15 марта 2024 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Пятница

3-я приуготовительная седмица к Великому Посту. Седмица Сырная – сплошная

Литургии не положено

(На веч.: Зах. VIII, 19-23)

Пророк Захария

Книга пророка Захарии, Глава 8, стихи 19-23:

19 так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир.
20 Так говорит Господь Саваоф: еще будут приходить народы и жители многих городов;
21 и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа; и каждый скажет: пойду и я.
22 И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа.
23 Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский «Я спасу вас, и вы будете благословением», обещает Господь через пророка Захарию (Зах. 8:7-23). Но под каким условием? Под тем, если каждый будет говорить истину искреннему своему, если дела свои будут разбирать между собою праведно, если не будут злопамятствовать в сердце своем на ближнего своего, не будут любить лживых клятв, и полюбят мир и истину. Если исполнены будут эти условия, то, говорит Господь, «будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде», и распространится среди них благословение. Тогда услышат все сторонние и скажут: пойдем к ним помолиться лицу Господню, ибо слышали, что Господь с ними. «И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа». Так привлекала к Господу людей и народы высокая нравственная чистота первенствующих христиан. И всегда живущие по духу Христову, без слова, лучшие проповедники Христовы и самые убедительные апостолы христианства.

 

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Книга пророка Захарии, Глава 8, стихи 19-23)

Епископ Переславский и Угличский Феоктист

Пророк Захария родился во время Вавилонского плена, это VI век до Рождества Христова, вместе со своим народом Захария вернулся в Иерусалим, но в отличие от многих своих современников, он не ждал восстановления Давидова царства, он не ждал, что его родина снова станет такой же великий и значимой, как во времена царя Давида. Устремления пророка были совсем в иной плоскости: он смотрел значительно дальше и говорил не о каком-то земном государстве, а о том, что будет после окончания существования всех царств — о царстве Мессии.

Услышанный нами отрывок из книги пророка Захарии может быть понят двояко: и как пророчество о грядущем Мессианском царстве и как слова о ближайшей земной перспективе восстановления Иерусалима и его храма. Оба прочтения слов пророка одинаково справедливы. На то, что речь идет о храме, указывают слова поддержки и ободрения, адресованные строителям нового храма: «да укрепятся руки ваши!». О том же говорят и финальные слова нынешнего отрывка, которые имеют ярко выраженный характер нравственного наставления: «говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших». Очевидно, что в царстве Мессии не будет необходимости в каком-либо суде, равно как не будет там и проблем с правдой; и первое, и второе — неизбежные спутники физической реальности этого мира, но никак не Мессианского царства будущего века.

При этом пророк Захария говорит и о далеком, по человеческим меркам, будущем, в частности, об уничтожении вражды одного человека против другого. Вражда — такая же неизбежность нашего мира, как неправда и как необходимость осуществления суда. С одной стороны, мы должны всеми силами бороться с негативным отношением к кому бы то ни было, с другой — сделать это в полной мере не удастся.

Такого рода двойные пророчества показывают, что Мессианское царство, несмотря на свою принципиальную новизну и абсолютную непохожесть на известный нам физический мир, начинается здесь и сейчас. По сути дела, слова пророка выражают Христову мысль, которая будет произнесена через пять с половиной столетий, и которая актуальна всегда: «вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).

***

Священник Стефан Домусчи

Кто из нас не возвращался домой с ощущением радости и облегчения от того, что путешествие закончилось? Если оно было прекрасным, нам может быть грустно, но если оно было тяжелым, если мы, например, были в плену, можно представить себе какие чувства мы могли бы испытывать. В сегодняшнем чтении Бог обращается к иудеям через пророка Захарию и говорит им об их возвращении из плена. Грехи народа, из-за которых он попал в Вавилон искуплены и прощены, народ изменился и возвращается в Иерусалим, чтобы жить в истине и правде.

Обращаясь к людям, Бог говорит, что в прежние времена работники не получали плату и никому, кто путешествовал в другие города, не было никакого покоя от врагов, потому что все враждовали против всех. Тяжелая и гнетущая обстановка общего недоверия и противостояния закончилась бедой для всех... При этом, самое странное, Бог как будто бы берет на себя часть ответственности за то, что происходит, Он говорит: «Я попускал всякого человека враждовать против другого». Впрочем, из этих слов очевидно, что враждовали люди сами, в то время как Бог не останавливал их, сохраняя их свободу действовать по собственному усмотрению.

После плена все изменилось. Создается ощущение, что даже Бог изменился, хотя очевидно, что это поэтическое выражения, не в нем суть происходящего. Он говорит: «ныне Я не такой, как в прежние дни». Причем результатом этих изменений становится мирная жизнь, рост плодов, и все те дары возвращения на родину, которые возможны. Однако и в этой ситуации, как и до плена, Божье действие оказывается соотносимо с действием человека. Чтобы возвращение домой было плодотворным, иудеи должны будут изменить свою жизнь. Бог призывает их говорить истину друг другу, мирно и справедливо судить споры, не мыслить зла и ненавидеть ложь.

Почему же этот текст читается в храмах сегодня, за три дня до начала Великого Поста? Потому что жизнь наша нередко становится пленом, в который мы попадаем, следуя за своими страстям. Церковь зовет нас домой, к Богу... Не только в смысле территориальном, но, в первую очередь, в духовном. Однако, чтобы возвращение наше было плодотворным, чтобы, вернувшись к Отцу Небесному мы почувствовали себя дома, нам необходимо измениться, необходимо навести в душе порядок, для чего нам и дается время поста.

Церковный календарь. 15 марта

Читаем Евангелие. 15 марта

Читаем Апостол. 15 марта

Мульткалендарь. 15 марта. Святитель Арсений, епископ Тверской

Мульткалендарь. 15 марта. Преподобный Агафон Египетский, пустынник

День ангела. 15 марта

Этот день в истории. 15 марта