Литургия Преждеосвященных Даров
В будние дни Великого поста Евангелия не читаются. В первые четыре дня св. Четыредесятницы на повечериях читается по частям Великий (покаянный) канон преп. Андрея Критского.
(На 6-м часе: Ис. 2:3-11. На веч.: Быт. 1:24 - 2:3, Притч. 2:1-22)
24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу;
30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
1 Так совершены небо и земля и все воинство их.
2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима.
4 И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
5 О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем.
6 Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении.
7 И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его;
8 и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их.
9 И преклонился человек, и унизился муж,- и Ты не простишь их.
10 Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его.
11 Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.
1 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои,
2 так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению;
3 если будешь призывать знание и взывать к разуму;
4 если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,
5 то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.
6 Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум;
7 Он сохраняет для праведных спасение; Он – щит для ходящих непорочно;
8 Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.
9 Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.
10 Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,
11 тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя,
12 дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,
13 от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы;
14 от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом,
15 которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих;
16 дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои,
17 которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.
18 Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам;
19 никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.
20 Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,
21 потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней;
22 а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее
"Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище: то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге" (Прит. 2:3-6). Корень богоугодной жизни - страх Господень. Когда придет он, то как творческая сила все в тебе перестроит и воссоздаст в тебе прекрасный порядок - космос духовный. Как стяжать страх Божий? Он в тебе есть, только заглушен: воскреси его. Для этого дай голос разуму твоему и открой сердце твое для принятия внушений истины. Доселе разуму не давали слова: он был в рабстве и не смел говорить здравые речи: пусть теперь говорит. Он начнет речь о Божием вседержительстве, тебя держащем и могущем бросить в каждое мгновение, - о Божием вездесущии и всеведении, все в тебе видящем и гневающемся на тебя за все худое в тебе, - о Божием правосудии, готовом наказать тебя сейчас, но удерживаемом до времени милостью, - о смерти, в каждое мгновение готовой схватить тебя и предать суду и воздаянию. Слушай и вводи сердце твое в чувство этих истин. Пробудишь чувство, - придет вместе с тем и страх Божий. Это заря жизни.
Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Как известно, Израиль получил свой закон через Моисея. Произошло это на Синае. К Синаю и к Моисею были обращены взоры потомков тех людей, которые вышли из Египта и достигли Земли Обетованной. Ничего подобного Синайскому законодательству не было в истории Ветхого Завета, ни какие другие горы не становились местом, с которого Бог возвещал Свою волю.
Но вот пророк Исайи говорит нечто удивительное: «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима». Но, конечно, удивительно это звучало только для современников Исайи, а для нас —людей Нового Завета — в этих словах нет ничего странного, мы знаем, что именно Сион — та гора, на которой стоит Иерусалим — стала местом Страданий, Смерти и Воскресения Христа Спасителя. Для христиан очевидно, что пророк Исайи говорит здесь о другом законе, том самом законе, который Христос дал всему человечеству, а не только лишь одному избранному народу. Это пророчество — одно из многочисленных мессианских пророчеств Исайи, которые дали ему право именоваться «ветхозаветным евангелистом», ведь эта и подобные ей мысли были бы весьма уместны в Новом Завете, но мы находим их высказанными за семь с лишним столетий до Рождества Христова.
Любопытно здесь и еще кое-что, а именно сама конструкция фразы «от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима», на которую обращают внимание многие толкователи. К примеру, святитель Кирилл Александрийский относительно этих пророческих слов написал следующее: «Это заключает в себе двоякий смысл. Или этим они выражают ту мысль, что мы получим слово из дома Божия и пребывши там познаем слово Божие, или — что закон оставил Сион и как-бы вышел из него и слово Божие переселилось из Иерусалима. Поелику они упорно восстали на Христа, отвергли Его царство, то Он оставил их, и оставил сирыми». Этими словами святитель Кирилл продолжает мысли апостола Павла, который самыми разными способами во многих своих посланиях говорил о том же: слово Божие не только исходит из Иерусалима и привлекает к себе народы, оно еще и оставило Иерусалим, оно перестало быть исключительным достоянием потомков Иакова по плоти, теперь оно принадлежит тем, кто верует во Христа Воскресшего вне зависимости от того, к какому народу принадлежит этот человек.
***
Протоиерей Павел Великанов
Слова о том, что некогда люди «перекуют мечи на орала, и копья свои — на серпы» — на слуху у многих. Да, именно этими словами пророк Исайа предсказывает пришествие в мир Мошиаха — Мессии — Иисуса Христа. Не как «лидера нации», опытного воеводы и политика — как этого прежде всего хотели бы сами иудеи — а как Того, Кто прежде всего «научит Своим путям» — то есть откроет истину о Боге, о мире, о человеке. Его миссия — не в решении сиюминутных политических проблем, а в глубинном переустройстве отношения людей друг с другом. «Свет Господень», о котором говорит пророк, обладает удивительным действием: под его лучами смертоносное оружие превращается в созидательный и полезный инструмент. Другими словами, «мечи на орала» перекуют вовсе не потому, что всем однажды надоест воевать: увы, не надоест — до тех пор, пока человеческих сердец не коснётся благодать Святого Духа, и эта искра Божественного света не преобразит всё то, к чему прикоснётся.
Пророк открывает нам удивительную истину: только Божественный Свет расставляет всё по своим местам — так, как это было изначально задумано Творцом. Без этого света — чем бы мы ни занимались, какими бы ни были хорошими и умными — мы неизбежно блуждаем в потёмках и постоянно обманываемся, обознаёмся, принимаем кажущееся за настоящее благо — и так невольно сами становимся источником зла — хотя и не желали этого. Когда же в мир приходит «Свет Истинный» — которого сам по себе мир произвести не в состоянии — картина существенным образом меняется: привычная «серость» обретает всю палитру цветов, звуков, ощущений — в жизнь приходит очевидность.
Как «работает» этот всё преображающий Божественный свет, скорее всего, на опыте знает каждый из нас. Разве не бывало у вас, когда некий человек, вами давно нелюбимый, вдруг неожиданно разворачивался совершенно другой стороной — непривычной, яркой, светлой — и вдруг приходило понимание: да вся моя неприязнь и осуждение — это мой, надуманный осуждением, греховный фильтр на оке души — сквозь который я и смотрел всё время на человека. А самого главного в нём и не видел!
Учиться собирать отовсюду даже самые крошечные отблески Божественного света гармонии и доброты — вот чем хорошо бы нам поактивнее заниматься, особенно в эти святые дни Великого Поста!
***
(Книга Бытия, 1:24 - 2:3)
Протоиерей Павел Великанов
Вот и подошла к своему завершению библейская история космогонии — наполняется земля разными зверями, скотами, гадами. На вершине этой пирамиды поставляется человек — как властелин всего сотворённого. И только теперь Бог не просто говорит: «Хорошо!» — а подытоживает весь процесс творения: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма!»
Только вместе с человеком сотворённое бытие обретает полноту и завершенность — и Бог может «почить» — отойти немного в сторону, предоставить всему сотворённому развиваться так, как и было задумано. Словно режиссёр во время премьеры, наблюдая из зрительного зала за тем, как играют его актёры, сам себе говорит: «Какая же красота получилась!»...
Именно человек — ключевой момент, главный узел всего мироздания. Каким бы ничтожным он ни был в масштабах Вселенной, именно он — точка соединения всех сотворённых миров — как об этом прекрасно сказал Гавриил Державин:
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей ты телесных,
Где начал ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.
Освящение Богом седьмого — субботнего дня — своего рода резюмирование того, что всё было сделано отменно, совершенно. Освящение — то есть выделение в особый статус из ряда всех остальных дней — завершение пропетой песни творения и глубокая пауза, только из которой и можно начать слушать следующую часть повествования. Это тишина послевкусия — в котором всё предыдущее должно углубиться, прорасти в самую сердцевину человека.
Можем ли мы сказать, что и для нас седьмой день недели — воскресенье — тоже — пространство тишины, молчания и покоя — чтобы выполнить заповедь Господа: «Упразднитесь и разумейте, яко Аз есмь Бог?» Но не научившись этому абсолютно необходимому глубокому выдоху, мы очень рискуем так и не начать полноценно дышать в едином ритме с мирозданием — в котором нет столь присущих нам суеты и одышки. Так что, дорогие друзья, сейчас самое время приучить себя один раз в неделю освобождаться от всего будничного и житейского — и учиться покою, учиться всматриваться в свой внутренний и внешний мир — чтобы вместе с Творцом тоже сказать: какая же это всё дивная красота!
***
Священник Стефан Домусчи
В сегодняшнем чтении мы видим рассказ о последнем, шестом дне творения. Бог благословляет земле произвести скотов и гадов, и зверей земных... и, наконец, создает человека. Современная биология настолько приучила нас к мысли о том, что мы часть животного мира, что мы уже не мыслим себя иначе. Однако, вот что важно понимать: помещая творение высших животных и человека в рамки одного дня, Моисей, конечно, же подчеркивает, что человек венец всего мироздания... и все, что было характерно для прочего материального мира — характерно и для него, для его тела. В этом смысле книга Бытия никак не отрицает того, что человек — животное, живущее по биологическим законам, подчиняющееся биохимическим процессам которые существуют в мире и оказываются общими для всех живых существ. Но во всем этом библейском рассказе о происхождении человека, есть одно существенное отличие от рассказа биологического. Являясь частью животного мира человек этим животными миром не ограничивается.
Многие думают, что разница между биологией и верой кроется в проблеме сотворенности человека или происхождения его от других приматов. Библейская уверенность в том, что любые существа и приматы в том числе равно сотворены Богом, значительно снижает остроту полемики. На самом деле, гораздо более важный вопрос: ограничивается ли человек своей биологической природой или он призван превзойти ее? Библейский ответ очевиден.
Говоря о шестом дне творения, Моисей выделяет творение человека особенным образом. Ему предшествует некоторый разговор, который в Предании всегда осмыслялся как совет Лиц Пресвятой Троицы Это совет об особом назначении человека. Он творится как владыка над всей землей, как земной образ небесного Царя, Бога невидимого. Он взят из земли, то есть ему свойственно все, что свойственно остальным живым существам, но он, в отличие от них, к земле не сводится. Они просто существуют, но перед ним Бог ставит особенные духовные задачи.
Человек не просто часть животного мира, он входит в него как тот, кто призван плодиться, размножаться, наполнять землю и владычествовать над нею. Правда это слово очень важно не путать со словом потреблять. Быть владыкой и быть потребителем- совершенно разные вещи. Благословляя первую человеческую семью, Бог обращается к ним не как животным, которые управляются инстинктами размножения, но как к разумным духовным существам, для которых этот призыв оказывается началом творческого существования в мире. Библия говорит нам, что в седьмой день Бог отдыхает. Употребляя такое слово к Богу, Моисей имеет ввиду, что он не творит ничего нового, но это означает, что Бог дает но дает место человеку расти и развиваться во всей полноте данных ему даров.
***
(Книга Притчей Соломоновых, Глава 2, стихи 1-22)
Священник Дмитрий Барицкий
Еще древние греки говорили о том, что человек — существо общественное. Не случайно одним из самых самых строгих наказаний в греческом полисе считался остракизм, или иначе — «суд черепков». Преступника судили и по итогам заседания проводилось голосование при помощи глиняных черепков, «остраконов». Если большинство признавало подсудимого опасным для государственного строя, его изгоняли. По сути, это была социальная казнь. Вне своего полиса, вне своей общности человек был обречен. Он превращался в муравьишку без муравейника, пчелу без улья. Ведь именно общение с такими же как он делало его полноценным. Нередко и для нас бойкот со стороны окружающих становится тяжелым, болезненным испытанием. Мы тянемся к человеку, пытаемся добиться его внимания, жаждем искренности и близости, а нас не пускают, нас игнорируют.
Сегодня, обращаясь ко всем нам, премудрый Соломон говорит: вместо того, чтобы пытаться стремительно сократить дистанцию, войти в доверительные отношения с людьми, необходимо для начала приобрести Премудрость.
Как мы помним, на языке Священного Писания Премудрость не что иное, как важное качество Творца. Итак, сегодня нас призывают помнить о том, что в первую очередь необходимо наладить полноценные отношениях с Богом.
Это далеко не случайно. Лишь общение с Творцом может дать человеку ту чистоту и прозрачность ума, которая необходима для адекватного восприятия действительности. По мере укрепления молитвенного общения с Богом, все вокруг нас становится на свои места. В том числе мы начинаем иначе видеть людей, которые нас окружают. На интуитивном уровне нам становятся понятными их помыслы, мотивы их поступков, их подлинные намерения, а также открывается то, какую роль, они могут сыграть в нашей жизни.
Если же такого общения с Богом нет, то мы обречены судить о людях лишь на основании своего житейского опыта, которого всегда будет недостаточно, и который весьма близорук для того, чтобы предугадать те дурные последствия и ту боль, которую могут доставить случайные, но такие нами желанные связи. Образ жизни и мысли некоторых, с кем нас сводит судьба, может пагубно повлиять на нас, сбить с прямого пути.
Не случайно подобные травмоопасные отношения между людьми Соломон сравнивает с прелюбодеянием. Блудница оставила руководителя своей юности, то есть мужа, чтобы соблазнять других. Она разрушает и собственную душу, и душу того, кто подпадает под ее влияние. Ничем хорошим союз с ней не закончится.
Не случайно Священное Писание говорит: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы».
Так и мы, будем очень внимательны в общении с людьми. Не будем спешить бросаться в объятия тем, кто нас к себе влечет по какой-то причине. Пусть лучше в нашей жизни будет иметь место сознательный остракизм. Если мы все свои силы сосредоточим на том, чтобы приобрести Премудрость, Господь Сам пошлет нам нужных людей. Только так мы сможем приобрести и радость полноценного общения и сохранить свою душу для вечности.
***
Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Соломон продолжает начатую в предыдущей главе тему и здесь говорит прямо: «Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум». Мудрость, знание и разум — дар от Бога, но дар этот дается только тем, кто его ищет и жаждет, об этом автор книги пишет здесь же: «если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге». Этими словами Соломон настойчиво проводит мысль, что мудрость и разум — не некая данность, это то, к чему дОлжно стремиться и то, что можно получить.
Очень похожие слова и аналогии использует и Господь Иисус Христос в описаниях Царства Небесного. К примеру, Евангелие от Матфея доносит до нас такие слова Христа: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф. 13:45–46). Любопытно здесь то, что в обоих случаях для описания возвышенных и надмирных вещей используются весьма приземленные аналогии, эти аналогии настолько просты, что в свое время блаженный Августин Иппонийский вынужден был вступить в дискуссию с теми, кто видел в этих аналогиях восхваление сребролюбия и прочих видов стремления к наживе. В самом деле, ведь и Христос, и Соломон говорят о стремлении к материальным сокровищам как о чем-то вполне естественном и даже в известной степени похвальном. Очень любопытны слова блаженного Августина, которыми он продолжает и развивает мысль Соломона: «Недостойно, оскорбительно для мудрости сравнение с серебром, но любовь с любовью сравнима. Ибо я вижу, что настолько вы любите серебро, что, как повелит вам сребролюбие, принимаетесь за тяжкий труд, переносите голод, пересекаете море, вверяя себя ветрам и течениям. Поэтому, хоть я должен искоренить то, что вам любезно, но нечего мне добавить к любви, которою вы любите. «Любите так, и не пожелаю Я быть любимым в большей мере», — говорит Бог. «Обращаюсь к ненасытным, обращаюсь к прижимистым: любите деньги — любите столько же и Меня. Конечно же, несравненно Мое достоинство: но большей любви от вас не требую; сколько любите деньги, столько и Меня любите».
Протоиерей Александр Шаргунов
Нам не следует удивляться тому, что происходят с нами самые острые искушения в течение поста, потому что пост — это война со злом, это объявление войны самому диаволу, ни больше, ни меньше. Это мы должны очень хорошо сознавать. Если мы на самом деле вступаем в эту войну, то мы должны быть подготовлены ко всяким неожиданностям и искушениям, и мы не должны ничего смущаться и бояться.
Когда мы читаем Великий покаянный канон святого Андрея Критского, когда мы следим за теми образами борьбы со грехом, которая происходила в Ветхом и Новом Завете, мы не можем не замечать одной особенности: сатана в Ветхом Завете упоминается крайне редко, он как бы очень смутно присутствует, едва называется, как будто бы это оттого, что человек сознает, что есть такая реальность, которая слишком тяжела для него, чтобы он мог ее перенести. Только с пришествием Христа обозначаются явно глубины сатанинские. В Евангелии, в Посланиях апостольских мы видим, как разоблачается враг: можно сказать, что сатана является составною частью Евангельского откровения, нравится это кому-то или не нравится — такова правда. Но только при явлении Света истинного раскрывается вся эта страшная тьма. И князь мира сего обличается, то есть делается явным — светом Царя Небесного. И отец лжи разоблачается Сыном Божиим, Который есть Истина. И человекоубийца от начала — Тем, Который превечный, Который стал человеком, чтобы предать Себя на убиение.
И вот среди этого ада, в котором мы с вами живем, среди страшного растления мира грехом, когда убийство становится нормой, когда присутствие человекоубийцы и отца лжи делается все более очевидным, среди этого разрушения душ человеческих, среди всех сатанистов, экстрасенсов, всяких телемагов, среди разврата, которым наполняется наша земля, среди всего, что является мерзостью перед Богом, как говорит Писание, каждый должен увидеть, что среди всего этого присутствует и мой грех. И через этот грех вся тьма, которая есть в мире, лелеет надежду обрести полную власть над моей душой.
И это страшно и непереносимо для человека, когда он узнаёт, что на самом деле никакая сила человеческая, никакая власть человеческая близко не сравнится с тою силой, которой обладает диавол. Как говорит преподобный Серафим Саровский, малейший из них одним коготком мог бы опрокинуть всю вселенную, если бы Господь попустил ему. И он говорит о бесах, что они гнусны, и то же самое можно сказать о грехах. Всякое прикосновение греха к душе или к телу есть прикосновение бесовское. Только Христом Богом побеждается сатана, только Его светом разоблачаются его козни и коварство. И когда Господь срывает все маски с сатаны, Он совершает великое, если мы участвуем в этой тайне. Он срывает все маски с наших лиц, бесчисленные личины, которые не дают нам стать самими собой, которые не дают нам увидеть друг друга, не дают нам стать лицом к лицу перед Господом нашим. Наша брань — не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных, но мы должна помнить, что наше участие в этой войне требует настоящей отдачи — той, о которой апостол Павел говорит: «Вы еще не до крови подвизались против греха» — чтобы там, где близко мое поражение, там, где этот мой грех означает мою вечную смерть, узнать на самом деле, не так, как мы в книжке читаем, и не так, как мы в проповеди слышим от кого-то, что я являюсь жертвою диавола, но это происходит пред лицом победы Божией. Господа, Который стал Агнцем, и Который как бы потерпел поражение, мое поражение, которое я терплю в этом грехе, и вот в этот самый миг явился Львом побеждающим: Возбудил еси, уснув, мертвыя от века, царски рыкая, яко от Иуды лев, как воспевает в пасхальную ночь Церковь Христова.
|