29 Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
30 ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего.
31 Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
32 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.
33 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.
1 Павел и Силуан и Тимофей – церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
(Лк. 11:29-33) Лк.11:29. Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
«Когда... народ стал сходиться во множестве», Господь начал обличать неразумных. Между ними было несколько таких, кои желали, чтобы Иисус совершил знамение с неба; ибо говорили: знамения, какие Он творит, суть от земли, и Он творит их силой веельзевула, князя мира, имеющего власть над землей; а знамения с неба Он не может сотворить, потому что Он не есть Сын Отца Небесного. Поскольку некоторые так говорили, то Господь обличает их и говорит: дастся вам знамение, которое докажет, что Я – истинный Сын Небесного Отца. Какое же? «Знамение Ионы», то есть знамение Воскресения (Ион.2:1).
Лк.11:30. ибо кáк Иона был знамением для Ниневитян, тáк будет и Сын Человеческий для рода сего.
Ибо как он провел три дня во чреве китовом, так и Я пробуду три дня во чреве кита, великого животного, то есть ада, и воскресну. Когда Иона, выброшенный китом и как бы снова оживший, начал проповедовать, то ниневитяне послушались (Ион.3:3–6); а Мне и после Воскресения Моего род сей не поверит. Поэтому они будут осуждены за то, что не подражали ниневитянам, хотя здесь больше Ионы. Ибо Мое достоинство и способ проповеди представляют большое различие. Я – Владыка, он – раб. Я проповедую Царство Небесное, он – спасение от угрожающей погибели, Я совершаю чудеса, он не сотворил никакого чуда.
Лк.11:31. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
Лк.11:32. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.
Равным образом и «царица южная... осудит» род сей, ибо она приходила с конца земли слушать премудрости Соломона.
Под «царицей южной» разумей, пожалуй, и всякую душу, сильную и постоянную в добре. Объяснюсь. Север, когда служит символом местопребывания противника, Писанием не одобряется, потому что он холодит и наводит омертвение и оцепенение; а юг (как противоположный северу) одобряется, потому что южный ветер приносит теплоту, оживление, отогревает и оцепеневшие части. Поэтому и в Песни песней невеста, прогоняя север, говорит: «Поднимись... с севера и принесись с юга» (Песн.4:16), и пророк опять говорит: «И пришедшего от севера удалю от вас», то есть сатану (Иоил.2:20). Итак, душа, царствующая на юге, то есть в благодатной стране духовной жизни, и окрепшая чрез упражнение в деятельности, приходит слушать премудрость, то есть восходит к созерцанию. Ибо премудрость Соломона, мирного царя, есть созерцание Господа и Бога нашего, которого никто не достигнет иначе, если чрез упражнение в деятельности не сделается царем и владыкой в добродетельной жизни.
Лк.11:33. Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.
Поскольку завистливые иудеи, смотря на чудеса, по злобе ума превратно толковали их, то Господь и говорит следующее: люди, получившие «светильник» от Бога, то есть дар ума, которым мы смотрим, как бы светом нам данным, сокрыли рассудительность и, омрачив себя завистью, не видят чудес и благодеяний, хотя мы для того получили ум, чтобы поставлять на подсвечник, чтобы и другие «видели свет». По моему мнению, Он говорит так: фарисей! ты имеешь знание – это светильник. Тебе следовало воспользоваться сим знанием к тому, чтобы самому признать чудеса и другим объявить и объяснить, что они суть дела Сына Божия, а не веельзевула. Таким образом и «входящие», то есть вновь вводимые и начинающие, увидели бы свет. Ибо кто мудр, тот уже вошел; а кто еще учится, тот лишь входит.
«Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их» (Лк.11:31). За что? За равнодушие к делу совершаемому Господом пред их глазами. Та царица, услышав о мудрости Соломоновой, издалека пришла послушать его, а эти мужи, имея пред лицом Самого Господа, не внимают Ему, хоть очевидно было, что Он выше Соломона, «как небо выше земли» (Ис.55:9). И всех равнодушных к делам Божиим, осуждает южная царица, потому что Господь всегда и среди нас так же очевидно присущ в евангельских сказаниях, как было тогда. Читая Евангелие, мы имеем пред очами Господа со всеми дивными делами Его, ибо оно также несомненно, как несомненно свидетельство собственных очей. Между тем, кто внимает Господу так печатлеющемуся в душах наших. Мы смежили очи свои или обратили их в другую сторону, оттого и не видим; а не видя, не занимаемся делами Господа. Но это не извинение, а причина невнимания, столько же преступная, сколько преступно и самое дело, происходящее от него. Дело Господа наше первое дело, то есть спасение души. К тому, что от Господа, мы должны внимать и без отношения к нам, не тем ли более когда оно все обращено на нас, на устроение нашего существенного дела, значение которого простирается на всю вечность? Судите, сколь же преступно невнимание к такому делу!
Протоиерей Александр Шаргунов
Когда народ сходится во множестве, Господь дает ответ тем, кто требует от Него знамения, удостоверяющего Его небесное посланничество. Как часто в Священном Писании в устах Господа слова «род сей» — суровое обличение неверия. Бог отказывается дать знамение этому роду лукавому, кроме знамения Ионы пророка.
В отличие от Евангелия от Матфея знамение Ионы здесь не связано с его пребыванием во чреве морского чудовища, и потому — с Воскресением Сына Божия в утро Пасхи. Это знамение — призыв к покаянию, обращенный Ионой к ниневитянам — одному из самых жестоких языческих народов древности. Проповедь Ионы была услышана: царь и народ, сидя во вретище и пепле, отозвались на нее покаянным постом, в котором приняли участие даже животные. Подобным образом роду сему не будет дано иного знамения, кроме Сына Человеческого и Его проповеди. Есть одно только знамение — призыв к покаянию. Но не будем торопиться с выводами, будто Бог скуп на знамения. Притча о богаче и Лазаре ясно показывает, что кто не кается, слушая слово Божие, тот не покается, когда кто из мертвых воскреснет.
Господь знает, что Его проповедь среди иудеев не будет столь же действенной, как проповедь Ионы среди ниневитян. «Покайтесь — говорит Христос, — ибо приблизилось Царство Небесное». Его призыв к покаянию и чудо Крестной смерти и Воскресения — одно и то же знамение, прообразуемое Ионой пророком. И те, кто отвергает это знамение, пусть не ищет больше ничего, кроме собственной погибели. Ибо «Сын Человеческий и есть знамение для рода сего».
Мы слышим грозное предупреждение пренебрегающим этим знамением. «Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их». Ей было неведомо духовное богатство Израиля, но она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломона, потому что душа ее алкала истины. И вот, здесь больше Соломона. Однако эти жестоковыйные иудеи не обращают ни малейшего внимания на то, что Христос говорит им. Хотя Он стоит посреди их. «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его». Они покаялись от проповеди Ионы. А здесь звучит слово Самого Господа, несравненно превосходящее всякое иное слово, и никто из них не содрогнется, не покается, не обратится от злых путей своих.
Дар Божий и ответственность за него неотделимы друг от друга. Некоторые из нас помнят, наверное, как трудно у нас было для верующих достать Священное Писание в 60—70-е годы прошлого века. А еще раньше — в 20 — 30-е годы можно было поплатиться свободой и даже жизнью за распространение слова Божия. А теперь — пожалуйста, читай сколько хочешь — никого это не интересует. Нет на свете книги дороже Святой Библии. Но сегодня все чаще о ней могут цинично говорить как о классике — то есть как о книге, о которой всякий слышал и которую мало кому интересно читать.
Нам дан дар слышать слово Божие, и за этот дар мы ответим перед Богом. Мы свободны ходить в храм Божий и молиться там сколько угодно. И это — тоже дар, который стоил кому-то жизни. Беда в том, что многие пользуются нынешней свободой, чтобы не молиться вообще. И за этот дар мы тоже ответим перед Богом. Если нам дан Христос и Христово Евангелие, и Христова Церковь, если мы наследники даров Божиих, но ни во что не ставим их или отвергаем их, мы уподобляемся иудеям во времена земной жизни Спасителя, и мы подвергнемся такому же, как они, и горшему осуждению.
Не может быть большего знамения от Бога, чем Сам Бог, пришедший в мир на спасение всех. Какого же знамения, свидетельствующего о нашей вере, Бог ожидает от нас? Знамения жизни по вере, которую мы исповедуем. Богоизбранному народу был дан свет, и нам дается свет. Ибо Бог, зажегши свечу Евангелия, не поставил ее в сокрытом месте, под сосудом. Христос не проповедовал где-то в углу. Великая милость Божия — в том, что свет Евангелия поставлен на подсвечнике, чтобы все входящие в жизнь могли видеть его и могли видеть им.
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
В Евангелии есть такие слова Христа, которые способны вызвать в душе гордость и ликование о себе самих. Нынешний евангельский отрывок можно отнести именно к таким. Он радует. Господь Иисус Христос обращается к своим соплеменникам и современникам со словами обличения. Он говорит, что их ждёт суд, так как они видели Христа и не поверили Ему. Мы же не были свидетелями земной жизни Христа, мы не имели счастья увидеть Его своими глазами и поговорить так, как говорит человек с человеком. Мы не были очевидцами описанных в Евангелии чудес. Но несмотря на все это мы так или иначе, каждый в свою меру, верим во Христа или же хотим в Него уверовать. В этом наше отличие от тех христовых современников, которые требовали для себя особого знамения. Христос отказывается дать какое-либо знамение и говорит, что Он Сам — знамение, и что никакого другого знамения не будет. Казалось бы, мы молодцы, а Его непосредственные слушатели и современники — грубые, невнимательные, чёрствые и слепые люди.
Но, конечно же, Церковь не для горделивого внутреннего эффекта предложила нашему вниманию эти слова Христа. У нас тоже есть то, что мы не ценим и чего не имеют очень многие люди. Или же не имели ещё совсем недавно. Это, во-первых, возможность участвовать в богослужении и во-вторых, сам текст Священного Писания, который стоит на наших книжных полках на самом почётном месте, но читается, увы, крайне редко. Ещё реже он завладевает нашим вниманием целиком, он почти никогда не становится для нас главной Книгой, Книгой книг, не становится камертоном нашей повседневности. Мы часто задаём Богу вопрос: вот, я хорошо себя веду, я стараюсь воздерживаться от грехов, у меня это даже более менее получается, я соблюдаю посты, я слушаю правильное радио и смотрю правильные телеканалы, но где же моя награда? Где и в чем Твоё, Господи, благословение и благоволение ко мне? В чем проявляется результат моих трудов? Ответ на эти вопросы банален: награда, благословение и результат — это сама возможность быть, как принято сегодня говорить, практикующим христианином. Благословение — в возможности слышать и читать слово Божие, принимать участие в соборной молитве. Награда — в воздержании от оскорбляющего Бога и человека греха. То есть все заключено в самом факте жизни в Церкви, в возможности деятельного богообщения. Если же мы не ощущаем этого, не осознаем, не видим, то нас ни что не отличает от тех людей, с которыми будет судиться эфиопская царица, та самая, о которой повествует Третья книга Царств и о которой мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. Она услышала о мудрости Соломона и совершила весьма непростое путешествия для того, чтобы послушать его. Она искала мудрость и не боялась риска. Но мудрость Соломона невозможно сравнить с мудростью Христа, мудрость Соломона не может привести к бессмертию, а Христос и может, и приводит всякого, кто верит Его словам и исполняет их.
***
Священник Дмитрий Барицкий
Кто такой Иона? Это был древнееврейский пророк. Несмотря на высокое призвание, он резко выделяется из той череды служителей Бога, о которых мы читаем на страницах Священного Писания. Его пророческое служение наполнено странными поступками, которые мало вяжутся в нашем сознании с образом святого человека. Давайте вспомним его историю. Некогда столицей огромной Ассирийской империи был город Ниневия. Жители его были язычниками и проводили жизнь в грехе и разврате. И вот, Господь, посылает к ним Иону, еврейского пророка, чтобы он своей проповедью предупредил их: если не изменят образ своей жизни – весь город погибнет. Вместо того, чтобы исполнить поручение, Иона начинает роптать: «они, дескать, язычники, какое им спасение? Какая им проповедь? Обойдутся. Сами обрекли себя на гибель». Оканчивается все тем, что он пытается бежать от своей миссии на корабле в другую сторону лишь бы не исполнять порученное ему задание. Но от Бога не уйдешь. Корабль попадает в шторм. Моряки выясняют причину бури и бросают Иону за борт, где его проглатывает огромная рыба. Писание говорит, что три дня Иона провел в животе морского чудища, которое доставило его прямехонько к Ниневии. Иона вынужден проповедовать язычникам против своей воли. Удивительно, но его слова имеют поразительный успех. Горожане вместе с царем накладывают на себя пост и обращаются к Богу с молитвой, а в результате получают прощение. Однако еще более удивительна реакция Ионы. Окончив свою проповедь, он садится перед воротами Ниневии, чтобы наблюдать конец. Он уверен, что помилования не будет. А потому, когда Иона узнает, что Бог изменил Свои планы, он страшно разочарован и начинает роптать и недовольствовать, причем до такой степени, что Господу приходиться его в очередной раз вразумить. Вот о каком пророке говорит Христос.
Какой резкий контраст получается! С одной стороны своенравный Иона, который бежит от своей миссии, ропщет и недовольствует на Бога, Иона, которого буквально силой заставляют проповедовать язычникам, погрязшим во грехе, и те, несмотря на это, прислушиваются к его словам, меняют свою жизнь. С другой стороны – Спаситель, долгожданный Мессия, Сын Божий во всем покорный воле Отца, который проповедует отнюдь не язычникам, а благочестивым, верующим иудеям. И они Его не принимают.
В чем же причина их неверия? В отличие от жителей столицы Ассирии, которым хватило всего лишь слов нерадивого пророка, даровавших им спасение и жизнь, иудеи требуют дополнительных сверхъестественных свидетельств, знамений. В отличие от ниневитян они не могут рассмотреть самое главное чудо в Самом присутствии Спасителя среди них, в том, что Он обращается к ним со словами проповеди. Они не верят самому главному чуду – Его воскресению. Именно его Спаситель и называет знамением Ионы пророка.
Это важный урок для каждого, кто считает себя Христовым. Церковь, которую основал Спаситель, это не волшебный чемоданчик, набитый фокусниками, а также чудесными предметами и артефактами, которые в мгновение ока способны решить все проблемы на свете. Ее главное чудо и знамение – Сам Христос, который, словно Иона пророк во чреве кита, пробыл три дня в могиле и воскрес. С Которым мы реально, физически и духовно соединяемся в таинстве Причастия. Да, это чудо не поражает воображение. Как и все главное и важное в жизни оно обыденно и незаметно. Оно не щикотит нервы. Не доставляет ощутимого удовольствия. Оно ничего не меняет радикально. Ведь зачастую оно работает намного глубже наших чувств и мыслей. Однако лишь оно одно способно незаметно сгладить те острые углы, которыми так наполнены наши отношения с близкими. Лишь оно способно постепенно наполнить нашу жизнь едва ощутимым благоуханием и в итоге даровать нам спасение.
О любви, чуде и знамении
(Лк.11:29-33)
Протоиерей Вячеслав Резников
Однажды приступили к Господу Иисусу Христу «фарисеи и саддукеи, и, искушая Его, просили показать знамение с неба» (Мф.16:1). Но Господь ответил: «род сей лукав; он ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка».
Все, что делал Господь, это, во-первых, любовь и милосердие. Во-вторых, это всегда чудо, то есть свободное и независимое распоряжение всем, что в мире. И в-третьих, это еще и «знамение», то есть указание на Его высочайшее достоинство. Господь делает, а в результате получается и одно, и другое, и третье. Он и обличает тех, кто пытается оторвать одно от двух других. Любовь без чуда, это не любовь, а бессилие. Чудо без любви – всего лишь фокус. А просто знамение, это всего лишь – самореклама. И в том, что фарисеи в поисках знамения ухитряются не увидеть неотрывной от знамения всемогущей любви, Господь видит их безнадежное пребывание во тьме.
Чтобы рассеять эту тьму, Он приводит два как бы примера. «Как бы» – потому что всякий пример, это, во-первых, чей-то свободный выбор. Во-вторых, это – конкретное событие. А в-третьих, это еще и суд над тем, кто в подобной ситуации поступил не так. «Пример», это – как свеча, поставленная «на подсвечнике, чтобы входящие» не просто услышали о свете, но реально бы «видели свет», и спохватились бы, что их тайное вдруг стало явным.
Потому-то «царица Южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их». «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его». И как же не осудит их царица Южная! Она, женщина, оставляет надолго свое царство, и «от пределов земли», за тысячу верст, и не в кресле самолета, а на верблюде, по аравийской пустыне отправляется только затем, чтобы «послушать мудрости Соломона»! А «здесь», совсем рядом, Тот, Кто неизмеримо «больше Соломона».
И как же не осудят их Ниневитяне! Они поверили пророку Ионе, «и объявили пост, и оделись во вретища», «и крепко вопияли к Богу», и «каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих» (Иона 3,5-8). А «здесь» – Тот, Кто «больше Ионы», терпеливо зовет покаяться.
А что касается собственно «знамения», если так хотите его видеть, то – пожалуйста: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Ибо самое великое, что совершил Господь, это – Его жертвенная тридневная смерть, и воскресение. В этом, во-первых, высшее откровение Его любви; во-вторых, совершенная победа над косностью вещества, то есть, над смертью. И кто увидит в этом всего лишь «знамение», тот сам себя осудит последним, страшным судом.
|