28 ноября 2022 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Понедельник 25-й седмицы по Пятидесятнице

(2Сол.1:1–10; Лк.14:12–15)

Евангелие святого апостола Луки, глава 14, стихи 12 - 15:

12 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.
13 Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,
14 и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.
15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

2-е послание Апостола Павла к Солунянам , глава 1, стихи 1 - 10:

1 Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,
4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами
5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 14:12-15) Лк.14:12. Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.
Лк.14:13. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,
Лк.14:14. и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздается тебе в воскресение праведных.

На ужине было два разряда возлежащих – звавшие и званые. Господь прежде обратился с увещанием к званым, научил их спасительному смиренномудрию и предложил им пищу неизысканную, а потом воздает почесть позвавшему Его и отплачивает за угощение увещанием, чтобы он не делал угощений из-за какого-нибудь людского благоволения и ожидал тотчас воздаяния. Ибо малодушные, приглашая друзей или родных, делают это в видах скорой благодарности, и если не получают оной, то приходят в досаду. А великодушные, терпя до будущей жизни, получают вознаграждение от Того, Кто поистине богат (Еф.2:4, 7).

Лк.14:15. Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

Господь, говоря сие, отклоняет нас торговать дружелюбием. А некто, услышав сие и подумав, что Бог почтит и угостит праведников чувственными яствами, сказал: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием». Вероятно, он не был духовен, чтоб понять, то есть водился человеческими размышлениями. Ибо душевный человек таков, что ничему сверхъестественному не верит, ибо обо всем судит по законам природы. Бывают три состояния в человеке: плотское, душевное и духовное. «Плотское» – когда кто желает наслаждаться удовольствиями и радоваться, хотя бы это сопряжено было с причинением зла другим. Таковы все любостяжательные. «Душевное» состояние – когда кто не желает ни вредить, ни вреда получить. Такова жизнь по закону природы. Ибо это внушает нам и сама природа. А «духовное» состояние – когда кто ради добра согласен даже потерпеть вред и оскорбление. Первое состояние близко к природе, среднее – сообразно с природой, а третье – выше природы. Всякий, кто мыслит о человеческом и не может понять ничего сверхъестественного, называется душевным (1Кор.2:14), так как он водится душой и духом. Но когда кто водится духом и не живет уже сам, но живет в нем Христос (Гал.2:20), тот духовен, тот возвысился над природой. Итак, подумавший, что воздаяние святым будет чувственное, был душевен, так как не мог понять ничего сверхъестественного.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский В указании, кого звать на обед или вечерю, позаимствуй себе правило: не делать ничего для ближних в видах воздаяния от них здесь. Но это не значит, что ты будешь тратиться понапрасну. В свое время все тебе воздано будет. В Нагорной беседе о всех богоугодных делах – молитве, посте, милостыне – Господь заповедал творить их тайно, почему? Потому что Отец Небесный поступающим так воздаст явно (Мф.6:4, 6, 18). Стало быть, всеми трудами жизни своей христианин должен заготовлять себе будущее блаженство, строить себе вечный дом и предпосылать туда провиант на всю вечность. Такой образ действования – не интересанство, потому что собственно интересы ограничиваются здешнею жизнью, а такая жизнь идет в ущерб этим интересам. К тому же, жить так нельзя без веры, упования и любви к Господу. Действование по заповедям в чаянии воздаяния – также отрешенное действование. Между тем, оно ближе и внятнее сердцу, чем что-либо другое, слишком идеальное, как, например, делать добро ради добра. Этого последнего нигде в Писании не найдете. Высшее здесь побуждение: делай все ради Господа и не бойся потерь.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.14:12–15)

Протоиерей Александр Шаргунов

Господь сказал позвавшему Его в гости: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых». В этих словах — не запрещение звать таких людей ради доброго общения между родственниками и соседями. Но наши гости не должны быть исключительно из их числа. Из одного пира для богатых можно порой составить тысячи обедов для бедных. Не гордись такими пирами. Некоторые, подобно так называемым «новым русским», устраивают их напоказ, не задумываясь, что они — за счет ограбления многих и многих нищих. «Но зови нищих, увечных, хромых, слепых». Когда делаешь пир, зови тех, кому не на что жить, кто не способен заработать себе на жизнь. К ним должна быть обращена прежде всего твоя щедрость. У них нет самого необходимого. Позаботься о них, и они воздадут тебе своими молитвами. Они уйдут от тебя, принося благодарение Богу. Не говори, что ты в убытке, так как они не могут отплатить тебе. Тебе отплатят в воскресение праведных. Дела любви могут быть не вознаграждены в этом мире, но то, что есть в этом мире, не есть самое лучшее. Но творящий добро не потеряет своей награды.

«Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» Многие пророки Ветхого Завета говорят о мессианском пире. Наступит день, когда Бог устроит такой пир для Своего народа. Об этом пире думал человек, говоривший со Христом. Когда он говорил о блаженстве тех, кто будет зван на этот пир, он думал об иудеях, исключительно об иудеях, потому что для язычников и грешников не могло быть места на пиру Божием. Хотя Господь только что сказал, что звать следует тех, кто фактически исключен из человеческого общения. Тех, у кого нет ни денег, ни культурных, ни даже духовных возможностей для этого. Господь предлагает еще одну заповедь блаженства, неожиданную в своей первой части: «Блажен будешь, что они не могут воздать тебе». Бесперспективная по-человечески ситуация — основание для блаженства! Но поскольку приглашенные лишены всех средств, Сам Бог будет твоим должником за них.

Господь зовет нас к щедрости Отчей любви, несравненной, неколеблющейся, самоотдающей, всецелой. Как иначе можно понимать заповедь приглашать к себе нищих, увечных, хромых, слепых? Вот что важнее всего — наш дар без всякой надежды на воздаяние, чтобы мы научились любить, как Бог нас любит, не ища своего, но устремляясь к любви Христовой, которая есть тайна дара, всегда более глубокого, чем прежде, и все более потрясающего. Но это возможно только тогда, когда мы подлинно осознаем первую заповедь блаженства — о нищете. Тайна христианина — всецелая зависимость от Господа. Чем больше тебе дано, тем больше ты должен смиряться. Предел — непостижимо чудесен. Величие — в смирении и уничижении Господа и в Его благодати. Сила Господня велика, и смиренные возносят ей хвалу. Пир Царства Небесного — тайна Небесного Иерусалима, куда званы и мы восседать среди тысяч Ангелов и собрания перворожденных, чьи имена написаны на небесах. Это пир начинается здесь, и Церковь должна стать для нас основанием новой жизни, которая придает смысл и радость всему, что мы делаем. Она вводит нас в тайну Бога Живаго, совершая переоценку всех наших ценностей. Встретить Бога на пиру Пасхи и Божественной Евхаристии — значит встретить всех людей, собранных в тайне Бога. «Если кто любит Меня, — говорит Господь, — Я и Отец Мой придем к Нему и обитель у него сотворим».

Господь заповедует нам избрать приглашенными нищих, увечных, хромых, слепых, потому что Он хочет показать, что мы не можем ничего дать другим, кроме нашей нищеты. Бог дает нам то, что мы даем, и то, что мы есть. Этой заповедью Он хочет научить нас быть такими же, как Он, — прощать, потому что мы прощены, любить, потому что Он любит нас, отдавать себя Ему, потому что Он отдает Себя нам. Мы будем блаженны на том пиру тем блаженством, которое у Самого Бога. Возвышение смиренных и нищих в Царстве Божием — тайна воскресения мертвых. Это одна и та же тайна избыточествующей жизни, которую Бог уготовал для нас.

***

Иеромонах Феоктист Игумнов

Есть заповеди логически понятные, заповеди, результат исполнения которых либо очевиден сразу, либо же в обозримом будущем. Это те заповеди, которые имеют отношение к земному благополучию человека. Другими словами, их можно назвать естественными, естественным законом, который вложен в человека Богом и закреплён словами Священного Писания, по той простой причине, что мы имеем тенденцию своей жизнью помрачать нравственное чувство и переставать должным образом отличать белое от чёрного, хорошее от плохого. К числу этих заповедей можно отнести запрет на убийство, на воровство, на зависть. Христовы заповеди можно разделить на две большие категории, первая из которых представляет собой разъяснение и, если необходимо, уточнение естественных заповедей, а вторая имеет предметом своей заботы совершенно иную область. Эти Христовы заповеди говорят не о благополучии здесь и сейчас, они говорят о воздаянии в будущем, том будущем, которое ожидает всех после разлучения с телом, но которое, тем не менее, начинается и проявляет себя уже здесь. Сегодня мы услышали один из самых ярких примеров такого рода заповедей. Те слова, которые сказал Христос Спаситель в нынешнем евангельском чтении, никоим образом не помогут в земной жизни. Они, скорее, способны помешать. В самом деле, званый обед — очень хороший повод пригласить к себе полезных людей и сделать им нечто приятное, это замечательная возможность пообщаться в непринуждённой обстановке и с бокалом в руке обсудить важные вопросы, наладить новые контакты и обсудить будущие совместные проекты. Крайне сложно пренебрегать такой возможностью и звать на обед не тех, кто может быть полезен, а тех, кто действительно голоден; не тех, кто интересен как собеседник, а тех, с кем крайне неприятно общаться, кто неприглядно выглядит и дурно пахнет. И для того, чтобы делать так, как повелел Христос Спаситель, нужна твёрдая вера. Такая вера, которая способна двигать горы, то есть менять ландшафты не тяжёлой техникой и многомиллионными суммами, а одним лишь словом. Такая вера — удел очень немногих. История хранит имена тех, кто достиг такой веры, кто в ущерб всякой выгоде и житейской логике начал приглашать к себе нищих, увечных, хромых и слепых. Вера этих людей не принесла им ничего в земной жизни, они не сумели накормить всех голодных, помочь всем больным, но они исполнили слова Христа, стали Его учениками. Добро, которое они делали, сделано ими ради самого добра, то есть ради Бога. Но такой образ действий и образ мыслей не только следствие веры, он способен стать и началом веры, способен привести к твёрдой непоколебимой вере. И в этом, возможно, и есть единственная земная выгода: через понуждение себя к действиям по вере веру приобрести. Ту самую веру, которая лишает страха в нынешней жизни и дарует блаженную вечность со всеми угодившими Богу праведниками.

Церковный календарь. 28 ноября

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 28 ноября

Читаем Апостол. 28 ноября

Мульткалендарь. 28 ноября. Преподобный Паисии Величковский

Мульткалендарь. 28 ноября. Мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив

День ангела. 28 ноября

Этот день в истории. 28 ноября