Икона Господь Вседержитель
21 Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете придти.
22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете придти»?
23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.
24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.
25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.
26 Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.
27 Не поняли, что Он говорил им об Отце.
28 Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.
29 Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.
30 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.
44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
1 Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие.
2 И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его,
3 говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
4 Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря:
5 в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне.
6 Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных.
7 И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь.
8 Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои.
9 И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
10 Это было трижды, и опять поднялось все на небо.
(Ин. 8:21-30) Ин.8:21. Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.
Ин.8:22. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете прийти?»
Для чего так часто Он говорит им «Я отхожу, и будете искать Меня»? Для того чтобы потрясти и устрашить души их. Ибо смотри, в какую они тотчас впали заботу. Они в недоумении говорят: «неужели Он убьет Сам Себя?» Хотя они желали избавиться от Него, просили Его удалиться от них и даже хотели убить Его, однако же, настоящее обстоятельство представляют себе так важным, что пришли от него в недоумение.
«Я отхожу». Часто говорит сие и для того, чтобы показать, что Он вперед знает о Своей смерти, и что Крест есть дело не их силы, но Его произволения. «Я, – говорит, – отхожу»: не вы Меня ведете, но Я иду добровольно.
«Куда Я иду, туда вы не можете прийти». Сими словами показывает, что Он подлинно воскреснет в славе и сядет одесную Бога, а они умрут во грехах своих. Что же они говорят на это? «Неужели Он убьет Сам Себя?»
Ин.8:23. Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.
Отвергая такое их предположение и показывая, что самоубийство есть дело преступное, Господь говорит: «Вы от нижних, и не можете помыслить ничего божественного, потому вам естественно так думать; но Я не от сего мира, то есть не забочусь ни о чем мирском и земном, и потому никогда не могу дойти до такого безумия, чтобы убить Самого Себя. Ибо это дело бесовское, а не божеское.»
Здесь Аполлинарий, ухватившись за сие изречение, вслед за манихеями, говорит: «Видишь ли, тело Господа было не от сего мира, но свыше, с неба; как и Павел говорит, что «второй Человек – Господь с неба» (1Кор.15:47)». Что же нужно сказать? Или нужно спросить его, как он понимает слова Господа к апостолам: «Вы не от мира» (Ин.15:19) – ужели так, что и они имели тела с неба, а не от сей твари? Или Господь сказал это потому, что они не заботились о благах мира сего? Так нужно понимать и сии слова «Я не от сего мира», то есть Я не то, что вы, заботящиеся о мирском.
Подобным образом и Павел говорит некоторым: «Вы не по плоти» (Рим.8:9), говорит не потому, будто они бестелесны, но свидетельствует об их любомудрии и свободе от плотских страстей.
Ин.8:24. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.
Что же опять Господь говорит им? «Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших». Если Он пришел затем, чтобы взять «на Себя грех мира» (Ин.1:29), а получить прощение грехов можно не иначе, как чрез крещение, креститься же невозможно, не уверовав прежде, то неверующий неизбежно умрет во грехе своем, ибо, не приняв крещения, он не совлекся ветхого человека. Посему и Господь в другом месте говорит, что «неверующий уже осужден» (Ин.3:18), не потому только, что не уверовал, но и потому, что умирает с прежними грехами.
Ин.8:25. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.
Спустя столько времени, после того, как явлено столько чудес, они еще спрашивают Его: «кто Ты?» Так они были неразумны, несправедливы и насмешливы.
Господь говорит: «Я говорю вам то, что и в начале».
Ин.8:26. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.
«Вы, – говорит, – недостойны всецело выслушать Мои речи, ни познать, Кто Я; ибо вы все говорите с целью искусить, а не желаете внимать ничему из Моего учения. Я мог бы и обличить вас в этом и не только обличить, но и наказать.» Ибо на это Он намекает, когда говорит: «Много имею говорить об вас и судить». Словом «говорить» указывает на обличение, а словом «судить» на осуждение и наказание.
«Но, – говорит, – Пославший Меня послал Меня не затем, чтобы судить и обличать. Ибо не послал Бог Сына Своего, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир (Ин.3:17). И как Отец Мой послал Меня спасать, а Он истинен; то Я по сему самому ныне никого не сужу, а только говорю то, что слышал от Отца Моего, то есть, что служит ко спасению, а не к обличению.»
Говорил же Он это для того, чтобы не подумали, что Он не наказывает их по Своему бессилию. Он показывает, что не бессилен Он, но не желает наказывать их, так как пришел не наказывать, а спасать.
Некоторые же так понимают сии слова «Пославший Меня истинен»: Я мог бы и ныне судить вас, но оставляю это до будущего века. А вы не веруете и не обращаете внимания на время воздаяния. Но если вы и не веруете, то истинен Отец Мой, который и назначил день для воздаяния вам, и Меня послал возвестить об этом и открыл миру Его правду и силу.
Ин.8:27. Не поняли, что Он говорил им об Отце.
Когда Он говорил это, они были так неразумны, что не поняли, что Он говорил им об Отце Своем. Как часто и много говорил Он уже им об Отце! Но поистине «омрачилось несмысленное их сердце» (Рим.1:21).
Ин.8:28. Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.
Много чудес совершил Иисус, и, однако же не привлек иудеев к Себе. Теперь говорит им о Кресте. «Вы, – говорит, – думаете, что когда распнете Меня, будете свободны от всякой заботы и избавитесь от Меня. А Я говорю, что вы узнаете, что это Я, то есть Христос, Сын Божий, все носящий и держащий (Евр.1:3), и что Я не противник Отцу, не действую и не говорю Сам от Себя, ибо не имею собственной воли, отличной от воли Отца».
Как же они узнают Его на кресте? Из знамений того времени, из воскресения Его и пленения их. Ибо все это могло обнаружить Его силу. Итак, когда распнете Меня, вы узнаете то и другое, и силу Мою, и единомыслие Мое с Отцом. Ибо Отец не предал бы вашего города римлянам в отмщение за Меня и не совершил бы знамений на кресте, если бы Я не был Сыном Его и единомысленным, а не противным Богу. Тогда узнаете, что чему Я ни учу и что ни говорю, это от Него, несомненно, божественно и не Мое, но Пославшего Меня.
Ин.8:29. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.
Потом, дабы не подумали, что послание и посольство означает подчиненность, говорит, что Отец Мой «со Мною». Хотя Он и послал Меня как Человека, но Я неразлучен с Ним, а Он со Мною, как Бог с Богом.
За сим опять нисходит к уничиженной речи и говорит: «Не оставил Меня одного», потому что Я делаю угодное Ему. Так смиренно говорит Он для иудеев. Они говорили, что Он не от Бога, потому что не хранит субботу. А Он говорит: «Я делаю угодное Ему», так что, если и субботу нарушаю, то делаю угодное Ему. Впрочем, такою уничиженною речью Он нисколько не вредит Своей славе, но слушателям приносил пользу, да и Свою славу чрез это упрочивал. Ибо слушатели, слыша, что Он все относит к Отцу, охотнее прилагались к Нему и веровали в Него, так что смирение более возвышало Его. Видишь ли достоинство блаженного смирения? А что это так, слушай далее.
Ин.8:30. Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.
Я сказал, что слушатели смиренными речами более увлекались. На это намекает и евангелист. «Когда Он говорил это, – замечает он, – то многие уверовали». Говорил «это», то есть речи смиренные и как бы недостойные Его славы. Посему, когда слышишь, что Он говорит о Самом Себе нечто малое и несовершенное, ни в каком случае не смущайся, ибо Он говорит это для слушателей, которые не могут понять что-нибудь высшее и тотчас приходят в ярость. Чего бы не случилось с ними, не могущими постигнуть глубины богословского таинства, когда высота Его славы осталась непостижимою и для христиан, познавших Его силу и спасенных Им?
Когда слышишь, что «многие уверовали», понимай так, что уверовали просто и как случилось, а не как должно было, уверовали потому, что им понравилось смирение в речах.
Спрашивали Господа: «Кто же Ты?» Он ответил: «От начала Сущий» (Ин.8:25). Он впереди, за Ним Св. апостолы, за апостолами пастыри и учители и вся Церковь Христова. Судите теперь, кто настоящие передовые. Оттого что за ними так долго и так много идут и еще будут идти, они не перестают быть передовыми, ибо все же они впереди, а все другие идут вслед за ними. И так у нас христиан уже есть передовые; и если кто покушается выставлять новых передовых, – явно, что их надо разуметь передовыми в противоположном направлении, то есть на пути, который ведет во дно адово. Нечего прибавлять к этому: поостерегитесь – ибо кто себе враг? Только постарайтесь уразуметь это настоящим образом и крепко держитесь познанной истины Христовой, а те пусть твердят свое.
Протоиерей Александр Шаргунов
Господь говорит иудеям, что Он уходит. И после того, как Он уйдет, они поймут, что они потеряли. Они будут искать Его и не найдут Его. Каждому человеку дается возможность принять Христа — Спасителя и Господа. Но эта возможность может быть отвергнута и утрачена. Суд над нами будет зависеть от того, как мы воспользовались этой возможностью. Чем больше эта возможность, тем больше суд.
Господь уходит, чтобы возвратиться к Отцу и Его славе. И Его враги не могли последовать за Ним, потому что своим постоянным непослушанием и отказом принять Его, они закрыли себя от Бога. С какой насмешкой они встречают Его слова! Господь говорит, что они не могут пойти, куда Он идет. А они замечают, что, вероятно, Он собирается убить Себя. Ведь самые ужасные места ада уготованы для самоубийц. «Разумеется, — говорят они, — у нас нет намерения следовать за Ним туда».
Господь говорит, что если они будут упорствовать в отвержении Его, то умрут в своих грехах. Это значит, что жизнь их окажется бессмысленной и напрасной. Грех — это то, что отделяет человека от Бога. Отвергнуться Христа — значит стать навеки чужим Богу. Принять Его — значит вступить с Богом в дружбу, которая дарует бессмертие.
Христос уходит. Но горе тем, от кого Он уходит. Иудеи исполнены вражды против истинного Мессии и, обманутые диаволом, начинают искать другого Мессию. Христос говорит о вечном разделении их с Ним: «Куда Я иду, туда вы не можете придти». Разбойник благоразумный, которого Господь во едином часе рая сподобил, не умер во грехе. Но кто не кается, не будет со Христом и не может быть с Ним никогда.
Господь говорит, что они от земли, а Он — с неба, они — от мира сего, а Он — не от мира. Какое общение может быть у Христа с ними? Отпавший от Бога мир отделяет от Бога бездна, он исполнен слепоты и вражды по отношению к Богу. Эта бездна, эта слепота и вражда и есть грех. Христос пришел в мир, чтобы исцелить его от этой болезни, которая неминуемо означает смерть. Потому Он и говорит: «Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших».
Для всех очевидно, что с миром что-то не так. Только признание Иисуса Христа как Сына Божия, послушание Его совершенной мудрости и принятие Его как Спасителя и Господа может исцелить душу каждого человека и весь мир. Все очень хорошо сознают болезнь, разрушающую мир. Исцеление — перед нами. На нас ложится ответственность, если мы отказываемся принять его.
«Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру». Христос говорит, что они должны верить, что Он Тот, Кто прежде творения мира, Тот, Кто от начала времени в Писаниях Ветхого Завета, Тот, Кем Он явил Себя с начала Своего общественного служения. И Господь предает их суду Небесного Отца, пославшего Его в мир. Хотя Христос ясно говорит им о Боге как об Отце на небесах, они не понимают, что Он имеет в виду. День и ночь одинаково темны для слепых.
Свет откроется на Кресте. Когда люди увидят Христа вознесенным на Крест, они по-настоящему поймут, Кто Он. На Кресте — Его любовь, которая никогда не перестает и которая идет до конца. Потому умирающие с верой — умирают во Христе, в Его любви, в объятиях Его распростертых на Кресте рук. Они увидят Его в день Суда. Он будет судим миром и осужден как плотник из Назарета. Но придет день, когда они увидят Его как Судию всех и узнают, Кто Он.
Когда это произойдет, они увидят в Нем воплощенную волю Божию. «Я делаю всегда угодное Ему», — говорит Христос. Другие люди, как бы ни были они святы, могут быть побеждены грехом. Но послушание Христа Отцу не знает никаких отступлений, оно постоянно и совершенно. Придет день, когда все человечество увидит в Нем Бога. Блаженны те, кто слушая Христа, ныне уверовали в Него, и прежде смерти, прежде Суда направили свою жизнь к благоугождению Богу.
***
Протоиерей Павел Великанов
В сегодняшнем чтении мы видим крайне эмоционально напряжённый диалог между иудейскими старейшинами и Иисусом. Для них Он – самозванец, претендующий на роль Мессии – и действительно обладающий какими-то сверхъестественными способностями непонятного происхождения – но при этом совершенно «несистемный», невстраиваемый в привычные рамки представлений о Мессии. Сквозь слова иудеев сквозит уже не только ирония, но и нескрываемое презрение: они любой ответ Иисуса тотчас высмеивают и обращают против Него: насчёт Него им всё уже понятно, они знают, что с Ним надо сделать – убить, чтобы не мешал и не смущал умы простолюдинов. Только одна загвоздка: всё никак не получается Его подловить на слове, чтобы получить достаточные основания для ареста и казни. От ответа на прямой вопрос – «кто Ты?» – Иисус снова уклоняется, ничего не навязывая и предоставляя право самостоятельного и свободного решения каждому, кто же для него – Иисус. В русском и славянском переводах 25-й стих переведён некорректно: Иисус говорит не о том, что Он – некий «Начаток». Смысл совсем другой: после всех дерзких слов и лживых обвинений, адресованных Ему, Иисус не видит смысла отвечать им на поставленный вопрос. Об этом говорят святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие истолкователи. Более корректный перевод этого диалога такой: евреи буквально говорят – «Ты – да кто ты такой?» На что Иисус отвечает: «О чем Мне вообще говорить с вами?» – именно такой перевод епископа Кассиана (Безобразова) отражает тонкости греческого текста, и избавляет от необходимости пытаться разобраться, что же это за «начаток», о котором говорится в Синодальном переводе.
Сегодняшнее чтение лишь немного приоткрывает нам, насколько сильным был конфликт между тем, что говорил Христос и тем, что от Него хотели услышать окружающие. Но что бы ни происходило, каким бы насмешкам и издевательствам Его ни подвергали – Иисус остаётся верным Себе и Своему призванию, полученному от Небесного Отца. Он прекрасно понимает, что Его всё равно убьют, что с внешней точки зрения вся Его миссия потерпит полный крах – когда Он будет предан позорной смерти на Кресте – но при всём этом Он не пытается найти какую-то рациональную лазейку, чтобы объяснить происходящее. Он вверил Себя Отцу – и идёт как послушный агнец на заклание. Он скорбит об ожесточении сердец, Ему больно слышать их злобные слова – но эта боль не становится определяющей Его отношение к заклятым врагам. Слова на Кресте – «Отче, прости им, не ведают, что творят!» – это крик предельной безусловной любви, растоптанной, оплёванной, пренебрежённой. И эта любовь в итоге окажется сильнее римских легионов и изощрённого еврейского лукавства. Воскресение Христа – это и есть самый главный ответ Бога Отца на озвученный вопрос – кто такой этот Иисус?
Вот чему мы призваны научиться из сегодняшнего чтения: внутренней свободе от любых внешних мнений. Не поддаваться на провокации, не пытаться согласовать несогласуемое, не предавать самих себя – эти качества должны быть свойственны всякому христианину!
***
Священник Дмитрий Барицкий
Сегодняшний отрывок начинается со слов Спасителя о Своем уходе. Куда Он должен уйти? Очевидно, что речь идет о Его возвращении к Отцу. К той божественной славе, в Которой Он пребывал вечно до Своего воплощения здесь на земле. В свою очередь иудеи, не уверовавшие в Него как Мессию, рискуют погибнуть. О чем идет речь?
Перед нами пророческие слова Христа. История яркий тому свидетель. Иудеи отказались видеть Мессию в неприглядно плотнике из провинциальной Галилеи. Они не смогли распознать мессианское царство в том духовном Царстве, о котором Он им проповедовал. Им нужно было что-то более конкретно-материальное, то, что можно было потрогать, почувствовать, понять умом, в конце концов. То, что укладывалось бы в их религиозно-философские концепции и не вступало в противоречие с их житейским опытом и логикой. А потому религиозные вожди евреев повели свой народ другим путем. Это был путь банального террора и революции. Вместо свободы внутренней, свободы от греха и смерти, евреи выбрали свободу внешнюю, добиться которой решили при помощи военного переворота. Они подняли восстание против Рима. В их сознании это был не просто политический, но в первую очередь именно религиозный бунт, священная война. Таким способом они надеялись восстановить царство Мессии. Однако, они проиграли. Иерусалим и его сердце, Храм, были разрушены, множество иудеев погибло жуткой смертью, остальные рассеялись по всему миру.
Однако Христос предостерегает их не только от смерти физической, как результата непринятия истинного Мессии. Речь идет и о смерти духовной. Что это за смерть? Не случайно Господь три раза повторяет Своим оппонентам одну и ту же мысль: если не покаетесь, не примете Меня, умрете в своих грехах. С греческого языка слово «грех» переводится как промах. Согрешить – значит промахнуться, не попасть в цель. Господь предостерегает иудеев, что если они не изменят свое отношение к Нему, то вся их жизнь с надеждами на лучшие времена, с их верой в Царя-спасителя, окажется пустышкой, промахом, бессмыслицей, т.к. Самого Этого ожидаемого Спасителя они и не приняли. Это и есть духовная смерть: пустое, бессмысленное существование. Существование вне Бога, Который Один может сообщить подлинное содержание и смысл человеческому бытию. Перспектива оказаться в таком состоянии намного страшнее физической смерти. Ведь это перспектива застрять в дурной бесконечности.
Дай же на, Господи, обрести Тебя здесь. Уже здесь наполнить свою жизнь глубоким содержанием и подлинным смыслом. Ведь только такая жизнь может преодолеть смерть. Только такая жизнь – это начало той славы, в которой Ты пребываешь вечно со Своим Отцом.
О тайне Святого Креста
Протоиерей Вячеслав Резников
Однажды Господь сказал иудеям: «Я отхожу, и будете искать Меня; и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете придти». Но разве Господь не для того пришел на землю, чтобы люди, наконец, смогли придти на небо? Зачем же Он сразу, с такой резкостью, показывает пропасть между Ним и людьми? Он как бы захлопывает дверь: «Куда Я иду, туда вы не можете придти». И люди в недоумении гадают, что бы это значило? «Неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: куда Я иду, туда вы не можете прийти»?
А Господь, вместо ответа, снова о том же, снова жесткой чертой отделяет небо от земли: «Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от мира сего. Потому Я и сказал вам, что если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших». А «кто же Ты», чтобы нам веровать в Тебя? – «От начала Сущий, как и говорю вам». И Господь продолжает: «Много имею говорить и судить о вас, но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру». Они же снова «не поняли, что Он говорил им об Отце». Так они и стояли, не понимая, чего Он хочет от них, и чего от них ждет? И тут, наконец, Господь прямо сказал: «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я». А все тогда прекрасно знали, что значит «вознести». Господь же говорит об этом просто, как о самой обычной вещи: когда вознесете Меня на крест, тогда и узнаете, что это Я. Господь стоит перед людьми, ради которых Он пришел, и как бы говорит им то, что впоследствии скажет только Иуде: «что делаешь, делай скорее» (Ин.13:27). Он как бы говорит им: переполняйте меру зависти и злобы, готовьте для Меня крест. Только этим вы спасетесь!..
Господь для того и пришел в мир, чтобы все неуправляемое море человеческой злобы, человеческого греха собрать в один узкий, страшный поток: «распни, распни Его»! И — Самому стать в этом потоке как бы мельничным колесом, чтобы перемолоть этот величайший грех богоубийства — в величайший дар вечной жизни.
Господь спокоен за успех Своего дела, и не потому, что собрал верных последователей, а потому, что ясно видит всю безнадежную силу греха. Он знает, что Ему не миновать распятия, а значит — не миновать и воскресения. А значит, диаволу — быть поверженным, и аду — быть сокрушенным. И тогда-то люди вдруг вздохнут облегченно, как будто с них снимут огромный камень, и тогда-то с ними можно будет говорить, как с людьми. Тогда-то и придет к ним спасительное знание: и Кто Он, и Кто Его Отец, и в чем жизнь, и в чем блаженство.
«Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я, и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю». Здесь — прикосновение к неисчерпаемой тайне Святого Креста, который величайшее зло пресуществил в величайшее благо, которому мы поклоняемся и которым защищаемся от всякого зла.
|