11 июня 2024 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Вторник 6-й седмицы по Пасхе

(Деян.17:19–28; Ин.12:19–36)

Евангелие святого апостола Иоанна, глава 12, стихи 19 - 36:

19 Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.
20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.
21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.
22 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.
23 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.
24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.
25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.
27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.
28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.
29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.
30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.
31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.
33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?
35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.
36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

Деяния святых апостолов, Глава 17, стихи 19 - 28:

19 И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?
20 Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?
21 Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что — нибудь новое.
22 И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.
23 Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.
24 Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет
25 и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все.
26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,
27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:
28 ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна

(Ин. 12:19-36) Ин.12:19. Фарисеи же говорили между собой: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.

Фарисеи, говорящие «видите ли, что не успеваете ничего», говорят это не по лукавству, ибо были не из числа наветовавших на Спасителя, но представляются благорасположенными, только неявно, потому что не смеют явно противостать неистовствующим против Господа, пытаются утишить их последствиями дела, говоря как бы так: «Какая вам польза от того, что много строите ков над Человеком сим? Сколько вы ни злоумышляете, Он все более растет, и слава Его умножается; ибо мир, то есть весь народ, идет за Ним. Посему, не имея никакого успеха, оставьте ваши ковы и не грешите понапрасну.»

Ин.12:20. Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.

По причине красоты храма и чудес, передаваемых у иудеев, многие и из эллинов пришли поклониться. Они были близки к тому, чтобы стать и пришельцами, то есть принять иудейство.

Ин.12:21. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.

Когда дошла до них молва об Иисусе, они подходят к Филиппу и просят его доставить им возможность видеть Иисуса.

Ин.12:22. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.

Филипп, по смиренномудрию и благочинию, говорит Андрею, как высшему себя. Андрей не берется за доклад, не решает этого сам собой, но, взяв с собой и Филиппа, осмеливается доложить Иисусу (такой добрый порядок и взаимная любовь господствовали между ними).

Ин.12:23. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.

Что же Господь? Так как Он заповедовал ученикам «не ходить на путь к язычникам» (Мф.10:5), а теперь видел, что язычники уже сами приходят к Нему (ибо эллины, желавшие видеть Его, без сомнения, были язычники), а иудеи строят Ему ковы, говорит: «Время, наконец, идти на страдание, ибо наступило время Креста, чтобы прославился Сын Человеческий».

Какая польза не принимать язычников, приходящих к нам, и навязываться иудеям, ненавидящим и гонящим? Итак, поелику язычники приходят к нам, то теперь время уже быть распятым. Итак, Я позволю иудеям докончить их козни и допущу им распять Меня, чтобы они впоследствии были без всякого извинения, так как Я благословно оставлю их как распинателей и убийц и обращусь к язычникам, которые уже начали приходить к Моему учению. Ибо очень несправедливо было бы ничего не давать язычникам, жаждущим слова и спасения, и изобильно давать иудеям, которые попирают даруемое им и умышляют зло Благодетелю.

Ин.12:24. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останет­ся одно; а если умрет, то при­несет много плода.

Потом, чтобы ученики не соблазнились тем, что Он умирает тогда, когда начали приходить и язычники, Он говорит: «Это самое, то есть смерть Моя, еще более увеличит веру язычников. Ибо как пшеничное зерно тогда приносит много плода, когда, быв посеяно, умрет, так и Моя смерть принесет много плода для веры язычников.» Итак, пусть никто не соблазняется, потому что Моя смерть не препятствует присоединению язычников, но примером зерна пусть убедится, что падение Мое в смерти Моей приумножит число верующих. Ибо если так бывает с зерном, тем более будет, со Мною. Ибо, умерши и воскресши, Я чрез воскресение еще более явлю силу Свою, и тогда все уверуют в Меня как Бога.

Ин.12:25. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

Так как Господь был близок к страданиям и знал, что ученики исполнятся печали, посему говорит: «Вы нисколько не должны печалиться о смерти Моей. Ибо если и сами вы не умрете, то для вас не будет никакой пользы.» Да и всякий вообще человек, который любит настоящую жизнь и любит свою душу, то есть исполняет ее неуместные пожелания, когда угождает ей больше, чем должно, и не презирает смерти, – погубит ее. А кто ненавидит ее, то есть не служит ей и не преклоняется пред нею, тот сохранит ее в жизнь вечную.

Желая показать, сколь строгое отвращение должно иметь к похотениям души, сказал «кто ненавидит». Мы не можем ни видеть лица, ни слышать голоса ненавидимых нами, так же должны относиться и к неразумным пожеланиям души, то есть ненавидеть их совершенною ненавистью.

Словами «кто ненавидит душу свою в мире сем» показывает временность дела. Заповедь сия казалась убийственною и несообразною с любовью к жизни. Он смягчил ее прибавлением «в мире сем». «Я, – говорит, – не всегда повелеваю ненавидеть душу, но «в этом мире» неверном отвращайся ее, когда она предписывает тебе «творити неподобная» (Рим.1:28).

Прибавляет и пользу: «Сохранит ее в жизнь вечную»; возненавидишь на время, а сохранишь живой навеки для жизни божественной.

Ин.12:26. Кто Мне служит, Мне да последует;

Желая еще более убедить их презирать настоящую жизнь и ободрить против смерти, говорит: «Кто Мне служит, Мне да последует», то есть пусть будет готов к смерти так же, как Я. Ибо говорит здесь о последовании Себе на самом деле.

и где Я, там и слуга Мой будет.

Потом предлагает и утешение: «Где Я, там и слуга Мой будет». Где же Христос? На небесах. Ибо небесное и земное противоположны между собой. Кто любит быть на земле, тот не будет на небе, а кто избегает земного и мира сего, тот будет высоко и на небесах.

И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

Не сказал «Я почту его», но – «Отец». Сим показывает Свое сродство с Ним. Ибо истинный Отец удостоит его чести, как слугу Своего истинного Сына. Сим вместе показывает и то, что Он не противник Богу. Ибо Бог и Отец не почтил бы того слугу, который противится Ему.

Итак, не будем поставлять любовь к душе своей в том, чтобы хранить ее от опасностей за истину и не желать терпеть зла за добро; но, если мы слуги Христовы, отдадим ее в опасности за истину и, без сомнения, будем в том же состоянии, в каком ныне Христос; не говорю в божеском достоинстве, ибо Он по Природе Бог, но в том, чем может украситься природа человеческая; ибо Он – Бог по Естеству, а мы боги – по усыновлению и по благодати.

Ин.12:27. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.

Что это Он говорит? Кажется, Он противоречит Сам Себе. Выше Он, кажется, приготовлял других к смерти и убеждал ненавидеть душу, а теперь Он же, вблизи смерти, возмущается. Это прилично не увещевающему к смерти, а отвращающему от нее. Но если внимательно рассмотришь, то найдешь, что самое возмущение Его есть увещание к презрению смерти. Дабы кто-нибудь не вздумал сказать, что Ему легко так любомудрствовать о смерти и других убеждать к терпению бедствий, когда Он Сам вне человеческих страданий и вне опасности, Он показывает, что и Сам Он испытал свойственное людям и причастен нашего естества, хотя и без греха.

Посему, хотя Он как Человек, по природе любящий жизнь, не желает смерти и возмущается, однако же, не отказывается от нее, поколику она нужна для спасения мира. «Для сего-то, – говорит, – на сей час Я и пришел, чтобы воспринять смерть за всех». Сим ясно научает нас, чтобы и мы, хотя бы возмущались, хотя бы печалились, однако же, смерти за истину не избегали бы. «И Я, – говорит, – возмущаюсь, ибо Я поистине человек и попущаю природе Человеческой обнаруживать свойственное ей, однако же, не говорю Отцу, чтобы Он избавил Меня от часа сего». Но что говорю?

Ин.12:28. Отче! прославь имя Твое.

«Отче! прославь имя Твое», то есть благоволи Мне воспринять крест и смерть за спасение всех. Смотри: смерть за истину Он назвал славою Божией.

Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.

Посему и Отец говорит: «И прославил и еще прославлю». «Прославил» теми чудесами, которые Ты до Креста совершал во имя Мое; «и еще прославлю», совершив чрез Тебя чудеса на самом Кресте; а после погребения сделаю еще более славным и Мое имя, и Тебя, воскресив Тебя и ниспослав Дух.

Ин.12:29. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром;

Так как очень многие были грубы и невежественны, то они сочли голос за гром, хотя голос этот был членораздельный и весьма ясный. Ибо они скоро забыли слова голоса, удержавши только его отголосок.

а другие говорили: Ангел говорил Ему.

Иные помнили и самые слова голоса «и прославил и еще прославлю», однако же, не понимая, какой смысл сих слов думали, что ангел проговорил Ему, а потому слова сии, как сказанные ангелом, и непонятны для них.

Ин.12:30. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.

Но Иисус говорит: «Голос сей был не для Меня, но для вас. Я не имел нужды в научении, что Отец прославил и еще прославит имя Свое. А вас нужно было научить, что Я не противник Богу, а действую во славу имени Божия. Ибо, если чрез Меня прославится имя Божие, как же Я противник Богу?» Итак, голос сей был для вас, чтобы вы узнали, что Я действую во славу Божию, и если не можете сами узнать, то чрез расспросы узнали бы, чего не знаете.

Ин.12:31. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.

Слова «ныне суд миру сему», по-видимому, не имеют связи с предыдущим. Ибо какое отношение их к словам «и прославил и еще прославлю»? Но связь, без сомнения, есть. Так как Отец свыше сказал «прославлю», то Господь показывает нам способ прославления.

Какой же именно? Тот, что князь мира сего будет изгнан вон и побежден, а за мир будет суд, то есть отмщение. Слова сии имеют такой смысл: «Ныне совершается суд и отмщение за мир сей. Так как диавол подверг этот мир смерти, сделав всех людей повинными греху, но напав на Меня и не нашед во Мне греха, подвел под смерть и Меня наравне с прочими, то он будет осужден Мною, и таким образом Я отмщу за мир. Пусть прочим нанес он смерть за грех; но что такое он нашел во Мне подобного прочим, чтобы умертвить и Меня? Итак, ныне Мною совершается суд мира сего, то есть отмщение за него. Ибо, умертвив умертвившего всех, потом напавшего и на Меня, невинного, Я буду отмстителем за всех умерщвленных им, и жестокий властитель (тиран), осужденный Моей смертью, будет изгнан вон.»

Выражение «изгнан вон» употреблено по сравнению с тем, как в судебных местах выталкивают осужденных из судилища. «Будет изгнан вон» можно понимать и так, что изгнан будет во тьму внешнюю. Он лишится владычества над людьми и не будет, как прежде, царствовать в них, и в душах, и в смертном теле их.

Ин.12:32. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.

Но Я всех привлеку к Самому Себе, когда вознесен буду на крест. Ибо все, и из числа язычников, будут привлечены к вере в Меня. Так как они сами не могут прийти ко Мне, удерживаемые властителем сим, то Я, победив его, выслав вон и пресекши нити владычества его над людьми, привлеку их и против его воли.

Это в ином месте Он назвал похищением. «Никто, – говорит, – не может расхитить вещей сильного, если прежде не свяжет сильного» (Мк.3:27).

Ин.12:33. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

«Когда вознесен буду» – сказал это, давая разуметь, какой смертью Он умрет, то есть будет распят, ибо этим означается высота Креста.

Ин.12:34. Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто этот Сын Человеческий?

Думая обличить Господа и затруднить Его, как неистинного Христа, говорят: «Если Христос бессмертен, а Ты о Самом Себе говоришь, что умрешь, как же мы будем веровать, что подлинно Ты Христос?» Говорили они так злонамеренно. Ибо и Писание, которое они называют Законом, упоминает не только о воскресении, но и о страдании. Так, Исаия указывает на то и другое – на страдание и смерть, когда говорит: «Он был веден... как овца... на заклание» (Ис.53:7); на воскресение, когда говорит: «Господь хочет очистить Его от язвы и показать Его светом» (Ис.53:11). Давид также упоминает вместе о смерти и о воскресении. Ибо говорит: «Не оставишь души моей в аде» (Пс.15:10). Также патриарх, благословляя Иуду, пророчествует о Христе: «Возлег уснул еси яко лев и яко скимен: кто возбудит Его?» (Быт.49:9).

Посему, отвергая страдания Христа и приписывая Ему воскресение, они делали это злонамеренно. Мы знаем из Закона, то есть из Писания (ибо Законом, как мы часто замечали, называется все Писание), что Христос пребывает вовек. Справедливо вы знаете это, ибо Он пребывает вовек и, как Бог, пребывает и по воскресении. Но как вы не узнали о страданиях, когда те же самые Писания, как мы показали, учат тому и другому вместе?

«Как же, – говорят, – Ты говоришь, что Сыну Человеческому должно быть вознесену?» Видишь ли, они понимали многое и из приточных речей Господа, например, поняли, что словами «быть вознесену» Он говорит о Кресте. Да, они подлинно многое понимали, но по злой воле своей прикрывались незнанием. Примечай же, что они говорят. «Как Ты говоришь, что Сыну Человеческому должно быть вознесену? Кто этот Сын Человеческий?» Речь их полна злобы. Они говорят как бы так: «Хотя мы и не знаем, о ком Ты говоришь и кто есть Сын Человеческий, однако же, ясно понимаем ту истину, что кто будет вознесен, кто бы он ни был, тот не Христос; это несовместимо; ибо Писания говорят, что Христос бессмертен.»

Ин.12:35. Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.

Что же Господь? Заграждая им уста и показывая, что страдания Его нисколько не препятствуют Ему пребывать вовек, Он говорит: «Еще малое время Свет в вас есть». Светом Он назвал Самого Себя. Как свет солнечный совершенно не исчезает, но сокрывается и снова воссиявает, так и Моя смерть не есть истление, но запад и преставление, и чрез воскресение Я опять воссияю. А как страдания нисколько не препятствуют Мне быть вечным, Писания же свидетельствуют о Христе, что Он вечен, то Я подлинно Христос, хотя и претерплю страдания. Ибо Я – Свет; зайду и снова взойду.

Ин.12:36. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света.

Итак, пока Свет с вами, ходите, то есть веруйте в Меня. О каком времени Он говорит здесь? Говорит о времени до страданий или о времени после страданий, или о том и о другом Месте. Итак, говорит, ходите и веруйте в Меня и прежде Моего распятия, и после оного. На это Он указывает словами «доколе Свет с вами», то есть доколе можете веровать в Меня; веровать же в Меня, который есмь Свет, вы можете и прежде страданий, и после оных. А кто ходит в неверии, тот не знает, куда идет. Ибо чего ни делают теперь иудеи, и, однако же, не знают, что делают, но ходят как бы во тьме; думают, что идут по прямому пути, но все у них выходит напротив, когда они соблюдают субботу и обрезание. Но не так поступают те, кои уверовали. Они ходят во свете, делая все, что относится до спасения. Ибо тени закона и тьмы гаданий они избежали и пришли к свету, сокрывавшемуся в них, но теперь воссиявшему, и сделались сынами Света, то есть Христа. «Да будете, – говорит, – сынами Света», то есть Моими сынами. Хотя евангелист в начале Евангелия говорит, что некоторые рождены от Бога (Ин.1:13), но здесь называет их сынами Света, то есть Христа. Да постыдятся Арий и Евномий. Ибо и здесь показывается, что у Отца и Сына одно действие.

Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

Для чего Господь скрылся от них? Теперь не подняли на Него камней и не сказали никакой хулы, как было прежде. Зачем же Он скрылся? Хотя они и ничего не говорили, но, проникая в сердца их, Он видел, что ярость их усиливается. Чтоб укротить их ненависть, Он и скрывается.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский«Если пшеничное зерно, падши на землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода» (Ин.12:24). Итак, если хочешь быть плодоносным, – умри; умри настоящим образом, чтобы в сердце носить чувство, что ты уже умер. Как мертвый ни на что окружающее не отзывается, так делай и ты: хвалят – молчи, и бранят – молчи, и прибыль получишь – молчи; сыт – молчи, и голоден – молчи. Будь таков ко всему внешнему, внутренне же держи себя там, где бывает всякий умерший, – в другой жизни, пред лицом Бога всеправедного, готовясь услышать последний приговор. Какой же, скажете, плод от этого, когда тут все замрет? Нет, не замрет, а явится энергия, да еще какая. Одна минутка осталась, скажешь себе, – сейчас приговор; дай поспешу сделать что-нибудь, – и сделаешь. Так и в каждую минуту.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Ин.12:19–36)

Протоиерей Александр Шаргунов

Фарисеи преисполнены бессильной злобы против Христа. Они признают, что не в состоянии остановить Его. «Вы ничего не успеваете», — упрекают они друг друга. Противостояние Христу не дает ничего, но лишает всего. Они говорят, что «весь мир идет за Ним». И оказываются намного правдивее, чем сами об этом думают. О если бы эта правда исполнялась и в наши времена!

«Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины». Так назывались иногда иудеи рассеяния, живущие среди язычников. А, может быть, это были язычники — прозелиты врат, подобные евнуху или Корнилию сотнику, о которых мы читаем в книге Деяний. Они приходят к Филиппу и говорят ему, что желают видеть Христа. Мы напрасно приходим в храм на праздник, особенно в Пасху, если в наших сердцах нет великого желания видеть Христа. «Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу». Служители Христовы должны помогать друг другу в приведении душ ко Христу. Они знают, что приходящего к Нему Христос никогда не изгонит вон. И мы слышим первый, слабый еще, намек на то, что проповедь Христова будет обращена ко всему миру.

«Пришел час, — говорит Господь, — прославиться Сыну Человеческому». Господь пришел спасти всех, и если язычники начинают искать Его, значит этот час славы Его пришел. Чем больше искупленных, тем больше слава Искупителя. Господь говорит о часе Своего торжества, и эта победа будет достигнута через смерть Его: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно», и вы никогда больше его не увидите, «а если умрет, то принесет много плода». В Своем Воплощении Христос пал на землю. Но это еще не все: Он умер. Он был положен во гроб как зерно в недра земли. И подобно тому, как зерно прорастает, сияя свежестью и новой зеленью, и колосится, и приносит плод, так Христос Своей смертью дарует жизнь бесчисленному множеству человеческих душ. И кровь мучеников — семя Церкви.

Господь обещает щедрое воздаяние каждому, кто с верою примет Его и сохранит верность Ему до конца. «Любящий душу свою — то есть жизнь по плоти, исполненную самоугождения, — погубит ее», — то есть лишится бесконечно лучшей жизни. «А ненавидящий душу свою в мире сем — то есть любящий Христа до ненависти к обманчивой сладости греха, которым пронизано все в отпавшем от Бога мире, — тот сохранит ее в жизнь вечную» — и достигнет воскресения праведных. «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет».

Эллины желали видеть Христа, но недостаточно видеть Его, надо Ему служить. Мы должны идти за Ним, куда Он ведет нас и так, как Он ведет нас. Христос — там, где Его Церковь, и ищущие Его должны быть в Церкви, предстоя Ему. «Где Я, там и слуга Мой будет» — несомненно, Господь говорит о Кресте и о пребывании с Ним в раю. Как бы ни было неприметно чье-то служение Христу, «его почтит Отец Мой», — говорит Христос. Крест — слава всецелой отдачи себя Богу и людям, и в мире, где царствует грех, только смертью дается жизнь.

И внезапно мы оказываемся свидетелями борения Христа, подобного Гефсимании. Дело, которое Он должен совершить ради спасения мира, означает принятие Им на Себя грехов мира — того, что совершенно противоестественно Его безгрешной природе. «Отче, избавь Меня от часа сего», — молится Он. Однако предает Себя до конца открытой Ему Отчей воле: «Но на сей час Я и пришел». «Отче, прославь имя Твое», — и это звучит как: «Да будет воля Твоя», и воля Отчая — Его слава. «Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю». Имя Божие прославилось в жизни Христа, в Его учении и чудесах, в сиянии Фавора и в образе святости, которую Он явил людям. И оно прославится еще в смерти и Крестных страданиях Христа и во всем, что последует за этим. «Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему». А Господь сказал: «Не для Меня был глас сей, но для народа». Все, что открывается с небес о Господе нашем, открывается ради нас, чтобы последуя за Ним в страданиях, мы утешались Его утешением.

«Ныне суд миру сему», — возвещает Христос. И это значит, что смерть Его на Кресте — суд этому миру. Сокровенное человеков откроется по отношению ко Кресту Христову. Между праведным Богом и грешным миром водружается Крест, и всем приходящим ко Христу с покаянием даруется спасение. «Ныне князь мира сего изгнан будет вон». Силою Крестной разрушается власть греха, и сатана будет изгнан как обманщик человеческого рода. С какой уверенностью Христос говорит о победе, как если бы она уже совершилась. И, предавая Себя смерти, Он торжествует над ней.

«И когда Я вознесен буду от земли, — говорит Он, — всех привлеку к Себе». Христос влечет к Себе не силой, а любовью, явленной на Кресте. Чудесное возрастание Церкви было после Крестной смерти Господа. И чем яснее в мире проявляется Крест Христов, тем больше ищущие истину влекутся ко Христу. Накануне Второго Пришествия Христова на небе явится Крест Его, перед которым восплачутся все племена земные.

«Еще на малое время свет есть с вами; — говорит Христос, — ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма». Время жизни нашей коротко, и оно дается нам, чтобы мы могли придти к небесам. Преклоняется к вечеру день человеческой истории, и ходящие во тьме не знают, куда идут и куда идти. Уберите из мира свет Христов, и люди перестанут отличать добро от зла и жизнь от смерти. «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света». Бог есть свет, веруйте в Бога и во Христа Его, и яко чада света ходите.

***

Протоиерей Павел Великанов

С первого взгляда может показаться, что реакция Иисуса на просьбу эллинов-язычников встретиться с Ним – парадоксальна. С Ним хотят пообщаться – а Он говорит о каких-то совершенно высоких, отвлечённых вещах. Но на самом деле это не так. Давайте разбираться подробно.

Итак, вся пространная речь Иисуса посвящена нескольким темам. Во-первых, это тема славы: пришло время, чтобы Ему прославиться. Но тут же Спаситель вдруг переходит совершенно к другой теме – зерна, брошенного в землю и умирающего – для того, чтобы из него произрос колос с множеством новых зёрен. Затем этот образ сразу же объясняется: тот, кто пытается удержать свою жизнь в этом мире, легко её потеряет и погубит. Напротив, тот, кто готов её отдать – следуя за Богом – наследует вечную жизнь и исполнение обетований.

Текст евангелиста Иоанна необычайно плотный: в отличие от остальные
евангелистов, он уходит от простого исторического описания событий и
превращает, казалось бы, простую речь в целый богословский трактат,
насыщенный образами, афоризмами и гениальными высказываниями.

При всей кажущейся несвязанности высказываний красной нитью идёт тема
приближающейся произвольной смерти Христа. На днях был воскрешён
четверодневный Лазарь, уже вовсю работают механизмы выслеживания Иисуса с целью ареста и убийства, тучи над Ним сгустились до предела. Ученики чувствуют, что должно что-то произойти – но только Сам Спаситель знает, что вскоре его ожидает. Поэтому Он снова и снова вкладывает в сознание апостолов неприемлемую для них мысль о том, что Иисусу следует умереть – чтобы через Свою смерть стать источником жизни для всех остальных.

Но причем здесь язычники – и тема славы? Перед нами происходит
удивительное: в ответ на желание язычников-эллинов встретиться с
Иисусом, Сам Бог в виде небесного гласа подтверждает особый статус Своего Сына, Иисуса Христа. Он совсем не самозванец, как хотели Его представить иудейские власти. Он – полномочный представитель Самого Творца – и свидетельствует о том, что иудеям слышать невыносимо: Бог – не их собственность! Божья любовь простирается не только на еврейский народ: для Бога любой человек – в любом народе, и грешник, и праведник – одинаково дорог! И за этих, кажущихся иудеям, «второсортных» людей – гоев – Бог идёт на Крест, чтобы и им даровать спасение.

Но как легко впасть нам, современным христианам, в самолюбование от
кажущихся выстроенными отношений с Богом! Как больно бывает наблюдать, когда из уст христианина исходят слова презрения и превозношения, обращённые к людям неверующим и далёким от всего церковного! И за них Христос снова и снова идёт на Крест – чтобы помочь им. Проблема того, что для них Христос – неведомый и чужой – это не их проблема, а наша с вами беда, что в нас они не видят очевидного действия Святого Духа, что в нас радость о Воскресшем Спасителе таится в таких глубинах, что мы и сами-то часто её не замечаем!

Помоги же нам, Господи, стараться всегда быть неложными свидетелями
истинности Твоего Воскресения!

***

Иеромонах Феоктист Игумнов

Цель Евангелия заключается в том, чтобы открыть нам Истину, рассказать о Христе Спасителе, о Его жизни, Страданиях, Смерти и Воскресении, поведать о Царстве Божием. Но на пути к этой цели Евангелие даёт нам множество уроков, которые, как кажется, не имеют прямого и непосредственного отношения ко Христову Царству. Они, скорее, представляют собой некоторую житейскую мудрость, подсказывают как вести себя в той или иной ситуации. Сегодняшний евангельский отрывок начинается с рассказа о греках, которые пришли в Иерусалим на праздник. Из контекста понятно, что они были язычниками, но при этом они почитали иудейские праздники. В каком-то смысле они были подобны восточным волхвам, которые пришли поклониться Родившемуся Богомладенцу. Они понимали, что не могут напрямую обратиться ко Христу, ведь иудейские учителя избегали общения с язычниками, поэтому они обращаются к апостолу Филиппу, который, как подчёркивает апостол Иоанн Богослов, был Вифсаиды Галилейской, то есть из того места, которое окружали языческие города Десятиградия. Очевидно, они были знакомы с апостолом Филиппом. Филипп обращается к Андрею, ещё одному апостолу, который носил греческое имя. И, как видно из евангельского текста, они обсудили просьбу греков и приняли совместное решение подойти с этой просьбой ко Христу. Святитель Кирилл Александрийский из этой истории делает непривычный для евангельского текста вывод, он говорит, что этот отрывок «научает нас тому, что нехорошо с высшими себя говорить как попало, хотя бы и казалось это чем-либо хорошим, но надо, напротив, советоваться с рассудительными о том, что делать». То есть, святитель Кирилл говорит о бесспорном существовании иерархии и о том, что нельзя её нарушать, о том, что панибратство и бесцеремонность в христианской среде недопустимо. Постараемся запомнить этот, пусть и незначительный, евангельский урок. Ведь именно из малого, повседневного и незначительного тропинка в Царство Христа Бога нашего.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О пути к истинной славе

Протоиерей Вячеслав Резников

Когда Господь перед Своими вольными страданиями входил в Иерусалим, Он был торжественно встречен народом. Люди, наслышанные о Его чудесах, стояли с пальмовыми ветвями в руках, как обычно встречают царей-победителей. Под ноги осла, на котором Он ехал, подстилали одежды и восклицали: «Осанна! благословен грядый во имя Господне Царь Израилев»! Фарисеи, пораженные этим зрелищем, с досадой говорили: «видите ли, что не успеваем ничего? Весь мир идет за Ним».

И тут некоторые обратились к апостолу Филиппу с просьбой: «Господин! Нам хочется видеть Иисуса». Их желание передали, но Господь ничего не ответил. Он знал, что просьба вызвана именно этой земной, человеческой славой, которая сегодня есть, а завтра обратится в ненависть. Его мысленный взор был обращен вперед, к той вечной славе, которая ожидала Его на земле и на небе. А начаться эта слава должна не с восторженных восклицаний, а с воплей: «распни, распни Его!». И Он сказал ученикам: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода».

И мы знаем, что слава полного пшеничного колоса начинается именно с того момента, когда зерно падает в мокрую, холодную землю. Земля давит со всех сторон. Оно мокнет, разбухает, теряет форму, умирает… Но тут неистощимая сила Божия совершает чудо: из развалившейся, полусгнившей скорлупки вдруг появляется свежий зеленый росток, который и радует глаз, и дает богатый плод. Так Господь, сначала притчей, а потом и прямо сказал: «Когда Я вознесен буду от земли», когда в крестной жертве будет явлена миру совершенная Божественная любовь, – «всех привлеку к Себе».

Вот и мы часто стремимся в Церковь, привлеченные лишь внешней, временной славой: торжественностью богослужения, красотой пения. Мы думаем, что в этом – все. Мы забываем, что все земное, в том числе и церковное благолепие, не защищено от разрушения, попрания и истления. Господь говорит: «Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой». Но следовать за Христом к Его славе можно только Его же путем, путем пшеничного зерна, путем самоотверженной любви. Потому что любовь, это всегда – жертва: жертва чем-то своим ради Бога и ради ближнего: своим имением, своими удобствами, своим временем. Любовь, это всегда как бы умирание во Христе, потому что жертвуя ради небесного земным, мы как бы сбрасываем с себя лишнюю тяжесть, лишнюю плоть, лишнюю скорлупу, становимся легче, духовнее, ближе к Богу, и нет сильнее той любви, как если кто до конца положит душу свою за друзей своих.

Господь говорит: «любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную». Смерть нас страшит потому, что мы больше всего любим самих себя, и рука у нас привыкла грести к себе. А кто в подвигах любви почувствовал сладость приближения к Богу, тот не боится смерти.

Вот и проверим себя, истинные ли мы последователи Христа; ибо «еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, а ходящий во тьме не знает, куда идет». И пока в наших глазах свет жизни, пока нам доступен свет Христова учения, пока в церковных таинствах подается свет благодати, – постараемся стать истинными сынами света, чтобы нам вовеки не увидеть тьмы.

Церковный календарь. 11 июня

Читаем Евангелие. 11 июня

Читаем Апостол. 11 июня

СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА КРЫМСКИЙ. СВЯТОЙ ДНЯ

Мульткалендарь. 11 июня. Святитель Лука (Воин-Ясенецкий) исповедник, архиепископ Крымский

Мульткалендарь. 11 июня. Бла­жен­ный Иоанн, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый, Устюж­ский чу­до­тво­рец

День ангела. 11 июня

Этот день в истории. 11 июня