22 января 2023 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

32-я Неделя по Пятидесятнице, по Богоявлении

(Еф. 4:7-13; Мф. 4:12-17)

   
Рождение Иисуса Христа Толкование воскресного Евангелия.
Неделя по Богоявлении

Протоиерей Александр Шаргунов

В Неделю по Богоявлении звучит краткое Евангелие от Матфея о том, как Христос приходит в Галилею, когда узнает, что Иоанн Предтеча взят и заключен в темницу. Начинается общественное служение Господа роду человеческому, и мы слышим первую Его проповедь.

Евангелие святого апостола Матфея, глава 4, стихи 12 - 17:

12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею
13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Послание апостола Павла к Ефесянам, Глава 4, стихи 7 - 13:

7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 4:12-17) Мф.4:12. Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею
Мф.4:13. и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых.

Удаляется Иисус, научая нас этим, чтобы мы не подвергали себя опасностям. Удаляется же Он в Галилею, то есть покатую страну, ибо язычники уклонились в грех, и поселяется в Капернауме, то есть в «доме утешения», потому что Он и сошел для того, чтобы язычников сделать домом Утешителя. Завулон в переводе значит «ночной», а Неффалим – «широта», ибо язычники имели в своей жизни и ночь, и широту, так как ходили не тесным путем, но ведущим к погибели.

Мф.4:14. да сбудется реченное чрез пророка Исайю, который говорит:
Мф.4:15. земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
Мф.4:16. народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране, и тени смертной воссиял свет.

«Путь моря» вместо – страна, лежащая «на пути к морю». Свет же великий – Евангелие. Закон тоже был светом, но малым. Сень смертная – грех; она – подобие и образ смерти, ибо как смерть захватывает тело, так и грех – душу. Свет воссиял нам, ибо не мы искали его, но он сам явился нам, как бы преследуя нас.

Мф.4:17. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить:

С того момента, как Иоанн был заключен в темницу, Иисус начал проповедовать, ибо Он ждал, чтобы прежде Иоанн засвидетельствовал о Нем и приготовил для Него путь, которым Ему предстояло идти, подобно тому, как рабы приготовляют путь своим владыкам. Будучи равен Отцу, Господь и Сам имел в лице Иоанна Своего пророка, как Отец Его и Бог имел пророков прежде Иоанна, вернее, и те были пророками как Отца, так и Сына.

покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Христос и добродетельная жизнь – это Царство Небесное. Ибо если кто-нибудь жительствует на земле, как ангел, то не небесный ли он? Так что в каждом из нас есть Царство Небесное, если живем ангельски.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский Вчера Апостол вооружил христианина, вступившего на путь спасения, духовным всеоружием, а ныне указывает руководителей в этом бранном шествии и последнюю светлую цель всего, на воодушевление в притрудностях. Руководители - пастыри и учители, которых дал Господь Церкви, и устами которых Сам изрекает благопотребное всякому руководственное указание, коль скоро кто обращается к ним с верою и молитвенным к Господу обращением. Истину эту знают самоотверженно идущие путем Господним, и без жаления себя ведущие борьбу с врагами спасения. Они в пастырях своих всегда встречают помощь и вразумление, когда со стороны смотря и ожидать бы ее нельзя было. Ибо не к человекам приходят, а ко Господу, всегда готовому руководить и вразумлять через человеков сих всякого искренно и с верою ищущего у Него себе помощи. Светлая цель последняя есть "в меру полного возраста Христова", - возраст "в мужа совершенного". Что есть муж совершенный в обычном порядке, всем ведомо; и нельзя найти человека, которому не было бы желательно достигнуть такого совершенства; но что есть муж совершенный в Господе, никому неведомо, кроме вступивших в этот возраст. Это однако не должно ни у кого охлаждать ревности к достижению и себе такого возраста, а напротив более еще возгревать ее; потому что неведомость зависит от высоты того совершенства духовного, которое именуется мужским возрастом в жизни по Богу. Апостол определил его восприятием полноты совершенств, явленных в Господе Спасителе. Всякий видит, что есть из-за чего к званию нашему приложить "все старание".

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф. 4:12-17)

Протоиерей Павел Великанов

Евангелист Матфей рассказывает нам об одном интересном эпизоде из жизни Христа Спасителя. Закончено сорокадневное искушение в пустыне — и вот, узнав, что что Иоанн Предтеча арестован, Иисус удаляется из Иудеи в Галилею, где останавливается на северо-западном берегу Генисаретского озера. Что же примечательного в этом поступке? Давайте посмотрим, как размышляет об этом святитель Иоанн Златоуст: «Для чего Он удаляется? Для того, чтобы научить нас не идти навстречу искушениям, но отступать и уклоняться от них. Ибо не тот виноват, кто не бросается в опасность, но тот, кто в опасностях не имеет мужества».

Сегодняшнее Евангелие призывает нас не «геройствовать». И примером выступает Сам Христос Спаситель — Своим примером показывая, как следует поступать нам в подобных ситуациях. Но что же значит — «не геройствовать?» Разве не призывают нас святые отцы «отдать кровь и принять дух?» Разве не на предельном напряжении сил должно вызревать спасение в душе каждого верного христианина? Разве нет здесь очевидного противоречия — с одной стороны, призыв взвалить на себя крест — а с другой — «не геройствовать»?

Но противоречие это — мнимое. Оно появляется только при самом поверхностном взгляде. Что такое «геройство», о котором идёт речь? Говоря простым языком, это стремление получить ту или иную серьезную проблему, или, как говорят в народе, «нарваться». Не проблема находит себе жертву, а сама потенциальная жертва ищет и находит беду на свою голову. Звучит странно — но, увы, именно так нередко и происходит. Давайте попробуем пристальнее всмотреться — чем отличается подлинный героизм от мнимого «геройства»?

На мой взгляд, главная разница — в намерениях. Какую бы историю настоящего героизма мы ни посмотрим — нигде не увидим, чтобы геройский поступок совершался напоказ, с целью «сорвать аплодисменты». Девушка, бросающаяся в ледяную воду спасать ребёнка, старик, из последних сил выносящий из горящего дома людей, — все они действовали только ради блага тех, кого спасали. Им не то что была безразлична реакция окружающих — они готовы были даже пожертвовать собственной жизнью — лишь бы оказать помощь. И, как правило, в обычной жизни — это совершенно простые, скромные, ничем не выделяющиеся люди. Но в кризисной ситуации они могут переступить через естественный страх и сделать то, что немногим под силу.

А что же движет «геройствующим»? Мы увидим прямо противоположное: желание выделиться, обратить на себя внимание. Нередко такое мнимое «геройство» — удел недозрелых подростков, которые готовы на любую глупость с риском для жизни, лишь бы доказать окружающим — что они — круче, чем другие. Именно отсюда — подростковая дерзость, хамство, нарочитое хулиганское поведение. Они «нарываются», они провоцируют других — потому что иначе кто на них вообще обратит внимание? И надо здесь не злиться, не впадать в ответную агрессию — а просто пожалеть: ведь, наверное, в семье у этого бедолаги далеко не всё хорошо!

Но, увы, у некоторых людей это «подростковое геройство» остаётся на всю жизнь и становится главным инструментом убеждения себя в том, что он — или она — на голову выше окружающих. Отсюда — эти бесстыжие «правдорубы», циничные высмеиватели чужих грехов, любители поскандалить в публичных местах. Как важно при встрече с таким застрявшим в подростковом бунте суметь увидеть под всей внешней жестокостью и агрессией потерявшегося, закомплексованного, боящегося узнать о собственной никчёмности человечка — с такой же живой душой, как и у каждого из нас!

Помоги же нам, Господи, и самим не «геройствовать», и тех, кто пытается таким образом привлечь наше внимание, суметь отогревать теплым словом и добрым, неосуждающим, взглядом!

***

Священник Дмитрий Барицкий

Сегодняшнее евангельское чтение рассказывает нам о том, как Иисус Христос начал свою проповедь. На первый взгляд перед нами сухое и ничем не примечательное изложение фактов Евангельской истории. Однако, если приглядеться, то из них можно извлечь для себя очень важный урок.

Речь идет о северной части Израильского царства под названием Галилея. На этой территории жили потомки Завулона и Неффалима. Эти двое входили в число двенадцати родоначальников еврейского народа. Галилея была необычной областью. Она была сказочно плодородна. Насколько хватало взора, здесь простирались зеленые холмы с богатыми пастбищами и роскошными оливковыми садами. Со всех сторон Галилею окружали языческие народы: на западе – финикийцы, на севере – сирийцы, на юге – самаряне. Кроме того, здесь проходили величайшие торговые пути древнего Востока. Из Дамаска через Галилею проходил морской путь в Египет. Также через нее проходил торговый сухопутный тракт, который связывал Африку и Азию. В результате население этой области было смешанным: здесь жили не только евреи, но и язычники. Ни те ни другие не гнушались таким соседством. Были открыты друг ко другу, вступали в деловые и даже дружеские отношения. Закономерно, что галилейские евреи были людьми с живым, пытливым умом. Новое, неизведанное не вызывало у них резкого отторжения.

За это их презирали жители Иудеи, южной части Палестины с центром в Иерусалиме, столице всего Израильского царства. Они придерживались ортодоксального иудаизма, и зачастую отличались ультраконсервативными взглядами. И это не случайно. Иудея была изолированной областью.

Здесь не было той оживленности, которая царила на севере. Население Иудеи было однородным, язычники практически не встречались среди местных жителей. Именно в Иудее находился Иерусалимский храм, сердце религиозной жизни евреев. Именно здесь как нигде в другом месте была сильна партия фарисеев, фанатичных ревнителей веры и благочестия.

Вот почему Христос начал Свою проповедь в Галилее и провел здесь большую часть Своей жизни. Здесь Его слушали с интересом, над Его словами думали. Даже, если с Ним спорили, интонации были совсем иные, нежели в Иудее. Там для ортодоксов, уверенных в своей исключительности, непогрешимости и праведности перед Богом и законом, Он был чем-то чуждым, инородным, вызывал только резкое неприятие, вплоть до распятия на кресте.

Какое значение все эти этногеографические подробности имеют для нас? Среди духовенства бытует такая пословица: «Нет ничего сложнее, чем обратить в Православие православного попа». Иными словами, нет ничего сложнее, чем объяснить что-то тому, кто абсолютно уверен в своей правоте. Простая, но весьма полезная мысль. И для человека, который пытается идти путем веры, она очень важна.

Зачастую, тот, кто только обрел веру, смотрит на все как ребенок, широко открытыми глазами. Для него свойственно спрашивать, интересоваться, впитывать дотоле неизведанное знание, даже подвергать сомнению свой новый опыт. Все внутри бурлит, как лава. Пока есть этот жар, человек развивается. Он открыт для людей и для Бога. Однако, увы, бывает так, что огонь уходит или теряет свою былую силу. Энтузиазм и живость пропадают. Мы внутренне успокаиваемся, погружаемся в оцепенение, закрываемся. Раскаленная масса остывает и принимает застывшие формы. Это и есть наши сформировавшиеся представления о Боге, мире, людях, представления об основных закономерностях духовной жизни. Конечно же, они несовершенны. Не в этом проблема. Кто не заблуждается? Печальнее всего то, что этот плод нашей теплохладности мы начинает принимать за истину в последней инстанции. Мы убеждены, что достигли предела и теперь знаем все на свете. Только нам известно, что ведет ко спасению и мы готовы научить этому других, вплоть до четких инструкций, будто через нас говорит Сам Бог. Лишь мы правы, а все остальные неправы или чего-то не понимают. Согласитесь, диалог с нами в этом случае становится практически невозможным. Именно это состояние душевного окаменения и побудило жителей Иудеи распять Христа. В отличие от живых галилеян, они не были готовы Его слушать и слышать. «Что может рассказать нам о Боге какой-то бродячий плотник из Назарета? – Говорили они себе. – Мы и так все знаем».

Один из святых Вселенской Православной Церкви, блж. Августин, писал: «Однажды я нашел Бога, но с того времени я продолжаю искать Его снова и снова». Так и нам, дорогие друзья, в своей духовной жизни необходимо научиться устраивать регулярные ревизии собственной души. Не бояться подвергать сомнению свой духовный опыт. Не успокаиваться на достигнутом. Ежедневно продолжать искать Бога, Которого мы вроде бы однажды обрели. Именно за это понуждение Господь вновь разожжет тот благодатный огонь, который под толщей окаменелостей все еще тлеет в нашей душе. Не будем сомневаться, подобно тому, как это произошло в языческой Галилеи, в нашем сердце опять воссияет великий свет.

***

Епископ Переславский и Угличский Феоктист

После завоевания Обетованной земли — Израиля — вся территория была разделена между двенадцатью еврейскими племенами, которые ведут своё начало от сыновей праотца Иакова и носят их имена. Обо всём этом можно узнать из первых книг Ветхого Завета. После смерти царя Соломона Израильское государство перестало быть единым, произошло разделение на два царства: Южное и Северное. Южное царство — Иудея — было небольшим как по числу вошедших в него племён, всего два, так и по своей площади. Но у него было одно крайне важное преимущество: Иерусалим был городом Иудеи. Иерусалим же ценен не сам по себе, не географически и политически, он важен своим храмом. Религия Ветхого Завета не позволяет иметь несколько храмов. В ней храм абсолютно уникален, он может быть только один. А если храм в Иудее, то Северное Царство не вполне самостоятельно. Для достижения же абсолютной независимости от Южного царства на севере было принято решение воздвигнуть ещё один храм, который с точки зрения Ветхого Завета таковым не являлся. После его постройки произошёл совершенный разрыв между двумя группами еврейских племён. Из Третьей книги Царств легко убедиться, что для отсоединения от юга были весомые причины. Они уважительны. Было принято с человеческой точки зрения правильное решение. Также политически правильным был и совершенный разрыв в области религии. Но то, что правильно по-человечески, далеко не всегда одобряется Богом, Его справедливость не похожа на нашу. Итогом строительства храма в Северном Царстве стало постепенное, но неуклонное скатывание северян к язычеству. Пророк Исайя, которого цитирует в сегодняшнем евангельском отрывке апостол Матфей, родился и жил в Южном царстве. Ко времени его жизни, то есть к восьмому веку до Рождества Христова, Северное царство уже было вполне языческим. Пророк выразил данную ему Богом мысль так: «Прежнее время умалИло землю Завулонову и землю Наффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, за Иорданскую страну, Галилею языческую. Народ, находящийся во тьме, увидит свет великий» (Ис. 9:1-2). Христос Спаситель по Своему человечеству происходил из южного племени, Он родился в пригороде Иерусалима, но вырос Он и начал Свою проповедь на севере — в Галилее. Здесь мы снова сталкиваемся с несправедливостью: ведь нет сомнений в правоте отношения южанам к северяным, они действительно стали язычниками! Но Бог в очередной раз показал, что справедливое у людей далеко не всегда справедливо у Бога. Логика Бога совсем не похожа на логику человека. Дай нам, Господи, помнить об этом, удивляться, поражаться, и всегда принимать Твою волю какой бы по человеческому рассуждению несправедливой она ни была!

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О духовных советах
(Еф. 4:7-13; Мф. 4:12-17)

Протоиерей Вячеслав Резников

В неделю пред Богоявлением мы читали, как Иоанн Креститель «понижал горы и наполнял долы» и как он отвечал на вопросы: «что нам делать»? Несомненно, ему приходилось отвечать и на множество вопросов: «что мне делать»? Но Евангелисты не приводят таких случаев. Когда сказанное авторитетным человеком одному – становится достоянием всех, каждый старается примерить это и на свой счет, что не всегда полезно.

В наше время появилось много печатных воспоминаний церковных людей о своих духовных наставниках. Это – сокровищница духовного опыта. Но все это говорилось для конкретного человека, для того, кто связал свою жизнь именно с этим наставником. И наставник влагал свои слова в уже давно открытую ему и доверяющую ему душу. А посторонние могут смутиться или чрезмерной строгостью советов, или – излишней мягкостью, или – необычностью.

Но один ответ одному человеку Евангелисты все-таки приводят. Потому что этот ответ был решающим для собственной жизни Иоанна. Человек этот – царь Ирод. Он был довольно любознателен и, наверное, тоже пришел к Иоанну и спросил: «а что мне делать»? Иоанн Креститель, не многословя, сказал главное: «Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего» (Мф.14:4-3). После этого Иоанн был «отдан под стражу» и мог сказать, как и Апостол Павел потом скажет: «я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало» (2 Тим.4:6). Но Иоанн и в темнице не перестал обличать. Его не смутило, что из-за этого он вынужден прекратить дело, для которого послан Богом. Его не размягчило, что Ирод с охотой слушал его, и многое даже делал по его совету. Потому что один-единственный нераскаянный грех – и есть тот самый «грех к смерти», о котором писал Иоанн Богослов (1 Ин.5:16).

Но, конечно, никто не мог бы сделать Иоанну зла, если бы уже не «пришел час его» (Ин.7:30). Иоанн чувствовал это и говорил: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3:30). И Сам Иисус лишь с этого времени «начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Господь каждому дал свое дело. Он поставил «одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова», Его церкви. И каждому надо знать и меру своих обязанностей, и меру своих возможностей, и меру своей ответственности. У пророка Иезекииля сказано: если «ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, – то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою» (Иез.33:8-9). Мы ответим за то, что не предостерегли. Услышит нас беззаконник или нет, это уже – на его совести. А дела Божьи и совершались, и совершаются, и будут совершаться, «доколе не придем в единство веры, и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».

Церковный календарь. 22 января

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 22 января

Читаем Апостол. 22 января

Благая часть. 21 января

Мульткалендарь. 22 января. Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России

Мульткалендарь. 22 января. Пророк Самей

День ангела. 22 января

Этот день в истории. 22 января