56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
59 Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?
62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?
63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.
65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.
67 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?
68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:
69 и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.
1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление
11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
(Ин. 6:56-69) Ин.6:56. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
Здесь мы научаемся таинству Причащения. Ядущий и пиющий плоть и кровь Господа пребывает в Самом Господе, и Господь в нем. Странное и непостижимое бывает соединение, так что Бог пребывает в нас, а мы в Боге. Не страшное слышишь ты учение. Мы вкушаем не Самого Бога, ибо Он неосязаем и бестелесен, и необъятен ни для глаз, ни для зубов; ни опять вкушаем плоть простого человека, ибо она не может принести никакой пользы. Но как Бог неизреченным смешением соединил Сам с Собою плоть, то и плоть животворит не потому, будто пременилась в Естество Божие, нет, но по подобию раскаленного железа, которое и остается железом, и обнаруживает силу огня. Так и плоть Господня, пребывая плотию, животворит как плоть Бога Слова.
Ин.6:57. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
«Как Я, – говорит, – живу Отцем (то есть потому, что родился от Отца, Который есть Жизнь), так и ядущий Меня жить будет Мною, соединившись и как бы претворившись в Меня, могущего животворить». Когда же слышишь, что «Я живу», не думай, что Он живет по причастию жизни. Иначе Богом называлось бы животное. Но нет! Ибо ни животное не называется Богом, ни сотворенное Жизнью.
Ин.6:58. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли:
Часто повторяет слова «отцы ваши ели манну в пустыне» для того, чтобы убедить слушателей, что если можно было питаться людям без жатвы и сеяния в течение сорока лет и жизнь их поддерживалась, тем более ныне Господь подкрепит нашу разумную жизнь лучшим хлебом, плотию Своею, образовавшеюся из земли – Девы, без сеяния – мужа.
ядущий хлеб сей жить будет вовек.
Везде упоминает о жизни и часто приводит это имя, потому что ничто так не приятно людям, как жизнь.
Впрочем, ты можешь есть плоть и пить кровь Владыки не только в Таинственном Причастии, но и иным образом. Плоть ест тот, кто идет путем деятельности. Ибо плоть – неудобоварима, как и деятельность – многотрудна. Кровь пьет как бы вино, веселящее сердце, созерцатель. Ибо созерцание не сопряжено с трудом, есть даже успокоение от трудов, и похоже на питие, как и питие легче, чем пища.
Ин.6:59. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
Для чего Он учил в синагоге? Частью для того, чтобы привлечь больше людей, частью для того, чтобы показать, что он не противник закону, читаемому в синагогах.
Ин.6:60. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
Почему же Он произносил пред народом такие речи, когда знал, что никто не получит от них пользы, а многие даже соблазнятся? Ибо ученики Его, услышав их, говорили: «слова сии странны; кто может это слушать?»
Какая же польза от сих слов? Очень большая и важная. Они постоянно упоминали о телесной пище и выставляли на вид манну. Показывая им, что все это было образами и тенью, а что Он ныне говорит, то истина. Говорит сие и упоминает о духовной пище для того, чтобы убедить их сколько-нибудь отклониться от чувственного и оставить образы и тень, а устремиться к истине. Но они, не будучи в силах понять ничего сверхъестественного, не улучшаются, а даже отвращаются и говорят: «слова сии странны, то есть суровы, неудобоприемлемы». Ибо кто, будучи плотян, может принять духовную пищу – хлеб, сходящий с небес, плоть вкушаемую?
Когда же слышишь, что ученики отстали от Него, не понимай этого об истинных учениках, но о тех, которые следовали за Ним в ряду учеников и одним только видом показывали, будто учатся от Него. Ибо и между учениками были некоторые, которые, по сравнению с народом, назывались учениками Его, потому что проводили при Нем времени более чем народ, но в сравнении с истинными учениками Его не стоили ничего, так как верили Ему на время и, так сказать, от холодной горячности. Смотри, какое неразумие. Нужно бы спросить и узнать, чего не знают, а они отступают и ничего не понимают в духовном смысле, но все по внешности. Слыша о плоти, они и думали, что Он принуждает их сделаться плотоядцами и кровопийцами. Но мы, понимающие это в духовном смысле, не только не плотоядцы, а даже освещаемся такою пищею.
Ин.6:61. Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?
Желая показать им, что от Него как Бога нимало не укрываются сердечные их помыслы, говорит: «это ли соблазняет вас?»
Ин.6:62. Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда , где был прежде?
Что ж, если увидите Меня, по виду Сына Человеческого, восходящим на небо, где Я был прежде как Бог? Ибо Один и Тот же восходит как Человек туда, где был прежде как Бог. Сказал сие для того, чтобы отвлечь их от мнения о Нем как сыне Иосифовом. Ибо кто поверил, что Он прежде был на небе, тот, без сомнения, поверит, что Он и Сын не Иосифов, а Божий, и, наконец, поверит и речам Его.
Слыша, что Сын Человеческий был прежде на небе, не думай, что тело низошло с неба (так пустословят ересеначальники Маркелл и Аполлинарий), но как один и тот же был Сын Человеческий и Бог Слово, то, как мы сказали, говорится, что Он восходит как Человек туда, где был прежде как Бог.
Ин.6:63. Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
Они понимали слова Христовы по-плотскому, как мы часто говорили, и соблазнялись. Посему Он говорит, что духовное только понимание слов Моих полезно, а плоть, то есть плотское понимание их, нисколько не полезно, а бывает поводом к соблазну. Так они соблазнялись, понимая слова Христовы плотски. Присовокупляет, что слова, которые говорю Я, суть «дух», то есть духовны, «и жизнь», не имеют ничего плотского, а доставляют жизнь вечную.
Ин.6:64. Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.
Проявляя свойство божества, именно открывая сокровенное, говорит им, что некоторые из вас не веруют; сказав «некоторые», исключил учеников. И евангелист, желая показать нам, что Он знал все прежде устроения мира, говорит, что Иисус от начала знал, кто суть неверующие, знал и злобу предателя. А это было доказательством истинного Божества. Ибо пророк говорит о Боге: «ведающий вся прежде бытия его» (Дан.13:42).
Ин.6:65. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
Часто мы говорили, что когда слышишь, что Отец дает веру в Сына, не думай, что одним Отец благотворит, а другим – нет, по жребию, ибо это свойственно неправедному, но так понимай, что Отец благодетельствует и дает дар веры тем, у которых есть произволение. Ибо не имеющий произволения не получит пользы и от помощи Божией. Объяснюсь. Бог дает всем Свои дары. Одни принимают и хорошо употребляют данное и, сохраняя оное, показывают дар Божий. А другие принимают, но теряют данное и оказываются ничего не получившими. Итак, когда евангелист говорит, что кому не будет дано от Отца, тот не может прийти к Сыну, то слова его значат, что приходит к Сыну тот, кому дает Отец и кто сохранит поданный ему от Бога дар.
Ин.6:66. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.
«Многие из учеников отошли назад»; то есть, отделившись от Него, не пошли к лучшему, но возвратились назад, то есть к неверию. Ибо, поистине, кто отделяется от Христа, отходит назад, а кто, подобно Павлу, «прилепляется к Господу» (1Кор.6:17), тот постоянно «простирается вперед» (Флп.3:13).
Ин.6:67. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?
Он же, показывая, что не нуждается ни в ком и ни в служении или попечении от них, говорит им: «не хотите ли и вы отойти?» Почему, напротив, Он не похвалил двенадцать учеников за то, что они не отошли вместе с прочими? С одной стороны, чтобы сохранить достоинство Учителя, а с другой – показать и нам, что таким образом можно еще более привлечь. Ибо если бы Он похвалил, то они быть может, испытали бы нечто человеческое и возгордились, думая, что своим последованием за Ним одолжают Его. А, показывая, что не нуждается в их следовании за Ним, Он более мог удержать их как более благодетельствуемых, чем благодетельствующих, и получающих благодать, а не дающих.
Примечай, как благоразумно Он выразился. Не сказал «отойдите», ибо это значило бы отталкивать, но спрашивает «не хотите ли отойти?». Таким образом предоставляет полную свободу следовать или нет, показывая, что Он хочет, чтобы следовали за Ним не из стыда пред Ним, но по сознанию, что за последование получат благодать.
Ин.6:68. Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:
Ин.6:69. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.
Петр, имея нежную любовь к Нему и к братьям, отвечает за весь лик апостолов. Он не сказал «Господи! к кому «я» пойду?» и ««я» познал и уверовал», но – «к кому пойдем?» и прочее.
Говорит, что Господь имеет глаголы вечной жизни, потому что слышал, как Он говорил: «верующего в Меня Я воскрешу, и он будет иметь жизнь вечную». Ибо они уже приняли истину воскресения и все учение. Посему причиною соблазна были не слова Христовы, но невнимательность, нерадение и неблагодарность слушателей. Ибо и сии двенадцать слышали то же, и, однако же, не соблазнились, но пребыли верны.
Когда Господь предложил учение о таинстве Тела и Крови, полагая в нем необходимое условие общения с Собою и источник жизни истинной, тогда «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин.6:66). Слишком чудесным показалось им такое дело беспредельной к нам милости Божией и нерасположение к чудесному отторгло их от Господа. Господь видел это и, однако, готовый быть распятым за спасение всякого, не находил возможным умалить или отменить чудесное. Так оно необходимо в экономии нашего спасения! Хотя, конечно, с сожалением, но оставил Он их идти от Себя во тьму неверия и пагубу, и не им только, но и избранным двенадцати сказал по этому случаю: «не хотите ли и вы отойти?» (Ин.6:67), изъявляя готовность и их отпустить, если не склонятся пред чудесностию. Отсюда выходит, что бегать чудесного – то же, что бегать Господа Спасителя, и отврашаюшийся от чудесного – то же, что погибающей. Да внемлют этому те, которые приходят в ужас при одном напоминании о чудесном! Встретят и они чудо, которому не возмогут уже перечить: это смерть и по смерти суд. Но послужит ли это неперечение им во спасение, один Бог знает.
Протоиерей Александр Шаргунов
Плоть Христа Бога — Его совершенное человечество. Это «тайна благочестия», приобщаясь которой, мы противостоим «тайне беззакония» — антихристу. «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти есть от Бога, а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1Ин. 4:2-3). Господь наш — кость от кости нашей и плоть от плоти нашей. Это значит, что нет такой нашей нужды, нет такого искушения, нет таких отношений, которым бы Он не приобщился в Своей человеческой плоти и крови. Мы должны всегда помнить об этом и творить нашу жизнь в Его воспоминание, чтобы и наша плоть стала прославленной от соприкосновения с Богом. И в центре этого воспоминания — таинство Тела и Крови Господних. Причащаться святых Христовых тайн — значит питать наше сердце и ум, и душу Его Божеством и Человечеством, соединяя нашу жизнь с Его жизнью. Христос не должен никогда быть внешним по отношению к нам, мы должны жить Им, и тогда наша жизнь станет истинной жизнью. Вот что Христос имеет в виду, когда говорит о нашем пребывании в Нем и Его — в нас.
Многие из учеников Его, слыша то, говорили: «Какие странные слова! кто может это слушать?» Господь говорит им: «Вам трудно поверить, что Я пища жизни, хлеб, сшедший с небес. Но придет день, когда вы увидите Меня вновь восходящим на небо». Он говорит о Своем Воскресении и Вознесении. Но путь к этому лежит через Крест. Господь говорит, что все определяется жизнеподательной силой Духа. Плоть не пользует нимало. Это значит, что жизнь сама по себе — ничто. Истинная ценность жизни зависит от того, куда она устремлена, какой дух наполняет ее. «Слова Мои, — говорит Господь, — суть дух и жизнь». Он один может сказать, что такое жизнь, и вдохнуть в нас дух, и дать силы истинно жить.
Господь знает, что есть некоторые, кто не только отвергает Его дар, но враждебно настроен к Нему. Никто не может принять Христа, пока не будет привлечен к Нему Духом Божиим. Но до конца своих дней человек свободен противиться Духу. Не Бог удаляется от него, а он — от Бога. Среди именующий себя христианами есть немало неверующих. Неверие лицемеров обнажено перед взором Христовым. Сердцеведец Господь «от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его».
Было время, когда люди во множестве шли ко Христу. Многие видели Его чудеса, и уверовали во имя Его. Толпы всюду следовали за Ним. Но постепенно все начинало меняться. Все более возрастала ненависть к Нему духовный вождей Израиля, все отчетливей проступал Его Крест. Бог посылает нам скорбные обстоятельства, чтобы открылись сердца многих по отношению ко Христу. «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». Так часто бывает. Когда одни отходят от Христа, многие следуют их примеру. И мы знаем, сколь массовым может быть отступничество. Несомненно, они испугались предстоящих испытаний. Хорошо быть со Христом, когда Он идет во славе, но при первых признаках, что этот путь означает Крест, они оставляют Его. Как часто люди приходят в Церковь, чтобы получить что-нибудь от Христа. Но когда выясняется, что им надо пожертвовать чем-то ради Христа, отдать свою жизнь Ему, они отходят. Никто не может дать так, как Христос дает. Но мы должны помнить, что быть христианином, следовать за Христом — всегда Крест.
И мы слышим слово Господа к двенадцати: «Не хотите ли и вы отойти от Меня?» И вот исповедание Петра, подобное тому, которое он произнес в Кесарии Филипповой: «Мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго». Надвигающиеся испытания являют преданность его сердца своему Господу и решимость идти за Ним до конца. Куда и к кому нам еще нам идти? К этому миру, который обманет нас? К этим грехам, которые погубят нас? Оставить источник воды живой и идти к кладенцам хананейских мыслей? Ты один, Господи, имеешь глаголы жизни вечной.
Верность Петра основана на его личном отношении ко Христу. И он многого не понимал, и он, как все, порою в растерянности стоял перед путями Господними. Но во Христе было то, за что он готов был идти на смерть и в темницу. В конце концов, христианство — не просто принятие высшей мудрости и совершеннейшей нравственности. Это наш личный ответ Христу. Это наша ответная любовь к Богу Живому, потому что глубины нашего сердца не дают нам поступить по-другому.
***
Протоиерей Павел Великанов
Евангелист Иоанн изобразил нам одну из острых конфликтных ситуаций в жизни Христа Спасителя. После того, как Он насытил пятью хлебами и двумя рыбками многотысячную толпу, и она настолько вдохновилась этим чудом, что готова была силой сделать Его предводителем антиримского восстания – Христос начинает речь о небесной пище, а именно о необходимости вкушения Его Тела и Крови – чем вводит эмоционально разогретую толпу в глубокий ступор. Спаситель надеется, что только что совершённое чудо побудит их задуматься хоть немного глубже о том, Кто же перед ними – Он поднимает планку чуть-чуть повыше – но люди с разбегу врезаются в неё своими лбами и уходят в полном расстройстве. Услышать иудею, что Иисус даст им есть Своё Тело и пить Свою кровь – это что-то из области запредельных кошмаров. Иудеям вообще категорически запрещалось пить чью либо кровь – так как, по их представлениям, в крови заключалась душа животного – а с другой стороны, употребление крови было одной из омерзительных языческих практик, не брезговавших и человеческими жертвоприношениями. Сказать иудеям такое – равносильно полному провалу миссии любого проповедника. Что, в общем-то, и произошло: народ быстро остыл и стал расходиться кто куда. И вместо того, чтобы хоть что-то сделать, чтобы исправить ситуацию – Христос обращается к последним оставшимся ученикам с вопросом: ну что, может, и вы тоже уйдёте? Ученики уже и сами не рады всему случившемуся – они бы и ушли, да только как-то совсем неловко. Только Петру хватает веры и мужества сказать: Господи, да куда нам идти? Разве есть ещё другие варианты? Ты говоришь о таких вещах, которые за пределами нашего понимания – но мы Тебе верим, мы лучше останемся с тобой.
«Планка», которую так и не смогли взять иудеи, это слова Христа: «Дух животворит, от плоти же нет никакой пользы: слова, которые Я вам сказал – это и есть дух жизни». Какая разница, какое мясо вы будете есть – животных ли, человеческое ли – суть от этого не меняется: плоть и есть плоть – если вы не в состоянии подняться над земным, плотским пониманием. Но если вы сможете хотя бы немного приподняться и увидеть, что речь вовсе не о каннибализме, а о глубоко символическом соучастии в пасхальной трапезе – где вместо агнца – Сам Христос – в виде хлеба и вина, и вас выводят не из египетского рабства, а из плена диавола и смерти – тогда слова Христа оказываются не соблазном и безумием, а наполненными торжеством жизни! Мессия ради этого-то и приходит – не чтобы освободить от ненавистных римлян, а чтобы каждому дать возможность впустить к себе Самого Бога, ставшего человеком и победившего на Кресте главных врагов всего человечества, а не только иудеев – грех, проклятие и смерть. Принимая в себя Христа через причастие – человек получает закваску новой жизни, в которой уже нет диктатуры греха и диавольских манипуляций. Христос первым прорвался сквозь сеть, которой всех крепко опутал враг рода человеческого – и Спаситель к каждому из нас протягивает руку, чтобы помочь вслед за Ним освободиться. И это не какая-то «внешняя» помощь: это больше похоже на принятие своего рода «антидота», противоядия от греховной зависимости.
Но вот будет ли этот небесный источник жизни в нас действенным – или, напротив, быстро угаснет – зависит только от нас, от нашей сонастроенности Богу, готовности жить по Его заповедям. Каждому Христос даёт шанс стать другим – подняться на высокую гору добродетелей – но силком Он никого тащить не будет. Для этого у каждого – свои ноги!
***
Священник Дмитрий Барицкий
Сегодняшний отрывок - это, пожалуй, одно из самых странных и для многих непонятных мест Евангелия от Иоанна. Христос призывает Своих учеников есть Его Плоть и пить Его Кровь. Причем, по словам Спасителя, это является обязательным условием спасения от смерти и обретения жизни. Поэтому чуть раньше Господь прямо и очень категорично заявляет: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». Эти слова потрясли слушателей Христа. Они казались им дикими. Есть плоть человека, пить его кровь, как можно?! Многие даже смутились, отошли от Спасителя и больше за Ним не ходили.
Подобные недоумения по поводу этих слов появляются до сих пор даже у тех, кто считает себя христианином. А потому в истории христианского богословия всегда существовало огромное количество попыток объяснить это место приемлемым для человека образом. Объяснить так, чтобы это не вызывало культурный шок. Так, например, многие протестантские толкователи предлагают понимать слова Христа в переносном смысле. Эта метафора, которая указывает на то, что любой последователь Иисуса должен впитать в себя образ Его мыслей, действий, все Его существо, своей жизнью постараться повторить всю Его жизнь.
В Православной же традиции эти слова Христа всегда понимали буквально. Господь действительно говорит о Своем Теле и о Своей Крови. Именно их под видом хлеба и вина Его ученики до сих пор вкушают в таинстве Евхаристии, Причастия. Один из православных святых, блж. Феофилакт Болгарский, выражая общую для всех отцов Церкви точку зрения, так говорит по этому поводу: «Заметь, что хлеб, который мы вкушаем в Таинстве, это не образ тела Господня, но есть сама Плоть Господа… Ибо хлеб этот… чрез таинственное благословение и наитие Святого Духа, изменяется в Плоть Господа… Это для того, чтобы у нас не было отвращения к необычной пище. Ибо если бы нам была предложена в настоящем виде плоть Христа, нам неприятно было бы приступать к Причастию; а теперь, когда Господь снисходит нашей немощи, таинственная Пища является нам под тем видом, к которому мы привыкли». Причащаясь, верующие не символически, а реально, физически соединяются со Христом. Становятся в буквальном смысле частью Его Преображенного Тела. В буквальном смысле вступают в ту полноту жизни и бытия, которые есть в Боге. Как все это для нас странно и непонятно! Как противоречит нашему культурному опыту! Порой смущает и даже отталкивает. Что же делать?
Евангелие предлагает замечательный ответ. Видя, что люди уходят, Христос спрашивают апостолов, не хотят ли и они уйти? Он видит – учеников также терзает смущение. Однако, они остаются. Ведь они познали на своем опыте, что Христос – это Бог. Только в Нем источник жизни. Вне Его только пустота и смерть. Если там кто-то и живет, это не полноценная жизнь, а лишь степени умирания. А потому, куда идти то? По этой причине они даже не требуют у Спасителя объяснения странных слов. Ведь Бог это Тот, кто Сам устанавливает правила этой жизни. Ему видней. А потому они просто смиренно с доверием склоняются перед только что открытой им тайной. Для нас это урок. Не все, что открыл человеку Бог можно до конца понять и объяснить. Есть вещи, механизм действия которых скрыт от нас: появление жизни, смерть, Боговоплощение, пролитие крови на Кресте ради искупления человека, вкушение Преображенной Плоти Бога в таинстве Причастия и т.д. Все это своеобразные краеугольные камни в основе всего нашего бытия. А оно глубоко. И дна его не разглядеть. Поэтому до времени нам остается одно: склониться перед этими тайнами, довериться Богу и двигаться тем путем, какой Он нам указал. Ведь только у Него есть то, к чему в действительности так стремится душа каждого из нас – полнота бытия и жизнь вечная.
Протоиерей Александр Глебов
То нравственное учение, которое провозгласил Христос в Евангелии, в основе своей понятно и принимается почти всеми людьми, вне зависимости от того, верующие ли они или нет, христиане или последователи иных религий. Вот возьмем, к примеру, основную заповедь Христа, заповедь о любви к Богу и ближнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».
Эта заповедь не была новой, поскольку Господь дал ее еще в Ветхом Завете, и она содержится в книге Левит. Новизна этой заповеди заключается лишь в том, что в Ветхом Завете под ближним понимали единоплеменников и единоверцев, а в Новом Завете Христос просто расширяет диапазон действия этой заповеди. И говорит, что ближний это всякий человек, который нуждается в нашей помощи и участии. Что Он, кстати, и показал на примере притчи о милосердном самарянине. Или когда Христос говорит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». С этим же согласится каждый нормальный человек вне зависимости от религиозных убеждений. А вот то, что мы слышали сегодня из отрывка из шестой главы Евангелия от Иоанна, у большинства людей вызывает не просто несогласие, а протест и даже отторжение.
Христос сказал следующее, Он назвал Себя хлебом жизни, то есть хлебом, дающим жизнь. Но, во-первых, о какой жизни идет речь? Апостол Иоанн Богослов писал Евангелие на греческом языке. А в греческом языке слово «жизнь» имеет два значения: «биос», как биологическая физическая жизнь, которая со временем прекращается и «зои», что значит, жизнь вечная.
Вот в Евангелии всегда употребляется слово «зои», то есть вечная жизнь, поскольку цель Евангелия заключается в том, чтобы привести человека к вечной жизни, так как физическая жизнь рано или поздно все равно прекратится. Евангелие обращено в вечность, и все заповеди, которые даны человеку для руководства в земной жизни, имеют своей целью не построение земного рая, а полноценную и радостную вечность.
Понятно, что душа по природе своей бессмертна, и вне зависимости от того, как человек живет, праведен он или грешен, он в любом случае наследует вечную жизнь. Но ведь жизнь-то бывает разная. И как на примере нашей временной земной жизни мы иногда говорим о ком-то, что человек, может, и прожил много лет, а жизни-то и не видел. Да, он дышал, ел, пил, но сама жизнь с ее радостями, насыщенностью, красками прошла мимо него. И действительно, люди иногда живут так, что и жизнью-то это нельзя назвать, а нередко и петлю на шею надевают, потому что не могут так дальше жить. Так вот и в Евангелии под вечной жизнью надо понимать не просто бессмертие человеческой личности, а полноту загробного бытия.
Вечная жизнь это значит полноценная счастливая жизнь, а не жалкое существование и вечное мучение, из которого нет выхода. Это из этого мира есть выход в мир иной через физическую смерть, а оттуда уже никуда не денешься. Поэтому и рассматривать земную жизнь надо через призму вечности, как этап подготовки к ней. Ибо, по словам апостола Павла, что посеет человек, то и пожнет.
Так вот Христос говорит, чтобы иметь полноту вечной жизни, надо есть небесный хлеб, которым является Он Сам. И видимо для того, чтобы слушатели не восприняли Его слова в каком-то переносном смысле, Он прямо говорит: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь, имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нем».
Сказанное было шоком. Да иначе и не могло быть. Это сегодня когда Церкви уже 2000 лет, и люди приходят в храм и понимают, что причащаются они Телу и Крови Спасителя под видом и веществом другой материи: хлеба и вина. Но Христос-то произнес беседу о хлебе жизни, а сегодняшнее Евангелие это как раз отрывок из беседы о хлебе жизни. Так вот Он произнес эту беседу до Тайной Вечери, до того, как Он показал, что будет в основанной Им Церкви являть Его Плоть и Кровь для вкушения и приобщения к Богу. Поэтому сказанное для всех прозвучало просто как призыв к каннибализму.
Ведь фактически Христос им сказал, что для того, чтобы иметь вечную жизнь, Его надо есть. Поэтому реакцией на Его слова было возмущение и разочарование, о чем и свидетельствует Евангелие. Многие из учеников Его говорили: какие странные слова, как можно это слушать. «И сказал им: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если только не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него, и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал Двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога живаго».
Да, как тогда, так и сегодня учение Христа о небесном хлебе, которым является Он Сам, Его плоть и кровь, у многих вызывает сомнение и неприятие. Причащение тела и крови Христа для многих людей является тем камнем преткновения, преодолеть который у них не хватает веры. Все остальное принимают, и нравственное учение Спасителя, и умиляются от Его искупительной миссии, сопереживают Его страданиям и радуются Его воскресению. А вот принять на веру, что маленький кусочек белого хлеба, пропитанный красным вином, есть подлинные тело и кровь Спасителя, причащение которым соединяет нас с Богом. Вот такая вера дана не каждому. Здесь должно быть абсолютное доверие слову Божию. Вопреки тому, что видят твои глаза, и что ощущаешь на вкус, вопреки человеческой логике и представлениям, что может быть, а чего быть не может.
Вообще сама идея причащения вкушением пищи не была новой. Это то, что широко практиковалось в богослужебной традиции ветхозаветного Израиля. И смысл этой традиции сводится к следующему. Человек чувствовал свою вину перед Богом. Как у каждого из нас после совершенного греха, даже если никто не знает, что мы совершили что-то дурное, но совесть покоя не дает. Чувство вины за содеянное присутствует в нас. И чтобы избавиться от этого тревожного не дающего успокоения состояния люди обычно идут в храм, и в таинстве исповеди приносят Богу покаяние.
А в древности была иная практика. В знак раскаяния человек приносил Богу животное. Животное убивали, мясо особенным образом приготавливали, и человек вкушал этого жертвенного мяса. Вкушал, потому что через еду он приобщался жертве, отождествлял себя с ней. Древние хорошо знали истину, что человек есть то, что он ест. То есть пища формирует наш организм, наше тело образуется от того, что мы едим. И, вкушая в пищу жертвенное животное, человек становился частью этого животного, а значит, в нем и себя приносил в жертву Богу во искупление своего греха. Поэтому практика причащения жертве была всем хорошо известна.
Но мясо животного употреблять в пищу это нормально и естественно. А в Евангелии Агнцем, агнец значит ягненок, этим жертвенным ягненком, вземлющим грехи мира, называется Христос. Он будет принесен в жертву во искупление грехов рода человеческого, а те, кто захочет силой Христовой жертвы избавиться от своего собственного греха, должны будут причаститься Ему, стать Его частью, Его клеткой. Пройти в Нем и с Ним путем искупления, путем Голгофы. Его страданиями избавиться от своего собственного греха и воскреснуть с Ним.
Ну а как же Христу можно причаститься? Он хоть и называет Себя Агнцем, но по природе же Он не ягненок, не животное, а Богочеловек, Его не зажаришь и не съешь, да и питаются Им миллионы людей в течение уже третьего тысячелетия.
Вот для того, чтобы Его слова стали реальностью, Господь основал Свою Церковь, в которой Он за каждой литургией в разных концах земли совершает великое чудо. По молитве Церкви, а главное по обетованию, данному нам Господом, Его Тело и Кровь приобретают вещество, приемлемое для того, чтобы мы могли это есть и пить. Это чудо получило название таинства Евхаристии. Евхаристия по-гречески значит благодарение, ибо в нем мы благодарим Господа за ту великую Жертву, которую Он принес, искупая наш грех. И через причащение Плоти и Крови Спасителя это искупление, освобождение от греха распространяется и на нас с вами. Почему мы и причащаемся во исцеление души и тела, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.
|