6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.
30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
(Ин. 19:6-11) Ин.19:6. Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
Но они и этим не укротились, а кричат: «Распни, распни Его!». Пилат же, видя, что все делаемое им остается напрасным, говорит: «Возьмите и распните; ибо я не нахожу в Нем вины». Говорит же это, побуждая их к делу, им непозволенному, для того, чтобы Иисус был отпущен. «Я, — говорит, — имеющий власть распять, не нахожу никакой вины; а вы, не имеющие власти распинать, говорите, что Он виновен. Итак, возьмите Его и распните. Но вы не имеете власти». Итак, Человек Сей должен быть отпущен. Такова цель Пилата. Он милостивее, однако же не настойчив за истину.
Ин.19:7. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
А они, быв посрамлены этим, говорят: «По закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим».
Смотри, как злоба несогласна сама с собою. Прежде Пилат говорил им: «Возьмите Его вы и по закону вашему судите»; они на это не согласились. Теперь же говорят, что Он по закону нашему должен умереть. Прежде они обвиняли Его в том, что выдает Себя за Царя, а теперь, когда эта ложь изобличена, обвиняют Его в том, что Он выдает Себя за Сына Божия. И в чем тут вина? Если Он творит дела Божии, то что препятствует Ему быть Сыном Божиим?
Смотри на Божественное домостроительство. Они предавали Господа многим судилищам, чтобы опорочить Его и помрачить славу Его; но это бесчестие обращается на главу их, ибо при точнейшем исследовании дела невинность Его еще более доказана. Сколько раз даже Пилат объявлял, что он не находит в Нем ничего достойного смерти.
Ин.19:8. Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
Пилат, услышав одно только слово, что Он есть Сын Божий, убоялся. А они видели Божеские дела Его, однако, умерщвляют Его за то самое, за что нужно было покланяться Ему.
Ин.19:9. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты?
Спрашивает Его не так, как прежде — «Что Ты сделал?», но — «Кто Ты?» Тогда обвиняли Его, как царя, потому естественно и спрашивал «Что Ты сделал?» А теперь, когда клевещут, что Он Сам Себя выдает за Сына Божия, спрашивает: «Откуда Ты»?
Но Иисус не дал ему ответа.
Иисус молчит, ибо Он объявлял уже Пилату: «Я на то родился», и «Царство Мое не отсюда». Однако же, Пилат нисколько не воспользовался этим и не стал за истину, но уступил требованию народа. Посему Господь, презирая вопросы его, как предлагаемые напрасно, не отвечает ничего.
Ин.19:10. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
Оказывается, что Пилат нисколько не имеет твердости, но всякая случайная опасность может поколебать его. Он боялся иудеев; трепетал и Иисуса, как Сына Божия. Посмотрим же, как он сам себя осуждает своими словами: «Я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя». Если все зависело от тебя, почему же ты не отпустил Того, Кого нашел невинным?
Ин.19:11. Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше;
Господь, низлагая его высокомерие, говорит: «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было тебе дано свыше». Ибо Я не просто так умираю, но совершаю нечто таинственное, и это свыше предопределено для общего спасения.
(Ин. 19:13-20) Ин.19:13. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
Но как мало мужества в Пилате, когда он счел опасным для себя оставить такое обвинение без исследования! Он выходит, как бы с намерением исследовать дело, ибо это означают слова «сел на судилище»; между тем, не сделав никакого исследования, предает Его, думая тем преклонить их.
Ин.19:14. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый.
Евангелист Марк говорит, что, когда Христа распяли, «был час третий» (Мк. 15:25), а Иоанн говорит, что тогда был час «шестый». Как же это?
Некоторые думают разрешить это тем, что тут ошибка писца. А что это могло случиться, и что и у Иоанна написан был третий час, а не шестой, как теперь, это видно из следующего. Три евангелиста, Матфей, Марк и Лука, согласно говорят, что от часа шестого настала тьма по всей земле до часа девятого. Очевидно, Господь наш был распят прежде шестого часа, до наступления тьмы, именно: около третьего часа, как заметил Марк, а равно и Иоанн, хотя ошибка писцов гамму переменила в начертание еписимона. Так разрешают это несогласие.
Другие же говорят, что Марк ясно и несомненно означил час приговора о распятии Господа. Ибо говорится, что судьи распяли и казнили, с того времени, в которое они произнесли приговор, потому что на словах он получил силу наказания и смерти. Посему Марк говорит, что Он распят в третий час, в тот, в который Пилат произнес приговор. А как Марк замечает время приговора, то Иоанн записал час, в который распяли Господа. Притом, смотри, сколь многое совершено между приговором Пилата о распятии и тем часом, в который Господь восшел на крест. Отпустив Варавву, он бичевал Иисуса и решительно предал Его на распятие; ибо отпущение Вараввы было осуждением Господа. Воины насмехаются. И смотри, сколько времени пошло бы на продолжительное осмеяние. Пилат вывел Его, беседовал с иудеями; опять входит и судит Иисуса; опять выходит и разговаривает с иудеями. Все это могло занять время от третьего часа до шестого. Посему Иоанн, с точностью изложивший это, как следивший за всем, упоминает о шестом часе, когда Пилат предал совершенно, «чтобы был распят», уже не беседуя с иудеями, они осуждая Иисуса, но произнесши окончательное решение о Нем.
Если кто скажет для чего, еще около третьего часа произнесши приговор о распятии, опять хотел отпустить Его? Во-первых, пусть знает таковой, что, принужденный толпой, он произнес приговор; потом смущен был сном жены, ибо она предостерегала его: «Не делай ничего Праведнику Тому» (Мф. 27:19). При всем этом заметь, как выразился Иоанн: «Был час шестый». Не сказал утвердительно «было шесть часов», но как бы нерешительно и не с уверенностью — «час шестый». Посему нисколько не должно быть важно для нас, что евангелисты, по-видимому, не совершенно согласны друг с другом, если даже допустим это разногласие. Ибо смотри, не все ли они сказали, что Иисус был распят; а что о часе говорят: один, что это был третий, а другой — шестой, то вредит ли это сколько-нибудь истине? Но весьма достаточно доказано, что разногласия даже и нет.
И сказал: Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
Мы много раз говорили, что Пилат более слаб и боязлив, чем злостен. Вот и теперь, смотри: делу он придает вид исследования и суда, а во всем действует слабо. «Се, — говорит, — Царь ваш»: ни Иисуса не осуждает, ни иудеев прямо не обличает, но как бы прикровенно упрекает их в клевете. «Вот, — говорит, — какого человека вы оговариваете в домогательстве царства над вами, человека бедного и не думающего искать этого. Обвинение ложное. Ибо, что у Него свойственного похитителю власти? Воины? Богатство? Благородство? «Се Царь ваш». Что пользы, если вы убьете Его, Человека, Который не может причинить ни малейшего вреда?» Так говорит Пилат, но без настойчивости и твердости, и без борьбы за истину.
Ин.19:15. Но они закричали: возьми, возьми, распни Его!
А они говорят: «Возьми, возьми, распни»; вынуждают и требуют креста, потому что желают придать Христу дурную славу. Ибо такая смерть была самою позорною и проклятою, как сказано: «Проклят всякий повешенный на дереве» (Втор. 21:23). А не знали они, что как древом было падение, так древом будет и исправление.
Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
Примечай и то, как они сами заявляют, что у них нет иного царя, кроме кесаря, и через то сами добровольно подчиняются власти римлян и отторгаются от Царства Божия. Посему и Бог предал их римлянам, которых они сами назвали царями, отрекшись от Промышления и Покровительства Божия.
Ин.19:16. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
«Тогда, наконец, он предал Его им». Безумный! надлежало бы исследовать, мог ли Он действительно присвоить Себе царскую власть, а ты предаешь Его, уступаешь по страху и заканчиваешь суд образом, недостойным мужа.
Ин.19:17. И, неся крест Свой, Он вышел
Так как они прикосновение ко крестному древу считали делом бесчестным, то на Него, как уже осужденного и проклятого, и возлагают проклятое древо. Примечай и то, что это совершается согласно с ветхозаветным прообразом. Как там Исаак, неся дрова, шел на заклание, так и здесь Господь идет, неся Крест, и, как бы воин какой, несет оружие, коим ниспровергает своего противника. Что Исаак служил образом Господа, это ясно. Исаак — значит смех или радость. Кто же иной соделался нашею радостью, как не Тот, Кто чрез Ангела при самом зачатии подал естеству человеческому радость? Ибо благовестие, которое услышала Дева, приняло все естество человеческое. Отец Исаака Авраам — значит отец многих народов и есть образ Бога всех, который есть Отец иудеев и язычников, по благоволению и определению Которого Сын Его несет крест. Только в Ветхом Завете дело ограничивалось произволением отца, так как то было прообразованием, а здесь исполнилось на самом деле, потому что это была истина. Может быть и еще сходство. Как там Исаак был отпущен, а заклан агнец, так и здесь Божеское естество пребыло бесстрастно, а заклано человеческое естество, которое и называется Агнцем, как рождение заблудшей овцы — Адама.
Как же другой евангелист (Мк. 15:21) говорит, что «нести Крест заставили Симона»? Было то и другое. В начале Господь пошел, Сам неся Крест, так как этим древом все гнушались и не позволяли себе даже прикоснуться к нему, А когда вышли, встретили Симона, идущего с поля, и тогда древо это возложили на него.
на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
Место сие назвали «Лобное место», ибо хранилась молва, что тут погребен Адам, дабы, где было начало смерти, там же совершилось и упразднение ее. Ибо есть предание церковное, что по изгнании человека из рая первым жилищем его была Иудея, данная ему в утешение после райского блаженства, как страна лучшая и обильнейшая всех прочих. Она-то первая приняла и мертвого человека. Люди того времени, удивленные мертвым лбом, сняли с него кожу и зарыли его тут, и от него дали название сему месту. А после потопа Ной передал всем сказание об этом. Посему и Господь принимает смерть там, где источник смерти, дабы иссушить оный.
Ин.19:18. Там распяли Его и с Ним двух других, по ту и другую сторону, а посреди Иисуса.
Распинают с Ним и двух других. Иудеи желали этим пустить дурную молву, будто и Он разбойник. Между тем невольно исполняют этим пророчество, которое говорит: «И к злодеям причтен был» (Ис.53:12).
Примечай же Премудрость Божию, как Она обратила к славе Господа то, что они делали к бесчестию Его. Ибо Он на самом Кресте спас разбойника, что не менее чудно, и еще более доказывает Божество Его. Ибо прославился один только Он, хотя вместе с Ним распяты были и другие. Этого не сделалось бы, если бы Он был виновен и нарушитель закона, но не был Сам выше закона и Судиею беззаконных.
Ин.19:19. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
Пилат пишет титло на кресте, то есть вину, надпись, объявление. В надписи обозначалось, чей крест. Итак, Пилат делает эту надпись, с одной стороны, для того, чтобы отмстить иудеям за то, что они не послушались его, и показать злобу их, по которой они восстали против своего собственного царя, а с другой, для того, чтобы защитить славу Христа. Они распяли Его с разбойниками, желая обесчестить имя Его.
Ин.19:20. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.
Пилат объявляет, что Он был не разбойник, но Царь их, и это объявляет не на одном, но на трех языках. Ибо естественно было предполагать, что по причине праздника с иудеями пришло много и язычников. Выше и евангелист (Ин.12:20-21) упоминает о некоторых эллинах, пришедших видеть Иисуса. Итак, чтобы все знали о неистовстве иудеев, Пилат возвестил о нем на всех языках.
Надпись, сделанная на трех языках, дает намек и на нечто высшее, а именно: показывает, что Господь есть Царь любомудрия деятельного, естественного и богословского. Римские буквы служат образом деятельного любомудрия, ибо власть римлян самая мужественная и деятельная в деле военном; греческие — образ любомудрия естественного, ибо греки занимались изучением природы; еврейские — богословского, ибо евреям вверено Богопознание. Итак, слава Тому, Кто чрез Крест явил Себя имеющим такое Царство, Кто и мир победил, и нашу деятельность укрепил, и подает познание природы, и чрез оное вводит во внутреннейшее завесы, в Собственное знание и созерцание, то есть богословие.
(Ин. 19:25-28) Ин.19:25. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
Почему Мария Клеопова называется сестрою Матери Его, тогда как Иоаким не имел другого чада? Клеопа был брат Иосифу. Когда Клеопа умер бездетным, то, по сказанию некоторых, Иосиф жену его взял за себя и родил брату детей. Одна из них — упоминаемая теперь Мария. Она называется сестрою Богородицы, то есть родственницею. Ибо Писание имеет обыкновение называть сродников братьями. Например, Исаак говорит о Ревекке, что она сестра ему, хотя она была женою его. Так и здесь мнимая дочь Клеопы называется сестрою Богородицы по родству.
В евангелиях являются четыре Марии: одна — Богородица, которую называют Матерь Иакова и Иосии, ибо они были дети Иосифа, родившиеся от первой его жены, может быть, жены Клеоповой. Богородица называется Матерью их, как мачеха, ибо Ее считали женою Иосифа. Другая — Магдалина, из которой Господь выгнал семь бесов; третья — Клеопова, и четвертая — сестра Лазаря.
Ин.19:26. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
Он печется о Матери, научая нас до последнего издыхания прилагать всякое попечение о родителях. И смотри, тогда как тут находятся и другие жены, Он заботится об одной только Матери. Ибо на родителей, препятствующих в деле богопочтения, не должно обращать внимания, а о таких, которые не препятствуют, нужно всячески заботиться.
Так и Он, поелику Сам отходит от жизни, и Матери естественно было скорбеть и искать покровительства, поручает попечение о Ней ученику. Евангелист скрывает свое имя по скромности. Ибо если бы он хотел хвалиться, то представил бы и причину, по которой был любим, и, вероятно, она была какая-нибудь великая и дивная. Ах! как Он почтил ученика, делая его Своим братом. Так хорошо пребывание со Христом страждущим, ибо оно приводит в братство с Ним.
Подивись, как Он на Кресте все творит без смущения, заботится о Матери, исполняет пророчества, отверзает разбойнику рай, между тем как прежде распятия испытывает душевное томление, источает пот. Ясно, что последнее принадлежит человеческому естеству, а первое — силе Божеской.
Да посрамятся Маркион и все прочие, пустословившие, будто Господь явился миру призрачно. Ибо если Он не родился и не имел Матери, то для чего Он прилагает о Ней столь великое попечение?
Ин.19:27. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
Итак, ученик сей взял Марию к себе, ибо Чистая вверена чистому. Смотри, как женский пол тверд в бедах, а мужчины все оставили Господа. Подлинно пришел Тот, Кто слабое укрепляет и уничиженное приемлет.
Ин.19:28. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.
«Зная, — говорит, — Иисус, что уже все совершилось», то есть, что не остается ничего неисполненного в плане домостроительства Божия. Так свободна была смерть Его. Ибо кончина для тела Его наступила не прежде, как Сам Он восхотел, и Он восхотел после того, как все исполнил. Посему-то и говорил: «Власть имею положить душу Мою» (Ин. 10:18).
«Говорит: жажду», и в этом случае опять исполняет пророчество.
(Ин. 19:30-35) Ин.19:30. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось!
После напоения Он сказал «совершилось!», то есть и это пророчество со всеми прочими сбылось, ничего не остается, все кончено. Он все творит без смущения и с властью. Это видно из последующего.
И, преклонив главу, предал дух.
Ибо, когда все совершилось, Он, «преклонив главу», так как она не была пригвождена, «предал дух», то есть испустил последнее дыхание. С нами бывает наоборот: у нас прежде дыхание прекращается, а потом глава преклоняется. Он же прежде преклонил главу, а потом испустил дух. Из всего этого ясно открывается, что Он был Господь смерти и все творил по Своей власти.
Господь предал дух Богу и Отцу, чтобы показать, что души святых не остаются в гробницах, но востекают в руки Отца всех, а души грешных низвлекаются в место мучения, то есть в ад.
Ин.19:31. Но как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
А те, кои поглощают верблюда, и оцеживают комара (Мф. 23:24), совершив столь великое злодеяние, выказывают особенную заботливость о дне. «Ибо, — говорит, — дабы не оставить на кресте тел, просили Пилата», то есть просили о том, чтобы снять их.
Итак, они не хотели являться в день праздника мстителями и убийцами. Иначе: и закон так повелевал, чтобы солнце не заходило во гневе человека (Еф. 4:26). Смотри, как чрез выдумки иудеев исполняются пророчества. Здесь зараз исполняются два пророчества, как далее говорит евангелист.
Ин.19:32. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
Для чего они просят, чтобы перебиты были голени? Для того чтобы, если и останутся живы, были не способны к делу (ибо они были разбойники).
Ин.19:33. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
Ин.19:34. Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
Хотя не сокрушили голеней Иисуса, однако же, в угоду иудеям пронзают Его, и вытекает кровь и вода. И это удивительно. Они думали наругаться и над мертвым телом, но поругание обращается им в чудо. Достойно удивления и то, что из мертвого тела вытекает кровь. Впрочем, иной из недоверчивых скажет, что, вероятно, в теле было еще сколько-нибудь жизненной силы. Но когда и вода вытекла, то чудо непререкаемо. Неспроста это случилось, но потому, что жизнь в Церкви начинается и продолжается посредством сих двух вещей: водою мы рождаемся, а Кровью и Телом питаемся. Итак, когда приступаешь к чаше общения Крови Христовой, так располагай себя, как бы ты пил из самого ребра.
Примечай, пожалуй, и то, как посредством прободенного ребра врачуется рана ребра, то есть Евы. Там Адам, уснув, лишился ребра; и здесь Господь, уснув, дает ребро воину. Копье воина есть образ меча, обращающегося и выгоняющего нас из рая (Быт. 3:24). А как все вертящееся не останавливается в своем движении, доколе не ударится обо что-нибудь, то Господь, показывая, что Он остановит тот меч, мечу воина подставляет Свое ребро, чтобы нам ясно было, что как копье воина, приразившись ребру, остановилось, так и пламенный меч остановится и не будет уже страшить своим вращением и возбранять вход в рай.
Да постыдятся ариане, которые в таинстве причащения не присоединяют воды к вину. Ибо они, как кажется, не веруют, что из ребра вытекла и вода, что удивительнее, но веруют, что вытекла одна кровь, и тем уменьшают величие чуда. Ибо кровь показывает, что Распятый — человек, а вода, что Он выше человека, именно, — Бог.
Ин.19:35. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
«Не от других, — говорит, — я слышал, но сам тут был и видел, и истинно свидетельство мое». Справедливо замечает это. Он повествует о поругании, а не о чем-нибудь великом и досточестном, чтобы тебе заподазривать это сказание. «Для того, — говорит, — я подробно описываю это и не скрываю, по-видимому, бесчестное, чтобы вы верили, что все это, несомненно, истинно, а не составлено в чью-нибудь пользу». Ибо кто говорит в чью-нибудь пользу, тот выставляет более славное.
Воздвижение Креста Господня (Еф.5:20–26; Лк.3:23–4:1). Среди Великого поста предлагается поклонению Честный Крест, чтобы воодушевить постных тружеников к терпеливому несению поднятого ими ига до конца; а в сентябре для чего это делается? Так случилось? Но у промыслительной Премудрости, все устраивающей, нет случаев. Вот это для чего: в сентябре убираются с поля, по крайней мере у нас. Итак, чтоб одни из христиан в чувстве довольства не сказали: "душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!", а другие от скудости не пали в духе, представляется очам всех воздвигаемый крест, напоминая первым, что опора благобытия не имение, а христианское внутреннее крестоношение, когда внешнее, по благости Божией, слагается, внушая вторым в терпении стяжать души свои, воодушевляя на то уверенностью, что со креста идут прямо в рай; посему, одни да терпят, чая, что идут углажденным путем в Царство Небесное, а другие да вкушают внешних утешений со страхом, как бы не заключить себе вход на небо.
Протоиерей Александр Шаргунов
Сегодняшний праздник — величайшее торжество нашей Церкви, почти как Пасха. Поклонение Кресту — это Пасха. Во всех храмах из алтарей износится драгоценный Крест Христов, украшенный цветами. И на всех храмах, как бы вновь воздвиженные, сияют кресты над мятущимся миром. Сегодня все верные хранят пост, как в Великую Пятницу.
И, как на утрени Великой Пятницы, мы слышим за литургией Евангелие о страданиях Христовых — о событиях, которые являются решающими для всех людей. Мы снова видим, как собирается Синедрион, состоящий из первосвященников, книжников и фарисеев, чтобы вынести смертный приговор Христу. Однако они знают, что такой приговор не может быть исполнен без санкции римского прокуратора — правителя, под властью которого находилась тогда Иудея. Поэтому и приводят Христа к Понтию Пилату.
Согласно римскому праву, не подобало осуждать преступника прежде рассмотрения дела. Вникнув в обстоятельства, Пилат понимает, что Христос совершенно невиновен. И он боится взять на себя страшную ответственность — стать виновным в убиении невинного человека. Поэтому говорит: «Возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины». Тогда иудеи обвиняют Христа в богохульстве: «По закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». Это высшее кощунство, какое только может быть. И мы видим, что Пилат испугался. Он спрашивает Христа: «Откуда Ты?» Но Иисус не отвечает ему. Тогда Пилат сказал: «Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» Господь отвечает ему: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы тебе не было дано свыше». Когда Пилат употребляет свою власть прокуратора, Христос молча подчиняется ему как законной власти. Но когда он надмевается своею властью, Спаситель напоминает о Себе: «Вся власть, которая дана тебе — свыше». Власть Пилата ограничена, и он не может сделать больше, чем Бог позволит ему.
И пусть гордые властители и угнетатели нашего народа — любая власть на земле — всегда знают, что есть Тот, Кто выше их. Пусть это заставит умолкнуть ропот многих. Пусть этим знанием нам будет дано утешение, что никто из сегодняшних растлителей и распинателей отечества нашего не сможет сделать больше, чем Бог позволит ему. Никто из земных властителей никогда не обладал большей властью, чем Пилат, сидящий в этот час на судилище над таким Пленником, Который для многих уже открылся как Сын Божий и Царь Израилев. Но Христос дал ему ясно понять, что во всем этом он — только орудие в руках Божьего Промысла.
И Христос добавляет еще: «Потому тот, кто предал Меня тебе, больший имеет грех». То, что делает Пилат, — это грех, великий грех. И то, что иудеи как бы принуждают его делать это, ни в коем случае не может быть ему оправданием. Страшен мир, в котором мы живем сегодня, где грех, действительно, по слову святителя Феофана Затворника, утверждается как норма. Все грешат — и не нужно никому каяться. Но вина других не снимет с нас нашей вины, если мы будем подчиняться тому, что делают все. На Страшном Суде мы не сможем сказать, что другие были хуже, чем мы.
Однако есть особенные грехи. Что может быть страшнее греха? Только одно — подтолкнуть другого на грех. И есть еще грех предательства — самый гнусный грех. Грех тех, кто предал Христа Пилату, был несравненно больше. Прежде всего, это был грех Иуды. Иуда, как сказано в Писании, был вождь тех, кто взял Иисуса. Он вел тех, кто взял нашего Спасителя. И также это был грех Каиафы, первосвященника — того, кто ответственен перед Богом за истину, за исповедание веры, и кто первым дал совет предать Христа смерти. Грех Каиафы был несравненно больше греха Пилата, потому что ему несравненно больше было дано. И Каиафа совершил свое преступление из чистой злобы и ненависти ко Христу. А Пилат осудил Христа только «страха ради иудейска» — боясь народа, боясь за свою карьеру.
И весь народ — все, кто кричали: «Распни, распни Его!», те, кто были раньше свидетелями чудес и милостей Христовых, в отличие от Пилата, который этого не знал, — были виновны в несравненно большем грехе. Пилат, не находя вины во Христе, будет пытаться освободить Его. А иудеи проявят, — как всегда они это умеют, отступив от Бога, — гораздо большую напористость, чем кто-либо, в достижении своей цели. И, как всегда, с шумом, с натиском они будут добиваться своего. Они постараются осудить Христа массою народною — народ так говорит. Оказывается, не очень хитрое дело — собрать толпу и изобразить, что это народ. Или превратить народ в толпу. Несколько беснующихся безумцев в своей злобе и ненависти могут перекричать всех, а потом говорить от имени народа.
Когда Пилат выведет Христа и будет восседать на судейском месте, называемом Лифостротон, и воскликнет: «Се, Царь ваш!», они все в ярости закричат: «Возьми, возьми Его — Он не наш, мы не хотим Его. Пусть Он исчезнет из наших глаз!» Именно тогда они скажут: «Нет у нас царя кроме кесаря». Пророк Самуил говорил богоизбранному народу, что только Бог — их Царь (1Цар. 8:6-10). Когда царский венец был предложен Гедеону, он ответил: «Я не буду править вами, и сын мой не будет вами править. Вами будет править Бог» (Суд. 8:22-23). Когда римляне впервые заняли Палестину, они решили устроить перепись населения, чтобы никто не мог уклониться от уплаты налогов. Тогда произошло одно из самых кровавых восстаний иудеев — иудеи настаивали, чтобы только Бог был их Царем. Единственная власть на земле, которую они признают, — это Бог. И единственное место сбора податей — храм Иерусалимский. И вот теперь мы слышим: «Нет у нас царя, кроме кесаря». От такого ответа пришел в растерянность сам Пилат. Большего цинизма этот язычник, наверное, никогда в своей жизни не встречал. Он даже не мог предположить, что такое может быть.
Как праведно Бог наведет на этот народ гибель, которая скоро последует за этим! Они требуют кесаря, к кесарю они и пойдут. Бог скоро даст им много кесарей. Они будут восставать против кесарей, а кесари будут их тиранами. Все закончится разорением места сего и народа сего, как говорит Писание. Достойно и праведно посылает им и нам Господь все беды, избавление от которых мы ставим выше Христа.
Конечно, Пилат мог бы и сейчас, как всегда это делал, разогнать толпу — у него было достаточно для этого силы. Но он вдруг испугался, потому что ему сказали, что этот Человек претендует быть Царем, а даже иудеи говорят, что нет для них царя кроме кесаря. Он испугался, что его обвинят в недостатке твердости, и он лишится власти. Он должен был проявить твердость, предпочитая лишиться не только власти, но и жизни своей, — только бы не стать участником преступления, которое зависело от его решения. Преступления, какого еще никогда не было и не будет в истории человечества. Но он испугался и предал Христа на распятие.
Вопль толпы, и судья умывает руки. Выносится приговор, ничего не опущено, все написано. По-еврейски, по-гречески, по-римски. Христу возвращают Его одежды и Крест, который Ему принадлежит. Крещением Он должен креститься, и как долго желал Он, чтобы это совершилось!
Да стоит всякая тварь со страхом и трепетом перед этим мгновением, когда впервые Христос принимает Превечный Свой Крест. Древо рая начинает расти посреди земли. Пусть каждый из нас, наконец, увидит, что значит его грех. Отныне нет преступления — без Бога, готового взять его на Себя, и нет больше креста — без Христа. Велико несчастье человека, но что мы можем сказать, если теперь над нами и с нами Бог, Который пришел не объяснить, но исполнить. Христос принимает Крест, как священник в алтаре принимает святое причастие. «Мы вложим древо в Его хлеб», — слышим мы пророчество Иеремии в Великий Четверг.
Повествование о Распятии исполнено величайшего трезвения. Нет ни одного слова, взывающего к чувствам. Они распяли Его. Надпись была поставлена на Кресте. У Креста стояли три женщины, одна из которых была Его Мать. Здесь, казалось, по крайней мере, можно было бы ожидать слово сострадания Его Матери. Ей надо было видеть все это, быть рядом со Своим Сыном в Его муках. Она должна была участвовать в этом бессилии. Что может быть горше для Матери? Но именно это скупое и краткое описание придает такую силу словам. Исполнилось слово Симеона: «Тебе Самой оружие пройдет душу, — откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35). Мы знаем, что только силой Божественной благодати могла Она стоять у Креста.
Тот, Кто умер здесь, был Сын Божий. И Его смерть не была случайной. Но Он пошел свободно этим путем «нас ради человек», не ради Себя Самого. В сухих словах повествования горит огонь этого «нас ради». Он являет заботу о Своей Матери и о Своем возлюбленном ученике Иоанне, и Он вверяет также всех нас покрову Пречистой.
«Жажду» — это не только муки все завершающей борьбы. Это жажда нашей веры стать едиными с Богом, ожидание, что мы исполнимся доверия к Нему в нашей жизни и в нашей смерти. И, наконец: «Совершилось!» Это последнее слово Христа на Кресте — победный крик Человека, Который исполнил Свое дело. Из этого мрака ада и смерти, который окружает Его, Христос входит в славу света. Крест — уже не позорный столб, не древо унижения, на котором висит Тот, Кто разделил участь разбойников. Смерть Христа — на Кресте. Но эта смерть — явление Божественной, самоотдающей любви и победоносное возвращение к Отцу, Который послал Его спасти мир. Его последнее «совершилось» — возглас торжества, преобразующий Крест в Престол Божий. Он умирает, чтобы смерть наша стала победой. И Он не оставит нас никогда. Потому что Он живет теперь вовеки, нас ради.
«Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода». Намерение воина было убедиться — умер Христос или нет. Но цель Промысла Божия — открыть этим большее. Засвидетельствовать истину Его смерти, чтобы доказать истину Его Воскресения. Он был, несомненно, мертв, ибо копье пронзило самые источники Его жизни. Он — истинный человек с истинным телом, и Он — истинный Бог, до конца приобщившийся нашей жизни и смерти. В этом прободении копием заключалась великая тайна. Апостол Иоанн Богослов говорит о ней: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном». Из прободенного ребра Нового Адама родилась Новая Ева — Церковь с двумя главными таинствами — водой крещения и кровью причащения.
Крест Христов — непобедимая победа, которая уже совершилась. И от того, как мы относимся к Кресту Христову, зависит не только то, что будет с нами на земле, но и в вечности. Пусть чада тьмы продолжают кричать: «Распни, распни Его!», входя в новый век навстречу антихристу. Сегодня Церковь спрашивает нас: где христиане, которые любят Христа и готовы своей верностью защитить Его от поругания? Где такое поклонение Кресту Христову, чтобы ад трепетал и Пасха Христова приходила на землю от этого поклонения? Чьи уста — громче, чем все злобные крики «распни, распни Его!», — поют сегодня с Церковью земной и небесной эту пасхальную песнь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим»?
***
Протоиерей Павел Великанов
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста — один из двунадесятых праздников Православной Церкви. В этот день мы снова предстоим вместе с апостолами перед Распятым Спасителем, и слышим слова евангелистов, описывающих последние часы земной жизни Иисуса.
Не сразу крест как таковой стал основным отличительным знаком христиан. Потребовалось достаточно времени, чтобы через осмысление всего происшедшего выкристаллизировался этот главный идентификатор христианства — крест с распятым на нём Спасителем мира. Давайте попробуем хотя бы немного внимательнее всмотреться, а что же на самом деле мы декларируем — когда осеняем себя крестным знамением, одеваем на шею нательный крестик, изображаем крест или его целуем?
Конечно, можно сказать, что тем самым мы декларируем, что мы — христиане. Да, есть и такая сторона. Иногда она может оказаться очень важной — вплоть до цены жизни. Как это случалось с мучениками и исповедниками — когда отказ от креста был равносилен отречению от Христа. Но если мы находимся не во враждебной среде, и нас никто не принуждает к отречению — наверное, смысл не только в этом.
Можно увидеть в кресте символ победы над диаволом, грехом и смертью. Тогда логичен вопрос: а почему крест — а не изображение Воскресшего Христа?
А можно всмотреться в крест и увидеть в нём первооснову всего бытия: крест — это образ присутствия Бога в сотворённом Им мире. Есть такой красивый рассказ о предвечном совете Пресвятой Троицы: Бог Отец говорит Сыну: «Создадим мир!» и Сын отвечает: «Да, Отче!». «Но этот мир, — продолжает Отец, — отпадет от своего пути, и для того, чтобы его спасти, Тебе придется стать человеком и умереть». «Да будет так!»— говорит Сын…
Ещё до создания мира Бог уже знал, какова будет цена самой возможности человеку быть свободным и счастливым: Бог, ставший смертным человеком, чтобы быть мучительно убитым на Кресте. Предел жертвенной любви. Полная, абсолютная отдача Себя — ради других. Умереть Самому — чтобы остальные получили антидот бессмертия.
И если смотреть на крест через такую призму — то прежде чем размашисто махать рукой, хорошенько задумаешься. Ведь это не какая-то «магия креста», автоматически отгоняющая зло и привлекающая добро. Всякий раз, налагая на себя крестное знамение, мы обличаем себя: мы примеряем на себя Его отношение к нам — и тем самым задаём вопрос — а я — хотя бы в тысячной доле — так умею любить? Бескорыстно? Безусловно? Без задней мысли «попользоваться» хоть чем-то?
И если наш честный ответ будет — «увы, нет!» — само по себе крестное знамение так и останется лишь внешней декларацией нашего вероисповедания, не дав нам прикоснуться к базовой тайне бытия — Крестной любви Божией. И не только прикоснуться — но и получить от неё мощный, живительный импульс жизни.
Научи же нас, Господи, не только устами и руками почитать Твой Честной Крест — но и быть живыми продолжателями дела Твоей Крестной любви в этом мире!
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
Понтий Пилат не был человеком иудейской культуры. Он был римлянином. Был государственным служащим в очень непростое время в неспокойном регионе. Ему были абсолютно чужды внутренние иудейские распри. В его задачи не входил разбор религиозных разногласий израильтян. Он был направлен в Иерусалим для того, чтобы с помощью легионеров собирать налоги и, по возможности, сохранять мир. По сути дела, та история, в центре которой оказался этот человек, ему чужда и неинтересна. Нет ничего удивительного в том, что ему не могло прийти на ум подлинное значение происходящих событий. Вообще, мало кто догадывался о том, что происходит. Догадаться, в самом деле, было непросто. Но можно было почувствовать. Понтий Пилат почувствовал. Он испугался. Но что такое испуг и чувства перед ответственностью государственного служащего? И что такое испуг и чувства перед доводами разума? Ситуация, в которой оказался римский прокуратор очень похожа на наши повседневные сложности, к которым мы привыкли. Только, конечно, масштаб был совершенно иной. Нам тоже приходится постоянно делать выбор: соблюсти общественное приличие или же поступить по совести? Кажется, что если общество диктует свою модель поведения и если все следуют этой модели, то нет ничего страшного в том, что такое поведение идет в разрез с евангельской нравственной нормой. В конце концов, все так делают. Делают и неплохо себя чувствуют. Значит, ничего страшного не случится и со мной, если я стану поступать так же. Понтий Пилат поступил так, как поступил бы на его месте любой другой порядочный римский гражданин. Иудейская толпа была едина в своем порыве. Всё казалось если и не идеальным, то вполне правильным. Общественно приемлемым. Но мы знаем каков был итог: убийство Воплощенного Бога. Можно порадоваться за нас: какими бы ни были наши грехи, куда бы не увлекала нас общественная мораль, мы никогда не сможет дойти до того, о чем слышали в Евангелии. Но вместе с этим это евангельское чтение еще раз напоминает нам до каких пределов может дойти слепое повиновение мнению большинства.
Воздвижение Креста Господня
Митрополит Сурожский Антоний
Сегодня мы празднуем обретение Животворящего Креста Господня. Для нас Крест – знак Божией любви к нам. Мы знаем, что на кресте был распят Господь. Мы знаем, что на нем Он умирал долгой, страдальческой, человеческой смертью. Но чувство реальности смерти Богочеловека редко пронизывает нас тем ужасом и трепетом, которые должны бы всегда жить в наших душах.
Крест – это образ; однако было время, когда этот крест был мучительной реальностью умирания Человека Иисуса из Назарета. Для нас крест связан только с Ним и с тайной нашего спасения, но в то время крест был “просто”, как ни страшно употребить такое слово, орудием пытки и смерти. На крест пригвождались преступники, чтобы мучительной смертью заплатить за зло, принесенное людям, и чтобы их страшная смерть вселяла страх в жителей окрестных городов и деревень.
Крест был наказанием для преступников; и среди распинаемых оказался Тот, Которого мы называем своим Господом, – Иисус Христос. Суд Синедриона и римского прокуратора признали Его достойным смерти за преступления. В чем же преступления Христа, за которые Он принял муки?
Во-первых, образ Спасителя-Мессии, явленный людям Иисусом Христом, оказался несовместимым с тем образом, который они выработали для себя сами. Истинный, живой Богочеловек разбился об идола, созданного людьми из их представлений о том, каким Он должен быть. Фальшивый образ Мессии как будто восторжествовал над Богом, пришедшим во плоти.
Другим Его преступлением было Его учение о любви. Оно вносило страх и ужас в каждую душу, не готовую погибнуть ради благовестия, ибо Евангелие содержало страшную весть о том, что Царство Божие не допускает в себя никакого себялюбия, что человек должен отказаться от себя, чтобы жить только любовью к Богу, к людям. Ни тогда, ни теперь люди не могут этого принять легко, потому что это значит убить в себе все себялюбивое и низменное.
Господь “преступил” против людей еще тем, что разочаровал их. Они ожидали политического вождя, им нужна была только земная победа над поработившей их Римской Империей, над чужой, ненавистной властью, а Он предлагал им Евангелие: смирение и кротость. Он призывал их любить врагов, подобному тому, как Отец Небесный любит всякого человека, и теперь, после Креста Господня, можем сказать: любит крестной любовью, любит до пролития Своей Крови, до смерти Своего Сына.
В то отдаленное от нас время, когда был найден Крест Господень, все это было еще близкой реальностью, его можно было коснуться, тронуть рукой. Его дерево было еще конкретно, реально и жестко, как суд и смерть. Тогда он был принят с трепетом, ужасом и любовью и был воздвигнут – поднят на высоту – Патриархом Иерусалимским, чтобы все могли видеть древо крестное, на котором, как преступник, по злой воле людей умер Царь мира и Спаситель всех, Тот, Кого Бог послал не судить, а спасти мир.
Вспомним и мы эту страшную, конкретную реальность креста и распятия, и поклоняясь сегодня образу того Креста, перенесемся духом в те страшные дни, когда Бог смертью Единородного Своего Сына одержал победу над тьмой и спас нас от власти смерти, греха, диавола. Ответим любовью на любовь – мало поклониться Древу, если мы останемся чуждыми тому, ради чего принесена эта жертва.
Поклонимся Кресту. Осознаем, что Христос умер, потому что преступники мы. Апостол Павел говорит, что и за друга своего мало кто согласится отдать жизнь, разве что за благодетеля (Рим. 5:7), а Христос умер за ненавидящих Его, за людей, которые способны, как и мы, пройти мимо Его жертвы и не дрогнуть душой, не преломиться волей, не перемениться до конца.
Обратим наш взор на Крест. Сказано в Писании: «Воззрят на Него, Егоже прободоша» (Ин. 19:37), взглянут на Него те, которые пробили Его ноги, руки, ребро. Таковы мы, и если только Крест нас не обновит, то рано или поздно мы станем перед Ним в ужасе, потому что нам придется ответить перед своей совестью за то, что мы прошли мимо Крестной Божественной Любви. Аминь.
|