12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?
13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;
14 оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.
16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?
17 еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
18 а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека,
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления -
20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.
21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.
26 По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.
27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.
28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.
29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;
30 и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;
31 и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.
32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:
34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.
(Мф. 15:12-21) Мф.15:12. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?
Ученики относительно фарисеев говорят, что они соблазнились. Кроме того, они и сами находились в смущении. Это видно из того, что Петр подошел и спросил относительно этого. Итак, услышав, что фарисеи соблазнились, Иисус говорит следующее.
Мф.15:13. Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;
Мф.15:14. оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
Говорит, что должны быть искоренены предания старцев и заповеди иудейские, а не закон, как думают манихеи, ибо закон есть растение Божие. Итак, не этот должен быть искоренен. Ибо остается корень его, то есть сокровенный дух. Листья же, то есть видимая буква, отпадают: мы понимаем закон уже не по букве, но по духу. Так как фарисеи были вне себя и неизлечимы, то Он сказал: «оставьте их». Отсюда научаемся, что если кто-нибудь добровольно соблазняется и бывает неизлечимым, то это нам не приносит вреда. Господь называет их слепыми учителями слепых. Это Он делает с тою целью, чтобы отвлечь от них народ.
Мф.15:15. Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.
Петр хотя знал, что закон запрещает есть все, но, боясь сказать Иисусу: «я соблазняюсь тем, что Ты сказал, так как Твои слова кажутся противозаконными», кажется непонимающим Его и спрашивает.
Мф.15:16. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?
Мф.15:17. еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
Мф.15:18. а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека,
Мф.15:19. ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления –
Мф.15:20. это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека.
Спаситель обличает учеников и укоряет их неразумие или потому, что они соблазнялись, или потому, что не поняли ясного. Итак, Он говорит: разве вы не уразумели того, что для всех понятно и более чем ясно? того, что пища не остается внутри, но выходит, нисколько не оскверняя души человека, ибо не остается внутри? Помыслы же рождаются внутри и остаются там, выходя же, то есть переходя в дело и действие, оскверняют человека. Ибо помысел о блуде, оставаясь внутри, неистовствует, а, переходя в дело и действие, оскверняет человека.
Мф.15:21. И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
Почему, запрещая ученикам идти на путь язычников, Сам идет в Тир и Сидон, языческие города? Узнай, что не с проповедью Он пришел туда, потому то, как говорит Марк, «и скрыл Себя». Иначе: так как Он видел, что фарисеи не принимают Его учения относительно пищи, то переходит к язычникам.
«Из сердца исходят злые помыслы» (Мф.15:19). В сердце же откуда? Корень их в живущем в нас грехе, а разветвление их, размножение и определенный вид в каждом от его собственного произволения. Как же быть? Сначала отсеки все, что от произвола. Это будет похоже на то, как если бы кто в дереве оборвал листья, обсек ветви и сучья, и ствол отрубил почти до корня. Затем не позволяй выходить новым отросткам, самый корень и засохнет: то есть не позволяй из сердца исходить злым мыслям, а исходящие отражай и отгоняй, и живущий в нас грех, не получая подкрепления, ослабнет и совсем обессилеет. В этом существо заповеди: «трезвитеся, бодрствуйте. Внимайте себе. Препояшьте чресла помышлений ваших» (1Пет.5:8, 1:13). При внимании надо держать рассуждение. Из сердца исходит не одно худое, но и доброе; не всякое, однако, доброе, внушаемое сердцем, исполнять должно. Что истинно должно исполнять, это определит рассуждение. Рассуждение – садовничий нож, одни ветви отсекает, а другие прививает.
Протоиерей Александр Шаргунов
«Знаешь ли, – говорят ученики Христовы, – что фарисеи, услышав слово сие, – о том, что оскверняет человека – соблазнились?» Неудивительно, что фарисеи соблазнились словом истины. Больные глаза не могут переносить яркого света. Ученики удивляются, что их Учитель столь беспощадно резко говорил с фарисеями. Раньше Он никогда так не делал. Но Господь знает, что и кому и как говорить. Он хочет научить нас, что хотя во второстепенных, безразличных к тайнам веры вещах мы должны остерегаться обидеть кого-либо, мы должны страшиться отступить от исповедания истины или исполнения нашего долга. Истина должны быть исповедана, долг исполнен. И если кто-то соблазняется, это его вина, его грех, его соблазн.
«Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, – говорит Христос, – искоренится». Их путь, их установление, их толкование были не Божьего насаждения. Они исходили из их собственного мудрования и гордыни. В Церкви земной можно нередко встретить растения, которые не Отец наш Небесный насадил. Как бы ни старался земледелец, из земли все равно выйдет какое-то количество сорняков, и это есть вражие сеяние. Бог попускает этому быть, но они – не Его насаждение. Бог сеет только доброе семя на поле Своем. Не все, что происходит в саду Божией Церкви, – Божественного происхождения, и не все люди в ней – Божии. По плодам их узнаете их. Растения, которые не Бог насадил, не будут защищены Богом, они несомненно искоренятся. Все, что не от Бога, не устоит. А благовестие истины пребудет вовеки. Истина не может быть искоренена.
«Оставьте их, – говорит Господь о фарисеях, – они – слепые вожди слепых». Не ищите их расположения, не страшитесь их неудовольствия, не пытайтесь их переубедить – они не свернут со своего пути, пока не пожнут плода его. Печально состояние грешников, которых Христос заповедует Своим служителям оставить. Учители иудейские уверены о себе, что они видят лучше и дальше чем кто бы то ни было. Они берут на себя смелость быть вождями неведущих, хотят показать путь на небо другим, а сами не знают, куда и шагу ступить. Те, кто бесстрашно следует за ними, не подозревают об опасности. Слепые вожди и слепые их последователи вместе погибнут. Те и другие «упадут в яму». Слепые вожди упадут первыми, и их положение будет более ужасным, потому что на них упадут идущие им вслед. Умножающие взаимно грехи друг друга, ускоряют взаимно свой крах.
И Господь с еще большей ясностью и полнотой объясняет Своим ученикам, что на самом деле является осквернением для человека. Так объядение и пьянство – грехи, исходящие из сердца человека, – оскверняют его, но не пища сама по себе, как полагали фарисеи. Природа, вернее Бог природы предусмотрел способ очищения тела человека: «все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон». В нас ничего не остается, кроме того, что питает нас. Но велика опасность от того, что исходит из уст. Ибо это исходит из нашего грехом поврежденного сердца. Нет греха, совершенного словом или делом, который бы не явился вначале в сердце. Все злые слова исходят из сердца, и оскверняют человека. Господь говорит о злых помыслах – о грехах против всех заповедей. Сколько грехов начинаются и кончаются в сердце, и не идут дальше? Он говорит об убийствах – о той злобе или презрении по отношению к ближнему или жизни его, которые бывают в нашем сердце. Ненавидящий брата своего есть человекоубийца, и осуждающий другого уже осужден. Господь говорит о прелюбодеяниях и любодеяниях – о том, что рождается в пустом, нечистом и похотливом сердце. «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». О кражах, лжесвидетельствах, хулениях – «сие море великое и пространное, тамо гади, ихже несть числа, животные малые с великими». Это оскверняет человека.
Грех есть скверна души, он делает ее отвратительной в глазах пречистого и пресвятого Бога, неспособной к общению с Ним. Это то, чего мы должны из всех сил беречься и все более сознавать, что наше положение совершенно безнадежно, пока Бог не придет вселиться в нас. «А есть неумытыми руками – не оскверняет человека». Сколько бы человек ни умывал в иудейском обряде руки, он не станет лучше пред Богом, пока не умоет свое сердце слезами покаяния и кровью Христовой.
О горизонтали и вертикали
(1Кор.7:24–35; Мф.15:12–21)
Протоиерей Вячеслав Резников
Апостол советует новообращенным: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом».
Человек привык передвигаться по поверхности. Он склонен искать причины своих бед или в неудачной женитьбе, или в том, что у него нет жены, или в плохой профессии, или в своем социальном положении.
Но вот человек услышал призывающий глас Божий. Что предпринять первым делом? Чтобы первый же шаг не стал ложным, Апостол и советует, прежде всего, оставаться на своем месте. Например, «соединен ли ты с женой? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены». Не ищи другого состояния, а ищи, как угодить Богу, если ты один. Или – как в Боге построить отношения с женой, если она у тебя есть.
Но не всякий может вдруг начать двигаться только по духовной вертикали. Не всякий способен вдруг постигнуть: как это – заботиться «о Господнем»? И не всякий создан для семейной жизни. А дело спасения не терпит насилия. Останови птицу в воздухе, так она не подниматься от этого начнет, а падать. В ветхозаветные времена, например, Бог одно время Сам посылал Своему народу вождей, называемых «судьями». А «они захотели постоянного царя, «как у прочих народов» (1 Цар.8:5). И тогда Бог через пророка Самуила, хотя и открыл, какие «скорби по плоти» понесут они от этого, но все же сделал по их желанию. И Апостол не заграждает пути по прямой, он сразу оговаривается: «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит». Допускается и развод, но только ради безбрачия (Кор. 7, 11). Потому что, в конце концов, и с царем, и без царя, и в браке, и вне брака можно остаться с Богом и спастись. Потому что и для царя, и для народа, и для мужа, и для жены, все – только «в соблюдении заповедей Божиих» (1 Кор.7:19).
А в наши дни особенно силен дух времени. Нас, как пыль, носит туда и сюда, не давая остановиться и одуматься. «Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон»? – говорит Господь. А мы, действительно, не понимаем, и все ищем, все приобретаем, все устраиваем свою жизнь. «Проходит образ мира сего», – а мы все гонимся за ним, как за призраком. «Время уже коротко», – а мы и душою, и телом все еще там, где «слепой ведет слепого». И Апостол дает нам необременительный совет. Он говорит: живите, как живете, делайте, что делаете. Но – с одним условием. «Имеющие жен должны быть, как не имеющие». «Плачущие, как не плачущие». «Радующиеся, как не радующиеся». «Покупающие, как не приобретающие». «Пользующиеся миром сим, как не пользующиеся». Имеешь ли жену? Вспомни, что Бог дал тебе ее, Бог может и взять в любой момент. Плачешь ли? – вспомни об утешении, уготованном всем труждающимся и обремененным. Радуешься ли? – вспомни, что «все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл.6:7). Приобрел ли что-нибудь долгожданное? – вспомни, что, может быть, завтра призовет Господь, и ничего не возьмешь с собою…
И таким образом всякий твой шаг по земле обретет как бы противовес, и в твоей душе образуется как бы завязь, как бы ядро твоей личности, предстоящей Богу. Как рабу необходимо почувствовать себя «свободным Господа», так и свободному надо понять, что он – «раб Христов» (1 Кор.7:22), и твердо встать на обе ноги перед нашим Господом, посреди потока мирской жизни.
|