4 апреля 2024 года

Предыдущий день

БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Четверг 3-й седмицы ВЕЛИКОГО ПОСТА

В будние дни Великого поста Евангелия не читаются

   
Чтение на каждый день Великого Поста

Четверг 3-й седмицы Великого Поста

Для очищения сердца нужны великие труды и скорби; частые (покаянные) слезы, непрестанная внутренняя молитва; воздержание, чтение Слова Божия, писаний и житий святых угодников Божиих, но главное – частое покаяние и Причащение Пречистых Таин и ежедневное самоиспытание; размышление о том, сколь чистым человек сотворен в начале и как вошла в мир скверна греха; о подобии и образе Божием в нас и о нашей обязанности уподобляться Первообразу – Пречистому Богу; о искуплении нас бесценною кровию Сына Божия, о сыноположении нашем во Христе Иисусе, о заповеди нам быть святыми во всем житии (1 Пет. 1, 15); размышление о смерти, о суде, о геенне огненной.

БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ

(На 6-м часе: Ис. 11:10-12:2. На веч.: Быт. 7:11-8:3; Притч. 10:1-22)

Бытие. Глава 7, стихи 11-24. Глава 8, стихи 1-3:

11 В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;
12 и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.
13 В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.
14 Они, и все звери по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые,
15 и вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни;
16 и вошедшие мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И затворил Господь за ним.
17 И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;
18 вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.
19 И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом;
20 на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы.
21 И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;
22 все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
23 Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.
24 Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

1 И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.
2 И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.
3 Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней.

Книга пророка Исаии. Глава 11, стихи 10-16. Глава 12, стихи 1, 2:

10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава.
11 И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря.
12 И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли.
13 И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема.
14 И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им.
15 И иссушит Господь залив моря Египетского, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее.
16 Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской.
1
И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня.
2 Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение.

Притчи Соломона. Глава 10, стихи 1-22:

1 Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери.
2 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.
3 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.
4 Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
5 Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный.
6 Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.
7 Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.
8 Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.
9 Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.
10 Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.
11 Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.
12 Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
13 В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга.
14 Мудрые сберегают знание, но уста глупого — близкая погибель.
15 Имущество богатого — крепкий город его, беда для бедных — скудость их.
16 Труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху.
17 Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает.
18 Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.
19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.
20 Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество.
21 Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.
22 Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский«При многословии не миновать греха» (Притч.10:19).

Внимательные к себе христиане все чувства называют окнами души, которые если открыть, уйдет вся внутренняя теплота. Но самое широкое отверстие, просторная дверь, в обилии пропускающая эту теплоту, есть язык, которому дается воля говорить, сколько и что хочет. 

Какой вред вниманию и внутреннему строю наносят все чувства в совокупности, такой же причиняет многословие, ибо оно касается предметов всех чувств и заставляет душу, не видя видеть, не слыша слышать, не осязая осязать. Что внутри мечтание, то вне многословие; но последнее пагубнее, ибо оно фактично и потому более впечатлительно. 

К тому же, с ним в близкой связи самомнение, дерзость и самочиние – эти буре подобные разорители внутреннего строя, оставляющие за собой нечувствие и ослепление. Как после этого избежать греха при многословии?!

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Быт. 7:11-8:3)

Священник Дмитрий Барицкий

Сегодняшний библейский отрывок повествует о Великом потопе. Священное Писание подходит к его описанию с документальной точностью. Прежде всего, автор сообщает нам конкретную дату начала бедствия. Это произошло семнадцатого числа, второго месяца в тот год, когда Ною исполнилось шестьсот лет. В древности год начинался в период осеннего равноденствия. Следовательно, семнадцатый день второго месяца — это приблизительно первые числа нашего ноября. Писание не зря приводит эти данные. Так оно говорит нам о том, что рассказ о потопе не миф и не легенда. Это реальное историческое событие.

Все начинается с проливного дождя, который продолжается сорок дней и сорок ночей. Для того, чтобы указать на необычайную силу ливня, Писание использует выражение «открылись окна небесные». Некоторые толкователи считают, что до потопа земная атмосфера могла иметь иное строение, отличное от современного. Она была необычайной плотности, потому что содержала в своих слоях огромные массы воды. И вот теперь в виде дождя этот небесный океан обрушиваются на землю. Ливень продолжался сорок дней. Но даже когда он закончился, вода все равно продолжает пребывать. Ее второй источник, как говорит Писание, — «великая бездна». Возможно, речь идет об огромных подземных резервуарах, которые, подобно вулканам, извергающим лаву, начинают извергать воду из недр земли. В результате вода пребывала на земле целых сто пятьдесят дней.

Все это объясняет глобальность катаклизма. Количество воды стало так велико, что в ее пучине скрылись самые высокие горы. Как говорит Писание, вода покрыла их вершины на пятнадцать локтей, то есть на семь метров! Представьте масштабы и силу разразившейся стихии — если рельеф земли был такой же, как сейчас, то водой океана был покрыт Эверест.

В этой страшной катастрофе погибло все, что обитало на суше. Природные стихи выполнили свою задачу. Земля была очищена от греха и скверны. Увидев это, Господь посылает ветер. Наводнение прекращается, вода начинает убывать. Этот момент очень важен для понимания того, что происходит. Помните рассказ о творении Вселенной в первой главе книги Бытия? Там говорится, что Дух Божий носился над водами только что рожденного мира. Здесь мы видим нечто очень похожее. Дело в том, что слово дух и ветер в еврейском языке звучат одинаково — руах. Возникает удивительно красивая параллель. Как тогда Господь посылает Свой Дух, чтобы Он согрел теплом темные воды и они произвели жизнь, так и сейчас при помощи ветра-духа он останавливает водный хаос. Жизнь возвращается на землю. Ее тонкий росток несет в себе ковчег, маленькая песчинка, которая затерялась на бескрайних просторах мирового океана. Итак, рассказ о потопе не просто история глобального катаклизма, цель которого стереть человечество с лица земли. Это история о том, как Господь дает человечеству еще один шанс. Перед нами монументальная картина нового творения.

***

Протоиерей Павел Великанов

В молитве на Великое освящение воды, которое совершается в праздник Крещения Господня, есть такие слова: «Ты еси Бог наш, водою потопивый при Ное грех». Символика воды простирается далеко за пределы собственно христианской гимнографии: едва ли мы увидим во всём многообразии религий другой столь универсальный символ, как вода. С одной стороны, вода — абсолютное условие жизни, «всё из воды», как говорил Фалес Милетский, и всё пропитано именно водой как абсолютным условием жизни. С другой — сама по себе водная стихия — это именно перво-стихия, начало бесформенности и потенциальности — поэтому и погружение в воду символизирует возвращение в состояние неоформленности и первозданности. Через погружение — «потопление» — происходит новое рождение — причем этому рождению должно предшествовать растворение предыдущих форм, по сути — умирание. Поэтому вода — она одновременно и «мёртвая», и «живая», источник и смерти, и жизни.

Допотопный мир оказался насквозь пропитан отравой греха. Он именно «погряз» в грехе как нечистоте и скверне — и поэтому требовал возвращения к истокам, возрождения через погружение в водную стихию, растворение неисправимых форм в праматерии — так, чтобы ничего не сохранилось из прежнего, а новая страница жизни уже писалась незапятнанными «грязью» греха — членами семьи праведного Ноя.

В той же молитве на освящение воды есть и такие слова: «Ты бо еси Бог наш, Иже водою и Духом обновивый обетшавшее грехом естество наше». В русском переводе звучит не столь глубоко и выразительно, но всё же озвучим: «Ибо Ты — наш Бог, Который обновил водой и Духом нашу состарившуюся природу». «Обетшавшее грехом естество» — какой мощный образ использовал гимнограф! Грех, словно едкая щёлочь, разъедает человечество, уродует первозданную красоту, деформирует, сморщивает до неузнаваемости! Но приходит Бог — и производит не «косметический ремонт», не «припудривание» старческих морщин мироздания, но полное сущностное перерождение через смерть и воскрешение в совершенно новом качестве.

В этом смысле можно сказать, что всемирный потоп и Ноев ковчег — образ спасения человечества, которое будет впоследствии совершено Христом Спасителем. Ковчегом, из которого выйдет новая жизнь, станет Он Сам, с душой — погрузившейся на дно ада, но не оставшейся там, и с телом — которое познало смерть, но не испытало разложение. Так во Христе произойдёт то самое «обновление человеческого естества» — которое всякий раз будет происходить и с каждым крещающимся водою и Духом в Таинстве рождения в Церковь — Таинстве Крещения. Ведь выходя из крещальной купели, мы уже несём в себе начало новой жизни — если только не заглушим его своими дурными делами. «Если же мы умерли со Христом, — пишет апостол Павел, — то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти».

Помоги же всем нам, Господи, не забывать о Том, Кто взял нас на борт Своего ковчега — Церкви — из тёмных бушующих житейских вод, несущих погибель!

***

(Книга пророка Исаии, Глава 11:10-12:2)

Иеромонах Феоктист (Игумнов)

Священное Писание преисполнено описанием различных чудес. Для неподготовленного читателя эти описания делают Книгу книг похожей на гигантский сборник сказок. А если делать упор лишь на чудеса, то Библия способна показаться совершенно оторванной от реальности. Особенно опасен акцент на чудесах в разговоре с детьми. Если им постоянно приводить примеры библейских рассказов про явление ангелов и про прямое вмешательство Бога в жизнь людей, если рассказывать исключительно про природные чудеса, такие как расступившееся моря или остановившееся Солнце, про кита, внутри которого провел трое суток пророк Иона, то велика вероятность, что у детей сформируется крайне превратное отношение ко всему сказанному в Священном Писании. В самом деле, кто из нас видел ангелов? И вообще, кто из нас может четко и достоверно описать неоспоримое вмешательство Бога в свою жизнь? Такое, чтобы ни у кого не оставалось сомнений. Если мы и говорим об этом, то в большинстве случаев в весьма расплывчатых категориях, так, что все происходящее может быть перетрактовано как простое совпадение. Пророк Исайя, как и все другие священные авторы, ничуть не сомневается в Боге, в Его существовании и в Его внимании к тем исторических процессам, которые происходят в мире. Мы слышим об этом каждый день Великого поста. Для пророка Исайи факт присутствия Бога в истории более реален, чем его собственная смерть. Собственно, своей мученической смертью он это и доказал. Святитель Василий Великий дает прекрасный ответ на вопрос соотнесения библейских чудес и библейского непосредственного участия Бога как в жизни каждого отдельного человека, так и в судьбе целых народов. Он говорит: «Рука Господня различно была показана в каждом роде чрез способных вместить в себе силу чудес». Рука Господня показывает себя и сегодня. Вопрос лишь в количестве способных вместить в себя силу чудес. Если мы не видим руку Господню, то это не проблема правдивости текста Писания, это проблема нашего разума и нашего неверия. Дай Бог, чтобы этот Великий пост помог хотя бы отчасти преодолеть ту бездну, которая отделяет нас от видения истории в ее настоящем свете!

***

Священник Дмитрий Барицкий

Данный отрывок посвящен теме единства. Тесным образом она переплетается с пророчествами Исаии о судьбах Израиля. Некогда примерно в 15 веке до нашей эры под предводительством Моисея в Палестину из Египта вернулись 12 колен, то есть, 12 кланов еврейского народа. Они завоевали и поделил между собой Землю Обетованную. Некоторое время это был союз племен, который, примерно, в 10 веке трансформировался в монархическое государство. Ключевую роль в этом сыграл царь Давид, сын простого крестьянина по имени Иесей. Давид объединил разрозненные израильские дома, перенес столицу в Иерусалим. Однако после его сына Соломона, при котором еврейское государство достигла пика своего могущества, начался закат. В результате политического раскола возникло два самостоятельных царства. На севере — Иудея с центром в Иерусалиме, на юге — Израиль с центром в городе Самария. Нередко южан называли Иудой, а северян Ефремом, так как эти колена играли ведущую роль в общественно-политической жизни своих государств. Это была эпоха вражды и войн. Уже тогда начался процесс, который известен как рассеяние Израиля. Евреи по разным причинам покидали Палестину и образовывали диаспоры в различных городах древнего мира. Так большая община была в Александрии, в Месопотамии, евреи жили в Ассирии, Еламе, Аравии, Эфиопии, на островах Средиземного моря. Кульминацией этого процесса стала катастрофа, произошедшая в 1 веке нашей эры. Римляне разрушили Иерусалим, его сердце иерусалимский храм, иудеи рассеялись по всей земле.

То пророчество, которое мы услышали, говорит о воссоединении раздробленной нации. Это произойдет, по словам Исаии, в «тот день». Этим выражением в Библии нередко указывают на эпоху царства Мессии. Придет Избранник от корня Иесея, то есть, потомок Давида, и прекратит всякую вражду. Враги будут повержены. Вернется мир и процветание.

Эти слова были произнесены примерно в 8 веке до Рождества Христова. С тех пор произошло много событий и некоторые из них можно рассматривать как частичное исполнение этих предсказаний. Первое из них — возвращение иудеев из Вавилонского плена, отчасти это и событие 1948 года, когда была провозглашена декларация о независимости Израиля. В христианской традиции — это в первую очередь создание Церкви Христовой, участники которой нередко называются Новым Израилем. Но все же в конечном счете речь идет о собрании всех людей в Царстве Бога. Это пророчество о последних временах.

И такое понимание не случайно. Ведь Господь желает привести к Себе всех людей. Всех собрать под Свое крыло, вернуть в то место, которые мы все давно потеряли. И это возвращение домой начинается уже сейчас. Мы вступаем на этот путь, когда обращаемся ко Христу, входим в Его Церковь, становимся участниками Нового Израиля. Ведь Спаситель и есть тот самый корень Иесеев, то самое Древо жизни, которое росло некогда в потерянном раю и давало людям полноту богообщения.

***

(Притчи Соломона, Глава 10:1-22)

Священник Стефан Домусчи

Благодаря нагорной проповеди, говорящей о блаженстве нищих духом, и тому что Христос призвал раздать все и идти за Ним, за идеалом христианской жизни прочно закрепился образ бедности, или, по крайней мере, не богатства, потому что трудно богатому войти в Царствие Небесное. Однако в сегодняшнем чтении мы слышим рефреном одну и туже мысль: праведник будет в достатке, он будет богат, в то время как грешник будет терпеть бедствие. Люди, которым хочется быть богатыми будут этому рады, люди которые читали Евангелие и жития многих святых, могут быть смущены, ведь это выглядит явным противоречием. Но так ли это на самом деле?

Обращение к сегодняшнему чтению показывает, что Соломон действительно, говорит о богатстве и это слово для него не является синонимом чего-то обязательно грешного. И все же, он уточняет: «Не доставляют пользы сокровища неправедные… и «стяжание нечестивых Бог исторгнет». Сразу после этого, он замечает, что «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает». Внешне может показаться, что речь идет о материальном имуществе, но весь контекст главы показывает, что бедность и богатство для Соломона это прежде всего духовные категории. Святость как богатство духовное, оказывается близка к богатству земному, в том смысле, что одно и другое одинаково предполагает упорный труд, в первом случае духовный, во втором интеллектуальный физический. Источником же бедности зачастую является лень, причем как бедности материальной, так и бедности духовной.

В чем же ошибка тех, кто стремится к богатству, раз Соломон не осуждает самого его наличия. На самом деле ошибка в том что внутреннее стремление к полноте и обладанию такой человек пытается заполнить материальным, в то время как настоящее удовлетворение может получить только от духовного. Именно поэтому главное богатство для Соломона — это богатство духовное, богатство правды, богатство любви. Человек может быть при этом богатым и материально, но это не развратит его, не сделает его рабом денег, потому что такой человек собрал главное сокровище — мудрость сердца. Очень важно, что рассуждая об этом, автор говорит не о чем-то отвлеченном, но переводит разговор в практическую плоскость. Он говорит не просто о богатстве и бедности, но грехе и добродетели, или даже еще более конкретно — о ненависти и любви. Потому что только любящий достоин благословения Господня, которое истинно обогащает.

***

Протоиерей Павел Великанов

Перед нами — ряд приточных изречений очень разного содержания, своего рода собрание разрозненных афоризмов. Перед нами парами предстают мудрый и глупый, богатый и бедный, прилежный и ленивый, благочестивый и нечестивый, отец и сын, муж и жена, царь и подданный. По своей форме такой способ изложения называется «антитетический параллелизм». Автор словно проводит нас по узкой тропке на краю обрыва, постоянно показывая, где — надёжный, спасительный путь, а где — погибель. Но чем внимательнее вчитываешься в эти афоризмы — тем ощущаешь себя хуже и хуже.

Почему? Причина проста: увы, мы весьма далеки не то что от совершенства — а даже от элементарной человеческой мудрости, которая здесь воспевается. Как не вспомнить из глубины сердца возопившего апостола Павла: бедный, ох и бедный же я человек! Что хочу делать — того не делаю, а что не хочу — именно то и творю… Попробуйте-ка сыграть любое музыкальное произведение на сильно расстроенном пианино — придётся затыкать уши, потому что такую пародию слушать просто невозможно! В этом-то и заключается главная беда всего человечества, что с грехопадением напрочь был утрачен людьми тот самый «духовный слух», только который и позволял не фальшивить — то есть не грешить, не увлекаться соблазнами, не поддаваться искушениям. И если бы не Христос Спаситель — Который Сам и пришёл в этот мир как Абсолютный, кристально чистый тон правды и праведности — мы бы по сей день продолжали отстаивать с пеной у рта каждый своё собственное представление о том, что — правильно, а что — нет.

Хотя… разве не продолжается эта война мнений по сей день? Разве для всех евангельские идеалы стали абсолютным и непререкаемым ориентиром? В чем же тогда причина? Неужели напрасно приходил Христос — если даже Ему, Самому Воплотившемуся Богу, оказалось не под силу изменить тональность всего человечества?

Но — не будем торопиться с такими радикальными утверждениями. Ведь как бы то ни было — мы живём в цивилизации, очень и очень многим обязанной именно христианству. Каким чудом оказалось переквашенным богатейшее языческое наследие культуры, наук, философии — что по сей день не прекращает своего развития и выдаёт на гора удивительные плоды? С чего это вдруг человек стал в центре мироздания — вытеснив собой стихийные силы и грозные духи? Откуда появилось такое дерзновение в отношении природы — не бояться её, а постигать и приручать? Многое, очень много можно было бы ещё сказать о том, какой далеко идущий след в истории человечества оставил Христос — но куда лучше не рассуждать об этом, а самому оказаться в удивительном потоке взаимодействия между Небом и Землёй, между Божественным и тварным — и с детским восторгом радоваться тем возможностям, которые открывает знание Христовой истины!

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Из духовной беседы архимандрита Софрония (Сахарова) о том, как проводить Великий пост

Не надо удивляться, что случаются недоразумения в жизни, особенно постом, но надо научиться побеждать эти трудности и исполнить закон Христа, Который сказал, что «прощайте вы, и вам простится от Бога».

Иначе говоря, Господь говорит, что прощая грехи брату нашему, сестре нашей, мы тем самым входим в процесс спасения всего человечества. Каждый раз, когда появляется искушение, трудность какая-то (как я вам и раньше говорил, что невозможно избежать трений) – это следствие ограничения нашей плоти.

Одно из возможных толкований слов «не ешьте от этого дерева познания добра и зла» говорит, что это повлекло за собою разделение всех людей. Первое страшное преступление – когда Каин убил Авеля – было в самом начале дней человеческой жизни. Как Силуан, наш блаженный покровитель, говорит, что Иордан плакал о том, что всё человечество будет жить в раздорах, войнах, взаимных убийствах, взаимных притеснениях и так далее, всё пойдет против закона любви.

Какое приготовление предлагает нам старец Силуан для восприятия Пасхи? Чем сильнее в нас дух, тем легче мы прощаем всякую рану, всякое оскорбление, нанесенное нам братом. Тем богаче будет изливаться на нас Дух Святой и радость вечной жизни.

Умалить себя – великая вещь пред Богом. Сам Господь умалил Себя. Мы читаем у нашего старца эти слова: «Благодать в меньших живет, а не в больших». Так дал ему познать Господь. То есть чем больше смирится человек, чем больше он идет на подвиг обнищания, тем выше он становится пред Богом, и тем он сам способен воспринять великую благодать.

Наивно было бы думать нам, что мы сами здесь собрались. Это не человеческое дело, а сам Господь собрал нас. Если Господь собрал нас, будем опять подражать Силуану.

Кто думал о том, что вот какое блаженство дано ему – служить тем, кого любит Господь. И однажды, как он пишет, служа братьям в трапезе, он вторично испытал благодать явления Христа.

И потом остаются как память, как знание в форме памяти в нас. Но реально сила благодати отступает, и как говорил Макарий Великий – отнятие благодати необходимо, чтобы человек продолжал свою земную жизнь и деятельность.

Вы все с любовью слушали меня и постараетесь исполнить в этом посту. Почему я так говорю – в этом посту? Потому что странным образом сейчас напряженная атмосфера в мире, и у верующих, и у неверующих на устах всё время есть слово «апокалипсис», «апокалиптические события», «апокалиптические ожидания». В какой форме придет этот конец, мы еще не знаем, но в нынешнем году это напряжение больше, чем было раньше.

Попробуем этот пост сделать постом борьбы за то, о чем я вас умолял – за то единство, которое будет единством по образу Святой Троицы. Почему я говорил вам о том, что в моем переживании молитва Иисуса Христа к Отцу перед самой смертью голгофской заключала в себе эту молитву, чтобы единство, которое существует в бытии самого Бога, было дано нам – это высшая форма обожения человека. И думать, что это может осуществиться без боли, без распятия – наивно.

Большим страданием, терпением всех унижений, терпением всех неправд мы выигрываем дар благодати всеобъемлющей любви, и тогда мы познаем Бога, как Он есть, то есть как Любовь.

Церковный календарь. 4 апреля

4 апреля. Четверг 3-й седмицы Великого Поста. Библейские чтения Великого Поста (радио Вера)

Читаем Апостол. 4 апреля

Благая часть. 3 апреля

Мульткалендарь. 4 апреля. Преподобный Исаакий Далматский

Мульткалендарь. 4 апреля. Священномученик Василий Анкирский

День ангела. 4 апреля

Этот день в истории. 4 апреля