20 февраля 2024 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Вторник 38-й седмицы по Пятидесятнице

(1Пет.3:10–22; Мк.12:18–27)

Евангелие святого апостола Марка, глава 12, стихи 18 - 27:

18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
19 Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.
20 Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
21 Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.
22 Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою?
24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
26 А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
27 Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.

1-е Послание апостола Петра, Глава 3, 10 - 22:

10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;
11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему,
12 потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли).
13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?
14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.
15 Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;
18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,
20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,
22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка

(Мк. 12:18-27) Мк.12:18. Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
Мк.12:19. Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему (Втор.25:5).
Мк.12:20. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
Мк.12:21. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.
Мк.12:22. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
Мк.12:23. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою?
Мк.12:24. Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
Мк.12:25. Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
Мк.12:26. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему (Исх.3:6) «Я Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова»?
Мк.12:27. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.

Саддукеи были между иудеями такие еретики, которые говорили, что нет ни Воскресения, ни Ангела, ни Духа. Как люди коварные, они выдумывают такую повесть с тем, чтобы ей ниспровергнуть истину Воскресения. Они дают вопрос о том, чего никогда не бывало, да и быть не может. А что семь мужей брали (один после другого) одну и ту же жену, это они выдумали для большего посмеяния над Воскресением. Что же Господь? Поскольку они в основание своего вопроса представляли Закон Моисеев, то Он обличает их в незнании Писаний. Вы, – говорит, – не разумеете, о каком Воскресении говорится в Писании: вы думаете, что в Воскресении будет таково же состояние (людей по плоти и по душе) как ныне; нет, не так: вы не понимаете смысла Писания, да и силы Божией не постигаете. Вы, видно, обращаете внимание только на трудность дела и потому недоумеваете, как могут разрушившиеся тела, снова соединиться с душами, но для силы Божией это ничего не значит. По Воскресении же состояние воскресших будет не чувственное, но богоподобное, и образ жизни Ангельский. Ибо мы уже не будем подлежать тлению, но будем жить вечно, а по этой причине тогда и брак уничтожится. Ныне брак существует по причине смертности, чтобы, поддерживаясь преемством рода, мы не изгибли. Но тогда, подобно Ангелам, люди будут существовать без посредства брака, никогда не умалятся в числе и пребудут всегда без убыли. Еще в другом отношении саддукеи оказываются неведующими Писания. Если бы они разумели его, то поняли бы, почему сказано: «Я есмь Бог Авраама, Исаака и Иакова», – что указывает на живых. Ибо Господь не сказал: «Я был», но – «есмь» Бог их, как бы присущих, а не погибших. Но, может быть, скажет кто-нибудь, что Господь сказал это только о душе праотцов, а не вместе о теле, и что отсюда нельзя заключать о Воскресении тел. На это я скажу, что Авраамом называется не одна душа, но совокупно душа и тело, так как Бог есть Бог и тела, и оно пред Богом живо, а не обратилось в небытие. Далее, поскольку саддукеи не веровали только воскресению тел, то и Господь сказал о телах, что они живы у Бога, а не о душах; последнее признавали и саддукеи. Затем обрати внимание и на то: воскресение есть восстание падшего (в землю, в прах); но пала не душа (она бессмертна), а тело; следовательно, оно и восстанет, снова соединясь с единосоюзной душой.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский(1Пет. 3:10-22) «Господа Бога святите в сердцах ваших» (1Пет.3:15). Освящение Господа в сердце есть душа и дух изображаемого выше сокровенного сердца человека. Как первоначально Бог, создав из частиц персти тело человека, вдунул в него дыхание жизни,  и стал человек как следует быть; так и созидаемый внутри из показанных добродетелей «сокровенный сердца человек» (1Пет.3:4) тогда только явится настоящим духовным человеком, когда это сердце будет святить Господа Бога, как и в молитве Господней читаем: «да святится имя Твое». Если не будет этого, то слеплеваемый из сказанных добродетелей человек выйдет мертворожденное дитя без духа жизни. Да ведают это думающие обойтись с одними некими добродетелями без всякого отношения к Богу! Что есть святить Бога в сердце? Непрестанно благоговеинствовать пред Ним, всегда нося в уме помышление о Его вездеприсутствии, всею ревностью ревновать, в каждое мгновение благоугодным пред Ним быть и со всяким страхом остерегаться всего Ему неугодного, особенно же Его отеческому попечению предав весь живот свой, и временный и вечный, все случающееся смиренно, благопокорливо и благодарно принимать, как прямо от руки Его идущее.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мк.12:18–27)

Протоиерей Александр Шаргунов

Саддукеи, деисты того времени, приступают ко Господу с нападками на Его учение. Как сказано о них в книге Деяний: «саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа» (Деян. 23:8). Нет ни наград, ни наказания, ни жизни после смерти.

Они обращаются к древнему закону, согласно которому, если человек умирает бездетным, его брат должен жениться на вдове. Предположим, говорят они, семь братьев были последовательно мужьями одной женщины. Значит, в будущей жизни, в воскресение, эта женщина должна иметь сразу семь мужей или предстать перед неразрешимым выбором одного из них.

С какой хитростью эти нечестивцы хотят подорвать веру в истину! Они не отрицают ее и не показывают вида, что сомневаются в ней. Они притворяются, что верят в воскресение, как если бы они были не саддукеи, и хотят получить наставления, как разрешить неразрешимую ситуацию. Таков обычный метод еретиков – попытаться запутать истину, когда они не имеют смелости открыто ее отрицать. И мы знаем также, что нельзя лучше высмеять чье-то суждение, чем довести его до абсурда.

Господь обличает их в заблуждении и невежестве. «Этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?» – говорит Он. Их заблуждение – от незнания Писаний. Не то, что они не читали Писаний, но они не знали смысла и духа их, давали им ложное толкование. Истинное знание Писания и Предания – основание, на котором зиждется богооткровенная вера, и надежное хранение от заблуждений. «Храни это знание, и оно сохранит тебя», – заповедуют нам святые отцы. Саддукеи не знают силы Божией. Эта сила действует в окружающей природе, в истории, в судьбе каждого человека, в чудесном воскрешении к жизни столь многих в Ветхом и Новом Завете, и мы знаем, более всего, в воскресении Христовом, которое есть уверение нашего воскресения – того же самого, по дару Христа (Филип. 3:21).

От слов Господа исчезают как дым все возражения Его врагов. «Когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах». Когда наступит воскресение, прежние законы физической жизни уже не будут оказывать на нас влияния. Воскресшие уподобляются ангелам, и безумие спрашивать: «Чьей женой она будет, если семь человек имели ее?» Люди не будут больше нуждаться ни в пище, ни в питии, ни в чем земном, но только в общении с Богом.

Саддукеи утверждают, что в Пятикнижии, которое является для них безусловным авторитетом, ничего не сказано о бессмертии. И Господь обращается к Пятикнижию. В книге Исход Бог называет Себя Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова (Исх. 3:6). Если завет с Богом заключен только на земную жизнь, он достаточно эфемерен. Все трое умерли много лет назад. Как же Бог называет Себя Богом живых, если они давно исчезли навеки? Но если Бог – до сих пор Бог этих патриархов, значит, они до сих пор живы. Ибо живой Бог должен быть Богом живых людей, а не мертвых. И Священное Писание свидетельствует, что они вошли в новую жизнь, а не в смерть, когда оставили эту землю. Господь уличает саддукеев в полном заблуждении. И это Его обличение относится ко всякому неверию и лжеверию: исповедуя религию мертвых, они служат религии смерти.

Из сказанного Господом мы должны заключить, что душа Авраама живет и действует в состоянии отделенности от тела. И что рано или поздно тело воскреснет. «Вы же весьма заблуждаетесь», – говорит Он саддукеям. Все, отрицающие воскресение мертвых, весьма заблуждаются. И мы должны сказать им об этом.

Заблуждение саддукеев – в том, что они пытаются создать небо по образу земли. Увы, это свойственно людям. Во все времена в различных религиях и духовностях делались такие попытки. Но не напрасно Церковь возвещает нам устами апостола Павла: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).

Слепота саддукеев – следствие незнания ими Бога и самой главной тайны жизни – любви. Ничто не может разрушить отношения между Богом и человеком, когда они построены на любви. Во времена земной жизни Авраама, Исаака и Иакова Бог был их Другом. Эта дружба не могла прекратиться с их смертью. Бог не может перестать быть Богом тех, кто служил Ему и любил Его, живя на земле. Дружба с Богом дарует бессмертие. Любовь побеждает смерть.

***

Протоиерей Павел Великанов

Сегодняшнее чтение рассказывает нам об очередной ловушке, которую придумали на этот раз саддукеи, чтобы поставить Иисуса в глупое положение и тем самым показать Его несостоятельность как выдающегося Учителя. И только у евангелиста Марка есть фраза, с которой и начинает Свой ответ Спаситель: «этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?»

Главная ошибка саддукеев – это их ложная глубинная установка, что Писание – это универсальный инструмент, простирающийся в том числе и в будущее Царство Божие. По отношению к Писанию саддукеи были очень консервативны: в отличие от фарисеев, которые приравнивали устные предания с письменным Откровением, саддукеи признавали абсолютный авторитет только за Торой. Они не допускали каких-то иных вариантов прочтения или истолкования Писаний, кроме как буквального. Поскольку в Торе прямых свидетельств о будущем воскресении из мёртвых не было – об этом говорилось только в пророческих книгах, более поздних – саддукеи решительно отрицали саму возможность воскресения как такового. И в этой уверенности они были куда более радикально настроены, нежели чем фарисеи – у которых возможности интерпретации текстов Торы были почти безграничны.

В Своём ответе Спаситель показывает две главных ошибки саддукеев: непонимание Писания и ложные представления о Боге. Если мы думаем, что имея за плечами двухтысячелетний опыт христианства мы вполне избавлены от ошибок саддукеев – мы весьма заблуждаемся. Речь, конечно же, не об отрицании воскресения. Но когда мы начинаем смотреть на Библию как на универсальную отмычку, подходящую для всех дверей, разрешающую абсолютно все вопросы – и духовные, и душевные, и даже загадки физического мира – мы совершаем ту же ошибку, что и саддукеи. Библия – это живое Слово Живого Бога, а не какая-то Сверхэнциклопедия. Да, это действительно истинное Откровение Самого Бога – но вовсе не авторизованная Богом википедия. В Библии сказано самое главное, что должен услышать человек – а именно базовые, фундаментальные истины о Боге, самом человеке, мироздании, и об отношениях между ними. И цель этих Богооткровенных свидетельств – помочь человеку проложить верный маршрут к своему спасению, чтобы оказаться в обетованном Царстве Божием. На протяжение тех тысяч лет, когда складывался ветхозаветный и новозаветный канон библейских книг, он неизбежно впитал в себя ментальность и язык многих эпох – что делает Библию уникальным свидетельством и интереснейшим объектом научного исследования. Однако сказанное в Священном Писании имеет совершенно чётко обозначенный адресат: это – читатель или слушатель, это – мы с вами. Библия не говорит «в пустоту», и это не энциклопедия «Хочу всё знать!» Человек на протяжение тысяч лет не особо-то изменился по своей природе: да, у нас есть интернет, радио, смартфоны и стиральные машины – но радости и горести каждой живой душы – те же самые, что и пять, и десять тысяч лет тому назад. Вот к этой-то живой душе и обращено Слово Божие – поэтому и мы по сей день получаем огромную пользу, когда читаем Писание.

Безумен тот, кто пытается сделать библейские слова самодостаточной дубинкой, которой можно сокрушать хребты своих врагов. К каким трагическим последствиям это приводит – хорошо показал создатель фильма «Ученик», где главный герой превратил Библию в неиссякаемый арсенал убийственных в прямом смысле слова цитат. Ведь Писание – это прежде всего отпечаток, оставленный Самим Богом для определенной эпохи: но сделав этот отпечаток, Бог никуда не испарился – Он также, как и раньше, находится рядом. И библейские слова – не более чем посредник, помогающий нам снова и снова открывать Одного и Того же Живого Бога – не пытаясь втиснуть его в какие-то понятные и приятные для нас рациональные шаблоны.

Помоги же нам, Господи, не лениться читать Твоё Слово – и за каждой строчкой ощущать Твоё живое присутствие в нашей нынешней жизни!

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О схождении Господа Иисуса Христа во ад
(1Пет.3:10–22; Мк.12:18–27)

Протоиерей Вячеслав Резников

На вопрос саддукеев о будущей жизни Господь ответил, что, «когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах».

Ну а пока воскресение не настало, что происходит с душами умерших? Однажды, накануне своей смерти, царь Саул в отчаянии просил волшебницу вызвать дух пророка Самуила. И Самуил, всю жизнь верно служивший Богу, сказал тому, кто прогневал Бога: «Завтра ты и сыны твои будете со мною» (1 Цар.28:19). И от этих слов «Саул вдруг пал всем телом своим на землю, ибо сильно испугался» (1 Цар.28:20). Значит, в одно место приходили и праведник, и грешник. И даже праведники рассуждали так: «Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память их предана забвению, и любовь их, и ненависть, и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл.9:4-6).

Но на самом деле и тогда никто не был брошен или отвержен Богом. От Апостола Петра узнаем, что Христос, «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом», «сойдя, проповедовал» «находящимся в темнице духам», «некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению»! В частности, «во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды».

Значит, Господь сходил и в место страданий, называемое «темницей», или «адом». Не забыл он, не выбросил из памяти, не уничтожил души тех, чьи тела погубил водами потопа! А значит, кто-то и услышал Его, кто-то и вышел за Ним. Конечно же, среди первых и Самуил, и – Ной. И – еще многие и многие, о ком мы ничего пока не знаем.

От первого и до второго пришествия Христова и умирают, и будут умирать и грешные, и праведные. Одни – в наказание и в пример остальным, чтобы одумались. А другим, не менее страдающим, и тоже лютой смертью отходящим, Господь говорит: «вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь».

«Пострадав за грехи наши», Он, «восшед на небо, пребывает одесную Бога». И в то же время Псалмопевец свидетельствует: «Куда пойду от духа Твоего? И от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там». И – с такой же определенностью продолжает: «сойду ли в преисподнюю, и там Ты» (Пс.138:7-8)! Все пронизано Божеством, пред всеми – Он. Но – и здесь, и там – «очи Господа обращены к праведным, и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло». И кто упорно не хочет ни там, ни здесь, видеть очей, исполненных любви и милости, перед тем, и там, и здесь, – бездушная маска – грозное, немилосердное лице без очей.

И еще Апостол говорит: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета о вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Но – как нам вложить в простые человеческие слова всю ту надежду, которая открывается из слов Божественного Писания!

Церковный календарь. 20 февраля

Читаем Евангелие. 20 февраля

Читаем Апостол. 20 февраля

Благая часть. 19 февраля

Мульткалендарь. 20 февраля. Преподобный Парфений, епископ Лампсакийский

Мульткалендарь. 20 февраля. 1003 мученика Никомидийских

День ангела. 20 февраля

Этот день в истории. 20 февраля