1 Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.
2 И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.
3 По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?
4 Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.
5 При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?
6 И не могли отвечать Ему на это.
7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:
8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,
9 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.
10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,
11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
3 А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
4 Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;
5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
6 Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
7 итак, не будьте сообщниками их.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
(Лк. 14:1-11) Лк.14:1. Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.
Господь хотя знал развращение фарисеев, однако ж, входил в дом их; входил потому, что заботился о пользе их душ. Ибо они, если желали, могли бы получить себе пользу то от слов Его и учения, то от проявления знамений.
Лк.14:2. И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.
Поэтому, когда предстал на средину «страждущий водяною болезнью», Господь смотрел не на то, чтоб не соблазнить их, но на то, чтобы оказать благодеяние нуждающемуся в исцелении. Ибо там, где предстоит очень много пользы, нам не должно заботиться о тех, кои безумно соблазняются.
Лк.14:3. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?
Господь обличает неразумие тех, кои намеревались упрекнуть Его; поэтому и спрашивает, позволительно ли лечить в субботу, или нет. Не явно ли Он позорит их как безумных? Ибо тогда, как Сам Бог благословил субботу, они возбраняют делать добро в оную и таким образом делают ее проклятой. Ибо не благословен тот день, в который не совершают никакого доброго дела.
Лк.14:4. Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.
Но они, поняв, к чему клонится вопрос, умолчали. Тогда Иисус творит Свое дело и чрез прикосновение исцеляет больного человека.
Лк.14:5. При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?
Лк.14:6. И не могли отвечать Ему на это.
Потом этим поступком пристыжает и фарисеев, говоря им как бы так: если Закон воспретил миловать в субботу, то неужели ты не попечешься о сыне, подвергшемся бедствию в субботу? И что говорю о сыне? Неужели ты оставишь вола без помощи, если увидишь его в беде? Как же не безумно подстерегать за исцелением в субботу человека, страждущего водянкой?
Водянкой страждет и всякий, кто от распутной и беспечной жизни страшно заболел душой и нуждается во Христе. Таковый будет исцелен, если предстанет пред Христом. Ибо кто постоянно содержит в мысли, что он пред Богом и Бог видит его, тот будет грешить сколь можно меньше.
Лк.14:7. Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:
Видишь ли, каковы вечери (ужины) Христовы, как они обращаются на пользу душ, а не на пресыщение чрева? Ибо, смотри, уврачевал Он страждущего водянкой, научил фарисеев тому, что творить добро в субботу есть благое дело. Потом, когда увидел, что они делают шум из-за сидения в передних местах, врачует и эту страсть, происходящую не от малой причины, но от великой и неудобоизбежной, то есть от тщеславия. И никто не считай учение о сем маловажным и недостойным величия Божия. Ибо ты отнюдь не можешь назвать человеколюбивым врачом того, кто лечить подагру и какую ни есть важную болезнь обещается, а ушиба пальца или зубной боли лечить не берется. Потом, как считать маловажной страсть тщеславия, когда она во всех отношениях беспокоит любящих садиться на передних местах? Итак, нужно было Учителю, Начальнику и Совершителю смирения, – Христу, нужно было пересечь всякую ветвь этого злого корня – тщеславия. Прими, пожалуй, во внимание и то. Если бы теперь не время стола было и Господь заговорил бы о сем, оставив речь о прочем, то могли бы Его упрекнуть: а теперь, когда время было ужина и когда страсть к первенству мучила несчастных в глазах Спасителя, Его увещание весьма благовременно.
Лк.14:8. когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,
Лк.14:9. и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.
Смотри с другой стороны и на то, от какого посмеяния освобождает Он человека и как научает его благоприличию. Ибо сколько стыда в том случае, если ты займешь место, тебе неприличное, а потом придет кто-нибудь почетнее тебя, и звавший тебя скажет: «уступи ему место!» А это (может случиться) часто. И ты сам должен будешь уступить, а те сядут выше.
Лк.14:10. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,
Напротив, сколь похвально то, когда достойный первого места в начале сядет ниже других, а потом окажется председательствующим, так что все уступают ему первенство. Ужели же тебе кажется маловажным такое убеждение Господа, которое предписывает высочайшую из добродетелей – смирение, поселяет оное в душах слушателей и покорного ему приводит к благоприличию? Тому же учил впоследствии и ученик Христов Павел: «все, – говорит, – должно быть благопристойно и чинно» (1Кор.14:40). Как же это будет? «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп.2:4). Видишь ли, ученик проповедует то же, что и Учитель?
Лк.14:11. ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Как разуметь слова: «всякий возвышающий сам себя унижен будет»? Ибо многие, сами себя возвышающие в жизни сей, наслаждаются честью. «Будет... унижен» означает то, что кто в мире сем пользуется большой честью, тот жалок и низок пред Богом. Притом таковой бывает в чести не до конца и не у всех, но сколько одни уважают его, столько же другие поносят, может быть и из тех самых, кои уважают его. Итак, это изречение истины справедливо. И всякий недостойный высокого места, но присвояющий оное себе, будет унижен и пред Богом во время последнего суда, хотя бы в сей жизни был и выше всех.
По природе же всякий человек недостоин возвышения. Поэтому пусть никто не возвышает себя, чтобы не быть униженным до крайности.
«Когда зван будешь куда, не садись на первое место» (Лк.14:8, 10). Обобщив это, получим: всегда и везде держись последнейшей части. В этом простом правиле сокращенно выражено все богатое содержание смирения. Возьми его, сядь и рассмотри все возможные случаи твоей жизни и наперед избери себе во всех их последнюю часть. Это последнее будет практика смирения, которое от внешних дел мало помалу перейдет внутрь, и положит там осадку смирения, как основу. Время возрастит это семя среди той же практики, и смирение преисполнит, наконец, всю душу и тело и все внешние дела. Что же будет? А то, что величие нравственное будет сиять на челе твоем и привлекать всеобщее уважение; и исполнится над тобою: «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.14:11). Но не это имей в виду, практикуясь в смирении, а само смирение. Оно само с собою приносит в душу ублажающее благонастроение. Куда придет смирение, там все внутренние тревоги прекращаются и все внешние невзгоды не производят поразительных впечатлений. Как волна, не встречая препятствия, без шума и удара разливается в безбрежном море, так внешние и внутренняя скорби не ударяют в смиренную душу, а проносятся как бы поверх, не оставляя следа. Это, так сказать, житейское преимущество смиренного; а какой свыше свет осеняет его, какие утешения посылаются, какая широта свобододействия открывается!.. Поистине, смирение одно совмещает все...
Протоиерей Александр Шаргунов
«Пришел Сын Человеческий: ест и пьет» (Лк. 7:34), беседуя дружески со всякого рода людьми. Сегодня мы видим, как Он приходит в субботу в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба. Как милостив Бог к нам, дающий время, даже в день сугубой молитвы, для телесного отдохновения. И как внимательны мы должны быть, чтобы не злоупотребить этой свободой.
«И вот, предстал пред Ним человек, страждущий водяною болезнью». Господь приходит, благословляя страждущих, и прежде чем этот человек позвал Его, Он ответил ему. Благо человеку быть там, где Христос. Законники и фарисеи внимательно наблюдали за Ним. Когда Христос спросил их, позволительно ли врачевать в субботу, они молчали. Ибо их намерение было уловить Его, а не поучиться от Него. Они не хотели сказать: «позволительно», и стыдились сказать: «непозволительно». Благочестивые люди нередко бывают гонимы за то, что даже их гонители не могут не признать позволительным и добрым. Много добрых дел совершил Христос, за которые они хотели побить Его камнями.
Но никакое противостояние нечестивых не может помешать Господу творить добро. «И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил». В одно мгновение одним прикосновением Господь исцелил эту тяжелую болезнь. Он отпустил исцеленного, чтобы фарисеи не могли обвинить его. Хотя абсолютно непонятно, в чем могла быть его вина.
Наш Господь не делал ничего, что было бы против Закона. В ответ на их мысли Он обращается к их собственной жизни, снова заставляя их со стыдом замолчать. «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу», не откладывая это до окончания субботнего дня, чтобы он не погиб? Они делают это не столько из жалости к животному, сколько — блюдя свои интересы. Это их вол, он стоит денег, ради которых можно поступиться и Законом. Увы, столь многие, ради собственной выгоды, с легкостью жертвуют тем, чем они не могут пожертвовать ради славы Божией и блага своих ближних! «И не могли Ему отвечать». Ибо безответны будут пред Господом уста льстивые.
«Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя». Обычаи Божии не похожи на наши. И нравы Божии отличаются от нравов людей. Требуется время и определенное познание Бога, чтобы мы начали научаться им. Однако совет не торопиться занимать первое место среди приглашенных можно найти в каком угодно учебнике правил хорошего тона. Это элементарная вежливость, и это может быть расчетливая осторожность, как замечает Сам Господь: какой стыд, если придет кто-то более достойный, и мы должны будем занять единственное оставшееся место — последнее! С точки зрения мирского благоразумия такой расчет оправдан: лучше второе или третье место среди первых, но только не последнее. Однако совет, который дает Господь в Евангелии, идет гораздо дальше элементарных правил приличного поведения. Ученик Христов более чем другие люди, предупрежден. Слова, которые Господь повторяет в заключение притчи, звучат как рефрен во всем Евангелии: «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».
В самом деле, речь идет не о том, чтобы из тактических соображений предпочесть второе или третье место, чтобы потом не пришлось со стыдом занять последнее. Речь идет о том, чтобы всегда и всюду, почти инстинктивно, искренне предпочитать последнее место. Чтобы достигнуть этого, никакого кодекса вежливости, никакого эгоистического расчета будет недостаточно. Господь зовет к совершенно другому.
«Унижающий себя возвысится». Не может быть никаких сомнений — Господь говорит прежде всего о Самом Себе. Это Он, будучи Богом, уничижил Себя среди людей до последнего места среди них. Но от этого последнего места, от Креста и от ада среди умерших, Он возвысился, воскрес и стал Перворожденным из мертвых и Спасителем многих. Избрать последнее место, чтобы таинственно явиться на первом, возвысившись любовью Отчей, — вот путь Сына Божия и спасение мира. Путь, который отныне открывается в Нем для всех людей, чтобы все, следуя за Ним, могли избрать его. Быть вместе с самыми нищими, обнищать ради них — значит последовать за Христом по единственному пути, ведущему к Небесному Отцу.
Именно в этом обычаи Божии нисколько не похожи на то, что принято у людей. Для верующего человека выбрать последнее место не есть благоразумный расчет, чтобы, невзирая ни на что и не подавая вида, достигнуть первого места, всегда самого желанного. Выбрать последнее место — значит, просто научиться нравам Божиим, оказаться под воздействием Его любви. Приобщая тайне Своей любви, Бог возносит смиренных, приемлет нищих и спасает грешников.
По этой же самой причине Церковь Христова так мало напоминает любые, самые лучшие общества этого мира, которые тщательно отбирают и отсеивают своих членов. Ибо Церковь в свою очередь сочетается с обычаями и нравами Божиими. Она — знамение Его милосердия. Она причастна щедрости Бога. Она не ждет никакого воздаяния, кроме одного только Бога.
За Божественной литургией каждый из нас занимает последнее место. Потому что Бог пришел спасти не праведников, а грешников, «от нихже первый есмь аз». «Никтоже да рыдает своего убожества», как говорит святой Иоанн Златоуст среди Пасхи. Каждый, кто сознает свою греховность и приходит с покаянием, оказывается достойным. И Сам Сын Божий сажает его рядом с Собой, и соединяется с тем, кто исполнен решимости следовать за Ним всюду, куда бы Он ни пошел.
О болящих и о целителях
(Еф.5:1–8; Лк.14:1–11)
Протоиерей Вячеслав Резников
Однажды Господь пришел «в дом одного из начальников фарисейских», где оказался «человек, страждущий водяною болезнью. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали». По их законам, врачевание, в числе прочих дел, в субботу было запрещено, и они не могли сказать: «позволительно». А сказать: «не позволительно» – не давала человеческая совесть. Потому что одно дело – когда сидим и рассуждаем в кабинете, и совсем другое – когда живой, страждущий человек молит о помощи. Тут теории проверяются на прочность.
Это касается и вопроса – к каким средствам можно, а к каким – нельзя прибегать в болезнях. Например, пришла маловерная, отчаявшаяся женщина. Ее неверующий муж или сын погибает, и всех губит своим пьянством. Можно ли прибегнуть к методу, в котором – последняя надежда? Чтобы объяснить, почему, по нашему мнению, нельзя, – надо начинать буквально от Адама и Евы. А ей не до того: для нее вопрос о жизни и смерти. И совсем другое дело, когда спрашивает церковный человек, для которого страшнее всего – повредить душе. Вот здесь можно порассуждать о допустимости того или иного метода лечения.
Также не все однозначно, когда человек вдруг обрел в себе дар целителя, и уже испытал радость помогать тем, кого оставили врачи. Ему доказывают, что делать этого почему-то нельзя, а у него – живой опыт. И он никогда не согласится, что победить страдания, это – плохо.
Когда не действуют слова, надо, очевидно, предать на волю Божью. Жизнь сама покажет, что вырастет из этого семени. Но надо посоветовать быть особенно внимательным. Вот, ты вылечил рак. А больной после этого лишился разума. Другому больному, недавно уверовавшему, ты посоветовал сначала пособороваться и причаститься. Он со слезами, с покаянием исполнил это. И… почему-то предпочел обычные методы лечения. А другой, избавленный от рака, впал в пьянство; болезнь возвратилась, и он умер.
Конечно, ты пытаешься обратить больного к вере, рассказать о Христе, приобщить к Церкви. Тот слушает, старается выполнять. Но – лишь до излечения. Потому что пришел он не за этим. Получается, что религию ты обратил на службу здоровью.
Надо и за собой особенно внимательно смотреть. Чисто ли ты живешь? И не является ли, например, «любостяжание» главной пружиной твоей деятельности? Не жалуешься ли, когда тебе мало заплатят? Ведь «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым». И «никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в царстве Христа и Бога». И потом – помнишь ли ты, что «возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится»? И получается ли у тебя всегда и везде постараться сесть «на последнее место»? И не обижаешься ли, когда тебе приходится это сделать поневоле?
Наблюдай и размышляй. И «никто да не обольщает вас пустыми словами», что вот, мол, ты – благодетель страждущего человечества. Бог дает Свои особые дары только за многие подвиги, дает их тому, кто достиг бесстрастия. А если не так, то, скорее всего, они – не от Бога, но – чтобы прельстить, погубить через гордость, и не допустить войти в царство «Христа и Бога» и тебя, и тех, кто прибегнул к твоей помощи.
|