18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
19 И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?
20 Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.
21 И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
22 Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
23 Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
24 А посланные были из фарисеев;
25 И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?
26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.
27 Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.
28 Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
(Ин. 1:18-28) Ин.1:18. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Сказав, что благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа, и, желая подтвердить это, евангелист говорит: «Я не сказал ничего невероятного. Ибо Моисей, как и никто другой, ни Бога не видел, ни нам не мог сообщить о Нем ясного и наглядного понятия, но, будучи рабом, послужил только к написанию закона. А Христос, будучи Сыном Единородным и находящимся в недре Отца, не только видит Его, но и всем людям ясно говорит о Нем. Таким образом, поелику Он Сын и видит Отца, как сущий в недре Его, Он справедливо дал нам благодать и истину.»
Но, быть может, скажет кто-нибудь «мы здесь узнаем, что никто не видел Бога»; как же пророк говорит «видел я Господа» (Ис.6:1)? Пророк видел, но не самую сущность, а некоторое подобие и некоторое умственное представление, насколько мог видеть. Притом же иной видел в том образе, другой – в другом. А отсюда явно, что они видели не самую Истину, ибо Ее, по существу простую и безобразную, не созерцали бы в разных видах. И ангелы не видят сущности Бога, хотя и говорится о них, что они видят лице Бога (Мф.18:10). Сим указывается на то только, что они всегда представляют в уме своем Бога. Итак, один только Сын видит Отца и являет Его всем людям.
Слыша о недре Отца, не представляй ничего телесного в Боге. Евангелист употребил такое название с целью показать средство, нераздельность и совечность Сына с Отцом.
Ин.1:19. И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?
Ин.1:20. Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.
Выше евангелист сказал, что Иоанн свидетельствует об Нем; потом вставил, что засвидетельствовал Иоанн о Христе, именно: что Он стал впереди меня, и что все мы пророки приняли от полноты Его; теперь прибавляет: «и вот свидетельство Иоанново». Какое? То, о котором выше сказал, именно: «впереди меня» и прочее. Но и нижеследующие слова «я не Христос» составляют также свидетельство Иоанна.
Иудеи послали к Иоанну людей, по их мнению, лучших, именно: священников и левитов, и притом иерусалимлян, с тем, чтобы они, как умнейшие других, ласкою убедили Иоанна объявить самого себя за Христа. Смотри на уклончивость. Не спрашивают прямо «Христос ли ты?», но – «кто ты?» А он, видя их лукавство, не говорит, кто он, а объявляет, что я не Христос, имея в виду цель их и всячески привлекая их к вере, что Христос есть иной, Тот, Кого они считают бедным сыном бедного отца-плотника, происходящим из бедного отечества Назарета, от которого они не ожидали ничего доброго. Между тем о самом Предтече они имели высокое мнение, так как он имел отцом первосвященника и жизнь вел ангельскую и почти бесплотную. Почему стоит удивления, как они запутываются в том, чем думали повредить славе Христа. Они спрашивают Иоанна, как человека достоверного, чтобы в его свидетельстве иметь предлог к неверию во Христа в том случае, если бы он не объявил Его Христом. А это обратилось против них. Ибо находят, что тот, кого они считали достоверным, свидетельствует в пользу Христа и чести Его не присвояет себе.
Ин.1:21. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
На основании древнего предания ожидали пришествия Илии. Посему спрашивают Иоанна, не Илия ли он, так как и жизнь его была подобна жизни Илииной? Но он отрекся и от сего.
Ты – тот пророк? Он отрекается и от сего, хотя был пророк. Как же отрекается? Почему? Потому что не спрашивали его: ты пророк? Но сделали вопрос: ты тот пророк? Тот пророк, которого ожидают, о котором Моисей сказал, что Господь Бог восставит вам пророка (Втор.18:15)? Итак, Иоанн отрекся не оттого, что он пророк, а оттого, что он – тот пророк, которого ожидают. А как они знали слова Моисея о том, что восстанет пророк, то и надеялись, что когда-нибудь явится пророк.
Ин.1:22. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
Ин.1:23. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
Потом опять настойчиво спрашивают: скажи же нам, кто ты? Тогда отвечает им: я глас вопиющего в пустыне. «Я, – говорит, – тот, о котором написано «глас вопиющего в пустыне» (Ис.40:3). Ибо если не прибавить слов «о котором написано», то сочетание слов представится странным.
Что же вопиющего? «Исправьте путь Господу». «Я, – говорит, – раб и предуготовляю сердца ваши для Господа». Итак, вы лукавые и хитрые, исправьте их и уравняйте так, чтобы чрез вас был путь для Господа Христа. Потом приводит свидетелем Исаию. Сказав великое о Христе, что Он – Господь, а о себе, что он исполняет дело раба и глашатая, прибегает к пророку.
Быть может, слова «я глас вопиющего» кто-нибудь объяснит так: я голос Христа «вопиющего», то есть ясно возвещающего истину. Ибо все вестники закона не громогласны, так как не пришло еще время истины Евангелия, и слабый голос Моисея подлинно указывал на невнятность и неясность закона. А Христос, как самосущая Истина и всем нам возвестивший об Отце, есть «вопиющий». Итак, Иоанн говорит: я голос Слова вопиющего, живущий в пустыне.
Потом другое начало: «исправьте путь Господу». Иоанн, как Предтеча Христа, справедливо называется голосом, потому что и голос предшествует слову. Скажу яснее: голос есть нечленораздельное дыхание, выходящее из груди; когда же языком оно разделится на члены, тогда бывает слово. Так, прежде голос, потом Слово, прежде Иоанн, потом Христос – по явлению во плоти. И крещение Иоанново нечленораздельно, ибо не имело действия Духом, а крещение Христово членораздельно, не имеет ничего тенистого и образного, ибо совершается Духом (Мф.3:11).
Ин.1:24. А посланные были из фарисеев;
Ин.1:25. И они спросили его: что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк?
После того, как не могли увлечь его (Иоанна) ласкательством, чтобы он сказал, чего им желалось, и самого себя объявил Христом, застращивают его очень строгими и грозными речами, говоря: «Что же ты крестишь? Кто дал тебе такую власть?» Из сей же речи видно, что они иным считали Христа, и иным – ожидаемого пророка. Ибо говорят «если ты не Христос, ни тот пророк (очевидно)», разумея, что иной – Христос, и иной – тот пророк. Худо они знают. Ибо пророк тот есть Самый Христос и Бог наш. Все сие они говорили, как я сказал, для того, чтобы принудить Иоанна объявить себя Христом.
А ближе к истине можно сказать, что они спрашивают его как бы из зависти к его славе. Они не спрашивают «Христос ли он», но – «кто ты?» Как бы так говоря: «Кто ты, что принимаешься за такое важное дело – крестишь и очищаешь исповедующихся?» И мне кажется, что иудеи, желая, чтобы и Иоанн большинством не был принят за Христа, от зависти и недоброжелательства спрашивают его «кто ты?»
Итак, прокляты те, которые принимают Крестителя, а после крещения не признают его: подлинно иудеи – порождения ехиднины.
Ин.1:26. Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.
Примечай кротость святого и правдивость. Кротость в том, что он не отвечает им ничего сурового, несмотря на их высокомерие; правдивость в том, что он свидетельствует о славе Христа с большою смелостью и не скрывает славы Господа с тем, чтоб себе заслужить доброе имя, но объявляет, что я крещу крещением не совершенным (ибо крещу в одной только воде, не имеющей прощения грехов), но приготовительным к принятию крещения духовного, дарующего прощение грехов.
«Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете». Господь соединился с народом, и потому не знали, кто Он и откуда. Может быть, кто-нибудь скажет, что и в ином смысле Господь стоял среди фарисеев, но они не знали Его. Так как они, по-видимому, прилежно занимались Писаниями, а в них возвещаем был Господь, то Он был «среди» их, то есть в сердцах их, но они не знали Его, потому что не понимали Писаний, хотя и имели их в сердцах. Может быть, и в том смысле, что Господь был посредником между Богом и людьми, Он стоял «среди» фарисеев, желая примирить их с Богом, но они не знали Его.
Ин.1:27. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.
Постоянно прибавляет «Идущий за мною», чтобы показать, что его крещение не совершенное, но приготовительное к крещению духовному.
«Стал впереди меня», то есть почтеннее, славнее меня, и настолько, что я не считаю себя и между последними Его рабами. Ибо развязывать обувь – дело последнего служения.
Знаю я и читал у одного из святых такое объяснение: «обувь» везде понимается о плоти грешников, подлежащей тлению, а «ремень» или повязка – об узах греховных. Итак, Иоанн у прочих, приходящих к нему и исповедующихся, мог развязывать ремень грехов, ибо они приходили к нему связанные узами собственных грехов; и, убеждая их к покаянию, указывал им путь и к совершенному свержению с себя ремня сего и греховной обуви; на Христе же, не находя ремня или уз греха, естественно не мог и развязать его. Почему же не находил его? Потому, что Он не сделал греха, и не нашлось лжи в устах Его (1Пет.2:22).
«Обувью» означается и явление к нам Господа, «ремнем» ее – способ воплощения и того, как Слово Божие соединилось с телом. Способ сей невозможно разрешить. Ибо кто может объяснить, как Бог соединился с телом?
Ин.1:28. Это происходило в Вифаваре (Вифании) при Иордане, где крестил Иоанн.
Для чего евангелист сказал, что сие происходило в Вифании? Для того чтобы показать смелость великого проповедника, что он проповедовал так о Христе не в дому, не в углу, но при Иордане, среди множества народа. Нужно, впрочем, знать, что в исправнейших списках стоит: в Вифаваре. Ибо Вифания находится не по ту сторону Иордана, а близ Иерусалима.
Благовествуя воплощение Господа, ангел говорит: «радуйся, Благодатная!» (Лк.1:28) и, возвещая пастырям о рождении Христа Спасителя, тоже говорит: «се... благовествую вам радость велию» (Лк.2:10). Но, возвещая женам о Воскресении Господа, ангел говорит только: «Его нет здесь, Он воскрес!» (Лк.24:6; Мф.28:6). Не прибавляет «радуйтеся», ибо радость сама собою исполнит сердце, коль скоро придет удостоверение, что воистину воскрес Господь. Тогда это удостоверение было осязательно: ангел предуготовил его, Господь явлением Своим завершил. И радость была у всех неистощимо полная! Ныне у нас церковь, жилища и площади – все облечено в одежду радования, и все увлекаются общим потоком радости. Но ты подвигни несколько мысль свою отвлечься от внешнего и, собравшись в сердце, восставь истину Воскресения во всей широте, глубине и высоте ее, чтобы не внешне только являться радующимся, но и в себе самом носить, исходящий извнутри дух радости, как ключ светлой воды, бьющий из недр земли.
Священник Дмитрий Барицкий
Сегодняшний отрывок начинается с очень важной богословской формулы. Давайте остановимся на ней подробнее.
В первой ее части Евангелист Иоанн высказывает истину, с которой были согласны не только древние евреи, но и религиозные мыслители других национальностей и культур: «Бога не видел никто никогда». Действительно, как можно увидеть Бога? Это невозможно. В Ветхом Завете Господь однозначно говорит Моисею: «Лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может видеть Меня и остаться в живых». Если и рассказывается на страницах Писания о явлении Бога людям – это Его явления под видом ангелов, или различные образы, заимствованные Творцом из мира природы: молнии, гром, огонь, тьма и т.д. Но видеть Бога лицом к лицу, в буквальном смысле, невозможно.
Именно по этой причине то, что говорит Иоанн Богослов дальше, звучит для многих очень неожиданно. Да, Бога никто не видел, но Его показал человечеству «Единородный Сын, сущий в недре Отчем». Речь идет об Иисусе Христе, которого Евангелист Иоанн называет еще Словом. С одной стороны Он Единородный, то есть единственный Сын Бога. С другой стороны Он Сам Бог. Об этом Иоанн говорит прямо в самом начале своего Евангелия: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Христос находится с Отцом в особых отношениях, на которые указывают слова «сущий в недре Отчем». То есть пребывающий в самой сердцевине Своего Божественного Родителя. Между Ним и Отцом существует близость особого рода, тесное единство, при котором Один пребывает в Другом. Именно поэтому об Отце и о Сыне не говорят, как о двух разных Богах. Это один, единый Бог. Вот почему Христос показывает Отца миру. «Кто видел Меня, – говорит Он Своим ученикам, – видел и Отца, ведь Я и Отец одно». Что же связывает Отца и Сына в такой тесный союз? Любовь. Благодаря ей Они отдают Себя Друг Другу без остатка. Именно любовь к Отцу движет Христом, который пришел на землю, чтобы исполнить волю Своего Родителя. Воля Отца в буквальном смысле являются и Его собственной волей. У Них одно желание и нет ничего скрытого Друг от Друга, ни капли эгоистической самости. Он полностью открыты Друг Другу.
Вот на такой высокой богословской ноте начинает Евангелист отрывок, который мы сегодня услышали. Это ключ, к тому, о чем мы прочитаем во второй его части. К Иоанну Крестителю приходят иудеи, которые пытаются выяснить, кто он такой. Он отвечает, что он… никто. Он просто голос, который исполняет волю Бога. Иоанн так любит Бога, так стремиться исполнить Его желание, что насколько это вообще возможно человеку перестает жить для себя и ради себя. Он пытается в своей жизни наладить с Богом отношения по тому же образцу, которые существует между Богом Отцом и Богом Сыном. И это ему удается. Господь выбирает его быть Своим Крестителем. Более того. Мы не знаем ни одного чуда, которое сотворил бы Иоанн Предтеча, ни одного его пророчества. Однако Сам Христос в Евангелии говорит, что не было на земле человека более великого, чем он. Его величие в том, что он полностью обесценил себя ради Бога.
Нам довелось жить через несколько сотен лет после пришествие в мир Спасителя. У нас не было возможности встретить Его под видом человека в этой жизни. Однако это не значит, что мы лишены этой возможности. Исполнение воли Бога делает нас Его сыновьями, соединяет нас с Божеством. Дарует нам благодать. Насколько мы посвятили себя Ему, исполнению Его воли, настолько мы начнем видеть Его в своей жизни. Как говорит Христос в Евангелии, «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». Это ли не пасхальная радость?
Протоиерей Александр Глебов
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!
Христос воскрес из мертвых и дал жизнь умершим людям. Так мы можем перевести эту молитву на русский язык. И в ней, в этом простом и коротком тропаре, содержится не только весь смысл величайшего христианского праздника, но и сама суть нашей веры, все наше упование, вся наша надежда. Как пишет апостол Павел к коринфским христианам, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша». Тщетна – значит, бессмысленна, неоправдана. Действительно, если бы Христос не воскрес, то смысл бы потеряла не только наша вера, поскольку бы это была система взглядов, которая ведет в никуда, к смерти, к небытию, и проповедь была бы тщетна, потому что кто же согласится следовать за проповедником, который конечным пунктом своих призывов объявляет смерть? Но если Христос не воскрес, тогда всякое значение утрачивает и сама жизнь. Если удел всех людей – смерть, то в чем тогда смысл нашей жизни?
Какая тогда разница, как ты жил, что ты делал, был ли ты великим праведником или великим грешником – это не имеет никакого значения. Все это становится лишенным всякого смысла – если признать конечную власть за смертью. И вывод напрашивается следующий: если меня не было до рождения и не будет после смерти, то отведенное мне время земной жизни надо провести максимально комфортно и весело, не взирая ни на что, потому что все остальное не имеет никакого значения. «Какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем» – так так апостол Павел определил жизненную философию людей, отрицающих воскресение.
Но Христос Своим воскресением, преодолением смерти, победой над смертью «сущим во гробех живот даровал». И теперь смерть для нас – не конец бытия, а один из этапов жизни. Важный момент нашей жизни, но не ее последний аккорд. Это просто переход из одного мира в другой, из одного состояния в другое состояние – наподобие того, как, входя в дом, мы снимаем пальто в прихожей, чтобы пройти в гостиную. Так и подходя к чертогу Вечности мы оставляем у его порога свое тело, дабы прийти на пир. И если в дом мы входим через дверь, то в Вечность мы входим через физическую смерть, и иного пути туда просто нет. Но этот переход из одного мира в другой, образно говоря, мост мы имеем благодаря смерти и воскресению Христа. До Его воскресения человек, подходя к порогу смерти, подходил к границе пропасти, за которой уже ничего нет. Там начиналось царство диавола, царство смерти. Но Господь, войдя в это царство через Свою собственную смерть на кресте, разрушил его изнутри, Сам первым оттуда вышел и всем нам указал путь к воскресению. Как мы читаем в евхаристической молитве Василия Великого, «и воскрес в третий день, и путь сотвори всякой плоти к воскресению из мертвых». А что это за путь к воскресению из мертвых? Это Сам Господь. Он есть Путь, Истина и Жизнь. Через воскресение слова Христа приобретают для нас жизненное значение. Ведь евангельское учение – это не просто одна из этических систем, которых существует достаточно много, но это путь к воскресению, бессмертию. Христо дал нам право вечной жизни – но не автоматически. В права наследства вечной жизни надо вступить – и мы вступаем через крещение, но этого мало. Надо соблюсти условия договора, условия Нового завета, а вот это уже значительно сложнее, но это и является гарантией нерасторжения договора. А ведь он может быть и расторгнут. Нам всегда надо помнить грозное предупреждение притчи о злых виноградарях: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его». Если мы не будем приносить плодов, то воскресение обернется для нас духовной смертью.
Нет человека, который бы хотел умереть. Мы все хотим жить. Господь ценой собственной крови, образно говоря, «купил» нам это право вечной жизни. Постараемся с благодарностью и разумно воспользоваться им. Аминь.
|