Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня
Спас в силах
36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
37 Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,
38 да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?
39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,
40 народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
41 Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.
42 Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги,
43 ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.
44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.
45 И видящий Меня видит Пославшего Меня.
46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.
(Ин. 12:36-47) Ин.12:36. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света.
Итак, пока Свет с вами, ходите, то есть веруйте в Меня. О каком времени Он говорит здесь? Говорит о времени до страданий или о времени после страданий, или о том и о другом Месте. Итак, говорит, ходите и веруйте в Меня и прежде Моего распятия, и после оного. На это Он указывает словами «доколе Свет с вами», то есть доколе можете веровать в Меня; веровать же в Меня, который есмь Свет, вы можете и прежде страданий, и после оных. А кто ходит в неверии, тот не знает, куда идет. Ибо чего ни делают теперь иудеи, и, однако же, не знают, что делают, но ходят как бы во тьме; думают, что идут по прямому пути, но все у них выходит напротив, когда они соблюдают субботу и обрезание. Но не так поступают те, кои уверовали. Они ходят во свете, делая все, что относится до спасения. Ибо тени закона и тьмы гаданий они избежали и пришли к свету, сокрывавшемуся в них, но теперь воссиявшему, и сделались сынами Света, то есть Христа. «Да будете, – говорит, – сынами Света», то есть Моими сынами. Хотя евангелист в начале Евангелия говорит, что некоторые рождены от Бога (Ин.1:13), но здесь называет их сынами Света, то есть Христа. Да постыдятся Арий и Евномий. Ибо и здесь показывается, что у Отца и Сына одно действие.
Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
Для чего Господь скрылся от них? Теперь не подняли на Него камней и не сказали никакой хулы, как было прежде. Зачем же Он скрылся? Хотя они и ничего не говорили, но, проникая в сердца их, Он видел, что ярость их усиливается. Чтоб укротить их ненависть, Он и скрывается.
Ин.12:37. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,
Что они не веровали, а досадовали, на это и евангелист указал, когда сказал «столько чудес сотворил Он, и они не веровали в Него». А, конечно, дело немалой злобы – не веровать стольким чудесам. «Столько, – говорит, – чудес, о которых он умолчал».
Итак. Иисус скрылся для того, чтобы утишить их злобу, а вместе и для того, чтобы дать им время и спокойствие так, чтобы они, успокоившись, обсудили Его слова и дела. Ибо в таком случае, если бы захотели, они могли бы дойти до уразумения Его достоинства – Божества. Хотя Он и вперед знал их неверие, однако же, что зависело от Него Самого, Он делал и допускал, давая им, как сказано, время для обсуждения.
Ин.12:38. Да сбудется слово Исаии пророка:
В словах «неверовали в Него, да сбудется слово Исаии» заключается не причина, а событие. Ибо они не веровали во Христа не потому, что Исаия предсказал об них, но пророк предсказал об них потому, что они не будут веровать.
Господи! кто поверил слышанному от нас?
Вникнем и в слова Исаии «Господи! кто верова слуху нашему?» (Ис.53:1). Это – то же, что никто не поверил. Ибо слово «кто» во многих местах Писания употребляется вместо «никто». Пророк сказал это как бы от лица Христа. Христос как бы так говорит Отцу: «Господи! кто поверил слуху Нашему?», то есть никто не поверил Нашему слову и Моей проповеди, которую Он назвал «слухом». Ибо говорит: «Что Я слышал от Отца Моего, то и говорю» (Ин.8:26).
и кому открылась мышца Господня?
«И мышца Господня кому открылась?» – то есть сильное действие чудес, которое назвал «мышцею», не открылось никому из неразумных иудеев, но они клевещут на Меня и тогда, как Я творю столько чудес.
Ин.12:39. Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,
Та же мысль выражается и в словах «потому не могли они веровать, что Исаия еще сказал о них». Всем этим Он хочет подтвердить то, что Писание не ложно и что пророчество Исаии сбылось не иначе, как он предсказывал.
Чтобы кто-нибудь не стал говорить и недоумевать, зачем же и пришел Христос, если знал, что иудеи не будут веровать в Него, для этого евангелист и приводит пророков, предвозвещавших об этом. Христос же, хотя знал об их неверии, однако, пришел, чтобы они не имели извинения во грехе своем и не могли сказать, что мы поверили бы, если бы Он пришел.
Слова «не могли веровать» означают то же, что «не хотели». Ибо злой и лукавый человек, доколе остается таким, то есть избирает злое, не может веровать.
Ин.12:40. Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их (Ис.6:10).
Когда же слышишь, что Бог ослепил глаза их и окаменил сердце их, не думай, что Он просто одних делает добрыми, а других злыми (прочь такая мысль!), но под совершенным ослеплением разумей оставление от Бога.
Объясню примером. Положим, что кто-нибудь умерен в злобе. Бог, по-видимому, есть с ним, потому что есть надежда, что такой человек обратится. Когда же человек погрузится в глубину злобы, тогда Бог оставляет его по причине злого его произволения. О человеке, лишившемся Божественного света и ходящем во тьме греха, говорится, что он ходит, как слепой; отсутствие Божественного слова, умягчающего сердца тех, кои принимают оное, – окаменением сердца. Ослеплен уже тот, кто совершенно не принимает луча Божественного света, и окаменен тот, кто не хочет слушать учения, умягчающего сердце, и удаление Божие совершенно ослепляет и помрачает его. Итак, когда слышишь, что Бог ослепляет, то понимай так, что ослепляет потому, что не присущ. Ибо, если бы Бог был присущ человеку, человек не сделался бы слеп. Если бы было солнце, не было бы тьмы. А ныне солнце производит ночь. Каким же образом? Когда заходит. Так и Бог делает людей слепыми, удаляясь от них. Удаляется же от них по причине их злобы, и оттоле они, как слепые, грешат безвозвратно и падают неисправимо.
Ин.12:41. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.
«Сие сказал Исаия, когда видел славу Его». Кого? Сына. Хотя пророк, судя по связи речи, видел, кажется, славу Отца, но евангелист говорит здесь, что Исаия видел славу Сына, а апостол Павел говорит, что он видел славу Духа (Деян.28:25). Истинно едина слава Святой Троицы, Отца и Сына, и Святаго Духа.
«Исаия, – говорит, – видел славу»: дым, который ему представился, серафимов, угли, жертвенник, престол (Ис.6:1–7). Итак, Исаия увидел эту славу и сказал о Нем, то есть о Сыне. Что же сказал о Нем? То, что выше сказано, что ослепил глаза их и ожесточил сердца их.
Ин.12:42. Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги,
Евангелист замечает, что многие и из начальников уверовали в Него, показывая, что фарисеи солгали и в том, когда сказали: «Уверовал ли в Него кто из начальников?» (Ин.7:48). Ибо вот многие и из начальников уверовали, но ради фарисеев не исповедовали.
Ин.12:43. Ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.
«Ибо возлюбили славу человеческую». Об этом Христос и прежде говорил им: «Как вы можете веровать, когда от людей принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин.5:44) Итак, евангелист показывает, что с ними случилось то, что предсказывал им Христос. Подлинно, они были не начальники, а рабы, и рабы самые низкие. Отселе же научаемся, что кто любит славу, тот раб и бесчестен.
Ин.12:44. Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.
Иисус, уступая ярости иудеев, на время скрылся, а потом снова является и взывает открыто. Показывая же, что Он Сам равен Отцу и не противник Богу, говорит: «Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня», говоря как бы так: «Что боитесь вы уверовать в Меня? Вера в Меня восходит к Отцу Моему».
Примечай и точность в словах. Господь не сказал «верующий Мне», но – «верующий в Меня», что означает веру в Бога. Ибо иное – верить кому-нибудь, и иное – веровать в кого-нибудь. Если кто верит кому-нибудь, это можно понимать так, что верит справедливости слов его, а кто верует в Него, – как Бога. Посему можно сказать «верит апостолам»; но «веровать в апостолов» нельзя сказать. Посему Господь не сказал «верующий Мне». Ибо и Павел, и Петр могли сказать «верующий мне». И евреям поставлялось в укоризну, что они не веровали Моисею (Ин.5:46). Но Он сказал больше – «верующий в Меня», чем показывает, что Сам Он есть Бог, как и ученикам говорит: «Веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин.14:1). Посему, кто верует в Него, возводит веру свою к Отцу, и не верующий Ему не верует Отцу.
Ин.12:45. И видящий Меня видит Пославшего Меня.
Ужели видящий телесные черты? Нет. Ибо Отец – не тело, чтобы можно было сказать, что видящий телесно Христа видит и Отца, но под видением разумей, прошу тебя, созерцание умственное. Господь говорит как бы так: «Кто созерцанием ума обнял существо Мое, насколько возможно человеку, тот обнял и существо Отца. Кто Меня признал Богом, тот, без сомнения, признает и Отца. Ибо Я – Образ Отца.»
Всем этим показывается единосущие Отца и Сына. Страждущие арианством пусть слышат, что верующий в Сына верует не в Него, но в Отца, так что или и Отец есть тварь, или и Сын – не тварь. Как если бы кто-нибудь сказал, что черпающий воду из реки берет ее не из реки, а из источника, так и верующий в Сына верует не в Сына – реку (ибо Сын не иного существа с Отцом и не имеет чего-нибудь отличного от Отца), но верует в источник добра, то есть Отца.
Ин.12:46. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
Опять и этими словами показывает Свое единосущие с Отцом. Ибо как Отец везде в Писании называется Светом, то и Он о Самом Себе говорит: «Я свет пришел в мир». Посему и апостол Павел называет Его Сиянием (Евр.1:3), показывая тем, что ничего нет посредствующего между Отцом и Сыном, но Отец и Сын вместе, как вместе свет и сияние. Итак, и Сын есть Свет, поколику избавляет от заблуждения и рассеивает умственный мрак, и потому, что как свет со своим явлением становится видим сам и показывает прочие видимые предметы, так и Сын, пришедши и явившись к нам, дал познание о Себе Самом и об Отце, и сердца тех, кои приняли Его, просветил всяким познанием.
Ин.12:47. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
«Если, – говорит, – кто услышит Меня и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир». Смысл сих слов такой: «Не Я виновен в осуждении человека неверующего, ибо Я не за этим преимущественно пришел, но случилось это по последствию. Я пришел спасти и для этого учил. Если же кто не верует, то не Я причина его осуждения, но он сам на себя навлек оное.»
«Господи, ктó поверил слышанному от нас?» (Ис.53:1), так жалуется, изумляясь, пророк Исаия. Прилично и ныне взывать: кто ныне искренно верует слову Твоему, Господи? Все почти расшатались. Язык у очень многих еще немотствует о вере; но сердца редко какие не уклонились инуды. Что за причина? Стал ощущаться интерес в неверии; развились потребность неверия, для прикрытия интересов сердца, несогласных с верою. Тут – корень зла. Не разум противник веры, а развратившееся сердце. Разум тут только тем виноват, что покоряется сердцу и принимается умствовать не по началам истины, а по желаниям сердца. При этом сильные доводы за истину кажутся ему ничтожными, а малость какая против нее вырастает с гору; и, вообще, в область умственную вносится смятение, слепящее ум. Он не видит, да и не может видеть, хоть не толкуй ему.
Протоиерей Александр Шаргунов
Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Господь все сказал нам в Своем Евангелии, и если мы не будем слушаться этого, Он не скажет нам больше ничего и навсегда скроется от нас.
Не это ли происходит с иудеями? «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него». Они видели своими глазами великое множество Его чудес и не веровали. Так исполняется пророчество Исайи: «Господи! Кто поверил слышанному от нас? И кому открылась мышца Господня?» Чем невероятнее событие, тем яснее о нем Божественное предвидение. Никто не мог представить, что Царство Мессии, засвидетельствованное столькими чудесами, встретит такое противостояние со стороны иудеев, обнаружит их поистине поразительное неверие. Сам Христос удивился неверию их. Но об этом и пророчествовал Исайя: «Кто поверил слышанному от нас?» Очень немногие из иудеев поверили. И перед концом мира человечество так подпадет под их влияние, что Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? Они видели Христовы чудеса, но им не открылась в них мышца Господня.
«Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем». Они не могли веровать, потому что не хотели веровать. Господь ожесточает сердца упорствующих в отвержении истины, но суды эти направлены на то, чтобы яснее показать им, что пока они не обратятся, Он не исцелит их. Их слепота и ожесточение — предупреждение тем, кто не хочет оставить грех и покаяться. Знает Господь дела их, и знает дела наши. Христос знает, кто предаст Его. Господь не может никого обмануть в Своем предведении, и Его нельзя обмануть никому. Он не предопределил никакой народ к неверию, но даже чье-то неверие Он силен употребить в Своих дальнейших спасительных целях. «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем».
Впрочем и из начальников многие уверовали в Него, но не имели мужества исповедовать свою веру. Может быть, были среди них такие как Никодим, которые в сердце своем радуются о истине, но не решаются открыто сказать об этом. Может быть, хороших людей больше, чем нам порою кажется. Их грехи известны, а покаяние нет. И, может быть, еще не пришел их час. Но слово Божие скорее говорит здесь о других. «Ради фарисеев они не исповедывали Христа, чтобы не быть отлученными от синагоги». Есть основания усомниться в искренности веры, которая боится или стыдится обнаружить себя. Они не хотят быть отлученными от синагоги, потому что это позор и угроза их благополучию.
Что лежит в основании этого страха? «Они возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию». Сколь многие лишают себя славы Божией, ища одобрения и похвалы людей. Они могут лицемерно изображать из себя христиан, когда вера — в почете или в моде, но все может внезапно измениться. Жизнь показала, как быстро они могут стать предателями и отступниками, когда вера снова в поругании. Однако человеческие суды имеют какую-то силу, только пока мы здесь на земле. А судам Божиим принадлежит бесконечная вечность. Мудр ли кто из вас, покажи это на деле, предпочитая похвалу Божию похвале людской. Если и весь мир отречется от Христа, мы не отречемся от Него — Господу содействующу. Не бойся, что исповедуя Господа, ты останешься один. Ибо «с нами больше, чем с ними», — как сказал Пророк.
«Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня». Господь в последний раз возвышает Свой голос перед всем народом — то, что последует потом, будет Его сокровенной беседой с учениками и предстоянием перед судом Пилата. Христос — от начала Сущий — торжественно провозглашает суть Своего учения роду человеческому, подобно тому как Моисей богоизбранному народу. «Вот Я положил пред тобою жизнь и смерть».
Несравнима ни с чем милость и честь быть христианином. Видевший Его видел Отца. Нет иного пути к Отцу, кроме как через Сына. «Я свет пришел в мир, — говорит Он, — чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме». Нет большего утешения для христианина, чем быть избавленным от вечного мрака, от власти тьмы, и самому стать светом в Господе.
«И если кто услышит Мои слова и не поверит, — говорит Христос, — Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир». Прежде Страшного Суда Господь должен совершить иное дело — спасти мир. Предложить спасение всему миру, дать каждому человеку возможность принять его. Он пришел не судить мир, но спасти мир. Не праведный гнев Божий послал Его к людям, но непостижимая Отчая любовь. Тем не менее пришествие Христа с неизбежностью означает Суд. Ибо в Нем Бог встречает человека, и человек встречает Бога. И эта встреча и есть спасение, и эта встреча и есть суд. Отношением ко Христу и правде Его определяется, что из себя представляет человек, и вечная участь его.
***
Протоиерей Павел Великанов
Тема сегодняшнего чтения – Иисус как свет и неверие в Него окружающих.
Евангелист с болью пишет об этом, приводя цитату из книги пророка Исайи. Он сравнивает иудеев с людьми, которые выкололи себе глаза и превратили сердца в камень, лишь бы только не поверить Иисусу.
Странная ситуация, не правда ли? Зачем себя калечить? Мы сталкиваемся с
ситуацией, когда некогда созданный идеологический образ буквально пожирает своих же создателей.
Декларируя верность Богу и тщательность в выполнении Его заповедей, в
действительности иудаизм постепенно подменил живую веру верностью
ритуалам и обрядам. Это беда не только иудаизма: в любой религии можно
встретить тенденцию к формализации и упрощению, превращению любых
высоких истин в нечто удобоисполняемое и даже комфортное. Подчас
незаметно вьется вокруг человека – а то и целого народа – этот плотный кокон из поначалу кажущихся тонкими и хрупкими обрядовых установлений, представлений, идеологем. Но с течением времени этот кокон становится крепким, нервущимся, жёстким войлоком, сквозь который прорваться – надо очень и очень постараться. Проще – смириться, признать эту ситуацию неизбежной и единственно правильной, и никуда не рваться. Так и поступили те, кто отказался верить Иисусу – понимая, что Он зовёт именно к тому, чтобы прорваться сквозь сеть религиозной обрядовости к Живому Богу.
Если мы думаем, что нам эта опасность не грозит – мы заблуждаемся.
Достаточно почаще задавать себе вопрос: почему я выполняю то или иное
религиозное предписание? Потому что я – люблю Бога, хочу таким образом
Ему послужить, приблизиться к Нему – или потому что у меня в сердце
ритуальный страх: если этого не сделать – обязательно случится что-то
страшное, Бог найдёт способ меня наказать? Можно всю жизнь прожить,
постоянно пытаясь уклоняться от надвигающегося наказания – а по сути –
постоянно обороняясь, отгораживаясь от Бога. Любой ритуал, любой обряд или действие очень значимы и важны только тогда, когда они – выключатель, зажигающий свет в нашей душе. Но если в проводах нет тока, сколько ни щёлкай им – светлее не станет. Если продолжить это сравнение, то можно добавить: ток – это наша вера, без которой никакие священнодействия простоне работают!
Научи же нас, Господи, важному навыку: прежде чем что-то делать,
внимательно заглядывать в своё сердце и задавать себе вопрос: а я на самом деле верю Тебе, Господи – или просто очень боюсь, что вдруг Ты и на самом деле существуешь?…
О последнем дне
Протоиерей Вячеслав Резников
Сегодня – отдание праздника Пасхи. Сегодня – последний день, когда воскресший Господь является Своим ученикам, чтобы сказать им последние слова о Царствии Небесном. Сегодня мы последний раз приветствуем друг друга восклицанием: «Христос воскресе»! Завтра Господь вознесется на небо.
А сегодняшнее Евангелие напоминает о другом последнем дне Господа Иисуса: о последнем, самом великом дне Его земной славы: вот Он торжественно входит в Иерусалим, а завтра же начнется закат Его земной жизни, начнется Его крестный путь, когда многие соблазнятся о Нем.
И сегодня, в этот последний день перед Вознесением, Церковь напоминает, что Он сказал в тот последний день: «Еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, а ходящий во тьме не знает, куда идет; доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света».
Последний день Его земной славы, когда даже младенцы восклицали: «Благословен грядый во имя Господне»!
Последний день Его земной жизни, когда даже солнце померкло, и земля сотряслась.
Последний день перед Его вознесением на небо.
Ведь это те самые дни, которые «многие пророки и праведники желали видеть», «и не видели». Да и все дни пребывания Господа на земле, это – такие небывалые и неповторимые дни человеческой истории, когда поистине солнце сошло с неба и было рядом, во всей своей страшной силе, но не сжигало, а давало каждому ровно столько тепла и света, сколько мог вместить.
А наша земная жизнь, это зачастую жизнь упущенных возможностей. И часто бывает грустно, что вот, прошел пост, проходит Пятидесятница, вот уже и отдание Пасхи, скоро Троица, а мы все те же, с теми же грехами! «Столько чудес сотворил Он перед ними, и они не веровали в Него»!
Правда, не все же не веровали. Даже и «из начальников многие уверовали», но… «ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги; ибо возлюбили более славу человеческую, нежели славу Божию». Вот она – наша вера!
Но никогда не поздно исправиться. Если последний день поста, – хоть этот день провести построже. Если последний день праздников, – хоть в этот день проявить благоразумное воздержание. А главное, чтобы все эти последние дни напоминали нам, что всякий день может стать последним днем земной жизни, когда «возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7). Святые отцы Церкви и советуют каждый день проживать так, как будто это – последний день жизни. Тот, кто был обречен и чудом спасся, знает, что это такое. Здесь неверующий – в ужасе и бездействии, а верующий, напротив, стремится скорее сделать то, чего ждет от него Господь. Обратиться, покаяться, примириться с врагом – все это можно в один миг; но беду, когда и этот миг потеряешь, – не выразить никакими словами.
|