25 декабря 2023 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Понедельник 30-й седмицы по Пятидесятнице

(Евр.8:7–13; Мк.8:11–21)

Евангелие святого апостола Марка, глава 8, стихи 11 - 21:

11 Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.
12 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.
13 И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.
14 При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.
15 А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.
16 И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас.
17 Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?
18 Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?
19 Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.
20 А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков. Сказали: семь.
21 И сказал им: как же не разумеете?

Послание апостола Павла к Евреям, Глава 8, стихи 7 - 13:

7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка

(Мк. 8:11-21) Мк.8:11. Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.
Мк.8:12. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.

Фарисеи требуют знамения с неба, например, остановить солнце или луну, низвести молнию, произвести перемену в воздухе. Они думали, что небесного знамения Он не в состоянии сотворить, имея возможность производить силой веельзевула одни только земные знамения. Но Иисус не внемлет им; ибо для знамений с неба назначено другое время, разумею, – время второго пришествия, когда силы небесные подвигнутся и луна не даст света своего, время же первого пришествия не имеет ничего подобного, но все исполнено кротости. А потому «не дастся роду сему знамение» с неба.

Мк.8:13. И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.
Мк.8:14. При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.
Мк.8:15. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.
Мк.8:16. И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас.
Мк.8:17. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?
Мк.8:18. Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?
Мк.8:19. Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.
Мк.8:20. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь.
Мк.8:21. И сказал им: как же не разумеете?

Господь оставляет фарисеев как людей неисправимых. Ибо медлить должно там, где есть надежда на исправление, а где зло неисправимо, оттуда надлежит бежать. Ученики забыли взять хлебы по особому устроению Божию, чтобы они после строгого выговора Христова сделались разумнее и познали силу Христову. Ибо когда Господь сказал, чтобы они остерегались закваски фарисейской, то есть учения фарисейского, то они подумали, что Господь напоминает им о закваске хлебной. Итак, справедливо Он упрекает их как неразумеющих силы Христовой, которой Господь может сотворить хлебы и из ничего. Учение фарисеев и иродиан называет закваской по той причине, что оно было терпко и исполнено ветхой злобы. И всякий, кто обветшал во зле и не может говорить ничего духовного, чтобы усладить гортань слышащего, имеет в себе закваску древней злобы, то есть учение ядовитое и ведущее принявших его только к раскаянию. Но кто были иродиане? Это какие-то новоявившиеся учители, кои говорили, что Ирод есть Христос и что в него должно верить.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник ВышенскийПлыл Господь с учениками на другую сторону моря, а они забыли взять хлебов, и имели с собою только один хлеб, и стали думать, как тут им быть. Ведая помышления их, Господь напомнил о насыщении четырех и пяти тысяч народа, возведя их тем к твердому упованию, что при Нем не умрут с голоду, хоть бы и ни одного хлеба не имели. Сколько тревог наводит иногда на каждого помышление о безвестном будущем! Успокоение от этих тревог одно – упование на Господа, а оживление и укрепление почерпается из разумного рассмотрения того, что уже было с нами и с другими. Не найдется ни один человек, который бы в жизни своей не испытал нечаянных избавлений от беды или нечаянных поворотов жизни его на лучшее. Воспоминаниями о таких случаях и оживляй душу свою, когда начнут томить ее мрачные мысли о том, как быть. Бог все устроит к лучшему и теперь, как бывало прежде. Положись на Него; еще прежде избавления от беды, Он пошлет тебе благодушие, при котором и не заметишь беды своей. «Уповающаго же на Господа милость обыдет*» (Пс.31:10). Рассматривай опыты сего в Священном Писании, в житиях святых, в своей жизни и жизни знакомых твоих и увидишь, как в зеркале, как «близ Господь всем призывающим Его» (Пс.144:18). И страхования за участь свою не возмутят души твоей.

* «обыдет» – «окружит».

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мк.8:11–21)

Протоиерей Александр Шаргунов

Фарисеи требуют от Господа «знамения с неба». Они не говорят, какого, но речь идет несомненно о чуде, подобном тому, какое было во времена Исхода, — с тем, чтобы Спаситель мог доказать, что Он действует именем Божиим. Память израильского народа хранила манну, переход через море Чермное, все события, через которые явно была видна милость Бога к Своему народу. Менее охотно, судя по всему, они вспоминали о неверности народа в течение сорокалетнего странствования по пустыне — идолопоклонство, требование все новых чудес, грехи всякого рода. Однако в пророчествах и псалмах непрестанно звучит сетование Бога об Израиле, роде неверном: «Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих» (Пс. 94:10).

Господь дает фарисеям аналогичный ответ. Как и в псалме, Он употребляет выражение «род сей», чтобы показать народ Израиля в его неверности, в попытке искусить Бога и получить от Него гарантии. Христос отвергает эти требования.

Разве можно сказать, что Он не давал до этого знамений иудеям? Разве не помнят они, какие Господь совершал чудеса: изгонял бесов, исцелял больных. А чудо умножения хлебов в пустынном месте — разве не напоминало им манну? Но довольно. Господь, «глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?» Столько знамений им было дано, и что за нелепость желать нового знамения? Он не даст им никакого знамения. Единственное знамение, которое Господь даст в будущем израильтянам, будет анти знамение — Он даст убить Себя Своим врагам.

Господь предупреждает Своих учеников против закваски фарисейской и иродовой. Закваской в Ветхом Завете часто именуется первородный грех. Это порча человеческой природы, порочная закваска, не дающая человеку творить волю Божию. «Берегитесь злого влияния фарисеев и Ирода, — наставляет их Господь, — остерегайтесь следовать их путем». Они ждут такого мессию, который явит свою земную силу и власть. Требование знамения с небес было такого же порядка. Одна и та же закваска. Они не удовлетворялись знамениями, которые были даны им, и желали новых — по своему усмотрению. «Берегитесь этой закваски», — говорит Христос.

Но ученики не понимают слов Господа. Они не могут ни о чем другом думать, кроме как о том, что забыли взять в дорогу хлебы, и могут остаться голодными. Господь напоминает, что дважды Он утолял голод огромных толп, так что еще оставалась пища. Он говорит им: «О чем вы волнуетесь? Неужели вы не помните, что было до этого? Неужели жизнь не научила вас ни о чем не беспокоиться, если вы со Мной?» Отчего у нас столько растерянности и тревоги среди нынешних наших испытаний? Не ожесточилось ли наше сердце, как это было у богоизбранного народа, и как это, оказывается, может быть и у христиан? Или Церковь порою больше заботится о своем выживании и внешнем благополучии, чем о доверии и верности Господу? Это может происходить только потому, что мы «не разумеем» и «не помним» то, что знаем. Или мы помним только о скорбях и поражениях и потому с безнадежностью смотрим в будущее? Но есть другая память. Мы шли, выбиваясь из сил, останавливались перед неразрешимым тупиком, и вдруг непонятным образом все разрешалось. И мы продолжаем идти. Мы были на краю бездны, и уже шагнули в нее, и, тем не менее, мы прошли через нее. Сколько раз враги Христовы назначали день похорон нашей Церкви, но вот, она сияет сонмом новых мучеников и исповедников, и мы живы. Бог может провести нас через все, что может случиться с нами. Совсем недавно была нам чудесно явлена и скоро будет явлена с новой силой милость Господня!

***

Протоиерей Павел Великанов

Перед нами — рассказ евангелиста Марка о двух типах непонимания Христа — со стороны фарисеев и со стороны учеников. Сначала духовные лидеры требуют от Иисуса явить знамение с неба — как главное условие подтверждения Его Мессианского достоинства. Они как бы говорят Иисусу: "здесь, в обычной жизни, нет места Богу: и раз Ты утверждаешь, что Ты — Сын Божий и Мессия, Ты обязать явить нам что-то необычное, сверхъестественное!” Понимая, что от Него требуют, Иисус глубоко вздыхает…

И тут же, едва успев сесть в лодку — Его снова изумляют на этот раз ученики. Они никак не могут вырваться из плена житейских забот. Он пытается им показать, насколько опасно фарисейское понимание присутствия Бога в мире — а учеников заботит, хватит ли хлеба на всех! И это при том, что только что они были свидетелями чудесного умножения хлебов, когда многотысячная толпа была накормлена несколькими хлебами и двумя рыбками!

То, что для Самого Иисуса — совершенно очевидно, и для учеников, и для фарисеев — какая-то невероятная фантастика! Ещё бы: допустить саму возможность того, что Бог присутствует в этом мире, прямо здесь, непосредственно в текущем моменте — это практически невозможно. Гораздо понятнее и — не побоюсь употребить это слово — гораздо комфортнее выделить для Господа Бога определённое место — где-то достаточно далеко, там, в высоких небесах — и определённое время — в отдалённом будущем — и после этого можно расслабиться и спокойно жить, утешая себя тем, что Некий Далёкий Бог — вдруг если что-то плохое случится — всегда поспешит на помощь! Одним словом, Бог в ссылке — это очень «правильный» Бог с точки зрения слабого в вере человека.

Иисус решительно отказывается принимать такую модель отношений между Богом и человеком. Для Него Бог — основа, первопричина, корень всего бытия: и того неба, которое над головой, и этих камней, по которым ступают Его ноги, и каждой былинки, прозябающей из-под земли. Вся жизнь — только благодаря Ему, и надо быть полным безумцем, чтобы не видеть, не ощущать это! И Бог не входит в будничный поток бытия явным образом только потому, что сам человек сознательно и бессознательно блокирует эту возможность. Зачем ему Божественное вмешательство, когда он и сам давно научился справляться? Более того: это вмешательство, скорее всего, послужит причиной расстройства — и человек начнёт молиться Богу, чтобы всё снова вернулось на свои места, как прежде!

В эту ловушку маловерия нередко попадаем и мы, христиане. То мы с жадностью требуем от Бога немедленно явить Его силу в ответ на наши мольбы — то исключаем саму возможность Его действия в нашей будничной жизни. Но ведь Бог живёт только в настоящем: в отличие от нас, для Него нет этого рокового течения времени: для Него каждый миг — он вечен, непреходящ! Мы лишь слегка прикасаемся к пониманию этого, когда смотрим на иконы, где в одном изображении могут соседствовать эпизоды из разных времён. Это мы с вами видим свою жизнь, словно бегущую на экране киноленту — а у Бога вся наша «жизненная лента» — она уже перед Ним, с первого кадра до самого последнего! И вся эта лента — одна большая картина нашей жизни, которую можно окинуть одним взглядом!

Но как же научиться такому же, как у Христа Спасителя, живому чувству Божественного присутствия в каждом мгновении жизни? Для этого прежде всего надо учиться быть … адекватными: не застревать в былом, не улетать в далёкие мечтания о будущем, а стараться быть максимально включённым в каждый текущий момент жизни. Поверьте, стоит этому научиться — как уровень тревожности, беспокойства, раздражительности неожиданно начинает стремительно снижаться! Именно потому, что мы верой ощущаем: да, Бог есть, Бог действует, Бог присутствует — и эта близость Его становится источником невероятного внутреннего мира и радости!

***

Епископ Переславский и Угличский Феоктист

Фарисеи довольно сильно изменились, сменили внешний вид и название, они живут обособленно и не оказывают хоть сколько-то значимого влияния на современный мир. А Ирод и вовсе давно в могиле. Но несмотря на все это призыв Христа Спасителя беречься «закваски фарисейской и закваски Иродовой» по-прежнему актуален.

Обращает на себе внимание само слово «закваска». Для нас оно не несёт какого-то отрицательного смысла, для иудеев же времён Христа — напротив, само это слово имеет негативный оттенок. Связано же это с тем, что иудеи приравнивали брожение к гниению и потому закваска символизировала у них зло. Можно встретить употребление слова «закваска» так же, как мы употребляем выражение «первородный грех», или естественный порок человеческой природы. В итоге же получается, что слова Христа можно представить несколько иным образом: Он призывает бояться греховной гнили, которая может поразить человека так, как поразила фарисеев и Ирода. Впрочем, Ирод здесь выступает не как самостоятельный персонаж: в параллельном месте Евангелия от Матфея увещевание Спасителя звучит без упоминания имени тетрарха Галилеи: «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16:6) Возможно, это связано с тем, что Ирод принадлежал к секте саддукеев, и с точки зрения смысла слова «Ирод» и «саддукей» здесь выступают как синонимы.

Учение и образ жизни фарисеев сводилось к сухому и чахоточному формализму, а саддукеи были классическими бюрократами от религии, они отрицали бессмертие, воскресение и загробную жизнь. Суть же их закваски в том, что несмотря на все знамения небесные и божественные, которые Господь Иисус Христос показывает и даёт в изобилии, фарисеи и саддукеи намеренно не видят, намеренно не признают в Нем Бога и Мессию. Как мы знаем из Евангелия, никакое знамение оказалось не способно изменить и переродить этих людей. По мысли преподобного Иустина Челийского, это ничто иное, как хула на Духа Святого, единственный грех, который не имеет прощения. Христос призывает Своих учеников, во-первых, учиться замечать эти знамения, а во-вторых, непрестанно помнить о них. Знамения и чудеса от Бога есть в жизни каждого человека, но все мы склонны забывать о них, склонны носить в себе начатки закваски фарисейской и закваски Ирода, тогда как должны поступать так, как поступала Пресвятая Богородица — замечать их и слагать в сердце своём (Лк. 2:19).

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О Новом Завете
(Евр.8:7–13; Мк.8:11–21)

Протоиерей Вячеслав Резников

Пророк Иеремия за семь веков до Рождества Христова возвестил Божьему народу: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской». Он обещал, что Новый завет будет более совершенным. В Ветхом завете Бог просто «взял их за руку». О Новом же сказано: «вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, и они будут моим народом». Обычно более совершенное доверяют тем, кто выполнил предыдущее, менее совершенное. А тут – наоборот: более совершенное дается именно «потому, что они не пребыли в том завете Моем»!

Еще Господь говорит: «дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное. И дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим» (Иез.11:19). И опять – вопрос: почему Бог не сделал этого в Ветхом завете? Почему еще тогда не вложил законы им в мысли и не написал «на сердцах их»? А почему удастся сделать это теперь? Разве люди стали совершеннее? Вот, даже ближайшим ученикам Он говорит: «Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? Имея уши, не слышите»? Что же такое совершит Бог, если после этого даже «не будет учить каждый ближнего своего, и каждый брата своего, говоря: познай Господа»? Почему вдруг «все, от малого до большого, будут знать» Бога? А произойдет вот что: «Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не вспомяну более». Не добьется Господь усвоения и выполнения первого, Ветхого завета, но простит все, что не выполнили, и даст новое, более высокое.

Но как можно простить то, что ребенок не выучил в первом классе, и перевести его во второй? Но у Бога все совсем по-другому. Для Него простить грехи и неправды, простить непослушание, – не значит просто махнуть на все рукой. Это значит – Самому выполнить послушание, причем, «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8). Таким образом, мы снова и снова возвращаемся к Кресту, который воздвигнут «посреди земли» (Пс.73:12), пред лицем всех народов.

И разве умаляется сила Креста, откровение любви – тем, что мы не чувствуем этого, и не веруем в это? Если при взгляде на Крест у тебя все еще каменное сердце, то неужели из-за этого может быть подвергнуто сомнению пророческое обетование о том, что «все, от малого до большого будут знать Меня»? Здесь такое же мнимое противоречие, как в послании «к Римлянам», где сказано, что «весь Израиль спасется» (Рим.11:26). Истинный Израиль, это лишь тот «остаток», который не приклонил «колена пред» ложными богами (Рим.11:4). И только жители этого нового Израиля, «все, от малого до большого», вообще достойны упоминания.

И поэтому задумаемся, как же это будет: весь Израиль спасется, а ты – нет? «Все, от малого до большого, будут знать» Бога, а ты – нет? А потом однажды заметишь, что как-то перестали вокруг тебя «учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа». И вдруг увидишь, что остались вокруг тебя только «все гнусности … и все мерзости» (Иез.11:18). И тогда исполнятся слова Иоанна Богослова: «Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» (Ин.3:18)

Церковный календарь. 25 декабря

Читаем Евангелие. 25 декабря

Читаем Апостол. 25 декабря

Благая часть. 24 декабря

Мульткалендарь. 25 декабря. Святитель Спиридон Тримифунтский

Мульткалендарь. 25 декабря. Священномученик Александр, епископ Иерусалимский

День ангела. 25 декабря. Преподобный Варлаам Керетский, иеромонах

Этот день в истории. 25 декабря