5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
9 И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,
12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,
13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.
14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:
15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.
16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
Послание апостола Павла к Галатам, Глава 5, стихи 11 - 21:
11 За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.
12 О, если бы удалены были возмущающие вас!
13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.
14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
(Мк. 7:5-16) Мк.7:5. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
Наученные держаться одной добродетели и кроме ее ничем иным не озабочиваться, ученики Господа без умысла и в простоте ели неумытыми руками. Между тем фарисеи, желая найти предлог к порицанию, ловят этот случай и обвиняют апостолов, хотя не как нарушителей Закона, но как нарушителей предания старцев, ибо в Законе нет предписания умывать руки до локтей пред принятием пищи, но этого держались они как предания старцев.
Мк.7:6. Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
Мк.7:7. но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
Мк.7:8. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
Мк.7:9. И сказал им; хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
Мк.7:10. Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
Мк.7:11. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу тó, чем бы ты от меня пользовался,
Мк.7:12. тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,
Мк.7:13. устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.
Чтобы сильнее обличить иудеев, Господь приводит и пророка, осуждающего их. Они обвиняли учеников за то, что ученики преступили предание старцев, а Господь направляет против них самих гораздо сильнейшее обвинение, именно: что они преступают закон Моисеев. Закон, – говорит Он, – учит: «почитай отца своего и мать свою» (Исх.20:12); а вы учите детей говорить своим родителям так: то, чего вы хотите от меня, есть корван, то есть посвящено Богу. Ибо фарисеи, желая воспользоваться имуществом простых людей, учили детей (когда дети имели какую-либо собственность и родители требовали у них) говорить следующее: я уже посвятил то Богу, и ты не требуй посвященного Богу. Обольщая таким образом детей и убеждая их посвящать Богу из своего имения, фарисеи чрез это заставляли их пренебрегать родителями, и посвященное Богу поглощали сами. Это-то Господь и ставит им в вину, что они ради корысти преступают Закон Божий.
Мк.7:14. И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:
Мк.7:15. ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.
Мк.7:16. Если кто имеет уши слышать, да слышит!
Научая людей понимать предписания Закона о пище не плотским образом, Господь начинает здесь постепенно раскрывать смысл Закона и говорит, что ничто, входящее внутрь, никого не оскверняет, но сквернит то, что исходит из сердца. Под «завистливым оком» разумеет или зависть, или распутство: потому что и завистливый бросает на завидуемого обыкновенно лукавый и язвительный взгляд, и развратный, засматриваясь своими очами, стремится к делу лукавому. «Богохульством» называет оскорбление Бога: если, например, кто станет говорить, что нет Промысла Божия, то это будет хула: почему Господь и совокупляет с ней «гордость». Гордость есть как бы пренебрежение Бога, когда кто, сделав доброе дело, приписывает его не Богу, а собственной силе. Под «безумством» разумеет обиду против ближних. Все эти страсти оскверняют душу, и возникают, и исходят из нее. К народу Господь говорил таким образом не довольно ясно, почему и заметил: «кто имеет уши слышать, да слышит», то есть: понимающий пусть понимает.
«Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк.7:15). Это место и подобныя ему, напр.: «брашно... нас не поставляет пред Богом» (1Кор.8:8) – выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви, ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преспеяния. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преспеяние внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь – одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон – нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад – хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.
Протоиерей Александр Шаргунов
Господь обличает лицемерие книжников и фарисеев, их лживость. Обращаясь к знатокам Писания, Он указывает им на Писание. Подлинная нечистота – не обрядового, но нравственного свойства. Фарисеи, до мелочей соблюдавшие предписания обрядовой чистоты, отодвигали на второй план жизненно-существенные отношения между людьми. В этом заключалась их неверность Закону Божию. Они ничем не отличаются от отцов, о которых Исаия говорил за семь столетий до Христа: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, сердце же их далеко отстоит от Меня».
Господь обличает фарисеев за упразднение заповедей Божиих, за пренебрежение к ним, и за нарушение их в следовании своим предписаниям, как если бы заповеди уже не имели силы. Как часто мы проявляем ревность в соблюдении внешних установлений, и при этом исполнены беспечности по поводу существенных христианских обязанностей. «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого», – говорит фарисеям Господь. Им был вверен Закон, они были призваны хранить его, но вместо этого они нарушали Закон, освобождаясь от уз его.
Господь приводит замечательный пример. Бог заповедал детям почитать родителей – этого требует не только Закон Моисеев, но и закон естества. И «злословящий отца или мать смертью да умрет». Долг детей, если родители бедны, помогать им по мере сил. И если достойны смерти дети, злословящие своих родителей, тем более это относится к детям, обрекающих своих родителей на голодную смерть. Но фарисеи придумали способ, как избежать этих обязанностей. Если у кого-то родители находятся в нужде, и у него есть чем помочь им, однако желания сделать это он не имеет, то пусть скажет им: «корван», то есть дар Богу, и этого будет довольно. Как если бы обязанностью исполнить эту клятву он становится свободен от обязанности перед родителями. «Так вы устраняете слово Божие преданием вашим, которое вы установили», – говорит Господь и заключает: «и делаете многое сему подобное». Где могут остановиться люди, подменившие однажды слово Божие своим измышлением? Эти искусные манипуляторы вначале делают заповедь Божию второстепенной по сравнению с их человеческим преданием, а потом и вовсе упраздняют ее.
Господь объясняет народу, что эта подмена означает, и как она происходит. Надо, чтобы все знали самую суть, и потому, «призвав весь народ, Он говорил им: слушайте Меня все и разумейте». Недостаточно для простого народа слушать, они должны понимать то, что слышат. Ложные обычаи лучше всего врачуются исправлением ложных понятий. И Господь говорит, какое осквернение является для человека действительно опасным. Не пищей, которую мы едим, входящей извне и проходящей через нас. Но излиянием гноя, скопившегося в наших сердцах. Мы становимся мерзостью пред очами Божиими тем, что исходит из нас – нашими злыми помыслами и чувствами, словами и поступками, – они, и только они оскверняют нас. Потому нашей заботой должно быть – как омыть наши сердца от скверны греха.
Преподобный Силуан Афонский говорит: «Любить Бога никакие дела не мешают». Что бы ни происходило, сколь бы суровым ни было предание старцев, фарисеи не должны были сделать невозможным исполнение Закона десяти заповедей. Господь говорит об опасности создания системы, где правила и предписания значат больше заповедей о любви к Богу и человеку. Бог заповедует, чтобы требования любви шли впереди, в то время как предание книжников ставит исполнение правил на первое место.
Господь говорит, что все внешнее, препятствующее исполнению внутреннего религиозного долга, есть очевидное противоречие Закону Божию. Поэтому мы должны быть внимательными к тому, чтобы никакая система не могла упразднить требований любви. Все любезно сердцу христианина, что Церковь содержит, – все уставы, все установления, все каноны – та организация Церкви, которую Господь хранит Своей крепостью. Но все это существует только ради того, чтобы мы обрели способность увидеть другого человека, как видит его Господь.
Самая большая опасность для Церкви, это когда остается сохранение всего внешнего, как будто драгоценного и нужного, но при этом теряется самое главное. Эта внешняя видимость, как говорит святитель Феофан, есть тайна беззакония внутри Церкви. Именно в такой атмосфере внутри Церкви, в храме Божием явится человек беззакония и воссядет в нем, выдавая себя за Бога. И храмы бесконечно драгоценны, но что они будут значить, если отнимется удерживающий, то есть благодать Святого Духа?
Странным образом значение, которое в I веке приобрел Иерусалимский Храм и жертвы, приносимые в нем, приводили иудеев к ослаблению чувства нравственного долга. Пример с корваном – яркое свидетельство этого. Важнее помощи престарелым родителям в нужде было принесение денег на Храм. Вот где истоки знаменитых средневековых индульгенций у католиков. И нежелание видеть страдание окружающего мира – бегством в духовное – тоже началось не сегодня.
Все внешнее в Церкви – это только замечательный строительный материал, золотые кирпичи, из которых можно построить тюрьму для себя, для собственной души, а можно построить царский небесный дворец. Ни через какие правила мы не достигнем спасения. Увлечься можно, как потрясающе сказал святой Игнатий Брянчанинов, чем угодно, даже богослужением – тоже некоей системой, и при этом потерять самое главное. Что может быть страшнее – быть близким к Церкви и далеким от Бога!
***
Священник Стефан Домусчи
Человек во все времена, и уж в наш меркантильный век тем более, осознавал, что он все делает с определенной целью, желая получить результат. И, чем труднее то, что он делает, тем важнее результаты, чем большими жертвами оно ему достается, тем большего от своего труда он ждёт. Так было всегда и везде…
Многими именно так воспринимается религия, ведь жизнь религиозного человека наполнена множеством правил, которые он на себя принимает. Например, человек отказывает от взятки или от измены супругу и воспринимает это как подвиг и жертву, которую он совершает ради своей веры и иногда ради своей выгоды, ожидая божественного поощрения. Все это: и вера и поступки и даже стремление к выгоде, имеют выражение в том, что мы называет богопочитанием. Почитая Бога, мы признаем Его существование и превосходство, Его власть и мудрость, мы любим Его и исполняем Его заповеди.
И вот в сегодняшнем чтении мы слышим страшные слова пророка Исаии которого цитирует Христос, от лица Бога Он говорит, что лицемерные люди «чтут Его только устами, а сердце их далеко отстоит от Него» и продолжает, «но тщетно чтут Меня, уча учениям и заповедям человеческим». Тщетно! Оказывается, все наше богопочитание, все наши мысли и действия могут оказаться тщетными, и вся наша религиозная жизнь бесплодной. И это очень страшно.
Но по какой же причине богопочитание может оказаться тщетным и бесплодным? При внимательном чтении, ответ будет очевидным: «тщетно чтут меня, уча учениям и заповедям человеческим». Бесполезно и бессмысленно почитать Бога, избирая свои человеческие основания и цели, оставаясь в главном совершенно земным, измеряя все земными ценностями. Конечно в данном случае в евангелии речь идёт о конкретной заповеди, о том, что они пренебрегали родителями ради денег, но эту оценку можно распространить на любую подмену божественного человеческим.
Но разве мы не совершаем подобных подмен? Совершаем, конечно! Ведь если мы попробуем примерить эту ситуацию к нам, к нашей церковной жизни, мы увидим, что они во-многом схожи. Потому что суть этой подмены не в каких-то официальных изменениях, а в формализации самой жизни, в ее идеологизации. Фарисеи тоже часто были искренними людьми, тоже искали спасения, но видели его во внешнем, пытались его заслужить…
Мы слышим, как Христос говорит, что фарисеи «устранили Слово Божие…». Но разве они делали это официально? Разве кто-то из них где-то записал или утвердил превосходство человеческих заповедей на божественными? Разве кто-то мог даже представить себе сказать, что теперь он законодатель, а не Моисей? Конечно, нет.
Официально все было верно, но с именем Моисея на устах, они творили свою волю, отвергали Бога и Его заповеди, пренебрегая Им в своем сердце. Выходит, что тщетность богопочитания происходит не столько от внешней замены божиих заповедей заповедями человеческими… Совсем не обязательно изменять нечто внешнее, достаточно игнорировать Бога внутренне. И именно потому, что сердце его оказывается пустым в нём возникают ложные убеждения.
Будем же внимательны к своему сердцу, не происходит ли в нем измены? Не подменяем ли мы любовь и заботу о ближнем, заботой о чистоте правила и разными эстетическими изысками? Постараемся быть внимательными к Богу и Его слову, которое будет в нашей жизни живым и действенным.
О врагах свободы
(Гал.5:11–21; Мк.7:5–16)
Протоиерей Вячеслав Резников
«К свободе призваны вы, братия», – пишет Апостол. Но одновременно предупреждает, что у нашей свободы есть враги. Во-первых – чужая злая воля. Господь говорил: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34). Но ни один грех не обходится без учителя. Лишь грех диавола, этот самый первый грех, можно считать абсолютно беспричинным, грехом ради греха. Ева уже могла в какой-то мере оправдываться: «змей обольстил меня» (Быт.3:13). Поэтому «кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин.3:8).
От сих пор и пошла в человеческом роде эта «наука», эта «школа» греха. Так же, впрочем, как и школа праведности. Только вот цепочка праведников, хранителей завета с Богом, узенькая, едва заметная ниточка, от человека к человеку: Адам – Сиф – Енос – Ной – Авраам, и так далее (Лк.3:38, 36, 34). А грех катится широкой, всепоглощающей волной, о чем Господь говорил: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам» (Мф.18:7). Об этом же скорбит и Апостол, одновременно и желая, и видя невыполнимость своих желаний: «О, если бы удалены были возмущающие вас»!
А о второй опасности Апостол говорит: «Только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти». Плоть, это не просто тело, которое как и душа, есть творение Божие. Плоть, это – голос пораженного грехом ветхого человека; это воля к разрушению, к небытию; это то, что уродует и душу, и тело. «Дела плоти известны: они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражды, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство, и тому подобное». Это и -наше, потому что оно в нас; и – не наше, если мы видим его и стараемся победить. Этому ужасался и Павел, когда в отчаянии восклицал: «Когда хочу делать доброе, прилежит мне злое… Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти» (Рим.7:21, 24)?
Пришествие Господне и показало абсолютную ценность свободы, и обнажило ее врагов. Ветхозаветные путы упали, «детоводитель» отпустил руку. Ничто уже не связывает. Но ничто и не поддерживает. Все множество заповедей сошлось в одну точку, как в начале творения: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк.10:27). Или – еще короче: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). И образ совершенства дан: вот, перед вашими глазами предначертан «Иисус Христос, как бы у вас распятый» (Гал.3:1). И – свобода. А внутри – голос плоти и голос духа. О плоти мы уже говорили. А дух, это – еще не стертая печать Божьего образа и подобия. Это то, что проявляется и через голос совести, и через жажду истины, добра и красоты.
И дух, и плоть – во мне. А есть еще я сам. «Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти». Но ни дух, ни плоть не могут сами насильно завладеть мною. Что же мне делать? Послушать Бога или «возмущающих нас»? Поступить по духу, плоды которого известны, или по плоти, дела которой тоже вполне ясны? О чем размышлять? Как свободные, «поступайте по духу, и вы не будете», как рабы, «исполнять вожделений плоти».
|