Исцеление сына царедворца
46 Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.
47 Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти.
48 Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.
49 Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.
50 Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.
51 На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.
52 Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.
53 Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его.
54 Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
(Ин. 4:46-54) Ин.4:46. Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.
Евангелист напоминает нам о чуде в Кане, где вода претворена в вино, во-первых, для того, чтобы яснее выставить достоинство самарян. «Галилеяне, – говорит, – приняли Господа по причине знамений, сотворенных в Иерусалиме и у них, а самаряне – по одному свидетельству женщины и по учению Самого Господа».
Во-вторых, для того, чтобы показать нам, что от чуда в Кане получил некоторое доброе, хотя и не вполне достойное, понятие о Христе и царев муж. Называет его «царевым» или потому, что он был из царского рода, или потому, что имел какое-нибудь достоинство власти такого названия. Иной скажет: «Царедворец сей не один ли и тот же с сотником, упоминаемом в Евангелии от Матфея (Мф.8:5–15)? Ибо и тот был в Капернауме».
Я думаю, что не один и тот же, другой. Тот, когда Христос хочет прийти, удерживает Его, говоря: «я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой» (Мф.8:8). А этот усиленно зовет Иисуса в дом свой. У того страдал расслаблением отрок, то есть раб, а у этого сын – горячкою. Там Господь пришел в Капернаум по сошествии с горы, а теперь приходит из Самарии, и не в Капернаум, а в Кану. По всему тот – сотник, а этот – царев муж по достоинству.
Ин.4:47. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его прийти и исцелить сына, который был при смерти.
Царедворец просит Господа прийти и исцелить сына, а Господь упрекает его в том, что он верит не вполне, а отчасти. Ибо слова «приди, пока не умер сын мой» (Ин.4:49) обнаруживают, что вера его слаба. Он не верует, что и в случае смерти его сына Господь силен воскресить его.
Ин.4:48. Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.
Посему-то, упрекая его, Он говорит: «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес», – осуждая вместе с ним и других жителей Капернаума. Ибо они всюду представляются виновными в сильном неверии.
Ин.4:49. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.
Ин.4:50. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.
Так как царедворец был нетверд в мыслях и настаивал, чтобы Господь пришел для исцеления его сына, то Спаситель показывает ему, что Он и заочно может исцелить его, и говорит: «пойди, сын твой здоров». Таким образом, за один раз исцелил сына от горячки, а отца – от неверия.
Знай и то, что иное дело – чудо, и иное – знамение. Чудо – то, что сверх природы, например, отверсть очи слепорожденному, воскресить мертвого, а знамение – то, что не вне природы, например, исцелить больного.
Такое чудо Господь и ныне совершает над всяким приходящим. Всякий человек есть как бы царский муж, не только потому, что он по душе сроден Царю всех, но и потому, что сам получил царскую власть над всем. Часто оказывается, что у иного ум, как сын царедворца, страдает от огня неуместных удовольствий и от похотений. Если он пойдет к Иисусу и попросит Его прийти, то есть явить снисхождение человеколюбия и простить ему грехи, пока он не умер окончательно от болезни похотений (ибо если Бог не снизойдет к нам, но будет взирать на беззакония и по ним судить, то «кто устоит» (Пс.129:3))? Итак, если он пойдет ко Христу, то, как сказано (Мф.7:7–8), найдет искомое и уму своему получит здоровье.
Впрочем, заметь, что Господь ему говорит: «Пойди, сын твой здоров», то есть не будь неподвижен к добру, но ступай и обнаруживай непрестанное движение к добру. Ибо в таком случае сын твой жив. Если же прекратишь шествие, то ум твой окончательно умрет, получив омертвение от неподвижности к добру.
Ин.4:51. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.
Слуги, изумленные внезапною переменою болезни, встречают господина и сказывают ему о здоровье сына. Ибо он избавился от горячки не просто и как бы случайно, но внезапно.
Дело это, очевидно, было не следствием природы, но действием силы Христовой.
Ин.4:52. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.
Ин.4:53. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его.
Узнав от слуг о часе, в котором сыну стало легче, то есть когда сын пришел в лучшее и здоровое состояние, отец совершенно верует Господу. Ибо прежняя вера его была несовершенна.
Не говори мне, что он и не пошел бы ко Христу, если бы не веровал. Ибо отцы из любви к детям обыкновенно обращаются к врачам не только опытным, но и к неискусным, не желая оставить ничего должного. Итак, он пришел по вере, допустим и это, но по вере холодной и несовершенной, которую иной не назовет и верою; а тогда, когда узнал и о часе, совершенно уверовал.
Ин.4:54. Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.
Для чего евангелист говорит, что это второе чудо сотворил Иисус в Кане? Для того чтобы показать, какой похвалы заслуживают самаряне; хотя, говорит, это было и второе чудо, однако же, галилеяне не достигли высоты тех, которые не видели ни одного знамения и уверовали.
Св. Стефан говорит: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет... Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?». Только нерукотворенный храм сердца боговместим, как сказал Господь: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). Как это совершается – непостижимо для нас; но оно так есть, ибо очевидно бывает, что тогда «Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп.2:13)
Не рассуждай и только отдай Господу сердце твое, а Он Сам устроит из него храм Себе, но отдай нераздельно. Если будут части неотданные, то из него нельзя будет устроить цельного храма, ибо одно будет гнило, другое разбито – и выйдет, если только выйдет, храм с дырами, или без крыши, или без дверей. А в таком жить нельзя; Господа в нем и не будет. Только казаться будет, что это храм, а на самом деле какое-то нагромождение.
Протоиерей Александр Шаргунов
Господь идет в Кану Галилейскую, где Он обратил воду в вино. Евангелие упоминает об этом чуде, чтобы научить нас хранить в памяти то, что мы видели раньше, совершенное Христом. И вот, исцеление сына царедворца.
Кто был проситель, и кто был больной? Проситель — царедворец, больной — его сын. Достоинство человека, его положение и почетные титулы — не являются защитой от болезни и смерти. От Капернаума до Каны было большое расстояние, но горе заставило отца пройти такой путь. Он сам приходит ко Христу и просит о помощи. Мы видим, как он любит сына, — он не жалеет никаких трудов, чтобы спасти его.
И мы видим, как он почитает Христа. Облеченный большой властью, он сам приходит к Нему и умоляет Его. Самые великие люди, приходя ко Христу, осознают себя нищими. Его вера искренна, он верит, что Христос может исцелить его сына. Но она не достаточно крепка. Он думает, что Христос не может исцелить его на расстоянии. Мы должны, не унывая, молиться, но мы не должны предписывать: «Господи, исцели меня словом или прикосновением», но: «Да будет воля Твоя».
Господь кротко укоряет его: «Вы не уверуете, пока не увидите чудо». Христос показывает ему его грех и немощь веры, и уготовляет его к принятию милости Божией.
Христос часто смиряет Своей строгостью тех, кого желает облагодатствовать Своей милостью. Недостаточно нам чьих-то рассказов о чудесах, надо, чтобы мы увидели все собственными глазами. Духовная сила слова Божия, увы, порой не влечет нас к себе, но только видимые нами чудеса.
Что отвечает отец? «Господи, приди ко мне, пока не умер сын мой». Он терпеливо принимает упрек, он не оскорблен, но он упорствует в молитве, продолжает бороться. Он так захвачен заботой о сыне, что не может думать больше ни о чем. Он по-прежнему обнаруживает слабость своей веры в силу Христа. Ему надо пригласить Христа пойти с собой. Он верит, что только Христос может исцелить больного сына, но не может воскресить мертвого сына. «Приди, пока не умер сын мой». Как если бы могло стать слишком поздно. Знает ли он об Илии и Елисее, воскрешавших умерших, знает ли, что сила Христова не идет в сравнение с их силой? «Приди, пока не умер сын мой». Как если бы была опасность, что Христос теряет время.
«Иди, сын твой здоров», — говорит Христос. Христос исцеляет его сына, не приходя к нему. Таким образом, исцеление совершается скорее, и его вера утверждается. Все делается лучше, когда исполняется так, как хочет Христос. Когда Христос не дает нам то, что мы просим, Он дает нам гораздо большее.
Господь увидел, как болит сердце царедворца о его сыне, и даровал ему уверение об исцелении его. Ибо Он знает, как отец жалеет своих детей. Мы видим веру этого человека в слово Христа. Христос сказал: «Иди», и в доказательство искренности своей веры он пошел.
И дальше мы видим чудо утверждения его веры. При возвращении слуги встречают его теми же словами: «Сын твой здоров». Благая весть встречает тех, кто надеется на слово Господне. Он спросил, в котором часу сыну стало лучше. Он хочет утверждения своей веры. Если мы, исполненные любви, будем сравнивать дела Христа с Его словами — это будет утверждением нашей веры. «В седьмом часу». И он понял, что это был тот самый час, когда Христос сказал ему: «Сын твой здоров». Они уточняют время до часа. И это было то самое время, когда Христос сказал ему. Одновременность и совпадение событий часто помогают нам лучше увидеть красоту и гармонию Промысла Божия. В человеческих делах расстояние — преграда, откладывание и замедление исполнения. Но не в делах Христовых.
И, наконец, счастливый итог. Исцеление больного принесло спасение семье. Сам царедворец уверовал. И до этого он веровал в слово Христово. Но теперь он уверовал во Христа. У Христа много путей достигнуть человеческого сердца. И дарованием милосердия Он открывает путь лучшему. Весь его дом уверовал. Они все участвуют в болезни юноши, который представляет цвет и надежду семьи. Это был царедворец, и, вероятно, у него был большой дом. И когда он приходит учиться у Христа, он всех приводит с собой. Какое благословенное время настало для этого дома, благодаря болезни его сына! И пусть это примирит нас со скорбями. Мы не знаем, какое добро может последовать за ними.
И Евангелие заключает: это уже второе чудо, которое совершил Христос. В Иудеи Он совершил много чудес, но изгнанный оттуда, совершает чудеса в Галилее. Есть на земле еще места, где Христос всегда будет встречен с любовью. При желании люди могут закрыться от солнца, но они не могут закрыть его от мира. Это второе чудо — с напоминанием о первом. Новые милости воскрешают в памяти прежние. Как прежние милости дают надежду на новые в будущем.
***
Священник Феоктист Игумнов
Для того, чтобы лучше понять смысл описанного евангелистом, надо принять во внимание два факта. Первое – расстояние между Каной и Капернаумом, откуда и пришёл царедворец – порядка 30 километров. Второе – для внешних людей Иисус был всего лишь бродячим проповедником, сыном плотника – то есть из самого что ни есть простого народа. Чтобы царедворец – то есть высокий царский сановник, представитель двора Ирода – отправился за тридевять земель на поклон к простому человеку – для этого надо было иметь более чем сильную мотивацию. Надо было очень уважать Иисуса, чтобы самому отправиться к Нему. Ведь придворному чиновнику ничего не стоило отправить слуг, чтобы они или пригласили, или даже принудили Иисуса придти во дворец и помочь больному – естественно, за приличное вознаграждение. Но он отправляется сам. И при встрече с Иисусом его ожидает вовсе не «царский приём»: Христос со скорбью и даже упрёком говорит – всё чудес жаждете? по-иному вы никак не можете поверить! Однако проблема с сыном – возможно, единственным – настолько сильнее чиновничьего гонора, что он целиком и полностью вручает судьбу самого дорогого для него человека в руки Иисуса. Он сам просит Иисуса придти – но в ответ слышит слова об уже произошедшем исцелении. Представьте себя на его месте: дома – смертельно больной ребенок, вам отказывают в просьбе придти и просто говорят: всё теперь в порядке, идите домой. А это – обратно 30 километров, мобильной связи нет, даже телеграф еще не изобрели. 30 километров в полной безвестности. 30 километров на едва натянутом канате веры над пропастью. И никаких гарантий того, что придя домой, ты не услышишь леденящий душу крик плача о безвременно умершем. Всё начинается с острой нужды исправить кризисную ситуацию в жизни – но результатом становится такой рывок веры, который переворачивает всю жизнь. Как такое вообще возможно? Ответ – очевиден: этого краткого общения царедворца со Христом оказалось достаточно, чтобы в душе раскрылся дар веры, раскрылся настолько сильно и всеобъемлюще, что никаких дополнительных подтверждений уже не требовалось.
Перед нами – классический образец Божественной педагогики. Заботясь о нашем спасении и духовной пользе, Господь допускает те или иные критические ситуации. Иногда – просто безвыходные. Не потому, что Он нам мстит за какие-то грехи. Он сознательно обостряет ситуацию, чтобы мы научились прежде всего искать разрешения не в связях и деньгах, не в житейской мудрости – а у Творца всего сущего, у Бога. А уже через Него придёт и средство разрешения ситуации. Главное – доверять Ему, искать Его, любить Его, и не бояться вверять Ему всю свою жизнь без остатка – также, как вверяется кусок мрамора под острую стамеску скульптора, чтобы было отсечено всё лишнее – также и мы должны вручить себя Богу – Художнику и Творцу – чтобы из нашей души получилось настоящее произведение искусства! Не наш корявый проект – а Его, Бога, изделие!
Протоиерей Александр Глебов
В прошлый понедельник мы размышляли над евангельским чтением о первом чуде, которое совершил Господь Иисус Христос на свадебном пиршестве в Кане Галилейской, претворив воду в вино. Напомню, что инициатором того чуда явилась Матерь Божия. Тогда ко Христу еще никто не обращался, потому что Он только вышел на проповедь и не успел явить Себя миру, как чудотворец.
Но ходатайство Божией Матери вносит коррективу в планы Спасителя. Он являет Свою Божественную силу и, как говорит евангелист Иоанн Богослов, уверовали в Него ученики Его после этого чуда.
И, конечно, не только ученики. Несомненно, слуги, которые наливали в кувшины воду, а черпали оттуда уже прекрасное вино, которого у хозяев никогда не было, рассказали, кто повелел им наполнить кувшины водой, и что из этого получилось.
Вести вообще очень быстро распространяются среди людей, и тем более вести, как бы мы сейчас сказали, сенсационные, когда произошло нечто, из ряда вон выходящее. И весть о чуде в Кане Галилейской быстро распространилась по всей Палестине. Что, кстати, видно уже из сегодняшнего евангельского чтения об исцелении сына царедворца.
Спаситель вновь приходит в Кану Галилейскую и, как-то зная, что Он там, к Нему навстречу спешит царедворец из Капернаума. Царедворец – это придворный царя Ирода Антипы, видимо, высокопоставленный чиновник. Ирод Антипа это один из трех сыновей печально известного царя Ирода Великого. Ирод Антипа был правителем Галилеи. Территория Галилеи это северная область Палестины, она как раз включала в себя такие города, как Назарет, где Христос провел тридцать лет Своей жизни, Капернаум, Кана, Тивериада. Кстати, Тивериада, этот город Ирод Антипа и построил, и назвал его в честь императора Тиверия на берегу Галилейского моря, почему оно и стало называться озером Тивериадским. Кстати, это не море, это и есть озеро, просто иудеи называли его морем.
От Капернаума, где жил царедворец, до Каны было более тридцати километров, что по тем временам являлось немалым расстоянием. Но царедворец спешит, потому что его сын при смерти, надежды не остается ни на кого, но он слышал, что недавно в Кане на свадьбе произошло великое чудо, и это чудо сотворил человек, которого зовут Иисус. И если Он помог людям не омрачить их свадебное торжество, претворив воду в вино, то уж наверняка может помочь и его горю и исцелить умирающего сына.
С этой просьбой царедворец и обращается ко Христу. Христос на просьбу отвечает как бы упреком. Он говорит: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. То есть, что люди готовы принять веру во Христа только в ответ на чудо. Но только веру в ответ на чудо ведь это же и верой никак нельзя назвать. Ведь это получится некая сделка: Ты для меня что-то делаешь, а я в Тебя верю. А если не будешь мне помогать, то я и верить не буду и другим скажу, чтобы не верили. Какая мне польза-то от моей веры? что я с нее имею?
Вот Христа всегда огорчало такое потребительское отношение к Себе людей, некоторые из которых на Него смотрели просто как на человека, обладающего силой решить их жизненные проблемы, а не как на Спасителя, пришедшего спасти их от власти греха и дьявола. Которые следовали за Ним лишь в ожидании чуда, как некоего фокуса, а не движимые любовью к Нему.
Собственно, такая психология успешно дожила и до наших дней и сегодня свойственна многим людям. Вот если не брать костяк прихожан любого храма, людей, живущих постоянно религиозной жизнью, пребывающих в общении с Богом через молитву и таинства Церкви, а вот те, кто от случая к случаю заходят в храм, так называемые «захожане». Они обычно приходят в храм не для духовного возрастания, не для очищения своей души, не для приближения себя к Богу, а для решения своих вполне земных проблем. И если должного эффекта нет, если на поставленную свечу или на поданную записку никакого немедленного ответа нет, и в жизни все остается без изменений, то такие люди, ничтоже сумняшеся, пойдут и прорицателям и к гадалкам и магам, то есть к любым шарлатанам и обманщикам. Благо если еще к шарлатанам или обманщикам, а они иногда еще идут к людям, которые действительно являются реальными проводниками темной силы. Идут лишь только для того, чтобы получить то, что им необходимо, и никак не считаясь с тем, какой это может нанести урон их душе.
Но у царедворца была вера. Он обращается ко Христу, не просто потому что уже обращаться не к кому, а потому что зерно веры было уже в его душе, что совершенно ясно видно из евангельского текста. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.
Да, Христос не пошел к нему в дом, так, как царедворец этого просил, а просто сказал, что сын твой здоров. Проверить сразу истинность слов Христа было невозможно: дом царедворца был за тридцать километров от Каны, но он верит Христу и идет домой. По дороге его встречают слуги и говорят ему, что сын твой здоров. Он спросил у них, в котором часу ему стало легче, ему сказали, что вчера в седьмом часу. Седьмой час это античное время, по-нашему это будет первый час дня; разница шесть часов. И вот ему сказали, что в седьмом часу горячка оставила его.
И из этого отец узнал, что это был как раз тот час, в который Христос ему сказал, что сын твой здоров, «и уверовал сам и весь дом его». У царедворца его укрепилась его вера в Господа Иисуса Христа как Сына Божия, но не только его, но и всего его дома, то есть всей его семьи.
В данном случае исцеление от физического недуга не просто демонстрация сверхъестественной силы, или решение исключительно земной проблемы, пускай даже важной, как сама жизнь человеческая. Но чудо привело к духовному исцелению многих людей. Оно открыло им глаза, не физические, а духовные очи на Христа и на то дело спасения, которое Он пришел совершить. И заканчивается сегодняшнее Евангелие следующим свидетельством: «Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею».
Да, первое чудо, претворив воду в вино на свадебном пиршестве, Господь совершил по просьбе Матери Божией. И мы в прошлый раз говорили, сколь часто Господь оказывает нам милость по ходатайству Царицы Небесной, и как важно Ее заступничество для нас, и как велика Ее сила.
А сегодняшнее чудо это свидетельство того, насколько важно, когда мы с вами молимся друг за друга, как царедворец молился за своего умирающего сына. Ведь его просьба ко Христу об исцелении это и была его молитва. Да, когда мы молимся за другого, то являем тем самым свою любовь к ближнему. А любовь, сопряженная с молитвой и верой поистине творит чудеса.
Господь, конечно, слышит нас, но не всегда исполняет то, что мы просим. Почему? А вот вывод здесь напрашивается только один: Если слышит и не исполняет, значит, может, то, что я прошу для меня не полезно. И вот со временем приходишь к выводу, что молитва Господня, то есть молитва «Отче наш», она действительно бессмертна. И не надо ничего лишнего говорить, а вот только «да будет воля Твоя», чтобы было не так, как я хочу, а так, как Ты знаешь, Господи, как Ты знаешь, полезно это для меня или не полезно. И нужно ли снимать испытание с человека или ему еще надо побыть в состоянии этого испытания, которое посылает Господь.
Поэтому мы должны быть благодарны и за благодеяние Божие и за испытание, которое Он посылает нам для утверждения нашей веры, для улучшения качеств нашей души. И если вера наша будет хоть чем-то напоминать веру царедворца из сегодняшнего Евангелия, то Господь услышит нашу молитву и подаст нам все благое и полезное для нашей жизни. Аминь.
|