30 ноября 2023 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Четверг 26-й седмицы по Пятидесятнице

(1Тим.3:1–13; Лк.16:1–9)

Притча о неверном управителе

Евангелие святого апостола Луки, глава 16, стихи 1 - 9:

1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
5 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
6 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
7 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Послание апостола Павла к Тимофею, Глава 3, стихи 1 - 13:

1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,
4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;
5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
8 Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,
9 хранящие таинство веры в чистой совести.
10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.
11 Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.
12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.
13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 16:1-9) Лк.16:1. Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
Лк.16:2. и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
Лк.16:3. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
Лк.16:4. знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
Лк.16:5. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
Лк.16:6. Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
Лк.16:7. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
Лк.16:8. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
Лк.16:9. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Всякая притча прикровенно и образно объясняет сущность какого-нибудь предмета, но не она во всем подобна тому предмету, для объяснения которого берется. Поэтому не должно все части притчи изъяснять до тонкости, но, воспользовавшись предметом, насколько прилично, прочие части нужно опускать без внимания, как прибавленные для целости притчи, а с предметом не имеющие никакого соответствия. Так нужно поступить и с предложенной притчей. Ибо если мы возьмемся до тонкой подробности объяснять все, кто домоправитель, кто приставил его к управлению, кто донес на него, кто должники, почему один должен маслом, а другой – пшеницей, почему говорится, что они должны были по сто, и если все прочее вообще будем исследовать с излишним любопытством, то мы сделаем речь темной, причем, вынужденные затруднениями, может быть, дойдем и до смешных объяснений. Поэтому настоящей притчей должно воспользоваться столько, сколько можно.

Поясню несколько. Господь желает здесь научить нас хорошо распоряжаться вверенным нам богатством. И, во-первых, мы научаемся тому, что мы не господа имения, ибо ничего собственного не имеем, но что мы управители чужого, вверенного нам Владыкой с тем, чтобы мы располагали имением хорошо и так, как Он повелевает.

Потом научаемся тому, что если мы поступаем в управлении богатством не по мысли Владыки, но вверенное нам расточаем на свои прихоти, то мы такие управители, на которых сделан донос. Ибо воля Владыки такова, чтобы вверенное нам мы употребляли на нужды сослужителей, а не на собственные удовольствия. Когда же на нас доносят и мы имеем быть отставленными от управления имением, то есть исторгнутыми из здешней жизни, когда именно мы будем давать отчет в управлении после преставления отселе, тогда мы поздно примечаем, что нужно делать, и «приобретаем себе друзей богатством неправедным». «Неправедным» называется то «богатство», которое Господь вручил нам для употребления на нужды братьев и сослужителей, а мы удерживаем оное для самих себя. Но поздно мы ощутим, куда нам обратиться, и что в этот день мы не можем ни трудиться, ибо тогда не время делать, ни милостыни просить, ибо неблагоприлично, так как девы просившие (милостыни) названы глупыми (Мф.25:8). Что же остается делать? Разделить с братьями это имение, чтобы, когда перейдем отселе, то есть переселимся из здешней жизни, бедные «приняли нас в вечные обители». Ибо нищим во Христе назначены в удел вечные обители, в которые они могут принять явивших им любовь здесь чрез раздачу богатства, хотя оное, как принадлежащее Владыке, сначала нужно было раздать бедным. Они суть должники по сказанному: «он всякий день милует и взаймы дает» (Пс.36:26), и в другом месте: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу» (Притч.19:17). Итак, предварительно нужно было все раздать этим добрым должникам, которые уплачивают во сто крат. Впрочем, когда мы оказываемся управителями неверными, несправедливо удерживая за собой то, что назначено для других, нам не должно навсегда оставаться в этом бесчеловечии, но должно раздавать бедным, чтобы они приняли нас в вечные обители.

Когда мы так будем изъяснять эту притчу, то в объяснении не встретится ничего ни лишнего, ни изысканного, ни сногадательного. Впрочем, выражение «сыны века сего догадливее» и далее, кажется, означает нечто другое, и не неудобопонятное или странное. «Сынами века» сего называет тех, кои придумывают все, что на земле полезно для них, а «сынами света» тех, кои из любви к Богу, должны преподавать другим духовное богатство. Итак, здесь говорится, что люди, поставляемые в управители человеческим имением, всячески стараются о том, чтобы после отставки от управления иметь утешение, а сыны света, поставляемые, то есть получающие в доверие управление духовным имением, нисколько не думают о том, чтобы после сего получить себе пользу, Итак, «сыны века сего» суть те, коим вверено управление человеческими делами и кои «в своем роде», то есть в жизни сей, умно ведут свои дела, а сыны света те, кои приняли имение с тем, чтобы управлять им боголюбезно.

Оказывается, что, управляя человеческим имением, мы умно ведем свои дела и стараемся, чтобы иметь какое-нибудь убежище жизни и тогда, когда будем отставлены от сего управления. А когда управляем имением, коим должно распоряжаться по воле Божией, мы, кажется, не заботимся о том, чтобы нам по преставлении из здешней жизни не подпасть ответственности за управление и не остаться без всякого утешения. Потому мы и называемся неразумными, что не думаем о том, что будет полезно для нас после сего. Но будем приобретать себе друзей в нищих, употребляя на них неправедное богатство, данное нам от Бога в оружие правды, но нами удержанное в свою пользу и потому превратившееся в неправду. Если же богатство, праведным путем доставшееся, когда им управляют нехорошо и не раздают нищим, вменяется в неправду и в маммону, то тем более богатство неправедное. Будем же сим последним приобретать себе друзей, чтобы, когда умрем и переселимся из здешней жизни или и в другом случае будем малодушествовать от осуждения, «они... приняли нас там в вечные обители».

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский Притча о неправедном приставнике обличенном. Вишь как ухитрился он выпутаться из беды! Хоть бы всем нам так ухитриться устроять себе покойное житие по исходе из этой жизни! Но нет, «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк.16:8). Отчего приставник так всхлопотался? Оттого, что близка была беда. Близость беды возбудила энергию и сообразительность, и он скоро все уладил. А у нас будто не близка беда? Смерть может постигнуть каждую минуту, а за нею тотчас и «дай отчет в управлении твоем» (Лк.16:2). Все это знают, и, однакож, почти никто ни с места. Что это за омрачение? То, что никто не думает сейчас умереть, а полагает, что проживет день-другой; хоть и не определяет срока, а все уверен, что смерть еще впереди. Оттого и беда видится все еще впереди. Беда впереди – и соображения на случай беды отлагаются на будущее время. Целую жизнь оставаться в неисправности никто не думает, а только отлагает на нынешний день. А так как и вся жизнь слагается из нынешних дней и часов, то и не приходит озабоченность, как устроиться на будущее.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.16:1–9)

Протоиерей Александр Шаргунов

Не для того мы приступаем к чтению слова Божия, чтобы поражаться его красотами и глубинами или утешаться сладостными переживаниями. Нет, Божественное Откровение хочет вдохновить нас на истинную жизнь, на исполнение нами нашего христианского долга. Мы, как говорит Апостол, — «служители многоразличной благодати Божией». Мудрость заключается в том, чтобы употребить все, что мы имеем в мире на обретение вечных богатств — делами благочестия, любви. Именно об этой доброй купле говорит преподобный Серафим Саровский в своей знаменитой беседе с Н. А. Мотовиловым «О цели христианской жизни».

Сегодняшняя притча представляет сынов человеческих как управителей земных владений в этом мире. Чем бы мы ни обладали — это собственность Божия, мы только пользуемся ею. Нам показана нечестность управителя. Он расточил имение своего господина, и был обвинен за это. А разве мы не склонны к такой же растрате? Разве мы употребили доверенное нам Богом должным образом? Чтобы не оказаться нам осужденными Богом, мы должны осудить себя. «Что это я слышу о тебе?» — спрашивает с тревогой господин. Он опечален, что ему приходится разочароваться в своем управителе. Но управитель не может отрицать этого, и потому должен дать отчет и в скором времени оставить место.

Помним ли мы, что и нам предстоит скоро оставить свое служение в этом мире? Смерть придет и освободит нас от управления, другие придут на наше место. Это увольнение будет справедливым, мы его заслужим, потому что расточили Господне имение. И когда наше управление будет отнято от нас, мы должны будем дать в нем отчет нашему Господу.

«Что мне делать?» — размышляет управитель в притче. Об этом надо было размышлять раньше, но, как говорится, лучше поздно задуматься, чем никогда. Жизнь продолжается. Но на что он будет жить? Он знает, что у него уже нет сил, чтобы зарабатывать на жизнь трудом: «Копать не могу». А, может быть, дело не в том, что он не может, а что не хочет. Может быть, он просто ленив, или не навык к такой работе? Он понимает, что у него нет смирения, чтобы просить на хлеб у других. «Просить стыжусь». Гордость говорит в нем, хотя стыдиться надо не этого, а нечестного управления.

И вот, он решается войти в дружбу с должниками своего господина. Он списывает их долги наполовину, чтобы сделать их должниками ему. Мы видим, сколь ненадежны наши земные владения, — и, может быть, особенно у тех, кто больше всех имеет их. И какое предательство обнаруживается даже среди тех, кому много доверия.

За что же господин похвалил управителя неверного? Конечно же, не за неверность, а за то, что тот мудро поступил с точки зрения мира сего по отношению к себе. «Ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». О, если бы мы так же заботились о своей душе и вечности, как они — о своей земной выгоде! Если бы мы были столь же мудры в наших духовных делах, как они — в своих!

Не то, что сыны века сего являют подлинную мудрость. Нет, только в роде своем. В этом они мудрее нас. Мы живем так, будто будем здесь жить всегда, и как будто не будет жизни после смерти. Как сыны света, мы должны бы видеть только вечную жизнь перед собой, и, готовясь к ней, по закону света и правды, отправлять все, что мы имеем здесь на земле, на небо. Святые отцы советуют учиться нам ревности о правде у ревнующих о грехе. И даже у самого диавола, который не знает ни сна, ни отдыха, ища совершить новое зло. Так и мы должны непрестанно гореть духом, чтобы устоять в добре. И у самих себя, в этом смысле, мы должны учиться: «Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех, и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому.»

«И Я говорю вам, — обращается к нам наш Господь, — приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Все перевернуто и искривлено в этом мире, отпавшем от Бога. Но Господь выпрямляет все. То, что мы имеем на земле, принадлежит Господу, но наш долг — служить этим богатством другим. Оно — неправедное, потому что само по себе не может дать никому подлинного счастья. Оно — обманчиво, потому что смерть полностью лишает его. Но когда вы обнищаете, те, кому вы служили им, будут ходатайствовать за вас пред Господом, чтобы приняли вас в вечные обители.

***

Иеромонах Феоктист Игумнов

Наверное, сложно представить взрослого зрелого человека, который бы будучи в здравом уме планировал умереть без примирения со своими близкими людьми, без того, чтобы сказать какие-то добрые слова, устранить недопонимание. Проститься и простить. Ну а для верующего человека характерно ещё одно стремление: не умереть во грехе, не умереть без примирения с Богом. То есть в момент совершения какого-либо греха или без искреннего раскаяния в чем-то уже совершённом. Церковь всецело поддерживает это стремление. Именно поэтому священнические инструкции требуют, чтобы священник оставил все свои дела, даже отложил богослужение и шёл туда, где есть умирающий человек, который хочет принести покаяние Богу. Количество тех, кому удаётся последние часы или минуты жизни увидеть рядом с собой священника и через него примириться с Творцом, невероятно мало. Это совершенно особенные люди, счастливые люди. Несмотря на то, что оставшееся время их жизни можно исчислить минутами, рядом с ними очень светло и радостно. Само собой, это не ликование с пением и плясками, шутками и смешными историями, это тихая и настоящая радость, это благоговение перед величием и милостью Творца. Это радость за человека, который от худшего переходит к лучшему, который оставляет своё временное прибежище и находит свой постоянный дом, своё Небесное Отечество. Впрочем, покаянное настроение может возникнуть не только тогда, когда человек живёт последние минуты. Зачастую для этого достаточно страха перед неблагоприятным диагнозом. Точно также, как человеку из услышанной нами сегодня притчи достаточно было испуга перед позорным увольнением и нищетой для того, чтобы у него появилась энергия и включилась сообразительность. Человек из произнесённой Господом Иисусом Христом притчи всё успел и всё уладил. Мы тоже надеемся успеть и всё сделать правильно в своё время. Проблема лишь в одном: успеем ли? Конечно, мы рассчитываем успеть, мы не собираемся прожить всю жизнь в нераскаянном состоянии, в отсутствии мира с Богом и ближними. Мы лишь откладываем необходимые для этого действия на недолгое время. Может быть, на завтра. Или на понедельник. Или на время Великого поста. Но помоги нам, Господи, ощутить скоротечность времени и найти в себе силы измениться уже сейчас!

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О догадливом управителе
(1Тим.3:1-13, Лк.16:1-9)

Протоиерей Вячеслав Резников

«Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его». Хозяин призывает управителя, но не разбирается, прав он или виноват, ложный или справедливый был на него донос. Он ставит точку, коротко и ясно требуя сдать дела: «Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять». И управитель тоже не спрашивает, мол, за что? Он не пытается ни оправдаться, ни покаяться. Он трезво оценивает свое положение, свои силы и возможности: «что мне делать? Господин мой отнимает от меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь».

Он весь устремлен вперед: «что делать»? А это – единственный вопрос, на который Господь всегда прямо отвечал, в отличии от иных вопросов. И управитель придумал: «Знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда буду отставлен от управления домом». И он призывает «должников господина своего, каждого порознь», и предлагает каждому переписать свою расписку, значительно уменьшив величину долга.

Кажется удивительным, что за этот поступок «похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил». И еще более удивительно, как Господь заканчивает эту притчу: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Скажут: возмутительно пользоваться неправедным богатством!.. Но вспомним притчу о Блудном сыне, возвращение которого тоже справедливо возмутило старшего брата: свое расточил, и хватило наглости прийти назад, на готовое, не растраченное!

Господь похвалил решимость обоих этих странных героев. Потому что в этих притчах хозяин – не только хозяин, но и отец. И не только отец, но и Отец Небесный. Блудный сын пришел пользоваться именно не своим, и за это был обласкан отцом. И Управитель тоже за чужой счет получил возможность выжить. И тоже получил похвалу. Но Блудный сын расточил все, дошел до конца, так и не сумев приобрести себе расточенным имением друзей. А Управитель был остановлен на этом пути. И вместо того, чтобы напоследок еще что-то хозяйское утащить, он решил этим же имением помочь другим людям.

Конечно, похищается и расточается чужое, хозяйское. Но дело в том, что все, что мы имеем в этой жизни, – вообще не наше. Апостол Павел писал: «Что ты имеешь, чего бы не получил» (1 Кор.4:7)? И надо все уметь употреблять для своего действительного блага, чтобы действительно приобрести вечные обители, стяжать молитвенников за себя. Как важно, когда кто-то молится за тебя, или хотя бы поминает добрым словом.

Что же касается справедливости, то, в конце концов, все мы живем за счет замученного за нас Единого Безгрешного, что является вопиющим попранием всякой справедливости!

Церковный календарь. 30 ноября

Читаем Евангелие. 30 ноября

Читаем Апостол. 30 ноября

Благая часть. 29 ноября

Мульткалендарь. 30 ноября. Святитель Григорий чудотворец, епископ Неокесарийский

Мульткалендарь. 30 ноября. Преподобный Никон, игумен Радонежский

День ангела. 30 ноября. Преподобный Варлаам Керетский, иеромонах

Этот день в истории. 30 ноября