34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
(Мк. 8:34 - Мк. 9:1) Мк.8:34. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Мк.8:35. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
Мк.8:36. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
Мк.8:37. Или какой выкуп даст человек за душу свою?
Поскольку Петр прекословил Христу, желавшему предать Себя на Распятие, то Христос призывает народ и вслух говорит, направляя речь главным образом против Петра: Ты не одобряешь того, что Я беру Крест, а Я говорю тебе, что ни ты, ни другой кто не спасетесь, если не умрете за добродетель и истину. Заметь, Господь не сказал: умри и тот, кто не хотел бы умирать, но «кто хочет». Я, – говорит, – никого не принуждаю. Призываю не на зло, а на добро, а потому, кто не хочет, тот и не достоин сего. Что значит отвергнуться себя? Это мы поймем, когда узнаем, что значит отвергнуться другого кого-либо. Кто отвергается другого кого-либо: отца ли, брата ли, или кого-либо из домашних, тот, хотя бы смотрел, как его бьют или убивают, не обращает внимания и не соболезнует, сделавшись чуждым ему. Так и нам повелевает Господь, чтоб и мы ради Его презирали свое тело и не щадили его, хотя бы били или порицали нас. «Возьми крест свой», сказано, то есть поносную смерть, ибо крест почитался тогда орудием поносной казни. А как многих распинали и разбойников, то присовокупляет, что с распятием должно иметь и другие добродетели, ибо это означают слова: «следуй за Мною». Поскольку же повеление предавать себя на смерть показалось бы тяжким и жестоким, то Господь говорит, что оно напротив весьма человеколюбиво; ибо кто погубит душу свою, но ради Меня, а не как разбойник казнимый или самоубийца (в сем случае смерть будет не ради Меня), тот, – говорит, – обретет душу свою, между тем как думающий приобрести душу, погубит ее, если во время мучения не устоит. Не говори Мне, что этот последний сбережет себе жизнь, ибо если бы он даже приобрел целый мир, все бесполезно. Спасение нельзя купить никаким богатством. Иначе, приобретший весь мир, но погубивший душу свою, отдал бы все тогда, когда будет гореть в пламени, и таким образом искупился бы. Но такой выкуп там невозможен. Здесь заграждаются уста и тех, которые вслед за Оригеном говорят, что состояние душ переменится на лучшее после того, как они накажутся соразмерно грехам своим. Да слышат они, что там никак нельзя дать выкупа за душу, и мучиться только в той мере, сколько нужно будто бы для удовлетворения за грехи.
Мк.8:38. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
Не довольно одной внутренней веры: требуется и исповедание уст. Ибо как человек двойствен, то двоякое должно быть и освящение, то есть освящение души посредством веры и освящение тела посредством исповедания. Итак, кто «постыдится» исповедать Распятого Богом своим, того и Он «постыдится», признает недостойным рабом Своим, когда «приидет» уже не в смиренном виде, не в уничижении, в котором являлся здесь прежде и за которое некоторые стыдятся Его, но «в славе» и с воинством Ангельским.
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк.8:34).
За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного; а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венцы!
Читается на литургии в неделю 3-ю великого поста (Крестопоклонную) и в неделю по Воздвижении.
Протоиерей Павел Великанов
В сегодняшнем чтении Христос Спаситель обращается к Своим слушателям с весьма радикальным заявлением. Тот, кто не готов расстаться со своей жизнью ради Иисуса и Его благой вести — практически не имеет шансов оказаться в Царстве Небесном.
Что это? Религиозный фанатизм? Или, быть может, всего лишь шокирующий риторический приём, чтобы слушатели не расслаблялись? Или же здесь речь идёт о чём-то крайне важном — но только вовсе не на поверхности лежащем?
Ключевая фраза — «отвергнись себя». Именно к отвержению себя относятся и слова о крестоношении, о бессмысленности трястись над ценостью своей жизни или души, о том, что ценность каждой души бесконечна. Вроде бы смысл этой заповеди — «отвергнись себя» — вполне очевиден. Не надо ничего искать своего, отсечь все свои желания и устремления, и стремиться только к одному: выполнять волю Божию с предельной тщательностью и вниманием. Вроде бы всё правильно, да только есть одна проблема. Если бы Богу нужны были отряды абсолютно послушных и дисциплинированных последователей, Он бы существенно ограничил сами рамки человеческой свободы — как это, к примеру, это делается в любом режимном заведении — военной части, тюрьме или больнице. Или, возьмём более приятный пример — в монастыре. Но ведь зачем-то Бог дал — да не просто «дал», а буквально щедро одарил каждого из нас практически безграничной свободой — и при этом Он не «бьёт линейкой по рукам», лишь только мы что-то не так делаем? Зачем же Он так делает — даёт море свободы, чтобы мы и не пытались в нём учиться плавать? Разве не странно?
Я уже слышу, как начитанный в аскетической литературе подобрал правильный ответ. Он бы сказал: главное, что может дать человек Богу — это свобода личности. Это та жертва, которая только и достойна быть принесённой Господу Богу. Но что значит — отдать свою свободу Богу? То есть я перестаю существовать, я упраздняюсь как личность со всеми своими интересами и желаниями и превращаюсь в своего рода «киборга», программу для действий которого пишет Бог — а робот лишь автоматически её выполняет? Увы, как это ни звучит гротескно и ужасно, но и такое понимание воли Божией порой приходится встречать. И когда такой «киборг» подходит ко священнику за благословением, это напоминает загрузку очередной порции программного обеспечения. Он ощущает себя всего лишь инструментом в чужих руках — и всего лишь честно и ответственно делает порученное ему чужое дело.
Но нужны ли Богу такие «киборги»? Ради них ли создавалась вся эта удивительная Вселенная? Весь чудный растительный, животный мир? Вся эта красота восходов и закатов, далёких звёзд, нежного дыхания теплого весеннего ветра? Киборгам ведь всё это не нужно: у них работает программа! Которую они выполняют!
Увы, но в сегодняшнем чтении мы скорее видим отрицательную, негативную сторону о самоотвержении — и пропускаем другую, положительную. Каждый из нас для Бога — несоизмеримо дороже всего тварного мира. Это не я сказал, а Он Сам. Значит, внутри каждого из нас — не какой-то «недоделанный киборг с кривым программным обеспечением», а некто совсем иного порядка. Иисус Христос утверждает, что в каждом из нас — ни больше, ни меньше — целый Бог! Пусть и несколько поменьше — но называя нас «сынами Божиими», Бог Творец утверждает нашу родственную связь с Ним Самим! Мы — не наёмники, не рабы и не заключённые, а Его родные и дорогие дети! И что из этого следует?
Мы — совсем не «киборги». Каждый из нас — огромная Вселенная. Микрокосмос. В которой я — Господь и Бог. Моего мира. И только от меня, от моего свободного решения зависит, захочу ли я управлять этим миром, прислушиваясь к своему любимому Отцу — который и подарил мне весь этот мир — или же я отвернусь от Него, даже не поблагодарив — и начну дурить так, как мне взбредёт в голову. И отвержение себя, о котором сегодня и говорит нам Евангелие — это вовсе не упразднения меня как такового, а сознательный и свободный отказ от всего, что препятствует раскрытию во мне этой Божественной задумки. Где эти препятствия? Эгоизм, инфантилизм, поверхностность, страх, малодушие, зависимости — всё это блокирует саму возможность реализации замысла Бога обо мне.
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
Думаю, любому священнику неоднократно приходилось слышать слова о том, что он, священник, должен утешать тех, кто приходит в храм и, особенно, на исповедь. Очень многие люди именно эту функцию видят первоочередной в служении священника. Они приходят со своими печалями и горестями, со своими неразрешёнными конфликтами, со своей болью и ждут утешения. Зачастую им нужны лишь свободные уши, нужна возможность высказаться, нужно простое сочувствие. Их можно понять. Но невозможно соответствовать их ожиданиям. Мне вспоминается одна женщина, которая в ответ на мои слова, которые состояли исключительно из цитаты части сегодняшнего евангельского чтения, очень сильно возмутилась и стала буквально кричать на меня: «Что вы такое говорите?! Причём тут Евангелие?! Вы разве не видите, мне плохо! А вы должны сказать мне добрые слова, поддержать меня и утешить!» Я очень ей благодарен. Она сказала о том, что многие носят в себе и стесняются высказать, она же смогла озвучить эту мысль и эту проблему. Проблема же в том, что Евангелие это не самая приятная книга. В нем немного мест, которые можно читать без внутреннего напряжения. Мало мест, которые были бы утешением. Евангелие — это вызов. Если читать его честно, открытым умом и открытым сердцем, то возникает уйма вопросов к самому себе. Нынешний отрывок как раз из таких мест. Он предельно чётко говорит о том, что перед каждым христианином каждую секунду стоит выбор: я или Христос. Моё удобство, мой комфорт или слова Христа. Моя воля или повеления Христа. Моя выгода или слава Христа. Невозможно быть христианином и избежать этого выбора. В равной степени невозможно сделать его однажды и уже не возвращаться к нему. Нигде и никогда, ни намёком, ни полусловом Христос Спаситель не обещал своим ученикам спокойной и комфортной жизни. Он не говорил о том, что все будут любить нас, будут нас с удовольствием слушать. Он не говорил, что жизнь христианина будет во всех отношениях приятной. Напротив, Он говорит, в том числе и сегодня, о том, что для вечной жизни в Его Царстве мы должны умереть для себя. Потерять душу свою ради Него и Евангелия. Или, другими словами, видеть сердцевиной своей жизни не самих себя, свою семью и свои интересы, а исключительно евангельское благовестие и слова Христа. Это непросто. Хотя бы потому, что награда за житейскую смекалку близка и очевидна, а та награда, которую обещает Своим ученикам Христос кажется далёкой, непонятной, а кому-то она и вовсе видится ненужной, кого-то вполне устраивает то, что он может приобрести на пути удовлетворения своих потребностей здесь и сейчас. Переубедить нашими слабыми словами таких людей невозможно. Да, собственно, глупо думать, что это возможно, смешно надеяться, что кто-то благодаря убеждению и словам сможет изменить своё отношение к жизни и к Евангелию. Для того, чтобы суметь услышать голос Христа и пойти вслед за Ним, Он Сам должен коснуться сердца человека. И Он коснётся. Постараемся же открыть своё сердце для Него и услышать Его голос, который зовёт всех нас в славу Царства Небесного.
Протоиерей Максим Козлов
Сегодняшнее воскресенье в церковном календаре называется неделей (то есть воскресным днем) после праздника Воздвижения. Ради этого события церковный устав прерывает регулярное чтение воскресных отрывков после праздника Троицы (Пятидесятницы) и выбирает особенное евангельское чтение, связанное с недавно бывшим 27 сентября праздником Воздвижения Креста.
В этом чтении говорится о нашем крестоношении как непосредственно связанном с Крестом Христа Спасителя, которым Он принес спасение человеческому роду.
Говоря о крестоношении, евангелист Марк цитирует слова Христа, и они так красиво и так понятно звучат на церковнославянском языке, что позволю себе их повторить: «Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелиа, той спасет ю. Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет» (Мк, 8:35, 34).
Остановимся на этой фразе. «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк, 8:34).
Во-первых, из нее следует, что Бог ищет поклоняющихся Ему и следующих за Ним сознательно и добровольно, потому что говорит: «кто хочет идти за Мною». Это очень важный и очень трудно соблюдаемый в истории Христианской Церкви принцип внутренней свободы следования за Христом. Только он и делает человека христианином. Он труднореализуем в церковно-государственных отношениях, когда людям, хотящим доброго, по сути, чтобы другие прикоснулись к евангельской вере, не лишились Вечности, стали сознательно верующими христианами, соблазнительным оказывается использование внешней силы – не важно, государства, средства массовой информации, образования и так далее – для того, чтобы, помимо личной человеческой свободы, человека или целый народ сделать христианским.
Вот Христос говорит, что, в конечном итоге, все будет решаться в душе человека.
То же важно помнить и родителям-христианам. Мы, конечно, не можем не стремиться воспитать своих детей в той же вере, в какой живем сами, радость, глубину и красоту которой почувствовали и без которой жизни своей не мыслим. Но, в конечном итоге, мы должны воспитать детей для того, чтобы они сами свободно сделали этот выбор добровольного взятия на себя ига креста христовой веры, которое никогда не бывает легким, но которое есть главное сокровище в жизни верующего человека.
Второе, что следует из этой фразы: «да отвергнется себя», – условие следования за Христом. Тоже очень непростой принцип. Часто человеку хочется быть христианином в той части христианства, которая доставляет ему радость и утешение. Люди, бывает, кидаются в Церковь и христианство, когда им плохо, за поиском утешения, иной раз просто даже как некоего наркотика, как духовного антидепрессанта. Человек хочет получить в Церкви то, что мир жестокий, обманчивый, подлый, лукавый не дает, но сам при этом предполагает оставаться прежним. Нужно понять, что это обман и что получать можно, только если отдаешь, что христианством нельзя пользоваться фрагментарно и нельзя быть христианином отчасти. Да и внутреннее бытие не получится без отвержения себя ради Божьей правды, ближнего и исполнения заповедей.
Далее. Христос говорит о том, что тот, кто решается следовать за Ним и отвергается себя, должен взять свой крест. Эти слова за двухтысячелетнюю историю христианства, признаем, несколько истерлись и в бытовом, и даже в церковно-гомилетическом употреблении вплоть до утраты смысла, так что актуализировать их для сознания современного человека непросто. Народная мудрость, которая, может быть, два-три века назад звучала колоколом (скажем: «Христос терпел и нам велел»), скорее будет воспринята нашим современником иронически. Но если мы отодвинем от себя ослабляющее, обессмысливающее ненужными красивостями замутняющее толкование и определение, то отменить евангельские слова мы все равно не можем и не должны. Восприятие жизни как вечного праздника, в котором мы резвящиеся дети, не несущие никакой ответственности, надежда на то, что можно, подобно бабочке, порхать от детства до старости, и что жизнь наша будет, как в журналах с блестящими картинками, на Евангелии никак не основано. Христос нас предупреждает: эта жизнь неизбежно связана с тяготами и скорбями, без которых душа человека не выковывается; не только со встречами, но и с расставаниями, не только с обретением любви и дружбы, но и с подлостью и обманом. Смотри на все мужественно и помни, что ты, конечно, восходишь на крест, берешь свой крест, но впереди тебя с крестом идет Тот, Кто не обманывает и не только обещает, что этой дорогой можно пройти, но и показывает, как.
И еще одно важное уточнение в связи с этой фразой – «возьми крест свой». Не выдумывай себе чужих крестов. Есть старая притча о том, как человек, которому жизнь казалась бесконечно тяжелой, стал просить Бога о том, чтобы Он ему сменил крест. И Он его привел на поле, где было много крестов, и сказал: «Выбирай любой». Человек ходил долго. Один крест был маленький, но впивался в спину. Другой был не тяжел, но никак не удерживался в руках. Третий был красив, но поднять его не хватало сил. Наконец, человек выбрал крест и, когда посмотрел на надпись, увидел, что это его крест прежний. Итак, не ищи не своего, не выдумывай себе подвигов, которые в твоей жизни реальным образом не обретаются, а делай то, что должно, так, как посылает тебе в этой жизни Бог. И это будет крестоношение, которое поставит тебя вместе с Крестом Христовым.
|