Смоковница
1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
8 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, -
9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.
13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,
14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.
15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,
17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.
1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,
2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.
3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.
4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.
5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.
(Лк. 13:1-9) Лк.13:1. В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
Иуда галилеянин, о котором тот же самый евангелист упоминает и в Деяниях (Деян.5:37), будучи сам сведущ в Законе, убедил многих и иных галилеян пристать к своему учению. Учил же он тому, что никого из людей, ни даже самого царя, не позволительно именовать господом ни в буквальном смысле, ни в смысле почтения и благоволения. Отсюда многие из них за то, что не называли кесаря господом, жестоко были наказываемы. Они учили еще, что не должно быть приносимо никаких жертв, кроме заповеданных Моисеем; почему они возбраняли жертвоприношения за кесаря и за римский народ. Вероятно, в негодовании на это, Пилат приказал заколоть сих галилеян при тех самых жертвоприношениях за римский народ, которые были ими воспрещаемы. Поэтому кровь их смешалась с кровью жертв. Об этом, как происшедшем из-за благочестия, некоторые доложили Спасителю, желая узнать Его мнение об этом предмете. Ибо некоторые думали, что они пострадали весьма справедливо как грешники, так как они были виновниками возмущения и возбудили в Пилате ненависть к иудеям, ибо их сопротивление называть кесаря господом было простираемо на весь народ иудейский.
Лк.13:2. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
Лк.13:3. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все тáк же погибнете.
Спаситель не отрицает того, что они грешны, но не говорит и того, что они пострадали так потому, что грешнее прочих, непострадавших. Но если и вы не покаетесь, если не перестанете возмущать и возжигать внутренние междоусобия и не поспешите умилостивить Бога делами, то подвергнетесь еще худшей участи. Ибо не следует под предлогом благочестия снискивать себе славу, и между тем возбуждать внутренние мятежи.
Лк.13:4. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
Лк.13:5. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все тáк же погибнете.
Башня, упавшая в Силоаме, была предуказанием на то, что имело впоследствии случиться с этим народом. Примером немногих, тогда погибших, она вразумляла многих, что и они потерпят большое зло. Ибо башня служила предызображением целого города, а те погибшие восемнадцать человек – целого народа. Действительно, когда город пал от Тита, тогда вместе с ним погиб и весь народ, упорный в неверии. Это должно быть для нас уроком при всех ежедневных случаях. Если некоторые падают, тогда как мы остаемся без искушений, то сие не должно служить для нас поводом к совершенной беззаботливости, будто бы мы остаемся без искушений потому, что праведны, а напротив, мы должны более вразумляться, потому они наказываются, чтобы мы улучшились; если ж мы не исправимся, то горе наше будет больше.
Лк.13:6. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
Согласно с ходом речи приводит притчу сию. Перед этим Он сказал: «если вы не покаетесь... то погибнете». Теперь, кстати присовокупляет притчу сию. Смоковница есть народ иудейский, производящий одни только горькие листья, а плодов не приносящий. Стоял он в винограднике Божием, то есть в церкви иудейской. Домовладыка – Христос – приходил и искал (в иудеях) плода веры и добрых дел, но не нашел.
Лк.13:7. и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
Приходил Он по три срока: раз – через Моисея, в другой – через пророков, а в третий – Сам лично.
Лк.13:8. Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, –
Лк.13:9. не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.
Наконец, поскольку, несмотря на все это, иудеи не покаялись, Христос отсек их от любви Божией. Ибо они уже не называются народом Господним и людьми святыми, но вместо их введены язычники, могущие приносить плод (Мф.21:43).
Под смоковницей можно разуметь и все человечество: под домовладыкой – Бога Отца; под виноградарем – Сына Божия, явившегося во плоти для того, чтоб приложить попечение и очистить наш виноградник. Христос не позволяет срубить эту смоковницу как бесплодную, говоря Отцу: «оставь ее и на этот год». Если (люди) не улучшились чрез Закон и пророков и не принесли плода покаяния, то Я еще напою их Своим учением и страданиями, и, может быть, они принесут плод благопокорности. Если ж смоковница не принесет плода, то после срубишь ее, отвергнув их от участи праведных. По три раза Бог искал плода в роде нашем (человеческом), и (трижды) он не дал: в первый раз, когда мы преступили заповедь в раю (Быт.3:12–13); в другой, когда во время законодательства слили тельца (Исх.32:2–4) и славу Бога променяли «на изображение вола, ядущего траву» (Пс.105:20); в третий, когда испрашивали (на распятие) Спасителя и Господа, говоря: «нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин.19:15).
И каждый из нас в частности есть смоковница, посаженная в винограднике Божием, то есть в Церкви или, просто сказать, в здешнем мире. Бог приходит искать плода, и если находит тебя бесплодным, повелевает тебя исторгнуть из здешней жизни. Но виноградарь может пощадить. Кто же этот виноградарь? Или Ангел хранитель каждого, или и сам человек. Ибо каждый сам для себя есть виноградарь. Часто, подвергшись смертной болезни или иным опасностям, мы говорим: Господи! Оставь и на этот год, и мы покаемся. Ибо это означает окопать и обложить навозом. Душа окапывается, когда она оттрясает с себя пыль житейских забот и делается легкой. Она облагается навозом, то есть теплотой жизни бесславной и всеми презираемой. Ибо когда кто для спасения души оставляет славу и решается на жизнь бесславную, тогда это называется обложить душу навозом, чтобы она принесла плод. Если принесем плод, то хорошо; а если нет, то Господь не оставит уже нас в Своем винограднике, но исторгает из здешнего мира, чтобы мы не занимали напрасно места. И кто видит грешника долго живущим, тот сам портится и делается хуже, и таким образом оказывается, что грешник сам не приносит плода, да препятствует другому, который мог бы принести плод. Если же он будет исторгнут из здешней жизни, то видевшие посечение его, может быть, придут в чувство, переменятся и плод принесут.
Говорится, что домохозяин приходил к смоковнице по три года, может быть, потому, что нам даны три Закона, через кои Господь к нам приходит, именно: естественный, Моисеев и духовный. Нам следовало приносить плод и при руководстве естественного закона, ибо природа сама по себе научает должному. Но поскольку Господь нашел естественный закон бездейственным в нас, то в помощь естественному Он дал Моисеев Закон. Когда же и сей оказался бесполезным по нашему нерадению, Он дал Закон духовный. Итак, чьей души не улучшат эти три закона, кто не может улучшиться, несмотря на долголетие и человеколюбие, тот уже не оставляется на дальнейшее время, поскольку Бог не может обманываться отсрочками.
Разумей, пожалуй, под тремя годами и три состояния возрастов: отрочество, или юность, которая считается до восемнадцати лет, мужество и состояние тех, кои начинают уже седеть. Поэтому, если мы и на старости, в этот третий год, не принесем плодов и если нам еще попущено будет жить, чтобы обложить себя навозом, чрез восприятие бесславной жизни ради Христа, а мы и опять солжем, тогда Господь уже не пощадит нас, но срубит, чтобы мы не занимали землю напрасно и притом с вредом для других. И это изъяснение мне кажется более близким к предлежащей цели.
Смесил Пилат кровь галилеян с жертвами их, – Господь сказал: «если не покаетесь, все так же погибнете»; упал столп силоамский и убил 18 человек, – Господь тоже сказал: «если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:1–5). Этим дается разуметь, что когда какая беда постигает других, нам надо рассуждать не о том, отчего и за что это случилось, а поскорее обратиться к себе и посмотреть, нет ли за нами каких грехов, достойных временного наказания во вразумление других, и поспешить изгладить их покаянием. Покаяние очищает грех и отстраняет причину, привлекающую беду. Пока во грехе человек, «секира лежит при корне древа» жизни его (Лк.3:9), готовая посечь его. Не сечет же потому, что ожидается покаяние. Покайся, и отнята будет секира, и жизнь твоя потечет к концу естественным порядком; не покаешься – жди посечения. Кто знает, доживешь ли до будущего года. Притча о бесплодной смоковнице показывает, что Спаситель умаливает правду Божию щадить каждого грешника в надежде, не покается ли он и не принесет ли плодов добрых. Но бывает, что правда Божия уже не слушает ходатайства, и разве кого-кого соглашается оставить еще на один год в живых. А ты знаешь ли, грешник, что проживаешь не последний год, не последний месяц, день и час?
Протоиерей Александр Шаргунов
Разве я заслужил это? — таков невольный вопль многих, когда посещает их большая беда. Если она со смертельным исходом, тут же рядом кто-то связывает это с виной пострадавшего: «Если с ним такое произошло, значит, он заслужил это». Эти галилеяне, кровь которых Пилат смешал с жертвами их, — у них, несомненно, были какие-то особые грехи, иначе Бог не попустил бы Пилату так жестоко расправиться с ними. И вместо того чтобы признать пострадавших мучениками, некоторые без всяких на то оснований называют их злодеями. В ответ Господь приводит еще один рассказ о посещении внезапной смертью. Не так давно упала Силоамская башня, и восемнадцать человек были погребены под ее руинами. Мы часто слышим, и в наше время чаще, чем когда-либо, о таких несчастных случаях. Силоамские башни не перестают падать. Башни, которые строятся для безопасности людей, часто становятся причиной их гибели.
Господь предупреждает, чтобы мы не смотрели на жизнь упрощенно. Прежде всего, те, с кем случилось несчастье, не более виноваты, чем остальные. Судить о людях и о событиях таким образом всегда рискованно, ибо все в чем-то виноваты, все заслуживают худшего. Хотя грех и страдание неотделимы друг от друга, и Епифаз сказал Иову: «Вспомни, погибал ли кто невинный, и где праведники были искореняемы?» (Иов. 4:7), но мы знаем, что часто величайшие из святых (такие как Иов Многострадальный и святой Царь-мученик Николай) больше всех страдали. Мы должны опасаться делать ложные выводы из происходящего, чтобы не осудить великих страдальцев как великих грешников. Иначе мы можем придти к заключению, что нечестивые гонители Церкви, обидчики народа, в чьих руках власть и сила, находятся под покровом Божиим, а гонимые — отвергнуты Богом.
«Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? И те восемнадцать человек виновнее были всех живущих в Иерусалиме?» — спрашивает Господь, и отвечает: «Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете». Господь предвидит гибель Иерусалима, которая произойдет в 70-м году. Он знает, что если иудеи будут продолжать свои политические интриги, заговоры, восстания, Рим сокрушит этот народ. И это произошло. Господь говорит, что если иудейский народ будет по-прежнему искать земное царство и отвергать Царство Божие, его ждет печальная участь. И всякий народ, восстающий на Бога, — на пути к гибели.
«Если не покаетесь, все так же погибнете». Во всех подобных событиях — призыв к покаянию. Это значит, что мы все в той же степени заслуживаем гибели, как они. Но Господь дает нам возможность покаяния. Суды Божии над другими людьми — призыв к покаянию, который должен быть услышан всеми. И покаяние — самый лучший и самый надежный способ избежать гибели. Если мы не покаемся, мы, несомненно, погибнем, как погибли бывшие прежде нас. Если мы не покаемся, мы погибнем для вечности, как они погибли для временной жизни. Тот же Христос, Который призывает нас: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), говорит: «Покайтесь, иначе вы погибнете». Он положил перед нами жизнь и смерть, добро и зло, чтобы мы сделали выбор.
Пусть Господь не говорит того, что слушающие Его еще не готовы принять, что смерть — не обязательно наказание, которого все должны страшиться. Господу надо сначала Самому пройти через нашу смерть, прежде чем Его слову о смерти поверят. Но разве Бог похож хоть в какой-то степени на того, кто только ждет удобного часа, чтобы безжалостно свести с кем-то счеты?
В доказательство этого Господь приводит притчу о смоковнице. Вот дерево, к которому хозяин виноградника в течение трех лет приходит, напрасно ища на нем плоды. У него есть все основания повелеть срубить бесплодную смоковницу, которая напрасно занимает землю. Но виноградарь прекрасно знает эту землю, и он знаком с деревьями, которые на ней растут. Он знает, что необходимо время, иногда много лет, прежде чем дерево может созреть и дать первый плод, и что необходимо о нем больше забот, может быть, исключительная любовь. И он умоляет своего господина: «Господин, оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее». Таковы отношения Бога с каждым из нас, такова мера Его любви к праведным и к грешным. Может быть, слишком великая мера и для грешников, и для праведников, поскольку все равным образом являются «чадами гнева», как говорит апостол Павел (Еф. 2:3), — если бы Бог судил по справедливости. Но все призваны стать чадами благодати, чадами Его любви — в той мере, какую может даровать только Бог. Сколь многие не хотят покаяться, но милостивый Господь продлевает их жизнь — дает время на покаяние. Даром заступничества Христова, Божией Матери и святых, всей Церкви, бесплодные деревья не посекаются немедленно. И мы призваны молиться за таких людей: «Господи, потерпи немного, будь милостив к ним». Так Церкви дается власть отвратить надвигающийся на мир Божий гнев. «Окопаю ее и обложу навозом», — говорит виноградарь о смоковнице. Это значит — Бог ведет души к покаянию, окружая их многими скорбями, но также и утешением.
Когда Бог терпит долго, мы можем надеяться, что Он потерпит немного еще. Но мы не можем надеяться, что Он будет переносить наши беззакония, нашу бесплодную жизнь всегда. Отсрочки могут быть вымолены другими людьми за нас, но не прощение. Для этого необходима наша собственная вера и покаяние. Бог бесконечно милостив к тому, кто падает и снова встает, но притча ясно показывает, что существует последняя возможность. «Если же нет, то в следующий год срубишь ее». Хотя Бог долго терпит, но приближается Последний Суд. Бесплодные деревья, несомненно, будут посечены и брошены в огонь. Поистине нет ничего печальней, чем быть посеченным после всего, что Господь совершил для нас.
***
Протоиерей Павел Великанов
Тема, вокруг которой разворачивается сегодняшнее чтение, очень важна для понимания самой сути христианства. Итак, Спаситель парадоксальным образом реагирует на новость о том, что по приказу Пилата были убиты галилеяне прямо во время жертвоприношения – что было не только чудовищным преступлением, но и святотатством. Однако вместо ожидаемого слушателями сочувствия и осуждения поступка Пилата, Иисус внезапно переводит русло разговора совершенно в иную плоскость. Он проговаривает предельно ясную мысль, которая крепко засела в умах окружающих, что между наказанием и грехом есть прямая зависимость: чем сильнее было наказание, значит, тем тяжелее был когда-то совершённый грех. Спаситель решительно разрывает эту причинно-следственную связь – однако при этом Он снова говорит совершенно не то, что ожидали услышать. Ведь если нет прямой зависимости между грехом и наказанием – тогда вообще можно расслабиться и жить, не особо озадачиваясь тщательностью соблюдения благочестивого образа жизни: всё равно не предугадать, что тебя ждёт впереди! Но Иисус предельно жёстко говорит прямо противоположное: если не покаетесь – все так же погибните. Нет никаких гарантий, что эта чаша Божественного гнева в очередной раз прольётся не на вас. Напротив – именно вас она и накроет, если не покаетесь.
Столь суровый призыв Христа вполне понятен: чем глубже Он входит в жизнь иудейского общества Своими словами и делами – тем сильнее начинает ощущать глубинное отторжение. Они отказываются отождествлять Его с тем комфортным образом Мессии, которым давно подменили истину Божию. Им нужен не Живой Бог, не Подлинный Спаситель, а Мессия по «своему образу и подобию». Это массовое заблуждение тем опаснее, что в него вовлечён целый народ – и если не произойдёт переворота сознания, если не откроются сердца навстречу Богу – Непредсказуемому, Нешаблонному – весь народ ждёт трагедия. Разрушение Иерусалима Титом в 70-м году и гибель в нём более чем миллиона жителей – историческое подтверждение правоты этих пророческих слов Христа Спасителя.
И завершается сегодняшнее чтение притчей о бесплодной смоковнице, которой добрый садовник выпрашивает у хозяина ещё один год для испытания: если снова она не принесёт плодов, тогда её срубят. Этот мощный образ – грозное предупреждение иудеям. Чем плоха бесплодная смоковница? Тем, что она только потребляет воду, свет, питательные вещества из почвы – но при этом не выполняет своего предназначения, не даёт плодов. То есть, она существует только и ради себя самой. Вся её жизнедеятельность направлена на поддержание только себя самой. Точно также и религиозная жизнь иудеев оказалась зацикленной и самодостаточной. Вместо подготовки умов и сердец к пришествию Мессии – обострению чувства Бога, покаянию в своих проступках, горячей и искренней молитве к Богу – они предпочли все силы и ресурсы направить на укрепление религиозной системы, повышение градуса её устойчивости и независимости от римской власти. Христос, этот чистейший камертон Правды Божией, в контексте привычной им музыки, звучит как режущий слух диссонанс, от которого хочется поскорее избавиться. Пока ещё не поздно – пока ещё даётся последний шанс опомниться, вслушаться, вдуматься в происходящее – и пойти за Христом, признать за Ним, а не за иудейскими законоучителями, истину как таковую.
Сегодня Спаситель и каждого из нас призывает внимательно всмотреться: а каковы плоды нашей веры? Есть ли они вообще? Что существенно изменилось бы в жизни, если из неё вычесть Христа? Или по сути – всё осталось бы таким же, за исключением некоторого числа религиозных обрядов и обычаев? Можем ли мы сами о себе засвидетельствовать, что в нас – очевидны плоды действия Духа Божия – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание? И если мы не увидим положительного ответа, давайте поспешим обложить бесплодное древо нашей души добрыми делами! Кто знает, долго ли ещё готов терпеть наш Небесный Садовник – или у Него на наше место другие кандидаты давно на примете?
***
Священник Стефан Домусчи
Наверное, один из самых распространенных стереотипов о христианах заключается в том, что они якобы все время запугивают своих оппонентов, да и вообще всех окружающих Божьими карами за грехи. Для многих это выглядит как шантаж, пусть и совершающийся с благими намерениями. И хотя о том, что Бог действительно может наказывать прямо говорится в Священном Писании, смысл этих слов далек от того, что обычно имеется ввиду, когда употребляется слово наказание.
Человеку свойственно стремиться к тому, чтобы все вокруг него было уравновешено и справедливо. «Что посеешь, то и пожнешь», — на этом принципе строится большая часть нашей жизни. Нарушение этой логики воспринимается как несправедливость и вызывает возмущение происходящим. Конечно, из всякого правила бывают исключения, иногда даже может показаться, что исключений больше, чем правил, но в глубине этого принципа действительно сокрыта правда жизни и людям хочется чтобы он работал. Желание это связано с тем, что справедливость делает мир понятным и будешь неаккуратен с огнем — получишь ожог, будешь щедр с близкими — сам получишь помощь, когда будешь нуждаться.
Естественно, что такой понятности человек ждет не только от мира людей, но и от мира Божьего. И если обсуждая человеческую несправедливость, он может сослаться на общую греховность, то как быть с Богом, от Которого зачастую люди и ждут последней, настоящей правды?
Именно этот вопрос о справедливости звучит в сегодняшнем чтении. Он звучит не напрямую, не как требование Теодицеи — оправдания Бога перед лицом присутствующего в мире зла, но как вопрос о том, почему Пилат смешал кровь животных, с кровью людей, которые приносили их в жертву?
Понимая, что они не просто рассказывают о чем-то происшедшем, но внутренне смущены, Христос спрашивает их: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
Своим вопросом он выражает традиционную логику почти всякого религиозного человека. Грех рождает наказание. Смерть — это наказание, значит погибшие были грешниками. А раз кто-то выжил, а кто-то погиб — значит погибшие грешнее оставшихся. Кажется, все очень просто. Только Христос отвечает на вопрос о грешности отрицательно. Погибшие не были грешнее прочих.
Но как же тогда понять, почему они погибли? Где справедливость? Почему Бог это допускает?
Первое, что стоило бы понять вопрошавшим: даже в отношениях других людей на не открыта логика их поступков, потому что мы не знаем до конца чем они руководствовались… чаще всего мы наблюдаем со стороны. Но если это так в отношении других людей, что мы можем сказать о делах Божиих, о том почему Он так, а не иначе управляет обстоятельствами нашей жизни. Причем для самих иудеев это не новые рассуждения. Задолго до Христа праведный Иов указывал своим друзьям на видимую несправедливость мира: одни грешат и погибают, другие грешат и живут долго, праведники тоже погибают в молодости или живут до старости… В жизни бывает по-разному, но цель Иова не в объяснении жизни, он лишь показывает, что простая человеческая логика в ней не работает.
О чем еще говорит Иов? Он верит в Божью любовь и в то, что Бог справедлив, хотя ему и не открыты все основания Его Божественных решений. В одном случае Он желает чего-то Сам, в другом не ограничивает нашу волю и попускает чему-то свершиться… Но, как в том, так и в другом случае — в основе Его решений любовь. Даже наказание Божье — это проявление Его любви, Он не мстит и не проявляет жестокость, но учит нас, направляя на верный путь.
Мы не можем понять почему праведник умирает, а грешник продолжает жить, нам это не открыто. Но мы можем доверять Богу и верить, что и то, и другое, происходит потому, что это лучший путь ко спасению.
И все же, хотя мы не можем проникнуть в суть происходящего, кое-что, по словам Христа, зависит от нас.
Люди живут и погибают в разных обстоятельствах, которые часто от них не зависят. Но что же от них зависит? От них зависит состояние в котором они живут, зависит состояние их души, духовное качество их жизни.
Воля Божия о каждом из нас особая, она нам не подвластна… Но нам подвластно покаяние, ведь это то, что поистине зависит от нашего решения, то, что позволяет нам в каждое мгновение жизни быть готовым к встрече с вечностью.
О бедах и о грехах
(2Сол.2:13-3:5, Лк.13:1-9)
Протоиерей Вячеслав Резников
Однажды Господь Иисус Христос со Своими учениками проходил мимо слепорожденного, сидящего при дороге (Ин.9:1-3). Наверное, этот человек имел такой жалкий вид, что ученики захотели узнать причину: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым»? Тут не простое любопытство, но сокровенное желание самим избежать такой беды.
Вообще человеку свойственно искать закономерности, чтобы увереннее идти по жизни. Так, при виде всякого несчастья, всякой страшной смерти, очень хочется найти видимую причину, чтобы ее обойти. И в то же время хочется оправдать случившееся, успокоить себя, мол, по грехам этот человек получил заслуженное. Со мною же это не случится, потому что я не такой. Нам все хочется заключить в простую формулу. Почему «четыре»? А потому что здесь «два умножено на два».
Сегодня тоже узнаем о двух несчастьях. Понтий Пилат жестоко казнил нескольких Галилеян. А в Иерусалиме обрушилась Силоамская башня. Не дожидаясь обычных вопросов, Господь сказал: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала Силоамская башня и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете». И на вопрос о слепорожденном Господь ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:3).
Господь не отрицает связи наших бед с нашими грехами. Но все гораздо глубже. При виде чужих несчастий, действительно, надо со страхом поглядеть себе под ноги, не стою ли я на этом же обрыве? И если так, то первым делом надо покаяться и оставить грех. Но бывает, что и каемся, и исправляемся, и делаем все, что нам говорят, а беды не отступают. Закон не срабатывает, и возникает обида на Бога. А по причине Его недоступности, набрасываемся на своего духовника.
А может быть, тебе, как большому кораблю, Бог определил и большое плавание, и по твоим силам дал тебе такой крест? Может быть, Он хотел, чтобы на тебе, как на многострадальном Иове, явились миру великие Божьи дела? А может быть, это и есть та самая Божья воля, которую мы все время выпрашиваем у Него: «Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли»? Иов еще не знал этой молитвы, а нам она уже открыта. А как узнать Божью волю? А так: если это не моя воля, если я этого не хотел и не ждал, и не хочу принимать, и не хочу нести; если это совершенно не мое, – значит, это и есть – Божье. И просто надо взять это, и смиренно понести.
«Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово». Но ни у кого никогда не получится заключить всю свободу Бога и человека, все бесконечное богатство Божией премудрости – в любые, даже самые благочестивые «дважды-два-четыре».
|