26 августа 2023 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Суббота 12-й седмицы по Пятидесятнице

(1Кор.1:26–29; Мф.20:29–34)

Исцеление двух слепцов из Иерихона

Евангелие святого апостола Матфея, глава 20, стихи 29 - 34:

29 И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа.
30 И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
31 Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
32 Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня?
33 Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши.
34 Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним.

1-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 1, стихи 26 - 29:

26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;
27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, -
29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 20:29-34) Мф.20:29. И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа.
Мф.20:30. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
Мф.20:31. Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
Мф.20:32. Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня?
Мф.20:33. Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши.
Мф.20:34. Иисус же умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним.

Слепые по молве узнали о Господе и, узнавши, что Он проходит мимо, воспользовались удобным временем. Они уверовали, что Иисус, происшедший от семени Давидова по плоти, может исцелить их. Имея такую пламенную веру, они не молчали, а когда их заставляли умолкнуть, еще громче кричали. Посему Господь и не спрашивает их, имеют ли они веру в Него, но спрашивает только, чего они хотят, чтобы кто-либо не подумал, что слепцы хотели одного, а Он им дал другое. Вопросом обнаруживает и то, что они кричали не для получения серебра, а для исцеления. Он исцеляет их прикосновением, дабы мы знали, что каждый член Его Святой плоти есть член животворящий и божественный. Далее, хотя Лука и Марк говорят об одном слепце, однако в этом нет разногласия с Матфеем: они упомянули о более известном. Объясняется и иначе: Лука говорит, что Господь исцелил слепого до входа в Иерихон, а Марк – что по выходе из Иерихона, Матфей же, предпочитая краткость, о том и другом повествует одновременно. Под слепыми разумей уверовавших во Христа из язычников: они исцелены Христом, так сказать, по пути. Христос пришел главным образом не ради язычников, а ради потомков Израиля. Как слепцы узнали о Христе по слуху, так и язычники от слышания уверовали и познали Христа. Заставлявшие слепых замолчать и не произносить имени Иисусова – это гонители христиан. Они силились заградить уста церкви, но она еще явственнее исповедовала имя Христово. За то она и исцелена: она ясно узрела свет истины и стала следовать Христу, подражая Ему в своей жизни.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  (1Кор.1:26–29; Мф.20:29–34) Два слепца Иерихонские вопиют, и Господь возвращает им зрение. Но разве только эти одни слепцы были в местах тех? Конечно, нет. Отчего же эти получили прозрение, а другие нет? Оттого, что не вопияли; а не вопияли оттого, что не имели упования; упования же не имели оттого, что не угождали Богу; Богу не угождали оттого, что мало веровали. К кому придет настоящая вера, тот в ту же минуту начнет угождать Богу; а с угождением Богу начнет входить и упование; а от всего этого – молитва, вынуждающая всякую помощь свыше. Таким уж отказа не бывает. Да они и просить умеют, и верно знают, что просить должно, и меру прошения понимают, и неотступность терпеливую в молитве держат. Все это непременно надо, чтобы иметь успех; сама по себе молитва слабокрыла.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.20:29–34)

Протоиерей Александр Шаргунов

«И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа». Это была смешанная толпа. Одни шли за Ним ради хлеба, другие – ради любви к Нему, и немногие – ради того, чтобы научиться от Него истинной жизни. Двое слепых, сидевших у дороги, вместе взывают к Нему. Если бы все оказавшиеся в одной беде, соединили свои молитвы к Богу! У Господа достаточно милости, чтобы утешить всех, кто обращается к Нему. Эти два слепца сидят у дороги, по которой проходит Христос. Хорошо человеку оказаться на этой дороге.

Когда они услышали, что Господь идет мимо, они не стали спрашивать никого ни о чем, но начали кричать. Как важно не упустить посланной нам от Бога возможности! Именно так поступили эти слепцы. И они поступили мудро, потому что мы нигде не найдем упоминания о том, что Христос когда-либо еще был в Иерихоне. Ныне время благоприятное.

Они являют пример неотступной молитвы. Когда мы в беде, наша молитва не может быть холодной. В своей молитве слепые как бы борются с Богом, подобно Израилю, желая пробиться к Его милости. Их смиренная молитва заключена в двух словах: «Господи! Помилуй нас!» Они не просят ни серебра, ни золота, хотя они нищие, ничего другого не просят, а только милости, милости. Вот к чему должны быть устремлены наши сердца. Они обращаются ко Господу как к Сыну Давидову, как к Мессии, Который пришел помогать и спасать. И, несмотря на все препятствия, их молитва разгорается все ярче. «Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» Мы должны быть готовы к тому, что наши молитвы ко Господу встретят многие трудности и преграды. Господь попускает этому быть, чтобы испытать нашу веру. Он говорит, что должно всегда молиться и не унывать (Лк. 18, 1).

Толпа воспрещает слепцам, а Христос укрепляет их. Плохо было бы нам, если бы у нашего Господа любви было не больше, чем у народа. Господь не даст никому, смиренно молящемуся Ему, отойти от Него с посрамленным лицом. «Иисус, остановившись, подозвал их». Он был на пути в Иерусалим, и все-таки остановился, чтобы исцелить этих слепых. Как бы мы ни спешили – и даже по очень важным делам – мы должны быть готовы остановиться, чтобы помочь тому, кто в беде. «Он подозвал их и спросил: чего вы хотите от Меня?» «Скажите, что вам нужно, и Я дам вам». Он говорит: «Просите, и дастся вам». Кажется, странный вопрос. Кому не ясно, что им нужно – исцеление от слепоты. Нужды и беды нашего тела мы всегда сознаем. А надо, чтобы мы так же осознавали наши духовные болезни и жаловались на них Господу, особенно когда речь идет о нашей духовной слепоте. Чтобы мы увидели, в какой темноте мы пребываем, и воззвали к Нему: «Господи, пусть откроются глаза наши». Никакая просьба не может быть слишком великой для Господа.

«Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их, и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним». Они не только получили зрение, но дар видеть своими глазами Воплощенного Бога. Эти слепые люди, прозрев, пошли за Ним. Никто не в состоянии идти за Христом, оставаясь слепым. Бог отвечает на наши молитвы, но отвечаем ли мы на Его любовь, меняется ли после этого наша жизнь? Мы никогда не сможем воздать Господу за то, что Он сделал для нас, но мы можем быть всегда благодарны Ему.

***

Священник Дмитрий Барицкий

В Древней Палестине нередко можно было встретить странствующих учителей. Мудрец шел по дороге в окружении многочисленных слушателей и прямо на ходу излагал истины о Боге и о том, чего же Господь ожидает от человека. Видимо, то же самое происходит и в отрывке, который мы только что услышали. Люди внимают Христу, Который даже на ходу продолжает благовествовать Евангелие. Кто-то погружен в размышления, кто-то пытается примерить еще непонятные слова к своей жизни, кто-то удивляется глубине мысли и ярким образам. И вот резким диссонансам в эту атмосферу сосредоточенности и внимания вторгаются назойливые крики: «помилуй нас, Сын Давидов».

Реакция предсказуема. Бываю часто в одном крупном монастыре и порой наблюдаю схожую картину. Высокие гости, начальство, чиновники, свита, охрана. Ответственные лица проводят дорогих гостей вдоль стен и храмов: посмотрите налево, посмотрите направо… идет благочестивая, размеренная беседа. И вдруг, эх, ну куда охрана смотрит… прорвались. Это здешние попрошайки, со своим вечным: с праздничком, подайте ради Христа. И всем от этих назойливых просьб, вдруг, становится как-то немножко неудобно. А еще больше неудобно местным. Ведь каждого из них они знают в лицо и наблюдают здесь уже по несколько лет. Точно так же, как и жители Иерихона, которые сопровождали Христа, и каждый день видели двух слепых и слышали их бесконечные просьбы по дороге в город и из города. А потому неудивительно, что горожане пытаются спрятать их, заставляют замолчать. Не до вас. Тут важные разговоры идут, а вы за свое. Да и Господь сразу не откликается. Но они не умолкают, а начинают вопить еще громче. Словно понимают, что никогда больше не будут иметь второго такого шанса. И оказывается, что Спасителю только этого и нужно. Именно за этот напор Он останавливается и исцеляет их.

Все это важный урок, который касается нашего отношения к ближним. Как бы это ни банально прозвучало, но Бог Он общий. Он для всех. И для респектабельных, и для убогих. Для Него нет тех, кто мозолит Ему глаза. А потому вопить к Нему с назойливой настойчивостью имеет право каждый. И мы не имеем право становиться помехой на пути этой молитвы. Ведь если человек не сможет обратиться к Нему, к кому еще можно?

Наконец, здесь мы можем почерпнуть нечто важное и для себя самих. Не всегда Господь откликается на нашу первую, вторую и даже третью просьбу. Порой Он делает это специально. Словно наблюдает, как мы поведем себя дальше. Ведь если человек замолчал под давлением окружающих или обстоятельств, и перестал вопить к Богу, значит не так ему и нужно то, о чем он просит. А потому, не будем унывать и прекращать свои молитвы. Проявим настойчивость. Каждый раз будем просить Его так, будто это наш последний шанс получить просимое. Только в этом случае, мы получим то, что нам полезно и чего мы так желаем.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О блаженной слепоте
(1Кор.1:26–29; Мф.20:29–34)

Протоиерей Вячеслав Резников

Однажды Господь Иисус Христос шел из Иерихона, и за Ним «следовало множество народа. А двое слепых, сидевшие у дороги, услышавши, что Иисус идет мимо, начали кричать Ему». Слепые не видят, далеко или близко предмет их желаний. Не видят, кто вокруг Него, великие или малые это люди, не видят, занят Он сейчас или свободен. Они знают только то, что им совершенно необходимо быть услышанными. А для этого надо крикнуть так, чтобы в кратком восклицании выразить все: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов»! Народ же «заставлял их молчать». Слепые эти должны были казаться не только ничтожными, но и наглыми: их призывают к приличию, а они как будто назло «еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!»

Но Божий суд – совсем не то, что человеческий. Господь и уделил им Свое Божественное внимание, и помиловал, и дал просимое. Апостол тоже свидетельствует, что всеми униженные и отверженные – ближе к Богу. «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных». «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира, и уничиженное, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее». – «Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом».

Христианина эти слова не могут обидеть. Потому что он знает, в чем его истинная, никому не видимая, но и никем несокрушимая сила. Такой «немудрый и незначащий» не доискивается, не рассуждает, где именно находится Бог. Он просто взывает к Нему и знает, что будет услышан.

Слова Апостола обращены прямо к нашей современной нищете, и вместе – к нашей беспредельной гордыне. Мы лезем во все дела мира, гонимся за мирской премудростью «по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8), стараемся говорить на их «ученом» языке, судить да рядить о всех предметах. Мы хотим быть мудрейшими, чтобы победить мудрых века сего. А в результате силы наши тратятся не на то, и мы и в сравнении с ними все равно выглядим жалкими дилетантами с большими претензиями. И незаметно теряем свое, главное, то, что возвысило даже простых, всеми презираемых слепцов.

Церковный календарь. 26 августа

Евангелие. 26 августа

Читаем Апостол. 26 августа

Благая часть. 25 августа

Мульткалендарь. 26 августа. Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский

Мульткалендарь. 26 августа. Священномученик Иоасаф Панов, пресвитер

День ангела. 26 августа

Этот день в истории. 26 августа