29 января 2й024 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Понедельник 35-й седмицы по Пятидесятнице

(Евр.11:17–23, 27–31; Мк.9:42–10:1)

Евангелие святого апостола Марка, глава 9, стихи 42 - глава 10, стих 1:

42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.
43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
44 где червь их не умирает и огонь не угасает.
45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
46 где червь их не умирает и огонь не угасает.
47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
48 где червь их не умирает и огонь не угасает.
49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.
50 Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

Послание апостола Павла к Евреям, Глава 11, стихи 17 - 23, 27-31:

17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
29 Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули.
30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка

(Мк. 9:42-10:1) Мк.9:42. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.

Если ты почтишь одного из малых, то ты угодишь Богу; если и соблазнишь одного из малых, то ты согрешил: лучше бы повесили тебе на шею жернов ослий (мельничный). Этим выражает, что мы подвергнемся в таком случае тягчайшему наказанию. Господь указал чувственное мучение с тем, чтобы устрашить нас этим видимым примером.

Мк.9:43. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
Мк.9:44. где червь их не умирает и огонь не угасает.
Мк.9:45. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
Мк.9:46. где червь их не умирает и огонь не угасает.
Мк.9:47. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
Мк.9:48. где червь их не умирает, и огонь не угасает.
Мк.9:49. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.
Мк.9:50. Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

Высказав такую угрозу против соблазнителей, что лучше бы быть им вверженным в море, Господь поучает теперь соблазняемых остерегаться людей, готовых соблазнить и сбивать их с пути истины. Будет ли соблазнять тебя нога, или рука, или око, то есть будет ли соблазняющий и запинающий в деле спасения из числа домашних твоих, или из близких по плоти, – отсеки его, то есть отвергни любовь к нему и дружбу. А червь и огонь, терзающие грешников, есть совесть каждого и воспоминание о гнусных делах, совершенных в сей жизни. Это угрызает как червь и жжет как огонь. «Всякий, – говорит, – огнем осолится», то есть искушен будет, как и Павел говорит, что все будет искушено огнем (1Кор.3:13). «И всякая... жертва солию... осолится», – эти слова привел Иисус из книги Левит (Лев.2:13). Итак, надобно нам осолить свои жертвы солью Божиею, то есть приносить жертвы не чахлые и слабые, но крепкие и здоровые. Солью же Господь называет и апостолов, и вообще тех, которые имеют предохраняющую и вяжущую силу. Ибо как соль предохраняет мясо и не допускает зарождаться в нем червям, так и слово учителя, если оно крепко и вязко, удерживая людей от плотских страстей, не дает в них место неусыпающему червю. Если же сам учитель будет без соли и не будет иметь в себе возбуждающей и вяжущей силы, то чем осолится, то есть исправится? Итак, имейте в себе соль, то есть укрепляющую и вяжущую благодать Духа, чтобы быть вам в мире между собой, связуясь с ближним союзом любви. Вот что значит иметь соль, и вот к чему сказаны слова: мир имейте с ближними своими. О таких Соломон сказал: «Кони мнози в колеснице Фараони» и прочее.

Мк.10:1. Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ по обычаю Своему, Он опять учил их.

Господь часто оставлял Иудею по причине ненависти к Нему фарисеев. Но теперь опять приходит в Иудею, потому что приближалось время Его страданий. Впрочем, Он идет не прямо в Иерусалим, но сначала только «в пределы Иудейские», чтобы оказать пользу незлобливому народу; тогда как Иерусалим, по лукавству иудеев, был средоточием всякой злобы.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский«Всякий огнем осоли́тся, и всякая жертва солью осоли́тся» (Мк.9:49). Перед этим говорил Господь о том, что должно быть готовым на всякого рода пожертвования и на всякие дела самоотвержения, лишь бы устоять на добром пути. Хоть бы жертвы эти были дороги нам, как глаз, или необходимы, как правая рука, надо принести их не задумываясь; ибо если пожалеешь принести такую жертву, и вследствие того увлечешься с правого пути на неправый, то принужден будешь в будущей жизни страдать вечно. Итак, принеси жертву, болезненную и скорбную здесь, чтоб избежать мучений там. Без огненного очищения здесь нельзя быть спасену от огня вечного. Всякий, желающий быть спасенным, должен быть осолен огнем, пройти огненное очищение. Все мы, по закону сотворения, должны принести себя в жертву Богу; но всякий из нас нечист. Надо, значит, очистить себя, чтобы из нас составилась жертва, приятная Богу (ср. Рим.12:1). Но стань себя очищать, отрывать страсти от души, будет больно, как от обожжения огнем. Это действие внутреннего самоочищения похоже на действие огня, очищающего металл. Металл бесчувствен. Если  дать ему чувство, то он и очищение и жжение чувствовал бы современно*; это самое происходит и в самоочищающемся человеке. Пройдя это действие, он бывает как бы весь пережжен огнем. Очистительный огонь проходит по всем частям его, как соль проникает осоляемое тело. И только тот, кто подвергается этому действию, бывает настоящею богородною жертвою; потому и необходимо всякому быть осолену огнем, подобно тому как в Ветхом Завете всякая жертва осолялась прежде принесения ее на всесожжение.

* одновременно

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мк.9:42–10:1)

Протоиерей Александр Шаргунов

Помочь другому – заслужить вечное воздаяние. Но Господь предупреждает, что заставить немощного брата споткнуться, удержать его от делания добра или подтолкнуть к злу – заслужить вечные муки. Страшен грех, но научить другого греху – несравненно хуже. «Тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море». Наказание его будет велико. Быть брошенным в море с жерновным камнем на шее – значит не иметь надежды на спасение.

Господь говорит, что Его последователи должны остерегаться погубить свою душу. Горе нам, если наша рука или глаз, или нога соблазняет нас на грех. Это значит, если грех становится для нас столь же дорогим, как глаз или рука. Если что-то дорогое становится грехом, или грех становится дорогим, мы должны расстаться с ним или расстаться со Христом и доброй совестью.

Что заповедует нам в этом случае Господь? «Вырви твой глаз, отсеки твою руку и ногу». Ампутация больного члена с помощью хирургии – порой единственный способ спасения жизни. В духовной жизни может произойти то же самое. Церковные каноны предупреждают нас, что бывает порой необходимо исторгнуть еретика или откровенного нечестивца из общения Церкви, чтобы сохранить все Тело Церкви чистым. Но это относится также к личной жизни каждого. Отсечь греховную привычку, оставить греховное наслаждение, отказаться от сомнительной дружбы – ради того, чтобы остаться христианином, послушным воле Божией. Даже если грех стал привычкой, второй природой. Это может быть болезненно, как хирургическая операция, это может казаться отсечением части нашего тела, но если мы хотим познать истинную жизнь, подлинное счастье и мир, мы должны расстаться с грехом. Надо, чтобы часть, угрожающая гангреной, была ампутирована, ради сохранения целого. Это необходимо сделать!

Исторгни с корнем любимую страсть, распни твою плоть со страстьми и похотьми. Плоть должна уцеломудриться, чтобы мы могли войти в жизнь, в Царство Божие. Даже если, оставляя грех, мы чувствуем себя хромыми и увечными, мы должны сделать это. Наши увечья будут знаками нашей принадлежности Господу Иисусу Христу, и в будущей жизни, как у мучеников, откроются ранами чести и славы.

Как опасно с легкостью отнестись к предупреждениям Христовым! Вопрос предельно прост: либо грех должен умереть, либо мы. Если грех будет господствовать над нами, мы с неизбежностью погибнем от него. Какой ужас исходит от этих, трижды повторяемых, слов: «где червь их не умирает и огонь не угасает»! Угрызения совести грешника – червь, который не умирает. Гнев Божий, изливаемый на нечистую совесть, – огонь, который не угасает. «Страшно впасть в руки Бога Живого». Еще древние языческие философы говорили: «Наказание нечестивым – жить вечно, умирая».

«Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится». Потому «имейте в себе соль, и мир имейте между собою». Согласно Закону Моисееву, всякая жертва должна быть осолена солью – не просто ради сохранения ее, а потому что это трапеза Господня. Естество человеческое, поврежденное грехом, и как таковое именуемое плотью, так или иначе, должно быть осолено, чтобы стать жертвой, как говорит Апостол, благоприятной Богу. Чтобы эта жертва была угодной Ему, мы должны осолиться солью.

Мы должны иметь в наших душах соль благодати. Слово наше должно быть с благодатью и солью, и никакое слово гнилое да не исходит от уст наших. Оно должно быть отвратительно для нас, как зловонная пища. Эта соль благодати будет хранить нашу совесть и наше общение с другими чистыми, так что мы не соблазним никого из малых сих ко греху. Мы должны не только иметь эту соль, но всячески удерживать и хранить ее в себе, ибо если соль потеряет свою соленость, чем мы ее поправим? Кто не будет осолен солью Божественной благодати, осолится огнем.

Однако Господь говорит, что никто не может избежать этого огня. Но одно его действие – в вечной гибели, и другое – в очищении себя среди искушений, которые Господь обозначил до этого как необходимую хирургию. Никто не избежит совершенно этого огня, потому что наш путь – скорби и смерть. Но есть смерть – тупик, и есть смерть иная – переход к истинной жизни.

«Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их». Долгий путь Господа по Палестине с севера на юг завершается. Господь направляет свои стопы к Иерусалиму. Народ стекается к Нему с двух берегов Иордана: иудеи – с Запада, и язычники – с Востока. Служение Христово обращено ко всем, подобно солнцу, обходящему свой круг, от тепла и света которого ничто не может утаиться.

Люди опять пришли к Нему, «и по обычаю Своему, Он учил их». Таков был Его обычай. В Евангелии от Матфея сказано: «Он исцелил их», а здесь: «Он учил их». Его учение было исцелением страждущих душ. Он опять учил их. Таково учение Христово, что всегда нам есть еще чему поучиться. И такова наша забывчивость, что мы нуждаемся в напоминании того, что мы как будто уже хорошо усвоили.

***

протоиерей Павел Великанов

Это один из самых ярких евангельских отрывков, показывающий категоричность учения Христа. Сочными образами Иисус противопоставляет опасность временных увечий той беде, в которую неизбежно попадёт человек, совершающий грех. Лучше стать инвалидом – нежели чем оставаясь физически полноценным погибнуть навеки.

И тут сразу же возникает вопрос: а как же быть с утверждениями, что нет грехов непрощаемых – кроме грехов нераскаянных? А как же с морем Божественной милости, в которой все человеческие преступления – словно мелкая песчинка? Разве христианство – это не самая милосердная, добрая и человеколюбивая религия? Разве не главная заповедь Христа – это заповедь любви?

Слова Христа о соли, которой если не пропитана наша вера, то она – пустое и никчёмное дело – сразу исключают саму возможность прочтения христианства как «сладенькой веры», или, как писал Клайв Льюис, «разбавленного водичкой христианства», эдакой «лайт-версии» учения Христа. Что же это за такая «соль», только которая и придаёт настоящий вкус всем евангельским словам – в том числе и словам о любви, радости и спасении?

Можно перечислять многие свойства соли – она и очищает, и предохраняет от порчи, и придаёт вкус, и является одним из важнейших элементов питания – но я бы хотел обратить внимание на один эпизод из 4-й книги Царств, где пророк Елисей совершает очень показательный поступок в Иерихоне: «И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал» (4 Цар. 2:20-22). В книге Судей Авимелех после победы над городом, разрушает его и засевает солью (Суд. 9:45). Не только в Палестине, но и на всем Древнем Востоке соль использовалась для освящения, в ритуалах очищения и посвящения божеству. Соль – символ завета, который непреложен, непоколебим, вечен. Поэтому и всякая приносимая Богу жертва должна была «осолиться» – это своего рода «печать», «клеймо» подлинности жертвы. То есть соль – это символ нерушимости договорённостей между Богом и человеком. И именно этот крепкий союз становится причиной снятия проклятий и получения благословения – как это было в случае с оздоровлением источника вод Елисеем.

Христианин – это человек, который умеет держать слово. Мы обручены Христу в Таинстве Рождения, в купели Крещения. Мы – Его друзья, Его соработники, наследники Его царства. И больше – мы никому другому не служим. И что бы мы ни делали – везде должна ощущаться наша «солёность» – наша, с позволения сказать, «христианскость». Не «сладостность», не «душевность», не «благовидность» – а именно «солёность» как ощущаемая другими готовность и способность идти за Христом, невзирая ни на что. «Дай кровь и прими дух» – так говорили христианские подвижники древности. Наша соль – это Сам Христос, только в Котором и обретают смысл все наши подвиги и труды, молитвы и милостыни. Только через Него мы имеем дерзновенный вход к Богу Отцу. Только Он – наш единственный ключ уникальной двери Вечного Царства, ради которого нас и пустили в этот временный земной мир. Его кровь, пролитая на Кресте – это кровь Нового Завета между человечеством и Богом. Он Сам и есть этот Новый Завет – эта та самая новая соль, без которой бытие просто разваливается и протухает. Также, как соль, брошенная Елисеем в ядовитые воды Иерихона, сделала их чистыми и здоровыми – точно также и каждый из нас, будучи в пропитанном грехом и злобой мире, призван не мечом и огнем истреблять чужие грехи, но остановить их развитие в себе, не дать раскачиваться сильнее маятнику злобы и ненависти, эгоизма и своекорыстия.

Помоги же нам, Господи, не подводить Тебя: ведь Ты всё еще веришь в нашу способность быть пригодными для использования Тобою как крепкой – а не пустой – соли!

***

священник Дмитрий Барицкий

Этот евангельский отрывок полон ярких образов и весьма неожиданных сравнений. При их помощи Господь объясняет Своим ученикам, что значит быть Его последователем.

В первую очередь это чуткое и внимательное отношение к тем, кто тебя окружает. Христианин не может позволить себе такую роскошь как наивная беспечность в своих словах и поступках. Это простительно для подростка, однако недопустимо для взрослого человека. Всякий, кто хоть немного пожил на этом свете, должен самим нутром понимать, что «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Очень наглядно Господь демонстрирует меру и степень этой внимательности. Она ровно пропорциональна размеру и весу того гигантского жернова легкомысленных слов и поступков, который готов увлечь беспечного человека на дно.

Христос призывает нас заботиться не только об окружающих. Он ожидает от человека бережного отношения и к самому себе. Руки, ноги, глаза – все это символы нашей внутренней, интеллектуальной и душевной активности. Это наши чувства, мысли и желания. В них должны царить порядок и чистота. Если в нашу душу проникает что-то скверное, грязное, нечистое ни в коем случае нельзя этому потакать, как бы привлекательно и приятно оно нам не казалось, какое бы услаждение и удовлетворение оно нам не доставляло. Ведь все это вызывает процессы гниения. Вопрос внутренней гигиены так важен, что Христос призывает каждого превратиться по отношению к себе в хладнокровного хирурга. Подобно тому, как при телесной болезни порой только ампутация способна сохранить жизнь, также и в жизни духовной человек может сохранить душевные здравие и чистоту, безжалостно отсекая от своего сердца разного рода гнилостные желания и влечения.

Учитывая все вышесказанное, очень понятно, зачем Христос предлагает слушателям образ соли. В древности говорили, что соль – самый чистый продукт, ведь она результат взаимодействия двух самых чистых элементов этого мира – солнца и моря. Кроме того соль не поддается гниению и способна хранить от гниения другие продукты. Наконец, именно соль придает блюду неповторимый вкус. Иными словами, соль была символом свежести, чистоты, исключительности. Поэтому в Израиле любую жертву, которую приносили Богу, животное, птицу, хлеб, обязательно солили.

Таким образом, мысль Христа довольно прозрачна: безжалостно отсекая разного рода нечистые помыслы и желания, человек словно напитывает свою душу солью. Хранит ее в свежести и чистоте. Сообщает ей неповторимый вкус, уникальность в глазах Бога. И наоборот. Слишком трепетное отношение к собственным хотениям, потакание своим слабостям, культивирование различного рода душевных и телесных удовольствий, приводит в результате к тому, что душа начнет портиться, гнить. Она теряет для Бога ценность и уникальность, становится пресной и безвкусной. Для того, чтобы описать это состояние Спаситель использует еще один очень красноречивый образ. Геена. Так называли огромную свалку, которая располагалась в долине Еннома близ Иерусалима. Здесь сжигали бытовой мусор, а также мертвых животных. Огонь горел постоянно. Жуткий смрад и нечистота, – вот с чем ассоциировалось это место. Геена поглощает того, кто невнимательно и безразлично относится к своей внутренней жизни.

Дай же нам, Господи, мудрости и мужества не потерять в погоне за собственным «хочу» свою бессмертную душу. Пусть среди бесконечных соблазнов этой жизни она сохранит свою уникальность, свежесть и чистоту.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О вере и легковерии
(Евр.11:17–23, 27–31;  Мк.9:42–10:1)

Протоиерей Вячеслав Резников

Апостол Павел продолжает говорить о вере. И снова перед нами Авраам. Он имел такую решимость выполнить Божью волю, что Апостол говорит, как о уже содеянном, о том, чего Авраам до конца все же не совершил. Апостол утверждает, что Авраам уже «принес в жертву Исаака», «принес единородного»! Потому что верил, «что Бог силен и из мертвых воскресить».

Потом Исаак в старости «благословил Иакова и Исава». Потом Иаков перед кончиной благословил свое потомство. И когда благословляли, видели то, на что благословляли, как бы уже сбывшимся. Причем, что-то видели с радостью, а что-то со страхом и беспокойством. Например, о Дане Иакову было открыто, что «он будет змеем при дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня». Увидев это, Иаков восклицает: «на помощь Твою надеюсь, Господи» (Быт.49:17-18)!

Иосиф, когда перед кончиной прощался с братьями, видел будущее своего народа, как настоящее. Казалось бы, недавно пришли в Египет, поселились на лучших землях, впереди – спокойная жизнь. Но Иосиф видел исход отсюда, и как о самом важном, «завещал о костях своих», чтобы они взяты были в землю обетованную.

Далее Апостол говорит о родителях Моисея, которые «верою» три месяца скрывали его, хотя фараон велел уничтожать всех новорожденных евреев мужского пола. Родители видели, «что дитя прекрасно», и поэтому уверовали в избранничество своего сына, и что Бог его как бы уже сохранил. Поэтому и «не устрашились царского повеления».

И далее – о великих делах Моисея, которому был открыт путь Божьего народа. Моисей вывел народ из Египта, под предлогом принести жертву в пустыне, хотя ясно было, что обман обнаружится, и не миновать погони. Перед исходом он, по повелению Божию, совершил с народом пасху. При этом велел помазать косяки дверей жертвенной кровью, веря, что истребитель первенцев египетских не переступит этого знака. А потом он ввел народ посреди двух водных стен Чермного моря, веря, что они не сомкнутся. Когда подошли к Иерихону, Моисей, вместо того, чтобы вести правильную военную осаду, приказал зачем-то обходить вокруг города семь раз, трубя в трубы. И по его вере «пали стены Иерихонские».

Так, верою совершался этот великий исторический путь Божьего народа. Так, верою совершается и все великое в человечестве. Верою в невидимое, в то, чего еще нет. А что всегда стоит на пути этих движений? – Плоть: то, что видимо и осязаемо, то, что кажется единственно реальным. Но Господь говорит: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огнь не угасает». Также «и если нога твоя соблазняет тебя», «и если глаз».

Но вера должна быть обоснованной. Верить надо не потому, что просто во что-то надо верить. И не потому, что очень хочется верить. Вера должна быть проверена и умом, и сердцем. А то получится как с Египтянами. Они вслед за евреями вступили на дно моря. Но сделали это не по вере, а по легковерию. Они необоснованно подумали, что – то, что сейчас, будет и всегда; и что открыто для Божьего народа, будет открыто и для них. И вступили посреди вод самовольно, не получив повеления и благословения от Бога, как получил человек Божий, Моисей.

Церковный календарь. 28 января

Читаем Евангелие. 29 января

Читаем Апостол. 29 января

Благая часть. 28 января

Мульткалендарь. 29 января. Праведный Максим Тотемский, Христа ради юродивый, пресвитер

Мульткалендарь. 29 января. Священномученик Иоанн Петтай, пресвитер

День ангела. 29 января

Этот день в истории. 29 января