1 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,
2 и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных.
3 И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;
4 и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь.
5 А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.
6 Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
1 О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне.
2 Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.
3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.
4 Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного 5 Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, — то вы были бы очень снисходительны к тому.
5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:
6 хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.
(Лк. 9:1-6) Лк.9:1. Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,
И отсюда открывается превосходство Божества Иисусова. Ибо Он не только Сам творил чудеса, но ту же силу давал и ученикам. А сообщать своим друзьям такие дары, без всякого сомнения, возможно не человеку, а только Богу.
Лк.9:2. и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.
Дав ученикам власть над злыми духами, Господь не ограничил их употреблением только сей власти, но повелел им и Евангелие проповедовать. Тот, кому вручено учительство, должен и проповедовать, и совершать чудеса. В таком случае проповедь подтверждается чудесами, а чудеса – проповедью. Ибо многие часто совершали чудеса силой бесовской, но проповедь их не была истинная; а поэтому и чудеса их не от Бога.
Лк.9:3. И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы́, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;
Господь, посылая учеников, заповедует им такую умеренность, что не повелевает им брать ни хлеба, ни чего-нибудь другого такого, чего многие из нас набирают себе.
Лк.9:4. и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь.
Заповедует им и то, чтоб они не перебегали от одного к другому, но в какой дом войдут, в том и оставались бы, чтобы не показаться какими-то непостоянными и очень переменчивыми.
Лк.9:5. А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.
Отрясайте, – говорит, – пыль на тех, которые не примут вас, «во свидетельство на них», то есть на обличение и осуждение их, показывая им, что, хотя ради их и много пути совершили, не получили, однако ж, от них никакой прибыли.
Лк.9:6. Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
Некоторые заповедь апостолам – не носить ни сумы, ни посоха, не иметь по две одежды, понимают так: не собирайте сокровищ, – ибо сума, вмещая многое, означает собирание; не носите посоха, то есть не будьте гневливы и драчливы; не имейте по две одежды, то есть не будьте переменчивы в нравах и двоедушны в мыслях.
«И послал их (св. апостолов) проповедывать Царствие Божие» (Лк.9:2). В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное святыми апостолами от лица Господа во Святом Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим святых апостолов и Самого Господа так, как бы они были пред нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со святыми апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним – но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветнаго не считать истинным словом святых апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: «я не вижу, я не вижу». – Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман – атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. – «Но ведь это то же, что перестать мне быть мною». – Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. – «Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, «да искуснейшие явятся»*. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимаго мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом». – Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. – «Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каков я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста». – Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло «тьма» – упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты – хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.
Протоиерей Александр Шаргунов
Господь посылает Своих учеников проповедовать Царство Божие и исцелять больных. В подтверждение истинности Своего учения они будут творить чудеса. «Он дал им власть над всеми бесами», чтобы они могли изгонять их. И силу врачевать от болезней, чтобы они могли привлекать к слушанию проповеди слова Божия многих людей.
Они не должны заботиться о том, чтобы составить о себе доброе мнение своим внешним видом. Они должны идти такими, какие они есть, не думая о перемене одежды или обуви. Все упование свое они должны возложить на Промысел Божий и на доброту посылаемых Им друзей. Христос хочет, чтобы Его ученики не стыдились принимать дары от друзей, но ждали их. «Ничего не берите на дорогу, — говорит Он, — ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра». Они должны идти налегке. Хотя бы потому, что идущий налегке может идти далеко и быстро. Чем больше человек увешан вещами, тем больше он может быть привязан к одному месту. Бог нуждается в тех, кто служит Ему на одном месте, но Он ищет также таких, кто готов оставить все земные привязанности и всю свою жизнь превратить в путь вслед Христу.
Останавливаясь в каком-либо селении, они не должны переходить из дома в дом, из опасения утомить оказавших им гостеприимство. «В какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь», чтобы люди знали, где вас найти. Пребывайте с теми, с кем вы уже как бы духовно сроднились. Апостолы должны уметь со властью предупредить тех, кто отвергает их, и утешить тех, кто принимает их. «А если где не примут вас, — предайте их суду Божию — и выходя из города того, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них». Когда раввины возвращались в Палестину после пребывания в языческой стране, они отрясали малейшие частицы языческой пыли от своих ног. И вот теперь иудейские селения, не принимающие учеников Христовых, занимают место языческих стран. Они отвергли возможность спасения и сами осудили себя.
Господь дает ученикам чудотворную силу. Однако им еще недостает Духа Святого — силы, которая позволит им свидетельствовать о Христе во враждебном мире. Они примут ее только после ухода от них Господа на небо. Это значит, что теперешний выход апостолов на проповедь — только прообраз того, что они будут делать после Пасхи Господней. (Отметим также, что вслед за двенадцатью Господь скоро пошлет семьдесят учеников).
Но уже теперь их труды — такие же, как у их Господа: «Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду». Они заботятся не только о душе человеческой, но и о теле. Может быть, ничто не принесло Церкви столько вреда, как постоянное повторение, что происходящее в этом мире не имеет значения. Придти и сказать погибающим от нищеты и голода, что недостойно человека думать о материальном, будет непростительным, — в особенности, если говорящий это сам благополучно устроен. Разумеется, существует опасность преувеличить значение материального. Но не меньшая опасность — совершенно пренебречь им. Мы избавимся от этой опасности, только когда не будем забывать, что Христос послал Своих учеников проповедовать Царство Божие и исцелять — чтобы спасти и душу человеческую, и тело. Одно неотделимо от другого. То и другое спасает Христос Своим Воскресением.
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
В древние времена информация распространялась в подавляющем большинстве случае только устно. Современных средств коммуникации не было, книги писались от руки на материале, который был дорогим и непрактичным, цена книги, равной по объёму Евангелию от Луки, была запредельно высокой. Цену книги того времени можно сравнить с нынешней ценой на не самый дешёвый автомобиль. Поэтому проповедь могла быть только устной. Самого Господа Иисуса Христа ограничивали пространство и время, поэтому он посылает на проповедь Царства Божия Своих учеников. Его ученики должны были стать Его устами. Они должны были отправиться в путь налегке, потому что таким образом можно путешествовать быстро и далеко. Чем больше человек обременён вещами, тем больше привязан он к одному месту. Если учеников где-то не примут, они должны отрясти прах со своих ног, покидая такой город. Когда древние раввины после путешествия в языческой стране возвращались в Палестину, они отряхивали со своих ног каждую пылинку той страны, из которой они вернулись. Ученикам велено было вести себя так же, как и раввин вёл бы себя в языческой стране.
Помимо проповеди Царствия Божия, которую возложил на своих учеников Христос Спаситель, важно отметить не раз повторяемое повеление исцелять больных. Напутственные слова Христа объединяют заботу о теле человека и о его душе. В миссию двенадцати входило не только благовестие, каким бы утешительным оно ни было, но и деяния. Проповедь Царствия Божия не ограничивалась благой вестью о вечной жизни; она предлагала изменить и условия земной жизни людей. Эта проповедь подтверждала, что здоровое тело человека, его земное благополучие — такая же неотъемлемая часть цели Бога, как и его здоровая душа.
Сложно представить, какой вред нанесло невнимание к этой второй части слов Христа ученикам вместе с неоднократными утверждениями о том, что земные блага и материальные ценности не имеют абсолютно никакого значения. Ведь мы понимаем, что нищета и болезни либо ожесточают людей, либо ломают их волю. И прежде, чем согревать сердце евангельскими словами, нужно отогреть тело человека. Собственно, именно так сегодня поступают, к примеру, в монастырях Святой горы Афон. Каким бы ни был пришедший в монастырь путник, его сначала накормят и обогреют, а уже потом поведут в храм. Точно так же поступали и прославляемые Церковью святые, они всегда заботились и о житейском благополучии тех, кто обращался к ним за советом. В этом смысле очень интересны письма святителя Феофана Затворника. Когда он находился в затворе, он общался только через переписку. При этом круг его общения был невероятно широк. И в каждом его письме можно найти как советы относительно духовной жизни, так и относительно устройства жизни телесной, вплоть до рекомендаций о правильном вложении денег, таком, который позволит получить дополнительный доход. Удивительно, но все его советы актуальны и сегодня, по ним можно выстроить во всех смыслах благополучную жизнь.
Впрочем, есть риск начать уделять слишком большое значение материальным ценностям. Но существует также опасность недооценивать их значение. Опасно забывать, что Христос Спаситель в первый раз послал своих учеников проповедовать Царствие Божие и исцелять больных, спасать тело и душу.
***
Священник Дмитрий Барицкий
Сегодняшний отрывок, рассказывает о том, как Иисус Христос посылает Своих ближайших учеников на их первое миссионерское задание. В связи с эти можно отметить несколько важных момента.
Будучи простым человеком, Спаситель в то же время был и Богом, сотворившим этот мир. А потому во всей полноте Он обладал божественной силой, которую просто скрывал. Очевидно, что для Него не было бы проблемой преодолеть пространство и время, чтобы проповедовать о Царствии Божием сразу в нескольких концах Палестины, причем в одно и то же время. Однако Он приглашает к сотрудничеству Своих учеников. Они должны стать Его глазами, руками и устами. Теперь, как и Он Сам, на какое-то время они становятся учителями. Перед нами ни что иное, как величайший акт доверия Бога человеку. Господь верит в Своих учеников. В знак этого Он и приглашает их разделить с Ним то бремя, которое Он несет Сам. Стать важными участниками Его миссии.
Спаситель отправляет апостолов на проповедь, наделив их сверхъестественною силою. Они будут проповедовать о Царствии Божием не только словом. Господь дает им власть изгонять нечистых духов и исцелять болезни. Это очень важно. Ведь суть Евангельского учения заключается в том, что наконец-то пришел долгожданный Мессия. Пришел для того, чтобы установить новое царство. В этом царстве человек будет жить совсем по иным законом, нежели те, по которым живет падший, исковерканный грехом мир. Он получит свободу от телесных и душевных болезней, а также освободиться от власти и гнета темных сил. Чудеса, которые совершают апостолы, — яркое свидетельство того, что их слова о наступлении царства Мессии — сущая правда.
Наконец, Господь дает апостолам заповеди о том, как вести себя во время проповеди. Он запрещает им брать вещи, которые, казалось бы, так необходимы в далеком путешествии: одежда, деньги, пропитание. Ученики должны быть уверены в том, что точно так, как они получили от Бога сверхъестественные дарования, Господь устроит и все остальное: если необходимо, даст ночлег, накормит и оденет. Им же следует заботиться о главном, а не отвлекаться на всякие бытовые мелочи. Иными словами, Христос ожидает от Своих учеников подвига веры и доверия Ему. Судя по тому, что пишет Евангелист Лука в конце отрывка: «проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду», — апостолы оправдали ожидание Учителя.
Эти слова обращены не только к ближайшим последователям Христа, но и ко всякому, кто считает себя Его учеником. Ведь все мы в той или иной степени приглашены к соработничеству с Богом. Все мы способны каждый в свою меру свидетельствовать о Христе и наступлении Его Царства, то есть продолжать дело апостолов. Будем в этом брать с них пример: помнить, что иметь успех могут только те слова о Христе, которые подкрепляется делами, и в основе которых лежит бескорыстное преданность Евангельскому учению и безграничное доверие Богу.
О «другом Иисусе»
(2Кор.11:1-6, Лк.9:1-6)
Протоиерей Вячеслав Резников
Апостол Павел писал в послании к коринфянам: «если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, то вы были бы очень снисходительны к тому».
Да, так бывает. Проповедуют вроде бы Иисуса, и говорят вроде бы правильно и складно, но чувствуется, что это именно какой-то другой Иисус. И предлагают Духа, и вроде бы демонстрируют действие этого духа, но сердце говорит, что это тоже какой-то иной дух, а не Тот, Который в Пятидесятницу сошел на верных учеников. В чем тут дело?
Вспомним, как еще до Своих страданий Господь послал Апостолов на проповедь, дав «им силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней». Они «проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду». Это – целое движение, целый поток посланцев Христовых: сначала двенадцать, потом еще семьдесят. И Сам Господь прожил на земле тридцать три года, из которых последние три непрерывно проповедовал… А каждое из четырех Евангелий – тоненькая книжечка, содержащая в основном параллельные тексты.
Ничто, сказанное Богом, не могло исчезнуть. Но все вошло не в книгу, а – в самую плоть и кровь первой церкви, первых последователей Христовых. Люди, не видевшие Иисуса, видели Апостолов, видели их непрестанные труды, участвовали с ними в общих молитвах, от которых колебалась земля под ногами (Деян.4:31). Судившие первомученика Стефана «видели лице его, как лице Ангела» (6,15).
В самом устроении общины, в таинствах, в обилии даров Святого Духа, – во всем этом жил Сам Христос. Читая жития святых, мы видим, как раскрывалась в Церкви та или иная сторона жизни Господа Иисуса. В мучениках – Его жертвенная любовь к Отцу. В преподобных – Его молитвенный труд. В святых епископах и пресвитерах – Его пастырское служение, Его радость и об одной обратившейся овце. В богословии церкви постепенно проявлялась совершенная точность Его учительных слов. Только Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь приняла в себя истинного Иисуса. И когда встретишь одного-единственного истинного сына Церкви, это мгновенно разрешает все вопросы, устраняет все сомнения и смущения, и самому хочется стать причастником этой тихой, неземной красоты.
А тот, кто опирается только на Евангелие, на эти несколько десятков страниц, тот как раз и приносит нам другого Иисуса, которого не знала первая Церковь. Но если бы они действительно опирались только на Евангелие! Если бы они молча, без единого слова, просто раздавали эту книгу! А то ведь у них и свое «богословие», и свои «жития». Только все это уже совсем от другого корня. А мы-то бываем «очень снисходительны» к таковым, потому что у них – проще, удобнее, «по-человечески»…
Но никакого «другого Иисуса» нет. «Другой», это уже не Иисус. «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою», – говорит Апостол о Единственном Иисусе.
А «другой», это – тот, который уже однажды «хитростию своею прельстил Еву», и теперь, маскируясь под Иисуса, хочет и нас увести от Того, Кто пришел, чтобы освободить нас от этого прельщения.
|