В конце изобразительных часов совершается поклонение Кресту.
Литургия Преждеосвященных Даров
В будние дни Великого поста Евангелия не читаются
(На 6-м часе: Ис. 29:13-23. На веч.: Быт. 12:1-7; Притч. 14:15-26)
1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;
2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.
5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.
6 И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда жили Хананеи.
7 И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу, Который явился ему.
13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;
14 то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.
15 Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: “кто увидит нас? и кто узнает нас?”
16 Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: “не он сделал меня”? и скажет ли произведение о художнике своем: “он не разумеет”?
17 Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес?
18 И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.
19 И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля, 20 потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды,
21 которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого.
22 Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет.
23 Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым.
15 Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
16 Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
17 Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
18 Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.
19 Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые — у ворот праведника.
20 Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.
21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
22 Не заблуждаются ли умышляющие зло? но милость и верность у благомыслящих.
23 От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
24 Венец мудрых — богатство их, а глупость невежд глупость и есть.
25 Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.
26 В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.
«Сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт.12:1)
Это явный образ того изменения сердечного, которое совершается в истинно верующих, когда они искренно берут на себя крест свой и последуют Христу. Оставляют они отца своего – самость, распиная ее самоотвержением; оставляют род свой – свои личные греховные склонности, страсти и привычки, распявши их решимостью неуклонно во всем следовать страстеубийственным заповедям Господним; оставляют землю свою, всю область греховную, мир, со всеми его требованиями, распиная его решимостью быть для него чуждым, хотя бы для этого необходимо было потерпеть не только потери в имуществе и весе общественном, но и самую смерть.
Иеромонах Феоктист (Игумнов)
Сегодняшнее чтение открывает историю праотца Авраама. Эта история начинается с обращения Бога к Авраму с призывом пойти из «земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего» и идти туда, куда укажет Бог. Характерно, что Бог не определяет конечную точку маршрута. Он просто говорит «выйди и иди». Аврам собирается и идет. Это произошло в ХIХ веке до Рождества Христова, задолго до Троянской войны и основания Рима. Маленький полукочевой клан, всего около трехсот человек, покинул равнину Паддан-Арама и направился на запад в землю Ханаанскую. Многие племена переходили тогда из страны в страну. Но переселение Авраама не было обычной сменой места пребывания. Он покинул своих родных и свой народ не ради лучших пастбищ, а повинуясь лишь призыву Божию.
Это было первое богоявление Аврааму. Мы знаем, что будут и другие. Церковь всегда делала акцент на послушании Авраама Богу, на том, что он готов следовать туда, куда ему укажет Бог, без лишних вопросов и без требования каких-либо гарантий. Он не спрашивает подтверждения словам Бога, не спрашивает особых знамений, он вообще ничего не спрашивает, не вступает в какой-либо диалог, он просто исполняет повеление Божие. В этом весь Авраам. Конечно, в дальнейшем у него будут сомнения, будут терзания и метания, но самый первый и самый важный шаг он делает на основании веры и доверия. Мы ничего не знаем про то, был ли Авраам единственным человеком, который получил подобное указание от Бога. Весьма вероятно, что были и другие, ведь Бог обращается к каждому. Только реакция на это обращение бывает самой разной. Чаще всего это недоверие. В самом деле, выбор здесь невелик. Для того чтобы оставить все и идти, повинуясь лишь откровению Божию, надо быть либо совершенно отчаянным и безответственным, либо четко осознавать и видеть руку Божию, испытывать к Нему бесконечное доверие. Здесь кроется очень важный вопрос: как отличить собственные иллюзии от воли Бога? Особенно сегодня, когда мы не имеем патриархальной простоты жизни и когда наша общая издерганность и нервозность способны сыграть с нами злую шутку и выдать возвышенные фантазии за прямое обращение Бога. Ответ на этот вопрос прост и вполне очевиден: мы и Авраам находимся в принципиально разных условиях. Бог определил иной образ общения с человеком исходя из этих условий, и если Авраам был способен к непосредственному общению с Богом без всяких условностей, то для нас есть условие: богообщение возможно лишь в Церкви. Не как в организации или в здании, а как в сообществе верующих во Христа, Главу Ее, в Церкви, «которая есть Тело [Христа], полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:22–23). Только пребывание во Христе способно гарантировать возможность отделения собственных иллюзий от голоса Бога и дать силу и решимость следовать призыву Божию.
***
Священник Антоний Борисов
В сегодняшнем чтении из книги Бытия речь идет о непростом путешествии с пока не очень понятными целями. Господь избирает для служения Аврама — жителя города Ур, находившегося на территории современного Ирака.
Аврам узнает истинного Бога в уже зрелые годы, но искренне откликается на прозвучавший призыв. По указанию Господа Аврам в возрасте 75 лет вместе со всем своим семейством и хозяйством отправляется неизвестные для себя земли Ханаан — территорию современного Израиля и Палестины. Здесь ветхозаветный праведник обретает новый дом. Господь обещает бездетному Авраму, что от него произойдет великий народ. А он сам будет благословлен и укреплен Богом.
Древний патриарх был чужд какого-либо славолюбия. Им двигала исключительная вера. Аврам доверял Господу, слушался Его, терпеливо переносил жизненные испытания.
Чему учит нас сегодняшнее библейское чтение? Тому, что замысел Бога о нас значительно интереснее наших собственных представлений о жизни. Господь ведет нас ко спасению и подчас Его выбор для нас самих не очевиден. Но это не значит, что мы не должны доверять Богу. Отец Небесный никогда не предает Своих детей, никогда их не бросает. Он откликается на наши просьбы, заботиться о нас. А в тех случаях, когда на нашу долю выпадают испытания, Господь дает нам силы, чтобы их пережить и выйти из горнила трудностей обновленными.
Праведный Аврам, покинув родной для себя Ур, оставив покой и уют, на чужбине нашел новый дом. Дом, в котором обрел полноту бытия, выражавшуюся не в материальном благополучии, а в духовном прозрении, способности говорить с Богом и исполнять Его заповеди.
Не стоит унывать и отчаиваться, если в нашей жизни что-то выходит из-под контроля. В бушующем море жизни следует держаться за корабль веры, который благодаря промыслу Божию обязательно выведет нас из шторма в тихую гавань. И здесь мы вновь обретем покой и радость. Пусть и неожиданным для себя образом.
***
(Книга пророка Исаии 29:13-23)
Священник Стефан Домусчи
Общаясь с другим человеком мы нередко спрашиваем себя, насколько он искренен, говорит ли он правду, не лицемерит ли, не скрывает ли чего-то. Боле глубокий вопрос мы можем задать сами себе: насколько мы искренни с другими, насколько мы честны перед собой… Говорим ли мы действительно о том, что лежит у нас на сердце.
Нередко наше общение оказывается исполнено проблем именно в силу того, что мы выдаем желаемое за действительное, создаем как бы параллельный мир, иную реальность. И все же, проблема в том, что до конца обмануть себя и других нам не удастся…
Сегодняшнее чтение говорит о том, что есть люди, которые пытаются выстроить такие же порочные отношения с Богом. Они приближаются к Нему, чтят Его своими устами, языком произносят молитвы но как говорит Господь «сердце их далеко отстоит» от Него и они пытаются быть правильными только исходя из заповедей человеческих, то есть соблюдает только внешние ритуальные нормы. Все это совсем несложно и в общем-то исполнимо… Только соблюдение подобных норм не может привести человека к подлинной чистоте.
Как страшно, когда так начинает вести себя верующий человек. Неслучайно говорят: «Из всех плохих людей хуже всего плохие религиозные люди». Наверное в жизни таких людей, вера переживает самое страшное искажение, потому что внешне он религиозен, но внутренне полон нечистоты. Господь обличает таких людей, он говорит: горе тем которые думают скрыться в глубину, горе тем, кто говорят во мраке сердец: кто увидит нас?
Вопрос, кстати, вполне справедлив, т.к. нет человека, который знал бы сердце другого. Но Бог не человек. Он мастер горшечник, а мы неоформленная глина… Поэтому Он знает наши сердца и ничто не может от Него скрыться…
Но на самом деле проблема еще интереснее и глубже. Спросим себя: что есть на самом деле моя искренность? Человек бывает искренне груб, жесток… Мы все, что угодно можем назвать искренним. Но правильно ли это? Можем ли мы сами быть спокойны… Соглашаемся ли с такой искренностью… Нет, не соглашаемся.
Каждый из нас пожалуй оказывался в такой ситуации, когда он отказывается от определенных мыслей, от чувств и говорит: я не хочу чтобы это было моими мыслями, не хочу чтобы это было моим чувствами… И я буду бороться сам с собой, с такими вещами в себе, пусть даже по форме они совершенно искренние. В этой нашей борьбе Бог так же борется с нами, за нас самих. И когда мы видим, что насколько страшной может быть искренность человека порабощенного грехом, мы приходим к Нему и просим помощи… И Бог открывает нам нашу собственную искренность, возвращает нас к искренности настоящей.
***
Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Любой христианин неизбежно сталкивается с недоумением со стороны своих неверующих современников: им интересно, почему мы стали такими, какими стали? Что привело нас к вере? Очень часто наши собеседники предполагают, что обращение к Богу произошло вследствие какой-то личной трагедии, ведь, как им кажется, прийти к Богу можно только таким путем.
Частично они правы. Действительно, трагедии — один из возможных путей, но этот путь далеко не единственный и, что особенно важно, он не является основным и наиболее частым. Более того, путь, который идет через трагедии, — не самый правильный, он — неприятное исключение, то, чего в норме не должно быть. Именно об этом и говорит пророк Исайя в сегодняшнем отрывке.
В нем есть такие слова: «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих». Последние слова этого отрывка — «благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» — не совсем удачный перевод, более же соответствующим смыслу речи пророка и оригинальному тексту стоит признать современный русский перевод, который был выполнен Российским библейским обществом, там это место звучит следующим образом: «Их страх предо Мною — лишь заповедь, усвоенная ими от людей».
Последнее выражение может быть понято разными способами, одно из прочтений указывает как раз на ту веру в Бога, которая явилась следствием каких-либо трагедий, Бог, как мы видим из слов Исайи, дает весьма низкую оценку такой вере, она несовершенна, несовершенна же она по той причине, что в ее основе не лежит переживание радости присутствия Бога, ее основа совсем иная — страх. Непоколебима и совершенна лишь та вера, то благоговение перед Богом, которые пришли не в результате столкновения с ужасом нашего бытия, а явились следствием личной встречи с Богом. Такую встречу невозможно забыть, о ней непросто говорить, со стороны она всегда будет вызывать вопросы и недоумения, но те, кто ее пережил, ощущают ее как нечто более реальное, чем самих себя.
***
(Притчи Соломона 14:15-26)
Священник Дмитрий Барицкий
В очередной раз премудрый Соломон обращается к теме подлинной мудрости, которая противостоит глупости. В отрывке, который мы только что услышали, он указывает на различные проявления как первой, так и второй.
По мысли Соломона, глупость может проявлять себя в излишней доверчивости. Безусловно, речь идет не о доверчивости ребенка, который наивен и открыт миру. Здесь доверчивость граничит с чистотой и неопытностью. Мудрый царь говорит о доверчивости тех, кто в очередной раз наступает на одни и те же грабли. Они не умеют делать выводов из своего предыдущего, зачастую печального опыта. Живут в мире иллюзий и фантазий, совершенно не чувствуют почвы под ногами. Такие могут принести вред не только себе, но и тем, кто их окружает. Именно об этом случае русский человек давно подметил: «простота, хуже воровства». Мудрый человек ведет себя совершенно иначе. Он твердо стоит на земле: учитывает опыт предшествующей жизни и делает из него практические выводы. Он осторожно относится к людям и самому себе. Однако это не приводит его к другой крайности, которая также свойственна глупцу, — раздражительности, самонадеянности и озлобленности на ближних и на весь мир. Мудрость дает ему силы оставаться открытым к тем, кто его окружает. Приобрести именно это удивительное свойство души нас и призывает Спаситель в Евангелии, когда говорит: «будьте просты, как голуби, но при этом мудры как змеи». Подлинная святость и есть сочетание этих двух, казалось бы, противоречащих друг другу начал: умудренность опытом жизни, зачастую трагическим и скорбным, и вместе с этим твердая и глубокая вера в Бога, людей и мир в целом.
И еще одну важную тему поднимает Соломон в этом отрывке. По его словам, глупец — это невежда. Издревле занятие науками приравнивалось к духовному упражнению. Это был удел жрецов, священников, монахов. Книга — это один из самых доступных источников драгоценного знания. Почему? Каждая из них — словно портал в другой мир. Тот, кто лишает себя работы с книгой, ограничивает свое бытие лишь своим собственным, зачастую весьма скудным опытом. В результате он не умеет анализировать жизнь, ему не свойственна саморефлексия, он не знает, как это посмотреть на этот мир глазами другого, под иным углом. Это и есть корень всякого рода узколобости, нетерпимости и фанатизма. При этом Соломон не пропагандирует приятие греха и, как бы мы сейчас сказали, абсолютную толерантность. Он очень категоричен в своих суждениях: добро называет добром, а зло — злом. Однако именно знание, интеллектуальное развитие, отчасти помогает человеку разобраться, какой факт социальной жизни приемлем и достоин того, чтобы с ним мириться и терпеть его, а какой есть всего лишь блажь нашей падшей природы, игра страстей и от него следует удаляться. Глупец потому и глупец, что по своей ограниченности путает первое и второе местами. Он толерантен ко греху, но нетерпим к проявлениям всякой естественной индивидуальности.
Итак, каждого из нас царь Соломон призывает искать мудрость всеми силами своей души. Развивать себя не только физически и духовно, но также интеллектуально. Чтобы Вечная Мудрость Божия, Христос, видя наше усердие, откликнулся на этот призыв. Пришел к нам и наполнил наше тело, нашу душу и наш ум Своей благодатью.
***
Священник Стефан Домусчи
Люди — существа эмоциональные. Конечно, все в разной степени, но тех, кто во всем руководствуется только разумом найти не так-то просто. Впрочем, у каждой способности человека своя сфера применения. Обычно в быту мы чаще склонны реагировать эмоционально. У нас редко бывает сформирован навык обладания собой, обычно человек уже постфактум признает, что он был неправ или, наоборот, все правильно сделал. В свою очередь, если речь идет о долгосрочной перспективе люди склонны планировать свою жизнь... Время подумать и все взвесить обычно бывает предостаточно и люди стремятся принять взвешенное решение.
Сегодняшнее чтение во многом посвящено осмысленности жизни. Соломон призывает своего сына быть внимательным к своим путям.
Но что это значит? Значит ли, что он советует ему продумывать свою жизнь? Не действовать поспешно и все анализировать? Нет. По крайней мере не только это. Когда кто-нибудь говорит нам: быть осторожным на пути, это может означать, что я должен куда и как я идут. В первую очередь — цель пути, во-вторых — сам путь. Ведь он не бывает мгновенным, он складывается из разных шагов. Призывая сына быть внимательным к своим путям, Соломон имеет ввиду быть внимательным ко всей жизни, потому что она включает в себя не только цели, которые обдуманы заранее, но и каждый шаг, который мы совершаем на пути к ним.
Однако здесь может возникнуть другой вопрос: разве можем мы все учесть и продумать каждый наш шаг? Разве можем контролировать свою жизнь и события, которые в ней происходят. До некоторой степени, конечно, но в то же время, каждый понимает, что жизнь очень непредсказуема. И если это так, может показаться, что призыв быть внимательным практически теряет смысл. Как быть внимательным к тому, что тебе не до конца принадлежит? И все же, это ощущение обманчиво. Непредсказуемыми в жизни может быть то, что с нами происходит... Но в ней есть много того, что делаем мы сами. Мы сами совершаем поступки, и они зависят именно от нас. Соломон прекрасно это понимает и поэтому его совет так ценен: ты не можешь контролировать свою жизнь в части того, что с тобой случается, но можешь контролировать то, что делаешь ты сам. Именно в этом смысле надо быть внимательным к своим путям. Когда я иду по улице или еду в транспорте, я не могу гарантировать, что со мной ничего не случится, у меня нет на это власти... Зато у меня есть власть выбирать куда я иду, соблюдать заповеди или не соблюдать.
Вернемся к эмоциям. Человек, действительно существо эмоциональное. В идеале он может контролировать свой выбор, но в жизни случается всякое. И все же, одно дело, когда мы не справились с эмоциями и совершенно другое — когда мы действуем продуманно. Именно поэтому Соломон пишет: «Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен». Стоит помнить, что многое, практически все христиане должны предать в руки Божии и надеяться на Него, однако выбор добра или зла никто не совершит вместо нас, совершать продуманные поступки должны мы сами.
О молитве и уповании на помощь Божию
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)
Чин Литургии Преждеосвященных Даров соединен с вечерней, на которой мы слышали умилительный 141-й псалом святого царя Давида. Это один из самых ярких и запоминающихся псалмов, которые предлагает Святая Церковь для нашего вразумления на каждой вечерне, но особенно впечатляюще звучит это церковное песнопение сейчас, во время Великого поста, потому что очень четко определяет молитвенное состояние христианской души в эти благодатные дни. Разве не с трепетом сердечным воспеваем мы вместе со святым Псалмопевцем: Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. Пролию перед Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу?!
Давид воспел этот псалом, скрываясь во время гонений от Саула в Одолламской пещере. Во время бедствий святой Давид взывал ко Господу и только в Нем одном искал защиту, не надеясь тщетно на человеческую помощь, которая так и не приходила.
Вот так же и мы порой напрасно ждем… И мы не дожидаемся помощи от ближних своих, не обретаем в них желанное заступление. Как часто наши ожидания не бывают оправданы! Да, к сожалению, в сегодняшнем мире на первое место часто ставится погоня за славой, успехом, общественными почестями, материальным благополучием. А любовь, милосердие, сострадание, сочувствие если совсем не забываются, то отступают на второй план. Потому что человек, не знающий Господа, как правило, думает прежде всего о себе, а не о ближних своих.
Однако даже в том случае, когда помощь людская все-таки приходит, никакое человеческое участие в нашей жизни не способно затмить неизреченные Божественные милости, ту благость, которую мы имеем от общения с Богом. Выше Божией помощи и благодатнее Его покрова ничего нет! Так почему же чаще всего не от Бога, а от людей ищем мы участия и сострадания?!
Господь готов в любую минуту прийти к нам, озарить скорбящие души наши Своей любовью! Только мы с вами далеко не всегда стремимся Его принять! Нам нравится потворствовать своей плоти, тешить самолюбие, испытывать сладострастие. Но задумаемся однажды и поймем, насколько все это — временно, незначительно и ничтожно по сравнению с блаженной вечностью, с наследованием Царствия Небесного!
А ведь Бог не только открыл нам путь в Царствие Небесное, но и облагодетельствовал многими дарами при прохождении этого пути. Есть у нас верные и испытанные средства, которые помогают стяжать милость Отца Небесного. Средства эти — наша незыблемая вера, пламенная христианская любовь и искренняя молитва. С ними нам ничего не страшно! С верою и любовью помолимся ко Господу, возвестим пред Ним свои печали, и обязательно утешит нас Вселюбящий Бог. Потому что, как говорит Святитель Иоанн Златоуст, «молитва — причина спасения и бессмертия души».
Но чтобы молитва наша пред Богом была искренней и имела дерзновенную силу, мы должны облечься делами милосердия и любви, которые будут деятельными свидетельствами истинности нашей веры и благочестия. Святитель Григорий Нисский пишет: «Не всякий просящий может получить то, что желает, но тот, кто делами приобрел право просить с дерзновением».
Недаром отцы Святой Церкви поучают, что у молитвы два крыла: милостыня и милосердие. Именно дела благочестия позволяют молящемуся не только с верой и упованием взывать к Богу, но и взыскать с неба надежду на столь необходимый ответ. Вот об этом всегда надо помнить и ни в коем случае не отчаиваться, верить, что Господь слышит всякое молитвенное воздыхание, исходящее от сокрушенного и преданного сердца.
Именно об этом говорил нам сегодня Псалмопевец Давид: Внегда исчезати от мене духу моему, и Ты познал еси стези моя: на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне. Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене: погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою. Когда у Давида уже изнемогал дух и он отчаивался получить помощь, Бог управил его путь, потому что знал стезю верного Своего раба и видел те сети, которые расставляли против него враги. Господь не допустил погибнуть усиленно молящемуся Давиду, несмотря на то что тот уже терял мужество. Творец благословил действия праведника, явил ему защиту и благоволение. И поддержка эта пришла в то время, когда люди отказались от святого угодника Божия, боясь расправы Саула, потому-то Давид нигде не мог найти надежного убежища.
Как похоже это на нашу с вами жизнь, братья и сестры! Ведь и в нас от множества прегрешений порой изнемогает дух. Но когда мы уже отчаиваемся в надежде получить помощь от людей, усиливается молитва, возносимая к небесам. А как только нам становится особенно трудно, Господь приходит на помощь, поддерживая, укрепляя и духовно преображая нас. Не страшно, если мы не получаем при этом понимания окружающих. Даже если все ближние оставят нас и отвернутся, Вселюбящий Небесный Отец всегда примет заблудших чад Своих, сотрет с лица нашего покаянные слезы и помилует для вечной жизни в благословенном Царствии Небесном. И тогда вместе со Святой Церковью воскликнем: Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. Вонми молению моему, яко смирихся зело, избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене. Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Нет для сердца христианского большего упования, чем упование на Господа! Ничто не может сравниться с этим неизреченным благом. Ведь нам, чадам Церкви Христовой, дано великое право — общаться с Самим Богом, обращаться к Нему в молитве, воспевать Его в непрестанных славословиях. Более того, мы соединяемся с Господом нашим Иисусом Христом в таинстве Святого Причащения, мы облечены Божественным родством. И потому Бог — наше Прибежище, наша Надежда на земли живых.
И когда мы изнемогаем, когда, казалось бы, утрачены последние силы, Отец Небесный поднимает нас, падающих и изнывающих, поддерживает и укрепляет на пути спасения. Так же, как Псалмопевец, мы хорошо понимаем, что хотя гонители наши и враги могут быть гораздо сильнее нас, им никогда не праздновать победу над душой христианской, которую питает и согревает Сам Господь.
Изведи из темницы душу мою, — обращается к Богу святой Давид. И мы тоже просим, чтобы Господь Вседержитель избавил душу нашу от всякой скверны, освободил из греховной темницы, в которую все мы заключаем сами себя. Как же хочется очиститься, убелиться паче снега чтобы еще радостнее и торжественнее исповедовать и прославлять имя Господне!
Изведи из темницы душу мою, — взываем мы ко Господу с мольбой об избавлении от тяжелых бедствий, от различных неприятностей и стесненного положения. Святой Давид в услышанном нами сегодня псалме пророчески предрек, что вокруг него соберутся праведники, дабы восславить и воспеть Господа.
Во время Великого поста, благоговейно совершая Литургию Преждеосвященных Даров, верные последователи Христа славословят и благодарят за все воздаяния Всещедрого Бога. Ведь сами мы ничего без Господа не значим! Все, что имеем, вся жизнь наша — от Бога! Господь говорит: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5). Так как же не воздать Ему хвалу, как не возрадоваться радостью великой, что Господь с нами во все дни, по данному Им Самим благословенному обетованию?! Преподобный Ефрем Сирин поучает: «Спаситель наш отовсюду подает надежду и помощь всякому, кто хочет приблизиться к Нему и исповедать Его Сыном Божиим».
Всю свою жизнь святой Давид провел в поклонении Богу. Но что значит поклонение? Поклонение — это покорность воле Божией, душевная простота и смирение сердца. Только Бог — Творец и Создатель — достоин поклонения. Мы поклоняемся нашему Творцу и прославляем Его, любя Бога всей душой и благодаря за все Его благодеяния. Мы воспеваем Господа за Его неизреченную милость, за то, что Он, по словам апостола Павла, хочет, чтобы все люди спаслись (1Тим. 2:4). Наконец, мы воздаем поклонение Отцу Небесному за Его долготерпение, за желание простить все грехи наши и помиловать нас! Ведь сколько беззаконий мы совершаем, согрешениями своими опять и опять распиная Спасителя, но Бог, по величайшей любви Своей, не наказывает нас, как должно бы, а вразумляет и наставляет на путь истины, ждет нашего искреннего раскаяния и молитвенного обращения к Нему.
Но что же нужно для поклонения Богу? Нужна истинная и глубокая вера, упование на Промысл Божий. Как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): «Нет Бога для того, кто не верует в Бога живою верою… Нет никакой пользы видеть Бога телесными очами, когда слепотствует ум, когда вера — эта сила духовного зрения — не действует».
Вот почему вера в Бога, памятование о Нем должны пребывать в нас всегда! Да это и будет, братья и сестры, если сподобимся возлюбить Господа всей душой своей, всем сердцем. Ведь когда человек любит, он постоянно мысленно пребывает со своим возлюбленным, думает о любимом, переживает за него.
Любить Господа — значит иметь в душе страх Божий, и трепет, и поклонение, и всепобеждающий созидательный свет Христов. Любить Господа — значит жизнь свою посвятить самоотверженному служению Ему. Любить Господа — значит ежедневно, ежечасно воздавать благодарение Богу за все благодеяния, за все события земного бытия и смиряться пред Божественной волей.
По Божией милости наша жизнь преисполнена множеством всякого рода благ. Мы столько доброго получаем из щедрой десницы Создателя! Чем же мы можем воздать за все это Господу? Только благодарением и молитвой. Пусть же молитва наша будет трепетной и сердечной, а благодарение — искренним и непрестанным! Проходя благодатное поприще Святой Четыредесятницы, сподобимся вместе со святителем Тихоном Задонским от всей души воскликнуть и возблагодарить Господа:
«Слава Богу за все! Слава Богу, что создал меня по образу Своему и подобию. Слава Богу, что меня, падшего, искупил! Слава Богу, что обо мне, недостойном, промышлял! Слава Богу, что меня, согрешившего, в покаяние призвал! Слава Богу, что дал мне Свое святое слово, как светильник, сияющий в темном месте (2Пет. 1:19), и тем меня на истинный путь наставил! Слава Богу, что мои сердечные очи просветил! Слава Богу, что дал мне познать святое имя Свое! Слава Богу, что банею крещения грехи мои омыл! Слава Богу, что показал мне путь к вечному блаженству! Путь же есть — Иисус Христос, Сын Божий, Который говорит о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь… (Ин. 14:6). Столько я от Него получил благодеяний, сколько дышал! Слава Богу за все!» Аминь.
|