по природе. Царь послал войско свое, то есть римлян, погубил непокорных иудеев, сжег и город их Иерусалим, как повествует точно историк Иосиф.
Мф.22:8. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
Мф.22:9. так пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
Мф.22:10. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
Когда первые рабы, Моисей и пророки, не убедили иудеев, тогда Бог посылает иных рабов, апостолов, которые и призвали язычников, ходивших прежде ложными путями, рассеянных, блуждавших по различным путям учений, находившихся на распутьях, то есть в полном неведении и сомнении. Они были несогласны друг с другом; они были не на правильном пути, а на распутьях, то есть окольных путях; это – ложные учения, которые провозглашали язычники. Одни считали правильным то, другие – другое. Еще лучше так понимать: путь – это образ жизни у каждого, а распутья или уклонения с пути – это учения. Язычники, идя по ложному пути, то есть проводя постыдную жизнь, пришли и к нечестивым учениям; они измыслили гнусных богов, покровителей страстей. Апостолы же, выйдя из Иерусалима к язычникам, собрали всех: и злых, и добрых, то есть как исполненных всякими пороками, так и более умеренных, которых называют «добрыми» по сравнению с первыми.
Мф.22:11. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
Мф.22:12. и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
Мф.22:13. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
Мф.22:14. ибо много званых, а мало избранных.
Вход на брачный пир происходит без различия: все мы, добрые и злые, призваны только по благодати. Но затем жизнь подлежит испытанию, которое царь производит тщательно, и жизнь многих оказывается оскверненною. Содрогнемся же, братья, помыслив, что у кого не чиста жизнь, для того бесполезна и вера. Таковой не только извергается из брачного чертога, но и посылается в огонь. Кто же этот носящий оскверненные одежды? Это тот, кто не облекся в одежду милосердия, благости и братолюбия. Много таких, которые, обольщая себя тщетными надеждами, думают получить Царство Небесное и, высоко думая о себе, причисляют себя к лику избранных. Производя допрос недостойного, Господь показывает, во-первых, что он человеколюбив и справедлив, а во-вторых, что и мы не должны никого осуждать, хотя бы кто, очевидно, и согрешал, если таковой открыто не изобличен в суде. Далее, Господь говорит слугам, карающим ангелам: «свяжите ему руки и ноги», то есть способности души к действию. В настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи; «тогда будет скрежет зубов» – это бесплодное раскаяние. «Много званных», то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но «мало избранных», немного спасающихся, достойных избрания от Бога. От Бога зависит избрание, но стать избранными или нет – это наше дело. Господь этими словами дает иудеям знать, что о них сказана притча: они были призваны, но не избраны, как непослушные.
(2 Кор. 1:21-2:4; Мф. 22:1-14). Царь устрояет брачный пир для своего сына, посылает за званными однажды, посылает дважды, нейдут из-за житейских забот: тот занялся хозяйством, тот торговлею. Сделано новое приглашение в других сферах, и брачная палата наполнилась возлежащими. Между ними оказался один не одетый по брачному, и потому извержен. Смысл притчи ясен. Пир брачный – Царство Небесное; приглашение – проповедь Евангелия; отказавшиеся – совсем не уверовавшие; неодетый по брачному – уверовавший, но не живший по вере. К какому разряду кто из нас относится, сам всякий разбери. Что мы званные, это ясно, но верующие ли? Ведь можно быть и среди верующих, под общим их именем, без веры. Иной совсем не думает о вере, словно нет ее; иной кое-что ведает о ней и из нее и доволен; иной криво толкует веру; иной совсем враждебно относится к ней, а все числятся в кругу христиан, хоть у них ровно ничего нет христианского. Если ты веруешь, – разбери, сообразны ли с верою чувства твои, дела твои, – одеяние души, ради которых Бог видит тебя брачно или небрачно одетым. Можно знать веру хорошо и ревновать по ней, а в жизни работать страстям, одеваться, то есть, в срамную одежду души грехолюбивой. У таких на словах одно, а в сердце другое; на языке: «Господи, Господи!», а внутри: «имей мя отреченна» (Лк.14:19). Рассуждайте же о себе, в вере ли вы и в брачной ли вы одежде добродетелей, или в срамных рубищах грехов и страстей.
Священник Дмитрий Барицкий
Притча, которую мы сегодня с вами услышали, в первую очередь адресована непосредственным слушателям Христа, Его единоплеменникам. При помощи образов Спаситель раскрывает историю взаимоотношений Бога и еврейского народа. Давайте приглядимся к ним.
Израиль был создан для того, чтобы первым принять участие в брачном пире, иными словами, разделить радость полноценного общения с Творцом. Парадоксально, но, пожалуй, во всей мировой истории мы больше не встретим ни одного народа, который так остервенело сопротивлялся бы этому призыву. Священное Писание – яркое свидетельство того, что евреи воевали со Своим Богом; методично и цинично преследовали и убивал Его пророков, а в итоге и Его Самого распял на кресте. Результат закономерен. Если в притче царь сжигает город злых людей, то из истории мы знаем: в 70 году Израиль теряет свое государство и свою землю. Его священная столица, Иерусалим, была разрушена, а сам народ Божий разбрелся по всему миру.
Почему же так произошло? Почему Израиль постигла такая трагедия? Ответ есть уже в самой притче. У всех приглашенных были свои серьезные, действительно, важные дела: забота о поле, торговля, хозяйство и т.д. Они были полностью погружены в устроение своего маленького, но такого ощутимого, счастья. «Зачем нам такая далекая и непонятная радость общения с Творцом, если у меня есть конкретно осязаемая, причем здесь и сейчас? – Говорили они себе. – Посвятим все свои силы достижению этой радости. И долой все то, что этому мешает». В этой погоне за устроением земного они пренебрегли небесным и в итоге лишились всего.
Если взглянуть на образы притчи под этим углом, то станет очевидно, что она не только про Израиль. Она обращена и к тем, кого слуги царя собрали по перекресткам и кто пришел на праздник вместо евреев. То есть каждому, кто называет себя христианином. Она сообщает нам простую истину: на двух стульях не усидишь, двух зайцев за один раз не поймаешь, двум господам не сможешь служить. Невозможно, чтобы наш ум был полностью занят устройством личного земного счастья, решением житейских проблем, которые мешают его достичь, и вместе с тем наслаждаться общением с Богом. Невозможно переживать радость Его благодатного присутствия, если мы на Его торжестве находимся только телесно, а наше сердце поглощено земными делами. Такое состояние раздвоенности, неискренности – есть попытка примирить непримиримое, взять все от мира и Богу угодить. Это и есть та небрачная, грязная одежда, в которой каждый из нас порой пытается проникнуть на Его торжество.
А потому, если уж нас пригласили, постараемся явиться в соответствующей одежде. Посвятим Небесному Царю все свои чувства и мысли. Лишь в этом случае мы сможем стать полноправными участниками Его праздника, то есть вкусить подлинную, непреходящую радость. Ведь в конце концов от того насколько полноценно и беспримесно мы общаемся с Богом напрямую зависит и наше простое и такое желанное земное счастье.
***
Епископ Городищенский Феоктист
Притчу о свадебном пире можно найти у двух евангелистов: у Луки и у Матфея. Эти притчи произнесены в разных обстоятельствах, и они довольно сильно отличаются друг от друга, можно сказать, что это разные притчи, которые говорят о разных вещах. Сегодня перед нами притча, которую предлагает апостол и евангелист Матфей, она стоит сразу же за притчей о злых виноградарях и ее первейший смысл такой же, как и у предыдущей: она об официальном иудаизме эпохи Христа Спасителя, обе эти притчи Христос Спаситель произносил в рамках накалившейся полемики с иудейскими первосвященниками и фарисеями. Вместе с этим у притчи о брачном пире есть и традиционное аллегорическое толкование, согласно ему она о Таинстве Тела и Крови Христовых, об евхаристии. Нам, безусловно, важнее и актуальнее именно это — аллегорическое — ее прочтение. В рамках этого толкования возникает важный вопрос: что такое брачная одежда? И вообще, почему так странно: царь пригласил людей с распутий, то есть фактически из ниоткуда, они занимались своими делами и не планировали никуда идти, но они, всё же, пришли и вот один из них оказался не в той одежде, царь гневается и наказывает этого человека самым суровым образом. Понять гнев царя легко, достаточно узнать, что традиционно пришедшим на свадебное торжество выдавали соответствующую одежду при входе. Но один из гостей отказался. Это был его волевой акт. У него был выбор, он его сделал. Некоторые толкователи полагают, что здесь речь идёт о крещении и вере как необходимых условиях участия человека в таинстве евхаристии, но с этим спорил ещё святитель Григорий Двоеслов, по его мнению речь идёт о любви, так как оказаться среди тех, кто причащается Тела и Крови Христовых невозможно не имея крещения и веры, а вот без любви — вполне возможно и сделать это очень легко.
Святитель Григорий говорит и о том, что в Церкви одновременно присутствуют и добрые люди, и злые. Она «всех ведёт к вере, но не всех счастливо приводит к свободе духовной благодати через перемены в образе жизни, так как в этом людям препятствуют их грехи». В земной Церкви люди «перемешаны», но когда они достигнут конца, разделятся. Церковь принимает «граждан обоих видов… не различая, но разделит их впоследствии».
О званых, призванных и изгнанных
(2Кор.1:21–2:4; Мф.22:1–14)
Протоиерей Вячеслав Резников
Некий царь сделал «брачный пир для сына своего, и послал рабов своих звать званых на брачный пир». Но они «не хотели прийти». Царь отправляет новых посланников. Может быть предыдущие что-то не так передали, или званые что-то не так поняли, – так объясните им: «вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир».
Царь звал не на работу, не на службу, а на пир. Но они погнушались чужой радостью. У них сразу нашлось «дело поважнее», и они пошли, «кто на поле свое, а кто на торговлю свою». Пренебречь любовью, ничего не требующей взамен, пренебречь заботой и стараниями – что может быть обиднее и бесчеловечнее? Но именно так они и поступили.
Почему же? – Позванные царем, они очевидно были достойны царского приглашения. Но похоже, они так раздулись в этом своем достоинстве, что сочли его абсолютно своим, забыв, что всякое достоинство в царстве – только от царя! И настолько раздулись, что те, у кого не нашлось под рукой никакого дела, – поступили еще более откровенно: «схвативши рабов его, оскорбили и убили их».
И тогда царь решил дать достоинство другим, призвать на пир тех, кто еще не имеет никакого достоинства. Теперь Он говорит рабам: «пойдите на распутия, и всех, кого найдете, зовите на брачный пир». И рабы собрали всех, кому совсем уж некуда идти, у кого ни поля, ни торговли, ни даже дома или родных. И вот, «брачный пир наполнился». Какое чувство поистине нечаянной радости, какое чувство благодарности должны испытывать эти гости, с каким вниманием и предупредительностью должны вести себя!
И вдруг «Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде»? А правда, как он мог войти без нее? Ведь брачную одежду давали всем приходящим. Ведь он же видел, что все берут ее, видел, что на нем такие лохмотья, в которых нехорошо входить в дом радости. И сколько надо было дерзости и пренебрежения ко всему и ко всем, а главное – к самому царю, чтобы оказаться на пиру все же без брачной одежды! Ему и оправдаться-то нечем, поэтому, обличаемый царем, он молчал. Он и уходить не хотел, и прощения просить не собирался. И царю ничего не оставалось, кроме как сказать слугам: «связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю».
Господь призывает нас в Свою Церковь, на брак Сына Своего, на Его спасительную Вечерю. И мы готовы ради этого отложить все дела… кроме одного-единственного. И грехов своих мы ради Царствия Небесного не оставили. В лучшем случае грехи сами уже оставили нас, по нашей старости или немощи, сделав с нами в свое время все, что хотели. И не хотим мы принять брачную одежду добродетелей, не хотим читать Святое Евангелие и вникать в самый дух учения Христова.
Но все-таки нам кажется, что мы на брачном пиру. Вроде бы не во тьме, и вроде бы нам не плохо. Но это лишь до поры, пока подойдет к нам хозяин и потребует отчета. «Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил», – говорит посланец этого хозяина. И снова предупреждает: «когда опять приду, не пощажу» (2 Кор.13:2).
Есть только Бог и безбожие. И – либо с Богом, на брачном пире Его Сына, в светлой одежде добродетелей, в радости, в палатах Царствия Небесного. либо – за пределами жизни и радости, где тьма «внешняя», где поэтому «плач и скрежет зубов», где не богатые и не бедные, а – «псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр.22:15). А третьего не дано.
34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
(Мк. 8:34 - Мк. 9:1) Мк.8:34. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Мк.8:35. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
Мк.8:36. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
Мк.8:37. Или какой выкуп даст человек за душу свою?
Поскольку Петр прекословил Христу, желавшему предать Себя на Распятие, то Христос призывает народ и вслух говорит, направляя речь главным образом против Петра: Ты не одобряешь того, что Я беру Крест, а Я говорю тебе, что ни ты, ни другой кто не спасетесь, если не умрете за добродетель и истину. Заметь, Господь не сказал: умри и тот, кто не хотел бы умирать, но «кто хочет». Я, – говорит, – никого не принуждаю. Призываю не на зло, а на добро, а потому, кто не хочет, тот и не достоин сего. Что значит отвергнуться себя? Это мы поймем, когда узнаем, что значит отвергнуться другого кого-либо. Кто отвергается другого кого-либо: отца ли, брата ли, или кого-либо из домашних, тот, хотя бы смотрел, как его бьют или убивают, не обращает внимания и не соболезнует, сделавшись чуждым ему. Так и нам повелевает Господь, чтоб и мы ради Его презирали свое тело и не щадили его, хотя бы били или порицали нас. «Возьми крест свой», сказано, то есть поносную смерть, ибо крест почитался тогда орудием поносной казни. А как многих распинали и разбойников, то присовокупляет, что с распятием должно иметь и другие добродетели, ибо это означают слова: «следуй за Мною». Поскольку же повеление предавать себя на смерть показалось бы тяжким и жестоким, то Господь говорит, что оно напротив весьма человеколюбиво; ибо кто погубит душу свою, но ради Меня, а не как разбойник казнимый или самоубийца (в сем случае смерть будет не ради Меня), тот, – говорит, – обретет душу свою, между тем как думающий приобрести душу, погубит ее, если во время мучения не устоит. Не говори Мне, что этот последний сбережет себе жизнь, ибо если бы он даже приобрел целый мир, все бесполезно. Спасение нельзя купить никаким богатством. Иначе, приобретший весь мир, но погубивший душу свою, отдал бы все тогда, когда будет гореть в пламени, и таким образом искупился бы. Но такой выкуп там невозможен. Здесь заграждаются уста и тех, которые вслед за Оригеном говорят, что состояние душ переменится на лучшее после того, как они накажутся соразмерно грехам своим. Да слышат они, что там никак нельзя дать выкупа за душу, и мучиться только в той мере, сколько нужно будто бы для удовлетворения за грехи.
Мк.8:38. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
Не довольно одной внутренней веры: требуется и исповедание уст. Ибо как человек двойствен, то двоякое должно быть и освящение, то есть освящение души посредством веры и освящение тела посредством исповедания. Итак, кто «постыдится» исповедать Распятого Богом своим, того и Он «постыдится», признает недостойным рабом Своим, когда «приидет» уже не в смиренном виде, не в уничижении, в котором являлся здесь прежде и за которое некоторые стыдятся Его, но «в славе» и с воинством Ангельским.
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк.8:34).
За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного; а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венцы!
Читается на литургии в неделю 3-ю великого поста (Крестопоклонную) и в неделю по Воздвижении.
Протоиерей Павел Великанов
В сегодняшнем чтении Христос Спаситель обращается к Своим слушателям с весьма радикальным заявлением. Тот, кто не готов расстаться со своей жизнью ради Иисуса и Его благой вести — практически не имеет шансов оказаться в Царстве Небесном.
Что это? Религиозный фанатизм? Или, быть может, всего лишь шокирующий риторический приём, чтобы слушатели не расслаблялись? Или же здесь речь идёт о чём-то крайне важном — но только вовсе не на поверхности лежащем?
Ключевая фраза — «отвергнись себя». Именно к отвержению себя относятся и слова о крестоношении, о бессмысленности трястись над ценостью своей жизни или души, о том, что ценность каждой души бесконечна. Вроде бы смысл этой заповеди — «отвергнись себя» — вполне очевиден. Не надо ничего искать своего, отсечь все свои желания и устремления, и стремиться только к одному: выполнять волю Божию с предельной тщательностью и вниманием. Вроде бы всё правильно, да только есть одна проблема. Если бы Богу нужны были отряды абсолютно послушных и дисциплинированных последователей, Он бы существенно ограничил сами рамки человеческой свободы — как это, к примеру, это делается в любом режимном заведении — военной части, тюрьме или больнице. Или, возьмём более приятный пример — в монастыре. Но ведь зачем-то Бог дал — да не просто «дал», а буквально щедро одарил каждого из нас практически безграничной свободой — и при этом Он не «бьёт линейкой по рукам», лишь только мы что-то не так делаем? Зачем же Он так делает — даёт море свободы, чтобы мы и не пытались в нём учиться плавать? Разве не странно?
Я уже слышу, как начитанный в аскетической литературе подобрал правильный ответ. Он бы сказал: главное, что может дать человек Богу — это свобода личности. Это та жертва, которая только и достойна быть принесённой Господу Богу. Но что значит — отдать свою свободу Богу? То есть я перестаю существовать, я упраздняюсь как личность со всеми своими интересами и желаниями и превращаюсь в своего рода «киборга», программу для действий которого пишет Бог — а робот лишь автоматически её выполняет? Увы, как это ни звучит гротескно и ужасно, но и такое понимание воли Божией порой приходится встречать. И когда такой «киборг» подходит ко священнику за благословением, это напоминает загрузку очередной порции программного обеспечения. Он ощущает себя всего лишь инструментом в чужих руках — и всего лишь честно и ответственно делает порученное ему чужое дело.
Но нужны ли Богу такие «киборги»? Ради них ли создавалась вся эта удивительная Вселенная? Весь чудный растительный, животный мир? Вся эта красота восходов и закатов, далёких звёзд, нежного дыхания теплого весеннего ветра? Киборгам ведь всё это не нужно: у них работает программа! Которую они выполняют!
Увы, но в сегодняшнем чтении мы скорее видим отрицательную, негативную сторону о самоотвержении — и пропускаем другую, положительную. Каждый из нас для Бога — несоизмеримо дороже всего тварного мира. Это не я сказал, а Он Сам. Значит, внутри каждого из нас — не какой-то «недоделанный киборг с кривым программным обеспечением», а некто совсем иного порядка. Иисус Христос утверждает, что в каждом из нас — ни больше, ни меньше — целый Бог! Пусть и несколько поменьше — но называя нас «сынами Божиими», Бог Творец утверждает нашу родственную связь с Ним Самим! Мы — не наёмники, не рабы и не заключённые, а Его родные и дорогие дети! И что из этого следует?
Мы — совсем не «киборги». Каждый из нас — огромная Вселенная. Микрокосмос. В которой я — Господь и Бог. Моего мира. И только от меня, от моего свободного решения зависит, захочу ли я управлять этим миром, прислушиваясь к своему любимому Отцу — который и подарил мне весь этот мир — или же я отвернусь от Него, даже не поблагодарив — и начну дурить так, как мне взбредёт в голову. И отвержение себя, о котором сегодня и говорит нам Евангелие — это вовсе не упразднения меня как такового, а сознательный и свободный отказ от всего, что препятствует раскрытию во мне этой Божественной задумки. Где эти препятствия? Эгоизм, инфантилизм, поверхностность, страх, малодушие, зависимости — всё это блокирует саму возможность реализации замысла Бога обо мне.
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
Думаю, любому священнику неоднократно приходилось слышать слова о том, что он, священник, должен утешать тех, кто приходит в храм и, особенно, на исповедь. Очень многие люди именно эту функцию видят первоочередной в служении священника. Они приходят со своими печалями и горестями, со своими неразрешёнными конфликтами, со своей болью и ждут утешения. Зачастую им нужны лишь свободные уши, нужна возможность высказаться, нужно простое сочувствие. Их можно понять. Но невозможно соответствовать их ожиданиям. Мне вспоминается одна женщина, которая в ответ на мои слова, которые состояли исключительно из цитаты части сегодняшнего евангельского чтения, очень сильно возмутилась и стала буквально кричать на меня: «Что вы такое говорите?! Причём тут Евангелие?! Вы разве не видите, мне плохо! А вы должны сказать мне добрые слова, поддержать меня и утешить!» Я очень ей благодарен. Она сказала о том, что многие носят в себе и стесняются высказать, она же смогла озвучить эту мысль и эту проблему. Проблема же в том, что Евангелие это не самая приятная книга. В нем немного мест, которые можно читать без внутреннего напряжения. Мало мест, которые были бы утешением. Евангелие — это вызов. Если читать его честно, открытым умом и открытым сердцем, то возникает уйма вопросов к самому себе. Нынешний отрывок как раз из таких мест. Он предельно чётко говорит о том, что перед каждым христианином каждую секунду стоит выбор: я или Христос. Моё удобство, мой комфорт или слова Христа. Моя воля или повеления Христа. Моя выгода или слава Христа. Невозможно быть христианином и избежать этого выбора. В равной степени невозможно сделать его однажды и уже не возвращаться к нему. Нигде и никогда, ни намёком, ни полусловом Христос Спаситель не обещал своим ученикам спокойной и комфортной жизни. Он не говорил о том, что все будут любить нас, будут нас с удовольствием слушать. Он не говорил, что жизнь христианина будет во всех отношениях приятной. Напротив, Он говорит, в том числе и сегодня, о том, что для вечной жизни в Его Царстве мы должны умереть для себя. Потерять душу свою ради Него и Евангелия. Или, другими словами, видеть сердцевиной своей жизни не самих себя, свою семью и свои интересы, а исключительно евангельское благовестие и слова Христа. Это непросто. Хотя бы потому, что награда за житейскую смекалку близка и очевидна, а та награда, которую обещает Своим ученикам Христос кажется далёкой, непонятной, а кому-то она и вовсе видится ненужной, кого-то вполне устраивает то, что он может приобрести на пути удовлетворения своих потребностей здесь и сейчас. Переубедить нашими слабыми словами таких людей невозможно. Да, собственно, глупо думать, что это возможно, смешно надеяться, что кто-то благодаря убеждению и словам сможет изменить своё отношение к жизни и к Евангелию. Для того, чтобы суметь услышать голос Христа и пойти вслед за Ним, Он Сам должен коснуться сердца человека. И Он коснётся. Постараемся же открыть своё сердце для Него и услышать Его голос, который зовёт всех нас в славу Царства Небесного.
Протоиерей Максим Козлов
Сегодняшнее воскресенье в церковном календаре называется неделей (то есть воскресным днем) после праздника Воздвижения. Ради этого события церковный устав прерывает регулярное чтение воскресных отрывков после праздника Троицы (Пятидесятницы) и выбирает особенное евангельское чтение, связанное с недавно бывшим 27 сентября праздником Воздвижения Креста.
В этом чтении говорится о нашем крестоношении как непосредственно связанном с Крестом Христа Спасителя, которым Он принес спасение человеческому роду.
Говоря о крестоношении, евангелист Марк цитирует слова Христа, и они так красиво и так понятно звучат на церковнославянском языке, что позволю себе их повторить: «Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелиа, той спасет ю. Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет» (Мк, 8:35, 34).
Остановимся на этой фразе. «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк, 8:34).
Во-первых, из нее следует, что Бог ищет поклоняющихся Ему и следующих за Ним сознательно и добровольно, потому что говорит: «кто хочет идти за Мною». Это очень важный и очень трудно соблюдаемый в истории Христианской Церкви принцип внутренней свободы следования за Христом. Только он и делает человека христианином. Он труднореализуем в церковно-государственных отношениях, когда людям, хотящим доброго, по сути, чтобы другие прикоснулись к евангельской вере, не лишились Вечности, стали сознательно верующими христианами, соблазнительным оказывается использование внешней силы – не важно, государства, средства массовой информации, образования и так далее – для того, чтобы, помимо личной человеческой свободы, человека или целый народ сделать христианским.
Вот Христос говорит, что, в конечном итоге, все будет решаться в душе человека.
То же важно помнить и родителям-христианам. Мы, конечно, не можем не стремиться воспитать своих детей в той же вере, в какой живем сами, радость, глубину и красоту которой почувствовали и без которой жизни своей не мыслим. Но, в конечном итоге, мы должны воспитать детей для того, чтобы они сами свободно сделали этот выбор добровольного взятия на себя ига креста христовой веры, которое никогда не бывает легким, но которое есть главное сокровище в жизни верующего человека.
Второе, что следует из этой фразы: «да отвергнется себя», – условие следования за Христом. Тоже очень непростой принцип. Часто человеку хочется быть христианином в той части христианства, которая доставляет ему радость и утешение. Люди, бывает, кидаются в Церковь и христианство, когда им плохо, за поиском утешения, иной раз просто даже как некоего наркотика, как духовного антидепрессанта. Человек хочет получить в Церкви то, что мир жестокий, обманчивый, подлый, лукавый не дает, но сам при этом предполагает оставаться прежним. Нужно понять, что это обман и что получать можно, только если отдаешь, что христианством нельзя пользоваться фрагментарно и нельзя быть христианином отчасти. Да и внутреннее бытие не получится без отвержения себя ради Божьей правды, ближнего и исполнения заповедей.
Далее. Христос говорит о том, что тот, кто решается следовать за Ним и отвергается себя, должен взять свой крест. Эти слова за двухтысячелетнюю историю христианства, признаем, несколько истерлись и в бытовом, и даже в церковно-гомилетическом употреблении вплоть до утраты смысла, так что актуализировать их для сознания современного человека непросто. Народная мудрость, которая, может быть, два-три века назад звучала колоколом (скажем: «Христос терпел и нам велел»), скорее будет воспринята нашим современником иронически. Но если мы отодвинем от себя ослабляющее, обессмысливающее ненужными красивостями замутняющее толкование и определение, то отменить евангельские слова мы все равно не можем и не должны. Восприятие жизни как вечного праздника, в котором мы резвящиеся дети, не несущие никакой ответственности, надежда на то, что можно, подобно бабочке, порхать от детства до старости, и что жизнь наша будет, как в журналах с блестящими картинками, на Евангелии никак не основано. Христос нас предупреждает: эта жизнь неизбежно связана с тяготами и скорбями, без которых душа человека не выковывается; не только со встречами, но и с расставаниями, не только с обретением любви и дружбы, но и с подлостью и обманом. Смотри на все мужественно и помни, что ты, конечно, восходишь на крест, берешь свой крест, но впереди тебя с крестом идет Тот, Кто не обманывает и не только обещает, что этой дорогой можно пройти, но и показывает, как.
И еще одно важное уточнение в связи с этой фразой – «возьми крест свой». Не выдумывай себе чужих крестов. Есть старая притча о том, как человек, которому жизнь казалась бесконечно тяжелой, стал просить Бога о том, чтобы Он ему сменил крест. И Он его привел на поле, где было много крестов, и сказал: «Выбирай любой». Человек ходил долго. Один крест был маленький, но впивался в спину. Другой был не тяжел, но никак не удерживался в руках. Третий был красив, но поднять его не хватало сил. Наконец, человек выбрал крест и, когда посмотрел на надпись, увидел, что это его крест прежний. Итак, не ищи не своего, не выдумывай себе подвигов, которые в твоей жизни реальным образом не обретаются, а делай то, что должно, так, как посылает тебе в этой жизни Бог. И это будет крестоношение, которое поставит тебя вместе с Крестом Христовым.
|