24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;
27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.
1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
30 Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу,
31 чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым,
32 дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам и успокоиться с вами.
33 Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.
(Мф. 17:24 - 18:4) Мф.17:24. Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм* и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
Мф.17:25. Он говорит: да.
Богу было угодно, чтобы вместо первенцев еврейских было посвящено ему колено Левиино. Колено Левиино исчислено было в двадцать две тысячи, первенцев же оказалось двадцать две тысячи семьдесят три человека. Вместо этих первенцев, которые оказались свыше колена Левиина, Бог определил давать священникам дидрахму. Отсюда и возник обычай всем вообще первенцам платить дидрахму, то есть пять сиклей или двести оволов. Но так как и Господь был первенец, то и Он платил эту подать священникам. Стыдясь, может быть, Христа из-за его чудес, не спрашивают Его, но Петра, или делают это скорее с коварною целью, то есть как бы говоря: «Учитель ваш – противник закона; разве захочет он платить дидрахмы?».
И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
Мф.17:26. Петр говорит Ему; с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны;
Как Бог, Он хотя и не слыхал, но знал, о чем они говорили с Петром. Поэтому и предупредил его, говоря: если цари земли не берут подати с своих сыновей, а с чужих, то как Царь Небесный возьмет дидрахму с Меня, Своего Сына? Ибо эта дидрахма, как сказано уже раньше, предназначалась для храма и священников. Итак, если сыновья земных царей свободны, то есть ничего не платят, то тем более Я.
Мф.17:27. но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир**; возьми его, и отдай им за Меня и за себя.
Чтобы, говорит, нас не считали гордыми и склонными к презрению и чтобы мы не соблазняли их, дай подать, ибо Я даю ее не потому, что должен дать, но для того, чтобы исправить их немощь. Отсюда научаемся, что не должно служить соблазном там, где нет вреда для нас. Где есть вред для нас от какого-либо действия, там не должно заботиться о тех, которые неразумно соблазняются. Чтобы показать, что Он есть Бог и владеет морем, Христос посылает Петра добыть статир из рыбы, а вместе с тем мы научаемся и некоторому таинству. Ибо и наша природа – это рыба, погруженная в глубину неверия, но апостольское слово извлекло нас и нашло в наших устах статир, то есть слова Господа и исповедание Христа. Ибо кто исповедует Христа, тот имеет в своих устах статир, состоящий из двух дидрахм. И Христос, как Бог и как человек, имеет два естества. Итак, этот статир, Христос, предан на смерть за людей двух родов – за язычников и иудеев, за праведников и грешников. Если же увидишь какого-либо сребролюбца, ничего не имеющего во рту, кроме серебра и золота, считай, что и он рыба, которая плавает в житейском море. Но если бы нашелся какой-нибудь учитель, подобный Петру, то он уловляет его и извлекает из уст его золото и серебро. Под статиром некоторые разумеют многоценный камень, который находят в Сирии, другие же – четвертую долю златницы.
Мф.18:1. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
Так как они видели, что Петр был почтен Христом (он же почтен тем, что получил повеление дать статир за Христа и за самого себя), то поэтому испытали нечто человеческое и, снедаемые завистью, подходят стороною, спрашивая Господа: «кто больше?».
Мф.18:2. Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
Мф.18:3. и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.
Мф.18:4. итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном.
Видя, что учениками овладевает страсть честолюбия, Господь удерживает их, показывая им чрез скромное дитя путь смирения. Ибо нам должно быть детьми по смирению духа, но не по детству мышления, по незлобию, но не по неразумию. Говоря: «если не обратитесь», показал, что от смиренномудрия они перешли к честолюбию. Итак, должно возвратиться опять туда, то есть к смиренномудрию, от которого вы уклонились.
* Две драхмы – определенная дань на храм.
** Статир 4 драхмы.
Господь платит требуемую подать церковную и все другие порядки, и церковные и гражданские, Он исполнял и апостолов так научил. И апостолы потом передали тот же закон и всем христианам. Только дух жизни принимался новый; внешнее же все оставалось как было, исключая того, что явно противно было воле Божией, как, например, участите в идольских жертвах и т. п. Потом христианство взяло верх, вытеснило все порядки прежние и водворило свои. Следовало бы ожидать, что таким образом духу христианскому удобнее будет развиваться и крепнуть. Так оно и было, но не у всех. Большая часть, освоившись с внешними христианскими порядками на них и останавливалась, не заботясь о духе жизни. Так это и доселе ведется. Из всей суммы христиан кто-кто окажется христианином и в духе. Что же прочие? «Имя носят, как живые, но вот – мертвые» (Откр.3:1). Когда апостолы проповедывали Евангелие, то слово их избирало часть Божию из среды всего языческого мира: ныне Господь чрез то же слово выбирает часть свою из среды христианского мира. «Читающий да разумеет» (Мф.24:15), и да восприимет заботу узнать наверно, состоит ли он на части Господней, и если не найдет удостоверения в том, да попечется присвоиться Господу, ибо в этом одном спасение.
Протоиерей Александр Шаргунов
Господь только что говорил со Своими учениками о решающих судьбы человечества событиях, надвигающихся на Иерусалим, а теперь Он предстоит перед необходимостью обыденной уплаты налогов на Храм. Храм был центром богослужения, и его содержание дорого стоило. Налоговые чиновники – собиратели дидрахм – подошли к Петру и сказали: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы?» Несомненно, это был искусительный вопрос – в надежде, что Господь откажется платить, и тогда у них будут основания обвинить Его. Петр, всегда готовый защитить своего Господа, незамедлительно ответил: «да». Когда вошли они в дом, то Господь, предупредив вопрошание Петра, сказал: «Как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут пошлины или подати? С сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны».
Эта притча Спасителя у святых отцов имеет два объяснения, с одним и тем же смыслом. Согласно первому – перед нами картина древнего мира, где завоеванные народы должны были платить подать народу-победителю. Господь как бы говорит: «Бог – Царь Израиля. Мы принадлежим к истинному Израилю, ибо мы – граждане Небесного Царства. Те, кто вне этого Царства, должны платить подати. А мы свободны». Второе объяснение яснее и проще. Если царь облагает налогом свой народ, это не распространяется на его собственную семью. Налог существует ради содержания царского дома. В данном случае речь идет о налоге для Храма, который есть дом Божий. Христос – Сын Божий. Когда родители искали Отрока Иисуса в Иерусалиме, Он сказал: «Или вы не знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49).
Ключевая мысль Евангелия – Царство Божие должно быть всегда у нас впереди всего. Церковь Христова, новый Израиль, которую созидает Господь, – свободна в этом мире и подчиняется только своему Царю. Мессия Христос – больше Храма, и Самовладычный Бог не требует платы от Своего Сына Единородного и сынов Царства. Но не пришло еще время Крестного искупления, потому Господь не разрывает с Храмом, и соглашается заплатить подать. «Итак, сыны свободны», – говорит Господь. Сыны Божии освобождены благодатью и усыновлением от рабства греху и диаволу, но не от подчинения гражданским и церковным установлениям. Христос платит на содержание Храма. Если мы пожинаем духовное, то должны возвращать земное. Если Христос платит, кто хочет быть исключением?
На самом деле они должны заплатить не потому, что так требует закон, а ради высшего долга. Христос сказал: «Чтобы нам не соблазнить их». Он как бы говорит: «Мы не должны ни в чем полагать преткновения для других. Справедливо быть выше справедливости. Мы должны не только исполнять свой долг, но превосходить его. Чтобы показать другим, что они должны делать». Господь никогда не позволял Себе того, что могло бы кому-то дать повод пренебрежительно относиться к обыденным человеческим обязанностям. Иногда в жизни могут быть исключения, на которые мы имеем право. Без вреда для себя мы можем иногда что-то опустить в нашем служении, но мы не имеем права делать ничего, что могло бы послужить кому-то плохим примером.
Чудо ловли рыбы со статиром во рту показывает нам детскую веру Петра, готового исполнить, и исполняющего буквально все, что ни скажет ему Господь. И мы видим нищету Христа, не имеющего даже одной монеты, чтобы заплатить сборщикам налогов на Храм. Но Он – Господь Вседержитель, содержащий в деснице Своей все на свете до мельчайших подробностей, могущий вынуть изо рта рыбы деньги, необходимые Ему. Ибо и рыбы морские покорены под ноги Его (Пс. 8). Поистине здесь – Тот, Кто больше Храма, Тот, Кому принадлежит Его дом. «Возьми статир, – говорит Христос Петру, – и отдай им за Меня и за себя». Он подзаконным родился и на сороковой день был принесен по Закону в Храм с нищенской платой. А теперь Он платит за Себя. Во всем Он, не имеющий греха, являет Себя в подобии грешников, чтобы дать выкуп за них. И Он дает нам пример никому ничего не быть должным, кроме любви. Петр поймал для Христа деньги, и потому часть их пошла для него самого. Те, кто трудится со Христом, будут с Ним в Его славе.
И далее Господь говорит, что ценности Царства Небесного отличаются от того, что ценит этот мир. Но наши новые отношения друг с другом становятся возможными только благодаря присутствию среди нас Христа. «Кто больше в Царстве Небесном?» – спрашивают ученики. До этого Христос говорил о Предтече, что он – больший из рожденных женами, но малейший в Царстве Небесном &ndashndash; больше его. И вопрос учеников, очевидно, следует понимать так: в чем заключается величие человека?
Господь отвечает им, призвав дитя и поставив его посреди них. В Царство Небесное может войти только тот, кто обратится и станет как дитя. Большие в Царстве Небесном должны уподобляться детям. Однако Господь не говорит, что человек должен просто стать как дитя. Но – обратиться, и стать как дитя. Нам приоткрывается тайна молитвы Господней «Отче наш», которая является и нашей главной молитвой. «Если мы не научимся говорить: «Авва Отче», – предупреждают нас наши святые, – мы не сможем войти в Царство Божие».
Обратиться значит изменить направление нашей жизни. Мы шли нашим собственным путем, но в ответ на зов Его благодати повернулись в противоположную сторону, и идем Его путем. Это означает полную перемену нашей жизни – умственную, душевную, нравственную, а также – новые наши отношения друг с другом. Христос называет это новым рождением, новым началом (Ин. 3:3–5), и только так мы можем стать причастниками Его Царства. Покаяться значит возвратиться к Богу Отцу как блудный сын и открыться Ему с детским смирением для принятия от Него нового дара сыновства. Обратиться – это не значит просто перевернуть новую страницу жизни, стараться стать лучше, начать соблюдать все установления церковные, и даже вместе со всеми причащаться. Но это значит обратиться к Самому Богу, встретить Его во Христе, узнать Его как Спасителя и Господа своего, установить с Ним вечные отношения смирения и любви. «Кто больше в Царстве Небесном?» «Жизнь, которая была эгоцентричной, – говорят святые отцы, – у идущих в Небесное Царство становится христоцентричной».
***
Священник Стефан Домусчи
Когда-то в древности христиан называли «новыми людьми» и христианство называли «новой верой». Это значило, что они говорили о чём-то чрезвычайно новом, о том, что принципиально изменит представления о Боге и жизни. Конечно, иудеев и эллинов удивляли и возмущали разные вещи. Для кого-то была немыслимым был образ страдающего мессии, для кого-то мессии воскресшего. Особенно, как мы знаем из книги деяний апостольских, иудеев раздражало то, что христиане, с одной стороны, считали себя продолжателями веры в Бога, открывшегося Моисею, с другой, считали необязательным для себя исполнение закона, данного ему Богом на Синае. Христиан обвиняли в том, что они последовали за Христом ради того, чтобы не исполнять закон, чем многие смущались.
Действительно, если внимательно почитать Новый Завет, послушать Спасителя и апостола Павла, становится понятно, что относительность закона выражена ими многократно и однозначно. Закон не спасает, потому что спасение – это дар Божий. В то же время, нельзя сказать, что христианство уничтожает всякий закон и проповедует совершенное беззаконие. Просто весь закон, все его запреты и повеления оказываются зависимыми от главного закона – закона любви. Говоря об этом новозаветные авторы и особенно апостол Павел, постоянно подчеркивают, что мы свободны от внешних требований, при условии, что выполняем главное требование. Однако сам Христос и апостолы показывали иной пример, зная, что человек очень легко может решить, что от внешнего он уже свободен, хотя не приобрел внутреннего. В этой связи, Христос призывает своих учеников, помнить, что есть люди, которым трудно вместить христианское понимание свободы, и которые видят путь спасения в самых простых вещах: в том чтобы исполнять правила и повеления. Они не могут вместить того, что для Бога это само по себе не нужно, а нужно нам в контексте нашей работы над собой. Они ещё не могут понять, что правила и отношения к нам Бога не связаны непосредственно и Бог любит нас не за что-то, а просто потому, что мы Его дети. И если сказать им, что Бог ждет от них не исполнения правил, а любви, есть опасность, что они, перестав исполнять правила, не станут от этого духовно богаче, не научатся стразу любить.
В сегодняшнем чтении мы слышим как к Петру подходят двое сборщиков подати. Они собирали на Храм, исполняли закон Моисеев и делали это совершенно искренне. И вот Христос обсуждает исполнение этого закона с Петром. Он как сын совершенно свободен от податей. Более того, из Его слов ясно, что и христиане, как сыны царства, также свободны от многого внешнего, от законнического… Но провозгласив свободу Христос сделал важное уточнение. Будучи свободны от внешнего закона, сыны Царства не свободны от заботы о ближнем, о его совести, его представлениях о добре и зле. И ради того, чтобы твоя свобода не послужила его смущению, необходимо соблюсти закон. Поразительно но и в более поздней христианской литературе, которая называется святоотеческой, чрезвычайно важным правилом оказывается сохранение совести ближнего. Нарушение правила дурно не только само по себе, но и потому, что смущает совесть ближнего, для которого ты оказываешься примером. Сыны свободны, но должны умалиться ради немощных. Неслучайно к этой истории прибавлены несколько стихов из другой главы. Ученики спрашивают Христа: кто будет большим в Царствии Небесном. Он зовет ребенка и указывая на него говорит: «Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». Действительно, в поисках первенства апостолы все время думали о себе, в то время как необходимо умалиться и учиться. Учиться как учатся дети, и учиться главному – любви и снисхождению к ближнему.
О воспитании учеников
(Рим.15:30–33; Мф.17:24–18:4)
Протоиерей Вячеслав Резников
Святой апостол Павел писал к римлянам: «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее, и чтобы служение мое было благоприятно». Павел смиренно просит всю церковь ходатайствовать о нем пред Богом, как будто не видит своих трудов и не надеется на силу своих молитв.
Этому блаженному ненадеянию на себя Господь и старался научить учеников. Он не столько объяснял, сколько давал возможность пережить и почувствовать. Особенно много таких случаев связано с Петром. Вот Петр выказывает сочувствие: «будь милостив к Себе, Господи»! А в ответ слышит: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!» (Мф.16:23).
Вот он по-видимому выказывает незаурядную веру, идет по воде, но вдруг срывается и тонет, в отчаянии крича: «Господи! спаси меня» (Мф.14:30). Вот он заверяет Господа в совершенной преданности, а в ответ узнает о своем скором предательстве… Сегодня – еще один подобный урок.
Однажды, когда Господь находился в доме, к Петру подошли собиратели подати на храм «и сказали: Учитель ваш не даст ли»? Петр не сомневался, что сказавший: «Блаженны милостивые» и Сам подаст милостыню, и ответил: «да». Но войдя в дом, он вдруг услышал: «Как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних». «Итак, сыны свободны», – сказал на это Иисус. Петр же и сам недавно исповедал: «Ты Христос, Сын Бога Живого». А должен ли Бог жертвовать на Свой же храм?.. Петр собрался выйти и исправить поспешность, но Господь остановил. Тщетно было бы объяснять сборщикам, почему Иисус не должен давать подать на храм. Его не поняли бы, обвинив в жадности, а то и в богохульстве. И Господь говорит Петру: «чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми; и, открыв у ней рот, найдешь статир (монета в четыре драхмы); возьми его и отдай им за Меня и за себя». Так Господь и подал, и не подал: не соблазнив сборщиков, Он и в глазах Петра не пренебрег Своим Божественным достоинством. Петр же еще раз ощутил свое неумение сделать без Божией помощи даже самое простое дело.
Так Господь готовил Петра к званию первоверховного Апостола. Так помогал ему умалиться, как дитя. А кто достигает такого умаления на земле, тот настолько возвышается в Царствии Небесном, что Господь и с него, как и с Себя, как будто с двух равных детей Небесного Отца, снимает обязанность платить подать на храм. А во избежание сугубого соблазна и ему посылает дидрахму таким же образом, как и Себе: «отдай за Меня и за себя».
|