Насыщение 5000 народа пятью хлебами и двумя рыбами
5 Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?
6 Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.
7 Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.
8 Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:
9 здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?
10 Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.
11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.
12 И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.
13 И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.
14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.
13 Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.
14 Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.
15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.
16 Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.
17 Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее,
18 и около сорока лет времени питал их в пустыне.
19 И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.
20 И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.
21 Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.
22 Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои.
23 Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.
24 Перед самым явлением Его Иоанн проповедывал крещение покаяния всему народу Израильскому.
(Ин. 6:5-14) Ин.6:5. Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему,
Для чего сказано «Иисус, возведя очи»? Для того чтобы мы знали, что очи Его не блуждали там и сям, но Он сидел с сознанием и вниманием, и сосредоточенностью, беседуя с учениками о предметах божественных, наконец воззрел очами и спрашивает о народе, чем бы его накормить.
говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?
Спрашивает не другого кого, но Филиппа. Ибо он требовал большего обучения, так как впоследствии говорит: «покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин.14:8). Посему задолго вперед приготовляет его и вопросом побуждает его всегда помнить это чудо. Ибо если бы чудо совершено было просто, оно не показалось бы так великим чудом. А теперь Он предварительно заставляет его объявить о недостатке хлеба, чтобы он лучше понял величие имеющего совершиться чуда и не мог уже забыть высказанного. Посему говорит: «где нам купить хлебов, чтобы их накормить?»
Ин.6:6. Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.
Говорит это, испытывая Филиппа, то есть, желая обнаружить, какую имеет он веру. Без сомнения, Он спрашивает Филиппа не потому, будто Сам не знает мыслей его, но потому, что хочет обнаружить их пред прочими. «Ибо Сам Господь знал, что хотел сделать».
Ин.6:7. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя по немногу.
Ин.6:8. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:
Ин.6:9. Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?
Испытав Филиппа, имеет ли он веру, и открыв, что он не свободен еще от немощи человеческой, таковым же находит и Андрея, хотя его представление и было несколько выше Филиппова. Филипп сказал, что «на двести динариев недовольно будет хлеба». Андрей указывает на «пять хлебов ячменных и две рыбки», быть может, вспомнивши о чудесах пророков, как, например, Елисей совершил чудо над хлебами, когда Самария дошла до крайней погибели (4Цар.4:42–44). Однако же, оказывается, что и Андрей имел помысл, нисколько не достойный Господа. Он говорит: «но что это для такого множества?» Он думал, что Господь, быть может, умножит эти хлебы, но если бы их было более, большее было бы и умножение. Очевидно, мысль его не верна. Ибо Господь мог из ничего сотворить хлебы в достаточном числе для народа.
Однако же, чтобы не думали, что тварь чужда Его премудрости, Он самую тварь употребляет в орудие для совершения чудес, и хлебы, как некое вещество, приняв за повод, таким образом являет чудо.
Да постыдятся манихеи, которые говорят, что хлеб и все созданное есть произведение бога злого и посему, если кто подаст им хлеб, не берут оный из рук его, но приказывают бросить его издалека, сами же стоят и проклинают подавшего: «посеявший тебя (хлеб) пусть сам рассеется! Моловший тебя пусть сам измолот будет по телу!» и прочее подобное. Да постыдятся же, когда слышат, что Христос, Сын Бога Благого, умножал хлебы. Если бы они были злым творением, Благий не умножил бы зла, не говорю уже о том, что и Сам не стал бы есть хлеба.
Быть может, кто-нибудь спросит: «Сие чудо над хлебами одно ли и то же с чудом, описанным в Евангелии Матфея?» (Мф.14:15–21) Одно и то же. Если там ученики подходят и напоминают о народе, чтоб его отпустить, а здесь Сам Иисус спрашивает, чем бы накормить народ, то этому не нужно удивляться. Ибо, вероятно, было то и другое: сначала ученики напомнили Господу об отпущении народа, а потом Господь спросил Филиппа, чем бы накормить его?
Ин.6:10. Иисус сказал: велите им возлечь.
Повелевает им тотчас возлечь, как будто стол уже готов. Ученики прежде не верили, однако же, теперь с готовностью располагают людей возлечь.
Было же на том месте много травы.
Была «трава», по времени весна. «Ибо была, – говорит, – Пасха»; а она совершалась в первый весенний месяц.
Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.
Евангелист исчисляет только мужей. Он следует в этом законному обычаю. Ибо и Моисей исчислял народ от двадцати лет и выше, но не упомянул ни об одной жене (Чис.26). Писание сим показывает, что все мужеское и юношеское ценно и достойно исчисления у Бога.
Ин.6:11. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.
Взяв хлебы, благодарит. Сим показывает, что прежде принятия пищи должно благодарить Бога. А как тут был народ, то в присутствии народа благодарит и для того, чтобы все узнали, что Он пришел по воле Божией, что Он не противник Богу, но все относит к Отцу. Когда Он творит знамения наедине, то ничего такого не творит, хотя и большее чудо совершает. Но когда чудодействует пред лицом многих, тогда возводит очи к Богу. А что Он делает так не по бессилию, но с тем намерением, о котором мы сказали, это видно из того, что Он большие чудеса творит господственно и самовластно.
По словам же некоторых, Он для того благодарит, чтобы до времени страданий укрыться от князя мира, чтобы он по сему действию не почел Его за Бога, но прельстился и обманулся, и, таким образом, крестом был умерщвлен.
Ин.6:12. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.
Господь попускает от хлебов остаться излишку не для показания Себя, нет, но для того, чтобы насыщение мужей не приняли за призрачное, а все бы увидели ясно, что они истинно насытились, так что и осталось очень много. По сей же причине повелевает и куски собрать, чтобы, видя их, более помнили о совершенном чуде.
Ин.6:13. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.
Нужно удивляться не тому только, что оказался остаток, но и числу остатка. Он устроил так, что коробов остатков оказалось ни больше, ни меньше, но по числу учеников, чтобы все носили, и Иуда не остался без участка, но и в этом чуде имел бы указание на то, что Учитель его Бог, и отсюда получил бы пользу; хотя по его злобе это обратилось в большее осуждение ему, так как он предал Того, Кто сделал так много остатка, что и он имел короб.
Не без цели Он повелел апостолам носить коробы, но для того, чтоб они, как будущие учители вселенной, всегда помнили о чуде. Ибо народ не думал получить никакой важной пользы, а тотчас забыл о чуде; так он неразумен! А ученики имели получить пользу, и не случайную только.
Из сего случая мы научаемся не малодушествовать в тесноте убожества, не уклоняться от странноприимства и подаяния милостыни, но веровать, что если мы и один хлеб будем иметь, то его умножит Тот, Кто от пяти хлебов сделал такой остаток.
В смысле иносказательном: когда Господь отступился от Иерусалима, по сказанному у пророков: «Я оставил дом Мой; покинул удел Мой» (Иер.12:7), тогда Он отходит в Галилею языческую и принимает язычников, и много народа следует за ним. Восходит «на гору», или на крест, чтобы всех привлечь к Себе, или на небо, в богоприличную честь и славу. Ибо как мы, по вознесении Его на небо, прославляем Его как Бога, а не простого человека, то и говорится, что Он восшел на гору. Горою означается высокая мысль о Нем.
Дает нам, подлежащим пяти чувствам, пять разумных хлебов, ибо каждому чувству дает приличный хлеб или учение, как и Павел говорит: «в церкви хочу лучше пять слов сказать» (1Кор.14:19), то есть служащих к исправлению пяти чувств. Однако же, мы не можем съесть все сии пять слов, но остается и остаток. Ибо никто из нас не может вместить всего таинственного учения. То, что для нас, грубых, непостижимо и неудобоваримо, апостолы вмещают в своих праведных душах, как бы в некоторых коробах. Короба делаются из финиковых ветвей, а праведник процветет, как финик (Пс.91:13).
Ин.6:14. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.
Смотри, как народ любит чрево. Тогда как Иисус творил бесчисленные и самые поразительные чудеса, они не удивлялись. А вот из-за пищи говорят: «Сей есть Тот Пророк». Не обвиняют уже Его в нарушении субботы, не мстят уже за нарушение закона, но за хлебы считают Его столь великим, что не только пророком называют, но и считают достойным царства.
Ученики говорили Господу, чтобы отпустил народ купить себе брашна в селах, но Господь сказал им: «не нужно им идти; вы дайте им есть» (Мф.14:16)
Это было пред чудом насыщения пяти тысяч народа, кроме жен и детей, пятью хлебами и двумя рыбами. Такое событие, имевшее особое значение в жизни Господа, представляет еще такой урок. Народ – образ человечества, алчущего и жаждущего истины. Когда Господь сказал апостолам: «вы дайте им есть», то этим предуказал им их будущее служение роду человеческому – напитать его истиною. Апостолы сделали это дело для своего времени; для последующих же времен передали это служение преемствующему им пастырству. И к нынешнему пастырству простирает речь Господь: «дайте вы есть народу вашему». И пастырство должно на совести своей держать обязательство – питать народ истиною. В церкви должна идти неумолчно проповедь слова Божия. Молчащее пастырство – что за пастырство? А оно много молчит, чрез меру молчит. Но нельзя сказать, чтоб это происходило от того, что нет веры; в сердце: так одно недоразумение, дурной обычай. Все же это не оправдывает его.
Протоиерей Александр Шаргунов
Повествование о насыщении пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами мы встречаем во всех четырех Евангелиях. Среди непрестанных трудов Христос нуждался в уединении для краткого отдыха и молитвы, но, увидев, что множество народа идет к Нему, Он исполняется любви и сострадания к этим людям. Они были уставшие и голодные, и их следовало накормить. Господь обращается к Филиппу, который был одним из первых Его учеников и свидетелем многих чудес, чуда обращения воды в вино. Для того, кто сподобился видеть дела Христовы, не извинительно говорить: «Невозможно устроить трапезу для такого множества среди пустыни». Филипп был из Вифсаиды — того места, где они сейчас находились, и лучше других мог знать, как достать еду. «Господь говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» Какой дивный урок истинного пастырства Он преподает! Те, кто принял Его духовные дары, вместо того, чтобы материально отплатить Ему за них, сами получают от Него материальное вознаграждение за то, что приняли эти дары.
Господь спрашивает: «Где нам купить?» Он купит хлеб жизни для нас дорогою ценою, а мы должны трудиться, чтобы было из чего давать нуждающимся, как говорит Апостол (Еф. 4:28) . Господь спрашивает, испытывая веру Филиппа, «ибо Сам знал, что хотел сделать». Когда мы не знаем, Господь знает. Когда Он задает нам вопросы, Он испытывает нас. Филипп — в растерянности. Он говорит, что даже если бы можно было достать хлеб, то потребовалась бы огромная сумма, чтобы каждому досталось хотя бы по крошке. Уже сейчас Христос мог бы сказать ему: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?» (Ин. 14:9) .
«Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки». Он проявляет необыкновенную любовь к тем, о ком заботится Его Учитель, и готов отдать все, что у него есть. Но и его вера слаба: «Но что это для такого множества?» Господь повелевает ученикам рассадить народ. Как будто после долгой разлуки собралась большая семья. Их было около пяти тысяч. Но любовь может покупать и без денег. «Было же на том месте много травы». Так заботливо Господь подстелил, чтобы было где возлежать. Там, где Христос говорит, пустыня цветет. Там о рае напоминают, по слову Его, цветы полевые, там трапеза готова великолепнее самых великолепных пиров, цвет зеленый — цвет жизни и цвет надежды, праздник Пресвятой Троицы. Пять тысяч — это образ грядущего праздника всех народов. «Приидите ко Мне все», — говорит Господь.
Раздаяние благословенной пищи было с молитвой и благодарением. Мы не должны забывать о молитве перед трапезой и благодарении после нее. Хотя наша пища может быть самой простой, как у Господа и Его апостолов, мы должны благодарить Бога за то, что имеем. Мы должны научиться принимать наш хлеб насущный как из рук Самого Христа — через руки тех, кого Он послал к нам.
Все ели — каждый, сколько хотел, и все насытились. Какой необыкновенно сладкой должна была быть эта пища! В ней уже было предвкушение хлеба жизни. Те, кто питается хлебом и рыбой, кто хранит установленный Церковью пост, питается несравненно лучше, чем все остальные.
И когда насытились, Господь повелел ученикам Своим собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. Когда у нас всего полно, мы должны помнить о тех, у кого ничего нет, и что мы тоже можем всего лишиться. Грех выбрасывать хлеб. Справедливо для Господа лишать нас того, что мы расточали. Но Христос не сказал, чтобы собраны были остатки еды, пока все не насытились.
Они наполнили двенадцать коробов кусками — во свидетельство истинности этого чуда, и величия его. Бог не только насыщает, но дает с избытком. В доме Отца нашего все избыточествуют хлебом. Двенадцать коробов было по числу апостолов, каждому — по коробу, чтобы каждый мог нести эту проповедь миру: когда мы отдаем то немногое, что есть у нас, в руки Господни, жизнь становится чудом. «Люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир». Фарисеи с презрением относились к этим людям, не знающим Закона. Но судя по всему, они знали лучше, чем фарисеи, что Мессия — конец Закона и пророков. Однако, наверное, немало было среди них, как и сейчас среди нас, тех, кто желал бы иметь Христовы дары без Его Креста.
***
Священник Стефан Домусчи
Как верующие так и неверующие люди нередко переживают трудности. Совсем необязательно это трудности физические, тем более они могут быть не связаны со страданием. Напротив, иногда эти испытания оказываются связанны с духовным ростом и могут сделать мировоззрение человека более глубоким. При этом, всякий знает, что одна и та же ситуация для одного может стать поводом к преображению, а для другого повод для падения и разочарования. Более того, человек внешне сильный, может оказаться слабым в минуту испытания, и наоборот, тот, кто кажется слабым, проявляет силу духа и стойкость. Особенно ярко примеры подобных ситуаций показаны в Ветхом Завете. Нищие духом люди, надеются не на себя, но на Бога, Который их неизменно поддерживает.
Так или иначе, все что с нами происходит, происходит по Божьему попущению или благоволению. И из всего этого мы можем получить пользу или вред, в зависимости от того, как воспримем. При этом может возникнуть вопрос, для чего же Бог так с нам поступает? Для чего испытывает?
Ответ будет очевиднее, если сравнить Его с учителем, который дает ученику задания не для того, чтобы посрамить его, но для того чтобы он проявил свою силу и приобрел навык. Поэтому, претерпевая испытания, важно верить, что Бог, как отец и учитель позволяет испытаниям быть в нашей жизни по любви, для того, чтобы мы окрепли и выросли.
О таком испытании веры и говорит нам сегодняшнее чтение. Христос видит множество идущего к Нему народа и обращается к Филиппу, спрашивая его: как бы накормить всех этих людей? Евангелист отмечает, что Христос спрашивает об этом не случайно, Он уже знает цель и желает проверить своих учеников.
Филипп говорит, что денег мало, а Андрей уточняет, что есть некоторые количество пищи, но его, конечно же, не хватит… Иными словами, со своей стороны ученики сделали все, что могли. Они понимают обеспокоенность Учителя, понимают Его заботу, но вольно или невольно расписываются в своей беспомощности. В ответ на это, Христос являет одно из самых поразительных чудес, нарушающее все законы нашего мира. Умножаются хлеба, умножается то, что не может умножиться само по себе, потому что из ничего ничего не возникает. Это так, когда речь идет о мире людей. Но в Евангелии речь идет о том, что в мире людей действует Бог, Который этот мир сотворил, поэтому чудо оказывается возможным.
Сегодняшний рассказ, именно об этом. О присутствии Бога в мире. Когда нам кажется, что нет никаких сил, что все ресурсы исчерпаны, мы не должны забывать, что рядом с нами Тот, Кто сотворил этот мир, Тот, для Кого нет преград. Нет, кроме нашей свободы, которую Он бесконечно ценит. Поэтому, если мы желаем и стремимся к нему, он будет с нами и он покроет всю нашу немощь и всю нашу беспомощность. В такой момент голодный оказывается сытым, больной здоровым, но все это не своими силами, но не силой и любовью Христа.
О соработниках Господних
Протоиерей Вячеслав Резников
Однажды Господь напитал пять тысяч человек, которые пошли за Ним «на ту сторону моря Галилейского». Он взял пять хлебов «и, воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики» – народу, «также и рыбы, сколько кто хотел». И люди не только насытились; они, и мы вместе с ними, увидели здесь и могущество Господа, как источник нашей надежды на Него. Увидели и снисхождение к человеческой природе: хотя Он принес бесценный хлеб вечной жизни, но не гнушается накормить и обычным земным хлебом. Потому что одно дело – подвижник, добровольный постник, а другое – просто голодный человек, которого, если не накормить сначала, то и Божественное учение ему не пойдет. Учит также Господь относиться к пище, как к Божьему дару, с подобающим благоговением. Он сказал: «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало». В этих пяти хлебах богословы видели прообраз пяти язв, полученных Господом во искупление наших грехов. А в умножении хлебов – прообраз того, как вот уже две тысячи лет, под видом хлеба, бесконечно умножается святое Тело Христово, и насыщает нас на Божественной Литургии.
Упоминается и о двенадцати коробах, в которые Он повелел собрать остатки хлеба. Наверное, Он клал малую часть каждому Апостолу в его короб, а они уже раздавали народу чудесно умножающийся хлеб. Очевидно, при этом была опасность и для народа – считать Апостолов за чудотворцев, а также и для Апостолов – возомнить себя таковыми. Поэтому в самом начале Господь подверг их испытанию. Он спросил: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить»? Филипп прикинул и сказал: «Им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу». А Андрей даже кое-что нашел: «Здесь у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества»?
Именно этих ответов Господь и ждал. Во-первых, ученики осознали, что поставленная задача невыполнима человеческими средствами. Во-вторых, они все-таки сделали все, что могло быть сделано людьми. И в-третьих, хотя они сделали все, но ясно увидели, что это, по существу, – ничто. Значит, Богу нужны не те, кто помогал бы Ему, но -кто не мешал бы Ему, через кого Он мог бы делать Сам.
Попробуем в своей жизни руководствоваться этими правилами. Когда предстоит какое-то важное дело, когда нужно помочь кому-то, или наставить кого-то, иными словами, когда в твоем сердце звучит вопрос: «где нам купить хлебов, чтобы их накормить»? – Скажи первым делом, как Филипп: «Им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу». Непременно скажи так, хотя бы дело и казалось, совсем нетрудным. Потом сделай все, что можешь, помоги, как можешь, как Андрей разыскал единственные пять хлебов и две рыбы. И тут же обязательно прибавь, как он прибавил: «но что это для такого множества»? Обязательно скажи эти слова, какими бы великими ни казались тебе твои труды!
Этим ты дашь место Господу, и Он примет тебя в участники Своих чудес, Своего могущества и Своей милости.
|