17 июля 2023 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Понедельник 7-й седмицы по Пятидесятнице

(1Кор.5:9–6:11; Мф.13:54–58)

Евангелие святого апостола Матфея, глава 13, стихи 54-58:

54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?
57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
58 И не совершил там многих чудес по неверию их.

1-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 5, стих 9 - Глава 6, стих 11 :

9 Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками;
10 впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего.
11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.
12 Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?
13 Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.
1 Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?
2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?
3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?
4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.
5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?
6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными.
7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?
8 Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.
9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.
11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 13:54-58) Мф.13:54. И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их,

Под отечеством Его разумей Назарет, ибо в нем Он был вскормлен. В синагоге же учит в публичном месте и свободно с тою целью, чтобы впоследствии не могли сказать, что Он учил чему-то противозаконному.

так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
Мф.13:55. не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда?
Мф.13:56. и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?
Мф.13:57. И соблазнялись о Нем.

Жители Назарета, будучи неразумными, думали, что неблагородство и незнатность предков мешает угодить Богу. Допустим, что Иисус был простой человек, а не Бог. Что мешало Ему быть великим в чудесах? Итак, они оказываются и несмысленными, и завистливыми, ибо они должны были более радоваться тому, что отечество их дало миру такое благо. Братьями же и сестрами Господь имел детей Иосифа, которых он родил от жены своего брата, Клеопы. Так как Клеопа умер бездетным, то Иосиф по закону взял его жену за себя и родил от нее шестерых детей: четыре мужского пола и двух женского – Марию, которая по закону называется дочерью Клеопы, и Саломию. «Между нами» вместо: «живут здесь с нами». Итак, о Христе соблазнялись и эти; может быть, и они говорили, что Господь изгоняет бесов Веельзевулом.

Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
Мф.13:58. И не совершил там многих чудес по неверию их.

Посмотри на Христа: Он не укоряет их, но кротко говорит: «не бывает пророка без чести» и далее. Мы, люди, имеем обыкновение всегда пренебрегать близкими, чужое же любим. «В доме своем» присовокупил потому, что и братья его, которые были из одного дома, завидовали Ему. Господь не сотворил здесь много чудес по неверию их, щадя их самих, чтобы, оставаясь и после чудес неверными, не подверглись тем большему наказанию. Поэтому многих чудес не сотворил, а только немного, чтобы не могли сказать: если бы вообще сделал что-либо, мы уверовали бы. Ты же понимай это и таким образом, что Иисус и до настоящего дня бесчестится в Своем отечестве, то есть у иудеев, мы же, чужие, чтим Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  Назареяне не поверили слову Господа оттого, что, живя среди них, Он не имел во внешнем Своем положении светлости привлекающей и представительности, вызывающей невольное уважение. Мы знаем кто Он, говорили они; быть не может, чтобы в Нем было что-либо чрезвычайное. Это, однако, не расположило Господа принять внушительную внешность; но и Сам Он все время оставался крайне прост по внешности, и апостолы потом также держали себя, а потом и все истинные их последователи и подражатели были таковы же. Отчего так? Оттого, что нельзя изобрести такой внешней светлости, которая бы вполне соответствовала свету жизни о Христе Иисусе. И признано - лучше держать внешность самой последней цены, чтоб она собою не загораживала внутреннего. Имеющий очи смотри прямо на это последнее, не останавливая внимания своего на первой. Св. ап. Павел выразился так: "сокровище сие мы носим в глиняных сосудах" (2 Кор. 4, 7). Если бы посмотреть каковы были по наружности лица, перед которыми мы теперь благоговеем и которых призываем в молитвах - глазам мы своим не поверили бы: так они были просты. Но и до сих пор тот, кто познает что такое жизнь о Христе Иисусе, бросает внешность и весь обращается внутрь. Оттого само собою первая падает, а последнее возвышается и растет. Даже у многих бывает так, что никто и не замечает этой светлости внутренней, ни даже сам обладающий ею. Зло око человеческое; ему и не показывают истинно-хорошего, пока оно может повредить ему.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.13:54–58)

Протоиерей Александр Шаргунов

Мы видим Христа в Своем Отечестве. Его соотечественники однажды уже отвергли Его, однако Он снова приходит к ним. Христос не ловит отвергающих Его на слове, но повторяет Свой зов к тем, кого Он пришел спасти. Тем не менее, и на этот раз они встречают Его с таким же надмением.

Когда Он учил в синагоге их, они изумлялись, как такое могло быть. Разве имеет Он право быть учителем? У Него же нет богословского образования, как у них. Бесспорно, Он обладает мудростью и творит удивительные дела. Но остается вопрос: откуда все это Он взял? «Откуда у Него такая премудрость и силы?» Если бы они нарочно не закрывали глаза на правду, то увидели бы, что Он пришел от Бога, и потому без помощи внешней учености являет чудеса исключительной мудрости и силы.

Кроме того, их приводит в недоумение простота и нищета Его родства. Они не могут знать ничего о тайне Его бессеменного рождения, о том, что Он – Бог, явившийся плотию. Но то, что им известно о мнимом отце Его, они готовы поставить Ему в вину. «Не плотников ли Он сын?» – говорят они. А если бы и было так, что, скажите, плохого было бы в этом? Быть сыном честного труженика – разве это может унижать достоинство человека? Между тем, этот плотник – из дома Давидова (Лк. 1:27). Он – царского рода, хотя и плотник. И он – ветвь от корня Иессеова.

Точно так же соблазняются они и о Матери Его. В самом деле, «не Его ли Мать называется Мария?» Она носит самое обыкновенное имя, и они все знают Ее, и знают, что Она – простой человек. И они ставят Ему это в упрек, как будто человека можно ценить только за звания и титулы. В то время как речь идет о Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, о Той, Которую отныне будут ублажать все роды. Они пеняют Ему Его братьями, имена которых они знают, это хорошие, может быть, но – бедные люди, и потому ничего не значащие. И Он – такой же, как они. Эти братья Его и сестры – дети от первого брака праведного Иосифа, хранителя девства Пречистой Божией Матери.

Фарисеи относились бы ко Христу с большим уважением, если бы Он был одним из них. А теперь – именно по этой причине они презирают Его. Что скажут они, услышав, что «освящающий и освящаемые, все – от Единого» и что Он «не стыдится весь грешный род человеческий называть братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим» (Евр. 2:11–12)? «И соблазнялись о Нем».

Что же Господь? Он спокоен среди насмешливых и недоброжелательных взглядов. Он знает, что сынам человеческим свойственно не ценить то, что по видимости обыкновенно и кажется хорошо знакомым. «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем». Пророкам должно воздавать честь, и им воздается честь. Людей Божиих, святых Его угодников должно почитать, и так обыкновенно и бывает в жизни. Но как часто соотечественники и домашние относятся с пренебрежением к этим избранникам только потому, что они их знают. Возможность близкого общения не дает им увидеть главное. Как часто судят о человеке по его прошлому, о котором имеют искаженное представление, по его родственникам и знакомым, а не потому, что он сам есть. Как часто живое слово истины остается не услышанным – не оттого что оно не так произнесено, а оттого что слушающие его заранее настроены против проповедника. Для них уже не имеет значения, что он говорит. Но те, кто ищет истину и с трепетным ожиданием внимает проповеди Церкви, думают не о том, кто говорит, а о Том, Кто говорит через него, – о Духе истины.

И Господь «не совершил там многих чудес по неверию их». Неверие – великое препятствие для принятия Божиих милостей. Потому, если то, что совершил Христос ради нас, ничего не меняет в нашей жизни, это происходит не из-за недостатка силы или благодати Христовой, а из-за недостатка нашей веры в Него.

***

Протоиерей Павел Великанов

Иисус снова приходит в город, где провёл значительную часть Своего детства и юношества, где Его прекрасно знали как сына Марии и Иосифа, где Его братья и сёстры продолжали вести обычную жизнь жителя Палестины. Наверное, многие из нас оказывались в ситуации, когда окружающие продолжают смотреть на нас сквозь призму давно минувших лет – но мы-то уже совсем не те! Требуется огромное мужество, терпение и любовь к старым знакомым, чтобы переступить через это непонимание окружающих, их неверие в тебя, их глубинную подозрительность – уж не спектакль ли ты какой затеял? Главный соблазн этих людей – неверие в то, что ты мог вырасти и стать другим, не только внешне измениться, но и внутренне, содержательно. Они смотрят на тебя с надеждой, что ты скоро снимешь с себя эти непривычные новые одежды – и перед ними предстанет тот, крепко застрявший в памяти образ, привычный, милый, родной. Они отказываются поверить, что это – не чьи-то одежды с чужого плеча, а твоя собственная кожа, которую снять уже невозможно.

Такое неверие буквально блокирует любую попытку достучаться до сердца. Поэтому и не может совершить Иисус в Своём отечестве то множество чудес, которые прославили Его по всей Иудее. Он не может – да и не хочет – «взламывать» чужие души, Он ищет свободного принятия, готовности взять на себя риск и ответственность, мужества безусловно довериться Ему. Но давним знакомым это слишком непривычно и больно. Увидеть в этом былом мальчугане, ничем особым не отличавшегося от сверстников – долгожданного Мессию, Пророка – это из области невероятного.

Не так давно я встретил своего бывшего студента, который во время учёбы, мягко говоря, особо ничем не блистал, был хроническим троечником. И тут я вижу уважаемого всеми пастыря, блестящего проповедника и церковного администратора, с лёгкостью просвещающего и простецов, и бизнесменов, и политиков. Смотрю – и во мне внутри всё переворачивается. Да не может быть этого! Я же помню, с каким трудом он отвечал на простейшие вопросы, балансируя между двойкой и тройкой, еле-еле связывая отрывки фраз в хоть какие-то предложения! Чем больше я с ним общался, тем лучше понимал: да, это он сам, тот самый, не брат и не двойник, но каким-то чудом совершенно преобразившийся в своём священническом служении. Застрявший в моём сознании образ неудачника постепенно исчезал, и я мог только подивиться силе Божией, способной так кардинально изменить человека!

Учиться всегда верить в то, что любой человек может вырасти из обычного ребёнка в удивительного человека – вот к чему призывает нас сегодняшнее Евангелие!

***

Священник Стефан Домусчи

Зачастую, становясь христианином, человек начинает смотреть на вещи по-иному, видит их под другим углом зрения, оценивает в свете новых ценностей. Более того, должны измениться не только взгляды, но и сама жизнь.

Каждый знает, что подобные изменения далеко не всегда однозначно воспринимаются окружающими людьми, особенно людьми близкими, ведь для многих из них человек остается обычным родственником или другом, который вдруг приобрёл новые знания и решил изменить свою жизнь.

Ну и что, – говорят окружающие, – на самом деле жизнь не изменилась, да и он не изменился, только строит из себя… Люди редко готовы принимать чужую точку зрения, особенно, когда для этого приходится внутренне потрудиться. Конечно, так реагируют не все. Для кого-то эти изменения могут показаться полезными и важными, кто-то может просто им удивиться… Но нередко люди слышат в ответ: кто ты такой? что ты о себе возомнил? ты обычный простой человек! Ты один из нас!

Так ли это? Конечно, так! Христианин действительно простой человек и не перестает быть таковым. И все же, он тот, кто поверил в Христа и получил возможность измениться, жить новой жизнью. Причем, видя возмущение кого-то из близких, он не должен унывать, ведь так возмущались и те, кто окружал Христа. Но в отличие от нас, он не обычный человек, но Бог, который стал человеком. И это значит, что даже если у нас самих не получается быть свободными от рабства обыденной жизни, войдя с Ним в завет мы можем это сделать. Своей жизнью и своей победой Он освобождает нас от греховного плена.

Это, конечно, тоже может вызывать разные чувства. Кто-то порадуется, кто-то почувствует зависть и раздражение. Ведь человек не находил в себе сил, падал, унывал… И вдруг в нем происходит разительная перемена. И здесь чрезвычайно важно не разозлится в ответ, не разгневаться, не начать ревниво защищать себя… Потому что эта новая жизнь, которую мы начинаем, своим итогом имеет как раз любовь к людям, любовь, которая не будет злиться в ответ, любовь которая не будет эгоистично защищать себя, любовь которая смиренно скажет: «Да я ещё не совершенен, Да я действительно такой же как и вы… И в то же время, немножко не такой. Не такой, хотя бы потому что не хочу быть таким. Не такой, потому что Бог возвращает мне меня самого! Потому что Бог помогает мне быть другим.»

Сегодня мы слышали в Евангелии, как слушающие Христа удивлялись Его словам и делам. Сначала удивлялись невинно и говорили: это же обычный Иисус! Сын плотника и мать его Мария и братья его между нами и сестры, откуда у него это? Сначала было простое непонимание, а потом было сомнение, соблазн и неверие.

Неверие близких и друзей, это очень непростое испытание. И в этом испытании мы находим поддержку в Том, о Ком сегодня слышим, что Он пророк без чести в отечестве своем. Он не соблазнился, но и не совершал чудес по жестокосердию их. То есть дело было не в Нем, они сами были не готовы их видеть, не желали их принимать.

Когда мы стараемся жить христианской жизнью, вокруг нас бушет море сомнений и страстей. Люди часто не верят в наши изменения, не верят, что мы всерьёз относится к тому, что выглядит нашей прихотью и причудой… Нам бывает очень сложно показать им христианскую жизнь, но дело не только в нас. Дело еще и в том, что им бывает сложно ее увидеть, ведь во всей нашей жизни они часто видят лишь игру. Им кажется, что все это только внешнее. Переоделся человек, перешел на другой вид питания, нашел себе другую компанию, говорит что-то непривычное… И дальше что? И вот здесь важно с одной стороны честно на себя посмотреть и понять: религия действительно может быть только внешней, она действительно может превратиться в игру. Но если это не игра, не просто увлечение, стоит помнить пример Христа, Которому тоже не верили, в Котором тоже сомневались. И это значит, что на этом пути мы не одиноки, Он прошел Его прежде нас, а мы лишь идем за Ним, и чувствуем Его присутствие.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Протоиерей Александр Глебов

Слыша слова Апостола о необходимости кого-то судить, мы не можем не вспомнить и слов Самого Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1). Но в другом месте и Господь тоже говорит о суде. Только кто – судья? «Слово, которое Я говорил, оно будет судить» (Ин.12:48). Кто обвинитель? – «Есть на вас обвинитель, Моисей» (Ин.5:45).

Иными словами, наш единственный судья – Слово Божие, и единственный обвинитель – тот, кто может с любовью и кротостью это слово произнести. А цель суда – чтобы согрешающий понял, что, пренебрегая заповедью, он отрекается и от Того, Кто ее дал, и от тех, кто ей верен. И единственное наказание – отлучение от церковного общения.

О чем Апостол и пишет: «Я писал вам в послании – не сообщаться… с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником». С такими Апостол повелевает «даже и не есть вместе».

Однако не запрещается общаться «вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями». «Что мне судить и внешних»? – говорит Апостол. Какими словами обвинять того, кто еще не принял Божьего Слова в закон своей жизни? «Внешних… судит Бог». Судит по законам, которые от нас сокрыты. Ибо кто, кроме Бога, может рассудить, почему человек еще не прозрел, не уверовал? Кто, кроме Всеведущего Бога, может оценить степень вины и определить, сколько времени отпустить, чтобы успел покаяться, а не набрать новых грехов?

Ну, а если запрещено даже судить тех, кто еще не принял нашего закона, то какое безумие – самим судиться у них? Между христианами тоже могут быть недоразумения. В Церкви люди разной степени совершенства, и далеко не все уже поняли, что «лучше… оставаться обиженными». Необходим разумный человек, «который мог бы рассудить между братьями», который судом Слова Божия мог бы помочь виноватому увидеть свою вину и покаяться. У Коринфян, наверное, была та же болезнь, за которую и Господь упрекал своих земляков: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем». А в результате – «брат с братом судится, и притом перед неверными», давая к тому же повод злословить Церковь. Поэтому – «как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых»? Там совсем другие законы и совсем другие цели и суда, и самой жизни.

Так что не будем никого судить. Но будем и сами с благоговением и трепетом ходить пред судом Слова Божия, и другим помогать в этом.

Церковный календарь. 17 июля

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 17 июля

Читаем Апостол. 17 июля

Благая часть. 16 июля

Мульткалендарь. 17 июля. Святые Царственные страстотерпцы

Мульткалендарь. 17 июля. Святитель Андрей, архиепископ Критский

Мульткалендарь. 17 июля. Преподобный Андрей Рублев, иконописец

Мульткалендарь. 17 июля. Благоверный князь Андрей Боголюбский

День ангела. 17 июля

Этот день в истории. 17 июля