17 декабря 2022 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Суббота 27-й седмицы по Пятидесятнице

(Гал.5:22–6:2; Лк.12:32–40)

Евангелие святого апостола Луки, глава 12, стихи 32 - 40:

32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,
34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.
36 И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему.
37 Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.
38 И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.
39 Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.
40 Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

Послание апостола Павла к Галатам, Глава 5, стих 22 - Глава 6, стих 2:

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 12:32-40) Лк.12:32. Не бойся, малое стадо!

Господь желающих быть учениками Его называет «малым стадом» или потому, что в мире сем святых весьма мало по причине требуемой произвольной нищеты и нестяжательности, или потому, что их меньше, чем Ангелов, которых сонмы не имеют числа и несравненно превышают число нас. А что Ангелов гораздо больше, это видно из притчи, в которой Господь сказал, что пастырь об одном заблудшем и снова найденном радуется более, нежели о девяносто девяти незаблудших (Лк.15:7). Ибо отсюда видно, что как единица относится к девяносто девяти, так и род человеческий к миру ангельскому.

ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.

«Не бойся, – говорит, – малое стадо», то есть не сомневайся, что Бог будет промышлять о тебе, хотя бы ты сам и не заботился о себе. Почему? Потому что «Отец... благоволил дать вам Царство». Если Он дает Царство, то тем более подаст предметы земные.

Лк.12:33. Продавайте имения ваши и давайте милостыню.

Итак, не думай, что если не усвоишь себе нищету, то не будет Промыслителя о тебе, но продавай имение, давай милостыню и сделай сокровище неистощимым.

Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,

Потом убеждает нас и непререкаемыми умозаключениями. Здесь, – говорит, – моль съедает, а на небе – нет. Итак, не безумно ли слагать сокровище в таком месте, в котором оно повреждается? Потом, поскольку моль не съедает золота. Он присовокупил: «куда вор не приближается». Ибо если моль не съедает золота, то вор похищает его.

Лк.12:34. ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.

Потом, поскольку не всех же обкрадывают, Он присовокупляет еще большее и совершенно неопровержимое основание. «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». Пусть, – говорит, – будет и так, что и моль не съест, и вор не подойдет, но самое порабощение сердца закопанному в землю сокровищу и повержение в землю богоподобного существа души какого достойно наказания? Не тем ли больше наказание (предлежит) тому, кто имеет ум? Где сокровище ваше, там и сердце ваше. Если сокровище в земле, то и сердце в ней; если сокровище на небе, то и сердце – горé. Кто же не изберет лучше быть горé, чем под землей, быть Ангелом, чем кротом, живущим в подземных норах?

Лк.12:35. Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.

Господь, сделав ученика Своего свободным от лишнего, упразднив от всякой житейской заботы и надмения и таким образом сделав его легким, делает его уже и слугой. Ибо кто желает служить, тот должен быть легким и расторопным. Поэтому говорит: «Да будут чресла ваши препоясаны», то есть вы всегда являйтесь готовыми на дела своего владыки, и «светильники горящи», то есть не живите во тьме и без рассуждения, но свет разума пусть указывает вам все, что должно и что не должно делать. Итак, мир сей есть ночь. Препоясанные по чреслам суть ведущие деятельную жизнь. Ибо таково одеяние рабочих. Им нужны еще и светильники горящие. Ибо при деятельной жизни нужно и дарование рассуждения, то есть, чтобы деятель мог распознавать не только то, что должно делать, но и то, как должно делать. Ибо многие делали доброе, но делали не хорошо. Таковые хотя и были препоясаны по чреслам, поскольку они действовали, но светильников горящих не имели, то есть не имели разумного рассуждения, а впадали или в гордость, или в другую пропасть безумия. Приметь и то, что прежде препоясываются чресла наши, потом светильники зажигаются. Ибо прежде бывает деятельность, потом созерцание, которое есть озарение ума нашего. Ибо светильник, ум наш, тогда называется горящим, когда сияет в нем свет Божий. Итак, будем тщательно упражняться в добродетели, чтобы нам иметь горящими оба светильника наши, то есть слово внутреннее и слово произносимое, внутреннее – все озаряющим в душе, а произносимое – блистающим на языке. Ибо внутренний светильник нас просвещает, а слово учительское и произносимое светит прочим.

Лк.12:36. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему.

И мы должны быть «подобны людям, ожидающим возвращения своего... господина... с брака». Кто ж иной Этот Господин, как не Христос Иисус? Он, восприняв человеческую природу как бы невесту и соединив с Собой, сотворил брак, прилепившись к ней в плоть едину. Да и не один брак творит Он, а многие, ибо на небе каждодневно уневещивает Себе души святых, которые Павел или подобный Павлу представляет ему чистыми девами (2Кор.11:2). Возвращается Он с небесного брака, может быть, открыто пред всеми, при кончине вселенной, когда придет с неба во славе Отца, а может быть, невидимо и неожиданно являясь во всякую пору, при кончине каждого в частности. Итак, блажен тот, кого Он найдет препоясанным по чреслам, то есть готовым служить Богу деятельной частью христианского любомудрия, и имеющим горящий светильник слова и рассуждения, не только творящим доброе, но творящим оное хорошо и сверх того принявшим созерцание как бы некоторый светильник. Ибо чрез препоясание по чреслам у нас становится горящим и светильник созерцания, и даже два светильника, внутренний и износимый вовне.

Лк.12:37. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.

Для такого слуги сам Господь становится слугой. Ибо сказано: «и посадит их, и, подходя, станет служить им». Бог препоясывается, потому что не всю полноту благ источает нам, но сдерживает оную. Ибо кто может вместить Бога, каков Он есть? Это видно и на Серафимах, которые покрываются от превосходства Божественного света (Ис.6:2). Добрых рабов Он полагает на ложе, то есть всех во всем успокаивает. Ибо как лежавший на ложе все тело успокаивает, так и в будущее пришествие все святые будут успокоены во всех отношениях. Здесь они не находят отдохновения для тела, а там вместе с душами и тела их, духовные и божественные, наследовав нетление, будут наслаждаться совершенным покоем, и Бог будет все во всех их (1Кор.15:28). Господь «станет служить» достойным (рабам), воздавая им равное. Как они служили Ему, так и Он послужит им, предлагая им изобильную трапезу и подавая наслаждение духовными дарованиями.

Лк.12:38. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.

Под «второй и третьей стражей» можешь разуметь разные времена нашей жизни. Объясню примером. Как не спящий «во вторую и... третью стражу» считается самым неусыпным, ибо эти часы ночи в особенности доставляют людям сон, и сон первый: так разумей, пожалуй, что и при различных состояниях нашей жизни есть времена, которые, если мы окажемся в оные бодрствующими, делают нас блаженными. Похитил ли кто у тебя имение? Дети ли у тебя умерли? Оклеветал ли кто тебя? Если ты в таких обстоятельствах оказался бдящим пред Богом и Владыкой и не допустил себе ничего сделать вопреки Его заповедям, то Он поистине нашел тебя бдящим «во вторую и... третью стражу», то есть во время тяжелое, в которое нерадивые души падают и засыпают сном смертным.

Лк.12:39. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.

Итак, необходимо бодрствовать. Ибо мы подобны хозяину дома. Если он не спит, то вор не может похитить ничего из его имения; если же он сонлив, то вор все заберет и уйдет. Некоторые разумеют здесь под вором диавола, под домом – душу, а под хозяином дома – человека. Однако ж такое разумение, кажется, не подходит к связи речи. Здесь вору уподобляется пришествие Господа, по его неожиданности, как и один из апостолов говорит: «день Господень, как тать ночью» (2Пет.3:10).

Лк.12:40. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

И здесь же, смотри, как Господь объясняет, кто такой вор. «Будьте же, – говорит, – и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий».

Некоторые же говорят, что под бдящими в первую стражу разумеются те, кои внимательнее прочих, под бдящими во вторую стражу – те, кои уступают им, а под бдящими в третью стражу – те, кои стоят ниже и сих. А другие изъясняли стражи о различных возрастах: первую – о юности, вторую – о мужестве, а третью – о старости. Итак, блажен тот, кто в каком бы то ни случилось возрасте найден будет бдящим, а не беспечным относительно добродетели.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский«Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи» (Лк.12:35). Надо быть готовым на всякий час: не знать когда придет Господь или для последнего суда, или для взятия тебя отсюда, что для тебя все одно. Смерть все решает; за нею итог жизни; и что стяжешь, тем и довольствуйся всю вечность. Доброе стяжал – блага участь твоя; злое – зла. Это так верно, как верно то, что ты существуешь. И решиться все это может сию минуту, – вот в эту самую, в которую ты читаешь эти строки, и затем – всему конец: наложится печать на твое бытие, которой никто уже снять не сможет. Есть о чем подумать!.. Но надивиться нельзя, как мало об этом думается. Что за тайна деется над нами! Все мы знаем, что вот-вот смерть, что избежать ее нельзя, а между тем совсем почти никто о ней не думает; а она придет внезапно и схватит. И то еще... когда даже схватывает смертная болезнь, все не думается, что конец пришел. Пусть решат это психологи с ученой стороны; с нравственной же нельзя не видеть здесь непонятного самопрельщения, чуждого только внимающим себе.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.12:32–40)

Протоиерей Александр Шаргунов

Не бойся, малое стадо! Когда мы исполняемся страхов при мысли о грядущих бедствиях, мы заранее ищем способы, как их избежать, — в то время как они существуют, может быть, лишь в нашем воображении. Потому «не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство». Стадо Христовых словесных овец в этом мире — малое стадо. Церковь — виноградник, сад,  занимающий небольшое место по сравнению с дикой пустыней этого мира. Но хотя она — малое стадо, зорко исчисленное ее врагами, воля Божия, чтобы мы не боялись. «Не бойся, малое стадо, ты — под защитой и водительством Великого и Доброго  Пастыря. Бог уготовал Царство для тех, кто принадлежит к Христову малому стаду». Царство дается по благоволению Отца. Не за наши заслуги, а по благодати. Надежда на будущее Царство должна заставить умолкнуть страхи Христова малого стада в этом мире. Не бойтесь приближающихся бедствий, они не могут встать неодолимой преградой между вами и Царством!

Господь призывает нас трудиться для нашей души, приготовляя себе сокровище на небесах. «Продавайте имения ваши и давайте милостыню». Хотя бы то, что не нужно вам, дайте нуждающимся. Продавайте не так, как это делают многие известные вам богачи, чтобы на вырученные деньги еще больше обогатиться, но так, чтобы обрести сокровища, которые обогатят нас в вечности. То, что мы имеем на небесах, не может быть никогда истрачено, не может быть никем украдено, оно — вне досягаемости врагов. Наши сокровища на небесах, если наши сердца — там, когда мы здесь. Но если наши сердца настроены на приобретение только земного — рано или поздно, мы расстанемся с небесным и земным.

Потому вся наша жизнь должна быть в готовности к встрече с Господом. «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи». Как бы ни было поздно, нам нельзя спать, мы должны бодрствовать, в ожидании своего Господина, чтобы достойно принять Его. Христос ушел от нас на небо, но Он возвратится. И вся наша жизнь — ожидание Его Пришествия в славе. Час возвращения нашего Господа неизвестен. Он может быть в глубокой ночи, во вторую стражу — перед наступлением полуночи, или в третью стражу — сразу же после полуночи. «В час, в какой не думаете, придет Сын Человеческий». Это значит, что если вы не думаете о Христе всякий час, когда бы Христос ни пришел, будет для вас нежданным.

Блаженны рабы, которых Господь найдет бодрствующими и узнающими Его при приближении, по первому стуку в дверь. И больше чем это. «Он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им». Неудивительно, когда друг жениха прислуживает жениху за трапезой. Но кто видел, чтобы господин прислуживал своим рабам? Было такое однажды, когда Господь наш Иисус Христос, показуя Свое смирение, препоясался и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан (Ин. 13:4-5). Эта Тайная Вечеря — образ жизни будущего века. И нам уже сейчас дано приобщаться ей в ожидании Господа славы.

***

священник Дмитрий Барицкий

Сегодняшний евангельский отрывок начинается с одного весьма ободряющего и радостного призыва. Обращаясь к слушателям, Христос провозглашает: «Не бойтесь! Бог хочет дать вам Царство». Новость, безусловно, замечательная. Но что она означает? Какую ответственность она возлагает на нас? Можно ли Его слова понимать, например, так: «будьте спокойны, Бог и так даст вам Царство»? Попробуем разобраться.

Почему Господь говорит «не бойтесь», чего «не бойтесь»? А чего человек боится? Наверное, можно перечислять до бесконечности. Но все, в конечном счете, сводится к одному: человек боится потерять, лишиться того, чем обладает. Итак, Господь говорит: «не бойтесь потерять то, что имеете».

Но дальше мы видим еще более странную мысль. Мало того, что Христос призывает не бояться потерять что-либо, Он еще призывает людей самих лишать себя своего имущества. Продавать его, а деньги раздавать. И опять же, все это нужно делать без страха.

А теперь давайте представим, что имения, от которых призывает отказываться Господь, – это не обязательно дома, машины, дачи, квартиры. Скорее это все то, что дорого нашему сердцу: близкие, родственники, коллеги; карьера, добрые отношения с людьми, уважение; здоровье, удача, таланты. Да все, что угодно. Все то, с чем человеку в нормальной ситуации не просто тяжело, невозможно расстаться добровольно. Как я буду без всего этого? Что и кто я буду без всего этого? Страшно! Но вот Господь опять говорит: «не бойтесь лишиться и этого».

«Зачем же нам это делать?» – спросит каждый. Зачем Господь призывает нас отказаться от всего дорогого, да еще и подбадривает? Причина проста. Все эти вещи, несмотря на их высокую ценность, временны. Однажды их съест моль, они увянут, зачахнут. Если наше сердце прилепится к ним, и только в них будет находить себе удовлетворение, оно увянет и зачахнет вместе с ними. Но что самое печальное, мы не получим того Царства, которое нам так хочет дать Бог. Ведь думали в этой жизни совершенно о другом. А потому Господь и подбадривает нас: не бойтесь ради Меня отказаться от того, что имеете, от того, что сейчас является для вас центром и смыслом всего существования. Как бы вам это страшно и тяжело не казалось. Ведь если вы не перестанете лишь в этом находить удовлетворение, не поставите Меня в центр Своей жизни, в итоге вы останетесь в пустоте.

Именно поэтому вторая часть отрывка посвящена бдительности. Евангелие призывает нас бодрствовать духовно. Человек должен всем своим умом, всеми своими чувствами и желаниями сосредоточиться на Христе так, как это мог бы сделать хозяин дома, который ждет, что с минуты на минуту в его жилище заберется вор. Ведь именно так незаметно, внезапно, неожиданно, в жизнь человека со своей ревизией приходит Бог. Приходит не для того, чтобы наказать и покарать. Но в первую очередь для того, чтобы предложить каждому из нас Свой высокий дар, Царство, который Он желает нам дать. Сможем ли мы принять его?

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О дарованном и приобретенном
(Лк.12:32-40)

Протоиерей Вячеслав Резников

«Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство». Не пообещал, а уже «благоволил дать».

Обычно счастливец, у которого наследство почти в кармане, начинает еще более беззаботно расточать то, что имеет. Никто не говорит ему: наследство твое, и поэтому старайся больше работать и зарабатывать. Никто не скажет: вот тебе море, только постарайся прибавить к нему еще каплю. А тут – целое Царство! И ладно бы Господь только повелел нам готовить «вместилища» для наших сокровищ; но Он говорит: «Приготовляйте себе» и самое «сокровище неоскудевающее на небесах».

Дело в том, что в этом отрывке снова – о соотношении Божьей воли и свободной воли человека. Истина торжествует, когда обе эти воли действуют так, что не различишь, где кончается одна и начинается другая. Так же и сокровище, уже уготованное нам на небе, еще должно быть приобретено нашим трудом.

Сокровище Царствия Небесного, это прежде всего – познание всего, что к нему относится. И познание – тоже, с одной стороны, труд души и ума, но одновременно надо и молиться, чтобы «Отец славы» Сам дал нам «Духа премудрости и откровения к познанию Его». Вершина познания – увидеть собственными глазами; но и для этого надо молиться, чтобы Сам Бог «просветил очи сердца».

Чтобы войти во владение сокровищем Царства, необходимо встретиться с его Хозяином. И, с одной стороны, Господь говорит, чтобы чресла наши «были препоясаны и светильники горящи», то есть мы должны быть готовы всегда в радостный путь навстречу Господу. Как и народ Божий перед выходом из рабства таким же образом совершал пасхальную трапезу: «Пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших, и посохи в руках ваших» (Исх.12:11). Но эта готовность в путь была и готовностью к встрече грозного Ангела, истребляющего первенцев Египетских. Так и здесь: готовность в путь – одновременно и готовность ожидания «господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему».

А когда произойдет встреча, то служение рабов господину не отличишь от служения господина рабам. Он уже сам «препояшется, и посадит их, и, подходя, станет служить им». «Блаженны рабы те»!

Итак, дав нам Царство, Господь предлагает самим уже в этой жизни это царство приобретать. Для этого – «продавайте имения ваши и давайте милостыню», – говорит Господь. И если это сделаешь, – вдруг почувствуешь, как острая, тонкая струйка надежды вонзится в сердце, «надежда призвания Его». И сразу почувствуешь, «какое богатство славного наследия Его для святых», почувствуешь, как руки Божьи подхватили тебя.

О плодах и корнях
(Гал.5:22–6:2)

Протоиерей Вячеслав Резников

Всякое растение должно плодоносить. А иначе – его «срубают и бросают в огонь». (Мф.7:19). Но всякое дерево имеет и корни. Когда дерево плодоносит, о корнях не вспоминают. Но когда плоды прекращаются, то вспоминают и о корнях, о том, что без них не может быть никаких плодов, и что пора их окопать и удобрить. И все должно быть на своем месте: плоды – на виду, а корни – глубоко в земле. Чтобы доказать, что корни – сильные, достаточно показать плоды.

А если – вырвать растение, чтобы похвалиться корнями? – Да, все увидят и убедятся, но… растение в этот миг будет на грани смерти. Так и в духовной жизни. Наши корни, это – наши молитвы к Богу и наше чтение Слова Божия; это – наше хождение в храм; это – очищение в таинстве покаяния и обновление в причащении Тела и Крови Христовых. Все это необходимо для духовной жизни, но все это должно быть целомудренно сокрыто, как сокрыты в земле корни растения.

А наверху должны быть плоды: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Если это есть, люди будут радоваться на нас и спрашивать, как бы им тоже вырастить такие замечательные плоды? Ну а если плодов нет, то остается только трясти корнями, хвалиться, как мы молимся, ходим в Церковь, причащаемся.

У кого есть истинные плоды, тому и в голову не придет вообще чем-то гордиться. Даже если через него Господь явит и такие чрезвычайные плоды, как – «наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью»; или даст силу повелевать духам злобы и изгонять их из людей. «Тому не радуйтесь, – говорит Господь, – что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах».

У кого есть истинные плоды, тот будет радоваться лишь тому, что укоренен в Господе, что неразрывно связан с небесами. Плоды Господь явит сам, а нам надо беречь корни, чтобы они всегда были в плодородной земле Царствия Небесного, и чтобы они были целомудренно сокрыты. И радоваться надо не победе над врагом и не людской славе, а тому, что в жилах наших течет благодатная Кровь Господа Иисуса, и ни для кого не видимо очищает и согревает нас.

Церковный календарь. 17 декабря

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 17 декабря

Читаем Апостол. 17 декабря

Благая часть. 16 декабря

Мульткалендарь. 17 декабря. Святая великомученица Варвара

Мульткалендарь. 17 декабря. Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский

День ангела. 17 декабря

Этот день в истории. 17 декабря