1 И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.
2 Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно;
3 и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете.
4 Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел.
5 Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов.
6 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.
18 За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.
(Мф. 16:1-6) Мф.16:1. И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.
Хотя фарисеи и саддукеи отличались друг от друга догматами, однако против Христа действовали согласно. Они просят знамения с неба, например, чтобы остановилось солнце или луна. Ибо они думали, что знамения на земле совершаются дьявольскою силою и Веельзевулом. Не знали неразумные, что и Моисей в Египте сделал много знамений на земле; огонь же, сошедший с неба на имущество Иова, был от дьявола. Поэтому не все, что с неба, от Бога и не все, что бывает на земле, от демонов.
Мф.16:2. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно;
Мф.16:3. и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лицо неба вы умеете, а знамений времён не можете.
Обличает их искусительный вопрос, называя их лицемерами, и говорит: как из явлений на небе одно служит признаком ненастья, а другое — ведра, и нет никого, кто бы, видя признак ненастья, ожидал бы ведра, и нет никого, кто бы, видя признак ведра, ожидал ненастья, так должно думать и относительно Меня: одно — это время Моего первого пришествия, а другое — грядущего. Теперь нужны знамения на земле, небесные же сберегаются для того времени, когда солнце померкнет, луна помрачится и небо изменится.
Мф.16:4. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И оставив их, отошел.
Род лукавый потому, что они искушают Его, а прелюбодейный потому, что отступают от Бога и прилепляются к дьяволу. Хотя они просят знамения с неба, но Он не дает им, кроме знамения Ионы, то есть что, пробыв три дня во чреве великого кита — смерти, воскреснет. Относительно этого знамения ты можешь сказать, что оно с неба, ибо при смерти Его солнце помрачилось и вся тварь изменилась. Обрати внимание на возражение: «знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Знамения давались им, то есть они бывали ради них, хотя иудеи и не веровали. Поэтому, оставив их, как неизлечимых, Господь ушел.
Мф.16:5. Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов.
Мф.16:6. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
Как закваска бывает кисла и стара, так и учение фарисеев и саддукеев, окисшее и вводившее древние предания старцев, уязвляло души. И как закваска есть смесь воды и муки, так и учение фарисеев есть смесь слова и жизни испорченной. Не сказал же им ясно: остерегайтесь учения фарисеев — с целью напомнить им чудеса над хлебами.
Фарисеи и саддукеи просили Господа показать им знамение; а того и не видели, что знамение у них было перед глазами. Господь Сам был знамением; Его учение и дела ясно показывали кто Он; другого свидетельства не нужно было. "Дела, которые творю Я. . , они свидетельствуют о Мне" (Ин. 10:25), говорил Он иудеям. Лицо неба, обличал их Господь, различать умеете, а знамений времен не можете. Отчего так сделалось с ними? Оттого что они жили внешнею жизнью, а внутрь себя не входили. Без собранности же, без внимания и самоуглубления, дел Божиих ни заметить, ни уразуметь нельзя. То же продолжается и доселе. Христианство у всех перед глазами, как истинное знамение Божие, а смотрящие на него не видят того, колеблются в вере и отступают. Очи их теряют способность видеть на нем печать божественности, и они готовы просить особых знамений с неба, подобно иудеям. Но знамение не дается и не дастся, потому что ищущие ищут того только искушающе, а не за тем, чтобы идти путем Христовым. Ты только вступи на этот путь, и с первого же шага увидишь, что он божествен, ведет к Богу и Бога к тебе приближает. Иудеям сказал Господь: "знамение не дастся. . . только знамение Ионы пророка". И нынешних неверов провидел Господь и им предуготовил ответ: "явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные. . . " (Мф. 24:30).
Протоиерей Александр Шаргунов
Трудно было бы найти две более различных партии, чем фарисеи и саддукеи. Но ненависть ко Христу объединяла их. У всех заблуждений есть одна общая черта – враждебное отношение ко Христу.
Фарисеи и саддукеи требуют у Христа знамения с неба. Тот, кто претендует на звание пророка или духовного вождя, должен подтвердить это особенным знамением. Господь говорит им, что знамение – перед ними, надо только увидеть его. Они ищут знамения с неба, и Христос показывает им на небо. Они хорошо разбираются в знаках, предвещающих перемену погоды. Они знают, что если с вечера небо красное, то утром будет прекрасная погода, если утром небо багрово, то жди ненастья. Но они слепы к знамениям времен.
Им дано было множество знамений. Все чудеса, которые совершал Христос, были знамениями. Но они ни во что ставили эти знамения, когда исцелялись больные и страждущие, а искали чуда, которое могло бы удовлетворить любопытство их гордого ума. Это должно было быть знамение с небес – подобное тому, что было при принятии скрижалей Закона на горе Синайской – в громе и молниях. Они искушали Господа, ища знамения, не для того, чтобы научиться, а для того, чтобы уловить Его. Если бы Он показал им знамение с небес, они бы приписали его действию князя воздушных сил.
Господь говорит им, что единственное знамение, которое они получат, будет знамение Ионы. Иона был пророком, обратившим народ Ниневии к покаянию и приведший его от путей нечестия к Богу. Но что было знамением, благодаря которому народ Ниневии обратился к Богу? Вовсе не чудо спасения Ионы из чрева морского чудовища. Тайна Креста и Воскресения из мертвых была сокрыта в этом чуде, но тогда не пришло еще время услышать о ней. Об этом они ничего не знали, и Иона в своей проповеди не ссылался на нее. Знамением Ионы был сам Иона и его благовестие от Бога. Явление пророка Божия и благовестие, которое он принес, – вот что изменило жизнь народа Ниневии. Господь говорит фарисеям и саддукеям, что Божие знамение перед ними – Он Сам и Его благовестие. Он как бы показывает им: «Во Мне вы встречаетесь с Богом и правдой Божией, что же еще вам нужно?»
В этих словах Господа – предупреждение всем людям. Вне Иисуса Христа не может быть Откровения Божия. Всякий, кто ищет Бога, может увидеть Его во Христе. Он и есть Божие знамение человеку. Если Христос не дозовется до нас, никто уже не дозовется. Если Он не убедит нас, никто не убедит. Если мы не увидим Бога в Иисусе Христе, мы не увидим Его ни в ком и ни в чем. Когда мы встречаемся с Иисусом Христом, мы встречаемся с последним Божиим словом и последним Божиим зовом. Что же остается для тех, кто отвергает эту последнюю возможность, не желает слышать это последнее слово, этот последний зов?
Господь называет их родом лукавым и прелюбодейным. Гордо именуя себя истинной Церковью и невестой Божией, они предательски нарушили свой завет с Ним. И Господь, «оставив их, отошел». Христос не пребудет долго с теми, кто искушает Его. Он уклоняется от всех противящихся истине. И предупреждает нас: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской». Самая большая опасность для верных – со стороны лицемеров. Мы стараемся противостоять наступлению открытого зла. А против этой опасности сугубо предупреждает Господь. Он сравнивает их деятельность с закваской, потому что, где бы они ни появлялись, даже в Церкви Христовой, они будут пытаться заполнить собою все.
***
иеромонах Феоктист Игумнов
Прошедшее столетие приучило полагать, что разум противник веры, что вера возможна тогда, когда разум отключается или же когда разум слаб. Вообще, веру было принято объяснять простым невежеством, недостатком знания и грубостью ума. Многие и сейчас именно таким образом объясняют феномен веры. Но Священное Писание говорит совершенно об обратном. Противник веры не разум, а сердце. Об этом сказал пророк Исайя, эти слова повторил Христос Спаситель. Приятие или неприятие веры лежит в области сердца. По мысли святителя Феофана Затворника, интерес и потребность в неверии, то есть атеизме, вызван прикрытием тех интересов человека, которые не согласны с верой. Эта мысль кажется простой и очевидной. Ведь мы понимаем, что вера далеко не всегда удобна, любой, как принято сегодня говорить, практикующий христианин по своему опыту знает, что вера налагает определённую ответственность, что есть в жизни такие моменты, когда удобнее было бы жить без веры. Только совершенно внешний по отношению к христианству человек может думать, что христианство — удел тех людей, которых постигла какая-то жизненная трагедия. Что единственная функция веры — это утешение и уход от неприглядной и тяжёлой реальности и что только по причине сочувствия к таким людям можно терпеть христианство. Что вера — это перенос ответственности за свою жизнь с самого себя на Бога. Что это отказ от борьбы. Напротив, вера — это умение видеть мир открытыми глазами, такими глазами, которые по мысли Евангелия не ослеплены каким бы то ни было грехом. Вера — это умение идти против всех тогда, когда этого требует Бог. Конечно, здесь речь идёт не о революции и не об анархии, а об отказе от греха тогда, когда грех становится всеобщей нормой. Христос Спаситель с тихой болью говорит о тех людях, которые «возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию», но вместе с этим Он не судит их, потому что «пришёл не судить мир, но спасти мир». Спасти мир, то есть дать каждому человеку возможность жить с ясным взором и чистым сердцем, жить с ответственностью и свободой.
Протоиерей Александр Глебов
Мы слышали сегодня евангельское повествование об искушении Господа Иисуса Христа. Обычно, когда мы говорим об искушении Спасителя, то первое, что приходит на ум, это Его сорокадневный пост в пустыне сразу после крещения в Иордане, и те три искушения, с которыми диавол приступил ко Христу уже в самом завершении Его поста, когда физические силы были на пределе.
Как мы помним, Господь отверг искусителя, и как говорит Евангелие, диавол отступил от Него на время. То есть через какой-то промежуток времени темная сила опять приступила к Нему, искушая Его уже не напрямую, а через людей, чаще всего через злопыхателей и завистников Христа, через книжников и фарисеев.
А вот сегодня мы слышали, как к этой традиционной группе недругов Спасителя, присоединились еще одни – саддукеи. Кто такие саддукеи? Саддукеи – это религиозная партия, которая наряду с фарисеями обладала немалым влиянием в Израиле. Хотя саддукеев было меньше, чем фарисеев, они обладали большим политическим весом. А также контролировали священство. То есть священники Иерусалимского храма принадлежали к партии саддукеев.
Саддукеи были сторонники рационалистического направления в тогдашнем иудаизме, и в отличие от фарисеев они считали вполне авторитетными только первые пять книг Ветхого Завета – Пятикнижие, или Тору. Они отвергали изустную раввинистическую традицию, а также не верили в бессмертие души, значит, отрицали загробную жизнь, не верили ни в существование ни ангелов, ни демонов, ни Промысла Божия.
Как представители двух ведущих партий, и фарисеи, и саддукеи недолюбливали друг друга и соперничали между собой за влияние на умы и души людей. А, в конечном счете, это была борьба за авторитет в глазах народа и материальное благополучие.
Однако, несмотря на определенные разногласия между фарисеями и саддукеями, они были едины в своем неприятии проповеди Спасителя, к Его делам; и совместно стремились обвинить Его в отступлении от отеческих преданий, нарушении заповедей Божиих, а также законов и обычаев своего народа.
Как известно, ничто так не сплачивает, как общая ненависть к кому-либо. Поэтому фарисеи и саддукеи на время забыли свою давнюю вражду, видя, что люди идут за Христом, а значит, нити управления народом ускользают из их рук. Фарисеи и саддукеи просят у Спасителя в качестве подтверждения Им Своих Божественных полномочий показать знамение с неба, то есть чудо сотворить.
Как будто они не знали о тех многочисленных чудесах, которыми сопровождалась проповедь Спасителя. Конечно, знали. Они просили чуда ради любопытства, а Господь совершал чудеса, как проявление Своей любви к страданиям и нуждам людей в ответ на их веру.
Как это искушение перекликается с тем, что предлагал Спасителю диавол в пустыне. Господь отверг коварство искушающих Его. Он сказал: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». И далее предупредил Своих учеников об опасности лукавства и ханжества, дабы они не были лицемерными и лживыми пастырями. Иисус сказал им: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской». Вот так напутствовал Господь Своих учеников.
Знамение Ионы пророка – это смерть и Воскресение Христа. Многим, наверное, известна ветхозаветная история с пророком Ионой, который за непослушание Господу был проглочен китом, или каким-то древним морским животным, и пробыл в его чреве три дня. И по молитве пророка Господь помиловал его, и он выбрался из чрева кита целым и невредимым и продолжил свою миссию, будучи вразумленным Господом таким необычным и страшным наказанием.
Понятно, что человек проглоченный животным, это, можно сказать, уже покойник: живым оттуда не выйти, но Господь Своей силой сохранил пророку Ионе жизнь и вернул его в этот мир, что, наверное, уместно сравнить только с воскресением мертвеца.
Вот так и Господь был распят, умер, погребен, три дня Его тело, образно говоря, пролежало во чреве земли, в могиле, и силой Божественной Он воскрес. Вернулся оттуда, откуда никто не возвращался. Поэтому такое сравнение для фарисеев и саддукеев, которые прекрасно знали Ветхий Завет, и, в частности, историю пророка Ионы, было очевидным и должно было навести их на соответствующие мысли.
Но даже когда они убили Христа, и Он на третий день воскрес, и показал всему миру знамение пророка Ионы, они отказались принять это чудо. Вот они просили знамения, просили чуда, Господь явил чудо Своего Воскресения, конечно, не ради удовлетворения их любопытства, а ради спасения мира. Но тех, в ком не было веры при земной жизни Христа, не откликнулись верой и на Его Воскресение, только еще больше озлобились.
Самое великое чудо и самое великое знамение для нас в истории уже произошло: Христос воскрес. Его Воскресение даровало нам то, к чему люди иногда так безуспешно стремятся своими силами, или используя малейшее достижение современной науки. Воскресением Христа нам была дарована вечная жизнь. И это чудо вхождения в вечность с каждым из нас рано или поздно произойдет.
Цена вечной жизни людей – это страдания и смерть Бога, это Его дар любви к нам и более этого быть ничего не может. И остальные наши вопрошания к Богу о чуде – от лукавого. Именно та темная сила не единожды в евангельской истории либо напрямую, либо через людей требовала у Христа чуда. И получила ответ актуальный на все времена: «Не искушай Господа Бога твоего». Аминь.
|