1-я приуготовительная седмица к Великому Посту. Седмица сплошная
14 Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
15 а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего;
16 и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.
17 Горе беременным и питающим сосцами в те дни.
18 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою.
19 Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.
20 И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.
21 Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, — не верьте.
22 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
23 Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все.
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,
11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.
12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.
17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.
18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.
19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.
20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.
21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.
(Мк. 13:14-23) Мк.13:14. Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом (Дан.9:27), стоящую, где не должно, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
Мк.13:15. а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего;
Мк.13:16. и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.
Мк.13:17. Горе беременным и питающим сосцами в те дни.
Под «мерзостью запустения» разумеется статуя того, кто подверг город Иерусалим запустению. Ибо «мерзостью» называется всякий идол; «мерзостью запустения» назван он потому, что его поставили внутри недоступного святилища храма, когда Иерусалим был взят и чрез это подвергся запустению. Впрочем, еще Пилат внес ночью в храм изображение кесаря, и чрез то был виной великого мятежа в народе. С этого времени начались и войны, и запустение Иерусалима.
«Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы». Хорошо сказал: «находящиеся в Иудее» (все вообще, а не апостолы), ибо апостолов не было тогда в Иудее, но, как сказано, они еще прежде войны были изгнаны из Иерусалима или, лучше, сами ушли из него, будучи движимы Духом Святым. Итак, да бегут оставшиеся в Иудее. А кто будет на кровле, пусть ни за чем не возвращается в дом свой: рад должен быть и тому, если спасется хотя нагой. Но горе будет тогда женам, имеющим детей, и беременным. Почему? Потому что первые, имея детей и будучи удерживаемы любовью к ним, не могут убежать; да и во чреве имеющим неудобно будет бежать по причине бремени чревоношения. Но я думаю, что здесь указуется и на детоядение, ибо осаждаемые иудеи во время голода поднимали руки даже на детей своих.
Мк.13:18. Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою.
Мк.13:19. Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.
Мк.13:20. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.
Если бы бегство случилось зимой, то трудность времени препятствовала бы желающим бежать. И вообще скорбь будет тягчайшая из всех когда-либо бывших и имеющих быть.
«И если бы Господь не сократил тех дней», то есть, если бы скоро не окончил войны римлян, «то не спаслась бы никакая плоть», не осталось бы ни одного иудея. Но «ради избранных», то есть уверовавших из евреев и имеющих уверовать впоследствии, война кончилась скоро. Ибо Бог, предвидя, что по пленении многие из евреев уверуют, ради сего не попустил до конца погибнуть иудейскому народу. Но можно разуметь это и в нравственном отношении. Так, «мерзость запустения» есть всякое помышление сатанинское, стоящее «на святом месте», – в разуме нашем. В сем-то случае «находящиеся в Иудее да бегут в горы», то есть, исповедуясь, пусть восходят на горы добродетелей (Иудея – значит «исповедание», «проповедь»). А кто стоит уже на высоте, пусть не сходит с нее. Ибо когда какой-либо страстный помысл станет в нас, тогда надлежит посредством исповеди спешить на высоту добродетели и не сходить с сей высоты. И делающий доброе пусть не возвращается взять прежнюю совесть – ветхую одежду, которой он совлекся. Горе же бегущему зимой: ибо должно нам бежать от греха с теплотой, то есть с покаянием, а не с холодностью, неподвижно, – что и означает бегство зимой.
Мк.13:21. Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, – не верьте.
Мк.13:22. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
Мк.13:23. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё.
Мк.13:24. Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего,
Мк.13:25. и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.
Мк.13:26. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.
Господь кончил речь о Иерусалиме; далее начинает говорить о пришествии антихриста. Слово «тогда» надобно разуметь не так, что когда начнет сбываться вышесказанное о Иерусалиме, тогда не верьте, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос»; но знай, что это есть особенное свойство Писания. Так, евангелист Матфей, сказав о Рождестве Христовом, говорит: «В те дни приходит Иоанн» (Мф.3:1). В какие дни? В те ли, которые непосредственно следовали по Рождестве Христовом? Нет, но неопределенно. Так и здесь Христос говорит: тогда не прельститесь, то есть не в то время как опустошен будет Иерусалим, но во время пришествия антихриста. Не прельститесь, – говорит, – ибо многие станут называться именем Христа, дабы соблазнить и избранных.
«Если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот там – не верьте» (Мк.13:21). Христос Господь, Спаситель наш, устроив на земле св. Церковь, благоволит пребывать в ней, как Глава ее, Оживитель и Правитель. Здесь Христос в Православной нашей Церкви, а в другой какой-либо нет Его. И не ищи, не найдешь. Почему, если кто из неправославного сборища придет к тебе и станет внушать: у нас Христос, не верь. Если услышишь от кого: у нас апостольская община и у нас Христос, не верь. Апостолами основанная Церковь пребывает на земле; это – Православная Церковь. И здесь Христос. А та, вчера устроенная община, не может быть апостольскою, и в ней нет Христа. Если кого услышишь говорящим: во мне говорит Христос, а между тем он Церкви чуждается, пастырей ее знать не хочет и таинствами не освящается – не верь ему: в нем не Христос, а другой дух, присвояющий себе имя Христа, чтобы отвлекать от Христа Господа и от св. Церкви Его. И никому не верь, кто будет внушать тебе малое что, чуждое Церкви. Всех таких признавай орудиями духов лестчих и лживыми проповедниками лжи.
Протоиерей Александр Шаргунов
Господь говорит о постепенном и нарастающем раскрытии сил зла. После бедствий общего порядка (война, землетрясения, глады), скорби гонений (Мк. 13:5-13), наступит торжество зла. Господь возвещает о главном бедствии — о последнем испытании перед концом, о «мерзости запустения, реченной пророком Даниилом, стоящей, где не должно». Слова Господа настолько таинственны, что Евангелие взывает к особому вниманию и проницательности: «Читающий да разумеет».
Историческим прообразом этого явления может быть осквернение сирийским царем Антиохом Епифаном Иерусалимского Храма в 167 году до Рождества Христова. Этот нечестивый правитель поставил в святом месте статую Юпитера Олимпийского, с тем чтобы уничтожить всякую память о иудейской религии. Точно так же в XX веке в Москве в Покровском храме, где подвизалась преподобномученица великая княгиня Елизавета, был установлен бюст Ленина.
Но поскольку два плана в пророчестве Господа — разрушение Иерусалима и гибель мира — накладываются один на другой, все сказанное здесь Господом относится и к осаде римским войском в 70 году святого града. Богоизбранный народ стал мерзостью запустения. Они отвергли свое спасение как мерзость, и Бог навел на них мерзость, которая стала их запустением. Римское войско стояло, где не должно, — вокруг и внутри святилища, к которому язычники не должны были приближаться. Грех пробил брешь в стенах святого града, через которую ушла Божия слава, и вошла в него «мерзость запустения, стоящая где не должно».
Несомненно, что не одно конкретное событие имел в виду Господь, говоря о приходе «мерзости запустения» современникам Его земной жизни. Святые отцы сходятся в том, что речь идет о страшной личности. Очевидно, это антихрист, который должен появиться в конце времен, — то, о чем мы читаем во Втором Послании к Фессалоникийцам и в Первом Соборном Послании апостола Иоанна Богослова (2Фес. 2:3-8 ; 1Ин. 2:18 , 4:3 ).
Во всяком случае, требования покинуть это страшное место звучит как императив. Оно настолько страшное, что единственным решением может быть бегство. Всякое промедление в бегстве будет означать гибель. Следует желать и молиться, чтобы никакие неблагоприятные обстоятельства не могли помешать быстрому уходу. «Находящиеся в Иудее да бегут в горы». Бывают времена, когда ради Небесного Отечества надо незамедлительно оставить отечество земное. «А кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою». Как ради спасения земной жизни человек готов ничего не пожалеть и пожертвовать всем, так ты благодари Бога, если душе твоей будет дано спастись хотя бы как из огня.
«Горе беременным и питающим сосцами в те дни». Они не смогут быстро бежать, как другие. Наступит время, когда величайшие земные утешения откроются величайшим бременем. «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою». Господь говорит прежде всего об апокалиптическом холоде, от которого стынут сердца. «Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет». Во время римской осады в 70 году была угроза гибели всего иудейского народа — обезумевшие от голода матери поедали собственных детей, и римляне убивали всех подряд. Если бы продлилась еще немного война, то не спаслась бы никакая плоть. Но эти ужасы — только прообразы того, что грядет. Пламя, скрывшееся под пеплом Иудеи в 70 году, в конце истории охватит весь мир. Зло обретет размеры вселенской катастрофы.
Однако среди гнева Своего Господь вспоминает о милости. «Ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни» — ради тех, кто примет Христа. Ради тех, кто готов был отдать свою жизнь, подобно Ионе, чтобы прекратилась буря. Ради тех, кому Он обещал, что «остаток спасется». Избранные Божии вопиют к Нему день и ночь, и Господь отвечает на их молитвы. Эти избранные — все, кто хранит Ему верность в испытаниях.
Что бы ни происходило, Бог здесь. Он остается абсолютным Господином времени и истории. Он сократит время испытаний. Он — Спаситель от всякого отчаяния. Спасение — всегда последнее и главное слово Господа.
И снова Господь зовет нас к бодрствованию среди апокалиптической ночи и к стоянию на страже души. «Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки». Лжепророки будут проповедовать о лжехристах, и дадут знамения и ложные чудеса. Они прельстят многих из тех, кто уверены в себе, что стоят, и будут стараться прельстить, если возможно, избранных — тех, кто знает Христову благодать.
«Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все». Предупрежден — значит вооружен. Уверенность в истине и предупреждение против апостасии хорошо дополняют друг друга. Бог сохранит нас, но мы должны также хранить себя сами. Необходимо бодрствовать и одновременно быть исполненными доверия Богу. Это трудное равновесие между всецелым упованием на Бога и бодрствованием — и есть путь, которым должна идти Церковь.
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
Священное Писание имеет несколько уровней прочтения. Зачастую для понимания того или иного священного текста или его части достаточно понимания буквального смысла. Точно также и пророчества, которыми наполнен текст Библии, могут иметь несколько значений, относящихся к разному времени. Слова Христа о мерзости запустения уже исполнились. Причём исполнились они вскоре после Его земной жизни, около 70-го по Рождестве Христовом. Еврейский историк Иосиф Флавий, переживший войну 66—70 годов, считал, что пророчество о «мерзости запустения» исполнилось в 66 году, когда зилоты пролили в храме кровь священников. Другие определяют дату этого события 70-м годом, то есть на три с половиной года позднее. Жители Иерусалима считали святотатством внесение в Иерусалим римских знамён с изображением обожествлённого императора. Но в 70-м году, когда храм был разрушен, римляне воздвигли эти знамёна уже на руинах храма. Возможно, верны обе точки зрения: если выражение «мерзость запустения» означает «мерзость, которая приведёт к запустению», то осквернение, имевшее место в 66 году, могло привести к запустению 70-го года.
Но вместе с этим у «мерзости запустения» есть и аллегорическое значение. Согласно ему, «мерзость запустения» означает искажение Слова Божия. При этом под священным местом, на котором произошло запустение, понимается всякое слово божественного Писания, произнесённое когда-либо жившими святыми пророками. И не только пророками, но и апостолами и евангелистами Господа Иисуса Христа. На этом священном месте в Писании — и Ветхом, и Новом Завете — часто стоял антихрист-лжеслово, выдающий себя за Бога, за Бога-Слово Христа. Вот он то и есть эта «мерзость запустения».
Несколько лет назад интернет-пространство всколыхнула новость о том, что вышла Библия, в которой были вымараны все места, которые задевают чувства определённой категории граждан. Издатели руководствовались мыслью, что исправить текст значительно проще, чем исправить человека. Да и зачем исправляться самому, если можно подправить текст? Но исказить Слово Божие можно и без какого-либо внешнего воздействия. То есть без редактуры священного текста, без внесения в него каких-либо правок. Исказить Слово Божие можно в самих себе в том случае, если мы в силу каких-либо причин перестаём обращать внимание на одни слова и повеления Бога и, напротив, начинаем уделять особое внимание другим. Если превращаем Священное Писание из книги, которая нас учит, в инструмент для продвижения своих собственных идей.
Дай же нам, Господи, понимать Твоё слово и принимать его во всей его полноте!
О испытании чудесами
(2Пет.2:9–22; Мк.13:14–23)
Протоиерей Вячеслав Резников
Господь говорит, что в последние дни, среди прочих искушений, будут и такие: «Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь; вот, Я наперед сказал вам все». Как видим, чудо само по себе не является безусловным доказательством божественности и праведности того, кто его совершил.
Священное писание Нового завета начинается не с чудес. Оно начинается с родословия, чтобы сразу показать, что Тот, о Ком далее пойдет речь, действительно, согласно пророчествам, является «сыном Давида, сыном Авраама» (Мф.1:1). Далее сказано, что Он «от Духа Святого» (Мф.1:18). Немного позже говорится, что о Нем засвидетельствовали Ангелы (Лк.2:9-14), вещественный мир (Мф.2:1-2), и, наконец, Сам Бог – гласом и явлением Духа в виде голубя (Мф.3:16-17). Сказано также, что Он победил искушение от диавола (Мф.4:1-11). И только после этого – о чудесах.
И когда мы слышим о чудесах, первым делом надо убедиться, что чудо совершилось в ограде Святой Православной церкви, а не в тех сообществах, которые когда-то вышли из нее, обольщенные или своим первенством, или своей мнимой чистотой, или уверенностью в своей непогрешимости.
Но бывают и такие случаи. Некие церковные люди, почитающие кого-либо за святого, не дожидаясь общецерковного акта прославления, уже написали его икону, и, вместо того, чтобы служить о нем панихиды, уже служат ему молебны. При этом они, конечно, и «презирают начальства», отстающие от их понимания вопроса. И вдруг… икона начинает мироточить, и от нее совершаются чудеса! Тут кончается предел самоуверенности. Они уже совсем «не страшатся злословить высших». И каждый, кто не спешит с ними согласиться, объявляется ими еретиком. Когда видишь такой напор, то уже только поэтому не хочется быть с ними. Насилие над совестью чуждо христианскому духу.
В книге Второзаконие есть такие слова: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», – то не слушай слов пророка сего или сновидца сего». «Ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы» Его «от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор.13:1-5). Господь «наперед сказал» нам. И Он всегда будет испытывать нас: любим ли мы Его, или – бросимся, сломя голову, вслед любому чудотворцу, забыв и о своей совести, и о церковном порядке, и о том, что только в тихом, мирном духе может быть явлена истина.
|