6 августа 2024 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице

(1Кор.6:20–7:12; Мф.14:1–13)

Евангелие святого апостола Матфея, глава 14, стихи 1-13:

1 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе
2 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,
4 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.
5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.
6 Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,
7 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.
8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.
9 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,
10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.
11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.
12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.
13 И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.

1-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 6, стих 20 - Глава 7, стих 12 :

20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, -
11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей.
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 14:1-13) Мф.14:1. В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе
Мф.14:2. и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

Этот Ирод был сын Ирода, избившего младенцев в Вифлееме. Отсюда уразумей гордость деспотической жизни. Вот спустя сколько времени Ирод услыхал о деятельности Иисуса! Могущественные лица не скоро узнают об этом, так как они не обращают внимания на сияющих добродетелью. Он, по-видимому, боялся Крестителя; поэтому решился говорить не с кем-либо другим, но с отроками, то есть с рабами. Так как Иоанн при жизни не сотворил чудес, то Ирод подумал, что он по воскресении получил от Бога и этот дар – дар творить чудеса.

Мф.14:3. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,
Мф.14:4. потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.
Мф.14:5. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его считали за пророка.

В предыдущих повествованиях относительно жизни Иоанна Матфей не упоминал об этом, потому что его целью было описать только относящееся ко Христу. Он и теперь не упомянул бы, если бы это не относилось ко Христу. Иоанн изобличал Ирода, как имевшего противозаконно жену своего брата. Закон повелевал брату взять жену брата в том случае, если тот умирал бездетным. Здесь же Филипп умер не бездетным, ибо у него была дочь, которая плясала. Некоторые говорят, что Ирод отнял и жену, и тетрархию, когда Филипп был еще жив. Но так или иначе, сделанное им было противозаконно. Ирод, не боясь Бога, боялся народа, потому и удерживался от убийства, но дьявол представил ему удобный случай.

Мф.14:6. Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала пред собранием и угодила Ироду,
Мф.14:7. посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.
Мф.14:8. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.

Смотри, какое бесстыдство! Царевна пляшет! И чем лучше пляшет, тем хуже, ибо стыдно царевне делать что-либо непристойное с хитростью. Смотри и на другое безрассудство Ирода. Он поклялся дать царевне, чего бы она ни попросила, если хорошо пропляшет. Но если бы голову твою попросила, дал бы ли ты ее? «Дай мне здесь на блюде голову Иоанна». Для чего прибавила «здесь»? Опасалась, чтобы Ирод, одумавшись, не раскаялся впоследствии. Поэтому торопит Ирода, говоря: «дай мне здесь».

Мф.14:9. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,
Мф.14:10. и послал отсечь Иоанну голову в темнице.
Мф.14:11. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.
Мф.14:12. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его;

Опечалился по причине добродетели, ибо и враг удивляется добродетели. Однако в силу своей клятвы дает бесчеловечный дар. Узнаем же отсюда, что лучше преступить клятву, чем по причине клятвы сделать что-либо нечестивое. Тело Крестителя погребено было в Севастии Кесарийской, а честная его глава сначала положена была в Емесе.

и пошли, возвестили Иисусу.

О чем возвестили Иисусу? Не о том, что Иоанн умер, ибо повествование относительно Иоанна распространилось всюду, но что Ирод его считает за Иоанна.

Мф.14:13. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один;

Иисус уходит по причине убийства Ирода, научая и нас не подвергаться опасностям; уходит также и для того, чтобы не думали, что Он воплотился призрачно. Ибо если бы Ирод овладел Им, то он сделал бы попытку погубить Его, и если бы Иисус в этом случае исхитил Себя из среды опасностей, потому что не пришло время смерти, то сочли бы, что Он – привидение. Итак, вот почему Он уходит. «Уходит в пустынное место», чтобы сделать там чудо над хлебами.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  Дошел слух о делах Господа до Ирода; он при этом тотчас и заключил: это Иоанн воскрес. Мало ли что можно было при этом подумать! А между тем он ни о ком не подумал, как только об Иоанне. Кто же это дал такое направление его мыслям? Совесть. От нее не спрячешь бессовестных дел, суда ее ничем нельзя поправить. Обезглавливая Иоанна, Ирод присвоял себе право на то, и другие не отрицали такого права, а совесть заговорила свое, и речей ее не мог он заглушить ничем. Вот ему и видится Иоанн. Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого естество наше, от того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет поперечить Творцу. Голос этот говорит, что есть Бог, что мы от Него состоим в полной зависимости и потому не можем не питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божиею, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времен и всех стран слышат это слово и внимают ему. Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски – естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.14:1–13)

Протоиерей Александр Шаргунов

Господь показывает нам тайну беззакония, раскрывающуюся в истории человечества. На этом пьяном пиру с главой Предтечи на блюде, мы не можем не видеть присутствия самого диавола со всей его жестокостью, гнусностью и бесстыдством. Это сатанизм, который не отрицает существования Бога. Обратите внимание, что Ирод не является человеком неверующим. Он верит в воскресение мертвых. Слыша о проповеди Спасителя, он, преследуемый совестью, еще несожженной до конца, высказывает такое, может быть, суеверное предположение: «Это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им». Он знал, что Предтеча был «человек праведный и святой», как сказано в другом Евангелии, и с удовольствием слушал его проповедь. В каждом человеке присутствует тайна благочестия и тайна беззакония. Идет борьба Бога и диавола за каждую душу. Эта борьба с течением истории становится все более напряженной, и от нас требуется все большая бескомпромиссность и решительность в следовании за Христом. Ирод слушается Предтечу, когда это ему ничего не стоит, но не хочет оставить свой самый главный грех.

Господь посылает впереди Себя лучшего из людей, чтобы показать, что такое жизнь и что такое смерть. Иоанн Предтеча – больший из всех когда-либо рожденных женами, потому что он первый увидел тайну Пресвятой Троицы, тайну Бога. И он первый в полноте свидетельствует о том, что правда и истина неотделимы друг от друга. Предтеча голову свою готов положить, чтобы показать святость заповеди Божией.

Какой грех привел к смерти этого величайшего из пророков? Грех разврата и супружеской измены. Наступит время, когда предательство и блуд станут самыми распространенными из всех грехов, какие существуют. И спастись смогут только те, кто готов будет кровь свою пролить за заповедь Божию. То, что слышит Ирод: «тебе не должно иметь ее», относится к каждому человеку. То, что не должно совершать всем людям, не должно совершать и великим мира сего. Не существует никаких преимуществ для какого-либо человека в возможности нарушить закон Божественный или человеческий.

Перед нами обыкновенная, как будто, житейская история. Кто участники этого события? Во-первых, Иродиада, названная по имени Ирода, женщина необыкновенно развращенная. Нет ничего лучше в мире, чем добрая и целомудренная женщина. И нет ничего ужаснее, чем женщина злая и порочная. В женском естестве есть особая восприимчивость к добру и злу. Женщины наиболее отзывчивы к таинственной стороне жизни, и, по слову стихотворца, «белые платочки тихие поддерживают храмов своды». Но горе тому народу, в котором женщины развращены. Он обречен на гибель.

И вот мы видим Иродиаду, исполненную злобной мести к Предтече, который обличил ее в нечестии. Эта женщина ни перед чем не остановится, чтобы осуществить свою месть. Ужаснее всего, что она готова привлечь для исполнения своих гнусных замыслов собственную дочь. Что можно сказать о родителях, которые готовы запятнать каким угодно грехом собственных детей только для того, чтобы достигнуть своих целей?

И вот ее дочь Саломия – юная девушка, которая отличается особенным бесстыдством. Она – царская дочь, а танцует как блудница. Ее танец исполнен сатанинского блеска, который делает привлекательным самый мерзкий грех. Но мать не только не останавливает, но даже поощряет ее. Как все это нам знакомо! Что происходит сегодня с нашими детьми? С одной стороны, государство, невзирая на протесты родителей, развращает детей через средства массовой информации, через телевидение, через школу. А с другой стороны, так глубока развращенность самих родителей, что они не жалеют своих собственных детей и готовы подталкивать их на грех.

Мать наслаждается предельным бесстыдством своей дочери, и отец в восторге. Опьянев от пира в день своего рождения, он клянется дочери, что даст ей все, что она ни попросит, даже до полцарства. И вот в поступке этого слабого безвольного человека раскрывается еще один характерный и опасный, в особенности для нашего времени, грех. В чем он заключается? Ирод хочет во что бы то ни стало сдержать свое слово. Хотя он прекрасно понимает, что то, что он легкомысленно обещал своей дочери, не думая о том, что она попросит, на самом деле не идет ни в какое сравнение с ее желанием. Он больше боится гнева своей жены, чем попрания Божественного закона. Его больше страшат насмешки его так называемых друзей, чем голос совести, который будет всю жизнь обличать его. Он принадлежит к числу людей, которые могут твердо стоять на своем, зная при этом, где правда и где ложь. И эта твердость – признак не силы его, а слабости. Злые обещания не могут оправдывать злых поступков и преступлений. Никакие обстоятельства не могут обязать человека совершить грех. Таких обстоятельств быть в природе не может, потому что Бог обязал заблаговременно каждого человека противостоять греху. В результате Ирод оказывается лишенным всякой собственной власти и полностью зависимым от того дурного и преступного сообщества, в котором он находится. Дурные сообщества не просто развращают добрые нравы, но они беспощадно подчиняют себе каждого человека, чтобы все были как все. Печальна участь общества, где грех уже не встречает сопротивления, и где торжествует сатана – тот, кто является человеконенавистником и человекоубийцей от начала. Там, где он одержал победу, – в самом главном, где речь идет о всей личности человека, не только о душе, но и о теле, – все остальное уже принадлежит ему само собой. И он покажет, что он действительно человекоубийца.

Мы слышим в Евангелии, что ученики Предтечи – после того, как они взяли и погребли его бездыханное тело, – пришли ко Христу и сказали Ему обо всем. Они приходят ко Христу, не просто потому что растерянные, беззащитные они ищут у Него безопасности, но чтобы получить утешение, которое никто не может дать, как только один Бог может дать, когда такое горе. Они приходят к Нему, чтобы стать Его учениками. Раньше они были Иоанновыми учениками, а теперь до конца – до Креста Христова, до Его смерти, и до собственной мученической смерти – будут следовать за Христом.

«И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком». Время крестных страданий Господа приблизилось. И Господь удаляется в пустынное место для молитвы. Такое место занимает Христос в любви людей, что даже удаление Его от них еще больше влечет к Нему. После мученической смерти Предтечи еще большее число людей последовало за Христом. Так всегда будет в истории Церкви: мученичество святых будет способствовать проповеди Евангелия. Когда Христос удаляется от нас, лучше для нас, хотя плоть и кровь могут советовать противное, следовать за Ним. Присутствие Христово с нами делает пустынное место не только легко переносимым, но желанным, так что пустыня превращается в райский сад.

***

Протоиерей Павел Великанов

В трагическом повествовании евангелиста Матфея о мученической кончине Иоанна Предтечи есть один момент, мимо которого легко пройти, не заметив. Да, мы прежде всего видим коварство и страх Ирода, который боится влияния Иоанна и его резких слов о преступлениях тирана. Да, перед нами – портрет его жены Иродиады, распущенной, жёсткой, мстительной женщины. И в завершение – Саломия, принцесса, которая бесстыдно танцует перед пьяными гостями.

Но давайте посмотрим вот на что – на отношения между матерью и дочерью, между Иродиадой и Саломией. Разве они – нормальны? Ведь Саломия уже достаточно взрослая девушка, чтобы самой принимать решения: но она находится в болезненных, нездоровых отношениях со своей матерью – позволяя ей нагло манипулировать собой! Насколько же надо себя не любить и не уважать, чтобы разрешить использовать себя – принцессу! – в качестве объекта для разжигания похоти в окружающих! Почему она не сказала: «Я не буду танцевать перед этими людьми»?

Саломия – хороший пример инфантильности, которая легко может привести к трагическим последствиям. Она ещё не состоялась, как самостоятельный человек, она всё ещё целиком зависит от лукавой матери – которая относится к собственному ребёнку как к инструменту воплощения в жизнь своих интриг. Саломия страшно боится ошибиться, её пугает сама возможность взять на себя ответственность – вот и бежит она к родной мамочке, чтобы она вместо неё решила, как лучше воспользоваться неожиданной милостью со стороны импульсивного папаши-тирана. И когда перед ней реальная возможность стать юной правительницей – совершенно законно – вместо этого она соглашается передать безумную, исполненную яда ненависти просьбу матери обезглавить Предтечу – превратив её как бы в собственное желание!

Трагедия этих отношений между матерью и дочерью в том, что Иродиада воспринимала Саломию как свою собственность, которой имеет право распоряжаться, как ей вздумается. Не сомневаюсь, что между ними были тёплые душевные отношения взаимной зависимости – вырваться из которых на вольный воздух свободы для Саломии было просто невозможно. Быть заложницей материнской эгоцентричной любви – вот удел, с которым согласилась несчастная Саломия!

Как важно в наших отношениях с детьми постоянно помнить, что любовь к ним не должна быть обволакивающей и удушающей, что они – не наша собственность, что они всё равно не могут быть нашими «проектами», они всё равно станут другими, нежели чем мы хотели бы – и это – прекрасно! Умение постепенно, мало по-малу приучать детей к свободе и ответственности – вот что, на мой взгляд, должно отличать мудрого родителя от самонадеянного!

***

священник Стефан Домусчи

Взрослея, человек получает знание не только о мире, но и формирует мнение о других людях. Причем знания о мире обычно нейтральны, в то время как мнение о людях – хорошее или плохое. Людям свойственно наклеивать ярлыки на других, сводить окружающих к определенным чертам. Кто щедрый, кто скряга, кто праведный, кто неправедный… В то же время, ни один из нас к своим поступкам, а уж тем более мыслям не сводится. Есть в нас глубина, на которой мы каждый раз свободны решать, каждый раз заново, каждый раз выбирая добро или зло.

Люди не видят всех обстоятельств, до конца не знают, что именно побуждает человека поступать так или иначе, поэтому осуждение нередко промахивается, додумывая за другого логику его поступка. При чем, когда сам осуждающий оказывается перед подобным выбором – он тут же находит оправдание своим действиям.

В сегодняшнем чтении мы видим Ирода Четверовластника, человека, который велел казнить Иоанна Кресителя, который взял себе жену брата, который позволил пороку войти в свою жизнь. И все же, если мы посмотрим на него внимательнее, мы увидим, что он сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Первое, что мы о нем слышим – это его ужас, от мысли, что убитый Креститель воскрес и творит чудеса. Что же говорит в Ироде? Только ли страх? Он услышал о ком-то, кто творит чудеса и знамения и сразу принял их на свой счет. Не потому ли, что совесть обличала его в убийстве невинного праведника? Ведь он знал, что совершил тяжелый грех.

Поразительно, но даже в самом чтении мы видим двойственность, видим в Ироде внутреннюю борьбу. С одной стороны, он ненавидел Иоанна за его обличения и хотел его убить, и только народная любовь к пророку останавливала его. Но ведь и мы сами нередко останавливаемся перед тем или иным грехом только из-за последствий, которые он может спровоцировать. Какова же цена такой праведности? Конечно, она очень мала, но и такая бессильная праведность лучше греха, лучше злобы и убийства.

Однако тяжелый грех в отношениях с женой брата ослабляет его душу и он, увлекшись танцем падчерицы, клянется дать ей все, чего бы она ни попросила. И все же, когда Соломея, а именно так ее звали, по научению матери просит голову Иоанна Крестителя, Ирод печалится. Что это? Напускная грусть или мы видим перед собой грешника, в котором не уничтожены остатки нравственного чувства. Который безволен, но не бессовестен? Но если человек безволен, устоять перед грехом ему гораздо сложнее. Он боится проявить слабость, как собственно многие из нас боятся показаться слабыми и поступают так, как им кажется угодно толпе. Но где же сами гости? Почему они молчат? Почему не просят у Ирода отменить свой приказ? Это, конечно, говорит о том, что в грехе бывает виноват не только грешник, но и те, при чьем молчаливом согласии он совершается.

В сегодняшнем чтении мы увидели всю сложность человеческого выбора, всю его плененность грехом, всю слабость совести… Ирод мог поступить иначе, до самого конца он был свободен, он мог дать волю хорошему чувству жалости, а не тщеславию и гордости. Это должны помнить мы все. Даже будучи пленены, даже мысленно согласившись с грехом и желая его, мы можем остановиться и направить свою волю на мирный путь.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О браке
(Мф.14:1–13, 1Кор.6:20-7:12)

Протоиерей Вячеслав Резников

Апостол пишет: «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена». И далее пишет: «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». Одна и та же Божественная премудрость открывается в творении как души, так и тела. Вспомним первые главы книги Бытия. Бог создал первую женщину из ребра первого мужчины. И когда Бог привел ее к Адаму, тот, хотя и впервые увидел, но сразу узнал. Не сказано, какие чувства он испытал. Сказано, какими словами их выразил: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего» (Быт.2:23). Иными словами, увидев Еву, он сказал: «Это мое. И не просто мое, но – изнутри меня взятое, и специально для меня созданное».

Могучей, таинственной силой связал Бог первых людей. И хотя нельзя сказать, что каждый – только половина человека, но все-таки видим, какое здесь положено основание для неразрывности человеческого рода. Здесь вместе и принудительное, и радостное средство для преодоления человеческого эгоизма, греховной человеческой самодостаточности.

Первый брак первого мужчины был с женщиной, происшедшей из него самого. Следующие браки были между родными братьями и сестрами. Но потом браки между ближайшими родственниками были запрещены, почему и Иоанн Креститель обличал Ирода: «Не должно тебе иметь… жену Филиппа, брата твоего».

Было также запрещено отдавать дочерей за иноверцев и брать оттуда жен. Мы знаем из Священной истории, сколько через это приходило соблазна. А самым первым гибельным смешением было, когда «сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены» (Быт.6:2). Предание объясняет, что сыны Божии, это – потомки благочестивого Сифа, а другие – потомки первоубийцы Каина. Из-за этого вся земля развратилась, и чуть не погибла в водах потопа.

А браки, совершаемые в Господе, соединяли и семейства, и племена, и целые народы. Своим пришествием Господь не упразднил этого, хотя и открыл более совершенный, лишенный чувственной принудительности путь. Апостол Павел, желая всех соединить в новом Адаме, во Христе, для всех «сделался всем» (1 Кор.9:22).

Духовные радости, которые Господь давал ему вкусить, были не сравнимы с радостями брачной жизни. И в то же время Апостол не отталкивает от брака, и даже запрещает одной стороне самовольно уклоняться от супружеского общения, а только – по взаимному согласию, «на время», и только ради «упражнения в посте и молитве».

Апостол хотя и говорит: «хорошо человеку не касаться женщины», – но тут же прибавляет: «но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе». В этом – подлинное пастырское величие Божьего человека, способного вместить и тех, и других. И нам надо этому учиться: имея одно дарование от Бога, не предписывать своих законов тому, кто имеет от Бога совсем другое дарование.

Церковный календарь. 6 августа

Читаем Евангелие. 6 августа

Читаем Апостол. 6 августа

Мульткалендарь. 6 августа. Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб

Мульткалендарь. 6 августа. Преподобный Поликарп, архимандрит Печерский

День ангела. 6 августа

Этот день в истории. 6 августа