Толкование воскресного Евангелия. Неделя 28-я по Пятидесятнице. Протоиерей Александр Шаргунов |
12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16 ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано;
17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство
(Лк. 17:12-19) Лк.17:12. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
Лк.17:13. и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
Вот «десять человек прокаженных» встретили Иисуса, когда Он имел войти в один город. Встретили они Его вне города, ибо им, так как они считались нечистыми, не позволялось жить внутри города (Лев.13:46). Они остановились «вдали», как бы стыдясь мнимой своей нечистоты и не смея приблизиться в той мысли, что и Иисус возгнушается ими, как прочие то делали, возвышают голос и просят милости. По месту они стояли вдали, но по молитве стали вблизи. Ибо Господь близок ко всем призывающим Его в истине (Пс.144:18). Они просят милости не как от простого человека, но как от такого, который выше человека. Ибо они называют Иисуса Наставником, то есть Господином, Попечителем, Надзирателем, что очень близко к наименованию его Богом.
Лк.17:14. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
Он (Иисус) повелевает им (прокаженным) показаться священникам. Ибо священники осматривали таковых, и от них сии принимали решение, чисты ли они от проказы, или нет (Лев.13). Священники имели признаки, по коим они отмечали неизлечимую проказу. Да и тогда, когда кто заболел проказой, потом выздоровел, священники осматривали, и им приносили дар, какой повелено в Законе. Здесь же, когда прокаженные были непререкаемо таковы, какая была им нужда показаться священникам, если они не имели быть очищенными совершенно? Повеление им пойти к священникам указывало не на другое что, как на то, что они сделаются чистыми. Поэтому и сказано, что они, идя дорогой, очистились.
Лк.17:15. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
Лк.17:16. и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
Но смотри, как мы и сначала говорили, из десяти человек девять, хотя они были и израильтяне, остались неблагодарными. А самарянин, хотя был и чуждого рода, возвратился и высказал свою признательность (а самаряне были ассирияне), чтобы никто из язычников не отчаивался, и никто из происходящих от святых предков сим не хвалился.
Лк.17:17. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
Лк.17:18. как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
Лк.17:19. И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Чудо сие намекает и на общее спасение, бывшее для всего рода человеческого. Десять прокаженных обозначают всю природу человеческую, прокаженную злобой, носящую на себе безобразие греха, живущую за нечистоту свою вне города небесного и отстоящую далеко от Бога. Это самое отстояние вдали от Бога ходатайствовало о милости. Ибо для человеколюбивого и желающего всех спасти и облагодетельствовать Бога самое сильное побуждение к милости – видеть, что никто не участвует в благости. По этому-то самому Он преклонился уврачевать находящихся в таком положении. И хотя Он уврачевал всю прокаженную природу, воплотившись и вкусив смерть за всякого человека, однако иудеи, несмотря на то, что со стороны Господа очищены от всех нечистот прокаженного греха, оказались неблагодарными и не обратились от суетного своего пути, чтобы дать славу Спасителю Богу, то есть поверить Ему, что Он, истинный Бог, благоволил претерпеть самые тяжкие страдания. Ибо Плоть и Крест суть слава Божия. Итак, они Воплощенного и Распятого не признали Господом славы. А язычники, народ чуждый, признали очистившего их и прославили Его верой, что Бог столько человеколюбив и силен, что ради нас принял на Себя крайнее бесчестие, что составляет дело человеколюбия, и, приняв оное, никакого вреда не потерпел в Своем естестве, что составляет дело могущества.
Исцелены десять прокаженных, а благодарить Господа пришел только один. Не такова ли пропорция благодарных в общей сложности людей, благодетельствуемых Господом? Кто не получал благ или, вернее, что есть в нас и что бывает с нами, что не было бы благим для нас? А между тем, все ли благодарны Богу и за все ли благодарят? Есть даже такие, которые позволяют себе спрашивать: «зачем Бог дал бытие? Лучше бы нам не быть». Бог дал тебе бытие для того, чтоб ты вечно блаженствовал; Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства; за тобою дело: стоит только немножко потрудиться ради того. Говоришь: «да у меня всё горести, бедность, болезни, напасти». Что ж, и это в числе способов к стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностию. Даже если б и всю жизнь подряд пришлось пострадать, и то ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Не смотри на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, и попекись сделать себя достойным того, и тогда горестей не заметишь. Все они будут поглощаться несомненным упованием вечных утешений, и благодарность не будет умолкать в устах твоих.
протоиерей Павел Великанов
История с исцелением десяти прокаженных – очень неприятна для слуха иудеев. Ещё бы: можно бесконечно долго рассуждать о тонких богословских материях, но чёрную неблагодарность оправдать ничем невозможно. И когда из десяти исцелённых лишь один оказывается не то, что каким-то особенно набожным, а просто нормальным человеком – и это – не иудей, а предатель, иноверец, презираемый самарянин – конечно, такая ситуация бьёт наотмашь по чувству собственного превосходства.
Мысль, которая, скорее всего, посетит многих из нас: «Не, ну мы-то – не такие. Мы всегда благодарны за все благодеяния! Мы помним наших благодетелей, поздравляем их регулярно, и даже ежедневно молимся за их здравие и благополучие!» Вполне допускаю, что так оно и есть. Но та ли это благодарность, об отсутствии которой так скорбит сегодня Спаситель?
Однажды мне пришлось столкнуться с неожиданной ситуацией. Одна пожилая женщина, которая постоянно требовала внимания и помощи, почему-то никак не могла эту помощь просто принимать. Она остро чувствовала себя обязанной что-то обязательно дать в ответ – даже если другому это совершенно было не нужно. Если ей отказывали – даже очень мягко и вежливо – она страшно обижалась. Я долго не мог понять, ну почему нельзя просто словами поблагодарить – и на этом расстаться с миром? В какой-то момент вдруг пришло ясное понимание: прожив долгую жизнь, человек так и не поверил, что добро можно делать совершенно бескорыстно. Без всякой задней мысли. Даже без ожидания того, что там, на небесах, тебе поставят очередную галочку. Это был какой-то глубинный страх оказаться кому бы то ни было чем-то должным. Поэтому и надо было буквально всучить никому ненужную конфету – и таким образом почувствовать себя отблагодарившей, выполнившей этот самой себе придуманный долг. Если попробовать этот долг описать, он бы звучал так: «Ты обязан быть благодарным!»
Нередко мы относимся к благодарности схожим образом. Нам сделали благодеяние – мы пытаемся его «отзеркалить», «отбить» от себя – пусть и несоизмеримо меньшим образом. В светском этикете градациям ответных подарков и визитов уделяется очень много внимания: ещё бы, отсутствие пропорциональной ответной реакции может быть воспринято как оскорбление!
Но Христова этика – совершенно иная. Здесь добрые дела делают просто потому, что это – единственно правильно. Без всяких скрытых «многоходовок». Без тайной мысли, «а как мне это аукнется? повысятся ли мои рейтинги в глазах окружающих?» Делают потому, что просто – любят. Без ожидания ответной реакции. Сказали «спасибо!» – и предостаточно. Ведь в конечном итоге мы – всего лишь распорядители тех базовых благ, которые – не наши, а Божии. И если сквозь наши руки что-то перешло к другим – мы не более чем посредники в этой цепи – а вовсе не источник самих благодеяний.
Поэтому и соответствующая благодарность за любую проявленную к нам милость может быть только одной: это благодарность Богу. Вся жизнь христианина призвана стать сплошной цепью маленьких и больших «спасибо» Господу Богу – которые в итоге превращаются в главное таинство Церкви – таинство Благодарения – Таинство Евхаристии.
Так что если кто-то оказал нам благодеяние – не следует ломать голову над тем, как симметрично воздать благодетелю. Следует и этот факт нашей жизни превратить в ещё один кирпичик нашего строящегося здания благодарности Богу. И находясь именно в такой позиции, легче делать добро другим. Зная, что даже спасибо не скажут. А оно и не требуется нам: ведь нам и без этого уже хорошо, потому что понимаем – другим-то стало ещё лучше!
***
священник Стефан Домусчи
Для каждого времени характерны свои акценты во взглядах на человека и его место в мире. Современное общество воспринимает науку как основной источник истины практически обо всем, в том числе и о человеке. Есть даже те, кто рассматривает его как сложную биологическую машину, которая не живет, а лишь работает по законам физики и химии; она не свободна, но полностью определяется естественными процессами. В таком взгляде на человека все его болезни, как собственно физические, так и психические видятся как результат только естественных химических и биологических реакций. В них напрочь отсутствует какой либо духовный компонент, даже эмоции оказываются результатом простых химических взаимодействий.
В отличие от подобного взгляда, христианство всегда понимало человека как единство духовного-телесного. Это значит, что в нем есть то, что происходит от телесной части и то, что зависит от части духовной. Естественная жизнь организма и процессы в нем происходящие, конечно не понимались как полностью зависящие от духа, ведь человек и питается, и растет и развивается естественным образом. Он не решает для себя, что ему надо расти и при любых внутренних усилиях он не способен остановить в себе процессы деления клеток и работы органов. В то же время, мы и из Священного Писания и из других текстов видим, что духовное состояние человека непосредственно с физическим связано. Стоит признать, что не все в этих процессах можно понять однозначно и мы, конечно, не застрахованы от ошибок, но и отрицать влияние духовного начала на телесное решительно не возможно.
Учитывая, что все в этом мире происходит по воле Божьей, христиане обычно уточняют, что многие естественные процессы были однажды запущенные Богом и развиваются по Его попущению.
Иными словами, когда мы видим больного человека, мы не всегда можем сказать, что его привели к этому духовные проблемы, но нередко серьезные заболевания действительно являются следствием внутреннего нравственного состояния. Это, конечно, не значит, что болеющий всегда грешник, т.к. иногда болезни посылаются нам ради не только из-за нашего прошлого, но из-за того, что ждет нас в будущем; посылаются для того, чтобы приготовить нас к чему-то.
В сегодняшнем чтении мы слышим о десятерых прокаженных, которые, увидев Христа, стали издали просить Его о помиловании. Близко подходить им было запрещено законом, поэтому они не могли надеяться, что он возложит на них руки или даст им лекарство как дал когда-то брение слепорожденному. Обращение издалека свидетельствует о том, что они верят в то, что для прекращения болезни достаточно только Его воли. Кроме того, само слово «помилуй», употребленное вместо «исцели» показывает, что саму природу своей болезни они понимают так, что нуждаются больше в милости, чем во врачебном действии. Они обращаются к нему не так как обращались бы к обычному врачу, но как к тому, кто милует человека, исцеляя его божественной благодатью.
Христос, видя веру обратившихся, посылает их к священникам, что должен был сделать в случае уже наступившего исцеления. Они идут и по дороге очищаются. Этот путь, еще прокаженных, но поверивших Христу – это путь их веры, их внутреннего и внешнего исцеления. Они поверили, что Его воли достаточно и, пойдя к священникам, очистились.
И вот, после очищения один из них возвращается ко Христу и благодарит Его. Исцелились все, но благодарен один – это кажется странным и вызывает удивление. Но разве мы, в своей жизни редко так поступаем? Ведь сколько удивительных событий происходит с нами каждый день, но мы воспринимаем их как норму, как нечто само собой разумеющееся… Здесь, по видимому, происходит тоже самое, не получив какого-то видимого исцеляющего знака, большинство из них восприняли это как должное. В то же время, из слов Христа мы понимаем, что их исцеление было актом божественной милости, божественной любви.
Думая об участии Бога в нашей жизни и о том, за что мы должны быть Ему благодарны, не стоит искать каких-то нарочито чудесных моментов, но благодарить даже за то, что кажется совершенно естественным.
О благодарении делами
(Лк.17:12–19)
Протоиерей Вячеслав Резников
Однажды, когда Господь входил «в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали, и громким голосом говорили: Иисус Наставник, помилуй нас»! Они не просили исцеления, но просто просили милости. Люди по разным причинам так обращаются к Богу. Или – от совершенной веры, когда все готов принять, как Божью милость. Или – от малой веры, когда страшно потерять и ее, если не получишь просимого. Ну а когда просят многие одновременно, то один Бог знает, у кого какая вера, и по чьей вере дается всем.
Так просили и прокаженные. Веры им хватило назвать Иисуса только «наставником». И Господь по их малой вере так им и ответил: «Пойдите, покажитесь священникам». И они пошли. И пошли, наверное, тоже с разными чувствами. Кто с робкой надеждой, а кто и с разочарованием. И вдруг по дороге начали совершаться чудеса: один за другим, а может быть, и все одновременно, – «когда они шли, очистились». Очистились, и… пошли дальше! И только один «из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его».
Но почему же не пришли остальные? «Не десять ли очистились? Где же девять»? Трудно представить, чтобы, все вместе получив исцеление, они могли допустить, что это – простое совпадение. Скорее всего, некоторые размышляли так: «зачем возвращаться? Виновник всего – Бог. А Он – на всяком месте. Достаточно даже на ходу воскликнуть: «слава Тебе, Боже»! – И довольно, и Он услышит. Так, успокоив совесть, избавили себя от труда обратного пути. А иные, может быть, рассуждали так: «По Его слову я исцелился. Но разве Он велел мне вернуться и благодарить? Он велел идти и показаться священникам, что я и выполняю, строго по Его словам».
В первом случае простая леность хочет оправдать себя благочестивыми рассуждениями. Да, Бог на всяком месте. И хорошо, что мы в это верим. Но вера без дел мертва. И благодарить надо делами. В данном случае – вернуться, пройти обратный, может быть, и немалый путь. Во втором случае видим послушание не по разуму. Но вы же именно к Иисусу обращались, именно у Него просили исцеления? Получили? Значит, надо именно к Нему вернуться, именно Его поблагодарить, а потом и идти к священникам.
Пусть ты когда-то в тяжелой болезни робко попросил Бога просто помиловать тебя, даже не веря, что будешь услышан. А тут вдруг и врач хороший нашелся, и нужные лекарства, и курс лечения удачно прошел. И пусть много протекло времени, но все-таки вспомни, что когда-то, пусть и неуверенно, – попросил Бога. И прежде, чем благодарить людей, поблагодари Его. Поблагодари делом, с утруждением себя. Приди в церковь, постой, помолись, поклонись, закажи благодарственный молебен, подай милостыню. И увидишь, как возрастет твоя вера. И в следующий раз будешь просить не как посторонний, но -как сын, который знает, что у родителей одна цель: чтобы тебе было хорошо и в этой жизни, и в будущей.
|