47 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:
48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.
49 Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,
50 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,
51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.
52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.
53 Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,
54 подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.
1. Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.
6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения,
(Лк. 11:47 - Лк. 12:1) Лк.11:47. Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:
Лк.11:48. сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.
Лк.11:49. Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,
Лк.11:50. да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,
Лк.11:51. от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.
Господь обнаруживает также, что иудеи – потомки Каина и наследники его злобы, когда говорит, что вся «кровь, пролитая... от Авеля до... Захарии,... взыщется от рода сего». Вы, – говорит, – убивали пророков, братьев ваших, как и он – Авеля. Почему не без основания некоторые принимали Каина за образ людей, побивавших пророков, за что отмщено им в семь раз, то есть наказанием легчайшим, а Ламеха – за образ людей, убивших Христа, за что отмщено им в семьдесят раз седмижды (Быт.4:24), именно: рассеянием в плен безвозвратный.
Кто же был Захария, которого убили между храмом и алтарем? Одни говорят, что это давнишний Захария, сын Иодаев, которого побили камнями, как известно из книги Царств (2Пар.24:20–21). Другие же говорят, что это отец Предтечи. Он не исключил из ряда дев Богородицу после того, как она родила Христа, и поставил ее на том же месте, где и они стояли; а это место было между храмом и внешним медным алтарем. За это и убили его. Так как некоторые ожидали во Христе будущего царя своего, а другие между тем не желали быть под властью царя, то поэтому убили этого святого и за то, что он утверждал, что родила Дева и что родился Христос, будущий Царь их, что было им противно, ибо они желали быть без царя.
Лк.11:52. Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.
«Ключом разумения» Господь назвал учение и руководство посредством Закона, могущего приводить ко Христу. Ибо Закон, без сомнения, служит руководителем ко Христу (Гал.3:24). Итак, законники по-видимому объясняли Закон, а между тем злонамеренно удерживали «ключ разумения» и не отворяли дверей Закона, чрез которые могли бы сами они и народ прийти ко Христу. Закон служит дверью ко Христу. Но эта дверь остается заключенной, если кто-нибудь не объяснит премрачной стороны Закона и таким образом не отворит двери. Ибо и Господь сказал: «если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне» (Ин.5:46). И опять: «Исследуйте Писания,... они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне» (Ин.5:39–40). Для примера укажу на одно.
У иудеев, как известно, закалаем был агнец, помазываемы были пороги, вкушали они эти мяса, и это у них было победой над губителем (Исх.12:1–13). Всем этим предызображалось Таинство Христово.
Когда Христос заклался как Непорочный и Пречистый Агнец, тогда помазаны и наши пороги, то есть сердце и воля, и наддверие их, то есть ум, и мы вкусили плоти Сына Человеческого и победили губителя душевных наших сил. И очень многие установления Закона указывали на Христа.
Хотя Закон был как бы прикрыт и заперт темнотой буквы, как бы дверью какой, но если кому-нибудь вверяемо было учение, тот имел ключ разумения; и если бы таковой пожелал, то мог бы отворить его, и сам вошел бы, и других бы ввел. Но законники не сделали этого, а «ключ разумения... взяли», то есть сокрыли, спрятали из виду; когда же взят был от среды (скрыт) этот ключ, то есть истолкование Закона, то запертой осталась и дверь его.
Под «ключом разумения» можешь понимать и веру. Ибо познание истины происходит чрез веру, как и пророк Исаия говорит: Если не уверуете, не уразумеете (Ис.6:10). Итак, законники «ключ разумения», то есть веру, взяли от среды и скрыли. Ибо они не допускали некоторых веровать во Христа, Спасителя всех. Он творил чудеса, и народ, веруя ради этих чудес, признал бы Его Богом, но они (законники) говорили, что Он совершает эти чудеса силой веельзевула. Видишь ли, как они взяли ключ разумения, не допуская верить тому, что самих привело бы к знанию? Он (Христос) в синагогах учил воле Божией, а они (законники) говорили: беса имеет и беснуется, зачем Его слушаете?
Итак, они (то есть фарисеи и книжники), поистине, взяли ключ разумения, но сами не вошли и других не впустили, и притом «входящих», то есть способных уже к богопознанию.
Лк.11:53. Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,
Лк.11:54. подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.
«Когда Он еще говорил» сие, они вместо того, чтобы признаться в своем бессилии, как бы в опровержение Его слов объявили себя именно мудрейшими Его и начали заграждать Ему уста, то есть непрерывно спрашивать Его и приводить в недоумение. Ибо обыкновенно происходит затруднение в речах, когда одного человека очень многие вдруг спрашивают, и притом о разных предметах. Тогда человек этот, не имея возможности всем отвечать, неразумным дает повод считать себя побежденным. То же злоумышляли против Христа и эти проклятые. Они многие, вопрошая одного, думали сбить Его в речах и привести в затруднение, как немогущего им отвечать: что было и вероятно. Ибо как может один вдруг отвечать многим на разные вопросы? То можно принимать и в таком значении: «уловить Его... из уст» и обличить. Ибо когда кого уловят в собственных его словах, то он, кажется, сам замыкает себе уста, то есть обличается своими устами и осуждается. Это значение видно и из последующего. Ибо сказано: «стараясь уловить что-нибудь из уст Его». Что немного прежде названо, то теперь заменяется словами – «уловить из уст Его».
Вопросы Ему предлагали то относительно Закона (Моисеева), чтобы обличить Его как богохульника, который хулит Моисея (ибо они подозревали Его в этом), то касательно кесаря, чтобы объявить Его возмутителем и домогающимся власти, и обо всем таком, что могли придумать души лукавые и исполненные всякой злобы.
Лк.12:1. Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга,
Фарисеи пытались уловить Господа на слове, чтобы отклонить от Него народ, а сталось напротив. Народа сходилось ещё больше: собирались многие «тысячи», и каждый так стремился приблизиться к Нему, что «друг друга... теснили». Так истина сильна, а ложь везде бессильна!
Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
Иисус, зная коварство фарисеев, видя, что они только представляются вопрошающими, а на деле подыскиваются под Ним, заговорил ученикам Своим о лицемерии фарисеев, без сомнения, для того, чтобы обличить их и обнаружить полные лицемерия сердца их. Господь называет лицемерие «закваской», потому что оно терпко, полно древней злобы, изменяет и растлевает собой образ мыслей тех людей, к коим оно приразится. Ибо ничто так не изменяет нравов, как лицемерие. Поэтому ученикам Христовым должно бегать лицемерия. Ибо Христос, будучи Истиной (Ин.14:6), очевидно противоположен лжи. А всякое лицемерие, иным представляясь на вид и иным будучи на деле, исполнено лжи.
«Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк.12:1). Отличительная черта лицемерия – делать всё напоказ. Действовать на глазах других еще не лицемерие, потому что большая часть обязательных для нас дел и должны быть совершаемы для людей, следовательно, среди них и на виду у них. Хоть и лучше поступают те, которые ухищряются все делать тайно, но не всегда это возможно; потому-то действующих на виду нельзя тотчас укорять в желании только быть показными или действовать напоказ. У них может быть искреннее желание делать добро, а показанность – необходимое сопутствие дел совершаемых внешне. Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а показать только себя делающим добро. И это опять не всегда бывает преступно, потому что может быть минутным набегом помыслов, которые тотчас замечаются и прогоняются. Но когда возымеется в виду установить за собою репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце. Когда же ко всему этому присоединится еще скрытная цель пользоваться и выгодами подобной репутации, то тут уж лицемерие во всей своей силе. Смотри же всякий чего требует Господь, когда заповедует «беречься закваски фарисейской». Делай добро по желанию другим добра, по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, а о том, как взглянут на то люди, не заботься – и избежишь лицемерия.
Протоиерей Александр Шаргунов
Господь обличает книжников за то, что они изображают из себя почитателей пророков, которых убили их отцы — и ненавидят, живущих рядом с ними тех, кто послан Богом с такой же пророческой проповедью. Эти лицемеры строят гробницы пророкам — то есть воздвигают в честь их памятники над их могилами. При этом они могут питать непримиримую вражду к тем своим современникам, которые приходят в духе и силе пророков. Потому и премудрость Божия сказала, что они будут убивать и гнать пророков и апостолов, посланных к ним. Бог в Своей премудрости испытает их, послав к ним пророков, которые обличат их за их грехи и изрекут предупреждение о судах Божиих. «Я пошлю к ним пророков, которые будут именоваться апостолами, и они не только будут противоречить им, но будут гнать их и предавать смерти».
Потому Бог даст иное объяснение их строительству гробниц пророкам. Оно выявляется как свидетельство о делах отцов их и что они соглашаются с ними. Строительство гробниц будет означать, что они исполнены решимости надежно хранить в могилах тех, кого их отцы похоронили в них. Во все времена есть люди, которые оставляют для святых место на небе и на иконах, но ни за что не хотят допустить их в свою жизнь. И они исполнят меру гонений отцов своих. «Род сей» гонениями на Христовых апостолов превзойдет подобные грехи своих отцов, и «взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом», до крови последних мучеников. Уничтожение Иерусалима римлянами было столь ужасным, что в нем невольно все увидели воздаяние Божие за все прежние преступления. Если род сей не разорвет с преступным прошлым своих отцов, он ответит за кровь всех пророков. Бог отомстит за Своих мучеников и осудит их палачей. Справедливость будет восстановлена!
Господь обличает книжников за их противление благовестию Царства Небесного. Они не передали народу, как требовало того их служение, Писания Ветхого Завета, которые указывали на Мессию. Вместо этого они превращали эти Писания ложным толкованием их. «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения», — говорит Христос. Вместо того чтобы открыть этим ключом истину народу, они спрятали этот ключ от него. «Вы затворяете Царство Небесное человекам», — сказано в Евангелии от Матфея (Мф. 23:13). Они сами не приняли благовестия Христова, хотя благодаря знакомству с Ветхим Заветом не могли не знать, что «исполнились сроки и приблизилось Царство Небесное». Они сами не вошли в него, а тем, кто без их руководства и помощи входил в него, они всячески препятствовали, угрожая изгнать из синагог. Плохо тем, кто глух к Откровению, но несравненно хуже тем, кто противится ему.
Наконец, мы видим, с каким коварством и с какой злобой книжники и фарисеи пытаются уловить Христа. Им невыносимо слышать Его обличения, которые они не могли не признать справедливыми. «Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его» — с тем, чтобы представить Его чуждым народу, или опасным для власти, или тем и другим. Господь напоминает нам, что у истинных обличителей греха всегда будет много врагов. И что мы должны переносить эти нападки с терпением и проходить через них с благоразумием, помня о том, какие Господь принял поношения от грешников.
«Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие». Чем больше фарисеи стараются отвратить народ от Христа, тем больше он теснится вокруг Него. Отрадно видеть множества народа, так жадно слушающего слово Божие. Когда сеть заброшена там, где множество рыб, можно надеяться, что будет хоть какой-то улов. Господь предупреждает против закваски фарисейской — лицемерия. Он говорит об этом вначале ученикам Своим. Он всегда обращает на эту опасность особенное внимание, и потому предупреждает о ней прежде всего возлюбленных Своих чад. Они решились всецело посвятить себя служению Господу, и лицемерие в этом — опаснее всего. Христос избрал лучших из людей, но и они нуждались в предостережении от лицемерия. Христос сказал это ученикам в присутствии множества народа, чтобы придать больше веса Своему предостережению. Пусть знают все, что Он не потерпит лицемерия ни в ком — даже в избранных Своих учениках. Лицемерие — это закваска, постепенно заполняющая всего человека и все, что он делает. Лицемерие — это фальшь, притворство, неискренность. Лучше откровенный, честный грешник, чем лицемер, носящий маску благочестия.
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
Довольно часто Бог приводит в храмы людей, которые практически ничего не знают о христианстве и о таинствах Церкви. Это нормально и это очень радостно. Есть некоторый зов, на который человек откликается, он чувствует груз греха, чувствует необходимость избавления от него, чувствует необходимость исправления и нормализации собственной жизни, необходимость выстраивания её на твёрдом основании Христовых заповедей. Но при этом зачастую такой человек не имеет практического навыка покаяния и не имеет знания о практической стороне таинства. Как оказалось, проще всего объяснять техническую сторону таинства покаяния через социальные сети. Собственно, так мы и строим беседу: «Скажите, вы зарегистрированы в социальных сетях? Да? Очень хорошо! Скажите, а вы выбираете и обрабатываете свои фотографии перед публикацией? Вы пытаетесь создать у ваших подписчиков образ интересного человека, который живёт насыщенной и увлекательной жизнью? Да? Прекрасно! Покаяние это то же самое, только наоборот. С другим знаком. На исповеди мы говорим о том, что мы бы ни в коем случае не хотели публиковать, о том, что не стоит знать нашим подписчикам, о том, что не принесёт множества лайкой и восторженных односложным комментариев. Попросту говоря о том, за что нам стыдно». Может показаться невероятным, но такой подход даёт свой результат. Хотя результат и есть, но ситуация очень грустная и она замечательным образом перекликается с теми словами Христа Спасителя, которые мы только что услышали. Господь призывает Своих учеников всеми силами избегать лицемерия. Лицемер никогда не действует искренне, он всегда играет роль. И вместе с этим он старается все делать напоказ. Наша эпоха приучила нас быть лицемерами. Повальная зависимость от всевозможных социальных сетей делают лицемерие неприметным и привычным, делает его очень простым. Достаточно лишь пару раз нажать на виртуальную кнопку. Но, к сожалению, мы не особо размышляем об этом, мы к этому привыкли и перестали замечать всей нелепости своих действий. Мы просто поступаем так, как поступает большинство и превращаем свою жизнь в виртуальный онлайн театр. Как правило, мы выбираем те эпизоды, которые дают повод для гордости. Конечно, можно оговориться, и сказать, что так мы делаем не всегда, иногда мы пишем и о своих нелепых поступках, пишем иронично и тем самым пытаемся оправдать самих себя.
Всемилостивый, Нелицеприятный и Нелицемерный Господь да подаст нам силу и мудрость избегать любых проявлений лицемерия, в том числе и самолюбования через экраны телефонов!
***
Священник Дмитрий Барицкий
Сегодняшний отрывок содержит в себе обличение Спасителем религиозных лидеров еврейского народа. Христос упрекает их в двух вещах.
Во-первых, Он возлагает на них ответственность за все несправедливые убийства праведников, которые когда-либо случались на земле. Именно поэтому он упоминает Авеля и Захарию. Авель — младший сын Адама. Юноша отличался кротким нравом и горячей верой в Бога, за что снискал особое благоволение у Творца. Для старшего сына Адама, Каина, праведный образ жизни младшего брата был немым упреком. Он обличал его совесть. В итоге Каин убил Авеля, впервые пролив кровь человека. Захария — еврейский праведник, который жил приблизительно в то же время, когда родился Иисус Христос. По преданию, Захария узнал в младенце обещанного Мессию и проповедовал об этом людям. Его братьев, иудеев, это привело в бешенство. Они убили его прямо во дворе храма, повторив поступок Каина.
Во-вторых, Спаситель обвиняет духовных вождей евреев в том, что они неверно толкуют Священное Писание и скрывают «ключ разумения», то есть его верный смысл от простых людей. Дело в том, что все священные книги евреев, те, что в христианской традиции называются Ветхий Завет, так или иначе, говорят о пришествии Мессии. Когда пришел Христос, для знатоков священного текста стало очевидно, что пророчества исполнились. Однако вместо того, чтобы признать это и принять Спасителя, многие из фарисеев стали Его врагами. Чтобы как-то оправдать свою совесть, они начали намеренно искажать смысл Писания и в таком виде предлагать его простым людям, лишь бы они не пошли за Христом.
Упрекая своих противников в этих двух вещах, Спаситель как бы говорит, что и Его судьба предопределена. Люди, которые Ему противятся, горят к Нему такой же злобой, что и Каин, который убил брата, что и те иудеи, которые убили Захарию, что и те евреи, которые убивал своих же братьев пророков. Все эти убийства — лишь подготовка к самому главному злодеянию, распятию Бога на кресте. Для того, чтобы добиться этого, они готовы намеренно исказить смысл Священного текста. Для того, чтобы как-то оправдать себя перед лицом окружающих и собственной совести, они готовы лицемерить.
Начать подобную войну с Богом может абсолютно каждый человек. Каждый, кому Его заповеди начинают мешать жить по своей воле, с комфортом и удобством, может, внешне соглашаясь с ними, найти оправдание собственным поступкам. Именно поэтому в конце отрывка Господь и предостерегает Своих последователей от закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Самое эффективное средство борьбы с ним — работа над самим собой. Тщательная проверка своих мыслей, чувств и желаний. Непрестанное сопоставление их с Евангельским законом, чтобы держать свою совесть в чистоте и непорочности, как перед людьми, так и перед Богом.
О «мире и безопасности»
(1Сол.5:1-8, Лк.11:47-12:1)
Протоиерей Вячеслав Резников
Господь сказал: «Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши. Сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними; ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы».
Очевидно, убивать Божьих людей, а потом строить им памятники, – дела одного рода. Не выполнив Божью волю, строим памятник тому, кто эту волю возвещал! Что будет, если пришествие Господне в сонме всех воскресших праведников застанет нас за этим занятием? А «день Господень так придет, как тать ночью», неожиданно, когда перестают ждать, когда особенно крепок сон, «когда будут говорить: «мир и безопасность». Именно тогда, «внезапно постигнет их пагуба».
По-видимому, будет такое время, когда человечество, после всех столкновений «народ на народ и царство на царство», на время успокоится, объединится под одной рукой в одну всемирную империю. И все религии объединятся, потому что каждая пожертвует своей исключительностью. При этом весь мир будет уставлен памятниками и гробницами тем, кто за единственность своей истины когда-то положил душу. Библиотеки будут уставлены их книгами, прекрасно изданными. По этим книгам будут писать научные работы, изыскивая то, что является общим для всех религий. Всякое отличие и своеобразие будет считаться предрассудком своего времени, и поэтому – случайным и лишним. Тогда же, очевидно, будет ставиться на чело и на руку единая имперская печать с числом зверя, позволяющая покупать и продавать. Ставиться она будет только в обмен на обещание не лезть со своей истиной и не смущать мирно пасущиеся народы.
Но мир, принявший в себя семя лжи, неизбежно, по закону природы, выносит его. Семя зла, чтобы принести сторичный плод, тоже должно, по всеобщему закону, на время как бы умереть. Все получившие печать уснут, успокоенные, примиренные и накормленные. И если у организаторов нового порядка хватит коварства, то они и тех, кто не примет печать, не будут беспокоить гонениями, чтобы и они тоже постепенно заснули. Но семя прорастет, и все вспыхнет с новой, страшной силой, и в новом, невиданном качестве.
Подобно, как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут».
«Но вы, братия», – обращается Апостол к тем, кто никогда и ни за что не продаст своего первородства, – «вы, братия, не во тьме, – чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы». Чем спокойнее для нас время, тем беспокойнее должно быть на сердце. «Итак, не будем спать, как прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» и от вина, и от объедения, и от обольщения тишиной и миром, и от смущения войнами и военными слухами.
Ну а помыслить, что убитому за истину праведнику нужен и приятен величественный монумент, разве это не значит – вторично убить его?
|