В будние дни Великого поста Евангелия не читаются
(На 6-м часе: Ис. 9:9-10:4. На веч.: Быт. 7:1-5; Притч. 8:32-9:11)
1 И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем;
2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;
3 также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли,
4 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.
5 Ной сделал все, что Господь повелел ему.
9 чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят:
10 кирпичи пали — построим из тесаного камня; сикоморы вырублены — заменим их кедрами.
11 И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит:
12 Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
13 Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает.
14 И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день:
15 старец и знатный, — это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост.
16 И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут.
17 Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они — лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
18 Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма.
19 Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего.
20 И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей:
21 Манассия — Ефрема, и Ефрем — Манассию, оба вместе — Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
1 Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения,
2 чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот.
3 И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?
4 Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,
33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».
1 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,
2 заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;
3 послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:
4 «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала:
5 «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;
6 оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума».
7 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе.
8 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;
9 дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.
10 Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум;
11 потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.
«Премудрость, Бог Слово, построила себе дом, св. Церковь, и в нем «приготовила... трапезу», – слово Божие и Св. Таинства, особенно же Таинство Тела и Крови. И «послала слуг своих», св. апостолов и их преемников, звать всех к себе на вечерю (Притч.9:1–3).
Много уже созвано, но и еще продолжается звание, да наполнится весь дом. И вечеряние идет безостановочно. Слава Господу, столько к нам милосердому! Пойдемте же все! Войдем внутрь, никто не оставайся за дверью. В эти дни поста особенно усилено звание и обильно вечеряние. Но тем непростительнее лишиться вечери. Заруби всякий на памяти своей следующие слова Премудрости: «согрешающий против Меня наносит вред душе своей» (Притч.8:36), и пожалей себя.
Протоиерей Павел Великанов
Повеление от Бога, которое слышит Ной, весьма суровое: переступая порог ковчега, Ной понимает, что отрезает жизнь своей семьи от всего того, с чем она была связана ранее. Более того: он знает, что все, оставшиеся вне спасительного ковчега, погибнут. Как можно на такое решиться? В душе человека должен произойти какой-то грандиозный переворот — чтобы потом всю жизнь не обвинять себя в том, что ты сам — выжил, а все остальные — нет.
Текст книги Бытия помогает нам найти ответ на этот вопрос. Бог, обращаясь к Ною, говорит: «ибо тебя Я увидел праведным...» Тотчас всплывает другой образ — только уже из Евангелия, из притчи о страшном Суде — когда Господь обращается к праведникам, и фактически им говорит — не важно, что вы Меня не видели, помогая другим людям: главное, что глазами получивших помощь Я вас увидел!
Но что значит — Бог увидел человека? Когда мы что-то видим — мы различаем, отделяем одно от другого. Если изображение расфокусировано — всё размыто, неопределённо. Стоит навести фокус — и мы чётко видим, чем предмет нашего интереса отличается от окружающей среды. Бог увидел Ноя, когда он внутренне отделился от среды погрязших в разврате и преступлениях. Также Бог увидел и Авраама, когда он по вере вышел из земли Халдейской в полную безвестность. Также Бог увидел и праведного Иова — когда он отказался согласиться с требованиями своих самых близких — похулить Бога и положить конец своим неправедным страданиям. Одно из самых часто встречающихся слов в Пятикнижии — «кадош» — святой. «Кадош» — и есть «отделенный», «выделенный» из ряда прочего, а в нашем примере — «сфокусированный».
Библейский термин «кадош» и есть ключ к вопросу — что есть «распознавание» Богом человека, когда Бог начинает видеть человека в ясном фокусе Своего внимания? «Кадош» этимологически происходит от глагола «леhакдиш» — предназначать. «Кадош» — не просто «выведенный из ряда подобных» просто ради того, чтобы «выделиться», но осознавший своё предназначение — которое уникально и раскрывается только в Боге. Взгляд Бога на человека — это вовсе не любопытное «рассматривание», но — призыв разглядеть в Том, Кто смотрит, отражение своей подлинной сущности. Поговорка «красота в глазах любящего» лишь слегка приоткрывает нам эту тайну взгляда Другого, под которым мы уже не можем оставаться «некрасивыми». Мы можем увидеть сами себя только сквозь Божественный взгляд, который сфокусирован на самом главном, самом существенном в нас — Его, а не нашем, замысле — ради которого мы и были приведены в этот мир. Более того — как пишет современный французский мыслитель Жан-Люк Марион, только Бог «наделяет нас собой» — только через Него, вместе с Ним вступая в диалог и соработничество, мы можем вырваться из плена мнимого эгоистического «Я» и обрести то самое подлинное личное бытие, в котором Божественное отражается беспрепятственно.
Бог увидел Ноя — и в этом взгляде Ной обрёл своё предназначение. Хочется пожелать всем нам иметь достаточно веры и мужества, чтобы в Божественном взгляде распознать и предназначение каждого из нас!
***
Священник Дмитрий Барицкий
Данный отрывок повествует о приготовлениях Ноя к Великому потопу. Господь дает ему вполне конкретные инструкции, чем именно он должен оснастить корабль. В частности, речь идет о том, что необходимо взять с собой животных и птиц. Причем семь пар чистых птиц и животных и по две пары нечистых. Чистые животные — те, которых можно было употреблять в пищу, а также приносить в жертву Богу. Нечистые напротив, в пищу не употреблялись, в жертву не приносились. О том, каков был принцип распределения всего живого по этим двум группам, ученые спорят до сих пор. Некоторые говорят, что принципа не было никакого. Это просто воля Божия, которую необходимо исполнять и все. По мнению других, нечистые — это животные, которые вредны для человеческого организма, т.к. являются источником разного рода инфекций. Напротив, чистые — те, которые годились для пищи. Но одно из самых вероятных предположений заключается в том, что чистые животные — наиболее выраженные представители своего вида. То есть те, у которых отсутствовали межвидовые признаки. Например, телец, овца, козел, голубь. И наоборот, нечистые — все те, у кого такие признаки есть. Яркий пример — разного рода амфибии. Этот принцип разделения коренился в древнем представлении о святости Божией. Святость Бога — отделенность от всего нечистого. А поскольку Бог и к Израилю обращается со словами: «Будьте святы, потому что я свят», Этот принцип несмешения распространялся на все жизни древних евреев. Недопустимо смешение с языческими религиями, недопустимо смешение с другими нациями, недопустимо смешение с людьми, которые чем-либо осквернили себя, недопустимо смешение даже в пище, в том числе употребление в пищу нечистых, то есть, смешанных видов животных. Упоминание об этом законе перед потопом очень уместно. Потому что сам потом — это акт отделения чистого Ноя с его семьей от нечистого, греховного, скверного мира.
Все меняется в новозаветные времена. Понятие о чистоте и нечистоте сохраняются, но получают дополнительные значения. Христос говорит: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Настоящая нечистота — смешение нашей души с грехом. И напротив, истинная чистота — это не внешняя отделенность от мнимых источников скверны, это отсутствие греховных, скверных помыслов в нашем сердце. Пренебрежение пищей, другими национальностями, разного рода физиологическими процессами перестает играть всякую роль или уходит на второй план. Главный акцент делается на внутреннем. Христос ожидает от нас очищение души и сердца.
Поэтому, если Ной на протяжении 40-дневного периода, когда Господь очищал землю дождем, в первую очередь заботился о чистоте телесной, то мы во время 40-дневного поста, должны в большей степени позаботиться о чистоте сердечной. Лишь в этом случае, подобно праведнику, который был спасен со своей семьей в ковчеге, мы получим пользу для своей души в церковной традиции, которую часто так и называют корабль спасения.
***
(Книга пророка Исаии, Глава 9:9-10:4)
Иеромонах Феоктист (Игумнов)
Большая часть пророчеств Исайи посвящена той трагедии, которая постигла израильский народ во время жизни пророка. Трагедия заключалась во всеобщем отступлении от норм закона Моисея и, как очевидное для Исайи следствие, завоеваниях Ассирий территорий израильских племен. Наказание, которое пророк приписывает Богу, может показаться несообразным преступлению. Исайя говорит, что израильтяне лицемерны и что они «к Господу Саваофу не прибегает» за это «отсечет Господь у Израиля голову и хвост» «и будут <…> пожирать Израиля полным ртом». Святитель Иоанн Златоуст не видит в этом никакого противоречия, напротив, он усматривает в наказании проявление милости Божией: «Смотри, не быть милосердым здесь — признак милосердия, потому что ничто более не способствует их исправлению, как — оставление, небрежение, забвение». Слова пророка Исайи и святителя Иоанна, конечно, вызов для нашего времени. Мы не способны видеть проявления милости в отсутствие милосердия, в том, что по воле Бога умирают люди и гибнут государства. Для кого-то такой образ Бога совершенно неприемлем, настолько, что им проще вообще отказаться от веры в Бога, чем принять те образы и факты, которые мы видим в Ветхом Завете. Но если посмотреть на дальнейшее развитие событий истории ассирийского вторжения в Израиль, то мы увидим, что молитва и нравственное исправление одного человека — иудейского царя Езекии — не отменило, но изменило решение Бога. Да, Иудея была обложена данью, но это прошло относительно безболезненно. В конечном итоге народ Израиля не был уничтожен, он был уведен в плен. Из плена народ вернулся совершенно иным, после плена не было такого уклонения от богопочитания, которое можно описывали допленные пророки. Да, не все было гладко, но общий фон религиозной жизни Израиля после плена был таким, что цель всей той заботы, которой был окружен Израиль Богом на протяжении столетий, и цель всех наказаний оказалась достигнута — в иудейском Вифлееме от обрученной Иосифу Девы Марии родился Спаситель мира Иисус Христос.
***
Cвященник Дмитрий Барицкий
Ощущение бессмысленности происходящего — одно из самых тяжких состояний, которое может пережить человек. Бессмысленность работы, бессмысленность страданий, бессмысленность самой жизни во всех ее проявлениях. А потому мы стремимся ухватиться хоть за что-то, что наполнило бы ту реальность, в котором мы живем, хоть каплей смысла. Ставим перед собой важные цели, полностью посвящаем себя семье, уходим с головой в любимое дело. Но нередко и это не помогает. Пустота наваливается, когда человек остается один на один с самим собой, и тем более в те минуты, когда цель оказывается ложной, он теряет близких или его карьера идет под откос. Где же искать тот фундамент, на который можно опереться в любой момент и в любой ситуации.
Сегодня пророк Исаия дает ответ на этот вопрос. Таким фундаментом может быть только Бог.
Лишь Он может заполнить ту пустоту, тот хаос, которые ощущает человеке и чувство близости которого терзает и мучает нас, когда суета окружающего мира уходит на задний план.
Не случайно в Священном Писании, а позже и в христианской традиции Бог именуется Логосом. Это очень многозначное слово. Но одно из его ключевых значений — это смысл. В Творце находится полнота жизни и бытия. И эта полнота изливается из Него словно из переполненной чаши на все наше мироздание. В той степени, в какой человек пьет из этого сосуда, он приобщается этой полноте. Даже, казалось бы, незначительные вещи, которые его окружают и которые с ним происходят становятся в высшей степени содержательными.
В противном случае, если человек не имеет никакой связи с Творцом, даже то значимое, что с ним случается, воспринимается им как пустышка. Мы очень быстро и легко выпиваем все то прекрасное, что встречается нам на пути.
Так, мы не можем найти удовлетворение ни в любви, ни в работе, ни в отношениях с другими людьми, ни в удовольствиях. Мы очень быстро все это выпиваем и отбрасываем в сторону, как пустую посуду. В результате именно от этого голода мы словно начинает пожирать сами себя и друг друга.
Именно об этом сегодняшний отрывок. Пророк Исаия упрекает жителей Израильского царства в том, что они неудержимы в своих политических амбициях. Они мечтают о господстве над своими же братьями, проживающими на юге Палестины. Ради этого они готовы даже на братоубийственную войну. Причина этого очевидна. Им мало того, чем они обладают. То, что они держат в своих руках, им опротивело, оно их больше не удовлетворяет. Им хочется чего-то нового, чего-то большего. Но и получив это больше они не успокоятся. Удовольствие будет недолгим. Ведь если нет связи с высшим смыслом, тогда и тот слиток золота, который ты держишь в руках в итоге превращается в комок грязи, обугленную головешку. Чем все это закончилось, нам известно. В 722 году до Р.Х. Войска могущественной Ассирии разрушили столицу Израильского царства, Самарию. Северяне были частично уничтожены, частично уведены в плен. Те немногие, кто остался жить на этих территориях, постепенно смешались с племенами язычников. Так великий народ, потеряв высший смысл, съел сам себя. Бессмысленная жизнь, бессмысленный конец.
Важный урок для каждого из нас в этой печальной истории. Если душа человека бессмертна, ничто земное не сможет дать ей подлинного удовлетворения. Насытившись тем, что имеем, мы неизбежно начнем, как говорит сегодня пророк, «пожирать плоть мышцы своей». Лишь один Бог может наполнить все то, чем мы обладаем глубоким смыслом и подарить нашей душе удовлетворение, мир и покой.
***
(Притчи Соломона, Глава 8:32-9:11)
Священник Стефан Домусчи
В свое время один из античных философов говорил, что люди делятся на спящих и бодрствующих, живущих не в своем мирке, но в общем мире. Тех, кто ищет смысл и стремится познать истинное положение вещей и тех, кто создает свое представление о мире и довольствуется жизнью иллюзорной. Кстати, эти последние, как ни странно, поступают так из желания насладиться жизнью, ведь правда о ней зачастую бывает грустной, а иллюзию можно выдумать любую. И все же, радость тех, кому нравится жить в выдуманном ими иллюзорном мире, который можно было бы назвать миром гламура, очень мимолетна. Жизнь берет свое и правду о ней приходится узнать каждому. Но что хорошего в вашей правде, может сказать кто-то, если от нее нет никакой радости?
Что сказать? Жизнь действительно может разной, есть в ней место и горю и радости, но правильное ее восприятие, без боязни и без попытки убежать, приводит человека к блаженству. Неслучайно сегодняшнее чтение называет блаженным того, кто прислушивается к премудрости и бодрствует на страже ее. Она не остается в стороне от тех, кто любит ее, но создает дом, в котором собирает на пир тех, кто отзывается на ее призыв. Стоит помнить, что христиане с самого начала ассоциировали Премудрость со Словом Божиим, которое воплотилось в Иисусе Христе. В свою очередь это значит, что дом, который она построила — есть Церковь, а трапеза к которой она приглашает — Евхаристия, причастие Тела и Крови Христовых.
Премудрость собирает тех, кто неразумен, то есть не знает никакой исключительности. Но для чего же есть Ее Хлеб и пить Ее Вино? Для того, чтобы оставить неразумие и жить. Значительно позже, уже в Евангелии Христос скажет прямо: кто не будет есть Тела Моего и пить Крови Моей, тот не будет иметь в себе жизни. В этих суровых словах Спасителя под словом жизнь, конечно, подразумевается жизнь духовная. Это значит, что и Премудрость, говоря о жизни так же имеет ввиду не просто бытовую жизнь, которой, естественно, живут все люди, и стремящиеся к Премудрости и отвращающиеся от Нее. Имеется ввиду жизнь духа, жизнь исполненная смысла и духовных даров.
Жизнь эта не проста, она действительно требует бодрствования, как требует его пост. Спящий не знает о том, что происходит вокруг, не контролирует, не может вовремя отреагировать… события случаются с ним и он лишь оказывается в тех или иных обстоятельствах. Ему кажется, что он не может отказаться от гнева, от лени, от похоти, потому что они присущи ему изначально… Все это результат одного и того же нежелания жить в действительности и бодрствовать. Тот же, кто готов к этому, знает, что гнев не случается с ним, он сам допускает его… так же как и зависть и похоть. Это не значит, что в жизни такого человека нет искушений, но он видит их зарождение, они для него не мгновенны и он постепенно научается с ними бороться.
Но что же является началом этого умения? Что лежит в основе бодрствования? Соломон отвечает на этот вопрос так: Начало премудрости — страх Господень.
***
Протоиерей Павел Великанов
Чем отличается путь человека светского, секулярного, в пути достижения мудрости — от пути человека церковного? С точки зрения первого мудрость — это результат труда и опыта. Однажды накопленные знания выталкивают носителя их на какой-то принципиально новый уровень осмысления — и вместе с жизненным опытом всё это и превращается в желанную мудрость.
Но сегодня из уст автора Притч мы слышим некий иной алгоритм — который заставляет задуматься. Здесь речь идёт не просто о какой-то житейской мудрости — но о Премудрости — которая цельна, неделима, неразбираема на составные элементы. Она или есть — или, увы, её нет. Вспоминается поговорка: о вкусах не спорят — потому что вкус или есть, или, увы, его нет и спорить тут бесполезно. Премудрость — это тоже своего рода тонкое духовное чутьё, которое позволяет отличать истину от лжи на уровне, лежащем за пределами чистой рациональности. Обладающего такой премудростью можно также назвать «прозревшим» — подобно человеку, у которого «открылись глаза» и теперь он воспринимает реальность качественно иначе.
Примечательно, что эта Премудрость не «зарабатывается» потом и кровью — она есть прежде всего дар, который даётся непропорционально усилиям по её получению. Точнее, есть только одно главное усилие: это искреннее желание обрести премудрость — и следовать за ней. И вот здесь мы подходим к самому главному в сегодняшнем чтении.
Образ Премудрости, которая построила себе дом, заколола жертву, растворила вино и созывает людей придти и насладиться хлебом и вином — чтобы полноценно жить в мудрости — прямо указывает на главное Таинство Христианской Церкви — Божественную Евхаристию, таинство Причащения телу и крови Христовых. Казалось бы — где связь между Евхаристией и Премудростью? Между актуализацией спасительной жертвы Иисуса Христа и тонким духовным зрением? Однако связь здесь — самая прямая. Ведь в причастии мы соединяемся с Самим Божественным Логосом — который один и есть источник Премудрости — которым и был сотворён весь мир видимый и невидимый. Правда, есть одна оговорка, которую нельзя забывать: мы соединяемся с Логосом, если только не относимся к тем самым «кощунникам» и «нечестивым» — или, как красиво выражена эта мысль в Последовании к причащению — если мы не приступаем к Таинству с презрением, надменным чувством собственной самодостаточности.
Да, вот такая у нас, христиан, есть уникальная возможность: благодаря Христу Спасителю через действие церковных таинств становиться причастными не житейской, но Самой Божественной Премудрости!
Протоиерей Александр Сорокин
Дорогие братья и сестры в эти святые дни Великого Поста мы продолжаем чтение Ветхого Завета. Чтение, которое имеет великое современное поучительное значение. Эти чтения помогают нам понять, в каком мире мы живем, как он произошел, как он получил свое бытие от Бога и как он это бытие растратил и осквернил, куда мы идем и куда мы должны идти.
В самом деле перед нами через эти повествования книги Бытия, отрывок из которой мы только что слышали, очередной отрывок согласно календарю церковных чтений. Перед нами разворачивается повествование не просто об удивительных и страшных событиях, которые переживали древние люди, жившие и мыслившие, кажется, совершенно в других категориях и обладавших совершенно иными техническими возможностями по сравнению с нами.
Здесь мы слышим о нашей истории, о нашем мире, о том мире, который вокруг нас. Особенно это относится к первым главам Бытия, где говорится о первоначальных судьбах всего человечества. Первоначальных не в простом хронологическом смысле, а в смысле, объясняющем наше бытие и бытие всего современного мира.
Из первых глав Бытия мы узнаем, что после грехопадения Адама, и в нем всего человечества, человек катится все дальше и дальше от Бога. и все это заканчивается потопом, который Бог наводит на землю. На ту землю, где обитает созданный им человек. И вот этой теме, теме Всемирного потопа посвящены несколько глав книги Бытия, с 6 по 9, откуда и взят тот маленький отрывок, который полагается читать сегодня.
Потоп изображен как наказание Бога в Его праведном гневе. Да, Бог праведен, всемогущ, всевидящ, но Он личен и пристрастно относится к Своему творению. Это не просто абсолютный разум, который обусловил бытие всего сущего. Это Существо, Личность, Которой не безразлично, как развивается и как живет созданный Им мир. И в то же время Он не капризно пристрастен, как языческие лжебоги, в которых веровали и веруют язычники.
Гнев Бога обусловлен Его желанием, чтобы мир развивался в жизни с Богом, имел смысл, имел красоту. И вот в Своем всемогуществе Бог силен положить конец истории мира, которую Сам начал, доверив человеку все, включая ту великую и ни с чем несравнимую возможность, как возможность быть похожим на Бога, быть Его отражением, сиянием, образом и подобием, как говорится в Библии.
И вот, видя, что человек уходит от Бога и неминуемо сам идет к своей гибели – а без Бога только гибель рано или поздно – Бог производит действие, вполне равное и адекватное творению мира, но только с обратным знаком: происходит уничтожение мира, итак уже погруженного в зло и стоящего на краю гибели.
Но и здесь в праведном гневе Своем Бог ведет Себя так, что гнев в Нем побеждается милостью и надеждой, что все-таки человек может вернуться, может быть, со второй попытки к Богу. И только что мы слышали, что среди всеобщей обстановки гибели в потопе лишь маленькая горстка людей, семейство во главе с Ноем, получает откровение от Бога войти в большой корабль, ковчег, чтобы быть спасенными посреди всеобщей погибели.
Что это, как не рука, протянутая Богом туда, где происходит Его же праведное наказание за грех? И вот читатель Ветхого Завета, особенно тот, кто впервые приступает к знакомству с Библией, бывает, задается вопросом: Почему Бог в Ветхом Завете такой жестокий? Почему так много гибнет людей, и то и дело льются реки крови?
Но все как раз наоборот. Жестокость и кровь появляются только после того, как человек привносит в мир сей, созданный Богом, свой грех, свое желание властвовать и без Бога управлять миром. После того, как пролилась первая кровь убитого Авеля, человек настолько уходит от Бога, что Богу в Его стремлении обратить человека, вернуть к Себе на путь жизни, а жизнь возможна только с Богом, вне Бога рано или поздно смерть, и вот Богу не остается порой ничего, кроме столь суровых мер, которые только и понимает человек.
Здесь человек изображен с лицом, повернутым в сторону от Бога. Человек сам ничего не видит, кроме тьмы и жестокости и борьбы за выживание, направленной на уничтожение других, себе же подобных.
В самом Ветхом Завете мы найдем много страниц, где говорится, что стоит человеку повернуть лицо к Богу, как он увидит не карающую десницу, занесенную над головой человека, а любвеобильные объятия Отца. И эти милостивые объятия дают о себе знать даже в истории Всемирного потопа, в котором гибнет все. Спасаются те, от кого заново произойдет человеческий род, с тем, чтобы милость Божия окончательно явила себя в явлении Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
|