27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.
30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, — то Он скажет: почему же вы не поверили ему?
32 а сказать: от человеков — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
(Мк. 11:27-33) Мк.11:27. Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
Мк.11:28. и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
Мк.11:29. Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.
Мк.11:30. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
Мк.11:31. Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, – то Он скажет; почему же вы не поверили ему?
Мк.11:32. а сказать: от человеков – боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
Мк.11:33. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
В ярости за то, что Христос изгнал из храма меновщиков, они приходят к Нему с вопросом: «какою властью Ты это делаешь?» Они как бы так говорили Ему с поношением: «Кто Ты такой, что это делаешь? Разве Ты поставлен учителем? Разве в архиерея рукоположен?» Говорили же это, стараясь привести Его в затруднение, чтоб уловить Его. Если бы Он сказал: «Я творю это Моею властью», то они побили бы Его камнями как богопротивника, а если бы сказал: «(Творю это) властью Божией», в таком случае они могли бы отвлечь от Него народ, так как Он признавал Себя за Бога. Но Господь предлагает им вопрос об Иоанне, не без причины и не с какой-либо хитростью. Но поскольку Иоанн свидетельствовал о Нем, то Он и спрашивает злодейственных иудеев об Иоанне, дабы они, если признают Иоанна за посланника Божия, принуждены были принять свидетельство Иоанна и о Христе. А как они не могли ничего ответить, то Он, чтобы еще более уничижить их, говорит: «и Я не скажу вам». Не сказал: «Я не знаю, что отвечать вам», но «и Я не скажу», то есть поскольку вы злобствуете, то Я не удостаиваю вас ответа.
Спаситель доказывает Свое небесное посланничество свидетельством Иоанна Предтечи, - молчат, ибо нечего было сказать против, а все не веруют. В другой раз делами Своими то же доказывал, - придумали изворот: "о князе бесовском". Но когда этот изворот был выставлен совершенно неуместным, - тоже замолчали, а все-таки не уверовали. Так и всегда неверы не верят, что им ни говори и как убедительно ни доказывай истину: ничего не могут сказать против, а все не веруют. Сказать бы: ум у них параличем разбит, так ведь о прочих предметах они рассуждают здраво. Только когда о вере зайдет речь, начинают путаться в понятиях и словах. Путаются также, когда выставляют воззрения свои в замену положений веры, от Бога данных. Тут у них сомнение возводится в такую опору, что твой крепкий утес. Прослушайте всю их теорию - дитя разберет, что это сеть паутинная, а они того не видят. Непостижимое ослепление! Упорство неверов можно еще объяснить нехотением верить, но откуда само нехотение? И отчего оно берет в этом случае такую власть, что заставляет человека умного сознательно держаться нелогичного образа мыслей? Тут тьма - уж не от отца ли она тьмы?
протоиерей Павел Великанов
После торжественного входа Иисуса в Иерусалим народ ожидал, что теперь уж точно этот пророк объявит Себя Царём Израиля и возвысит Свой голос для объединения всех сил против ненавистных римлян! Но Иисус молчит. Проходят дни – ничего не происходит, кроме того, что Он регулярно приходит в Храм и ведёт Себя там, словно хозяин. Все недоумевают. Что происходит? Главный авторитетный религиозный орган – синедрион – должен вынести какое-то решение об этом пророке – ведь только в его компетенции производить расследования о пророках и выносить суждение: это действительно пророк или самозванец? И тогда к Иисусу в храме подходит практически весь синедрион, чтобы наконец-то непосредственно выяснить – что это за человек, и по какому праву Он Себя так ведёт? В этом вопросе – «какой властью Ты всё это делаешь – совершаешь чудеса, хозяйничаешь в храме, входишь в Иерусалим словно царь» – мудрые и хитрые старейшины хотели вынудить Иисуса прямо сказать: «Я – Мессия, Я – от Бога!» И следующий ход был давно продуман: пусть тогда, немедленно, при всех – совершит конкретное и явное для окружающих великое чудо. Если этого не произойдет, или Он откажется – тогда есть все основания объявить Его лжемессией и предать осуждению на смерть. Прекрасно зная, зачем Ему задают этот казалось бы простой вопрос, Иисус одной фразой вводит еврейских мудрецов в полное замешательство: а крещение Иоанна откуда было – от Бога или от людей? Понимая, что любой вариант ответа для них невыгоден, они говорят: ну, не знаем, откуда. И этот ответ – вовсе не безвинное свидетельство своего незнания. Это публичное признание своей неспособности судить о самых важных вещах, признание полной профессиональной некомпетентности. Те, которые утверждали себя, как духовные вожди нации – оказались пафосными пустышками, которые совсем запутались в своих хитросплетённых интригах. Если они сами себе не верят – какой смысл им открывать истину о Себе? Если они не могут даже друг перед другом, наедине, быть честными – зачем перед ними бросать бисер? Если лицемерие этих людей уже стало высокопрофессиональным и неотъемлемой частью их профессии – бессмысленно давать им настоящий ответ – ведь они тотчас извратят его в свою пользу! Отказавшись от прямого ответа, Иисус дальше даёт ответ – только посредством притчи о злых виноградарях, в которых фарисеи и книжники были призваны узнать самих себя.
Как полезно вспоминать этот евангельский эпизод, когда нам так и хочется получить от Бога простой и конкретный ответ! Все эти наши «за что мне, Боже! Почему так? Когда это кончится? Чем я Тебя прогневал?» – зачастую схожи с вопрошаниями фарисеев Христа. Мы тоже хотим, чтобы Бог играл по нашим правилам. И объяснял нам всё тогда, когда мы сами этого изволим. И только так, как мы готовы услышать. Но Бог терпеливо молчит – и продолжает усердно ваять из нашей жизни Свой замысел, невзирая на взвизгивания и всхлипывания этого неподдатливого, но такого дорогого и любимого материала!
О укорененности
(Еф.4:14–19)
Протоиерей Вячеслав Резников
Итак, Апостол молится, чтобы Господь дал нам «по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца» наши, чтобы мы, «укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы исполниться всею полнотою Божества» (Еф.3:14-19). И далее продолжает: «Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения».
Ибо младенец очень зависим от внешних воздействий: его легко напугать, обмануть; рядом с ним могут звучать высокие речи, но не находить отзвука в еще не зрелой душе. Так носимые ветром семена растений в иных местах не задерживаются и не могут пустить корни. У некоторых такое младенчество затягивается до глубокой старости. Афиняне, к которым однажды пришел апостол Павел, «ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (Деян.17:21). Но едва эти люди услышали нечто, как бы пытающееся пустить корни в их душах, они стали насмехаться: «Об этом послушаем тебя в другое время»! Понтий Пилат в ответ на слова Христовы об истине тоже презрительно отмахнулся: «Что есть истина»!
А если истина не укоренилась в душе, то там – мерзость запустения. Как может такой человек руководить другими, как может соединять и примирять, вести ко благу? Куда могли, например, фарисеи вести народ, если самая цель их законнической системы была именно в том, чтобы одновременно сделать и по своей воле, и вроде как бы по Божьей? По этой системе, например, достаточно было сказать: «Дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», и со спокойной совестью пройти мимо отца и матери. А однажды Господь спросил их: «Крещение Иоанново с небес было, или от человеков»? Они же «рассуждали между собою: если скажем: «с небес», то Он скажет: «почему же вы не поверили ему»? А сказать «от человеков» – боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк. И сказали в ответ Иисусу: не знаем». И это не было смиренным признанием своего неведения. Они не заинтересованы в истине. Их то колеблет боязнь потерять авторитет, обнаружив свою непоследовательность, то – увлекает физический страх разойтись с общенародным мнением. Того, кто не хочет укорениться и утвердиться во Христе, не хочет быть в центре, во внутреннем человеке, – неизбежно постигает участь всех колеблющихся и увлекающихся, всех, поступающих по суетности ума своего: его всюду уловит и лукавство человеков, и хитрое искусство обольщения. И в конце концов он доходит до полного бесчувствия, делая «всякую нечистоту с ненасытимостью».
А в центре мира, во Христе, идет творческая, созидательная работа. Он – Глава всего. И от Него все тело Его Церкви, «составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви».
|