В будние дни Великого поста Евангелия не читаются
(На 6-м часе: Ис. 25:1-9. На веч.: Быт. 9:8-17. Притч. 12:8-22)
8 И сказал Бог Ною и сынам его с ним:
9 вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,
10 и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными;
11 поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.
12 И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда:
13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею.
14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке;
15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.
16 И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.
17 И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.
1 Господи! Ты Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь.
2 Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; вовек не будет он восстановлен.
3 Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя,
4 ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены.
5 Как зной в месте безводном, Ты укротил буйство врагов; как зной тенью облака, подавлено ликование притеснителей.
6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин;
7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах.
8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь.
9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!
8 Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.
9 Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.
10 Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.
11 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.
12 Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.
13 Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.
14 От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его.
15 Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
16 У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
17 Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман.
18 Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует.
19 Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение.
20 Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев.
21 Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.
22 Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.
Крещение, по апостолу Петру, есть «обещание Богу доброй совести» (1Пет.3:21). Крестившийся дает обет жить остальное время по чистой совести, по всей широте заповедей Господних, принятых в совесть. Нравственная чистота есть черта крещенного. Апостол Павел светлость жизни его сравнивает с светлостию воскресшего Господа. «Чтобы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:4).
В крещении ветхий грехолюбивый человек умирает и восстает человек новый, ревнитель добрым делам. «Так и вы, крещенные, почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать» (Рим.6:11–14).
Иеромонах Феоктист (Игумнов)
Весной и летом после сильных дождей социальные сети приносят на экраны наших мобильных устройств и компьютеров сотни фотографий радуги, которую видят в разных концах мира те люди, на страницы которых мы подписаны. Эти фотографии вызывают самый живой отклик и собирают немалое число одобрений или, как мы привыкли говорить, «лайков». Казалось бы — всего лишь оптическое метеорологическое явление, всем знакомое с раннего детства, привычное, но тем не менее каждая радуга вызывает восторг, желание как можно быстрее ее запечатлеть и выставить на всеобщее обозрение. Наш собственный восторг и наша собственная реакция на радугу может помочь нам понять радость Ноя, который, вероятно, был первым, кто ее увидел. Во всяком случае, до него в Священном Писании об этом явлении ничего не сказано. Бог дает радуге определение как знамению завета. Возможно, наша детская непосредственная радость — это отголосок радости праотца Ноя, радости от обещания Бога более не наводить на землю потоп. Вполне эту радость может понять лишь тот, кто пережил потоп. Это радость ликующей жизни.
О радуге мы можем прочитать и в более поздних книгах Библии. Чаще всего она встречается в символических описаниях божественного величия и славы. К примеру, пророк Иезекииль заканчивает описание своего видения славы Божией такими словами: «И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние [было] вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез. 1:27–28). Подобное описание можно найти и у новозаветного автора — апостола и евангелиста Иоанна Богослова в его Апокалипсисе: «и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр. 4:3). У него же далее есть схожее место, но оно относится не к Богу, а к ангелу: «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные» (Откр. 10:1). Священное Писание однозначно утверждает, что радуга — это добрый символ. И нет ничего удивительного в современном стремлении ее запечатлеть и поделиться ею со всеми. Впрочем, премудрый Иисус, сын Сирахов предлагает нам иную парадигму действий: «Взгляни на радугу, и прославь Сотворившего ее: прекрасна она в сиянии своем! Величественным кругом своим она обнимает небо; руки Всевышнего распростерли ее» (Сир. 12:3). Сын Сирахов ничего не знал про интернет и социальные сети, он жил очень давно, но вряд ли возможно предположить, что он призывал бы своего читателя при виде радуги как можно скорее достать смартфон и нажать пару виртуальных кнопок. Его призыв вечен и всегда актуален — вспомнить о завете Ноя с Богом, о благости Бога и прославить нашего Творца!
***
Священник Антоний Борисов
«Человек — это звучит гордо! Че-ло-век!», — такие слова Максим Горький вложил в уста своего персонажа Сатина, героя пьесы «На дне». Персонажи произведения обитают, именно что, на самом дне человеческого общества, но Сатину это не мешает озвучить лозунг гуманистического движения. Когда-то, в пятнадцатом веке, Европа, встав на путь Ренессанса, поставила человека в центр мироздания, забыв при этом, в чем состоит настоящий залог величия человека — в образе Творца. В сегодняшнем библейском чтении нам дается истинное видение устройства мира. По окончании всемирного потопа Господь заключает с праведным Ноем завет. Этот новый договор с человечеством уже не имеет той возвышенной природы, что первый — заключенный с Адамом. Речь уже не идет о преображении мира, а всего лишь о поддержании относительного порядка. В лице Ноя человек занимает главенствующее место в структуре мироздания. Через человека благословение Божие приобретает всё остальное творение. Господь обещает, что больше не погубит созданный им мир. Такое всемирное бедствие, как потоп, в будущем землю не постигнет. Знамение обещания Божия становится радуга — библейский символ надежды. Интересным является объяснение христианских ученых, почему именно радуга явилась знаком завета, заключенного с Ноем. Библия повествует, что первоначально растения питались не от дождей, а от пара, исходившего от земли. В результате потопа, как кажется, изменились физические параметры устройства мира. Люди впервые увидели, что такое дождь. Книга Бытия повествует, что два одновременных потока — из земли и с небес привели к началу всемирного бедствия. После потопа дождь стал обыденностью. Радуга же — символ милосердия Божия — явилась красивым последствием печальных изменений, постигших мир. К сожалению, радуга сегодня вызывает у многих людей ложные ассоциации, является знаком примирения не с Господом, а с грехом. Но библейский текст, при всем желании, переписать невозможно. И книга Бытия прямо говорит нам о том, что завет, заключенный с Ноем продолжает действовать, если не со стороны людей, то со стороны Бога. Это действие выражается не только в том, что всемирный потоп более не постигнет землю. Главным последствием завета с Ноем стало иное. В лице ветхозаветного патриарха человечество вновь обрело Богом дарованное достоинство. Морок греха был отвергнут. Ной своим упорством в благочестии доказал, что сопротивление страстям возможно. Сегодняшнее библейское чтение напоминает нам об истинном величии человеческой природы. Оно состоит не в горделивом самопревозношении и самообмане, когда подобно горьковскому Сатину воображаешь о себе не пойми что, а на самом деле находишься на дне. Настоящее величие человека заключается в образе Божием, заложенном в каждом из нас. Этот образ либо развивается, либо умирает. Умирает при отдалении от Творца. Наполняется же жизнью и развивается тогда, когда человек стремится быть ближе к Богу, исполнять Его заповеди, жить с Отцом Небесным в мире. Таким образом, истинного величия люди способны достичь только тогда, когда радуга из атмосферного явления, превращается в знамение личного примирения каждого из нас с Богом. Примирения, которое состоит не в том, чтобы мириться со грехом внутри себя, а в том, чтобы согласовать свою жизнь с благой волей Творца.
***
(Книга пророка Исаии 25:1-9)
Священник Стефан Домусчи
Сколько радости, сколько ликования, сколько надежды в сегодняшнем отрывке. Еще и еще раз оно напоминает нам, что пост, во время которого читали книгу пророка Исаии, это не время вселенской скорби, в которое все вдруг должны переодеться в черные одежды и ходить с унылым видом… Нет! Пост — это весна духовная и время обновления, не только духовных сил, но прежде всего обновления наших отношений с Богом. Замутненные суетой и нашими грехами эти отношения могут прийти в совершенный упадок, могут превратиться в полуязыческие или настолько ритуализироваться, что мы уже и чувствовать не будем, что верим в Бога живого! Все это как раз и происходило с Божиим народом в во времена пророка. Люли изменяли Завету, теряли веру или сводили ее к храмовому ритуалу, забывая о делах любви и милосердия. Но Бог не оставлял их. Даже если они были неверны, Он оказывался верен до конца. Верен Своему слову, верен Своей любви, Своему творению. Эта верность не всегда была удобна людям, иногда она причиняла им боль… Но цель ее всегда была в том, чтобы их жизнь изменилась к лучшему.
Сегодняшнее чтение говорит нам именно об этом. О верности и любви Божией, которая явлена в освобождении от врагов.
Народ, который был от всех притесняем будет свободен, потому что Бог в точности исполняет свои пророчества. Города и столицы притеснителей оказываются разрушены до основания. Многие годы иудеи испытывали постоянный страх перед набегами и войнами, перед возможностью быть уведенными в плен, перед разорением собственной земли… Все это, естественно, делало жизнь людей невыносимой… И помогало им выжить только одно: осознание того, что Бог есть, что Он не забыл и не оставил свой народ.
Но мы знаем, что такой надеждой на Бога отличались не все. Были люди, которые при первых же трудностях предавали Его память и обращались к богам иным, для которых Бог не был единственной надеждой и они готовы были быть с Ним только в благополучное время. Ценности в такой верности не было никакой, в отличие от верности тех, которые не отвращались от Бога никогда, даже если неприятель уводил их в плен. Таких людей в Ветхом Завете принято называть нищими. Не в том смысле, что они были материально бедны, просто свое главное богатство они видели в Боге. Именно для нищего Бог был убежищем в тесное для него время. И защита эта была такой, что «гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены».
Но самое удивительное, что радость пророка простирается дальше простого освобождения его соплеменников… дальше решения политических проблем… в область последних времен, во времена пришествия Мессии. В тот день Господь сделает Трапезу на горе своей. И к этой трапезе, в которой мы, несомненно, узнаем Евхаристию, допущены будут все племена земные. Тогда, во времена Мессии навеки будет уничтожена смерть и Бог оботрет слезы со всех лиц. Но особенная радость будет у тех, кто сможет сказать: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!
***
Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Когда мы читаем первые строки этой главы, да и вообще, когда слышим о том, что Господь сотворил нечто дивное, то мы ожидаем, что дальше последует описание этого «дивного», ждем, что речь пойдет о чем-то добром, о чем-то таком, что в нашем сознании представляет собой благо. Но здесь Исайя пишет нечто совершенно иное: он восхваляет Бога, говорит, что Бог «совершил дивное», а сразу после этого пророк объясняет, о чем идет речь — он описывает разрушение города, причем он не уточняет о каком именно городе идет речь. Для Исайи — это чудо, это проявление силы Божией, за которое он прославляет Творца. Можно, конечно, предположить, что речь идет об одном из городов врагов Израиля, но предыдущие главы не дают нам возможность сделать такое предположение, ведь в них было изложено пространное скорбное пророчество о самом Израиле, логичным будет вывод, что и здесь продолжается та же самая мысль, но при этом пророк не ужасается, не пытается от своего имени принести покаяние за весь народ, напротив, он восхваляет Бога.
Если попытаться перенести такое отношение к действиям Божиим в более близкую к нам реальность, но получается, что мы, следуя примеру пророка Исайи, должны восхвалять Бога, к примеру, за те разрушения и жертвы, которые произошли во время Второй мировой войны. Но так сказать и так помыслить не представляется возможным, мы видим в военных событиях не что-то дивное, не проявление благой силы Божией, а, скорее, наказание или же попущение Божие. Но Исайя видит описываемое им разрушение города именно таким образом — как дивное, за которым стоит Бог.
Что давало Исайе право и возможность говорить таким образом? Ответ прост: он глубоко убежден, что Бог промышляет о мире в целом и о своем народе в частности. А раз так, то все происходящее происходит по воле Божией, происходит Его силой, пусть эта сила направлена, как кажется, на разрушение, но в конечном итоге за разрушением придет другая эпоха, эпоха мира и созидания, которая не была бы возможна, если бы Бог не вмешался и не проявил Себя через то, что в глазах современников выглядит как совершенный ужас.
Увы, но иногда Бог вынужден действовать именно так, ведь, как известно, далеко не все болезни возможно излечить психотерапией, травами и щадящими таблетками, иногда жизненно необходимо хирургическое вмешательство, а иногда и ампутации. Так происходит и с уврачеванием нравственных недугов не только отдельного человека, но и целых народов, но далее, после всех ужасов, приходит то, что можно назвать дивным без всяких оговорок, то, что пророк Исайя выразил такими словами: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь».
***
(Притчи Соломона 12:8-22)
Священник Дмитрий Барицкий
Человеческое слово обладает огромной силой и играет большую роль в нашей жизни. Вот и в сегодняшнем отрывке премудрый Соломон уделяет большое внимание именно речи людей. Она является показателем не только нашего социально-культурного статуса, но и того духовного состояния, в котором мы находимся.
Как говорит Соломон, у нечестивого она многословна, однако бессодержательна. Увы, но сегодня порой это даже считается достоинством: бессодержательная болтовня слышна повсюду: интернет, телефон, радио, телевизор… Мы даже не замечаем, как девальвировалось наша речь. В чем же причина? Интересно, что в славянском тексте нечестивый называется «слобосердым» — то есть слабым сердцем, слабым чувствами. Вот эта слабость, немощь души маскируется болтливостью. Ум слабосердого человека, по мнению Соломона, — это развращенный ум. Развращенный — не означает обязательно блудный и похотливый. Это значит нецеломудренный, то есть, потерявший цельность, разбитый на множество воспаленным желанием обладать всей информацией, все знать, во все сунуть свой нос, словно перейти по каждой выплывающей ссылке в интернете. Такой ум ни на чем не может сосредоточиться надолго. Хватает-то он все, но вот только по верхам. И ничем поэтому не может насытится, только еще больше распаляется. Разумный же, наоборот, сосредоточен. Он не отвлекается на постороннее, бережет взгляд своего ума от потока ненужных новостей и сплетен, а потому и бережет слова. Его сердце твердое, оно не распалено желаниями, а потому речь скупа, не многословна, но всегда содержательна и по делу.
Далее Соломон говорит о связи речи и деятельности человека. У человека трудолюбивого нет времени на болтовню. Вы, наверняка, замечали, что люди рабочих профессий, как правило, молчуны. Их труд не терпит празднословия. Поэтому после назидания о качестве слова автор хвалит трудолюбие и осуждается безделье. Даже самый низкооплачиваемый физический труд, намного лучше того, чтобы лежать на диване и перечислять свои достоинства. О таких Соломон говорит: скудоумные, выдают себя за знатных, но нуждаются в хлебе!
В итоге Соломон подводит нас к важному выводу. Слово имеет огромную силу. Оно способно как созидать, так и разрушать. Слово доброе способно излечивать сердечные раны. Неосторожное, злое может глубоко ранить, расколоть семью, поссорить друзей. Такой необузданный язык служит доказательством нераскаянного сердца, а, следовательно, и безумия человека, его глупости. Весьма актуальные напоминания в период поста. Ведь он есть воздержания не только гастрономическое. В первую очередь это воздержание наших мыслей, чувств и, конечно, нашего языка. Ведь как говорит Спаситель, «от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься».
***
Священник Стефан Домусчи
Каждому человеку хочется принятия и искренности в отношениях. Он может быть закрытым и может быть воспитан так, что это покажется ему неочевидным, но вряд ли, при всей разнице, найдутся те, кто стремится к непониманию, неприятию и конфликтам. Всякому хочется, чтобы его понимали и принимали со всем его своеобразием. Однако со времен Адама и Евы человек в этом желании искренности и открытости несколько погрешает. Стремится создать видимость, не хочет быть тем, кто он есть, хочет выглядеть лучше, значимее, важнее и сильнее... Логика при этом самая что ни на есть простая, практически животная: если я сильнее и важнее со мной надо считаться, учитывать мое существование, мои нужды и моя взгляды. Адам и Ева не хотели быть самими собой, точнее не хотели трудиться для того, чтобы внутреннее соответствовало внешнему. Когда змей предложил им стать как боги, стать знающими добро и зло, они согласились, потому что можно было сразу и без труда выглядеть как Боги, иметь соответствующую власть и авторитет. Губительность подобного подхода была понятна уже Соломону. В сегодняшнем чтении он говорит: «Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе».
Можно сколько угодно стремиться к тому, что называется красивой картинкой, но в реальности действенным и действительным нечто оказывается только то, что имеет под собой реальное основание. Веревка может быть сколько угодно красивой и выглядеть крепко, но те, кто собирается в горы, возьмут не ту, что выглядит как надо, а ту, что действительно выдержит необходимые нагрузки.
И все же, мир идет сегодня против таких очевидных, как кажется, вещей. Он полон подделок и суррогатов, которыми люди с удовольствием пользуются, только бы их устраивала картинка. Один человек мне как-то так и сказал: пусть в составе продуктов не будет того, что должно быть, главное, чтобы было вкусно и красиво, а что там внутри, меня не интересует. Профессионалы начинают цениться меньше, чем те, кто умеют красиво говорить. Таким образом люди привыкают, что главное — это те эмоции, которые они испытывают, от продуктов, одежды, вещей, отношений. Создается впечатление, которое они ценят больше реального действия.
Но что же в религиозной сфере? К сожалению, и здесь не обошлось без суррогатов. Привыкая к тому, что фальшивые вещи работают (пусть и не так хорошо), люди думают, что Бога можно обмануть. Точнее не так, конечно. Они не то, чтобы специально стремятся Его обмануть, они просто привыкают ориентироваться на эмоции, которые переживают и им не важно, каковы их реальные отношения с Богом. Однако истинный Бог — требователен, Он — ревнитель, и создал человека для совершенства... Он готов быть с человеком рядом и провести его через все трудности, которые только могут встретиться на его пути, но начать этот путь человек может только сам, отказавшись от подмен и согласившись увидеть себя таким каков он есть. Пусть простым, но живым и настоящим.
Протоиерей Александр Сорокин
Вновь, братья и сестры, мы обращаемся к чтению Ветхого Завета, как это велит нам делать Святая Церковь во дни Великого Поста. Вновь мы читаем очередной отрывок из книги Бытия, где повествуется о Всемирном потопе. О событии, которое случилось много веков, и даже тысячелетий назад. Но эта история поучает нас тому, откуда произошел мир, к чему он идет и к чему должен стремиться, в каком мире мы живем.
И оказывается, что мы живем в мире послепотопном. И это определение мира не является каким-то археологическим, или хронологическим, имеющим простой исторический смысл, а это существенная характеристика мира.
Позади Потоп. И после этого библейского повествования как-то и становится дышать легче, потому что Бог вновь говорит о завете с человеком. Бог вновь заключает завет с человеком, которого создал по Своему образу и по подобию, который отступил, ушел от Бога, но Бог вновь его призвал и вступил в избраннические отношения в лице Ноя.
Человеку как будто дается второй шанс, вторая возможность начать сначала жить в мире с Богом и со всем творением. И вот о том, чтобы человек помнил об этом втором шансе, о новом, еще одном завете с Богом, Бог напоминает в виде такого символического явления природы, как радуга. Только что мы слышали о том, что Ной получает обетование от Бога о том, что знамением завета, то есть знаком завета, который Он поставляет между Ним и человеком, будет радуга. Такое привычное и не перестающее нас удивлять явление природы, которое мы наблюдаем довольно часто.
В самом деле, всякий раз, когда радуга появляется на небе, мы не можем не обратить свои взоры к небесам и при этом стремимся обратить внимание и всех, кто вокруг. Мы знаем, как объясняется это явление природы с физической точки зрения, но не перестаем удивляться. И вот именно поэтому радуга и является для нас таким напоминанием о том, что Бог это Тот, Кто не замечаем. Для кого-то Он сам собою разумеющийся, кто-то в Него, наоборот, вовсе не верит, но вместе с тем Он, как радуга, объясним и необъясним, привычен и удивителен во все времена. И чтобы человек помнил о том, что он состоит в завете с этой свой Первопричиной, с Божественной Личностью, об этом напоминает нам всякий раз радуга, появляющаяся на небе. Она нам напоминает о том, что мы прощены после первой попытки построить мир без Бога.
Таких примеров в Библии можно найти очень много, примеров того, как Бог дает человеку еще и еще один шанс, чтобы уладить отношения со своим Творцом. Вспомним, как народ Божий через Моисея получил в пустыне скрижали Завета, получил Закон, но очень скоро нарушил этот Закон, поклонившись золотому тельцу. И Моисей в гневе разбивает скрижали и тем самым становится ясно, что Завет нарушен, и нет ничего общего между Богом и человеком.
Но Бог дает Моисею вторые скрижали. Те скрижали, которыми мы руководствуемся и поныне, как главными заповедями Божиими. Нельзя забывать, что это скрижали не первые, а вторые. Вспомним из Нового Завета, как столп Церкви, тот столп, которого Иисус Сам нарек камнем, на котором созиждет Церковь, Петр отрекся, отрекся и прервал свои близкие, дружеские отношения со Своим Учителем. Но он прощен.
И как Петр, так и вся Церковь, состоит из прощенных, раскаявшихся грешников. Это самоощущение Церкви, которое нас никогда не должно покидать, что мы однажды приняты в Завет, мы отреклись, но мы и прощены, нам дана еще одна возможность войти в Церковь. Мы люди, которые с самого начала созданы в богоподобии. Но потом, отрекшись, осознали лишь позже в покаянии, обратившись к Богу, как Ной, вновь обрели завет с Богом; как Моисей вместе с народом Божиим получили вторые скрижали; и как Петр, отрекшийся однажды в самую ответственную минуту, раскаявшись, услышал от Господа: «Иди за Мною». Аминь.
|