9 марта 2023 года

Предыдущий день

БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Четверг 2-й седмицы ВЕЛИКОГО ПОСТА

В будние дни Великого поста Евангелия не читаются

   
Чтение на каждый день Великого Поста

Четверг 2-й седмицы Великого Поста

Не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскание слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника. Многословие при молитве часто развлекает ум, и наполняем его мечтаниями, а единословие обыкновенно собирает его.

БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ

(На 6-м часе: Ис. 6:1-12. На веч.: Быт. 5:1-24; Притч. 6:3-20)

Бытие. Глава 5, стихи 1-24:

1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.
3 Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
4 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей.
5 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.
6 Сиф жил сто пять [205] лет и родил Еноса.
7 По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь [707] лет и родил сынов и дочерей.
8 Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер.
9 Енос жил девяносто [190] лет и родил Каинана.
10 По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать [715] лет и родил сынов и дочерей.
11 Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер.
12 Каинан жил семьдесят [170] лет и родил Малелеила.
13 По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок [740] лет и родил сынов и дочерей.
14 Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер.
15 Малелеил жил шестьдесят пять [165] лет и родил Иареда.
16 По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать [730] лет и родил сынов и дочерей.
17 Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.
18 Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.
19 По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.
20 Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.
21 Енох жил шестьдесят пять [165] лет и родил Мафусала.
22 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста [200] лет и родил сынов и дочерей.
23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.
24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его

Книга пророка Исаии. Глава 6, стихи 1-12:

1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.
2 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,- и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.
6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,
7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
8 И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.
9 И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите.
10 Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
11 И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет.
12 И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.

Притчи Соломона, Глава 6, стихи 3-20:

3 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;
4 не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;
5 спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.
6 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
7 Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
8 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]
9 Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
10 Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:
11 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]
12 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,
13 мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;
14 коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.
15 Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления.
16 Вот шесть, что́ ненавидит Господь, даже семь, что́ мерзость душе Его:
17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.
20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский«Не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова» (Притч.6:4–5).

Это правило должен взять себе в руководство всякий, кто положил теперь в сердце своем пред лицом Господа жить уже по заповедям Его. И он не должен давать сна очам, – не этим внешним, но внутренним очам ума, чтоб они пристально смотрели в сердце и верно замечали все, происходящее там, и тем давали возможность ревнителю разузнавать вражеские козни и избежать опасности от них. Сердце стало теперь поприще борьбы с врагом. Туда он непрестанно сеет свое, отражающиеся в помышлениях, которые, однако, не всегда грубо худы, но большею частью прикрыты мнимою добротою и правотою.

Цепь всех помышлений – точно хитросплетенная сеть! Пустившийся вслед их без внимания не минет опутания, и, следовательно, опасности падения. Вот почему, брат, держи око ума твоего острозорким, посредством строгого внимания ко всему, что происходит в тебе и около тебя. Замечай, что предлагает тебе неотступный советник твой с шуей стороны и разбирай, для чего оно предлагается тебе, куда поведет, и никогда не попадешь в сети его.

Не забудь только, что внимание одно не бывает в силе; но когда стоит в содружестве с трезвением, бодренностию и непрестанною ко Господу молитвою. Сочетай все это и будешь неуловим.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ

(Книга пророка Исаии, Глава 6:1-12)

Священник Стефан Домусчи

Однажды я ехал в поезде и разговорился с попутчицей, которая очень интересовалась религиозными вопросами. Причем особенно ее интересовала тема различных библейских пророков и пророчеств. Она все время спрашивала, а как люди определяли, что перед ними настоящий пророк, как пророки доказывали, что с ними действительно говорил Бог? К сожалению, как выяснилось в итоге разговора, интересовалась она потому, что это касалось ее лично. Она, по ее собственным словам, имела послание от внеземных цивилизаций, но боялась о нем говорить, так как ее, очевидно, посчитали бы сумасшедшей. Слушать все это было, конечно, не просто, но важно было другое. Современный человек, особенно далекий от веры, действительно практически не видит разницы между пророком и жуликом или пророком и душевно больным. Ну только представьте себе, человека, который слышит голос и с уверенностью сообщает всем, что это голос Творца мира, и передает остальным нечто очень важное. Сегодня подобные вещи никто не воспринял бы всерьез, но именно это говорит в сегодняшнем чтении пророк Исаия.

Конечно, можно сказать, что в каждое время Бог говорит с людьми на их языке, в какое-то на языке образов и пророчеств, в какое-то на языке философии и богословия... Но дело не только в этом. Важно понимать, что лжепророки существовали и тогда, во время пророка Исаии. Как и во все времена были обманщики, были люди, страдающие душевным расстройством, но подлинного пророка от обманщика отличало исполнение пророчества, а от человека душевно больного трезвость и явная для всех цельность духовной жизни. Когда атеисты сравнивают пророков с теми, кто сегодня слышат голоса и видят инопланетян, они забывают, что эти последние теряют здравость рассуждения не только в какой-то одной теме, но постепенно теряют всякую способность рассуждать здраво, жизнь таких людей становится дезорганизована, как личность, такой человек разрушается и постепенно деградирует... В отличие от них пророки представляли собой людей в высшей степени здравых и цельных, сохраняющих трезвость ума в течение всей жизни.

В сегодняшнем чтении мы оказываемся свидетелями того, как Исаия призван к пророчеству. Конечно, в своем рассказе пророк использует язык образов. Очевидно, что крылья серафимов лишь образы, а не материальные объекты, так как и сами они существа духовные. Для самого пророка важно совершенно другое: он утверждал, что знает волю Божию, которая свершится над людьми, если они продолжат жить во грехах. Он был очищен духовно и говорил все это не ради собственной выгоды, но ради спасения людей, которые огрубели сердцем, с трудом слышат и практически не видят... Впрочем, пророк взывает не только к ним, но и к нам, взывает с надеждой, что мы обратимся...

***

Священник Дмитрий Барицкий

Перед нами рассказ о призвании Исаии к пророческому служению. Для того, чтобы мы могли приблизительно понять, что пережил пророк, Священное Писание использует специальные образы и символы. Господь явился Исаии как Царь и всемогущий Владыка. Он сидит на высоком престоле, а края Его одежды наполняют весь храм. Вокруг Его престола стоят самые высшие ангельские чины. В Писании они называются серафимы, что значит огненные. По словам пророка, эти существа имели по шесть крыльев. Двумя они закрывали лица, двумя — ноги и двумя летали. Конечно, перед нами поэтические образы. Такое описание лишь говорит нам о том, что они очень близки к Богу. Настолько близки, что вынуждены укрываться своими крыльями от сияния Его божества.

Нередко Ветхий Завет говорит нам о том, что нельзя увидеть Бога и остаться в живых. Так Его святость может воздействовать на нашу греховную нечистоту. Приблизиться к Богу может только чистый душою и сердцем. Но кто это такой, чистый? Ведь безгрешных нет. Ответ дает поведение Исаии. Он чувствует свое недостоинство, поэтому испытывает священный ужас и трепет. Вот, что важно для Бога. Он никогда не придет к человеку, который настойчиво повторяет: «Бог у меня в душе». Ведь эти слова или яркое свидетельство самодовольства или же признак наивного эгоизма, непонимания в каком подлинном духовном состоянии ты находишься. Господь же приближается лишь к тому, кто осознал свою греховность, а потому и недостоинство быть рядом с Ним, как с источником всякой святости и чистоты. Ведь только такой человек способен отказаться от своей воли, поскольку на опыте убедился, что всякий раз она заводит его в тупик. Только тот, кто действительно познал свою немощь, всем сердцем жаждет исполнять только волю Творца, Единственного, Кто может вывести его на свет, даровать ему полноту жизни. Именно таким и был пророк Исаия. Не безгрешным, но сокрушенным сердцем. Познавшим величие Бога, а через это и свою немощь. Поэтому Господь и не обращает внимания на его человеческие несовершенства. Он посылает ангела, который берет горящий уголь и прикасается к его устам. Теперь этот божественный огонь поселяется в душе пророке, он больше не принадлежит сам себе. Его уста стали устами Бога. Он призван для того, чтобы исполнять и возвещать людям Его волю.

Это замечательная иллюстрация того, каким должен быть вектор нашей духовной жизни. Богу непонятны слова, которые некоторые произносят по своей духовной неопытности и наивности: «Бог у меня в душе, ведь я хороший человек». Но, наверное, в еще большей степени Ему противно, когда кто-либо устами говорит о своих грехах, всем своим внешним видом показывает, что он верный последователь Христа, но не имеет даже намека на сердечное сокрушение. Поэтому Писание напоминает каждому из нас: когда идешь навстречу с Богом, приступаешь к Его Таинствам, которые и есть тот горящий уголь, проверь, что происходит у тебя на душе. Не делай этого в состоянии самодовольства. Даже если ты ощущаешь себя в меру порядочным, исполняющим все предписания устава, а потому внутренне чистым и достойным, не поддавайся этому состоянию. Это всего лишь иллюзия. Ведь как бы ни была прибрана комната, когда ее освещает яркое солнце, в его лучах начинают играть миллиарды микрочастичек. Вот какова наша чистота. Чем ближе к Богу, источнику света, тем больше пыли и пятен я нахожу на своей душе. А потому всегда приступай к Нему так, как это сделал великий пророк — в сокрушении сердца и с осознанием своего недостоинства. И тогда Господь не обратит внимания на твою греховную нечистоту и несовершенства, но в меру твоего сокрушения наполнит тебя Своей благодатью и светом.

***

(Книга Бытия, Глава 5, стихи 1-24)

Священник Антоний Борисов

В начале 19-ого века на улицах Парижа можно было встретить странного человека. Тот называл себя Николя Фламелем и предлагал за скромную (в кавычках) сумму (тридцать тысяч франков) раскрыть секрет вечной жизни. Неизвестно, впрочем, нашлись ли желающие приобрести сведения столь сомнительного качества. Интересно здесь иное. А именно — выбор имени. Дело в том, что такой человек — Николя Фламель — действительно существовал. Правда, жил значительно раньше — на рубеже 14го и 15го столетий. Фламель был чрезвычайно известен — прежде всего, своей щедростью. Он много помогал неимущим и больным. Впрочем, о благотворителе ходили таинственные слухи — якобы Фламель обладает философским камнем, который обычное железо превращает в золото, а дни жизни своего хозяина постоянно продлевает. Надо сказать, время всё расставило на свои места. И если Фламель и увлекался алхимией, то ближе к смерти её оставил. Доказательством тому стало его надгробие. На нем имеется две надписи — «Господь Всевышний, на Твоё милосердие уповаю», а затем — «Я вышел из праха и возвращаюсь в прах. Направляю душу к тебе, Иисус Спаситель человечества, прощающий грехи». Приведенные слова говорят о том, что Фламель, скорее всего, умер в покаянии и мире с Богом. Знаменитый француз не был единственным искателем вечной жизни. Находились и находятся иные желающие бесконечно продлить свои деньки на земле. Но Библия прямо говорит о том, что даже очень долгое существование само по себе не может принести человеку счастья. В прозвучавшем отрывке из книги Бытия мы слышали перечисление потомков Адама вплоть до Еноха. Каждый из наследников праотца, как и он сам, прожил очень долгую жизнь. Адаму на момент смерти было 930 лет. Внуки и правнуки в долголетии ему не уступали. Но вот что интересно. В Священном Писании мы неоднократно находим упоминание, что даже праведников жизнь на земле утомляла. Хотя эти люди стремились во всем соответствовать заповедям Божиим, а потому существовали с радостью в сердце. Однако личная праведность не могла переустроить несовершенный мир. Ветхозаветные святые видели вокруг себя тотальную греховность, выражавшуюся в жестокости, ненависти, зависти и иных формах нелюбви. Потому их души терзались и ждали окончания земных дней. По древним представлениям душа после смерти утрачивала возможность чувствовать, впадала как бы в глубокий сон. И ветхозаветные праведники не страшились смерти, видя в ней именно отдохновение. Потому пример патриарха Еноха выглядит столь необычно для ветхозаветной истории. Енох, согласно преданию, за свою святость был взят на небо в теле, так и не умерев. Сложно сказать, в каком состоянии он пребывает в обители Господней, но известно, опять же из предания, что Енох однажды вернется на землю. И станет вестником последних времен. Ветхозаветному праведнику, перед глазами которого пройдет вся история человечества, будет поручено проповедовать истинного Бога в царствование антихриста. И Енох станет примером того, как можно быть святым вопреки тотальной греховности мира — будь это мир ветхозаветный или мир последних дней. Также этот ветхозаветный святой является напоминанием, что стремиться нужно не к бесконечной земной жизни, а, прежде всего, к праведности и миру с Богом. Потому что только Господь является источником и вечной жизни, и вечной радости.

***

Протоиерей Павел Великанов

Перед нами — очень интересный и сложный текст книги Бытия, где повествуется о жизни Адама и его потомков. Первое, что сразу же смущает — это продолжительность жизни. Ближайшие к Адаму люди жили не десятки, а сотни лет — вплотную приближаясь к тысяче! Как это понимать? И здесь есть несколько подходов к истолкованию.

Первое — возможно, мы имеем дело с неизбежной погрешностью переводов различных систем исчисления. Самая древняя известная нам система исчисления — шумерская, была шестидесятиричной, в отличие от нашей, десятиричной. Но ведь и она была не единственной: так, у племен Майа, кавказских и азиатских племен была двадцатиричная, некоторые племена Нигерии и Тибета по сей день используют двенадцатеричнаю систему исчисления и сегодня. Но ведь в книге Бытия речь идёт о куда более ранних временах человеческой истории — и мы даже не догадываемся, какой системой исчислений пользовались Сиф, Каинан, Енос и их дети.

Второй подход — совершенно иной, и он принимает во внимание то, что продолжительный возраст жизни древних людей был обусловлен близостью к райским временам и отсутствием множества поколений, каждое из которых добавляло собственных грехов в историю человечества. Богозданная человеческая природа — хоть и повреждённая грехом — всё же сохраняла в себе несоизмеримо больше первозданных качеств, чем наша, нынешняя — и это давало ей силы жить в разы дольше, чем современным долгожителям — чей возраст едва ли бывает больше 120 лет. С учётом этих факторов самый продолжительный возраст библейского персонажа — Мафусала — 969 лет — уже не представляется чем-то совершенно невероятным.

Но какой бы вариант мы бы ни избрали, суть не меняется: главная причина сокращения жизни — грех, который подтачивает человеческую природу изнутри. Но ведь и мы сами немало участвуем в разрушении собственного организма. И это не только вредные привычки и зависимости от алкоголя, курения, нездоровой пищи. Человек, который носит в своём сердце постоянную злобу, обиду и неблагодарность, ропщет на жизнь и видит кругом сплошную несправедливость и обман — даже при самом здоровом образе жизни долго не проживёт. Потому что он каждый день изнутри сгрызает сам себя своей самостью и гордыней, непрекращающимся противопоставлением себя Богу и жизни. Когда встречаешь таких людей — их становится очень жалко, да только помочь им крайне сложно. Ведь даже сам факт оказания помощи им — оскорбление, свидетельство какой-то их ущербности, неполноценности — что для болезненной гордыни — ещё один источник страданий. Остаётся только одно: отойти в сторону, молиться — ну и при возможности хоть немного начинать издалека отогревать такого оледеневшего человека теплом любви — главное, делать это очень деликатно и ненавязчиво.

Будем же всегда помнить о том, что только Бог властен и продолжить наши дни земной жизни, и сократить их!

***

(Книга Притчей Соломоновых, Глава 6, стихи 3-20)

Епископ Переславский и Угличский Феоктист

Среди многих наставлений этого отрывка книги Притчей обращает на себя внимание обличение тех, кто сеет раздоры: «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами [...] коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры». Упоминания этого греха в Священном Писании должно было бы быть достаточным для того, чтобы всеми силами стараться его избегать. Но книга Притчей — ветхозаветная, тогда как у нас есть другие — новозаветные — места, в которых говорится о том, почему сеющие раздоры не просто рядовые грешники, но люди лукавые и нечестивые.

Апостол Павел ввел в наше богословие прекрасную формулировку, говорящую о единстве христиан: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27). Размышлению об этом посвящена фактически вся 12-я глава его Первого послания к Коринфянам. О том, чтобы мы сохраняли единство молился Господь Иисус Христос перед Своими Страданиями: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17:21–22). Кажется, что даже одного из этих двух мест Нового Завета достаточно, чтобы каждый из нас предельно внимательно относился к тому, чтобы не стать причиной разделения между людьми. Но, к сожалению, ни слова апостола Павла, ни слова Самого Христа Спасителя нас не убеждают и не останавливают.

Почему я говорю так? По одной простой причине: мне еще ни разу не приходилось встречать на исповеди людей, которые, говоря о своих грехах, размышляли бы о них в контексте раздора и разделения, неизбежно наносимых нашими дурными словами и поступками. Тогда как банальный рассказ о чужом грехе — самая обычная сплетня — приводит именно к этому — к раздору и разделению в теле Христовом. Все мы знаем, что осуждать нельзя, потому что Спаситель сказал: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1). У осуждения есть стандартное продолжение: как правило, осуждение довольно скучно переживать одному, им хочется поделиться с теми, кто поймет, посочувствует и поддержит. Но осуждение — это всегда трансляция лишь малой части правды, всю же правду о человеке, о его поступках и, что самое важное, о его мотивах, может знать только Бог. Вступая на путь негативных размышлений о другом и вовлекая в этот процесс кого-то еще, мы неизбежно сеем семя раздора, ведь другой — наш добрый собеседник — станет смотреть на обсуждаемого человека через призму нами о нем составленного мнения. Это лишь один из примеров. Можно привести и другие, но важно понимать, что раздоры возникают тогда, когда мы не пытаемся понять другого, когда мы выносим свое суждение без глубокого погружения в спорную тему.

***

Священник Стефан Домусчи

Еще несколько десятилетий назад тема труда была одной из самых важных в контексте государственной идеологии. В фильмах создавались положительные образы людей труда, о крестьянах и рабочих писались книги, из которых всякому было ясно: трудиться — это почетно. Потом наступила другая эпоха и возникло ощущение, что трудятся только те, кто вынужден, потому что не умеет зарабатывать иначе. В какой-то момент взрослые люди увидели, что для значимой части молодежи работать — это быть неудачником.

Основная тема сегодняшнего чтения — воспитание в человеке любви к труду. И, конечно, библейский взгляд на труд принципиально отличатся от сегодняшнего. Читая рассказ о жизни людей в саду эдемском, мы встречаем повеление Божие возделывать и хранить рай. Кроме того, человек был призван трудиться над своей душой, воздерживаясь от плодов с древа познания добра и зла. В результате грехопадения труд стал трудным, но не перестал быть важной необходимостью. Ведь только через труд — внешний и внутренний — человек и становился человеком, только возделывая рай и воспитывая собственную душу он был способен раскрывать в полноте замысел Творца о себе самом.

Если мы обратимся к закону Моисееву, мы увидим огромное число заповедей, которые связаны с трудом, с заслуженным отдыхом и, конечно, с обязательной оплатой труда. Причем оплатой своевременной.

Обращаясь к своему сыну, Соломон опирался на древнюю мощную культуру восприятия работы, как нормы человеческой жизни. Несомненно, в законе упоминаются те, кто не может работать, кто нуждается в помощи и поддержке, но это особенные люди, больные, убогие, немощные. Таким людям по закону оказывали безвозмездную помощь. Если же в помощи нуждался здоровый человек, ему помогали, но он должен был вернуть то, что было дано ему в займы. Именно об этом сказаны слова: «если ты попал в руки ближнего твоего», то есть если ты стал его должником «не давай сна глазам твоим и дремания векам твоим», поучись у муравья и пчелы, посмотри как они работают без всякого принуждения. Конечно, проще доверять людям, которые поддерживают твои слабости, легко, когда идут у тебя на поводу… Только помни, делают они это из личной выгоды и предадут тебя, когда придет время разорения. Соломон подробно описывает поведение грешника, которое ненавистно в очах божиих. Однако на этом чтение не заканчивается, потому что отцу важно не запугать сына, но призвать его к праведному пути. Пути на котором он будет трудиться не только над внешними предметами, но в первую очередь над своей душой.

Церковный календарь. 9 марта

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 9 марта

Читаем Апостол. 9 марта

Благая часть. 8 марта

Мульткалендарь. 9 марта. Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи

Мульткалендарь. 9 марта. Преподобный Ера́зм Печерский

День ангела. 9 марта

Этот день в истории. 9 марта