23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.
24 Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам.
25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.
1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться.
2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.
6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
(Мк. 11:23-26) Мк.11:23. имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет.
Подивись человеколюбию Божию в том, что и нам, уподобляющимся Богу чрез веру, дает чудодейственную силу, принадлежащую Ему Самому по естеству, так что мы можем и горы переставлять. Гора есть в духовном смысле гордый ум, высящийся и упорный. Поэтому, кто видит себя одолеваемым страстью гордости, тот, стараясь изгнать ее из себя, искать должен посещения и помощи Божией. Ибо тот горд, кто говорит, что все делает он сам, а не помощью Божией. Такой человек должен запретить горе сей, то есть гордости, и сказать ей: «поднимись и ввергнись в море», то есть в мирских людей, сущих в море жизни сей, и неверных, сам же он да «не усомнится», то есть да не отступает от Бога. Ибо гордый отступает от Бога, говоря: я ничем не обязан Богу и не нуждаюсь в Его помощи.
Мк.11:24. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам.
Мк.11:25. И когда стоите на молитве, прощайте, если чтó имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
Мк.11:26. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.
Кто крепко верует, тот устремляет сердце свое к Богу и, скажу словами Давида, изливает душу свою пред Богом, а кто обратит душу свою к Богу, тот соединяется с Ним, и его сердце, будучи согреваемо (благодатью), удостоверяется, что получит просимое. Кто испытал это, тот разумеет. А я думаю, что испытали это все, кои хотя сколько-нибудь внимательны. Поэтому и говорит Господь, что все получите, что с верой просите. Верующему все дает Бог, когда тот со слезами высказывает пред Ним все желания в молитве и как бы за ноги Владычни держится. А хочешь ли и другим способом получить просимое? Прости брату своему, если он согрешил в чем-либо против тебя. Видишь, как легко получить дар Божий!
Если не отпустите другим согрешений против вас, то и Отец ваш небесный не отпустит вам согрешений ваших, сказал Господь. Кто не отпускает другим? Праведник или тот, кто сознает себя праведным. Такому ничего не остается, как судить и произносить только приговоры и требовать казни виновным. Кто же чувствует себя грешным, тому до других ли? Не повернется у него язык осудить другого и потребовать от него удовлетворения, когда совесть самого непрестанно обличает и непрестанно грозит праведным судом Божиим. Итак, не грешить ли лучше, чем праведничать? Нет, всячески ревнуй о праведности; но при всей твоей праведности, сознавай, что ты раб неключимый , и сознавай помыслом нераздвоенным, т. е. не так, что впереди стоит мысль о своей неключимости, а позади прячется чувство праведности, но полным сознанием и чувством имей себя неключимым. Когда дойдешь до этого (а до этого надо доходить, ибо оно не вдруг приобретается) - тогда, как бы ни согрешил против тебя брат твой, взыскивать не станешь, потому что совесть будет твердить: "и не того еще стоишь, мало тебе этого", - и простишь; а простивши, сам удостоишься прощения. Так всю жизнь: прощение за прощение, а на суде за это будет тебе всепрощение.
Протоиерей Александр Шаргунов
Христос заповедует нам иметь веру Божию, которая может двигать горами. «Если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет». «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам». Тот, Кто имеет власть все давать, говорит: «Вам будет дано. Истинно говорю вам, все это будет вам».
Мы знаем, какие чудеса веры совершали апостолы и первые проповедники слова Божия. Чудеса угодников Божиих не прекращаются и до сегодняшнего дня. И мы знаем также чудо веры, которым одарены все подлинные христиане. Вера оправдывает нас, говорит Апостол (Рим. 5:1 ). И это значит, что поднимаются горы бесчисленных наших вин и ввергаются в море — в таинстве крещения. Вера очищает сердца (Деян. 15:9 ), и это значит, делает небывшими горы грехов в таинстве покаяния. Верою мы побеждаем мир. Верою можем угасить разженные стрелы лукавого. Верою наши души сораспинаются со Христом и обретают вечную пасхальную жизнь.
Там, где подлинная вера, молитва становится силой, помогающей нам преодолеть любые преграды. Как обрести такую веру? Это происходит, когда мы предаем все наши трудности Богу. И просим Его, чтобы Он разрешил их — так как Он хочет, не так, как мы хотим. Чтобы неложной была наша молитва: «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Но мы должны быть готовы к водительству Божию, если оно нам будет дано. Самое распространенное явление в Церкви, когда приходят к священнику за советом и благословением только как за одобрением того, что уже сами решили сделать. И точно такие же отношения могут быть с Богом. Нет никакого смысла обращаться к Богу и просить Его руководства, если мы не хотим быть настолько послушными, чтобы принять его. Но если мы на самом деле предаем нашу жизнь Богу и если у нас есть смирение и мужество принять водительство Божие, тогда нам будет дана сила, побеждающая даже смерть.
Главная беда слишком многих, переступающих порог храма, в том, что они просят прежде всего о земном благополучии, об исцелении от болезней, и если не получают просимое, то вера их ослабевает, и они продолжают молиться с сомнением в сердце, уже как бы на всякий случай. Они хотят услышать от Бога тот ответ, который они ждут, и потому не слышат Его ответа, когда он приходит.
Кроме того, — чтобы молитва наша была услышана, мы должны научиться от всего сердца прощать и быть в любви со всеми людьми. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого». Когда мы молимся, мы должны не забывать молиться за других, в особенности за наших врагов и за тех, кто обидел нас. Если же мы оскорбили кого-то, мы должны, прежде чем встать на молитву, пойти и примириться с ним (Мф. 5:23-24 ). Но если кто-то нас опечалил, нам предлагается кратчайший путь к Богу — мы должны тотчас же от всего сердца простить обидчика, потому что за это нам будет дано прощение наших грехов: «Прощайте, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши». Наша неспособность простить будет неустранимой преградой для получения прощения наших грехов. «Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших». Об этом мы должны помнить среди наших молитв, потому что прежде всех прошений мы должны приносить к престолу благодати молитву о прощении наших грехов. Наш Спаситель часто напоминает об этом, ибо Он больше всего хочет подвигнуть Своих учеников любить друг друга.
***
протоиерей Павел Великанов
Иисус идет вместе с учениками из Иерусалима в Вифанию; воздух раскалён – только не зноем, а предчувствием того, что фарисеи и первосвященники уже точно не оставят Иисуса в покое после всего, что Он сказал и сделал – в том числе в Храме; ученики ждут, когда же их Учитель, наконец-то, объявит Себя Царём Израиля и Мессией – а Иисус говорит им снова и снова совсем не о том: Его речи – о вере и о молитве, и об абсолютном условии молитвы – прощении других. Нетрудно догадаться, насколько всё это диссонирует с тем, что бурлит в душах учеников! Но Иисус настойчиво повторяет одно и то же. Но почему? Только Он знает: пройдет несколько дней – и Его самые близкие, любимые ученики окажутся на краю пропасти. Их вера в Учителя будет подвергнута самому суровому испытанию – когда они увидят Его беспомощно висящим на Кресте, избитого, оплёванного, выставленного на позор всем людям. Они ждали, когда сядут рядом с Иисусом судить израильский народ – а вместо этого Его Самого осудили –ни за что! – на смерть! Он воскрешал мёртвых – а теперь Сам висит бездыханным на Кресте! Он много раз исцелял неизлечимо больных – а теперь на Нём Самом нет живого места от римских бичей, разрывающих тело в клочья! Как, видя всё это своими глазами, сохранить веру в то, что и в этом происходящем беззаконии и кошмаре – присутствует Бог? Тем более поверить в то, что всё это закончится хорошо: полной и абсолютной победой Христа? С любой точки зрения – это безумие. Только лишь вера даёт возможность человеку преодолеть это кажущееся непреодолимым сопротивление ума и принять происходящее. Да, принять такое – больше, чем переставлять горы: это хоть как-то представить можно. И загодя Иисус вкладывает в души Своих учеников этот образ: если вы – с Богом, если есть доверие Ему, ощущение Его близости – вы ничего не должны бояться. Что бы ни происходило, вы не должны робеть. Бог – Господь, Он – Хозяин этого мира, в Его руках – и жизнь, и смерть. И поэтому вместо того, чтобы унывать и отчаиваться, вы лучше молитесь – молитесь и не сомневайтесь, что вас слышат, вам внемлют, ваши мольбы будут исполнены. Вы не хотите, чтобы ваш любимый Учитель умер – молитесь и верьте: Он не умрёт – верьте, даже когда видите, как Его мёртвое тело снимают с Креста. Об одно только не забывайте: также, как вас любит Бог, точно также Он любит и всех других – включая ваших врагов и должников, обидчиков и хулителей. Для Него все – одинаково бесконечно дороги. И если вы думаете о каком-то особом «коридоре» к Богу помимо других, что у вас есть исключительные права на Бога по сравнению с окружающими – вы глубоко заблуждаетесь. Бог не лицеприятен: Он о каждом заботится и ведёт его путём спасения. Откуда вам знать, что римский легионер, который только что забивал гвозди в руки Христу – вскоре сам признает Его Мессией и сам станет мучеником, отдав ради Него свою жизнь? А сколько среди этой злобной толпы, кричавшей «Распни Его!» – вернутся домой с плачем покаяния о том, что они сделали? Главное – не дайте ненависти – этим семенам диавола – прорасти в сердце, иначе никакая молитва вас уже не спасёт. Пока ты ненавидишь сам – Бог будет глух к твоим мольбам и прошениям, сколько бы трудов ты не вложил в них.
Помоги же нам, Господи, почаще вспоминать о прощении друг друга – о том, без чего наши молитвы так и останутся лишь пустым многословием!
***
священник Дмитрий Барицкий
Сегодня Христос открывает Своим ученикам два важных условия. Из Его слов следует, что если мы их выполним, то будем услышаны Богом, а наши просьбы будут исполнены. Что же от нас требуется?
Во-первых, нужно иметь веру Божию. За это Господь по нашей молитве может даже горы передвинуть с места на место. Это выражение было довольно распространено во времена земной жизни Христа. Его понимали не в буквальном смысле, но в переносном: переставлять горы – значит разрешать какую-то серьезную трудность. Итак, если мы имеем веру, Бог по нашей просьбе может решить самую сложную проблему, даже если она также велика и неподъемна как огромная гора.
Казалось бы, что может быть проще. Но тогда почему множество людей вроде бы имеют веру Божию, ходят в церковь, молятся, соблюдают посты, но не получают того, о чем просят? В чем дело? Здесь необходимо обратить внимание на одну важную деталь: Христос говорит, что просить необходимо, не имея сомнений в сердце своем. Это очень существенное пояснение. Если мы внимательно понаблюдаем за собой, то увидим, что сомнением сопровождается практически любая наша просьба к Богу. Не обязательно сомнения появляются в нашем сознании в виде прямого вопроса или недоумения: действительно ли Бог исполнит то, о чем я прошу; а может, и нет, вовсе, никакого Бога? Скорее сомнение присутствует в наших молитвах в виде тонкого послевкусия. Оно едва ощутимо, но весьма плотно обволакивает наше сердце. В результате то, что только недавно было очевидным, становится далеким, нереальным, расплывчатым, как в тумане. Откуда все это? Ответ прост: все это облако испарений, которые дурманят наше сознание и висят между нами и Богом тусклой пеленой, на самом деле поднимаются из самых глубоких подвалов нашей души, о существовании которых мы часто просто не задумываемся. Где-то там живет та часть нашего существа, которая противится, чтобы мы переживали Бога в полноте, как бы мы сказали, всем своим нутром. Вот так и получается, что устами мы можем молиться Богу, вроде-как искренне просить Его о чем-то, и при этом не верить в Него, не желать Его, противиться Ему.
Христос сообщает Своим ученикам и второе условие успешной молитвы. Перед тем, как что-то попросить у Бога, необходимо простить тех, против кого мы затаили обиду. И опять: казалось бы, нет ничего проще. Мы довольно часто просим прощение. Но, если мы опять внимательно понаблюдаем за собой, то окажется, что зачастую мы прощаем человеку только на словах. Однако нам очень непросто выкорчевать из сердца тот комок обиды, который торчит из него словно кол. Каждый раз слова, поступки, да и присутствие обидчика, с которым мы вроде помирились, продолжает нас ранить. Вплоть до того, что между нами возникнет какой-то неопределимый барьер. Вроде бы простив, мы будем стараться свести с ним свое общение к минимуму. Опять же проблема в нашем сердце. Значит, существуют в нем еще такие полости, которые мы не видим. Именно в них та самая обида и затаилась. И мы не можем принять человека целиком, всей своей душей. Принять таким, какой он есть, со всеми его недостатками и бывшими между нами разногласиями.
Итак, Христос, сообщая два условия успешной молитвы, на самом деле призывает нас к упорной и серьезной внутренней работе. Слой за слоем человек должен очищать свое сердце от всего наносного, грязного, земляного. Перед каждым стоит нелегкая задача: обнаружить тот подвал своей души, в котором кишит всякая нечисть, роятся неверие, сомнение и обиды. Разрушить его, впустить в него свет. Седлать все свое существо чистым, прозрачным, открытым для Бога и других людей. Только так возможен настоящий искрений диалог с Творцом и всеми, кто нас окружает. Только в этом случае те молитвы, которые мы возносим к Богу, будут способны передвигать горы. Причем, как в переносном, так, возможно, и в прямом смысле.
О искушениях
(Иак.1:1–8)
Протоиерей Вячеслав Резников
«Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, – двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться»… Чему же он предлагает радоваться? – Все наши попытки угадать будут напрасны.
«С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения»! А христианин, как раз, едва случится что-нибудь неприятное и нежелательное, в сердцах восклицает: «искушение»!
Но ведь искушение, это значит – испытание. Без испытания не узнаешь, верующий ты или неверующий. И, вдобавок, «испытание вашей веры производит терпение». А терпение, оказывается, – самое главное! Терпение «должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка».
Мы думали, тот достоин уважения, кто активно действует и добивается цели. А тут – прославляется обычное терпение, и не только прославляется, но и приравнивается к мудрости. Говорится: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога».
Терпение, это твердое стояние в потоке времени, какие бы камни этот поток ни приносил. И, чтобы устоять, «брат униженный», захлестнутый обстоятельствами, всегда должен помнить о «высоте своей», о своем Божественном избранничестве. А «богатый» должен помнить, что все его богатство в один миг может быть сбито неожиданно налетевшей волной. И он должен всегда быть готов терпеливо принять увядание «в путях своих».
И эту мудрость надо просить у Бога. Но просить – как просит дитя у любящего отца: «с верою, ни мало не сомневаясь». А иначе, – «да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа»!
И снова повторяет Апостол, что «блажен человек, который переносит искушения» с честью, «потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его».
Так. Но если искушение – благо, значит, источник его – Бог? Апостол предостерегает от такого вывода. «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого». От Бога исходит лишь «доброе», и не двусмысленное; лишь «дар совершенный». Потому что у Него, «Отца светов», «нет изменения, и ни тени перемены».
А искушается человек, «увлекаясь и обольщаясь собственной похотью». Причина искушений – в нас самих. «Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». Очередная наша злая похоть возвращается к нам в виде очередного искушения.
И что же делать? – А просто-напросто принять «с великой радостью». Не похоть, конечно, а уже искушение. Принять как от Бога. И терпеливо понести. Просто пожать то, что сам посеял, – без ропота, без раздражения, без упреков. В этом – сугубая мудрость, которой надо просить и просить «у Бога, дающего всем просто и без упреков».
|