46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.
47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.
50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.
51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.
52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
29 Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули.
30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.
(Мк. 10:46-52) Мк.10:46. Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.
Мк.10:47. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
Мк.10:48. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
Мк.10:49. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.
Мк.10:50. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.
Мк.10:51. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.
Мк.10:52. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.
Матфей говорит о двух слепцах: и может быть, два были исцелены; но, вероятно, один из них более обратил на себя внимание, тот, о котором упоминает теперь Марк. Но посмотри, как народ чтит Иисуса: даже запрещает слепому кричать, как бы тут проходил какой-нибудь царь. А спрашивает Иисус слепого для того, чтобы не сказали, будто Он дает не то, чего слепой хотел. И благорассудна была душа слепого, ибо по исцелении он не оставил Иисуса, но последовал за Ним. А (иносказательно) можно разуметь это так: Иерихон означает низменное место (мир); слепой, сидящий здесь, есть образ человеческого естества, которое некогда усыновлено было Богу, превыше всякой почести земной; оно и взывало ко Христу, проходящему чрез Иерихон, то есть мир сей. А Христос помиловал его и спас по вере его, когда оно совлекло с себя ветхую одежду греха. По получении же спасения оно последовало за Ним (Христом), исполняя заповеди на своем пути, то есть в жизни сей. Ибо только в сей жизни можно последовать Христу, а после нее уже затворяются двери (спасения) и уже не будет времени к исполнению заповедей Божиих.
"Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют.
протоиерей Павел Великанов
Конфликт, который произошел при дороге, ведущей из Иерихона в Иерусалим, не мог не привлечь внимание Иисуса. Слепец, имя которого евангелист Марк сохранил для нас – а именно Вартимей – услышав о том, что Иисус с учениками проходит мимо, стал громко звать Его – чем вызвал сильное недовольство окружающих. Слепой, просящий милостыню – и так не особо-то приятное зрелище, но когда он еще и орать во всю глотку начинает – это уже из ряда вон выходящее! Однако Иисус останавливается: подходит слепец и получает долгожданное исцеление – к радости и изумлению тех, кто только что буквально затыкали ему рот.
Когда сердца человека касается призывающая Божественная благодать, он во многом похож на слепца Вартимея. Человек пока еще совершенно слеп – но сердцем он уже ощущает, что где-то тут, рядом, находится ответ на все самые главные вопросы жизни; краем уха он слышит, что «житейский шум трескучий только отклик искажённый торжествующих созвучий». И человек начинает искать Бога, звать Его – хотя, быть может, даже и понятия не имеет, как надо правильно это делать. Такой вопль к Богу может выражаться очень по-разному: но в любом случае, для окружающих он создаёт проблемы. Был нормальный человек – и вдруг на религии повернулся: в храм ходит, телевизор не смотрит, с друзьями почти не общается, все разговоры только о духовном да божественном. Смотрят на такого новообращённого близкие – и пытаются его отрезвить, вернуть на место, в прежнее привычное состояние. А он – ни в какую! Только суровее делается, да чуть ли не на смерть готов идти ради своих новых увлечений! Не понимают окружающие, что человек уже услышал призывающий голос Христа – сбросил со своих плеч ветхую одежду прежней жизни, тяготившей и удерживавшей – и устремился навстречу Христу. Близкие смотрят, как решительно отказывается новообращённый от ароматного куска мяса в постный день – и недоумевают: мы же только добра тебе желаем! А он – ни в какую! Не хочет, чтобы снова пытались насильно одеть на него старые одежды прежней жизни, из которых, словно из кокона, уже выпорхнула бабочка его души навстречу Богу! Старые друзья говорят: стал фанатиком, просто рехнулся! А на самом-то деле здесь нет никакого фанатизма: просто когда в жизни человека появляется очевидная истина, что Бог – не просто какая-то красивая и благородная идея, но объективная реальность, живая Личность – душа естественным образом устремляется к Нему как самому долгожданному и желанному! Устремляется с такой силой, перед которой всё прежнее просто перестаёт существовать. Человек пока еще не знает, что его ждёт впереди; он не понимает, как будет устраиваться дальше его жизнь – когда он совсем прозреет – но главное, что теперь у него есть Бог, есть общение с Ним, есть живой диалог.
Как важно в семье, где человек вдруг ощутил Божественный призыв, окружить новообращённого атмосферой уважения, деликатности и предельной тактичности: ведь речь идёт о самых глубинах человеческой души, её самом святом и дорогом! Ни в коем случае – не насмехаться, не ёрничать, не иронизировать над тем, что для другого – свято, а для тебя – пустой звук. Всё воспринимать спокойно, с глубоким уважением к личности. И такой любовный подход – лучший гарант того, что не произойдет отчуждения между членами семьи по причине «ударения в религию» одного из них.
Научи же нас, Господи, терпению и вниманию друг ко другу!
***
священник Дмитрий Барицкий
Этот евангельский отрывок повествует еще об одном чуде, совершенном Спасителем. Оно произошло в Иерихоне, древнем город, который находился примерно в 30 километрах от Иерусалима, столицы Израильского царства. Для того, чтобы оценить произошедшее по достоинству, давайте вглядимся в образ слепого.
Первое, что обращает на себя внимание, – то, что Евангелист Марк не называет слепца по имени. Вартимей – всего лишь арамейское выражение, которое переводится как «сын Тимея». Скорее всего, Тимей был известным человеком в Иерихоне, так что его имя было у всех на слуху. Называя слепого по имени его отца, Марк дает понять, о ком идет речь: о человеке, который принадлежит к тому самому, всем хорошо знакомому, зажиточному семейству. В том, что семья Тимея не бедствовала, можно не сомневаться. Евангелист упоминает о том, что у него была верхняя одежда – роскошь для большинства простых жителей Палестины.
Почему же сын знатного человека оказался в таком печальном положении, за городом, прося милостыню? По иудейскому закону, за черту поселения изгонялись люди, страдающие тяжкою заразною болезнью. Все они считались греховно нечистые. Поэтому, скорее всего Вартимей был не просто слеп, он был еще и серьезно болен. Возможно, это могла быть проказа, которая на самых последних стадиях в 80 процентах всех случаев приводит к слепоте.
Как бы то ни было, представьте, в каком отчаянии находился этот человек. Когда-то он имел все. А теперь умирал в одиночестве. В глазах всех окружающих он был проклятым изгнанником. Скорее всего, даже родные отвернулись от него. Все, что у него осталось от прежней жизни – верхняя одежда. Да и та, вероятно, давно вся превратилась в лохмотья. И вдруг он узнает, что Тот самый Учитель, Который имеют силу не только исцелить, но и воскресить мертвого, здесь, рядом с ним. Это шанс. Поэтому, не обращая внимания на окружающих, на нормы приличия, на свою болезненную слабость, он начинает вопить ко Христу. Вокруг возмущаются, шикают на него, просят замолчать, не мешать Иисусу общаться с людьми. Однако слепец не обращает на это внимания. Ведь на карту поставлено все. Сейчас, благодаря одному слову Спасителя, он может вернуться к нормальной жизни. Его настойчивость и уверенность в силе Христа такова, что он получает просимое.
И еще один момент, на который стоит обратить внимание. Исцеленный Вартимей не возвращается домой к своему богатому отцу. Получив зрение, Он тотчас присоединяется к последователям Христа и идет вместе с ними в Иерусалим.
История, которая произошла с иерихонским слепцом, – предлагает нам богатый материл для размышления. Вряд ли найдется на земле такой человек, который ни разу не обращался к Богу с какой-либо просьбой. Поэтому каждый из нас может поделиться горьким опытом, когда слова его молитвы оставались без ответа. «Бог забыл обо мне. Видимо, я очень грешен. Попрошу что-нибудь другое и в другой раз, авось повезет», – вот первое, что приходит на ум. В эти моменты хорошо было бы вспоминать Вартимея и его вопль к Спасителю. Только такую молитву слышит Бог. Вряд ли Ему приятны наши теплохладные бормотания, когда мы сами не до конца понимаем жизненную необходимость того, что просим. Когда просим на всякий случай, в довесок к тому, что уже есть. Когда в глубине нашего сердца живет равнодушие к собственным просьбам. Настоящая молитва – должна иметь такую же силу и энергию, как крик утопающего, который вопит от ужаса, осознавая надвигающийся конец. Это вопль слепца, который рискует потерять единственный шанс на исцеление и навсегда остаться во мраке. Так ли мы просим Бога?
Господь может не отвечать и по другой причине. Вряд ли кому-то приятно, когда его используют как средство для достижения своих целей. А ведь мы часто обращаемся к Богу именно с таким корыстным интересом. «Господи, дай мне здоровья, но не для того, чтобы пойти за тобой в Иерусалим, где Тебя повесят на крест, а для того, чтобы я мог вернуться домой к своему богатому отцу. Чтобы мог жить и наслаждаться этой жизнью как раньше, будто ничего не произошло. А когда я ослепну еще раз, я опять Тебя попрошу, и Ты меня исцелишь». Наверное, видя все это в нашем сердце, Бог и молчит. Молчит, чтобы мы продолжали искать Его. Чтобы учились общаться с Ним и просить Его правильно. Не так как мы просим продать нам батон хлеба в супермаркете. А так, как просил Его Вартимей, отверженный всеми иерихонский слепец.
О вере и легковерии
(Евр.11:17–23, 27–31)
Протоиерей Вячеслав Резников
Апостол Павел продолжает говорить о вере. И снова перед нами Авраам. Он имел такую решимость выполнить Божью волю, что Апостол говорит, как о уже содеянном, о том, чего Авраам до конца все же не совершил. Апостол утверждает, что Авраам уже «принес в жертву Исаака», «принес единородного»! Потому что верил, «что Бог силен и из мертвых воскресить».
Потом Исаак в старости «благословил Иакова и Исава». Потом Иаков перед кончиной благословил свое потомство. И когда благословляли, видели то, на что благословляли, как бы уже сбывшимся. Причем, что-то видели с радостью, а что-то со страхом и беспокойством. Например, о Дане Иакову было открыто, что «он будет змеем при дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня». Увидев это, Иаков восклицает: «на помощь Твою надеюсь, Господи» (Быт.49:17-18)!
Иосиф, когда перед кончиной прощался с братьями, видел будущее своего народа, как настоящее. Казалось бы, недавно пришли в Египет, поселились на лучших землях, впереди – спокойная жизнь. Но Иосиф видел исход отсюда, и как о самом важном, «завещал о костях своих», чтобы они взяты были в землю обетованную.
Далее Апостол говорит о родителях Моисея, которые «верою» три месяца скрывали его, хотя фараон велел уничтожать всех новорожденных евреев мужского пола. Родители видели, «что дитя прекрасно», и поэтому уверовали в избранничество своего сына, и что Бог его как бы уже сохранил. Поэтому и «не устрашились царского повеления».
И далее – о великих делах Моисея, которому был открыт путь Божьего народа. Моисей вывел народ из Египта, под предлогом принести жертву в пустыне, хотя ясно было, что обман обнаружится, и не миновать погони. Перед исходом он, по повелению Божию, совершил с народом пасху. При этом велел помазать косяки дверей жертвенной кровью, веря, что истребитель первенцев египетских не переступит этого знака. А потом он ввел народ посреди двух водных стен Чермного моря, веря, что они не сомкнутся. Когда подошли к Иерихону, Моисей, вместо того, чтобы вести правильную военную осаду, приказал зачем-то обходить вокруг города семь раз, трубя в трубы. И по его вере «пали стены Иерихонские».
Так, верою совершался этот великий исторический путь Божьего народа. Так, верою совершается и все великое в человечестве. Верою в невидимое, в то, чего еще нет. А что всегда стоит на пути этих движений? – Плоть: то, что видимо и осязаемо, то, что кажется единственно реальным. Но Господь говорит: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огнь не угасает». Также «и если нога твоя соблазняет тебя», «и если глаз».
Но вера должна быть обоснованной. Верить надо не потому, что просто во что-то надо верить. И не потому, что очень хочется верить. Вера должна быть проверена и умом, и сердцем. А то получится как с Египтянами. Они вслед за евреями вступили на дно моря. Но сделали это не по вере, а по легковерию. Они необоснованно подумали, что – то, что сейчас, будет и всегда; и что открыто для Божьего народа, будет открыто и для них. И вступили посреди вод самовольно, не получив повеления и благословения от Бога, как получил человек Божий, Моисей.
|