Иисус и апостол Петр
30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.
31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
32 И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.
33 Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
12 Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
1 Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,
2 учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.
3 И это сделаем, если Бог позволит.
4 Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,
5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,
6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;
8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.
(Мк. 8:30-34) Мк.8:30. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.
Господь не велел им говорить никому, потому что хотел прикрыть славу Свою, дабы многие не соблазнились о Нем и при неверии не сделались повинными большему наказанию.
Мк.8:31. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
Мк.8:32. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.
Мк.8:33. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
Приняв от учеников Своих исповедание, что Он есть истинный Христос, Господь открыл им и тайну Креста. Но открыл ее еще не вполне, ибо апостолы не понимали того, что Он говорил, и не разумели, что значит воскреснуть, но думали, что лучше Ему вовсе не страдать. Поэтому Петр и начинает возражать, говоря, что напрасно предавать Себя на смерть, когда может и не страдать. Но Господь, показывая, что страдание Его будет во спасение им и многим и что один сатана не хочет, чтоб Он пострадал и спас людей, называет Петра «сатаною» за его мысли, свойственные сатане, за то, что он не желал Христу пострадать, но прекословил Ему; сатана – значит противник. «Отойди от Меня», – говорит, то есть следуй Моей воле, не прекословь и не будь противником Моим, но следуй Мне. Петр, по словам Господа, думал о «человеческом», ибо мыслил плотское, хотел, чтоб Господь оставался в покое, не предавал Себя на Распятие и не подвергался напасти за спасение мира.
Мк.8:34. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Поскольку Петр прекословил Христу, желавшему предать Себя на Распятие, то Христос призывает народ и вслух говорит, направляя речь главным образом против Петра: Ты не одобряешь того, что Я беру Крест, а Я говорю тебе, что ни ты, ни другой кто не спасетесь, если не умрете за добродетель и истину. Заметь, Господь не сказал: умри и тот, кто не хотел бы умирать, но «кто хочет». Я, – говорит, – никого не принуждаю. Призываю не на зло, а на добро, а потому, кто не хочет, тот и не достоин сего. Что значит отвергнуться себя? Это мы поймем, когда узнаем, что значит отвергнуться другого кого-либо. Кто отвергается другого кого-либо: отца ли, брата ли, или кого-либо из домашних, тот, хотя бы смотрел, как его бьют или убивают, не обращает внимания и не соболезнует, сделавшись чуждым ему. Так и нам повелевает Господь, чтоб и мы ради Его презирали свое тело и не щадили его, хотя бы били или порицали нас. «Возьми крест свой», сказано, то есть поносную смерть, ибо крест почитался тогда орудием поносной казни. А как многих распинали и разбойников, то присовокупляет, что с распятием должно иметь и другие добродетели, ибо это означают слова: «следуй за Мною».
Пригласив следовать за собою с крестом, Господь указывает при этом путь сей, устраняя главные к нему препятствия не внешние, а внутренние, коренящиеся в сердце человеческом. Хочешь, как бы говорит Он, идти вслед Меня, – во-первых, не жалей себя, ибо кто будет жалеть себя, тот погубит себя; во-вторых, не связывайся любоиманием*, ибо «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк.8:36). В-третьих, не стесняйся тем, что скажут или как смотреть на тебя будут другие: «ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами» (Мк.8:38). Саможаление, любоимание* и стыдение лица человеческого – главные цепи, которыми держится человек в жизни небогоугодной, на пути страстей и греха. Они – главные препятствия к обращению грешника; они же – главный предмет борьбы духовной в человеке кающемся и в начавшем уже приносить плоды покаяния. Пока эти нити не отрезаны, жизнь христианская в нас ненадежна, полна преткновений и падений, если не всегда внешних, то внутренних. Вот и присмотрись всякий к себе хорошенько, и если есть что в нем из сказанного – позаботься отрешиться от того: иначе не надейся взойти к совершенству о Христе, хоть внешне будешь и очень исправен.
* Любоимáнiе, любоимѣ'нiе (церковносл.) – корыстолюбие.
Протоиерей Александр Шаргунов
Христос возвещает Своим ученикам, что Ему надлежит много пострадать. Хотя они уже преодолевали общее заблуждение о Мессии как земном Царе, тем не менее, были исполнены ожидания, что Он скоро восстановит Царство Израиля. Господь открывает им прямо противоположную перспективу. Он говорит, что Ему «должно быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками», вместо того, чтобы быть увенчанным.
Он будет убит, Он будет распят. И в третий день Он воскреснет для небесной жизни, и Его уже не будет в этом мире. Господь говорит об этом открыто. Он говорит об этом прямо и ясно, не скрывая двусмысленными выражениями того, что Ему предстоит. Он говорит об этом мужественно, без страха, и хочет, чтобы и они так восприняли Его путь. Он не только знает, что Ему надлежит пострадать и умереть, но в этом заключается Его служение.
И вот мы видим, что апостол Петр, которому не плоть и кровь, а Отец Сущий на Небесах только что открыл тайну Сына Божия, противится словам Господа. «Отозвав Его, начал прекословить Ему». Он являет любовь ко Христу, ревность о Нем и Его безопасности, но не по разуму. Такое впечатление, что он берет Господа за руку, как бы намереваясь остановить Его, помешать Ему, удержать Его в своих объятьях. Разумеется, в его словах не было и тени властности, только величайшее чувство любви. Господь не препятствовал Своим ученикам свободно выражать свои чувства по отношению к Нему, но здесь Петр проявил слишком большую вольность.
Христос решительно воспрещает Петру. Он обернулся и взглянул на учеников, чтобы увидеть, не так ли думают и остальные, и сказал: «Отойди от Меня, сатана». Петр не ожидал такого резкого отпора. Может быть, напротив, он надеялся получить похвалу за свою любовь, как только что — за свою веру. Христос знает, каким духом мы водимы, когда мы сами не ведаем этого. Петр — сатана, противник, тот, кто препятствует осуществлению замыслов Божиих. Искуситель, явившийся ко Господу в начале Его служения, снова предстает пред Ним, на этот раз в лице лучших учеников, угрожая разорить дело Божие. И то же искушение откроется, когда в последний час мимоходящие будут хулить Господа, призывая Его сойти со Креста.
Петр говорит как тот, кто не понимает замыслы и советы Божии. Самые могущественные враги не могли одолеть Того, Кому болезни и смерть, ветры и волны, и бесы повинуются. Для Петра смерть Господа представлялась только мученичеством, которого, как ему казалось, можно было избежать. Он не знал, что это было необходимо для славы Божией, для сокрушения сатаны и спасения человечества, что Начальник нашего спасения должен явить Свое совершенство в немощи. Мудрость человека — поистине безумие, когда она дерзает направлять совет Божий. Крест Христов был для одних камнем преткновения, а для других — безумием.
Петр говорит как тот, кто не понимает природы Царства Христова. Он полагал, что оно — временное и человеческое, в то время как оно — духовное и Божественное. «Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое», — сказал ему Господь. Ставить человеческое выше Божественного, выше Его славы и Царства — величайший грех и корень многих грехов. И такое нередко случается среди Христовых учеников. Мудростью кажется порой — избежать бед, поступившись личным христианским долгом, но конец с неизбежностью обнаружит, что это — безумие.
Всякому человеку трудно принять свою смерть. Вот почему Господь предлагает всем, кто хочет спастись, следовать за Ним. Господь зовет нас следовать за Ним, чего бы нам это ни стоило. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Жизнь христианина — вся самоотвержение и решимость никогда не оставлять своего Господа в следовании за Ним.
***
протоиерей Павел Великанов
Чтобы понять весь драматизм ситуации, описанной евангелистом Марком, надо заглянуть немного выше, в предыдущие строки — где в Кесарии Филипповой апостол Пётр наконец-то признаёт Иисуса долгожданным Мессией. Казалось бы, пройден важнейший этап в понимании апостолами, Кто на самом деле их Учитель. Однако как только Иисус заговорил о предстоящих страданиях, смерти и воскресении — ученики быстро соскользнули в привычную колею своих давних представлений.
Примечательно, что Петр — только что утверждавший, что Иисус — Сын Божий, истинный Мессия — теперь отводит своего Учителя в сторонку — где начинает активно его убеждать прекратить произносить эти страшные, всё разрушающие слова о грядущей смерти. Зачем Петр отводит Иисуса в сторону? Почем он не хочет, чтобы другие апостолы слышали их разговор? Быть может, слова Иисуса настолько не вмещались ни в какие рамки, что с точки зрения Петра — как старшего из апостолов — это выглядело откровенным безумием? И он всего лишь не хочет выговаривать Иисуса перед остальными — чтобы тем самым не дать повод к соблазну?
И именно в этот момент Петр слышит из уст Христовых поистине грозные слова: «отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн» — добавляет евангелист Матфей. То есть, совершенно искренне думая, чтобы не дать другим ученикам повода думать об Иисусе недостойно, Петр сам становится источником искушения Иисуса! Всё оказалось с точностью до наоборот! Причину тотчас объясняет Сам Спаситель: «ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое!»
В этой ситуации мы видим резкое противопоставление двух воль, двух намерений — человеческого и Божественного. По человеческому рассуждению то, о чем говорит Иисус — самоубийственно во всех смыслах. Возбудить всю Иудею предвкушением воцарения — и на самом пике умереть — это выглядит какой-то сплошной злой иронией. Но Бог приходит на землю не для того, чтобы «вписываться» в давние ожидания иудеев — а чтобы исполнить свою миссию: спасение всего человечества, а не только евреев. И поэтому всё, что сбивает с этого пути — дьявольский соблазн и искушение.
О том, что любой из нас может оказаться в роли Петра, хорошо бы всегда помнить. Ведь иногда, даже из самых благих побуждений, мы невольно оказываемся проводниками вражеских, демонических сил — когда думаем исключительно в перспективе нашего, земного, человеческого. «Отвержение себя» — к которому призывает каждого Своего последователя Иисус — это именно признание неполноценности, ограниченности любых наших представлений, любого житейского опыта — даже если это опыт убелённого сединами мудрого старца. Направляясь вслед за Христом, надо быть готовым отказаться от казавшихся абсолютными и незыблемыми привычных понятий, «расчистить» внутренний простор для того, чтобы Бог Сам мог действовать внутри. И это — единственная надежда, чтобы не услышать однажды: отойди от Меня, ты мне — соблазн!
***
священник Стефан Домусчи
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим диалог Христа с учениками, который оказался ключевой точкой того духовного пути, который проходят апостолы. Пути осознания того, к чему они на самом деле призваны, если хотят быть учениками Христа. Этот диалог очень важно увидеть в контексте, так как восьмая глава, в которой он содержится оказывается переломной для всего Евангелие от Марка. С самого начала главы мы слышим о том как от Христа чуда требовали фарисеи, затем как в два приёма был исцелен слепой, которому Христос запретил об этом чуде рассказывать.
Все это время, рядом со Ним находились апостолы, которые недоумевали, кто же Он такой, если не хочет явить себя, ни фарисеям, ни даже через исцеления слепого… Особенно заметно это недоумение в тот момент, когда Христос говорит им «берегитесь закваски фарисейской», а они думают что у них слишком мало хлеба. И увидев, что они не понимают Его слова, Он говорит им: Что с вашими сердцами? не неужели они окаменели? И вот в Кесарии Филипповой Христос спрашивает учеников: за кого почитают Его люди? И слышит в ответ за учителя, за пророка… Но за кого же почитают Христа сами апостолы? Они отвечают ему ты Христос.
Итак, отрывок, который мы услышали сегодня начинается с того, кто Христос запрещает им говорить о Себе кому бы то ни было и, более того, начинает говорит им, что Сыну Человеческому много должно пострадать и быть отверженным старейшинами первосвященниками и книжниками и быть убитым и в третий день воскреснуть. Христос, в котором они видят Мессию, говорит им открыто такие вещи, которые никак не вяжутся в их сознании с мессианством. Если Мессия — политический лидер, если Он тот, Кто совершает чудеса на небе, как он может быть поруган и убит? Именно потому апостолы и не поняли почему Христос отказал фарисеям в чуде, что этот взгляд был близок им самим…
Общее это недоумение и даже смущение выражает апостол Пётр, который отзывает его в сторону и пытается Его остановить. Но Христос пришел на землю не для того чтобы спорить. Обратившись и взглянув на учеников Он запрещает Петру говорить и очень жёстко обрывает его: «Отойди от меня сатана, потому что ты думаешь не о том что Божье, а о том, что человеческое». Слово сатана, которое переводится как «противник» или «клеветник». В данном случае Христос называет Петра противником, потому что Петр противится самой цели, ради которой пришел Христос. Человек, кем бы он ни был, который сознательно или несознательно, сводит дело Божье на земле к собственной выгоде — делает дело сатанинское. Исправляя мнение Петра, но в то же время желая, чтобы как можно больше людей уяснили для себя опасность этой ошибки, Он подзывает людей с остальными учениками и говорит: «Кто хочет идти за мною отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мной»!
И если раньше Христос даже не говорил об этом, то теперь Он начинает долгий диалог, который будет вести со своими учениками не только до креста, смерти, но даже и после воскресения. Постепенно Он открывает им глаза для того чтобы в конце у креста и после воскресения Они смогли понять, в чем состоит главное служение мессии.
Однако, сегодняшний текст не только об апостолах, он, конечно же, о каждом из нас. мы тоже можем прийти к Христу с разными намерениями и ожиданиями, мы можем воспринять его как воспринимаем сегодня начальника, как того, кто может обезопасить и обеспечить нашу жизнь… но Сам Он останавливает все подобные рассуждения и говорит «Кто хочет идти за мной отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мною».
***
иеромонах Феоктист Игумнов
Святитель Иоанн Златоуст, комментируя этот евангельский отрывок говорит, что «Христос, желая показать, что Он ни мало не против собственной воли идёт на страдание, даже обличил Петра и назвал сатаной». В истории Церкви были люди, которые видели и в евангельском диалоге, и в комментарии святителя Иоанна указание на нарушение Христом Им же Самим данной заповеди, которая запрещает осуждать. В самом деле, если мы с вами назовём кого-либо «сатаной», то, пожалуй, это будет самым сильным оскорблением. Говоря так, мы вряд ли будем иметь в виду, что это слово имеет достаточно мягкий перевод, оно означает противника. В первую очередь, противника Бога, того, кто сопротивляется воле Божией. Назвать этим словом можно любого из нас тогда, когда мы сознательно идём против установленных Богом законов жизни, попросту, когда мы совершаем какой-либо грех. Ведь грех и есть самое настоящее противление Богу. Очевидно, что грехи совершают не только отъявленные злодеи, грех легко можно совершить и из благих побуждений. К примеру, когда мы видим простуженного человека и говорим, что хорошо бы тебе поберечь себя, немного ослабить пост и полечиться молоком с мёдом. Конечно, это не самый страшный грех. Есть болезни, которые подразумевают совершенную отмену всякого телесного поста. Но в абсолютном большинстве случаев совет устранить симптомы лёгкой простуды путём нарушения поста, хоть и вызван любовью и заботой о заболевшем, по своей сути является прямым противлением воли Божией, которая со всей отчётливостью выражена в церковном уставе. Подобных примеров можно привести неисчислимое множество, суть же их одна — забота и любовь затмевают собой доверие Богу, ставят человека в оппозицию Богу, делают человека противником Бога. В случае с апостолом Петром все значительно серьёзнее. Христос Спаситель нераздельно связывает мессианство, спасение человека с Собственными Страданиями, Смертью и Воскресением. Логически постигнуть эту связь очень трудно и едва ли возможно, она была и есть вызов для разума, она вызов для нашего разума и для нашей веры, в ещё большей степени она вызов для разума и веры апостолов. И дело не только в том, что апостолы жили иудейскими представлении о Мессии как всемогущем земном царе, и не в том, что они не могли знать всей евангельской истории, апостолы любили своего Учителя слишком по-человечески и всеми силами пытались оградить Его от любых неприятностей и дискомфорта. Очень ярким примером такой заботы был эпизод, в котором апостолы попытались запретить людям подносить своих детей ко Христу, попытались дать Ему возможность для небольшого отдыха. Очевидно, что сама мысль о грядущих страданиях была невыносима для этой любви. Но несмотря на то, что основой горячей отповеди апостола Петра была любовь, его слова почти буквально совпали со словами диавола во время искушений в пустыне. Иногда искуситель говорит нам голосом друга или ближайшего родственника. Нужно уметь различать этот голос и не дать ему звучать громче и убедительнее, чем голос Бога.
О земле негодной и близкой к проклятию
(Евр.5:11–6:8)
Протоиерей Вячеслав Резников
«О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать», – пишет Апостол Павел в послании к Евреям.
Перед этим он начал было объяснять значение слов «Ты Священник вовек по чину Мелхиседека», но вдруг остановился. На него как бы нахлынуло все, что ему пришлось, проповедуя Евангелие, претерпеть от своих соплеменников. Вспомнилось с досадой, потому что много столетий Бог вел Свой народ, и теперь кому же, как не им, «надлежало быть учителями». А – их самих надо «учить первым началам слова Божия». Судя по времени, они уже в зрелом возрасте, а оказывается, им еще «нужно молоко, а не твердая пища». Такой – «несведущ в слове правды». Ему надо объяснять, что – добро, а что – зло. А у духовно взрослого «чувства навыком приучены к различению добра и зла». И он уже будет делать добро, хотя бы весь мир делал противоположное, и не сделает зла даже под страхом лишений и смерти.
«Посему, оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству», – продолжает Апостол. Ему досадно, что евреям все еще нужно доказывать необходимость обращения «от мертвых дел» закона к живой «вере в Бога». Он хочет, чтобы перестали спорить «о крещениях», то есть о ветхозаветных омовениях, как некогда «у Иоанновых учеников произошел спор с иудеями об очищении» (Ин.3:25). Он хочет, чтобы они не дознавались, каким образом в «возложении рук» сходит Святой Дух, и чтобы не допытывались конкретных подробностей «о воскресении мертвых и о суде вечном». Все «это сделаем, если Бог позволит». Но всему свое время.
Апостолу досадно, ведь он обращается к тем, которые уже «вкусили, что благ Господь» (1 Пет.2:3). А таких, вкусивших и отпадших, «невозможно опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия, и ругаются Ему». И правда, бывают такие ситуации, когда, например, церковный человек, много читавший, много знающий, вдруг совершает явный смертный грех, и считает себя правым. Священнику тут и сказать-то нечего, как нечего было сказать Иосифу Марии, когда он заподозрил Ее в нарушении целомудрия.
«Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь, и произращающая злак», «получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы – негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение».
Не все адресаты Апостола были в таком состоянии, хотя он и обращается ко всем. Он не боится обидеть не согрешивших. Усердные станут еще усерднее, и что в них есть доброго, того не убудет. Но напрасно будут обижаться те, кого касается обличение. На упорных и противящихся, как мы знаем из истории, вскоре действительно придут «дни отмщения», «великое бедствие на земле и гнев на народ сей». От этого и хотел Апостол спасти тех, за кого «желал бы сам быть отлученным от Христа» (Рим.9:3).
|