22 И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
1 Павел и Силуан и Тимофей – церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
(Лк. 10:22-24) Лк.10:22. И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим;
Отец все передает Сыну, потому что все имеет покориться Сыну. Бог царствует над всеми двояким образом: во-первых, над теми, кои не желают Его Царствия, и, во-вторых, над теми, кои желают. Для примера скажу: Бог есть Владыка мой, хотя бы я и не хотел, потому что Он – Творец мой; и опять, Бог есть Владыка мой, когда я, как благоразумный раб, исполняю волю Его чрез соблюдение заповедей. Природа человеческая и прежде была в рабстве и в руках Бога, хотя и не хотела того, хотя и сатане служила. Но когда Христос выдержал борьбу за нас и, освободив нас из-под власти диавола, сделал нас Своими слугами и исполнителями заповедей, с того времени мы стали благоразумными рабами и по природе, и по изволению; ибо первое рабство было только по природе, а второе, кроме того, и по нашему изволению. Итак, Господь говорит теперь то: «всё предано Мне Отцем Моим», то есть все имеет покориться Мне и подпасть под Мое владычество. Это подобно другому изречению: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18). А так говорит Он потому, что Он примирил все (Кол.1:20), что есть на небе и на земле, И иначе: Отец все предает Сыну, все дела домостроительства нашего спасения. Поэтому ради нас не воплотился ни Отец, ни Дух, или пострадал, или воскрес, но все это совершил Сын, и Он сделался вождем нашего спасения; поэтому Он и говорит, что все Ему предано. Он сказал как бы так: Отец Мой все Мне вверил: воплотиться, пострадать, воскреснуть, спасти отторгшуюся природу.
и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
Поскольку Он сказал, что все Мне предано, то теперь как бы разрешает некоторое недоумение. Чтобы кому-нибудь не пришла мысль: почему ж Он предал все Тебе, а не другому, хотя бы Ангелу или Архангелу.
Он говорит: Мне Он предал потому, что Я одной с Ним Природы и Сущности. И как Его никто не знает, так и Меня никто же, кроме одного Отца. Поэтому Он справедливо предал все Мне, как Единосущному с Ним и превышающему всякое познание, подобно как и Он выше всякого познания. Ибо Отца, – говорит, – знает только один Сын и тот, кому Сын восхочет открыть. Смотри: Сын знает Отца не чрез откровение, а твари – чрез откровение, ибо они получают познание по благодати; следовательно, Сын не сотворен.
Лк.10:23. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
Лк.10:24. ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, чтó вы видите, и не видели, и слышать, чтó вы слышите, и не слышали.
Обратясь к ученикам, Господь ублажает их и вообще всех, кои с верой взирают на Него, ходящего во плоти и творящего чудеса. Ибо древние пророки и цари хотя и сильно желали увидеть Господа во плоти и послушать Его, однако ж, не удостоились этого. И иначе: поскольку Он выше сказал, что тот знает Отца, кому откроет Сын, то теперь ублажает учеников, как получивших уже это откровение. Ибо Собой Он открыл им Отца, так как видящий Его видел Отца (Ин.14:9). А этого блага не достиг никто из тех святых, кои жили до явления и действования Сына Божия во плоти. Поскольку же они не видели во плоти Господа, чрез которого познавался Отец, то, значит, они и Отца не видели так, как видели апостолы.
«Кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Лк.10:22). Сын же был на земле и все нужное нам открыл Сам и чрез Духа Святого, действовавшего в апостолах. Следовательно, что найдешь в Евангелии и апостольских писаниях, то только и будешь и можешь знать об Отце и Божеских вещах. Больше этого не ищи и помимо этого не думай где-либо еще найти истину о Боге и планах Божиих. Каким великим сокровищем обладаем мы! .. Все уже сказано. Не ломай головы, а только с верою прими, что открыто. Открыто, что Бог един по существу и троичен в лицах – Отец, Сын и Святый Дух, прими это верою и содержи так. Открыто, что Триипостасный Бог все создал словом, все содержит в деснице Своей и о всем промышляет, прими это верою и содержи так. Открыто, что мы были в блаженном состоянии и пали и что для восстановления и искупления нас Сын Божий, второе лицо Пресвятой Троицы, воплотился, пострадал, умер на кресте, воскрес и вознесся на небо, – прими это верою и содержи так. Открыто, что желающий спастись должен уверовать в Господа и, приняв божественную благодать во святых таинствах, с помощью ее, жить по заповедям Господним, борясь со страстями и похотями посредством соответствующих подвигов, – прими это верою и делай так. Открыто, что кто живет по указанию Господню, тот по смерти поступает в светлые обители, предначаток вечного блаженства, а кто не живет так, тот по смерти предначинает испытывать муки адския – прими это верою и тем вразумляй и воодушевляй себя на добро и подвиги. Так и все с верою принимай и верно храни. Нет надобности ломать голову на придумыванье чего-либо своего; и тех, которые умничают много, не слушай, ибо они пошли, не зная куда.
Протоиерей Павел Великанов
Любой здравомыслящий человек когда-нибудь задавался вопросом: а насколько наши представления о Боге – адекватны? Как понять, где в религии – Божья правда, а где – человеческие вымыслы? Для кого-то такие вопросы в принципе неприемлемы, потому что заставляют ходить ходуном казавшиеся незыблемыми положения веры. Для другого – прекрасное оправдание глубоко зреющего отторжения религии как пространства, в котором жизнь приходится существенно менять, чего очень не хочется. Но всегда были и по сей день остаются люди, которые искренне хотели бы понять: как отделить в религии Божественное от наносного, человеческого?
И сегодняшнее Евангелие предлагаем нам ответ. У нас, христиан, есть совершенно точный «слепок» Бога – или, можно сказать, Его «отражение», доступное нашему глазу – это Спаситель, Иисус Христос, Сын Божий. Как и в обычной человеческой жизни, глядя на сына, можно очень многое понять о его родителях, о семье, об их нравственных устоях, об уровне культуры – точно также имея перед своим взором Иисуса Христа, описанного евангелистами, мы можем получить достаточно точное представление о том, Каков же Тот Самый Бог, Который и есть Отец Иисуса Христа.
Почему это так важно? Да потому, что каждый из нас, волей или неволей, всегда создаёт определённый образ Бога – по своему собственному «образу и подобию». Жёсткий, категоричный, неуступчивый человек в первую очередь увидит в Боге – Неподкупного Судию, потому что это для него близко и понятно. Слабый, безвольный, изнеженный будет смотреть на Бога как на прежде всего источник прощения и милости. Активный деятель будет вдохновляться Богом как образцом безграничной креативности и неутомимой энергии в творении. Хотим мы этого или не хотим, но мы неизбежно проецируем на Бога самих себя, причём зачастую такие свои стороны, о которых даже боимся размышлять.
И только христианство имеет какую-то просто невообразимую дерзость утверждать: у нас есть полноценное откровение Бога о Самом Себе. Причем это откровение – не в виде закаченной на террабайтную флеш-карту совершенно секретной информации, или в виде многостраничной книги, или какой-то сложной, открывающейся только в состоянии изменённого сознания медитативной картины. Это Откровение – Христос, Тот Самый, Которого знали апостолы, Которого убили иудейские религиозные элиты, Который воскрес из мёртвых и являлся множеству учеников. Тот Самый Христос, Который по сей день пребывает в основанной Им Церкви, когда его новые ученики живут по Его заповедям, и становятся Его руками, Его ногами, когда делают то, что Он от них хотел бы. Реальность присутствия Христа в Его Церкви – это самое главное доказательство истинности христианского вероучения. Ведь можно много наговорить правильных и красивых слов – но только конкретные поступки, дела, подтверждают – или, напротив, опровергают нашу веру.
У нас есть возможность каждый день проверять, насколько Бог, Которому мы служим – плод нашего воображения или же на самом деле Сущий. Читая Евангелие, проникаясь духом богослужения, участвуя в Таинства Церкви, совершая добрые дела мы неизбежно прикасаемся тем или иным образом ко Христу. И совершенно не факт, что это прикосновение – всегда приятное. Оно может быть и обжигающим – но может оказаться и отрезвляющим, успокаивающим. Оно всегда непредсказуемо – и в этой непрогнозируемости Его, Божьего ответа – главная гарантия того, что мы служим не собственной иллюзии, но объективном Сущему Богу!
***
Священник Стефан Домусчи
В сегодняшнем чтении мы слышим слова Христа, с которыми Он обращается к ученикам, вернувшимся с проповеди и, говорящим о своих успехах. Они рады не только тому проповедовали, но и тому, что нечистые духи повиновались им. В ответ Он, их учитель, говорит, что все Ему предано Отцом! Что только Отец знает Его и Он знает Отца… Он говорит это как Бог. Мы видим в Евангелии как Он не только изгоняет бесов или исцеляет болезни, воскрешает мертвых, повелевает буре и ветру… Мы слышим Его слова и они кажутся нам глубоко верными… И не только кажутся, они верны на самом деле.
И все же, задумываясь над властью Христовой, над тем каково Его господство в мире, мы понимаем, что здесь не все так просто. Чтобы понять характер этой сложности, совсем не обязательно вспоминать какие-нибудь катастрофы или беды мирового масштаба, достаточно посмотреть на саму Евангельскую историю, и на Самого Христа.
Говоря о том, что все Ему предано Отцом, Он – всемогущий Бог, стоит перед апостолами как обычный человек, как их учитель, как житель Галилеи… Тот, во власти Которого все существующее, приходит к людям как человек, проповедует и убеждает. Не становится земным Царем, не заставляет силой поверить в себя и трижды отвергает дьявольское искушение использовать в проповеди власть и авторитет. Вокруг него были не только те, кто поверил в Него и пошел за ним как за учителем, но и те, кто возмущался и искал повод схватить Его. Среди последних оказался и один из двенадцати, ходивший по городам с проповедью, исцелявший недуги и изгонявший бесов… Тот, который предал Его.
Слова, с которых начинается сегодняшнее чтение, очень величественны, и в то же время, очень просты. Услышав их стоит задуматься, каким же должно быть отношение Бога к человеку, что Он так поступает с ним? Что желая спасти его, Он сам становится человеком, и даже умирает за него, и не только за праведников, но и за всех людей.
Что же это за сила? Что за господство? На что оно рассчитано?
Сила, которой Бог действует в мире – это любовь. Поэтому господство, с которым Он подходит к каждому человеку не порабощает, но по-настоящему освобождает. В каждом Бог видит своего сына или дочь, в общении с которым Он рассчитывает на взаимность.
Начиная с первых людей, которые нарушили заповедь, и до последнего грешника, Бог не действует ничем иным, кроме как любовью.
В отличие от Бога мы сами давно превратили мир в место в котором любовь не действует или лучше сказать предстает как недействующая и бессильная. Нормой в отношениях с людьми, как близкими, так и далекими, со взрослыми и с детьми, мы давно сделали силу и подавление. При чем, мы не только сами не готовы действовать иначе, но и в отношении себя, уже не ждем иных действий. Мы не верим в любовь, в ее исцеляющее и преображающее влияние на сердце и не веря, живем по законам мира сего.
Стать христианином, как раз и значит избрать Бога в качестве примера для подражания. Именно поэтому ученики блаженны, ведь они видят, что действовать по любви возможно. И хотя они не поняли этого в полноте до страданий и смерти Христа, Его воскресение показало им победу любви.
Живя в мире, христиане так же редко доверяют любви. В семье, на работе, в воспитании детей, многим кажется привычнее и проще использовать силу, авторитет, манипуляцию… Это так, потому что внешне они имеют быстрый результат и почти не требуют духовного труда и подвига. Но если говорить в долгосрочной перспективе, все эти методы ведут в тупик. И только любовь, часто предстающая как слабость и проигрыш может по-настоящему изменить наши отношения, и через нас победить мир.
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
Слова сегодняшнего евангельского чтения очень краткие и вместе с этим они непросты для понимания. Отцы Церкви в своих толкованиях этого отрывка делали акцент на взаимоотношениях Бога-Отца и Бога-Сына и на том, что, как мы услышали, истинное богопочитание невозможно без Сына. Отца открывает Сын и при этом Сын Сам решает кому открыть Отца, а кому нет. Безусловно, в истории Церкви находились люди, которые полагали, что раз все зависит от Сына, то абсолютно ничего не зависит от самого человека. Кому-то повезло, Сын ему открыл Отца, открыл Бога и научил истинному богопочитанию. А кому-то нет, кто-то так и остаётся вне Церкви и живёт без веры. От такого понимания один шаг до учения о некоем предопределении, о том, что изначально одни люди предопределены к спасанию, а другие к погибели и ничего с этим не поделать.
Но послушаем, что говорят святые. Блаженный Августин, епископ Иппонийский писал: «Никто не приходит [к Отцу], кроме как тот, кто привлечён. Кого привлечёт и кого не привлечёт, почему этого привлекает, а того не привлекает, — не стремись судить, если не хочешь впасть в заблуждение. Единожды прими и пойми: ты ещё не привлечён? Молись, чтобы быть привлечённым».
В словах блаженного Августина есть очень важное место, он не ставит под сомнения слова Христа Спасителя, не пытается понять их в каком-то ином, не буквальном ключе, но Августин делает замечание, которое ясно показывает, что нет никакого предопределения: если ты ещё не привлечён, то молись быть привлечённым, молись о том, чтобы Сын открыл тебе Отца. Эту же мысль развивает и другой отец Церкви, современник блаженного Августина — святитель Иоанн Златоуст. В своих гениальных проповедях он говорил: «На это некоторые нападают и говорят, будто ничто не зависит от нас. Между тем эти-то слова особенно и доказывают, что мы властны в своём произволении. Но какая, говорят, надобность привлекать, если кто сам приходит к Нему? Опять и это не уничтожает нашего произволения, а, напротив, показывает, что мы нуждаемся в помощи. Здесь [Христос] говорит не о всяком приходящем, но о том, кто пользуется великим содействием [от Бога]». Иными словами, можно сказать, что быть с Богом, знать Бога — в воле самого человека.
Человек, который беспристрастно и вне какого-либо религиозного течения примется последовательно читать книги Ветхого Завета увидит в Новом Завете осуществление тех чаяний, которыми пронизана Библия. С известной степенью условности можно сказать, что книги Ветхого и Нового Заветов описывают эволюционный процесс. Теория биологической эволюции не подразумевает волевого участия в ней того или иного живого существа. Какая-нибудь амёба не принимала решения восходить на следующие ступени развития. Согласно теории эволюции, этот процесс вообще никак не соотносится с личным выбором. Христос — осуществление всей истории. Он — вершина, к которой стремилось человечество, цель, к которой оно направлялось, мечта, которая преследовала ветхозаветных праведников. Именно к Нему направлен эволюционный процесс Библии. В Нем — вершина развития человека. Но, в отличие от различных эволюционных теорий, быть или не быть на вершине богообщения и преображения — личный выбор каждого.
О чудесах и о вере
(1 Сол.1:1-5; Лк.10:22-24)
Протоиерей Вячеслав Резников
Однажды Господь сказал: «Все предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». После этого Господь, «обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите». Тех же, кто имея очи не видит, – Господь укоряет такими словами: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел» (Ин.8:42). Значит, как Сын открывает Отца, так же и Отец открывает Сына; и люди, приходящие к Иисусу Христу, не столько познают чужое и незнакомое, сколько узнают родное.
Так же мыслит и Апостол Павел. «Всегда благодарим Бога за всех вас», «зная избрание ваше», – пишет он Фессалоникийцам. «Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе». Получается, что в чудесах Апостол видел не столько причину обращения людей, сколько – свидетельство, «удостоверение» того, что они уже избрали Бога, и сами Им избраны.
Хотя и чудо способно рождать веру. После превращения воды в вино «уверовали в Него ученики Его» (Ин.2:11). А иногда Апостол пишет с горьким укором: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» (Ин.12:37)! Но чаще – прежде, чем сотворить чудо, Господь требовал веры. Прежде чем вернуть зрение слепцам, Он спросил: «веруете ли, что Я могу это сделать» (Мф.9:28)? Также Иаиру, когда принесли весть о смерти дочери, Господь сказал: «Не бойся, только веруй» (Мк.5:36). А придя в Свое отечество, Он «не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф.15:38)…
Дело в том, что человек – не зеркало, просто отражающее нечто; и не бумага, на которой пиши что хочешь. Бог «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9), и человек несет в себе эту таинственную печать Божественного просвещения. Бог вдунул душу живую, и эта душа должна помнить, ради чего создана, и с Кем должна быть в союзе любви. В том-то и ужас, что Сотворивший человека «пришел к своим, и свои Его не приняли». Это непостижимо и противоестественно. Но зато «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12). Господь чудесами старался пробуждать тех, кто почти забыл о своем небесном отечестве. Но с другой стороны, если чудо совершалось, – это было свидетельством, что перед Господом души, которые все-таки помнят, из Чьих уст вышли, которые вместе со всеми от века благочестивыми царями и пророками именно «желали видеть» «и слышать».
Чудо и вера всегда рядом, как Бог и человек. Чудо, это – все, что делает Бог. Это и сотворение мира, и установление в нем определенного порядка. Это и промысел о всем творении, и – особый, о каждом человеке. Но только вера способна опознать чудо, как чудо, а не как «естественное», просто еще «научно» не объясненное.
И дай Бог, чтобы и вера наша и видела, и рождала чудеса, и чтобы чудеса эти еще более оживляли и укрепляли нашу веру.
|