30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.
34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.
35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.
36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:
37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
(Мф. 12:30-37) Мф.12:30. Кто не со мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Как, говорит, веельзевул будет содействовать Мне, если он более всех других противостоит Мне? Я учу добродетели, он — злу. Как же он со Мною? Я собираю людей для спасения, а он рассеивает. Указывает и на фарисеев, потому что они, когда Он учил и приносил многим пользу, рассеивали народ, чтобы не приходили к Нему. Итак, Господь показывает, что они действительно подобны демонам.
Мф.12:31. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
Мф.12:32. если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
Говорит здесь следующее: всякий другой грех имеет хоть малое оправдание, например, блуд, воровство. Ибо мы в таких случаях ссылаемся на человеческую слабость и являемся заслуживающими извинения. Но когда кто-нибудь видит чудеса, совершаемые Духом, и клевещет на них, будто они бывают силою демона, какое оправдание может иметь он? Ясно, он знает, что они происходят от Святого Духа, но намеренно поступает дурно. Каким же образом таковой может получить извинение? Итак, когда иудеи видели, что Господь ест, пьет, обращается с мытарями и блудницами и делает все остальное, как Сын Человеческий, и затем порицали Его, как ядцу и винопийцу, то в этом они достойны извинения, и не потребуется от них покаяния в этом, так как им казалось, что они соблазняются по достаточной причине. Но если они, видя, что Он совершает чудеса, тем не менее, клеветали и поносили Святого Духа, говоря, что это — бесовское дело, то как можно допустить, что этот грех отпустится им, если они не покаются? Итак, знай, что кто поносит Сына Человеческого, видя, что Он живет, как человек, и, называя Его другом блудников, ядцею и винопийцею за то, что Христос так делал, — такой человек, если и не покается, не даст ответа: он заслуживает извинения, потому что не думал, что в Иисусе Христе скрыт Бог. Но кто хулит Святого Духа или духовные дела Христа и называет их бесовскими, тот, если не покается, не будет прощен, ибо он не имел достаточной причины для клеветы, как тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди блудников и мытарей. Итак, не простится ему ни здесь, ни там, но он будет наказан и здесь, и там. Ибо многие наказываются здесь, а там совершенно нет, как бедный Лазарь; другие же и здесь, и там, как содомляне и те, кто хулит Святого Духа; третий же ни здесь, ни там, как апостолы и Предтеча. Они, по-видимому, несли наказания, когда подвергались гонениям, тем не менее это не было наказание за грехи, но испытания и венцы.
Мф.12:33. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду.
Так как иудеи не могли оклеветать чудеса, как злые дела, Христа же, Который совершил их, хулили, как подобного демонам, то Господь говорит: или и Меня признавайте хорошим деревом, и тогда чудеса Мои, которые суть плод, будут прекрасны, или если вы признаете Меня худым деревом, то и плод, или чудеса Мои, очевидно, будут худыми. Но чудеса, то есть плоды, вы называете добрыми; следовательно, и Я — доброе дерево. Ибо дерево узнается по плодам, подобно этому и Я-по Моим чудесам.
Мф.12:34. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?
Вы, говорит, будучи худыми деревьями, приносите и плод худой, когда поносите Меня; так и Я, если бы был худой, приносил бы и плод худой, а не столь великие чудеса. Называет их порождениями ехидны, так как они хвалились Авраамом. Господь показывает, что они происходят не от Авраама, а от предков, достойных их злобы.
Ибо от избытка сердца говорят уста.
Мф.12:35. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое.
Когда видишь, что кто-либо срамословит, то знай, что в сердце своем он имеет не то, что говорит, но много более того. Ибо то, что выходит наружу, это выходит только от избытка, и тот, кто скрывает внутри себя сокровище, открывает только некоторую часть его. Подобно этому и тот, кто говорит доброе, гораздо больше носит в своем сердце.
Мф.12:36. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:
Мф.12:37. ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься.
Здесь Господь устрашает нас, что и мы дадим ответ за каждое пустое слово, то есть за ложное, клеветническое или бестактное и насмешливое. Затем приводит свидетельство из Писания, чтобы не подумали, что Он говорит нечто Свое: от слов, говорит, своих получишь оправдание и от слов своих будешь осужден.
"Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое". Что положишь в сокровищницу, то и получишь: положишь золото - золото и возьмешь; положишь медь - медь и возьмешь. Оно, конечно, и медное можно выдать за золотое, но знаток тотчас узнает подлог. Как же сделать, чтобы в сокровищнице нашей было одно золото, то есть в сердце одно добро? Сердце по естеству сокровище благих; лукавое пришло после. Возьми же анатомический нож внимания и несаможаления; отделяй неестественное и отрезай его. Лукавое одно за другим будет уходить, а благое крепнуть и расширяться; останется, наконец, одно благое. Дело все в том, как определить естественное и неестественное. Нынешних естественников не слушай; они все навыворот толкуют: что естественно, то у них неестественно, а что неестественно, то у них естественно, - называют лукавое добрым, а доброе лукавым. Смотри, что говорит Господь в Евангелии и св. апостолы в писаниях своих, и по их указаниям определяй естественное. Так, наконец, соберешь много благого и будешь износить его из сердца. Молись Духу Святому: "сокровище благих, усокровиществуй благое в сердце моем"!
Протоиерей Александр Шаргунов
Христос говорит: «Кто не собирает со Мною, тот расточает». В нашей духовной войне есть только один выбор – за Христа или против Христа, собирание со Христом или расточение с сатаной. Божественная благодать – любовь, прощающая грехи, идущая за пределы смерти. Сердце Христова благовестия: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, да всякий верующий в Него не погибнет, но имеет жизнь вечную» (Ин. 3:16). Эта благодать прощения познается в полноте во Христе, в Том, Кто взял на Себя грех мира и заплатил за него ценой искупительной любви. «Всякий грех простится человеку». Даже если грех наш вопиет к небу, у Господа – милосердие, которое превыше небес.
Однако человек остается до конца свободным. И если кто-то решительно отвергает то, что Бог Отец совершает Духом Святым во Христе и через Христа, такой человек ставит себя вне спасения. В книге Чисел мы читаем: «Слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил: истребится душа та» (Чис. 15:31). Господь говорит, что кто произносит хулу на Духа Святого, тот отвергает единственную силу, могущую привести его к покаянию – Божественную благодать прощения. Прощение всегда связано с нашим участием, оно не мешок, набитый деньгами, который можно схватить и убежать. Если жизнь наша совершенно закрыта для общения с Богом, как можем мы принять Божественное прощение?
Господь говорит, что люди могут не понимать по-настоящему тайну Человека Иисуса из Назарета, и по неведению критически отзываться о том, что Он делает, и тем не менее не быть лишенными надежды на прощение. Но когда истина и правда Божия приходит к ним просвещением Духа Святого, и люди отвергают их, они ставят себя вне прощения. Непрощаемым грехом может быть попытка приписать дело Духа Святого сатане, и это уже нельзя назвать случайным преткновением. Это состояние постоянного предпочтения греха правде, это – грех как норма, то, что насаждается сегодня у нас. Грех как норма – атмосфера, благоприятная для прихода «человека беззакония», превозносящегося «выше всего, называемого Богом или святыней».
Разум и совесть человека настолько ожесточаются по отношению к истине и правде, что внушения Духа Святого не достигают их. Вне прощения оказываются те, кто отказывается слышать зов прощения. Так глубоко может исказиться отношение человека к Богу, что он навсегда поставит себя вне прощения.
Те, кто думает, что они совершили непрощаемый грех, должны знать, что сам факт сокрушения их об этом грехе – свидетельство слышания ими Духа Святого. Нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного. Непрощаемый грех – это совершенное отвержение Духа Святого, отказ от приведения Им нашей души к покаянию и прощению. Непрощаемый грех имеет вечные последствия. Фарисеи произносят ужасную хулу на Господа и Его дело, и Господь говорит о нашей страшной ответственности за слова. Он показывает каким образом слова выражают внутреннюю суть человека. «От избытка сердца говорят уста». Человека можно определить по тому, что и как он говорит, по его словам, отражающим его внутреннюю жизнь. В конечном счете, суд над нами будет совершаться на основании наших собственных слов – по словам мы осудимся или оправдаемся.
Целостность личности определяется словами и делами. «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду». Сердце – корень дерева нашей жизни, а слово – его плод. Пока не будет у человека чистого сердца, не может быть у него чистых уст. «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?» Люди смотрели на фарисеев как на святых, но Христос называет их порождениями ехидниными. Могут ли змеи быть без жала, содержащего яд? И от плохих людей естественно ждать плохое. Но Христос предлагает всем спасение и всех зовет к покаянию.
Слова, как и дела, показывают, что мы на самом деле собой представляем. Последствия произнесенного слова могут быть порой непредсказуемы. Слово, которое я говорю, может поколебать нравственное состояние целого народа и всего человечества. Бывают оскорбительные слова, которые ранят и убивают, лживые, гнилые слова, которые отравляют всю жизнь. Но хуже всего, когда праздными, то есть ничего не значащими, становятся святые слова. Никогда не было слово так обессмыслено и обессолено, как сегодня. И мы знаем, какой значительный вклад вносят в этот процесс средства массовой информации. Однажды произнесенное, слово не может быть удержано, и мы не можем освободиться от ответственности за него. Одна из самых страшных тайн человека заключается в том, что в вечности мы предстанем теми, кто жил и говорил сегодня. Кто из нас не нуждается в Божием милосердии? Апостол Иаков в своем Послании пишет: «Язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло». Весь вопрос в том – как привести «всякое помышление в послушание Христу?» (2 Кор. 10:5).
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
То, что слова, которые произносит человек, могут очень многое; о том, что надо следить за своим языком; о том, что речь может разоблачить человека и тот факт, что молчание — золото, знают даже маленькие дети. О влиянии речи на нашу жизнь и о правильном употреблении дара слова не только много написано и сказано, на эту тему много различных поговорок и пословиц. Для тех, кто ленится или же кому некогда читать многостраничные труды по риторике, есть совсем краткие таблицы, который доступны в интернете, в них описывается какие слова и выражения стоит употреблять, а от каких лучше воздержаться. К примеру, в одной из таких таблиц можно узнать, что если мы хотим непременного выполнения нашей просьбы, то надо вместо «а не могли бы вы сделать то-то и то-то» сказать «сделайте, пожалуйста, то-то и то-то». Не знаю, эффективен ли этот совет, факт остаётся фактом: влияние речи безгранично. Сегодня очень многие учителя предлагают помочь человеку изменить речь с тем, чтобы посредством речи человек мог достигать нужный ему результат. Чтобы получить то, что человек хочет. Чтобы говорящего воспринимали так, как это кажется полезным для него.
Христос Спаситель, в отличие от этих учителей, предлагает не изменение речи, а изменение сознания. Он говорит, что наши слова никогда не смогут привести к поистине доброму результату, если мы сами далеки от добрых побуждений. Неважно, какими формулировками мы пытаемся скрыть то, что лежит у нас на сердце. Неважно, все ли тренинги мы прошли и все ли паблики об эффективном ведении беседы прочитали. Господь Иисус Христос говорит, что для Бога важно не то, как мы говорим, а с какой целью мы это делаем. Если же наши цели продиктованы эгоизмом и желанием манипулировать людьми, то рано или поздно Бог обратиться к нам словами Елифаза Феманитянина, которые были сказаны его другу, всё потерявшему больному проказой пророку Иову: «Тебя обвиняют уста твои, а не я, и твой язык говорит против тебя» (Иов. 15:6). Бог не станет судить нас, нас осудят наши слова, возможно, это будут красивые, мудрые, глубокие слова, но если мы произносили их без сердечной чистоты, то горе нам.
Сотвори же в нас, Господи, чистые сердца и дух правый обнови внутри нас!
Об отношении к власти
(Рим. 13:1-10; Мф. 12:30-37)
Протоиерей Вячеслав Резников
Сегодня читаем об отношении христианина к власти. И первые же слова, казалось бы, исчерпывают суть дела: «Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Поэтому противящийся власти противится Божию установлению».
Казалось бы, все ясно: власть, уже в силу того, что она фактическая власть, есть уже «от Бога», и противиться ей так же страшно, как страшно противиться «Божию установлению». Но почему-то Апостол не останавливается на этом, а продолжает: «ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее. Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. Они Божии служители, сим самым постоянно занятые».
И сразу возникает множество вопросов. «Страшны не для добрых дел, а для злых». – А если я вижу, что наоборот? «Делай добро, и получишь похвалу от нее». – А если делаю добро, но не то, что похвалы не вижу, а еще больше боюсь? «Начальник… тебе на добро».
А если я вижу от него только зло? «Сим самым постоянно занятые». – А если я вижу, что он занят только исканием корысти?..
Эти вопросы и неизбежны, и законны, с точки зрения Божественного права. Потому что упоминая здесь слова «добро» и «зло», Апостол напоминает о той судебной инстанции, которая выше всякой власти, и которой подсудно все.
И это не только в послании к Римлянам. В послании к Титу – то же: «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям», и тут же продолжает: «быть готовым на всякое доброе дело». И Апостол Петр – в таком же духе: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, от него посылаемым»… – И тоже непременно прибавляет: «…для наказания преступников, и для поощрения делающих добро» (1 Пет.2:13-14).
Значит, христианин обязан во всех делах власти, как и во всем остальном, различать доброе и злое, и не называть зло добром только потому, что оно исходит от существующей власти. Не власть – источник добра, но власть так же, как и все, подсудна нравственной оценке.
И для христианина страшнее всего потерять способность различать добро и зло. Господь говорит, что «всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам». И далее уточняет: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду». А сказал Он эти слова после того, как фарисеи выдумали, будто Он «изгоняет бесов не иначе, как силою Веельзевула, князя бесовского» (Мф.12:24). Значит, хула на Святого Духа, это когда мы, видя добрые плоды, вдруг объявляем дерево злым, а видя злые плоды, объявляем его добрым. Видя дела любви и милосердия, говорим, что в человеке бес; а видя дела бандита, называем его «богоустановленной властью». Эта хула потому не простится, что прощать тут уже некому: перед нами мертвец, не способный к различению добра и зла, а значит, не способный к покаянию.
Так, свет Христов, позволяющий различать добро и зло, должен быть всегда в наших очах. Как поступать в каждом конкретном случае – дело совести каждого христианина. Но в любом случае надо, по крайней мере, все называть своими именами, не ослепляя себя никаким человеческим величием.
|