30 августа 2023 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Среда 13-й седмицы по Пятидесятнице

(2Кор.9:12–10:7; Мк.3:20–27)

Евангелие святого апостола Марка, глава 3, стихи 20 - 27:

20 Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.
21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.
22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;
25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.

2-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 9, стих 12 - Глава 10, стих 7:

12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка

(Мк. 3:20-27) Мк.3:20. Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.
Мк.3:21. И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из Себя.
Мк.3:22. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.

«И услышав, – говорит, – ближние Его», может быть, люди из одного с Ним отечественного города или даже братья – вышли взять Его; ибо говорили, что Он вышел из себя, то есть что имеет беса. Так как они слышали, что Он изгоняет бесов и исцеляет болезни, то по зависти думали, что Он имеет беса и «вышел из себя», почему и хотели взять Его, чтоб связать как беснующегося. Так думали и хотели поступить с Ним и ближние Его. Подобно и иерусалимские книжники говорили, что Он имеет в Себе беса. Поскольку они не могли отвергать совершившихся перед ними чудес, то поносят их другим способом, производя их от бесов.

Мк.3:23. И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
Мк.3:24. Если царство разделится само в себе, не может устоять царство тó;
Мк.3:25. и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
Мк.3:26. и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
Мк.3:27. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.

Опровергает ненавистливых иудеев неоспоримыми примерами. Как возможно, – говорит, – бесу изгонять бесов, когда и в обыкновенных домах видим, что пока живущие в них мирны, дома стоят благополучно, а коль скоро произойдет в них разделение, – падают? Как возможно, – говорит, – чтобы кто расхитил посуду крепкого, если наперед не свяжет его? Эти слова означают следующее: «сильный» есть диавол; «вещи» его суть люди, служащие ему вместилищем. Таким образом, если кто наперед не свяжет и не низложит диавола, то как он может расхитить у него сосуды его, то есть беснующихся? Поэтому, если Я расхищаю сосуды его, то есть освобождаю людей от насилия бесовского, то, следовательно, Я наперед связал и низложил бесов, и оказываюсь врагом их. Итак, как же вы говорите, что Я имею в Себе веельзевула, то есть, что Я изгоняю бесов, будучи другом их и волшебником?

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то» (Мк.3:24). Пока внутри качествует единомыслие лукавства греховного, крепко бывает в нас царство тьмы и греха; но когда благодать Божия плененную грехом часть духа привлечет к себе, освободив ее из плена, тогда происходит внутри разделение: грех на одной стороне, добро на другой. Коль скоро, вследствие этого возбуждения, сознанием и свободою человек сочетается с добром, грех теряет всякую опору и идет к разложению. Постоянство в принятом добром намерении и терпение в трудах по нему, совсем расстраивают грех и истребляют. Тогда начинается царство добра внутри, и стоит, пока не вкрадется какое-либо злое помышление и, привлекши к себе произволение, не произведет снова разделения. Дай только ход зародившемуся греховному побуждению, сочетайся с ним и произведи его в дело – опять начнет добро слабеть, а зло расти, пока совсем его не истребит. Это почти непрерывная история внутренней жизни у тех, которые слабосерды и не имеют твердаго нрава.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мк.3:20–27)

Протоиерей Александр Шаргунов

Христос уходит в дом с избранными Им учениками, чтобы побыть с ними наедине. «И опять сходится народ», теснясь вокруг дома, так что у них не было даже времени и поесть. Но Господь не закрывает двери для приходящих к Нему. Его служители должны научиться, что любые неудобства и любые трудности легко переносятся там, где сердца горят ревностью по делу Божию. Что может быть лучше встречи ревностной паствы и ревностных проповедников! Сеяние слова Божия обещает там самые обильные всходы.

И мы видим, какую заботу проявляют о Нем Его близкие. Когда они услышали в Капернауме, что за Ним следуют толпы, они пошли взять его и привести домой, ибо говорили, что Он вышел из себя. В этой их неразумной заботе больше упреков, чем уважения к Нему. Именно это значат их слова: «Он вышел из себя». Может быть, они поверили клеветам Его врагов, которые говорили, что это явный признак ненормальности – стараться привлечь к себе такие толпы. А, может быть, как полагают некоторые толкователи, это была обыкновенная забота родных о Его телесном здоровье. «Он ослабел, у Него нет даже времени поесть, – говорят они. – Силы скоро совсем оставят Его. Надо взять и увести Его, ибо Он нуждается в передышке».

«Он вышел из себя». И действительно, ни один разумный человек не оставит спокойную обеспеченную жизнь и не пойдет по свету, не имея где главы приклонить. А кто Его ближайшие спутники? Рыбаки, мытари, фанатичные националисты. Ни один здравомыслящий человек не свяжет свою судьбу с такими людьми. Ни один рассудительный человек не выступит против силы, которая рано или поздно раздавит Его. Безумие противостоять книжникам и фарисеям, духовным вождям народа, олицетворяющим его многовековую освященную Богом крепость. Безумие быть столь безразличным к непоколебимому общественному мнению. Безумие не думать о собственной безопасности – то, что люди ищут прежде всего.

И далее следует вмешательство учителей Закона, видящих изгнание бесов Христом. Это были «книжники, пришедшие из Иерусалима». Они проделали столь долгий путь с целью воспрепятствовать распространению проповеди Христовой. Они прибыли из Иерусалима, где были самые образованные и искусные учителя. И своим авторитетом иерусалимских учителей должны были повлиять не только на простых людей, но и на других книжников. Они не могли отрицать, что Христос изгоняет бесов, и возвели клевету на Него, что «Он имеет веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя». «Не поддавайтесь обману, – говорили они, – сатана не изгнан, он только ушел на время по соглашению с ним». Они говорили, что Господь вступил в сговор с бесами и что с помощью большего беса он изгоняет меньших. Всегда существовала вера в «черную магию», и в этом зле они обвиняют Христа. Они говорят, что Он – посланник диавола.

Долготерпеливый Господь взывает к разуму слушающих. Кто поверит, что сатана добровольно оставит тех, кем он владеет? Как может сатана изгонять сатану? Если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его». Господь предлагает им здраво рассудить происходящее, да всякие уста заградятся. Было ясно, что учение Христово – война против царства диавола. И было так же ясно, что изгнание сатаны из несчастных людей подтверждало Христово учение. Сатана вынужден отступать, он не может идти против собственных интересов.

Жизнь – борьба сил зла и силы Божией. Но Господь не просто объясняет, откуда исходит зло, – Он немедленно вступает с ним в сражение. Неразумно, когда мы посвящаем много времени попытке объяснить происхождение зла, и очень мало времени – реальной борьбе со злом. Когда дом охвачен огнем, невозможно представить хозяина дома лежащим на диване за чтением брошюры о причинах пожаров.

Христос будет вести наступление на бесовские силы, где бы они ни укрепились, – будь то человеческое тело или человеческая душа. Ясно, что цель Христа – войти в дом сильного и расхитить все, что есть у этого врага. Потому естественно предположить, что прежде Он должен связать сильного. Господь уже теперь связует сатану, чтобы все видели Божию победу.

***

Протоиерей Павел Великанов

Вокруг Христа складывается очень скандальная ситуация. С одной стороны, такого яркого проповедника, целителя, чудотворца в Иудеи не было очень давно – да и едва ли с Ним мог бы посоревноваться любой из древних пророков. С другой стороны – никто Его не знает, откуда Он появился, каких Он кровей. Да и ведёт Себя Он уж слишком свободно и независимо. Говорит вслух то, о чём многие думали – но благоразумно предпочитали молчать. Интерес народа к Иисусу растёт с каждым днём.

Глубокое недоумение вызывают Его слова и дела у духовной элиты еврейского народа. Книжники специально приходят из Иерусалима, чтобы без посредников задать Ему вопрос: кто Ты? чего Ты хочешь? к чему вся эта бурная деятельность? Ты что, хочешь провозгласить Себя Мессией?

Но Иисус не занимается декларацией Своих намерений: Он просто живёт дальше, продолжая проповедовать и исцелять. Отчаявшись получить ответ, который их бы удовлетворил, книжники решаются на мелкую подлость: дискредитировать Иисуса в глазах общества. Надо всего лишь пустить о Нём дурной слух – и проблема с Ним сама собой рассосётся, когда народ перестанет к Нему идти толпами. Если Он начнёт оправдываться – значит, с точки зрения народа Он уже в чём-либо, да виновен. Репутация будет подмочена, а дальнейшее – уже дело техники. В общем-то, вариант беспроигрышный.

Сказать, что Иисус действует, словно языческий колдун, посредством демонических сил – это очень сильное обвинение. Тем более прозвучавшее из уст религиозных экспертов высшего уровня. По своей сути – наглая клевета. Давайте посмотрим внимательно, как же Иисус реагирует на такие дерзкие обвинения.

Он остаётся совершенно спокоен. Ему подставили подножку – Он спокойно переступил через неё, как ни в чем не бывало, и двигается дальше. Он не злится, не обижается, не гневается. Продолжает Свои речи – только немного меняет тематику и посредством притч разъясняет, почему обвинять Его в колдовстве может только очень наивный и поверхностный человек.

Заметим: Иисус не обращается в суд – на что имел полное право: ведь Его доброе имя подвергается страшной клевете! Он призывает окружающих спокойно проанализировать обвинение и увидеть его полную несостоятельность. И – всё! Не мстить обидчикам – но и не оставлять без внимания посеянный лукавый помысел.

Насколько изменилась бы наша с вами жизнь, если мы были бы внимательны к тем помыслам, которые приходят с разных сторон в наше сердце – а потом укореняются, прорастают и начинают задавать свою тональность нашим мыслям и поступкам. Один из базовых навыков, без которого ни о какой духовной жизни не может быть и речи – это навык отслеживания тех помыслов, которые вносят в сердце смущение, сумятицу, недовольство. Христианин – всегда на ринге: он внимателен и собран. Извне его пытаются разными способами сбить с ног – но он следит за движениями рук противника и старается не пропускать удары. Конечно, это получается не всегда – где-то и нос расшибут, порой и удар окажется такой силы, что на ногах не получится удержаться. Но даже после нокдауна боец быстро собирает силы – и вот, он снова в бою.

Мы очень часто недооцениваем значение тех помыслов, которые принимаем. Нам кажется, что сами по себе мы настолько устойчивы – что какие-то глупые, пустые, вредные мысли нам не могут повредить. Такой взгляд – может привести к роковым последствиям: ведь мы становимся тем, что пускаем внутрь сердца и разрешаем там поселиться.

В сегодняшнем Евангелии Спаситель учит нас не бояться даже самых сильных, подлых ударов, адресованных нам. Во-первых, их надо уметь замечать и правильно принимать. Что значит «правильно»? Тот, кто хотя бы немного занимался боксом, знает: когда в тебя уже летит кулак, и уйти от удара невозможно, надо буквально броситься на него. Зачем? Чтобы снизить силу удара за счет уменьшения размаха. Чем сильнее будешь отодвигаться от несущегося на тебя кулака – тем большей мощи удар получишь. Спаситель так и делает: Он не замалчивает, не игнорирует клевету, а сразу выводит её на поверхность.

Во-вторых, лукавый помысл требует разбора. Спокойного, трезвого, без ненужных эмоций. С позиции здравого смысла.

Научившись так поступать с опасными помыслами, мы сможем почувствовать: оказывается, в наших руках гораздо больше возможностей, нежели чем можно было предположить в самых смелых мечтах!

Помоги же нам, Господи, научиться внимательности и мужеству!

***

Священник Стефан Домусчи

Люди бывают чрезвычайно целеустремленными, когда хотят добиться чего-то своего. Они могут работать не покладая рук, не жалея времени и сил, на то, что кажется им важным, в чем они видят свою цель. Нередко, в стремлении к чему-то человек пытается использовать разные средства, среди которых есть и религиозные. Стремясь к здоровью, кто-то будет лечиться, кто-то молиться о здравии, кто-то будет делать и то и другое. То же самое бывает в учебе, работе, личных отношениях. Люди приходят к Богу и полагают перед ним свои немощи, слабости, свои цели и просят, чтобы Он дал им то или другое, от чего-то избавил и уберег… Это не значит, конечно, что люди всегда обращаются к Богу истинному, или ставят перед собой правильные цели. Но само ощущение того, что человек может рассчитывать на Божественное участие, на Его любовь и поддержку – очень верно и никогда не должно его покидать.

В сегодняшнем чтении мы видим, как Христос приходит в дом и к Нему сходится народ, чтобы слушать Его, чтобы получить исцеление и наставление. И людей сходится столько, что, по словам Писания, им невозможно было даже поесть хлеба, то есть невозможно было как это обычно принято, беседовать за трапезой. Люди нуждались в Его слове, в Его чудесах, и в то же время, как мы слышим, Его ближние приходят за Ним, чтобы забрать Его, считая, что Он не в себе, или как мы сегодня сказали бы, что Он ведет себя неадекватно. Это звучит и странно и страшно одновременно. Он нужен как источник чуда, но не нужен как источник мудрости и правды, к Нему приходят чтобы получить исцеление и Его же считают вышедшим из себя.

Но разве это странно на самом деле? Разве это не судьба всей христианской проповеди в мире? Разве не судьба христианского поведения, любви, милосердия… Именно так. От христиан ждут помощи, ждут их участия в жизни мира – но не ждут их проповеди чистоты и святости, не ждут их призыва к покаянию… Более того, даже когда человек никому ничего не говорит, ни к чему не призывает, но только ведет себя по-христиански, это уже может быть воспринято как странность.

Однако рядом со Христом оказываются те, кто обвиняют Его в вещах гораздо более страшных, в служении князю бесовскому, в том, что Он действует его силой.

Очень интересно, как на это реагирует Христос. Он не начинает оправдываться, но и не отворачивается от этих людей. Объясняя невозможность творить дела любви силой веельзевула, Он открывает слушающим очень важный закон духовной жизни. Христос говорит: «если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот». То есть если общество, семья или даже один человек будет иметь противоречивые цели, и прибегать к противоречивым средствам – он не устоит перед лицом испытаний. И как невозможно, чтобы царство лукавого одновременно, и спасало, и губило людей, так невозможно и человеку стремиться к Богу и своим греховным эгоистическим целям.

Слова Христовы сказаны не просто ради примера, но относятся к каждому из нас. Невозможно одновременно любить и ненавидеть, просить прощения и быть мстительными. Бог ведет нас к спасению, Он готов помогать нам на этом пути, но только тогда, когда мы искренни перед ним, когда прислушиваемся к Его голосу и не лукавим в сердце своем.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О духовном воинствовании
(2Кор.9:12–10:7; Мк.3:20–27)

Протоиерей Вячеслав Резников

Продолжая о милостыне, Апостол пишет, что она «не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильное благодарение Богу». «Ибо, видя опыт этого служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми». Апостол и старался так совершать дело сбора милостыни, чтобы оно было «как благословение, а не как побор» (2 Кор.9:5), чтобы оно было не столько из кармана в карман, сколько от души к душе.

Но все же ему не удалось избежать обвинения, что он и его сотрудники поступают только «по плоти». И ему снова приходится оправдываться, доказывать, что он, ходя во плоти, не по плоти воинствует, и что «оружия воинствования нашего не плотские», и цель – не поражение плоти, но – «разрушение твердынь» окамененных сердец. «Этим оружием», – продолжает Апостол, – ниспровергаем не то, что дела, но – бьем в самый корень, ниспровергаем самые «замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу».

А далее мы видим, как сражается Апостол. И защищаясь, он старается видеть пред собой не врагов, а невольно заблуждающихся, искренне, но не по разуму ревнующих о торжестве духа над плотью. Апостол просит, чтобы они, прежде чем осуждать других, всмотрелись бы в себя: «На личность ли смотрите? – говорит он. – Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы». Посмотри на свою веру, на свою преданность Христу и посмотри, как трудно духовное намерение воплотить в дело, чтобы в каждом твоем служении столь же прославлялся Христос, как Он царствует в твоем сердце. Взгляни на себя и изнутри, и со стороны, и тогда не осудишь другого.

И в самом деле, как легко ошибиться в соотношении духа и плоти. Даже внешние проявления Божественного Духа Христова люди могли истолковать, будто «Он вышел из себя»! А когда Его дела прямо-таки вопияли о себе, то люди даже дерзали говорить, что «Он имеет в себе веельзевула», князя бесовского, и его силой творит чудеса!

Имея власть и по плоти производить суд, Павел не спешит прибегнуть «к той твердой смелости, которую» надо было бы «употребить против некоторых». Он старается до конца исчерпать духовное оружие. Обратим внимание, что он до последнего момента старается никого не обвинять в непослушании. Он считает непослушание чем-то невозможным и немыслимым. Он обещает наказать «всякое», как бы неизвестно чье «непослушание», – когда «ваше послушание», то есть послушание живых, конкретных людей, – «исполнится». Он до последней возможности избегает прямого спора, прямого противостояния по плоти человека человеку, потому что «если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот». Он до последнего момента не отталкивает человека, стараясь, чтобы тот ожил, пробудился, опомнился бы..

Ну а уж если человек весь безнадежно превратился в живое непослушание истине, то он без всякой пощады подлежит отлучению от церкви, потому что – и так перестал быть частью дома, живущего покорностью «Евангелию Христову».

Церковный календарь. 30 августа

Евангелие. 30 августа

Читаем Апостол. 30 августа

Благая часть. 29 августа

Мульткалендарь. 30 августа. Преподобный Алипий Печерский, иконописец

Мульткалендарь. 30 августа. Священномученик Мирон Кизический

День ангела. 30 августа

Этот день в истории. 30 августа