5 декабря 2022 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Понедельник 26-й седмицы по Пятидесятнице

(1Тим.1:1–7; Лк.17:20–25)

Евангелие святого апостола Луки, глава 17, стихи 20 - 25:

20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,
21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.
22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;
23 и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь,
24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.
25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

Послание апостола Павла к Тимофею, Глава 1, стихи 1 - 7:

1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,
2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному
4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 17:20-25) Лк.17:20. Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие,

Господь часто в Своем учении упоминал о Царствии Божием. Но фарисеи, при слухе об оном, смеялись над Господом и поэтому приступили с вопросом, когда оно придет, в виде насмешки над Ним, как над чудаком, проповедующим о необычайном и странном предмете. Ибо никто из прежде бывших учителей и пророков не упоминал о нем (Царствии Божием). Или, быть может, имея в уме намерение свое по немногом времени убить Его, приступают к Нему с вопросом, чтоб им укольнуть Его и осмеять, как бы так говоря: Ты ведешь речи о Царствии, когда же настанет это Царствие Твое? Ибо на утро Ты предан будешь нами на смерть, воздет будешь на крест и много иного бесчестия примешь. Что же Христос?

отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,
Лк.17:21. и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

Он не отвечает безумным по их безрассудной мысли и безумию (Притч.26:4), но оставляет их блуждать относительно подобно-именности Царствия, и не открывает им ни того, о каком Он Царствии говорит (ибо они и не приняли бы), ни того, что Царствие сие не похоже на царство мирское, но есть Царствие премирное (Ин.18:36). Умолчав о сем, так как они по произвольной своей глухоте недостойны были слышать о сем, Господь о времени пришествия Царствия говорит, что оно неизвестно и не подлежит наблюдению; поскольку Царствие Божие не имеет определенного времени, но для желающего присуще во всякую пору. Ибо Царствие Божие, без сомнения, составляет жизнь и устроение себя по образу Ангелов. Тогда, говорится, поистине Бог царствует, когда в душах наших не находится ничего мирского, но когда мы во всем ведем себя выше мира. А такой образ жизни мы имеем внутри себя, то есть, когда захотим. Ибо для веры не нужно ни продолжительного времени, ни путешествий, но вера, и в след за верой – жизнь богоугодная, близки к нам. О сем самом апостол сказал: «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем» (Рим.10:8). Ибо, чтобы уверовать и, уверовав, ходить достойно звания, это внутри нас. Итак, фарисеи глумились над Господом за то, что Он проповедует Царствие, о котором никто не проповедовал. Но Господь объявляет, что они не понимают такого предмета, который находится внутри их и которого желающему очень удобно достигнуть. Ныне, когда Я нахожусь среди вас, вы, несомненно, можете получить Царствие Божие, если уверуете в Меня и решитесь жить по Моим заповедям.

Лк.17:22. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;

То есть, и вам присуще Царствие Божие, доколе Я нахожусь с вами. Присуще оно вам не потому только, что вы уверовали в Меня и последовали Мне, но и потому, что вы живете теперь с совершенной беззаботливостью, так как Я пекусь и помышляю о вас. Но когда Я не буду с вами, придут такие дни, что вы преданы будете опасностям, ведены будете к владыкам и царям. Тогда вы, как Царствия Божия, пожелаете теперешней безопасной жизни, какую ведете при Мне, и многократно пожелаете получить хотя бы один из Моих дней, то есть дней Моего пребывания с вами, как дней безопаснейших. Хотя они (ученики Господа) и в то время как с Ним были, вели жизнь не без трудов и опасностей, а терпели бегство с бегущим и оскорбление с оскорбляемым, но если прежние их приключения сравнить с будущими опасностями, то окажется, что они тогда были очень безопасны. Поэтому и при таком образе жизни, то есть при небольших опасностях и трудах, Царствие Божие было внутри апостолов; между тем как после Воскресения они были как бы пленники и изгнанники. Сими словами Господь приготовляет сердца апостолов к трудам и терпению и прежде сказывает им, чтоб они не соблазнялись (Ин.16:1).

Лк.17:23. и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, – не ходите и не гоняйтесь,

Не слушайте – говорит, – ничьих убеждений, будто Я пришел здесь или там.

Лк.17:24. ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

Ибо второе Мое пришествие, блистательнейшее и славнейшее, не ограничится каким-нибудь местом, а как молния не скрывается, но является с одного края земли на другом краю, так светло и явно будет и второе Мое пришествие и ни для кого не будет сокрыто. Итак, не сдавайтесь на соблазны лжехристов. Прежде Я явился в яслях и тридцать лет был в уничижении, но тогда будет не так: Я приду во всей славе, в сопровождении ангельских воинств и в одно мгновение.

Лк.17:25. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

Потом, поскольку предсказал им страшные бедствия, утешая их и убеждая переносить оные мужественно, выставляет им Себя в пример. Не дивитесь, – говорит, – если случатся с вами такие трудности, что заставят вас пожелать возвращения теперешнего Моего пребывания с вами. Ибо и Я Сам, имеющий явиться как молния, прежде должен много пострадать и быть отверженным, и потом прийти в этой славе. Пусть же это будет для вас убеждением к добродетели и ободрением к терпению, то есть смотрите на Меня и уповайте, что и вам за перенесение опасностей и за отвержение достанется в удел слава, подобно как и Мне.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский Сказав, что Сын Человеческий явится в день свой, как молния, мгновенно освещающая всю поднебесную (Лк.17:24), Господь прибавил: «Прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим» (Лк.17:25). По связи речи видно, что это «надлежит пострадать» должно предшествовать явлению Господа во славе. Следовательно, все время до того дня – время страданий Господа. В Своем лице Он пострадал в одно известное время; после же того, страдания Его продолжаются в лице верующих, – страдания рождения верующих, их воспитание в духе и охранения от вражеских действий, внутренних и внешних; ибо союз у Господа с своими не мысленный только и нравственный, а живой, ради которого все касающееся их воспринимается и Им, как главою. Исходя из этой мысли, нельзя не видеть, что Господь точно много страдает. Самые чувствительные скорби – это падения верующих; еще более чувствительны для Него отпадения от веры. Но это – заключительные уязвления; постоянные же стрелы – скорби и соблазны и колебания веры неверием. Речи и писания, дышащие неверием, – разженные стрелы лукавого. В нынешнее время много кузниц завел лукавый для кования таких стрел. Сердца верующих болят, бывая поражаемы ими и видя поражения других; с ними и Господь болит. Но явится день славы Господа – тогда откроются тайная тьмы, и страдавшие возрадуются с Господом. До того же времени надо терпеть и молиться.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.17:20–25)

Иеромонах Феоктист Игумнов

Вопрос, который задали Господу Иисусу Христу фарисеи и своим содержанием, и своей формой напоминает о вялотекущем споре между «физиками» и «лириками», то есть между теми, кто отдаёт первенство естественным наукам и теми, кто убеждён в превосходстве наук гуманитарных. «Физик» увлечён познанием устройства видимого мира, он стремится к точным ответам: где? когда? сколько? Он может потратить всю свою жизнь на эти поиски. Евангельские фарисеи подходят к Христу с позиции физиков, они пытаются узнать точную дату пришествия Царствия Божия. Но заданный ими вопрос содержит двоякую ошибку: во-первых, к духовным материям нельзя подходить с линейкой, весами или хронометром, а во-вторых, в их вопросе содержится ирония, ведь перед ними стоит бедный странник из Галилеи, Которого некоторые считают Мессией, но Который совершенно не похож на Мессию, способного сделать Израиль свободным теократическим государством. Их вопрос сродни тех вопросов, которые задают в специализированных клиниках людям, уверенным в том, что они наполеоны или клеопатры. Если бы на месте того, кому задают свои вопросы фарисеи не находился Христос Бог, то со стороны эта сцена была бы способна напомнить замыленный киносюжет: человек по ошибке попадает в психиатрическую лечебницу и все его ответы истолковываются докторами в неправильном ключе, из-за чего они делают вывод, что перед ними именно их пациент и принимаются за его принудительное лечение. Ответ Христа Спасителя о времени наступления Царства Божия краток. Но, как мы видим из евангельского текста, достаточен. Достаточен для того, чтобы фарисеи отошли в сторону и задумались над ответом. Вся их мудрость и все их умение вести нескончаемые диалоги куда-то исчезают. Ответ Христа достаточен и для того, чтобы понять: Царство Божие не во времени и пространстве, как и Бог не где-то в параллельном мире, оно, как и Бог нематериально, оно не имеет никакого отношения к физической реальности. Не имеет отношения к определённой стране или к определённому народу. Оно не имеет отношения ко времени. Оно уже здесь, и оно внутри. Оно не связано с какими-либо внешними факторами. И потому его невозможно определить с такой же точностью, с какой определены законы Ньютона или законы термодинамики. Но его можно увидеть. Например, в свете лица неизлечимо больного человека, каждое, самое малое движение для которого — невыразимая мука, но при этом он необычайно радостен и одними своими глазами способен утешить своих скорбящих родственников. Царство Божие можно увидеть и в лице любого человека, который проявил известное усердие, должным образом приготовился, очистил свою душу в таинстве покаяния и подошёл к Чаше с Телом и Кровью Христа Спасителя, стал причастником Его Пречистой Плоти и наследником Вечной Жизни, то есть жизни с Богом, которую не может отнять никакой из многочисленных неумолимых законов физического мира.

***

священник Стефан Домусчи

В сегодняшнем чтении мы слышим как фарисеи спрашивают Христа о пришествии Царствия Божия. В их вопросе на первый взгляд нет ничего необычного. Для многих из нас пришествие Царства Божиего равноценно апокалипсису, концу света, дату которого так хочется узнать. Однако судя по ответу, который дает Христос, фарисеи имели ввиду совсем не конец света, и даже нечто совершенно обратное, и Спаситель прекрасно их понял. Дело в том, что для большинства из тех, кто Его окружал, выражение Царствие Божие имело вполне конкретный смысл: это день, в который Бог посетит Своей многострадальный народ и восстановит его былое величие. Книжники и фарисеи читали о Давиде и Соломоне, о мощи их царства и о том, как Бог у пророков обещал восстановить славу Сиона, горы Святой.

Итак, в лице Христа они видят того, кто возможно тоже является пророком.. или лжепророком, они еще не знают и спрашивают его то о том, то о другом. И вот на вопрос, который их мучает, потому что они, в отличие от садукеев, стонут под властью язычников и не хотят с нею мириться, фарисеи получают совершенно неожиданный ответ. Вместо того, чтобы назвать дату или хотя бы обозначить приметы грядущей победы, Иисус из Назарета говорит им, что подлинное Царство Божие наступает неприметным образом. Это все равно как если бы к нам обратился бы кто-нибудь с вопросом, когда наконец получишь образование, имея ввиду, получение диплома, а мы ответили бы, что на самом деле образование приходит неприметным образом и никаким формальным наличием диплома на самом деле не определяется.

О чем же спрашивали фарисеи?

Им нужна была явная и ощутимая победа. Бог должен был все устроить, отомстить их врагам, покорить противников... Решить проблемы в рамках этого мира. Может показаться, что это что-то очень значимое, существенное, но так ли это на самом деле? Действительно ли они ожидали победы над злом? Над грехом? Над смертью? Или их интересы сводились к политической победе и были вполне приземленными? Судя по всему, последнее ближе к истине, а это значит, что в мировом масштабе изменилось бы не так уж много...

И что на самом деле имел ввиду Христос?

Царство Божие — это не временная и не пространственная категория, оно не приходит видимым образом, но оказывается внутренним состоянием. Царство Бога — это Царство в котором Бог Царь. Для любого верующего несомненно, что материальный мир, как творение Божие весь Ему подчинен, в то время как в лице человека Бог сотворил перед собой того, с кем Он может вступить в диалог, и от кого можно ждать только свободного ответа. Иными словами — как Творец Бог царствует во всем мире, но в сердце человека только тогда, когда человек признает Его своим Царем, когда заповеди, написанные на каменных скрижалях становятся заповедями нашей внутренней жизни. В свою очередь жизнь внутренняя прорастает во внешнюю, приносит Царство в межчеловеческие отношения, так что оно становится реальностью не только личной, но и Церковной жизни.

Человек, желающий обрести Царство как видимую реальность, найти его на земле, способен построить лишь подобие и иллюзию. Человек покорившийся Богу в своем сердце и сделавший внутренний закон законом внешним, оказывается причастен Его Царству независимо от времени и места, в которых живет.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О том, где находится Царство Небесное 

(Лк.17:20–25)

Протоиерей Вячеслав Резников

Однажды фарисеи спросили Господа Иисуса Христа: «Когда придет Царствие Божие»? Вопрос «когда?» может означать и «когда по времени»? и «при каких условиях»? Но Господь не ответил ни в первом, ни во втором смысле. Он неожиданно сказал, что Царствие Божие вообще нельзя понимать, как нечто внешнее. Оно не приходит, как приходит день, как приходят одно за другим времена года. И даже нельзя сказать, что оно вообще придет: «Не придет Царствие Небесное приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Заметим, что именно уже есть «внутрь вас». И поэтому даже и не дожидаться надо, когда оно, наконец, внутри нас образуется и появится, но – ужаснуться той мысли, что его в нас может не быть!

Человек вообще только тогда поистине живет, когда живет настоящим моментом. Как в притче: какое дело самое важное? – которое делаешь в данный момент. Какой человек самый главный? – который сейчас рядом.

Однажды послушник спросил старца: «Как спастись?

– А для этого надо угомониться.

– А как это?

– Вот, ты сейчас послушник, а, наверное, ждешь, когда тебя постригут?

– Да.

– А потом будешь ждать, когда тебя в иеродиаконы произведут, а потом в иеромонахи?

– Да.

– Вот, сейчас пост, а ты, наверное, хочешь, скорей бы Пасха?

– Да.

– И ждешь, когда лед сойдет, и паломники станут приезжать?

– Да.

– А вот когда тебе будет все равно, что пост, что Пасха, что лето, что зима, послушник ты или игумен, – вот тогда ты и угомонишься, и встанешь на путь спасения…

Иначе говоря, все и всегда должно быть пронизано светом Царствия Небесного. В любом событии должно быть ощущение радости и достаточности, ощущение Божьего присутствия и Божьей победы. И даже не «должно быть», а – есть на самом деле. Ведь кому ответил Господь, что «Царствие Божие внутрь вас есть»? Даже не ученикам, а – врагам, фарисеям. Потому что поистине оно есть в каждом, и для каждого. Надо только протянуть руку и взять. Только щелкни выключателем, и зажжется свет. И напрасно будем ожидать, что река времени сама по себе принесет нечто доброе. Даже если где-то по этой реке и плывет к тебе счастье, то одновременно и тебя, заснувшего и бездействующего, эта же река с такой же скоростью сносит по течению вниз.

О мере любви
(1Тим.1:1-7)

Протоиерей Вячеслав Резников

В послании к Тимофею, отправленному в Ефес устраивать церковную жизнь, Апостол Павел особенно просит вразумлять тех, кто занимался «баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере». И далее, говоря о конечной цели всех Апостольских трудов, Павел определяет ее, как «любовь от чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры».

Вот, сегодня опять о любви. Вчера мы видели урок человеку, желавшему узнать, кто его ближний, уверенному, что он знает, что такое любовь. Впрочем, есть традиция толковать вчерашний рассказ, как притчу о нашем спасении. «Впавший в разбойники» – погибающий в грехах человеческий род. Священник и левит – ветхозаветные закон и пророки, не давшие спасения. Самарянин – сам Иисус Христос. Гостиничник – епископ, которому вверено попечение о Божьих людях. Предполагаемое возвращение Самарянина – второе Христово пришествие. И как же хочется, чтобы это было, действительно, только притчей! Но слова «иди, и ты поступай так же» (Лк.10:37) звучат неумолимо ясно.

Итак, во вчерашнем рассказе Господь показал должную меру любви по отношению ко всякому, кого Он Сам в данный момент к нам приблизил. Но оставалась надежда, что, может быть, больше не попадется на моем пути чужой человек в подобной беде, и не придется мне, подобно священнику и левиту, снова пройти мимо. Но сегодняшнее чтение разрушает и эту лукавую надежду.

Господь говорит: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых: и блажен будешь, что они не могут воздать тебе: ибо воздастся тебе в воскресение праведных». Мы устраиваем пиры специально для близких сердцу. Но оказывается, надо звать тех, кто нам чужд, незнаком, а порой и грязен, и противен. И даже не ждать, что, может быть, сами случайно забредут, но – самим звать! Невероятно и непостижимо, как… сама любовь. Как, собственно, Сам Бог. Потому что, собственно, Бог и есть любовь (Ин.4:8).

И тут только одно может немного утешить и обнадежить. Вспомним, как еще в сомнениях бродя вокруг церковной ограды, мы с ужасом узнавали, что нам предстоит соблюдать посты, оставить те или иные греховные привычки, выполнять те или иные непривычные обязанности. И вот, сколь многое из этого уже стало для нас естественным и привычным, без чего мы уже не представляем своей жизни!

Церковный календарь. 5 декабрь

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 5 декабрь

Читаем Апостол. 5 декабрь

Благая часть. 4 декабрь

Мульткалендарь. 5 декабрь. Апостолы от 70-ти Филимон и Архипп и равноапостольная Апфия

Мульткалендарь. 5 декабрь. Благоверный князь Михаил Тверской

День ангела. 5 декабрь

Этот день в истории. 5 декабрь