49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;
52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.
24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,
25 которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие,
26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,
27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,
28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;
29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.
(Лк. 9:49-56) Лк.9:49. При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
Иоанн же, вступая в разговор, сказал: «Наставник! Мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему». Какая последовательность между словами Иоанна и словами Господа? Очень близкая. Поскольку Господь сказал, что «кто из вас меньше всех, тот будет велик», то Иоанн начал бояться, не худо ли они поступили, когда властно и гордо запретили тому человеку. Ибо запрещение кому-нибудь чего-нибудь обнаруживает в запрещающем не меньшего, но думающего о себе несколько более чем о том, кому он запрещает. Итак, Иоанн побоялся того, не гордо ли он поступил, запретив тому человеку.
Почему же ученики запретили этому человеку? Не по зависти, но потому, что считали его недостойным творить чудеса, так как он не получал вместе с ними благодати чудотворения, не был, как они, послан на то от Господа и вовсе не следовал за Иисусом. Что же Господь?
Лк.9:50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
Оставьте, – говорит, – его делать это; ибо и он сокрушает силу сатаны. Поскольку же он не препятствует вам в деле проповеди, не действует за одно с диаволом – значит он за вас. Ибо кто не против Бога, тот за Бога, подобно как тот – с диаволом, кто не собирает с Богом.
Подивись, пожалуй, и силе имени Христова, как действовала благодать при одном произношении оного, хотя бы произносящие были и недостойны и не были учениками Христовыми. Таким же образом и чрез священников, хотя бы они были и недостойны, благодать действует, и все освящаются, хотя бы священник был и не чист.
Лк.9:51. Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;
Что означают слова: «Когда же приближались дни взятия Его»? То означают, что настало время, в которое нужно было уже Ему претерпеть за нас спасительное страдание и потом вознестись на небо и совосесть с Богом и Отцом.
Когда наступило время страдания Его и взятия от мира, Он рассудил не ходить уже то туда, то сюда, но взойти в Иерусалим. Выражение: «восхотел идти» (по церковно-славянски – «утверди лице Свое») то и означает, что Он определил, решил, положил твердое намерение идти в Иерусалим.
Лк.9:52. и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
Лк.9:53. но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
Лк.9:54. Видя тó, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
Лк.9:55. Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
Лк.9:56. ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.
Посылает «вестников пред лицом Своим», чтобы они приготовили какой-нибудь прием для Него. Хотя Он знал, что самаряне не примут Его, однако ж, послал вестников, чтобы отнять у самарян всякое извинение, чтобы впоследствии они не могли сказать, что мы приняли бы Его, если б Он послал кого-нибудь перед Собой. Поступил Он так вместе и для пользы учеников Своих, а именно: чтобы они, когда увидят Его на Кресте в оскорблении, не соблазнились, но из настоящего случая научились, что как теперь Он незлобиво перенес презрение от самарян и даже самим ученикам воспретил возбуждать в Нем гнев на обидчиков, так и тогда терпит распятие не потому, будто бы Он бессилен, но потому, что долготерпелив. Полезно это для учеников и в том отношении, что Господь собственным примером научает их быть незлобивыми. Ибо они, взирая на Илию, дважды истребившего огнем по пятидесяти человек с их начальниками, и будучи еще несовершенны, возбуждали Господа на мщение обидевшим Его. Но Господь, показывая им, что Его Закон выше жизни Илииной, запрещает им и отводит их от такого образа мыслей, а напротив, научил их переносить обиды с кротостью.
Что означают слова: «но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим»? Не то ли ими говорится, что не приняли Его потому, что Он вознамерился пойти в Иерусалим? И если так будем понимать, что самаряне не приняли Господа потому, что Он вознамерился пойти в Иерусалим, то непринявшие Его не оказываются ли невиновными? Можно сказать, что евангелист говорит так: не приняли Его, и Он не вошел в Самарию; потом как бы кто спросил: почему же не приняли Его против воли и Он не вошел; неужели потому, что Он был бессилен или не мог войти, хотя бы они и не желали? В разрешение сего евангелист и говорит: не потому не вошел Господь, будто бы для Него не было это возможно, но потому, что Он Сам не желал войти туда, но вознамерился идти прямо в Иерусалим. Ибо если б не было у Господа такого намерения, то Он вошел бы в селение самарян и в том случае, когда они не желали бы сего.
Как относиться к неверам, неисповедующим Господа? Так же как Господь отнесся к непринявшей Его веси* Юная ревность, являющая много жару, хотела бы огонь низвести на них с неба, но ее сдерживает Сам Господь: «не знаете, какого вы духа»... (Лк.9:55) Господь Спаситель, в принятии Которого состоит и самое спасение, ничего не сделал непринявшим Его, но, минуя их, «пошел в другую весь*» (Лк.9:55–56), предоставив их самим себе. Так и ныне надобно: пусть неверы идут своею дорогою, а верующие своею. Есть Бог, Который всех разберет в свое время. О них жалость и молиться надобно; надо желать, чтобы они познали истину и изыскивать случаи намекнуть им о ней, а когда гласно станут нападать на истину, дать им отпор любовный, но вразумительный – и довольно.
Протоиерей Александр Шаргунов
«Наставник! Мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами», — говорят ученики Господу. «Не запрещайте, — отвечает Господь, — ибо кто не против вас, тот за вас». Чрезвычайно важно понять, что речь в таких случаях всегда идет не о безразличии к человеку, а о любви к нему. Не о толерантности, исходящей из равнодушия к истине, а о том, что Бог долготерпелив и многомилостив, и «всем человекам хочет спастись и в познание истины придти» (1Тим. 2:4). И мы должны быть терпеливыми по отношению к тому, кто не ходит с нами, — не потому что нам все равно, что происходит с ним, а потому что мы смотрим на этого человека глазами Христовой любви. «Не как на врага, которого надо уничтожить, — по слову блаженного Августина, — а на как заблуждающегося друга, которого надо спасти».
Упоминание об этом человеке перекликается с тем, что встречают посланные в Самарию впереди Господа ученики на пути Его в Иерусалим. «Там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Иначе говоря, — хочешь ли, мы устраним все преграды? Хочешь ли, мы сделаем так, что они будут жестоко наказаны за то, что не приняли Тебя? Хочешь ли, силой, священной силой (как это будет во времена «крестовых походов»!) мы подавим всякое сопротивление и устроим так, чтобы Ты мог остановиться в этом селении? Нет сомнения, что Ты должен остановиться там, где Ты хочешь. И пусть будут сожжены противящиеся Тебе.
Таким образом, прибытие в селение самарянское — момент настоящего кризиса, когда вестники Господа должны узнать, какой вести они носители. Господь идет в Иерусалим, в город, где Он будет «взят от мира». Есть еще время избрать другой путь или просто повернуть назад. Господь отказывается от этого. В Иерусалиме наступит час, ради которого Он пришел в мир. Здесь Он предаст Себя в полноте любовью воле Отца Небесного. Смысл Его пришествия — в Иерусалиме. Ни в каком другом месте. И Он восходит туда твердой поступью. Никто и ничто не остановит Его. Тем, кто хочет следовать за Ним, но ставит Ему условия, Он отвечает словом, которое не оставляет места для обсуждения. «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов; а ты иди, благовествуй Царство Божие». «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия».
Исполненный бескомпромиссности и любви, Господь зовет нас к такому же мужеству. Никто не может идти вслед Ему, не научившись этому. Каждый, кто хочет быть христианином, должен восходить в Иерусалим. То, с чего начиналась история Церкви, повторяется в конце ее. Мы уже давно не живем в христианском мире. Наши соседи редко разделяют с нами наши религиозные убеждения. В некогда православной стране утверждается равенство каких угодно верований и религий. Что касается православия, оно часто оттесняется многоликими искажениями его, а чаще всего — полным безразличием к нему большинства. Как никогда, от нас требуется твердая бескомпромиссность и мужественная верность фундаментальным ценностям Христова Евангелия. Слово, с которым апостол Павел обращается к верующим Коринфа, — обращено к нам. «Бодрствуйте, стойте в вере, — говорит он, — будьте мужественны, тверды», даже если вокруг вас возрастает число отступников. Мы не должны уступать никаким искушениям, а исполняться надежды, устремляясь к грядущему. Жить под водительством Духа, Который укреплял Господа Иисуса Христа в Его восхождении в Иерусалим. Наступило время, когда мы призываемся явить, что есть подлинное христианство. Иначе говоря, мужество мыслить и жить по-другому, чем мир, потому что мы — христиане. Не стать рабами его переменчивых мод и идеологий. Устоять в Христовой любви, как устояла в ней наша Церковь среди огненных испытаний минувшего века, не заразившись ненавистью к гонителям.
Но чтобы иметь эту крестную Христову любовь, мы должны, прежде всего, научиться у апостолов ревности о правде и славе Божией, неравнодушию к тому, что совершается в мире, — к поруганию Христа, к отвержению Его, во всецелом предании себя воле Его. «Хочешь ли, мы скажем», — говорят апостолы. И это значит: «Не так, как мы хотим, а как Ты хочешь, Господи. Да будет воля Твоя!» Нам надо приобщиться хотя бы в малой степени Крестным Страданиям Господа, где Он явил Свою любовь до конца. Тогда у нас откроются глаза, и мы увидим Христа, идущего на страдания и принимающего смерть не только ради тех, кто знает Его, но и ради тех, кто еще не знает Его и, может быть, даже отвергает Его.
Пусть у каждого из нас лицо будет ясным и твердым, как сказано в Евангелии, в хранении истины. Лицо идущего во Иерусалим. В Иерусалим земной, где совершаются до конца истории сражения ради того, чтобы наибольшее число людей могло покаяться и придти ко Господу. И в Иерусалим Небесный к Пречистому лику любви Христовой, обращенного всегда к Церкви Его святой, ко всему роду человеческому.
***
Священник Дмитрий Барицкий
Представьте себе ситуацию. Человек на протяжении долгих лет ухаживает за своим престарелым родственником. Покупает ему продукты, наводит порядок в квартире, выводит на прогулку. Вобщем, тратит на него большую часть своего времени, денег и душевных сил. Вдруг родственник умирает, не оставив завещания. Поскольку вы опекун, по логике, все наследство должно перейти вам. И тут, откуда ни возьмись, в самый последний момент появляется родня, которая также претендует, ни много ни мало, на добрую половину наследства. Справедливо? По букве закона, наверное, да. По-человечески, обидно, и вас гложет чувство, что с вами поступили несправедливо, а эти люди, которые прикрылась именем вашего почившего родственника, поступают подлецы. Вот именно с таким чувством апостолы запрещают человеку, который не ходил с ними, изгонять бесов именем Иисуса Христа. Они видят в нем выскочку и конкурента. В глазах учеников, которые думают, что их учитель вот-вот станет царем в Иерусалиме, он пытается занять место, которое в будущем царстве Мессии принадлежит кому-то из них. Это значит, что кто-то из них лишится своей части наследства. Это несправедливо, ведь именно они ходят со Христом и делят с Ним все тяготы Его странствований. Похожие чувства одолевают учеников и по пути в Иерусалим, когда их не пускают в селения самарян. Иаков и Иоанн даже призывают Христа использовать Его сверхъестественную силу и наказать обидчиков, которые не оказали им гостеприимства. Им горько, ведь они беззащитные путники, а с ними поступили так несправедливо.
Однако и в первом и во втором случае, Христос, отказывается восстановить такую, казалось бы, очевидную правду. Более того, он упрекает учеников в том, что их требования не имеют ничего общего с духом Евангелия. Оказывается Он пришел не для того, чтобы наказывать грешников и беззаконников, не для того, чтобы восстановить справедливость. Он пришел для того, чтобы дать всякому человеку шанс и силы сделать это самостоятельно. О чем же идет речь?
Как вы думаете, если собрать вместе всех злодеев, посадить их на огромный корабль, вывезти на необитаемый остров, поставить по периметру этого острова ангелов, решит это проблему несправедливости в мире? Если в добавок к этому накормить всех людей, дать им достойную зарплату, ликвидировать очереди, сделать медицину и образование качественными и бесплатными, в общем создать внешне идеальное общество, это поможет искоренить зло? Мы знаем, что подобных попыток в истории человечества было множество. Ни одна из них успехом не увенчалась. Ведь посмотрев на свою жизнь, каждый, наверное, согласится, что любая несправедливость, любое зло, в конечном счете, своими корнями уходит в человеческое сердце. Именно там рождаются дурные впечатления и помыслы, которые потом становятся реальными делами. А потому ни демонстрации, ни забастовки, ни революции, ни даже огонь с неба не помогут окончательно искоренить в этом мире несправедливость. Это всего лишь жалкие средства на время подавить симптомы. Зло как жило в сердце человека, так и останется там жить. И вопрос времени, когда его ростки пробьются и принесут горький плод в обществе внешне благополучных и обеспеченных людей.
Поэтому Христос никогда не призывал, например, к восстанию против Рима. Хотя многие именно этого от Него ожидали. Его призыв намного глобальнее: хочешь справедливости, начни с себя самого, вырви зло из своего сердца. А я дам тебе для этого все силы и возможности. И тогда вокруг тебя в этом мире возникнет пусть маленький, но вполне реальный островок правды, порядка и мира. Один из подвижников Русской Церкви, прп. Серафим Саровский, так перефразировал слова Спасителя: «приобрети мирный дух и вокруг тебя спасутся тысячи». Путь реального переустройства мира – путь изменения собственного сердца. Ведь именно через такого человека, душа которого очищена от зла и страстей, начинает действовать в этой жизни Сам Бог.
О тех, кто с нами, и кто против нас
(Лк.9:49–56)
Протоиерей Вячеслав Резников
Однажды один из учеников сказал Иисусу Христу: «Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что не ходит с нами». Но Господь сказал ему: «не запрещайте, ибо, кто не против вас, тот за вас». Этот отрывок часто приводят в доказательство, что вовсе не обязательно быть в едином стаде, в единой видимой Церкви.
Но ведь ученики в то время были еще плотскими, поэтому и Господь говорил с ними как с плотскими. Когда Святой Дух сойдет на них, то наставит на всякую правду: научит и как разрешать, и как связывать, и как присоединять к Церкви, и как отлучать от нее. Научит и как определять: кто в Церкви, а кто вне ее. В Деяниях Апостолов говорится, например, о некоем Аполлосе, который «был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил о Господе», но не вполне правильно (Деян.18:24-28). Когда же ему «точнее объяснили … путь Господень», он смиренно внял наставлениям. И через это выяснилось, что он «не против вас».
Но в общении с сектантами видим совсем другое. Видим слепоту ко всем аргументам. Они боятся взять в руки книгу по церковной истории. Они не хотят знать фактов участия Божией Матери и святых Ангелов в жизни людей. Разговоры с ними мгновенно превращаются в споры. В их учебных заведениях идет прямое натаскивание против Церкви, без конца повторяются обвинения, которые уже давно и многократно объяснены в церковной литературе. Приходилось слышать от них такие сладкие слова, что, дескать, просто все люди разные: одни хотят молиться в храме, другие – на травке почитать слово Божие. Но в своих собраниях они проповедуют, что Православная Церковь и есть тот самый зверь, в которого древний дракон, то есть диавол вдохнул свой дух (Откр.13).
Невозможно быть просто не с нами. Чтобы удержаться на плаву, им надо активно быть против нас. Они обязательно должны прямо или косвенно нападать на нас, потому что им надо объяснить, почему, вопреки словам Апостола, что «едина вера» (Еф.4:5), – у них все же своя, иная вера, которой всего сотня-другая, а то и десяток-другой, лет.
Слово Божие учит: «С внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». Духовный человек не будет желать, «чтобы огонь сошел с неба и истребил» всякого, кто не ходит за нами или не принимает нас. Он подойдет с любовью и кротостью, как Акила и Прискилла к Аполлосу. Он внимательно распросит о вере, изложит свою веру. И оттого, отвергнут ли с гордостью его слова, или со вниманием выслушают, будет ясно: с нами здесь или против нас. А дальше тоже по слову Божьему: «Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:10-11).
|